* Печатается по рукописи: ГАТО. Ф. 103. Оп. 1. Ед. хр. 1020. Л. 44-45 об.
Многие смешивают страх Божий с тем движением, которое скорее можно назвать боязнь Бога. Но это не есть чувство нам полезное и заповеданное религией.
Страх Божий заставляет нас опасаться более всего оскорбить Бога и Ему не быть угодным... Он беспокоится о том, что не заслужит награждения, между тем, как боязнь страшится заслужить только одного наказания... Страх Божий не препятствует любви, но нельзя любить то, чего мы боимся, а страх -- чувство сыновнее. Страх должен иметь ту основу в нашем сердце, когда мы видим все совершенства Божии и познаем Его справедливость. Надобно же, чтоб эта справедливость была удовлетворена, потому что Бог есть олицетворенная справедливость и рассудок заодно с верою говорит нам, что зло должно быть заглажено. И как причина также должен быть страх за сделанное нами зло.
Иисус Христос был жертва, принесенная для искупления всех истин, грехов: Высочайшее таинство! Будем подражать Ему; примем все горькие кресты, посылаемые нам Провидением, как средство загладить столько оскорблений так часто нами повторяемых... Мы все будет бояться пока не удовлетворим справедливость <...>.
Но самый этот спасительный страх закует наши страсти, оживит наши силы; разбудит в нас осторожность и сохранит нас от лжи и утомления; это обыкновенные подводные камни, если мы наше благочестие не сопровождается страхом.
О Боже! Благоволи дать мне этот дар и покажи мне самой себе такою, как Ты меня видишь, для того чтоб я была совершенно проникнута своим недостоинством и необходимостью Тебе служить и угождать лучше, нежели я доселе делала, чтоб наконец заслужить Твою милость и Благодать Твою.