Гольцев Виктор Александрович
Иностранное обозрение

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

ИНОСТРАННОЕ ОБОЗРѢНІЕ.

   Вся Европа слѣдила съ напряженнымъ вниманіемъ за парламентскими выборами въ Германіи. Важнѣйшими ихъ результатами являются разгромъ партіи свободномыслящихъ и усиленіе соціалъ-демократовъ. Послѣднее произошло въ значительной степени въ ущербъ представительству свободномыслящихъ, отъ которыхъ нѣсколько мѣстъ перешло и къ націоналъ-либераламъ. Группа свободномыслящихъ, отдалившаяся въ вопросѣ о военномъ законопроектѣ отъ Рихтера, теперь довольно тѣсно примыкаетъ къ націоналъ-либераламъ.
   Freisinnige Zeitung {Freisinnige Zeitung, No 143.}, признавая всю важность постигшей партію неудачи (партія эта теперь носитъ названіе свободномыслящая, народная партія, die freisinnige Volksyartei), настаиваетъ на томъ, что разрывъ съ сторонниками военнаго законопроекта былъ необходимъ. Несмотря на сокращеніе депутатскихъ полномочій партіи болѣе чѣмъ на половину, ея парламентская роль, полагаетъ Freisinnige Zeitung, будетъ значительна, если свободномыслящіе получатъ прочную организацію.
   Въ тронной рѣчи при открытіи новаго рейхстага императоръ Вильгельмъ II говорилъ, что со времени отклоненія военнаго законопроекта прежнимъ рейхстагомъ положеніе вещей въ Европѣ не измѣнилось и отношенія Германіи къ иностраннымъ государствамъ продолжаютъ быть дружественными, ничѣмъ не омраченными. Тѣмъ не менѣе, императоръ утверждаетъ, что усилить нѣмецкую армію необходимо, что соотношеніе германскихъ военныхъ силъ къ военнымъ силамъ сосѣдей неблагопріятно.
   Во время преній о законопроектѣ (правительство уменьшило свои требованія) Либкнехтъ справедливо замѣтилъ, что желаемое Вильгельмомъ II соперничество въ вооруженіяхъ вовсе не ведетъ къ сохраненію мира. Мы,-- говорилъ вождь соціалъ-демократовъ,-- предпринимаемъ въ настоящее время новое усиленіе милитаризма, черезъ полгода Россія и Франція постараются обогнать насъ, и эта безумная скачка сама, въ концѣ-концовъ, поведетъ къ войнѣ. Въ такомъ же духѣ говорилъ и клерикалъ Греберъ. Почему необходимо такъ спѣшить съ утвержденіемъ военнаго законопроекта,-- спрашивалъ ораторъ,-- когда само правительство признаетъ, что нѣтъ никакого повода къ тревогѣ, что Германіи никто не угрожаетъ? Канцлеръ мотивируетъ поспѣшность необходимостью дать, наконецъ, странѣ покой, Я тоже желаю покоя,-- возразилъ Греберъ,-- но не того, который связанъ съ постоянно ростущими вооруженіями, а хорошаго, мирнаго существованія государства, при которомъ народъ могъ бы работать спокойно и пользоваться результатами своего труда. "И потому, что мы, центръ, этою желаемъ,-- заключаетъ ораторъ,-- мы хотимъ положить конецъ вооруженіямъ. Мы противъ, безусловно противъ военнаго законопроекта".
   "Постоянный ростъ милитаризма,-- говорилъ Греберъ,-- ведетъ къ самымъ опаснымъ послѣдствіямъ для страны: опасна эта страшная власть въ рукахъ военныхъ, опасна привычка заниматься войной, но еще опаснѣе раздраженіе народа. Кто во время послѣдней избирательной борьбы прислушивался къ народному пульсу, тотъ не можетъ отрицать, что злоба и недовольство ростутъ, что глухой ропотъ все больше принимаетъ опредѣленное выраженіе: это -- ропотъ противъ высшихъ руководящихъ лицъ, ропотъ на главенство Пруссіи, ропотъ на существующій порядокъ". Какъ монархистъ и противникъ партикуляризма, депутатъ сожалѣетъ, что ему приходится констатировать такіе факты, но онъ увѣренъ, что раздраженіе народа еще усилится, если военный проектъ будетъ принятъ ничтожнымъ большинствомъ {Русскія Вѣдомости, No 178, Изъ залы рейхстага.}.
   Правительство, защищая военный законопроектъ, совершенно отдѣлило его обсужденіе отъ рѣшенія вопроса, съ нимъ неразрывно связаннаго: на какія же средства должно быть осуществлено усиленіе германской арміи? Изъ какихъ новыхъ источниковъ покроются новые и столь значительные расходы? Графъ Каприви неопредѣленно заявилъ, что интересы труда не пострадаютъ отъ проектируемыхъ налоговъ. Имѣется въ виду, между прочимъ, обложеніе биржевыхъ сдѣлокъ. Послѣдняя мѣра не можетъ не возбуждать сочувствія: пусть милитаризмъ питается капитализмомъ. Но, во-первыхъ, биржевые дѣльцы могутъ найти способы переложить налогъ на другихъ лицъ, хоть до нѣкоторой степени; этого налога, во-вторыхъ, будетъ, во всякомъ случаѣ, недостаточно для осуществленія военнаго закона.
   Въ виду непрекращающихся вооруженій во всѣхъ европейскихъ государствахъ, правительственныя лица и практическіе люди вправѣ называть утопіей стремленіе ко всеобщему миру и разоруженію. Не менѣе права имѣютъ и люди, для которыхъ война является печальномъ и грознымъ остаткомъ варварства, всѣми силами содѣйствовать распространенію здравыхъ въ этомъ отношеніи взглядовъ и гуманныхъ чувствъ. Конгрессъ Сѣверо-Американскихъ Соединенныхъ Штатовъ постановилъ, что онъ даетъ согласіе на заключеніе договоровъ о третейскомъ судѣ со всѣми государствами, которыя этого пожелаютъ. Въ англійскую палату общинъ 16 іюня нынѣшняго года Кремеръ внесъ предложеніе, въ которомъ выражается надежда, что британское правительство вступитъ по этому поводу въ соглашеніе съ великою американскою республикой. Предложеніе Кремера было поддержано Леббокомъ {Journal de St.-Pétersboura, No 151.}. Отвѣчая на это предложеніе, Гладстонъ призналъ, что милитаризмъ является величайшимъ проклятіемъ цивилизаціи. Англія за послѣднія шестьдесятъ лѣтъ четырнадцать разъ отдавала спорные вопросы на рѣшеніе третейскаго суда. Договоръ съ Соединенными Штатами можетъ быть заключенъ въ скоромъ времени, но запутанное положеніе вещей въ Европѣ не даетъ надежды на такое же скорое учрежденіе третейскаго суда при столкновеніяхъ между европейскими государствами. Формальное заявленіе въ пользу учрежденія такого суда несомнѣнно оказало бы содѣйствіе ослабленію милитаризма; но существуетъ и другой способъ вліять на сохраненіе мира: Гладстонъ считаетъ желательнымъ и возможнымъ созданіе центральнаго совѣта великихъ государствъ, въ которомъ сдерживались бы эгоистическія стремленія каждаго отдѣльнаго государства. Всего болѣе надеждъ великій государственный человѣкъ возлагаетъ на развитіе общественнаго самосознанія, на такое политическое воспитаніе народа, которое пріучало бы его руководствоваться въ сношеніяхъ съ другими народами требованіями справедливости. Въ заключеніе Гладстонъ предложилъ резолюцію, незначительно отличающуюся отъ предложенія Кремера:
   "Палата съ удовольствіемъ узнала, что конгрессъ Соединенныхъ Штатовъ уполномочилъ президента обращаться, когда къ тому представится случай, къ другимъ правительствамъ съ приглашеніемъ подвергать спорные вопросы на разсмотрѣніе третейскаго суда. Палата серьезно сочувствуетъ цѣли, которая имѣется въ виду, и выражаетъ надежду, что англійское правительство съ готовностью окажетъ содѣйствіе на этой почвѣ правительству Соединенныхъ Штатовъ". Предложеніе Кремера въ формулировкѣ Гладстона принято англійскимъ парламентомъ единогласно.
   Въ засѣданіяхъ австрійскихъ делегацій буковинскій депутатъ Лупутъ также поднялъ голосъ въ пользу всеобщаго разоруженія. Мы съ удовольствіемъ слышали,-- сказалъ Лупутъ,-- что отношенія Австріи къ другимъ странамъ не только хороши, но даже дружественны (рѣчь Кальноки). Къ сожалѣнію, поддержаніе мира, какъ оно практикуется теперь, обходится народу очень дорого и пагубно отражается на его благосостояніи. Если бы, полагаетъ делегатъ, австрійская дипломатія взяла на себя починъ въ дѣлѣ всеобщаго разоруженія, хотя бы оно шло въ скромныхъ размѣрахъ и медленно, то этимъ была бы оказана великая услуга и Австро-Венгріи, и всему человѣчеству. Графъ Кальноки въ своемъ отвѣтѣ призналъ предложеніе Лупута, при нынѣшнихъ условіяхъ европейской жизни, утопіей; но не подлежитъ сомнѣнію, что мирныя международныя связи все болѣе и болѣе крѣпнутъ въ Европѣ. Число международныхъ конференцій и съѣздовъ все увеличивается. На этихъ собраніяхъ принимаются не только рѣшенія, въ которыхъ выражаются гуманныя желанія, но и прямо практическія постановленія, часть которыхъ непосредственно переходитъ въ жизнь. Вліяніе такихъ конференцій, какъ недавняя международная санитарная конференція въ Дрезденѣ, ясно показываетъ, что наука и справедливость въ международныхъ отношеніяхъ далеко не пустыя слова. Отмѣтимъ кстати поучительную рѣчь, которую произнесъ герцогъ де-Брольи на ежегодномъ собраніи общества дипломатической исторіи (Société d'histoire diplomatique {Journal des Débats, 29 mai.}). Упомянувъ о томъ, что въ это время въ Парижѣ, въ предсѣдательствѣ де-Курселя, происходятъ совѣщанія международнаго третейскаго суда по вопросу о рыбныхъ ловляхъ и морскихъ промыслахъ въ Беринговомъ морѣ, де-Брольи замѣтилъ, что въ былыя времена и менѣе важныя столкновенія вели къ войнамъ, причемъ нерѣдко сила оказывалась побѣдительницею права. Придавать въ настоящее время преувеличенное значеніе третейскимъ судамъ, конечно, не слѣдуетъ. Многіе вопросы такимъ путемъ не могутъ быть разрѣшены: на это не согласятся либо обѣ, либо одна изъ заинтересованныхъ сторонъ; но было бы ошибкою уменьшать роль международныхъ трибуналовъ на томъ основаніи, что на ихъ рѣшеніе отдаются, сравнительно говоря, не существенно важные вопросы. Де-Брольи напоминаетъ, что споръ между Англіей и Франціей изъ-за канадскихъ дѣлъ былъ не важнѣе спора изъ-за ловли въ Беринговомъ морѣ, а повелъ за собою страшную войну (семилѣтнюю) и разрушеніе европейскаго равновѣсія. Подобный споръ между простыми промышленниками, замѣтилъ еще Вольтеръ, былъ бы умиротворенъ въ два часа; но между двумя коронами достаточно честолюбія или дурного расположенія духа какого-нибудь коммиссара, чтобъ опрокинуть двадцать государствъ. Сколько зла было бы устранено, восклицаетъ де-Брольи, если бы война сведена была лишь на крайніе случаи, еслибъ на долю сраженій было бы отведено лишь то, чего не могутъ уступить народная честь и независимость!

-----

   Въ концѣ іюня и въ началѣ іюля Парижъ переживалъ тревожные и печальные дни. На улицахъ великаго историческаго города происходило давно уже невиданное тамъ возмущеніе. Толпа вступала въ рукопашный бой съ полиціей и войсками, было много раненыхъ, нѣсколько человѣкъ даже убито. Многіе обвиняютъ парижскую полицію въ безтактности и жестокости. Со стороны и издалека разобраться довольно мудрено, но намъ представляется несомнѣннымъ, во-первыхъ, что демонстраціи начались по скверному поводу и что въ уличныхъ безпорядкахъ, во-вторыхъ, дѣло не обошлось безъ грабежа и безсмысленнаго разрушенія. Народу, у котораго всеобщая подача голосовъ, не пристало жаловаться на буржуазный порядокъ и, во всякомъ случаѣ, не подобаетъ стремиться къ его измѣненію столь безобразнымъ путемъ.
   Въ Парижѣ существуетъ общество, поставившее себѣ цѣлью бороться съ общественными проявленіями безнравственности. Во главѣ этого общества стоятъ лица, во всякомъ случаѣ, почтенныя: сенаторы Беранже и Жюль Симонъ. Беранже извѣстенъ, между прочимъ, тѣмъ, что онъ провелъ законъ, носящій его имя, по которому, въ опредѣленныхъ преступленіяхъ, обвиненный освобождается на первый разъ отъ наказанія (въ случаѣ вторичнаго преступленія онъ судится, какъ рецидивистъ). И вотъ, на одномъ изъ вечеровъ, устроенныхъ учениками Школы изящныхъ искусствъ, названному обществу пришлось обратиться къ судебной власти. Главнымъ украшеніемъ этого вечера были безстыдныя живыя картины, въ которыхъ участвовали почти совсѣмъ обнаженныя женщины. Судъ приговорилъ ученика-распорядителя и натурщицъ къ штрафу по 100 франковъ, но примѣнилъ къ нимъ упомянутый законъ Беранже. Ученики Школы изящныхъ искусствъ, къ которымъ присоединились многіе студенты другихъ заведеній, произвели передъ квартирами Беранже и Жюля Симона шумныя демонстраціи, къ нимъ присоединились охотники побуянить, а при случаѣ и пограбить, вмѣшалась полиція,-- и дѣло приняло тревожный характеръ. Безпорядки возобновились, когда правительство закрыло Биржу труда, въ которой засѣдали рабочіе синдикаты, не исполнившіе нѣкоторыхъ требуемыхъ закономъ формальностей для своего правильнаго существованія.
   Когда пишутся эти строки, телеграфъ принесъ извѣстіе, что Парижъ успокоился. Опасаются, однако, сильнаго неудовольствія рабочихъ вслѣдствіе закрытія Биржи труда и полагаютъ, что значительная часть парижскаго населенія не примешь на этотъ разъ участія въ національномъ праздникѣ 12 іюля. Намъ эти тревожныя предположенія кажутся весьма преувеличенными.
   Должно замѣтить, что лучшая часть парижскаго студенчества, главнымъ образомъ, молодежь, входящая въ Общую ассоціацію студентовъ, за свободу публичнаго демонстрированія обнаженнаго женскаго тѣла не вступалась и въ уличныхъ безпорядкахъ никакого участія не принимала. На недавнемъ банкетѣ этой ассоціаціи предсѣдательствовалъ, по выбору, конечно, студентовъ, Эмиль Золя, который произнесъ при этомъ замѣчательную рѣчь. Утверждаютъ,-- говорилъ знаменитый авторъ Жерминаля,-- обращаясь къ студентамъ, что ваше поколѣніе порвало съ нашимъ. Вы будто бы не кладете всей вашей надежды въ науку... Если еще не осмѣливаются предлагать молодежи бросить книги и покинуть своихъ наставниковъ, то уже появляются святые и пророки, которые проповѣдуютъ добродѣтель невѣжества. Золя признаетъ, что европейское общество переживаетъ кризисъ, что многіе утомлены отъ напряженной умственной жизни, а другіе близки къ отчаянію, потому что наука, разрушившая такъ много суевѣрій и жестокостей, созидаетъ такъ медленно, не заполняетъ у многихъ душевной пустоты, которую образовалъ быстрый потокъ сомнѣнія и точнаго знанія. Къ чему идти, если цѣль всегда удаляется? Лучше сохранять чистую простоту, дѣтское счастливое невѣдѣніе.
   Но развѣ наука обѣщала намъ счастье?-- спрашиваетъ Золя, и отвѣчаетъ отрицательно. Она обѣщала истину, и вопросъ лишь въ томъ, дастъ ли истина возможность достигнуть счастья. Страданій много на землѣ, много несправедливости, и Золя говоритъ, что его глубоко трогаютъ голоса, которые возмущаются этимъ и ищутъ отрады въ мистическомъ... Для меня,-- прибавляетъ Золя,-- для закоренѣлаго позитивиста,-- всѣ эти явленія, вся эта реакція является лишь понятною и скоропреходящею остановкой на пути прогресса. Даже и остановки нѣтъ, потому что музеи, библіотеки, лабораторіи отнюдь не пустынны, научная работа кипитъ во всѣхъ направленіяхъ. Не измѣнилась и демократическая почва новаго европейскаго общества. Грядущій вѣкъ будетъ торжествовать новыя и еще болѣе рѣшительныя побѣды науки и демократіи.
   Любопытно и въ высшей степени симпатично слѣдующее покаяніе самого Золя: въ литературѣ,-- сказалъ онъ,-- мы слишкомъ съузили кругозоръ; я лично сожалѣю, что былъ сектантомъ, желая, чтобъ искусство строго держалось только доказанныхъ истинъ. Золя заключаетъ горячимъ, краснорѣчивымъ призывомъ къ труду. Онъ говоритъ, что ему пришлось испытать и нужду, и много тяжелыхъ испытаній, но трудъ всегда спасалъ его и давалъ ему великое нравственное наслажденіе. Народъ силенъ лишь тогда, когда онъ трудится, и трудъ даетъ мужество, миръ и свободу {La Justice, No 4875.}.
   Здѣсь будетъ умѣстно напомнить о другой рѣчи, произнесенной также въ собраніи парижскихъ студентовъ (Cercle démocratique des écoles) извѣстнымъ профессоромъ Оляромъ весной нынѣшняго года. Это общество -- не политическій клубъ. Студенты собираются для того, чтобы въ непринужденныхъ бесѣдахъ, подъ руководствомъ компетентныхъ людей, пополнить пробѣлы, исправить недочеты своего міропониманія и воспитать въ себѣ отчетливыя и крѣпкія политическія убѣжденія.
   Оляръ (Aulard) преподаетъ въ Сорбоннѣ исторію французской революціи. Его рѣчь, также призывавшая къ знанію и труду, была съ восторгомъ привѣтствована студентами (она напечатана въ Justice, подъ заглавіемъ Наука, отечество, религія). На основаніи всѣхъ этихъ признаковъ, невозможно утверждать, будто реакція завладѣла западно-европейскою учащеюся молодежью, будто проповѣдь неокатоликовъ сдѣлала (или сдѣлаетъ) тамъ большіе успѣхи. Разумѣется, правильный ходъ образованія и воспитанія въ высшихъ учебныхъ заведеніяхъ въ весьма значительной степени зависитъ отъ правильной постановки средне-учебныхъ заведеній. Въ этомъ отношеніи въ Европѣ еще крѣпко держится рутина, но свѣжій духъ вѣетъ уже въ гимназіяхъ, лицеяхъ и колледжахъ Западной Европы.

-----

   Телеграфъ принесъ извѣстіе, что первая статья военнаго законопроекта принята во второмъ чтеніи большинствомъ одиннадцати голосовъ. Въ пользу правительственнаго проекта подали голоса консерваторы, націоналъ-либералы, отпавшіе отъ Рихтера свободномыслящіе, антисемиты и поляки. Ничтожное большинство, образовавшееся при такомъ странномъ сочетаніи парламентскихъ партій, сильно компрометируетъ побѣду графа Каприви. Половина рейхстага, представляющая половину германскаго народа, твердо и настойчиво высказывается противъ новаго усиленія милитаризма.
   Обсуждая положеніе партій въ парламентѣ, National-Zeitung говоритъ, что главною въ немъ представительницей либерализма является націоналъ-либеральная партія. Газета вновь нападаетъ на свободномыслящихъ и въ особенности на Рихтера за то, что они своею оппозиціей военному законопроекту довели дѣло до распущенія прежняго рейхстага. National-Zeitung ужасается успѣхами соціалъ-демократіи и полагаетъ, что теперь невозможна тираннія сверху, за то весьма возможна тираннія снизу {National-Zeitung, 27 Juni.}. Программою націоналъ-либеральной партіи ея главный органъ выставляетъ слѣдующія положенія: охраненіе личной свободы, какъ правило, необходимость каждаго уклоненія отъ котораго должна быть доказана; поддержаніе конституціонныхъ правъ всѣхъ гражданъ Германіи; отпоръ всѣмъ стремленіямъ получить выгоды лицамъ, группамъ или классамъ въ ущербъ общихъ интересовъ; открытая критика ошибокъ и недостатковъ въ дѣятельности правительства.
   Эта программа заключаетъ болѣе отрицательныхъ, чѣмъ положительныхъ указаній. Несомнѣнно, что свободномыслящіе, борясь съ военнымъ законопроектомъ, имѣли въ виду общіе интересы народа. Иначе понимаемые и оцѣниваемые общіе же интересы побуждали націоналъ-либераловъ подавать голосъ за усиленіе арміи. Когда правительство внесетъ проектъ новыхъ налоговъ для осуществленія военнаго закона, то націоналъ-либераламъ представится хорошій случай доказать, что они дѣйствительно будутъ противъ всякаго несправедливаго облегченія одного класса въ ущербъ всему народу.
   National-Zeitung отчасти права, упрекая бывшихъ свободномыслящихъ за то, что они были глухи къ нѣкоторымъ важнымъ вопросамъ жизни. Это справедливо по отношенію къ ихъ экономической программѣ, которая была близка къ теоріи полнаго невмѣшательства государства въ отношенія между трудомъ и капиталомъ. Быть можетъ, жестокій урокъ научитъ Рихтера и его единомышленниковъ, что разумное регулированіе этихъ отношеній со стороны парламента и правительства вовсе не нарушаетъ основныхъ требованій либерализма,-- наоборотъ, требуется ими, такъ какъ иначе индивидуальная свобода можетъ явиться пустымъ словомъ. Много лѣтъ тому назадъ намъ приходилось приводить историческія справки, свидѣтельствующія о правильности именно этой точки зрѣнія {Государство и самоуправленіе (Русская Мысль 1882 г.).}.
   Свободномыслящая народная партія не теряетъ бодрости. Въ счастьи не ликовать, въ несчастьи не впадать въ отчаяніе, -- выставляетъ девизомъ Freisinnige-Zeitung. Надо собрать вновь, организовать побѣжденную армію. Прогрессивная партія въ Германіи переживала еще болѣе тяжелыя пораженія и выходила изъ нихъ возрожденною. На послѣднихъ выборахъ, по вычисленію Freisinnige Zeitung, за свободномыслящихъ кандидатовъ подали голоса отъ 700 до 800 тысячъ избирателей. Цифра весьма почтенная и доказывающая, что партія не потеряла почвы. Рихтеръ предполагаетъ созвать съѣздъ представителей партіи для точнаго опредѣленія ея программы и улучшенія организаціи.
   Принимая въ соображеніе всѣ результаты недавней избирательной борьбы въ Германіи, можно съ увѣренностью сказать, что всякое ограниченіе всеобщаго избирательнаго права въ этой странѣ встрѣтитъ непреодолимое противодѣйствіе. На этотъ разъ мы можемъ указать, что движеніе въ пользу всеобщей подачи голосовъ распространяется и въ Австріи (теперь избиратель долженъ платить не менѣе пяти флориновъ прямыхъ налоговъ). Читатели знаютъ изъ газетъ, что въ послѣднее время въ большихъ австрійскихъ городахъ (въ Вѣнѣ, Прагѣ и др.) происходили внушительные митинги рабочихъ, на которыхъ выражались требованія измѣнить въ этомъ смыслѣ нынѣ дѣйствующій законъ. Движеніе начинается съ Цислейтаніи, какъ болѣе культурной половины имперіи, съ сильно развитою фабрично-заводскою промышленностью, но, конечно, оно перейдетъ и въ Венгрію. Не безъинтересны слѣдующія данныя о распредѣленіи въ этой послѣдней поземельной собственности. Изъ почти семидесяти милліоновъ акровъ {69.726,170 акровъ.} земли (что равняется 28 милліонамъ гектаровъ) въ частной собственности находится 46 милліоновъ, въ общественной (городской и сельской) -- 12,339, въ государственной -- 3,963, въ церковной -- 3,229 (главнымъ образомъ, у римско-католической церкви -- 2.183,950 акровъ, у православной -- 505,580, у протестантской -- 308,178). Изъ общаго числа семидесяти милліоновъ акровъ подъ лѣсами въ Венгріи находится 18.722,000 и 9.214,000 подъ лугами.

В. Г.

"Русская Мысль", кн.VII, 1893

   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru