Гольцев Виктор Александрович
К вопросу о положении учащих в народной школе

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

Къ вопросу о положеніи учащихъ въ народной школѣ

   При бывшемъ московскомъ комитетѣ грамотности, въ послѣдніе годы его существованія, была образована коммиссія для изслѣдованія положенія сельскихъ учителей и учительницъ. Коммиссіею, въ предсѣдательствѣ И. М. Чупрова, была выработана программа вопросовъ, составлены и разосланы бланки. На нихъ получено около 5,000 отвѣтовъ. Коммиссія сохранилась и въ обществѣ грамотности. Ея цѣлью является разработка полученнаго матеріала и изысканіе средствъ къ пособію учащимъ въ народной школѣ, преимущественно книгами и повременными изданіями. Средствъ на обработку и изданіе сразу всѣхъ полученныхъ свѣдѣній коммиссія не имѣетъ, поэтому, покуда не устарѣлъ матеріалъ, она разрабатываетъ ихъ по губерніямъ. Въ Педагогическомъ Листкѣ при журналѣ Дѣтское Чтеніе я напечаталъ замѣтку о положеніи учащихъ въ Тамбовской губерніи, въ журналѣ Образованіе о положеніи ихъ во Владимірской губерніи. Теперь коммиссія печатаетъ свѣдѣнія объ образовательномъ уровнѣ, экономическомъ положеніи и т. д. учителей и учительницъ въ Самарской, Пензенской и Тверской губерніяхъ. При сопоставленіи данныхъ начинаютъ обрисовываться особенности положенія учащихъ въ нашей начальной школѣ. Всѣ свѣдѣнія пріурочены къ 1 января 1895 г.

В. Гольцевъ.

Самарская губернія.

   Получено 116 отвѣтовъ (8 изъ Самарскаго уѣзда, 51 изъ Ставропольскаго, 13 изъ Бугульминскаго, 14 изъ Николаевскаго, 11 изъ Новоузенскаго, 12 изъ Бугурусланскаго и 7 изъ неизвѣстныхъ уѣздовъ).

0x01 graphic

   *) Въ нѣкоторыхъ изъ отвѣтныхъ листковъ упоминаются еще 6 лицъ, помощницъ и помощниковъ, и еще одна учительница, по обо всѣхъ этихъ лицахъ нѣтъ ни малѣйшихъ свѣдѣній. Вообще отвѣтные листы доставлены нѣсколько безпорядочно, такъ, напримѣръ, изъ одной школы отвѣтный листъ доставленъ помощницей учительницы, а листа учительницы и свѣдѣній о ней совсѣмъ нѣтъ и т. д.

Возрастъ.

   Средній возрастъ учителей -- 31 1/2 г.; младшему -- 21 г.; старшему -- 47 л.; учителей въ возрастѣ между 20--30 гг.-- 17 чел.; между 30--40 гг.-- 24 чел.; отъ 40--47 л,-- 7 чел.
   Средній возрастъ учительницъ (и помощи.) -- 27 3/13 г.; младшей 18 л.; старшей -- 54.
   Въ возрастѣ отъ 18--21=16 уч.; отъ 21--30=40 уч.; 30--40=15 уч.; 40--47=6 и одной=57 лѣтъ.
   Средняя продолжительность педагогической дѣятельности учащихъ -- 9% лѣтъ, причемъ одинъ учитель занимается педагогическою дѣятельностью -- 35 лѣтъ.
   Наименьшій срокъ службы -- 1 мѣсяцъ, наибольшій -- 24 года.
   Образовательный цензъ учащихъ таковъ:

0x01 graphic

   На курсахъ садоводства, огородничества и пчеловодства было 15 чел. учащихъ, и очень многіе изъ небывавшихъ на курсахъ выражаютъ желаніе учиться. Почти всѣ признаютъ эти курсы желательными и полезными, но очень многіе прибавляютъ, что эти познанія при настоящемъ положеніи учащихъ являются почти мертвымъ капиталомъ вслѣдствіе отсутствія земли, къ которой они могли бы приложить полученныя свѣдѣнія и знанія. Большинство жалуется на отсутствіе земли. На курсахъ одного пчеловодства было 2 и 1 былъ на курсахъ землед., энтомол., садов., огороднич. и пчеловодства.
   Изъ 128 чел. учащихъ членами какихъ-либо обществъ состоятъ только 11 чел. и 3 собираются вступить въ члены общества народной трезвости. Изъ 11 человѣкъ -- 2 состоятъ членами соревноват. общества народной трезвости, 4--членами "общества взаимной помощи учащимъ и учившимъ", 1 -- состоитъ членомъ обоихъ названныхъ обществъ (членскій взносъ 3 р. въ годъ), 1--членомъ "общества взаимной помощи учащимъ и член. миссіонерскаго общества (членскій взносъ 1 р. въ г.), 1--членомъ "Дома трудолюбія" и членомъ "Общественной библіотеки" (членскій взносъ 3 р. кажд.), 1 -- "наблюдателемъ метеорологической станціи при школѣ устр. главной физической обсерваторіи, 1--доставляетъ свѣдѣнія въ метеорологическую обсерваторію Инстит. сельск.-хозяйства и лѣсоводства (Люблинской губ.).
   На педагогическихъ или учительскихъ съѣздахъ было 20 учащихъ; одна учительница была 2 раза, другая 4. Кромѣ того изъ учащихъ двое были по два раза на учительскихъ собесѣдованіяхъ и 1 на частномъ съѣздѣ изъ 10--15 учителей. Всѣ признаютъ громадную пользу съѣздовъ какъ для дѣла педагогіи, такъ и для самообразованія, и почти всѣ не бывавшіе на съѣздахъ выражаютъ желаніе побывать на нихъ, только одна учительница говоритъ что "пользы не видитъ", а другая -- что "свое мнѣніе о съѣздахъ считаетъ неудобнымъ высказывать".
   Въ лѣтнее каникулярное время всего 9 чел. занимаются полевыми работами и 8 -- садоводствомъ, огородничествомъ или пчеловодствомъ. Большинство же выражаетъ сильное желаніе заниматься этимъ дѣломъ, считая его полезнымъ какъ для себя, въ матеріальномъ отношеніи, въ виду скудости заработка, такъ и для окружающаго крестьянскаго населенія, но не имѣетъ къ этому возможности; 4 учительницы лѣтомъ даютъ частные уроки, 1 служитъ смотрительницей въ крестьянскихъ "ясляхъ", 2 занимаются, по ихъ словамъ, "ручнымъ трудомъ", не опредѣляя его, и 1 употребляетъ часть лѣта на "путешествія съ религіозною цѣлью".
   Съ учениками занимаются садоводствомъ или огородничествомъ въ 7--10 школахъ, но недостатокъ земли настолько является помѣхой, что приходится имѣть только маленькій садикъ; 1 учитель садитъ деревья съ учениками на мѣстномъ кладбищѣ, другой во дворѣ школы.
   Большинство учащихъ на лѣтнія каникулы уѣзжаютъ въ городъ къ родственникамъ, или же занимаются домашними работами и чтеніемъ, когда является возможность; на недостатокъ книгъ для чтенія и самообразованія жалуется большинство.
   Учительскихъ библіотекъ изъ 116 школъ показано въ 54, но при этомъ часто смѣшиваютъ руководства и методики съ книгами для чтенія и количество экземпляровъ съ названіями, такъ что трудно получить ясное понятіе объ этихъ библіотекахъ. Изъ нихъ 20 имѣютъ отъ 40 до 98 книгъ, одна 104 и одна имѣетъ 200 кн. (педагогическихъ, духовно-нравственныхъ и историческихъ); въ остальныхъ -- отъ 7-ми 10-ти, 20, 30 и проч. книгъ, и часто разрозненные нумера журналовъ. Въ 5-ти школахъ (изъ 8-ми приславшихъ отвѣты) на счетъ самарскаго уѣзднаго земства получались нѣкоторые изъ слѣдующихъ журналовъ: Русская школа (въ 3-хъ), Городской и сельскій учитель (въ 3-хъ), Сельскій хозяинъ (въ 2-хъ), Образованіе (въ 2 хъ), Вѣстникъ Воспитанія (въ 1), Сельскій Вѣстникъ (въ 1), Вѣстникъ литературы, пчеловодства и Русскій пчеловодный листокъ (въ 1).
   На счетъ ставропольскаго земства, изъ 52 школъ (приславшихъ отвѣты), въ 41 получаются: Городской и сельскій учитель (въ 38), Историческій Вѣстникъ (въ 33), Новое Слово (въ 29), Русскій начальный учитель (въ 13), Родникъ (въ 10), Воспитаніе и обученіе (въ 2), Сѣверный Вѣстникъ (въ 3).
   Журналы держатся 5--6 дней въ школѣ и передаются въ другія школы.
   Бугульминскимъ земствомъ не выписывается журналовъ для школъ, только въ 2-хъ встрѣчаются: журналъ Россійскаго общества плодоводства и Огородничество и плодоводство.
   Николаевскимъ земствомъ также не выписывается журналовъ и не существуетъ даже библіотеки при управѣ; учителя страшно жалуются на отсутствіе книгъ и на то, что ихъ доставать негдѣ. Въ одной школѣ учитель достаетъ изъ волостного правленія газету Русь, въ другомъ -- общество выписываетъ Русь. Въ остальныхъ уѣздахъ также не выписывается земствами журналовъ и нужда въ книгахъ всеобщая. На собственныя средства журналы, книги или газеты выписываютъ 59 учащихъ изъ 128. Изъ нихъ 26 издерживаютъ отъ 3--10 рублей (1 учительница -- 1 р. 50 к.), отъ 10--15 р.-- 22 чел., отъ 15--20 р.-- 9 чел. (1 учитель выписываетъ на сумму 10--20 р. на счетъ общества), на 25 р. выписываютъ 2 и одинъ расходуетъ на журналы 12 р. и отъ 20--30 р. на книги.
   Отвѣты о числѣ учащихся получены изъ 113 школъ съ 132 учителями {Сюда включены помощники, о которыхъ нѣтъ другихъ свѣдѣній.}. Всѣхъ учащихся было 7,636 чел. На учителя приходится въ среднемъ выводѣ 58 учениковъ. Наименьшее число учениковъ въ школѣ съ однимъ учителемъ -- 23, наибольшее -- 150; съ двумя учителями наименьшее -- 40, наибольшее -- 195. Учебный годъ въ школахъ Самарской губ. коротокъ, большею частью онъ начинается 1 сентября и оканчивается въ маѣ, срединѣ или къ 1 іюня (около 50 школъ). Въ другихъ же начинается въ срединѣ сентября; въ 167 школахъ начинается между 1--15 октября и кончается въ маѣ и апрѣлѣ; въ одной школѣ начинается въ сентябрѣ 15 и кончается 5 апрѣля; въ одной кончается Пасхой, въ двухъ начинается въ сентябрѣ и кончается въ мартѣ. Нѣтъ и половины учителей, которые насчитывали бы болѣе 150 учебныхъ дней и если встрѣчаются учителя, показывающіе до 210 дней (неизвѣстно, съ вычетомъ ли праздничныхъ дней), то другіе показываютъ 110--117 дней, а одинъ -- 98. Въ среднемъ же выводѣ изъ всѣхъ полученныхъ отвѣтовъ число учебныхъ дней не превышаетъ 156 дней. На такое сокращеніе учебнаго года жалуются нѣкоторые учителя, говоря, что родители часто отрываютъ дѣтей среди зимы для домашнихъ работъ и раннею весной для полевыхъ; а это сокращеніе учебныхъ дней съ одной стороны и усиленныя требованія къ экзаменамъ съ другой вызываютъ необходимость дополнительныхъ занятій зимой. На такія дополнительныя занятія указываютъ 16 учителей, говоря, что употребляютъ на нихъ 2--3 часа въ день, а одинъ учитель говоритъ, что приходится заниматься въ "удвоенномъ размѣрѣ". Внѣ классныхъ занятій въ школахъ немного. Изъ 116 школъ, приславшихъ отвѣты: пѣніе преподается въ 29 школахъ, причемъ въ нѣкоторыхъ поютъ только въ школѣ молитвы, но въ большинствѣ случаевъ образуется церковный хоръ. Пѣніе преподается учителями, но въ 2 школахъ преподаетъ священникъ, въ 1 -- псаломщикъ, въ 1 или 2 -- особые учителя. Въ одной школѣ ученики пѣли въ церкви, но потомъ священникъ отмѣнилъ, "не находя это нужнымъ", говоритъ учительница. Пѣніе и гимнастика преподаются въ 7 школахъ; пѣніе и рукодѣліе въ 8 школахъ; одно рукодѣліе -- въ 6 школахъ (въ 2--3 шк., кромѣ шитья и вязанія чулокъ, учатъ вязанію кружевъ). Гимнастика преподается въ 1 школѣ. Въ одной школѣ учитель 2 часа занимается съ окончившими. Въ 2 школахъ, по требованію населенія, учитель преподаетъ счетоводство, писаніе дѣловыхъ бумагъ: прошеній, расписокъ, условій. Въ 2--3 школахъ, какъ говорятъ учителя, много времени удѣляется на измѣреніе земли. Праздничныя или вечернія чтенія ведутся въ 4 школахъ; занятія со взрослыми въ 1; чтенія для взрослыхъ въ 2. Одна учительница говоритъ, что очень желала бы устроить чтенія, но слишкомъ трудно получить разрѣшеніе.
   Жалованье учащимъ по всѣмъ отвѣтамъ, среднее:

0x01 graphic

   При разсмотрѣніи количества жалованья учащимъ въ Самарской губ. замѣчаешь, что нѣтъ разницы въ окладѣ учителей и учительницъ и средній выводъ опредѣляется сравнительнымъ количествомъ учащихъ обоего пола. Съ другой стороны, иногда трудно придти къ заключенію, чѣмъ опредѣляется цифра жалованья. Такъ изъ 8 отвѣтовъ, полученныхъ изъ Самарскаго уѣзда, среди учителей, получающихъ отъ 300--450 р., одинъ учитель получаетъ 200 р. До 1889 года въ Самарскомъ уѣздѣ существовала періодическая прибавка жалованья, но она была отмѣнена земскимъ собраніемъ. Норма настоящаго оклада неизвѣстна.
   Одинъ изъ учителей говоритъ, что въ Ставропольскомъ уѣздѣ школы дѣлятся на 3 разряда и въ каждый слѣдующій разрядъ переводятъ съ высшимъ окладомъ жалованья. Изъ показанныхъ цифръ низшая 200 р. при освѣщеніи и отопленіи, а высшая -- 300 р. Другой учитель говоритъ, что съ 1896 года предполагается періодическая прибавка жалованья черезъ каждые 3 года по 25 р.
   Въ Новоузенскомъ уѣздѣ одинъ учитель говоритъ, что существуетъ періодическая прибавка жалованья (черезъ каждые 5 лѣтъ по 50 р. и цифра жалованья доходитъ до 500 р.). Однако, изъ полученныхъ 117 отвѣтовъ, ни одинъ изъ учащихъ не достигаетъ этой цифры, а только 400 р. Есть учителя находящіеся въ данной школѣ отъ 10--15 лѣтъ.
   Въ Бугурусланскомъ уѣздѣ окладъ отъ 300--360 р.
   Въ Бугульминскомъ низшая цифра жалованья -- 120 р. при отопленій и освѣщеніи, высшая -- 450 р.
   Изъ 128 учащихъ родственникамъ помогаютъ 80 чел. Многіе содержатъ при себѣ родителей, другіе -- братьевъ, сестеръ и другихъ родныхъ и, кромѣ того, еще помогаютъ другимъ родственникамъ. Помощь часто доходитъ до большихъ размѣровъ: такъ, наприм., кромѣ собственной семьи, состоящей изъ 5 человѣкъ, еще удѣляется до 120 руб. для помощи родственникамъ. Другая семья состоитъ изъ 7 чел. и 40 р. удѣляется отцу. Одинъ отдаетъ четверть жалованья, 6 челов. до 100 р. и 3--4 отдаютъ половину жалованья. Школьныя помѣщенія изъ 116 школъ только въ 37 вполнѣ удовлетворительны, нѣкоторыя же никуда не годны, и учителя жалуются, что "при египетскомъ трудѣ" растрачиваютъ все свое здоровье въ отвратительныхъ школьныхъ помѣщеніяхъ, холодныхъ, тѣсныхъ, душныхъ, лишенныхъ вентиляціи. Также учительскія квартиры большею частью плохи, находятся ли онѣ при школѣ, или учителю приходится жить отдѣльно,-- многіе указываютъ на ужасныя гигіеническія условія, подрывающія силы и физическія, и нравственныя. Вообще, на предложенный вопросъ о положеніи учителей, и эти всѣ признаютъ его тяжелымъ, какъ въ матеріальномъ, такъ и въ нравственномъ отношеніяхъ. Ихъ отвѣты сводятся къ слѣдующему, приблизительно: 1) Недостатокъ жалованья, въ особенности для женатыхъ (всѣ имѣютъ дѣтей отъ 1--5 чел.) едва хватающаго на содержаніе и не дающаго возможность ни обезпечить образованіе дѣтей, ни отложить что-либо на случай болѣзни, или старости. 2) Отсутствіе пенсіи, обезпеченія. Большинство съ ужасомъ думаетъ о своемъ будущемъ, спрашивая, что ожидаетъ учителя въ будущемъ, когда тяжесть матеріальныхъ и нравственныхъ условій преждевременно надорветъ силы и здоровье? Ничего, кромѣ "голодной смерти", и одинъ учитель, въ подтвержденіе сказаннаго, приводитъ въ примѣръ свою предшественницу, умершую отъ чахотки "въ чужомъ углу, безъ копѣйки денегъ". Эта необезпеченность въ настоящемъ и будущемъ, говорятъ учителя, неблагопріятно отзывается на энергіи работы, ослабляетъ ту пользу, которую учителя могли бы принести окружающему населенію. 3) Многіе жалуются, въ земскообщественныхъ школахъ, на плохую постановку хозяйственной части, ставящей учителя въ полную зависимость отъ сельскаго начальства, и желали бы передачи хозяйственной части, очень плохо обставленной, въ вѣдѣніе земства. Вообще учителя указываютъ на то, что личность учителя -- "угнетенная, беззащитная", находящаяся во власти всякаго начальства. "Положеніе учителя самое жалкое: съ одной стороны нужно примѣняться, даже въ занятіяхъ, къ обществу; съ другой стороны -- прямое свое начальство ("громадныя требованія для экзаменовъ"), да и не прямое, приказываетъ,-- ну, и приходится лавировать между тѣмъ и другимъ... вѣчно подъ страхомъ!" Вслѣдствіе того, говоритъ учитель, "теряются любовь и рвеніе къ труду". 4) Изолированность учителей отъ товарищей, недостатокъ освѣжающихъ и ободряющихъ впечатлѣній (необходимость съѣздовъ и педагогическихъ собраній). Одна учительница говоритъ, что не желала бы перемѣнить свою дѣятельность, но боится "отупѣть". 5) Нужда почти всѣхъ въ самообразованіи и недостатокъ книгъ, которыхъ случается "не откуда достать". 6) Плохая организація школы вообще, неустройство (недостатокъ пособій, школьной мебели и проч.), частая зависимость отъ нерадѣнія къ школѣ и равнодушія населенія, когда при этомъ хозяйственная часть въ его рукахъ, частое отрываніе дѣтей отъ школы родителями, при строгости экзаменовъ, притѣсненія со стороны начальства, канцелярщина, отнимающая много времени и проч., и проч.,-- все это приводитъ къ тому, что почти уз учащихъ, несмотря на любовь къ дѣлу, стремится перемѣнить родъ дѣятельности, если не обратятъ вниманія на участь учителей и не введутъ улучшенія въ ихъ положеніе и нѣкоторое обезпеченіе въ будущемъ.
   На вопросъ объ отношеніи учащихъ съ мѣстнымъ населеніемъ получено 82 отвѣта, но 10 учителей говорятъ, что ихъ отношенія не опредѣлились по краткости пребыванія въ данной мѣстности и 8--9 человѣкъ отзываются неблагопріятно о своихъ отношеніяхъ къ населенію: отношенія "оффиціальныя", "формальныя", "вполнѣ ненормальныя, что объясняется вліяніемъ пришлаго люда, стремленіемъ населенія къ наживѣ посредствомъ торговли", "не миролюбивыя,-- населеніе безучастно къ школѣ, просьбъ не исполняетъ". "Если нужно учить, то относится дружелюбно, какъ кончилъ, такъ готовъ закричать на сходѣ: не нужно намъ учителя!" Въ остальныхъ же 64 случаяхъ отношенія "очень хорошія", "добрыя", "миролюбивыя", "интимнаго характера", "населеніе удовлетворяетъ нуждамъ школы, исполняетъ всѣ просьбы", "увеличиваетъ зданіе школы", "обращается за совѣтами, помощью", "выдаетъ награды (25--36 р.) за хоръ, пѣніе, за занятія, одно общество жертвуетъ 20 руб. на выписку книгъ, другое -- 50 р. на библіотеку въ память Александра III; одному учителю общество ежегодно жертвуетъ 2 десятины подъ посѣвъ; "крестьяне любятъ школу и наплывъ учениковъ все увеличивается", "бѣгутъ изъ церковно-приходской въ земскую", "крестьяне очень любятъ школу и со слезами просятъ позволить дѣтямъ сидѣть на полу, а въ благодарность приносятъ дары" (учительница обучаетъ взрослыхъ кройкѣ и шитью). Одинъ учитель въ доказательство любви населенія приводитъ, что одна вліятельная особа хотѣла удалить учителя и крестьяне ходатайствовали объ оставленіи его. Другой учитель говоритъ, что при поправкѣ церкви міръ выбралъ его главнымъ распорядителемъ, а затѣмъ хоръ при церкви, состоящій изъ учениковъ и нѣкоторыхъ взрослыхъ изъ населенія, довѣрилъ ему на деньги, собранныя за концертъ, посѣять нѣсколько десятинъ льну въ ихъ пользу съ правомъ поступать, какъ онъ сочтетъ нужнымъ и т. д.
   

Пензенская губернія.

   Получено 135 отвѣтовъ (23 изъ Краснослободскаго уѣзда, 25 изъ Паровчатскаго, 23 изъ Писарскаго, 18 изъ Мокшанскаго, 17 изъ Керенскаго, 13 изъ Саранскаго, 10 изъ Пензенскаго и 6 изъ другихъ уѣздовъ).
   Жалованье учащимъ, по всѣмъ отвѣтамъ, среднее:

0x01 graphic

   Образовательный цензъ учащихъ таковъ:

0x01 graphic

   Изъ 135 школъ, приславшихъ отвѣты, при 45 находятся учительскія библіотеки, составомъ отъ 10 до 350 томовъ. Библіотекъ, въ которыхъ сто и болѣе томовъ -- 4 (отъ 100 до 288). Книги учителя могутъ получать частью изъ библіотеки при уѣздномъ училищѣ, частью изъ уѣздной земской управы и отъ частныхъ лицъ. Въ 6-ти школахъ получается журналъ Плодоводство (на земскій счетъ и отъ училищнаго совѣта). На средства сельскаго общества выписываются журналы: Родина, Вокругъ Свѣта. На свой счетъ учителями выписывались: 5 экземпляровъ Родины, 4 экземпляра Нивы, 3 экземпляра Сѣвера. По одному экземпляру Русь, Сынъ Отечества, Недѣля, Гражданинъ, Свѣтъ, живописное Обозрѣніе и Вокругъ Свѣта. Одинъ учитель выписываетъ книгъ и журналовъ на 30 руб., другой -- на 16 руб., нѣсколько учителей и учительницъ по 10 руб., одинъ отъ 10 до 12 руб., 2 учителя по 9 руб. и еще нѣсколько отъ 3 до 8 руб. Изъ 140 учителей и учительницъ -- 31 были на учительскихъ съѣздахъ или педагогическихъ собраніяхъ. Почти всѣ признаютъ пользу такихъ съѣздовъ и собраній. 11 были на курсахъ пчеловодства, садоводства и огородничества (нѣкоторые жалуются на ихъ кратковременность). 3 были на курсахъ пѣнія, одна на курсахъ пѣнія и дидактики и еще одна -- на курсахъ ткачества. Многіе желали бы участвовать на съѣздахъ и учиться пчеловодству, садоводству и огородничеству. Большая часть учащихъ нуждается въ книгахъ. Отовсюду слышатся горькія жалобы на тяжелое положеніе учителя, на скудость средствъ, доставляемыхъ этой службой, и вообще на трудность тѣхъ условій, при которыхъ приходится вести школьное дѣло. Учитель нерѣдко выражаетъ желаніе перемѣнить учительскую дѣятельность на такую, которая давала бы лучшее вознагражденіе. Среди учительницъ такое стремленіе наблюдается рѣже. Отношенія учащихъ съ мѣстнымъ населеніемъ добрыя, часто дружественныя. Только нѣсколько учителей сообщаютъ, что имѣютъ мало отношеній къ крестьянамъ. 3 учителя называютъ отношенія недружелюбными, и основаніемъ служитъ та причина, что населеніе (мордвины) желало бы имѣть учителя не "русскаго", а изъ своей среды -- мордвина. Еще 2 учителей называютъ отношенія "индифферентными". Одинъ говоритъ про отношенія такъ: "враждебныхъ нѣтъ, но и хорошаго мало". Въ 40 школахъ обучаютъ пѣнію, въ 5 -- рукодѣлію, въ 10 -- гимнастикѣ, въ 6 -- огородничеству и садоводству, въ 1 -- ткачеству. Въ 2 школахъ происходятъ занятія во внѣклассное время по садоводству и огородничеству, еще въ 2--вечернія занятія со взрослыми по основнымъ предметамъ и пѣнію. Въ 7 школахъ въ воскресные и праздничные дни происходятъ чтенія съ учащимися и населеніемъ. Школьное помѣщеніе въ большинствѣ случаевъ неудовлетворительно. Нѣсколько чаще признается удовлетворительнымъ помѣщеніе учителя. Темно, тѣсно и сыро въ большинствѣ классныхъ помѣщеній. Вентиляція отсутствуетъ. Отвѣты о числѣ учащихся (къ 1 января 1895 г.) получены изъ 134 школъ, съ 145 учащими. Всѣхъ учащихся было 8,067 (на учащаго, въ среднемъ выводѣ, почти 56 учениковъ). Наименьшее число учениковъ въ школѣ съ однимъ учителемъ -- 25, наибольшее -- 160, со двумя учителями наименьшее -- 45, наибольшее -- 120, съ тремя наименьшее -- 72, наибольшее -- 148. Средній возрастъ учащихъ (143 оти.) почти 30 лѣтъ (наименьшій -- 17, наибольшій -- 62 г.). Средняя продолжительность педагогической дѣятельности 11 лѣтъ 1 мѣсяцъ съ нѣсколькими днями (144 оти.). Наименьшій срокъ службы (къ 1 янв. 1895 г.) 7 мѣсяцевъ, наибольшій -- 22 г. Женатыхъ и замужнихъ учащихъ 66, изъ которыхъ у 54 есть дѣти. Помогаютъ роднымъ 42 учащихъ. Помощь эта иногда не постоянна, иногда размѣры ея не показаны. Въ 9 случаяхъ (у 5 учительницъ) она доходитъ до половины жалованья (въ двухъ случаяхъ по 150 р. и въ нѣсколькихъ отъ 100--120). Въ каникулярное время 5 занимаются рукодѣліемъ, 5 учащихъ даютъ частные уроки, 1 -- преподаваніемъ пѣнія (нотнаго), 1 -- изученіемъ пѣнія, 12--огородничествомъ и садоводствомъ, 11 -- сельскимъ хозяйствомъ, 1-- пчеловодствомъ, 2--рыболовствомъ, 2 -- столярнымъ ремесломъ и 1 -- переплетаніемъ книгъ. Учебный годъ обыкновенно продолжается съ сентября по май мѣсяцъ включительно (въ 64 случаяхъ съ 1 сентября), въ 3-хъ случаяхъ онъ продолжается съ первыхъ чиселъ октября до первыхъ чиселъ мая, въ одномъ случаѣ съ 20 октября по 1 мая (155--160 учеби. дней). Въ виду неопредѣленности отвѣтовъ, въ которыхъ указываются иногда минимальныя и максимальныя цифры, въ однихъ случаяхъ вычитаются праздничные дни, въ другихъ этого не дѣлается; во многихъ бланкахъ число учебныхъ дней и совсѣмъ не указано, такъ что нельзя вывести ихъ среднее число; но будетъ не далеко отъ истины, если мы опредѣлимъ ихъ отъ 180--190 дней.
   

Тверская губернія.

   Получено 54 отвѣта (изъ Ржевскаго, Старицкаго, Весьегонскаго, Вышневолоцкаго, Корчевского и Калязинскаго уѣздовъ).
   Жалованье учащимъ, по всѣмъ отвѣтамъ, среднее:
   Учителямъ 215 р. 43 к.
   Помощникамъ 180 " -- "
   Учительницамъ 233 " 14 "
   Помощницамъ (?) " -- "
   
   Образовательный цензъ учащихъ таковъ:

0x01 graphic

   Въ Вышневолоцкомъ уѣздѣ при 3 школахъ есть библіотеки въ нѣсколько экземпляровъ педагогическаго характера (въ одной 6--7 экз.). Въ Весьегонскомъ уѣздѣ существуетъ библіотека, содержащая 18 томовъ (духовно-нравственныхъ -- 2, беллетр.-- 3, ист.-- 5 и друг.-- 8). Большинство учащихъ пользуется чтеніемъ книгъ изъ земской управы, за исключеніемъ весьма немногихъ, которые могутъ получать книги отъ частныхъ лицъ или же за дальностью разстоянія лишены этой возможности. Въ двухъ школахъ (не ясно на чей счетъ) выписываются: Читальня Народной Школы и Сельскій Вѣстникъ. На свой счетъ учащими выписывались -- 2 экз. Нивы (одинъ на счетъ попечителя), 2 экз. Родины, 3 экз. Недѣли, 2 экз. газ.-- Свѣтъ; по одному -- Русская Мысль, Русское Богатство, Звѣзда, Сѣверъ, Сынъ Отечества, Русскій Вѣстникъ, Русскія Вѣдомости и Биржевыя Вѣдомости. Одинъ учитель расходуетъ на книги и журналы 19 руб., 4 учителя по -- 12 р., одинъ отъ -- 5--12 р., одна учительница 13 р. (книгъ и журналовъ), одна -- 8 р. на книги, одинъ учитель выписываетъ журналъ Народное Образованіе 12 р.
   Рѣдкій изъ нихъ не выписываетъ книгъ и журналовъ. Часто обозначена сумма, расходуемая на журналы и книги, но не указано, на какіе именно. Изъ 54 учительницъ и учителей 7 были на учительскихъ съѣздахъ или педагогическихъ собраніяхъ. Почти всѣ признаютъ пользу такихъ съѣздовъ и собраній; 3 были на курсахъ садоводства, пчеловодства и огородничества (одна изъ нихъ, бывшая на курсахъ пчеловодста и садоводства, говоритъ, что постановка ихъ была такъ плоха, что пользы никакой учащіе не получили). Одна была на курсахъ молочнаго хозяйства. Многіе желали бы участвовать на съѣздахъ и на курсахъ плодоводства, садоводства и пчеловодства. Высказываются желанія о надѣленіи школъ землею. Нужда въ книгахъ большая. Часто на вопросъ: "по какому отдѣлу болѣе нуждается учащій",-- отвѣчаютъ: "по всѣмъ". Учащіе жалуются на плохо обезпеченное положеніе сельскаго учителя, только эта причина заставляетъ ихъ часто желать перемѣнить родъ службы. Учительницы не стремятся перемѣнить учительскую дѣятельность: недовольныхъ мало среди учительницъ, больше среди учителей. Отношенія учащихъ съ мѣстнымъ населеніемъ въ большинствѣ случаевъ очень хорошія, вообще же дружественныя. Одинъ учитель только называетъ отношенія "оффиціально-должностными", другой -- "обыкновенными", а третій -- "далекими". Въ 9-ти школахъ обучаютъ пѣнію, въ 2-хъ рукодѣлію, въ 1-й садоводству и въ 1-й пчеловодству.
   Въ 4 школахъ происходятъ вечернія занятія съ учащимися, въ 2-хъ воскресныя чтенія, въ 1-й чтенія со взрослыми по вечерамъ. Школьное помѣщеніе, въ большинствѣ случаевъ, неудовлетворительно. Помѣщеніе же учителя признается удовлетворительнымъ (удовлетворительнымъ классное помѣщеніе называютъ такое, наприм.: 14+9+5 арш., достаточно сухо, тепло и свѣтло). Темно и холодно въ большинствѣ классныхъ помѣщеній, почти во всѣхъ очень тѣсно. Отвѣты о числѣ учащихся (къ 1 января 1895 г.) получены изъ 48 школъ съ 49 учителями. Всѣхъ учащихся было 3,253 (на учителя, въ среднемъ выводѣ, почти по 68 учениковъ; наименьшее число учениковъ въ школѣ съ однимъ учителемъ -- 23; наибольшее -- 153. Наименьшее съ 2 учителями -- 73, наибольшее -- 167). Средній возрастъ учащихъ (52 отвѣта) -- почти 30 лѣтъ (наименьшій -- 19, наибольшій -- 52). Средняя продолжительность педагогической дѣятельности -- 11 лѣтъ, 8 мѣсяцевъ 13 дней (57 отвѣтовъ). Наименьшій срокъ службы (къ 1 января 1895 г.) около года, наибольшій -- 17 лѣтъ. Женатыхъ и замужнихъ учащихъ -- 13; изъ нихъ у 12 есть дѣти. Помогаютъ роднымъ 21 учащ. Помощь эта иногда непостоянна, иногда размѣры ея не показаны. Въ четырехъ случаяхъ (у 4-хъ учительницъ) она доходитъ до половины жалованья (въ 3-хъ случаяхъ по 120 р., въ одномъ -- 150 р.). Въ каникулярное время 11 учащихъ занимаются сельскимъ хозяйствомъ, 3 -- садоводствомъ, пчеловодствомъ и огородничествомъ; 1 -- занимается оспопрививаніемъ, 1 уч.-- переплетаетъ книги, 3--частными уроками. Учебный годъ обыкновенно продолжается съ сентября до мая включительно (въ 10 случаяхъ съ 1 сентября); въ одномъ случаѣ начинается съ 20 октября по 1 мая (144 дня). Въ одномъ случаѣ продолжается съ 15 сентября по 20 марта (73 дня). Въ виду неопредѣленности отвѣтовъ, въ которыхъ указываются иногда минимальныя и максимальныя цифры, въ однихъ случаяхъ вычитаются праздничные дни, въ другихъ этого не дѣлается; во многихъ бланкахъ число учебныхъ дней и совсѣмъ не указано, такъ что нельзя вывести ихъ среднее число, приблизительно можно указать отъ 150--160 дней.

"Русская Мысль", кн.VI, 1897

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru