Были ясные дни середины октября. Мы доживали последние дни в деревне. Ночью морозило, все кусты, трава, крыши, -- все покрывалось белым пушком серебристого инея. Когда всходило солнце, -- иней таял и сверкал бриллиантами в солнечных лучах.
Дети утром выходили гулять в пальто и калошах, а днем бегали в одних платьях, а иногда готовы были и платье сбросить, так делалось тепло, особенно в саду, за ветром.
Раз утром на кусте сирени, на ярком солнышке, дети увидали крупную серую
бабочку, с мохнатым тельцем, с большой толстой головой, со сложенными серыми, покрытыми красивым узором крылышками. Дети сняли бабочку с куста и принесли домой.
Должно быть, от холода бабочка окоченела. Она сидела на руке у старшей моей девочки почти неподвижно. Только изредка она шевелила усиками.
Дети решили, что бабочку надо отогреть, накормить и вообще приручить, потому что на воле она непременно замерзнет. Принесли кусочек сахара, капнули на него теплой водой и капельку сахарного раствора спустили на руку перед головкой бабочки.
Бабочка несколько секунд сидела неподвижно, потом вдруг потрогала капельку усиками и начала развертывать свой длинный хоботок.
Хоботок был у нее свернут, как часовая пружина, и раньше его совсем не было видно.
Бабочка протянула хоботок к капле сиропа и медленно начала ее высасывать.
Потом она свернула хоботок снова и поползла по рукаву на плечо, на шею девочки, щекоча ее коготками своих лапок. Должно быть она искала, где бы спрятаться на день, до сумерек. Бабочка была ночная.
Днем ночные бабочки спят, а в сумерки и ночью летают.
На голове у девочки бабочка расправила свои большие крылышки, сначала раздвинула их немного, потом сильнее и вдруг неслышно полетела и забилась в темный угол.
Оказалось, что крылышки у бабочки совсем не все серые, а нижние крылья красивого сиреневого цвета. Крылышки большие, сантиметров десять от конца одного крыла до конца другого.
Дети приготовили для бабочки жилье в пустом аквариуме.
Аквариум был пуст, потому что все его летние жильцы -- личинки, головастики, мелкие ракушки, за которыми наблюдали дети, -- уже были выпущены или вывелись и улетели. Водяные растения к осени отцвели и начали блекнуть.
Дети насыпали в аквариум песку, положили сухого зеленого моха, воткнули ветку сирени. Только на сирени и были еще зеленые листья.
Они положили на кукольную тарелку кусочек сахара, смоченный водой, и посадили в аквариум бабочку. Сверху аквариум завязали куском марли.
Бабочка забилась в мох и сидела до вечера так тихо, что все о ней забыли.
Но только начало темнеть, бабочка начала биться о стекло аквариума. Дети испугались, что она обломает себе крылья, и выпустили ее летать по комнате.
Бабочка летала всю ночь, а утром дети нашли ее в углу, накормили и снова посадили в аквариум.
Так жила у нас бабочка несколько дней и, странно, как будто привыкла к людям. Она иногда садилась вечером на протянутую ей руку. Может быть, ей нравилось, что рука теплая, так как в комнатах было довольно свежо. Может быть, она привыкла, что на руке можно найти каплю сиропа. Найдя его, она сейчас же развертывала хоботок и начинала его сосать.
Дети решили, что бабочка стала совсем ручная, что они увезут ее в Москву и она будет там жить у них до весны.
Но случилось не так.
Раз вечером, когда бабочку выпустили полетать, в комнату пробралась кошка. Один прыжок... и она схватила нашу сиреневую красавицу, придавила ее лапкой к полу и загрызла.
Дети ахнули, кинулись к кошке, но у них в руках были уже только красивые поломанные серые и сиреневые крылышки.
Они подняли их, положили в коробочку привезли в Москву в свою коллекцию.
Е. Горбунова. Уголек и другие рассказы. Рисунки В. С. Кизевальтер. М.: Посредник, 1934