Горлин Александр Николаевич
О царе, боге и чорте в сказках

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Вместо предисловия к книге "Сказки южных славян".


О царе, боге и чорте в сказках

Вместо предисловия к книге "Сказки южных славян"

   Сказка -- создание древнее. По ней можно судить о том, как жил народ в старину, во что он верил, как смотрел на вещи. Почти в каждой сказке говорится про царей, царевичей, королей, королевен, царь-девиц и про другие "высокие особы" старого, отжившего мира. Это, конечно, потому, что на той ступени человеческого развития, на которой сказки создавались, другого строя не было: народы и племена управлялись патриархально, -- во главе их всегда стоял какой-нибудь царь или царек. Но стоит нам внимательно почитать побольше сказок, и мы увидим, что народ вовсе не думал, будто такой способ управления -- самый лучший. Сказочный царь всегда изображается как самодур, а то и просто как дурак злой, жадный и завистливый. И в этой книге сказок -- чего только цари не проделывают: убивают без счета подданных, забирают себе в руки то, что им не принадлежит, бессовестно обманывают тех, кто им же служит. В одной сказке царь собирается, ни с того, ни с сего, перерезать своих двенадцать сыновей и уже готовит им гробы; в другой -- рубит голову старику, который просит у него награды за услугу; в третьей -- всячески отлынивает от исполнения обещаний. Понятно, что народ тяготился такими правителями. Но когда сказки создавались, он другого строя жизни еще не видал и не знал, и поэтому: единственное, что он мог придумать, была мысль:
   "Посадим-ка другого царя. И вот, если какой-нибудь народный герой: умный бедняк или благоприятствуемый счастьем молодой парень -- посрамлял царя и удачно отражал его самодурные выпады, то сказка иной награды не находила, как посадить и такого героя в цари. Где цари -- там и боги, то в единственном, то во множественном числе. Нигде так легко не познается создание человеком бога по своему образу и подобию, как в сказке. Особенно интересна в этом отношении болгарская сказка "Господь Бог и четыре брата". Облик царя небесного тут не из завидных! Правда, чудеса он творит исправно и без всякого затруднения, но нравственно он стоит очень невысоко: чтобы помочь своему любимцу, молодому парню, он обманом отнимает у другого невесту, а потом этого же любимца заставляет зарезать и зажарить собственного сына. О сказочном чорте много говорить не приходится. В сказках этой книги он так же глуп, как и в сказках других народов. Только в отличие от чертей других народов, его удается застрелить из лука. Изображая занятных богов и чертей, сказки дают также интересные типы их служителей. Особенно хороши дервиш-обманщик и одураченный священник-разбойник в сказке. Медведь и Дервиш".

А. Г.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

   Источник текста: Сказки южных славян / Пер. А. М. Ловягина; Под ред. [и с предисл.] А. Н. Горлина. -- М. ; Пг.: Гос. изд., 1923. -- 80 с.; 24 см.
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru