В. Н. Григорьев
Тоска Оссияна
----------------------------------------------------------------------------
Джеймс Макферсон. Поэмы Оссиана
James Macpherson
The Poems Of Ossian
Издание подготовил Ю. Д. Левин
Л., "Наука", 1983
Серия "Литературные памятники"
----------------------------------------------------------------------------
О арфа! пусть твой слабый стон,
Исторгнутый десницей устарелой,
Пробудит хоть на миг бесславный сон
Родительской страны осиротелой!
Пусть с сей скалы, подножия дубов,
Ровесников моей седины,
Прольется старца песнь. Реви с борьбой валов,
Осенний ураган, взрывай дубрав вершины!
Надвинь на свод пустых небес
Громады туч свинцовых!
Ты, ночь, раскинь свой креповый навес
И мрачные набрось на мир оковы!
Свершилось! нет того, чья сталь меча в боях
Как бы звезда победная блистала
И в вражеских трепещущих устах
Прощание с сей жизнью вынуждала...
Свершилось, нет Фингала!
События минувших дней,
Пожранных вечностию жадной,
Проснитесь в памяти моей:
Да огласит сей холм Фингала подвиг ратной!
Я помню (и тогда кипела кровь во мне
И меч дрожал в руке нетерпеливой):
Сверкали копьями - и в шумной вышине
Свистали стрелы боевые...
Железо тупится; со строем сшибся строй;
Удар в ответ удару стонет;
Фингал далек от нас: бегу к нему стрелой -
И что ж? врагов страх с тылу гонит!
Бегут лучей его копья:
Так утром дымные туманы,
Покрывшие восточные курганы,
Редит огнистая заря!
Катмора ищет взор Фингала, -
Сошлись; уж рок колеблется меж них...
Конец взгремел... И гордо отлетала
Душа Катморова в страданиях немых.
Но будь утешен ты, Катмор!
Фингал жалел твоей погибшей славы
И с гордостью вперял свой храбрый взор
На труп твой величавый!
Но должен ли я днесь тебя, родитель мой,
В пылу побед венчать венком лавровым?
Нет, нет! Мне суждено настроить голос свой
В надгробну песнь над холмом новым.
Недаром стон глухой трикраты сон лесов
Смущал полуночной порою;
Недаром гром гремел, и вой зловещих псов
Мне сердце раздирал тоскою;
Недаром арфа в черный день
Сама собою содрогалась,
Как будто бы чья жалобная тень
Эфирными перстами к ней касалась.
О, сколько бедствий в жизни сей
Судьба мне завещала!
Давно ль всхолмилася на лоне сих полей
Могила храброго Фингала,
И вечной ночи мрак смежил
Мои увлаженные вежды!
Мне мир, как гроб, лишенному светил,
Лишенному надежды!
Одна осталась мне отрада - обнимать
Твой прах холодными перстами.
Ты зришь меня, но мне тебя уж не видать!
Когда ж, когда ж воздушными крылами
К тебе, родитель, понесусь
В надоблачный чертог летучий?
Когда с землею я прощусь,
Где шаг - то друга гроб или курган могучих?
Узрю ль тебя, желанная страна?
Отопрутся ль врата отчизны?
Железная судьба, ты хочешь, чтоб до дна
Испил я чашу горькой жизни...
1822
ПРИМЕЧАНИЯ
Соревнователь просвещения и благотворения, 1822, ч. XX, кн. 3. с.
320-323. Подпись: В. Гр. Печ. по автографу 1840-х гг. (Гос. публичная б-ка
им. М. Е. Салтыкова-Щедрина).
Василий Никифорович Григорьев (1803-1876) начал писать стихи еще в годы
учения в Петербургской губернской гимназии, которую он окончил в 1820 г.
Первый его опыт "Гимн Солнцу" - вольное переложение отрывка из поэмы Оссиана
"Картон" (позднее опубликовано: Благонамеренный, 1821, ч. XIII) - привлек
внимание профессора словесности Н. И. Бутырского, который своим поощрением
побудил Григорьева не оставлять поэтического творчества. Поступив в 1821 г.
на службу в Экспедицию о государственных доходах, Григорьев начинает
печатать в журналах свои стихи, преимущественно переводы, знакомится с
петербургскими литераторами и посещает заседания Вольного общества любителей
российской словесности, куда он был принят в конце 1823 г. по представлению
К. Ф. Рылеева. Еще до принятия в общество Григорьев представлял туда свои
стихи для обсуждения и последующего опубликования в органе общества
"Соревнователь просвещения и благотворения". "Тоска Оссияна" обсуждалась на
заседании 23 октября 1822 г. при участии Рылеева и А. А. Бестужева (см.:
Вазанов В. Ученая республика. М.-Л., 1964, с. 422). Это стихотворение -
самостоятельная разработка некоторых мотивов поэм "Бератон", "Темора" и др.
Выдвижение на первый план героического аспекта темы вводит стихотворение в
русло декабристского оссианизма.