Грузинцев Александр Николаевич
Грузинцев А. Н.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   ГРУЗИНЦОВ, Грузинцев Александр Николаевич (ок. 1779 -- не ранее мая 1819 *, не позднее 1821 **), драматург, поэт. Предки Г., груз. происхождения, в 1761 приняли рус. подданство и были записаны "груз. дворянами". Отец Г.-- помещик Саратов, губ.; городничий в Юрьевце-Поволжском; заметив страсть 14-летнего Г. к стихотворству, стал читать ему А. П. Сумарокова и М. В. Ломоносова, а также возбудил в сыне "желание к древним языкам" (посвящение в пьесе Г. "Покоренная Казань"). В 1795 Г. был записан в л.-гв. Преображен, полк сержантом и через год по именному указу Екатерины II "пожалован к статским делам капитаном"; до 1799 жил в Юрьевце-Поволжском; в 1799--1805 служил в Московском, а в 1806--08, по-видимому, в Виленском комиссариатском депо (комиссионер 8-го кл.). Ок. 1806 женился на дочери "прусского барона А. Д. Ре-винской" (к 1816 уже вдов). В 1810 служил в Дирекции имп. зрелищ и музыки, пом. члена по репертуарной части. Затем жил в Петербурге, сильно нуждаясь.
   В 1802 в ж. "Новости рус. литры" (ч. 4) были опубл. его первые произв.-- стих. "Чувства по прочтении "Театра" славного франц. трагика г-на Шенье", статьи "Рассуждение о драм, творениях" и "Экзамен "Хорева""). Несмотря на резкую критику соч. Сумарокова, здесь подчеркнуто декларируется приверженность Г. классицизму: высшие авторитеты в драматургии для него -- П. Корнель, Ж. Расин и Вольтер, трагедии же У. Шекспира -- неизмеримо ниже французских. Тогда же Г. создает стихотв. трагедии "Нума Помпилий" и "Демофонт" (не опубликованы). Появление трагедии "Электра и Орест" (СПб., 1810; пост.: СПб., 1809) вызвало оживленную журн. полемику ("Цветник", 1809, No 11, 1810, No 8; ВЕ, 1811, No 7, 9). Критика В. А. Жуковского, выпады А. Ф. Воейкова в "Вест. Европы" (ср. также уничижит, характеристику Г., данную Воейковым в "Парнасском адрес-календаре"), предупреждая эпиграммы К. Н. Батюшкова,
   В. Л. Пушкина и П. А. Вяземского, показали полное неприятие творчества Г. писателями-карамзинистами -- при неизменном благоволении к нему архаистов (А. А. Шаховского и П. А. Катенина -- PC, 1911, No 6, с. 607). Поляризация мнений была вызвана известным противостоянием драматургии Г. творчеству В. А. Озерова.
   Г. в своих стихотв. "античных" трагедиях часто обращался непосредственно к подлиннику: если в "Электре и Оресте" он более следовал за Вольтером ("Орест"), чем за Софоклом, то "Эдип-царь" (изд. и пост. СПб., 1811), самое удачное произв. драматурга,-- ближе к одноим. трагедии Софокла, хотя и в ней учтен опыт Вольтера ("Эдип"). Трагедия "Ираклиды, или Спасенные Афины" (СПб., 1815; пост.: СПб., 1814), аллюзионно имеющая в виду события 1812, подражает только др.-греч. источнику ("Гераклиды" Еврипида).
   Обращался Г. и к отеч. истории. Кроме трагедии "Покоренная Казань, или Милосердие царя Иоанна Васильевича IV, проименованного Грозным" (СПб., 1810; пост. 1813) ему принадлежат патриотич. (о победе в Отеч. войне 1812) поэма "Спасенная и победоносная Россия в девятом надесять веке" (СПб., 1813) и обширная эпич. поэма "Петриада" (СПб., 1812; 2-е изд. с подзаголовком "перетворенная" -- СПб., 1817; рец.: ВЕ, 1812, No 19--20; преувелич. самооценка в письме Н. П. Румянцеву -- ГБЛ, ф. 255, к. 7, д. 44). В "Петриаде", подражающей гл. обр. "Россияде" Хераскова, особенно проявились черты, от к-рых не свободно творчество Г. в целом: тяжесть и неуклюжесть слога ("Умолкшу грому бить в полях войны плачевной / Где храбрых трех племен крутился подвиг гневной" -- начало песни 7-й), морализаторство, статичность и нечеткость характеров. Связав с юных лет свою творч. судьбу с отживающим лит. течением, писатель сам обрек на забвение свои произв., тщательно выписанные по законам классицизма.
   Др. произв. Статьи: "Экзамен "Лизы, или Торжества благодарности"" (ж. "Новости рус. литры", 1803, ч. 6), "Похвала господину Сумарокову", "О вкусе партеров" (обе -- там же, ч. 7); стих. "Гимн Богу", "Отрывок из трагедии "Юлий Цезарь". Подражание Шекспиру" (оба -- "Сев. наблюдатель", 1817, ч. 2).
   Изд.: "Эдип-царь".-- В кн.: Стихотв. трагедия кон. XVIII -- нач. XIX вв., М.-- Л., 1964 (БПбс; 2-е изд.; биогр. справка В. А. Бочкарева).
   Лит.: Майков Л. Н., Саитов В. И. (биогр. справка).-- В кн.: Батюшков К. Н., Соч., т. 3, СПб., 1886, с. 662--64; Описание дел Архива Мин-ва нар. просвещения, т. 2, П., 1921, с. 194, 276--77; Бочкарев В. А., Рус. ист. драматургия нач. 19 в. (1800--1815).-- "Уч. зап. Куйбышев, гос. пед. ин-та", 1959, в. 25, с. 448--49, 471; Соколов А. Н., Очерки по истории рус. поэмы XVIII и 1-й пол. XIX в., М., 1955, с. 192--99, 203--07, 235, 354, 661; Заборов П. Р., Рус. лит-ра и Вольтер, Л., 1978, с. 162, 164; Катенин П. А., Письмо к издателю "Сына отечества" ( 17 марта 1822**).-- В его кн.: Размышления и разборы, Мм 1981, с. 186--87 (ответ Н. И. Греча -- СО, 1822, No 13, с. 266); История рус. драматургии. XVII -- первая пол. XIX в., Л., 1982 (ук.); Тарсаидзе Н. Г., Сведения о грузинах в России во 2-й пол. XVIII в., Тб., 1983, с. 53--66 (с сомнит. отождествлением Г. и упоминаемого Ф. Ф. Вигелем и С. Г. Аксаковым актера Грузинова); Ахвердян Р. С., Из истории рус.-груз. лит. взаимосвязей, Тб., 1985, с. 66--77; Жуковский В. А., Эстетика и критика, М., 1985 (ук. и с. 399--400); Кlеimisсh L., Die antikesierenden Tragödien A. N. Gruzincevs, Miinch., 1979 + Геннади; Венгеров. Источ.; ИРДТ, т. 2 (ук.). Архивы: ЦГИА, ф. 733, оп. 118, д. 370* (биогр. мат-лы); ф. 1343, оп. 19, д. 5098; ЦГВИА, ф. 12, оп. 11, д. 1034 (ф. с. 1799 г.); д. 3358, л. 221, 223 (просьба Г. о женитьбе).

А. А. Ильин-Томич.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 2. М., "Большая Российская энциклопедия", 1992

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru