Гурштейн Александр Аронович
Небо поделено на созвездия в каменном веке

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Опубликована в журнале "Природа" No 9 за 1994 год (с приложением статьи-комментария историка И. Л. Кызласова).


Рождение небесной карты

   Каким образом и когда случилось так, что древний человек разделил небо на созвездия, населив его рыбами, птицами и людьми? Откуда, из глубин каких культур пришли такие названия, как Кит, Гидра, Волопас! Почему, например, созвездие, которое мы зовем Большой Медведицей, у разных этносов связано с обозначением одного и того же зверя! Эти вопросы не имели и, казалось, не будут иметь однозначного ответа. Но похоже, что это совсем не так. Читателю предоставляется возможность оценить новый и достаточно неожиданный подход к решению задачи, долгое время воспринимавшейся как своего рода квадратура круга.
   Гипотеза, предлагаемая А.А. Гурштейном, построена на методе, который одновременно использует точные астрономические данные, представления об исторических традициях древней европейской культуры и семантику символов. Синтез всех этих элементов выявляет поразительную закономерность: названия самых древних созвездий отражают представления о трёх мировых стихиях (и связанных с ними сущностях): воде (Корабль Арго, Рыбы, Гидра и др.), земле (Дева, Стрелец, Орион) и воздухе (например. Лебедь, Орёл, Пегас). Эти три класса созвездий образуют три пояса на небесной сфере, которые соответствуют символике и последовательности трёх воображаемых древними миров -- Нижнего, Среднего и Верхнего. Допустив, что пояса созвездий располагались в момент формирования этих представлений симметрично Полюсу мира, и учтя произошедшее с тех пор отклонение оси вращения Земли, автор гипотезы приходит к датировке рождения древнейшей картины неба.
   Убедительна ли гипотеза астронома! Примут ли такой подход археологи и историки культуры! Обо всём этом можно с известной осторожностью судить по предлагаемой ниже подборке статей.
  

А. А. Гурштейн
Небо поделено на созвездия в каменном веке

   Грек Эмпедокл из города Акраганта на южном берегу Сицилии -- астроном, жрец, политолог, врач и геометр V в. до н. э. -- в поэме "О природе" вслед за своим великим наставником Пифагором изложил сущность чувственного мира: "...Вначале услышь, каковы суть четыре корня всего: сияющий Зевс и Гера, приносящая жизнь, и Гадес, и, конечно, Нестида, что людские источники своими слезами питает..." [1]
   В переводе на будничную прозу имена четырёх богов служат пифагорейцу Эмпедоклу аллегориями четырёх вечных и неразрушимых первоэлементов: огня, воздуха, земли и воды. Осенённые гением Аристотеля, "четыре корня всего" -- четыре мировые стихии греческой метафизики -- оставались европейской философской традицией вплоть до Нового времени.
   Между тем в современной литературе возобладало мнение, "что в VIII-VII вв. до н. э. взгляды греков на природу и человека находились под сильным (но отнюдь не господствующим) влиянием мифологических представлений. Начиная с VI в. до н. э. на месте этих представлений начинают утверждаться рационалистические идеи, опирающиеся на практический опыт и эмпирическое сознание... Наряду с этим в философских воззрениях VI-V вв. до н. э. нередко можно встретить следы мифологических представлений и традиционных ходов мысли" [2]. Традиционных ходов мысли -- каких, хотелось бы выяснить, народов и каких, хотелось бы знать, эпох?
   Честно признаемся, на заре наших разысканий не возникало и мысли о возможности связать древнейшую картину неба с древнегреческим восприятием мировых стихий. Но, как гласит латинская поговорка, по когтям узнают льва, по ушам -- осла. Образно говоря, следы и того и другого отыскались в древнейших пластах человеческой культуры.
  

Зодиак

   В октябрьском выпуске "Природы" за 1991 г.-- кстати, впервые -- была кратко изложена реконструкция представлений о происхождении зодиакальных созвездий. Это удалось сделать путём анализа их символики с учётом кинематики небесной сферы [3]. Вскоре эти данные увидели свет в полном объёме на русском и английском языках [4], получив в дальнейшем определённое признание на ряде отечественных и международных научных форумов [5].
   Ключевые моменты разработанной концепции сводятся к следующим основным положениям.
   1. В силу известной в этнографии устойчивости культурных традиций -- ив частности, устойчивости топонимов, гидронимов и звёздных наименований (астронимов) -- карта звёздного неба у этносов, наследовавших более древние культуры, не подвергалась радикальным преобразованиям. Разумеется, случались корректировки границ отдельных созвездий, они могли возникать, упраздняться или переименовываться, однако даже при переходах из культуры в культуру карта звёздного неба по своему наполнению и наименованиям созвездий не претерпевала резких трансформаций.
   2. Названия созвездий носили символический характер и в зримых образах отражали культурный и духовно-идеологический мир их творцов. Процесс, который мы наблюдаем в Древней Греции -- связывание астронимов с местной мифологией,-- вторичен; это не более чем внедрение мнемонических правил для удобства запоминания уже существующей астронимики.
   3. Единый ряд из 12 зодиакальных созвездий на пути Солнца -- эклиптике -- появился как следствие длительного процесса наблюдений за его ежегодными перемещениями среди неподвижных звёзд, благодаря которым были зафиксированы точки весны, лета, осени и зимы. С середины VI тысячелетия до н. э. и на протяжении 4.5 тыс. лет вдоль эклиптики последовательно было введено три поколения созвездий. Первое из них по характеру символики было преимущественно антропоморфным, причём созвездия всех трёх поколений, фиксирующие точки зимнего солнцестояния, оказались по своей символике относящимися к воде.
   4. В доказательстве корректности выполненной реконструкции серьёзную роль сыграл критерий размеров, согласно которому по мере возникновения новых созвездий занимаемые ими площади на небесной сфере в среднем уменьшаются; наиболее крупные по площади созвездия среднестатистически принадлежат к числу наиболее древних.
   Выполненная нами реконструкция свидетельствовала, что маркировка на небе зодиакальных созвездий произошла значительно позднее, чем сформировалась сама концепция созвездия, т. е. позднее, чем древний человек счёл правомерным рассматривать на небе не только одиночные светила, но и устойчивые, символически выделенные совокупности звёзд. Применённые при реконструкции истории Зодиака методы открыли пути к решению следующей по сложности задачи -- реконструкции древнейшей карты неба в таком виде, как она могла выглядеть при её формировании.

 []

 []

Рис. 1.  Карта звёздного неба в соответствии с его описанием в поэме Арата "Феномены" (Eratosthenes Catasterismi. Leipzig, 1801). Сетка небесных координат -- в эклиптической системе...

Великая Медведица

   Многие историки астрономии давно указывали, что созвездие Большой Медведицы наверняка относится к числу древнейших. Доводами были:
   распространённость именно этого названия в различных географических регионах Земли и у различных этносов;
   легко выделяемый на небе силуэт созвездия с семью бросающимися в глаза яркими звёздами;
   близполюсное положение созвездия, в связи с чем в средних широтах Северного полушария оно видимо вне зависимости от времени года в любую безоблачную ночь.
   Насколько известно автору, профессор Гарвардского университета в США О. Гингерич первым открыл путь к аргументированной оценке возраста Большой Медведицы в абсолютной шкале времени [6]. Он обратил внимание, что такое название -- среди прочих районов Земли -- распространено и фонетически взаимосвязано как у ряда народностей Сибири, так и у коренных жителей Аляски.
   Напомним особенности этого региона к концу последнего, так называемого вюрмского оледенения. Сибирь и Аляска скованы единым ледниковым покровом; эта геологическая формация называется в литературе либо Арктидой, либо Берингией. Её характеризует морозный, сухой климат с безоблачным, благоприятным для астрономических наблюдений небом. Летом среди сочной травы разгуливают по Арктиде длинношерстые, привыкшие к лютым морозам животные: мамонты, бизоны, шерстистые носороги, медведи. Вслед за ними мигрируют племена верхнепалеолитических охотников. В отсутствие Берингова пролива они беспрепятственно перемещаются из Сибири на Аляску и обратно. Среди них возникают языковые общности.
   Ситуация коренным образом меняется в связи с глобальным потеплением: Арктиду замещает нынешнего образца тундра, длинношерстые животные по большей части вымирают, небо заволакивает низкая облачность, моря смыкаются в Беринговом проливе.
   Естественно, языковая общность в названии небесного объекта может возникнуть среди народов по разные стороны Берингова пролива только в эпоху их постоянных и беспрепятственных контактов, т. е. до возникновения пролива. Читатели "Природы" имели случай познакомиться с обстоятельной публикацией геологов по этому вопросу [7]: раскрытие Берингова пролива произошло 15 тыс. лет назад, и следовательно, Большая Медведица взошла на небосвод никак не позднее этого срока.
   Почему, однако, созвездие получило такое название? Сегодня собраны горы фактов, которые помогают ответу на этот вопрос.
   В 1972 г. А. Маршак в США [8] и независимо от него в 1974 г. Б.А. Фролов в СССР [9] в своих монографиях привели убедительные иконографические свидетельства рождения лунного месяца как единицы календарного счёта времени в верхнем палеолите. По вновь открывшимся обстоятельствам сегодня есть основания полагать, что рождение лунного месяца, относящееся к палеолиту, в абсолютной шкале отстоит от нас на 30-20 тыс. лет [10]. Семидневная неделя -- четвёртая часть продолжительности лунного месяца -- восходит к той же эпохе. Нельзя исключить, что именно к той же эпохе относится и известное всем нам соотнесение семи дней недели с семью яркими блуждающими среди звёзд небесными светилами (Солнце, Луна и пять видимых невооружённым глазом планет) [11]. В этом случае выделяющийся, никогда не скрывающийся под горизонт, гипнотизирующий взгляд семизвёздный ковш становился природным звёздным иероглифом, которому следовало присвоить имя наиболее близкого пещерному человеку живого существа. А им был пещерный медведь.
   Наиболее значительный вклад в разработку проблемы появления медведя на небе, на наш взгляд, сделан в работе 1985 г. П. Шепарда и Б. Сандерса [12], а также в ряде материалов американского филолога из Айовы Р. Фрэнк [13]. Надёжно установлено, что почитание медведя и его первые ритуальные погребения отстоят от нашего времени никак не менее, чем на 50 тыс. лет. С кем мог сопоставить себя пещерный человек -- с мамонтом, оленем, носорогом? Пещерный медведь оказался гораздо ближе других животных к пещерному человеку по среде обитания, внешнему облику, повадкам.
   Сакральная миссия медведя отразилась в запрете произносить его подлинное имя. В русском языке нет прямого имени медведя, ибо медведь -- "мёд ведающий" или "мёд поедающий" -- его косвенная, иносказательная кличка. То же и в английском, так как bear -- это не подлинное имя, а лишь иносказательное прозвище "носильщик". Проблема табуирования имён не нова и подробно исследована; табу распространялось лишь на сущности божественные.
   Между тем мотив седьмиричного небесного божества неоднократно вновь возникает в гораздо более позднее историческое время в Шумере, где первым в списках созвездий значится MUL. MUL -- Плеяды, характерная тесная группировка семи звёзд. В ряду наших ассоциаций нельзя не вспомнить и о свящённом сосуде иудаизма -- семисвечнике-меноре. Разве не может семисвечник также служить образным напоминанием о семи бродячих небесных светилах?
   При этом нет сомнений, что в условиях матриархата на небе должен был появиться не медведь-самец, а пещерная медведица -- табуированный тотем пещерного человека. В гордом одиночестве царит Великая Медведица среди прочих древнейших созвездий, нам же теперь предстоит разобраться именно в них, классифицировать символику остальной части древнейшей карты небесного свода.
  

Греческие ключи к древнейшему небу

   Итак, сформулируем в явном виде последовательность целей, которые мы преследуем. Сверхзадача -- установить характер символизма древнейших созвездий на всём небесном своде. Во имя этой задачи требуется выполнить тематический анализ наименований древнейших созвездий. Но подобный замысел осуществим лишь после того, как мы наберём по возможности полный список древнейших созвездий с отождествлением их местоположения, не допустив засорения более молодыми созвездиями. На самом деле в каждом спорном случае мы будем вставать перед дилеммой: что лучше -- допустить разрастание списка за счёт созвездий, которые могут оказаться более молодыми, или же заведомо сужать его, рискуя выплеснуть и некоторую долю древнейших?

 []

Рис. 2.  Схема движения Северного полюса мира среди звёзд

   На наш взгляд, сомнений при разрешении указанной дилеммы быть не должно: введение в состав исходного списка более молодых созвездий чревато смысловыми искажениями при анализе их символики, в то время как исключение ряда древнейших обедняет список, однако не искажает существа анализа. Сказанное означает, что мы не считаем большой размер созвездия необходимым условием, однако видим в нём достаточное условие его глубочайшей древности.
   Какими же материалами можно воспользоваться? Древнейшие письменные свидетельства -- клинописные таблички с шумеро-аккадскими астрономическими сюжетами. Однако применительно к нашим целям они обладают серьёзными изъянами: фрагментарностью текстов; наличием пробелов в их осмыслении (переводы наименований, местоположение, видимость и т. п.). и, наконец, пожалуй, самое серьёзное -- отсутствие полных и однородных по своему составу списков созвездий. В одних и тех же клинописных текстах с одним и тем же детерминантивом mul перечисляются и созвездия, и планеты, и отдельные звёзды, и даже некоторые части созвездий. Нам же надлежит прибегнуть к списку, охватывающему не отдельные избранные участки неба (как, например, созвездия на пути Луны), а весь небесный свод в целом. Самый древний такой список широко известен. Он содержится в дидактической поэме древнегреческого поэта Арата Солийского "Феномены" [14].

 []

Рис. 3.  Схема расположения эклиптики и отношение к трём выделенным символическим пластам архаичного неба. Эклиптика не достигает воздушного пласта, основная её часть располагается в антропоморфном поясе Среднего мира и относительно небольшая дуга погружена в водный пласт Нижнего мира.

   Как считают филологи, поэма Арата написана на заказ в 275 г. до н. э., вскоре после походов Александра Македонского. Поэта занимала исключительно форма изложения. Что же касается содержания, то он добросовестно перелагает в стихах данные, заимствованные у Евдокса Книдского (около 408-355 до н. э.).. математика, астронома и географа, близкого к Платону.
   Из 88 современных созвездий Арат называет 46; в это число не входят аратовские Лук и Плеяды, ныне не являющиеся отдельными созвездиями. На южном небе Арат упоминает самое большое по площади среди всех остальных созвездие Корабль Арго. Из-за огромной площади этого созвездия астроном Никола Лакайль (1713-1762) разделил его на четыре -- Корма, Паруса, Киль и Компас; в таком расчленённом виде оно и дожило до наших дней. Естественно, нам надлежит рассматривать его в оригинальном виде.
   Анализу списка Арата посвящены два важных современных исследования [15]. Во втором из них А. Рой на основе геометрии небесной сферы показал, что описания восходов и заходов звёзд в поэме Арата относятся вовсе не к эпохе Евдокса Книдского, а отражают положение дел в 2000 г. до н. э. Отсюда следует исключительно серьёзный вывод о том, что Арат, не будучи астрономом, механически воспроизвёл результаты гораздо более древних наблюдений, выходящих за пределы древнегреческой культуры. Между тем есть все основания предполагать, что и список Арата неоднороден: в нём могут присутствовать как архаичные, так и более молодые пласты. Как избавиться от более поздних напластований?
  

Информация к размышлению

   Древние созвездия -- крупные по площади созвездия; этот признак эффективно сработал при исследовании Зодиака. Применим его вновь для всех 88 созвездий современного неба (табл. 1).

Таблица 1
Современные созвездия в порядке убывания их площадей

No

Площадь,
кв. градус

Название

Наличие
у Арата

1-4

1888

Корабль Арго

+

5

1300

Гидра

+

6

1290

Дева (зодиак)

+

7

1280

Большая Медведица

+

8

1230

Кит

+

9

1225

Геркулес

+

10

1138

Эридан

+

11

1121

Пегас

+

12

1083

Дракон

+

13

1060

Кентавр

+

14

980

Водолей (зодиак)

+

15

948

Змееносец

+

16

947

Лев (зодиак)

+

17

907

Волопас

+

18

889

Рыбы (зодиак)

+

19

807

Стрелец (зодиак)

+

20

804

Лебедь

+

21

797

Телец (зодиак)

+

22

757

Жираф

23

722

Андромеда

+

24

657

Возничий

+

25

652

Орёл

+

26

637

Змея

+

27

615

Персей

+

28

598

Кассиопея

+

29

594

Орион

+

30

588

Цефей

+

31

545

Рысь

32

538

Весы (зодиак)

+

33

514

Близнецы (зодиак)

+

34

506

Рак (зодиак)

+

35

497

Скорпион (зодиак)

+

36

482

Единорог

37

475

Скульптор

38

469

Феникс

39

465

Гончие Псы

40

441

Овен (зодиак)

+

41

414

Козерог (зодиак)

+

42

398

Печь

43

386

Волосы Вероники

44

380

Большой Пёс

45

378

Павлин

46

366

Журавль

47

334

Волк

48

314

Секстант

49

295

Тукан

50

294

Индеец

51

291

Октант

52

290

Заяц

+

53

286

Лира

+

54

282

Чаша

+

55

270

Голубь

56

268

Лисичка

57

256

Малая Медведица

58

252

Телескоп

59

249

Часы

60

247

Живописец

61

245

Южная Рыба

+

62

243

Южная Гидра

63

239

Насос

64

237

Жертвенник

+

65

232

Малый Лев

66

210

Микроскоп

67

206

Райская Птица

68

201

Ящерица

69

189

Дельфин

+

70

184

Ворон

+

71

183

Малый Пёс

+

72

179

Золотая Рыба

73

179

Северная Корона

+

74

165

Наугольник

75

153

Столовая Гора

76

141

Летучая Рыба

77

138

Муха

78

132

Треугольник

+

79

132

Хамелеон

80

128

Южная Корона

+

81

125

Резец

82

114

Сетка

83

110

Южный Треугольник

84

109

Щит

85

93

Циркуль

86

80

Стрела

+

87

72

Малый Конь

88

68

Южный Крест

   Примечание. Размеры созвездий заимствованы из стандартного "Справочника любителя -- астрономии" П.Г. Куликовского (4-е изд. M., 1971). Разумеется, современные границы созвездий несколько отличаются от древних, что сказывается и на их площадях, однако, согласно нашим оценкам в предшествующих публикациях, эти тонкости никак не влияют на окончательные результаты.
  
   Таблица свидетельствует, что 18 крупнейших по размерам созвездий присутствуют в списке Арата. Из неаратовских созвездий первым появляется Жираф, выделенный мореплавателями XVI в. Далее вновь следуют восемь аратовских созвездий, список которых прерывается Рысью (введена в XVII в. Яном Гевелием). И, наконец, вслед за ещё четырьмя созвездиями из текста Арата появляется череда наименований, у него отсутствующих. Вывод: если среди созвездий размерами менее 490 квадратных градусов массовым образом присутствуют созвездия, не упомянутые Аратом, именно здесь проходит та граница, ниже которой в поисках древнейших созвездий не следует спускаться и в самом списке Арата. Вновь подчеркнём, что мы следуем принципу: для последующего анализа лучше отсечь лишнее древнейшее созвездие, чем включить в список лишнее молодое (признак достаточности для выделения древнейшего пласта созвездий).
   Итак, базу данных для последующего анализа мы вычленим из табл. 1 путём исключения:
   совершенно особого созвездия Большой Медведицы, резоны появления которой на небе обсуждены ранее;
   восьми зодиакальных созвездий второго и третьего поколений (Телец, Лев, Скорпион, Водолей, Овен, Рак, Весы, Козерог), которые, согласно нашим предыдущим исследованиям, появились на небе гораздо позднее первой четвёрки (Близнецы, Дева, Стрелец, Рыбы);
   молодых созвездий Жирафа и Рыси, которых нет у Арата;
   всех созвездий, начиная с Единорога, размеры которых не отвечают достаточному условию их глубокой древности.
   Остающиеся 23 созвездия (и, конечно, Большая Медведица), на наш взгляд, представляют собой древнегреческое копирование гораздо более древних созвездий (табл. 2).
   Анализ этой таблицы выявляет поразительную особенность: все заключённые в ней наименования отражают символику трёх миров -- Нижнего, Среднего и Верхнего, т. е. трёх мировых стихий, с которых мы начали настоящую работу,-- воды (существа и объекты водоплавающие), земли (персонажи преимущественно антропоморфные) и воздуха (существа и персонажи летающие). В расположении выделенных трёх тематических групп на небесной сфере существует определённая закономерность: все воздухоплавающие сосредоточены плотной группой недалеко от Северного полюса эклиптики лишь в Северном полушарии; антропоморфные существа равномерно охватывают воздухоплавающих кольцом со всех сторон; наконец, водоплавающие сосредоточены в форме подковы в Южном полушарии, в основном ниже небесного экватора. С точки зрения наблюдателя-практика, такой расклад может получиться только в единственном случае. Наблюдатель должен объединять в созвездия с водными названиями группы звёзд, кульминирующие низко над горизонтом, а в "воздушные" созвездия -- группы звёзд, кульминирующие в различные сезоны над его головой. Антропоморфными же будут созвездия, кульминирующие выше созвездий "водного" пояса. В этом случае все пояса, и в первую очередь "воздушные" созвездия, на момент их образования должны быть симметричны относительно тогдашнего полюса мира.
   Если мы принимаем эту идею -- а никакого другого разумного объяснения для астронома-практика, похоже, существовать не может -- мы получаем право найти центр площадки "воздухоплавателей", который должен совпадать с положением полюса мгновенной оси мира для эпохи введения созвездий.
  

Датировка

   Вследствие прецессии оси вращения Земли в пространстве её "отражение" на небе -- ось мира -- движется по небесной сфере вокруг полюса эклиптики с периодом в 26 тыс. лет. На рис. 2 приведена карта движения Северного полюса мира на три десятка тысяч лет.
   Перед нами стоит задача отыскать центр симметрии трёх выделенных на небе пластов созвездий (воды, земли, т. е. людей, и воздуха); поскольку этот центр симметрии суть Северный полюс мира (в эпоху введения этих созвездий), он должен находиться на пунктирной окружности рис. 1. Использовать для отыскания центра симметрии созвездия, удалённые от полюса, затруднительно, так как это снижает точность результата, и в целях достижения большей точности достаточно ограничиться созвездиями "воздушными", находящимися близ полюса. В таком случае задача с точностью 1-2 тыс. лет решается графически: цветной крестик на следе движения Северного полюса (см. рис. 1) оптимальным образом отвечает центру площади, занятой "воздушными" созвездиями. В переводе на шкалу времени этот результат означает, что три символических пласта среди созвездий были симметричны относительно Северного полюса мира (т. е. введены на небо) 16 тыс. лет назад.
   В нижней строчке табл. 2 приведены данные по средним площадям созвездий каждого слоя. Разумеется, эти данные отражают средние размеры типичных крупных созвездий. Повторимся, что в качестве отдельных астральных символов (астеризмов) на древнейшем небе могли быть и, вероятнее всего, в действительности были отдельные яркие звёзды и малые группировки звёзд; все они, однако, были исключены нами из рассмотрения и не попали в табл. 2.
   Напомним, что средняя площадь первого поколения зодиакальных созвездий была установлена нами в прежних публикациях равной 890 квадратным градусам. Это достаточно убедительно согласуется со средними размерами созвездий в табл. 2 в группе антропоморфных (801 квадратный градус) и воздушных (915 квадратных градусов) созвездий. Водные же созвездия отличаются большей средней площадью. Есть ли у этого разумное объяснение?
   Водные созвездия выделялись близ горизонта, где из-за большой толщи атмосферы условия наблюдений намного хуже и в созвездия приходилось включать в среднем несколько более яркие звёзды, что, конечно, вело к увеличению средней площади. Но это, скорее всего, не главное. Главное же состоит в прецессионном движении Южного полюса мира. На рис. 1 его положение, соответствующее положению Северного полюса на момент введения созвездий, также отмечено цветным крестиком; Южный полюс приходится на созвездие Корабля Арго. Поскольку в средних широтах Северного полушария Земли Южный полюс находится под горизонтом, вокруг него расположена зона невидимости. Размеры созвездий Корабля Арго и Эридана (за исключением их не видимых в это время частей) при этом вполне умеренны.
   По мере смещения Южного полюса наблюдатели должны были из столетия в столетие наблюдать новые звёзды. Так, вблизи Южного полюса формировалась "зона наращивания", и именно этот фактор мог стать причиной того, что Корабль Арго превратился в чудовищного монстра -- самое крупное созвездие небосвода. То же сказалось на созвездиях Эридана, Кита. С противоположной стороны от Южного полюса должна была возникать "зона стирания", где размеры созвездий неуклонно уменьшались. Поскольку зона стирания в конечном счёте подошла к ногам Стрельца и Кентавра, нижележащие созвездия оказались стёртыми полностью -- и кольцо "водного" пояса разомкнулось до полукольца, приняв форму подковы.
  

Свидетели отнюдь не немы

   Сформулировав концепцию деления древнейшего неба на три стихии -- воды, земли и воздуха, естественно поискать иные следы её подтверждения. И такие следы немедленно обнаруживаются.
   В целях выйти на древнейшие созвездия мы оставили за пределами табл. 2 ещё 25 небольших созвездий списка Арата, среди которых -- и мы затрагивали этот вопрос -- наверняка могли присутствовать и древнейшие созвездия. Что можно сказать о символике этих созвездий, которые мы отсекли по критерию их малых размеров?
  

Таблица 2. Древнейшие созвездия неба, выделенные согласно их размерам

No

Площадь,
кв. градус

Название

Символика стихий

вода

земля

воздух

1

1888

   Корабль Арго

+

 

 

2

1300

   Гидра

+

 

 

3

1290

   Дева

 

+

 

4

1230

   Кит

+

 

 

5

1225

   Коленопрекло-
нённый

 

+

 

6

1138

   Эридан (река)

+

 

 

7

1121

   Пегас

 

 

+

8

1083

   Дракон

 

 

+

9

1060

   Кентавр

 

+

 

10

948

   Змееносец

 

+

 

11

907

   Страж
Медведиц

 

+

 

12

889

   Рыбы

+

 

 

13

867

   Стрелец

 

+

 

14

804

   Птица

 

 

+

15

722

   Андромеда

 

+

 

16

657

   Возничий

 

+

 

17

652

   Орёл

 

 

+

18

637

   Змея

 

+

 

19

615

   Персей

 

+

 

20

598

   Кассиопея

 

+

 

21

594

   Охотник

 

+

 

22

588

   Цефей

 

+

 

23

514

   Близнецы

 

+

 

   Средние площади по группам

1289

801

915

   Примечание. Использованы аратовские наименования созвездий: Коленопреклонённый вместо Геркулеса, Птица вместо Лебедя и т. д
  
   Более двух третей из малых созвездий Арата как по символике, так и по местоположению не только не противоречат, но полностью подтверждают три выделенных нами пласта древнейшего неба. В надлежащем "воздушном" поясе летит Стрела; Северная Корона и Жертвенник, которые служат важными атрибутами деятельности людей, разместились в поясе "земли", где стоят также сопутствующие охотнику Ориону Большой Пёс и Заяц; Водолей, Дельфин и Южная Рыба, как им и положено, погружены в зону "воды". Противоречат предложенной нами концепции или являются спорными по своему местоположению лишь пять-шесть из малых созвездий списка Арата. Думается, такой результат правомерно считать статистически весьма удовлетворительным.
   Общеизвестно, что греческая традиция наименований небесных объектов имеет параллели с более древней шумеро-аккадской традицией. Обратимся к переведённой на русский язык монографии Б. Ван-дер-Вардена [16] для установления наиболее значительных расхождений между двумя традициями. На шумеро-аккадском небе в поясе "воздуха" нет аратовской Птицы (Лебедя), однако есть другое "воздухоплавающее" -- пантера-грифон. Равным образом мы не имеем в Месопотамии крылатого Пегаса, но на этом месте распростёрла крылья Великая Ласточка -- символ, намного "воздушнее" Пегаса.
   Ещё более поучительна история с Овном. Он относится к последнему, третьему поколению зодиакальных созвездий и отсутствует в древних клинописных источниках. Он исключён нами из анализа созвездий списка Арата, в связи с чем отсутствует в табл. 2. Между тем в шумеро-аккадских источниках на месте Овна стоит наёмный сельскохозяйственный рабочий -- фигура, полностью соответствующая символике среднего, "земного" пласта звёздного неба.
   Такие примеры многочисленны, и их не стоит продолжать, поскольку древние клинописные астрономические тексты хранят память о трёх пластах неба в самом что ни на есть явном виде. Как указывается во многих клинописных текстах различных исторических периодов, шумеро-аккадское небо делится на зоны (грубо параллельные экватору), которые называются зонами Эа, Ану и Энлиля. Исследователям не удавалось установить принципа выделения этих трёх зон, однако в рамках нашей концепции это представляется совершенно очевидным. Нижняя зона неба посвящена Эа -- богу вод, средняя -- Ану -- верховному богу, правящему богами и людьми, верхняя -- Энлилю, т. е. божеству "плодородия и жизненных сил, а также необузданной стихийной силы (бог бури, воздуха?)" [17]. Подобные мотивы широко распространены в древнекитайских источниках.
   Концепция деления древнейшего неба на слои воздуха, земли (людей) и воды исчерпывающе отвечает на вопрос, остававшийся открытым при исследовании истории Зодиака. Откуда конкретно пошла символика первого поколения зодиакальных созвездий (антропоморфные фигуры и вода)? В рамках изложенного ответ на этот вопрос напрашивается сам собой. Открытый в VI тысячелетии до н. э. путь Солнца среди звёзд (эклиптика) оказался на фоне созвездий пласта людей и воды; он не достигал находящегося близ зенита пласта воздуха. Три выделенные точки эклиптики (весна, лето и осень) попали в антропоморфный пласт, а одна точка (зима) -- в зону воды (рис. 3). Это и стало отправной точкой для наименования созвездий первого поколения Зодиака.
  

Итоги

   Выдающийся популяризатор науки К. Фламмарион на исходе XIX в. без тени сомнения повествовал о рождении созвездий и их имён: "...как скоро среди безмолвия ночей люди обратили свое внимание на звёзды... они необходимо должны были соединять их в группы... Они не замедлили, конечно, дать им имена, более или менее подходящие к получившимся фигурам или находившиеся в связи с появлением этих звёзд в известную пору года, с метеорологическими и климатологическими приметами, с числами первобытных календарей, с различными памятными событиями, с праздниками и общественными собраниями..." [18]
   По истечении столетия, на исходе XX в. истоки древнейшей астрономии видятся нам точнее и с немалым числом ярких и многозначительных подробностей.
   В верхнем палеолите, не позднее 20-30 тыс. лет назад, вследствие систематических наблюдений за фазами Луны был достигнут первый общезначимый для человеческой культуры астрономический результат -- введён в практику лунный месяц и его четвёртая часть -- семидневная неделя. Это событие способствовало сакрализации числа 7.
   Через несколько тысяч лет обитателями средних широт Северного полушария (25-35R с. ш.) на небе выделяется первое созвездие -- никогда не заходящий под горизонт характерный семизвёздный ковш, который получил табуированиое имя тотема пещерного человека ледникового периода -- Медведицы. Концепция созвездия -- объединения группы звёзд в единый астральный комплекс -- оказывается продуктивной, и тотчас в историческом масштабе времени -- 16 тыс. лет назад -- на тех же самых средних широтах Северного полушария Земли весь небосвод членится на крупные созвездия общим числом, по-видимому, около 25. Наряду с созвездиями в качестве отдельных астральных объектов в это время выступают наиболее яркие звёзды (возможно, Сириус, Вега, Фомальгаут и др.) или очень маленькие по площади, но компактные и выразительные группировки звёзд (например, Плеяды или созвездие Стрелы). Однако размеры обычных характерных созвездий без учёта отдельных ярких звёзд и малых группировок составляют на небесной сфере в среднем около 850 квадратных градусов (подобную площадь имеет, для примера, созвездие Волопаса), так что суммарно они охватывают несколько более половины доступной для наблюдений площади неба (общая площадь небесной сферы равна 41 252.96... квадратного градуса, однако часть её близ Южного полюса на средних широтах Северного полушария попадает в зону невидимости площадью порядка 3000 квадратных градусов).
   По своим символическим наименованиям древнейшие созвездия отразили три слоя вертикальной структуры космоса:
   Нижний, Средний и Верхний миры; в последующем символы трёх миров вошли вместе с огнём в четвёрку мировых стихий, а ещё позднее было придумано объяснение их вертикального распределения (лёгкий огонь сосредоточен в Солнце и звёздах, вниз по мере утяжеления опускаются воздух, вода и земля).
   На небосводе к Нижнему миру были отнесены созвездия, кульминирующие низко над горизонтом. В силу относительно худших условий видимости над горизонтом они должны были по размерам оказаться несколько больше остальных. Их названия были связаны с водной стихией. Наличие воды над Землёй на небе отражено, кстати, в Библии: "И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так" [Бытие, 1, 7].
   Созвездия, отражающие Верхний мир, естественным образом кульминировали в зените над головой наблюдателя; их названия связали со стихией воздуха. Созвездия же Среднего мира, преимущественно антропоморфные, расположились широким поясом между водными и воздушными. В силу самого принципа введения символических слоёв по отношению к горизонту, который виден наблюдателю, они должны были оказаться центрально-симметричными по отношению к мгновенной оси вращения мира эпохи их введения, что и служит основанием для датировки.
   Память о введении трёх небесных слоёв сохранилась во многих культурно-исторических памятниках, и в частности в шумеро-аккадских представлениях о путях на небосводе Эа, Ану и Энлиля. Она сохранилась также в форме первоэлементов ранней греческой философии и в частично калькированных, частично перелицованных на греческий манер названиях созвездий из аратовских "Феноменов".
   Нет нужды доказывать, что астральные символы -- как и любые другие символы в истории человеческой культуры -- продолжали жить собственной жизнью: в соответствии с названиями созвездий для их лучшего мнемонического запоминания придумывались контуры соответствующих небесных фигур, безымянным фигурам, наподобие Коленопреклонённого, присваивались собственные имена и т. д.
   С течением времени из-за влияния прецессии Северный полюс мира сместился среди выделенных ранее символических слоёв Верхнего, Среднего и Нижнего мира, так что положение этих слоёв перестало быть центрально-симметричным по отношению к оси мира. В то же самое время зеркальное прецессионное движение Южного полюса создало не только "зону стирания" древнейших созвездий, но и зону их "наращивания", в связи с чем созвездия водного пояса Южного полушария неба образовали не кольцо, а полукольцо, причём их размеры -- и без того более крупные в силу расположения для наблюдателя невысоко над горизонтом -- ещё больше возросли и стали в среднем в полтора раза больше остальных. Так появилось крупнейшее по размерам созвездие неба Корабль Арго.
   Ещё через 10 тыс. лет после разделения неба на созвездия, в середине VI тысячелетия до н. э., скорее всего, в Передней Азии, жрецам-звездочётам удаётся разобраться в годичном перемещении Солнца среди звёзд и фиксировать эклиптику, закрепив её четыре особые, выделенные точки: весны, лета, осени и зимы. Очевидно, что в силу геометрии небесной сферы, из-за наклона эклиптики на 23.5R к небесному экватору, три из четырёх выделенных точек попали в широкий пояс антропоморфных созвездий Среднего мира, а точка зимы -- в находящийся ниже небесного экватора водный пояс Нижнего мира. В область созвездий Верхнего, воздушного, мира эклиптика не заходит.
   Символический смысл названий первых четырёх созвездий, зафиксировавших выделенные точки эклиптики после их открытия, вероятнее всего, частично корректировался, однако они сохранили исходные антропоморфные и водные черты, что и было обнаружено нами ранее при исследовании истории Зодиака. Характерные размеры первой четвёрки среди зодиакальных созвездий (в среднем 890 квадратных градусов) также сохранились. Таким образом, появление на эклиптике первого поколения зодиакальных созвездий явилось закономерным звеном единой древней традиции становления астрономической картины мироздания.
   Ближайшие следующие события в истории древней астрономии сводились к введению на эклиптике зодиакальных созвездий второго и третьего поколений (детально исследованных нами в предшествующих публикациях), незначительному расширению списка древнейших созвездий и -- у каждого этноса -- связыванию их названий со своей собственной специфической мифологической средой.
  
   1. Цит. по: История философии в кратком изложении / Пер. с чешек. М., 1991. С. 102. Название города Акрагант иногда транскрибируется по-русски как Агригент.
   2. Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа. Л., 1990. С. 184.
   3. Гурштейн А.А. Минувшие цивилизации в зеркале Зодиака // Природа. 1991. No 10. С. 57--71.
   4. Гурштейн А.А. Реконструкция происхождения зодиакальных созвездий // На рубежах познания Вселенной (Историко-астрономические исследования). Вып. 23. М., 1992. С. 19--63; Gurshtein A.A. //On the Origin of the Zodiacal Constellations // Vistas in Astronomy. 1993. V. 36. P. 171--190.
   5. См., например, доклад на Международной конференции по археоастрономии Оксфорд-4: Gurshtein A.A. The Zodiac and the Roots of European Civilization. Стара Загора, сентябрь 1993 г.
   6. Gingerich О. Astronomical Scarpbook. The Origin of Zodiac // Sky and Telescope. 1984. V. 67. N 3. P. 220.
   7. Свиточ А.А., Талденкова Е.Е. История ландшафтов Берингии // Природа. 1993. No 8. С. 66--72.
   8. Marshack A. The Roots of Civilization. N. Y., 1972.
   9. Фролов Б.А. Числа в графике палеолита. Новосибирск, 1974.
   10. Marshack A. The Roots of Civilization: the Cognitive Beginnings of Man's First Art, Symbol and Notation. Mont Kisco N. Y., 1991.
   11. В понимании этой проблемы могут быть серьёзные нюансы. Известно, что в античное время Венеру принимали за два светила -- Утреннюю и Вечернюю звёзды. Вместе с тем в источниках речь часто идёт о блуждающих ночных светилах (т. е. исключая Солнце); из-за плохой видимости близ Солнца в счёт мог не приниматься Меркурий. Так или иначе, но все древнейшие источники в один голос заявляют именно о семи бродячих светилах.
   12. Shepard P., Sanders B. The Sacred Paw. The Bear in Nature, Myth, and Literature. Viking Penguin Inc., 1985.
   13. См., например: Frank R. M. When Bears ruled the Earth and guarded the date of Heaven: in search of the European sky-bears. 1992.
   14. См.: Небо, наука, поэзия: Античные авторы о небесных светилах, об их именах, восходах, заходах и приметах погоды / Под ред. Н.А. Фёдорова и П.В. Щеглова M., 1992.
   15. Оvendеп М. W. The Origin of the Constellations // The Philosophical J. 1966. V. 3. N 1. P. 1--18; Roy A.E. The Origin of the Constellations // Vistas in Astronomy. 1984. V. 27. P. 171--197.
   16. Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся иаука-2. Рождение астрономии. М., 1991.
   17. Мифологический словарь / Под ред. Е.М. Мелетинского. М., 1991. С. 636.
   18. Фламмарион К. Звёздное небо и его чудеса. СПб., 1899.
  
   Об авторе:
Александр Аронович Гурштейн
, доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники РАН, руководитель проблемной группы истории астрономии. Специалист в области астрономического приборостроения, лунной астрометрии и археоастрономии. Отвественный редактор историко-астрономического ежегодника "На рубежах познания Вселенной". Четверть века печатается в нашем журнале. Заместитель главного редактора "Природы"..
  
  

И. Л. Кызласов
Картина неба, скрытая землёй

   Натуралисты знают: изучая Землю, возможно постигать и Космос. Планета, будучи частью Вселенной, непрерывно взаимодействует с нею. Проникающие сюда части материи и энергии окружающего пространства позволяют изучать его, не отрываясь от родной поверхности.
   Археологи знают: земля питает не только живущие поколения, но и сохраняет память о всех прошедших. Археология основана на вечности деяний -- земля сберегает следы труда, будь то величественное сооружение или выкопанная попросту яма, терпеливо отёсанная глыба или торопливо смятая глина. Особенность же человека в том, что его дела порождены мыслью. Значит, археологические раскопки раскрывают историю разума. В том числе в пластах земли скрыты и этапы постижения Вселенной.
   Изучение палеоастрономических объектов -- таких, например, как знаменитый Стоунхендж -- даёт представления о том, какие светила или звёзды выделялись далёкими предками, какие моменты их движения считались значимыми. Но по немым древним памятникам нельзя представить другого -- как виделось в те века всё звёздное небо, как оно осмыслялось.
   Проникнуть за эти рубежи попытался в последние годы А.А. Гурштейн, статьи которого сначала об истории зодиакальных, а теперь и иных созвездий публикует журнал "Природа". Гипотезы исследователя построены на сугубо астрономических исходных данных и, по мере возможного, соотносятся с историческими свидетельствами, некогда записанными или передававшимися изустно ещё недавно. Там, где учёный переступает пределы народной памяти и самой ранней грамотности, он всецело оказывается в мире археологии -- науки, способной отыскать истоки и уцелевшего, и давно забытого.
  
   Предположение о поэтапном сложении Зодиака с общих историко-культурных позиций выглядит вполне правомерным. Ибо отвечает основному закону развития духовной культуры -- долгие тысячелетия оно осуществлялось не отрицанием, а вбиранием в себя и переосмыслением представлений предшественников. Любое мировоззренческое явление исторически многослойно и смещено и в силу этого содержит внутри самого себя память о своём происхождении и развитии. Не являются исключением и старые воззрения о Вселенной. Мысль о постепенном сложении известного набора зодиакальных созвездий, при котором наблюдения изменяющихся астрономических явлений не только создавали новые построения, но и сохраняли старые, вполне отвечает основному свойству традиционного мировосприятия.
   Гипотеза допустима. Однако для её подтверждения следует ответить на вопрос, каким образом разрешалось противоречие между древними объяснениями и вновь полученными фактами. Ведь это противоречие в определённые периоды было вполне очевидным -- оно касалось не воображаемых, а наблюдаемых явлений.
   Согласно взглядам Гурштейна, названия созвездий не зависели от их формы, а имели символический характер. Они были результатом осмысления наблюдений, т. е. увязывались со способом их объяснения. Мировоззренческий смысл каждой реконструируемой исследователем самостоятельной четвёрки созвездий одинаков: всякий раз отмечая изменившиеся главные годичные положения Солнца выделением новой группы созвездий, древние астрономы подчинялись выражению одной и той же идеи -- последовательной связи рождения -- расцвета -- увядания -- смерти. Менялись лишь образы, воплощавшие суть представлений в условиях данной эпохи и определённого общества.
   Такая трактовка значения звёздных "квартетов" находит многочисленные соответствия в фактах древней культуры всего человечества. Подобно воспринимался не только год небесный, но и год земной, выраженный растительным циклом: весна, лето, осень, зима. Такова символика и каждых суток (восходящее, полуденное, заходящее солнце и ночь; восходящая, полночная, заходящая луна и день), и целого века, вобравшего всю человеческую жизнь. Единый мировоззренческий смысл наполняет все единицы времени, доступные наблюдению древнего человека -- от наименьших до наибольших (ограниченных сроком существования самого индивидуума). Следовательно, предполагаемая символика каждой отдельной зодиакальной четвёрки созвездий есть лишь частный случай всеобщего образа хода Времени, созданного традиционным мышлением. Необходимо лишь дополнить сказанное существеннейшей особенностью древнего образа Времени -- цикличностью его движения, круговоротом, бесконечной сменяемостью одних и тех же явлений (и дня, и ночи, и сезона, и года, и человеческой жизни).
   Этапные сочетания созвездий Зодиака, восстанавливаемые Гурштейном, несут в значении своих названий и иной смысл. Их символика связана не только с уловленным исследователем образом Времени, но и с образом Пространства. Более всего в этом убеждает вхождение в каждую зодиакальную четвёрку созвездия, воплощающего водную стихию (Рыбы, Водолей, Козерог). Сокрытие Океаном тайны смерти -- явление относительно позднее, производное от его первичного значения конца, предела Мира. Символика, объединяющая три других звёздных скопления каждого квартета, указывает на одну и ту же форму тверди, ограниченной бездонными водами: рождение -- это подъём, расцвет -- это вершина, увядание -- это спуск. Перед нами контур Мировой горы. Движение Солнца и Луны от её подошвы до пика и вниз до глубин Мирового океана -- вот образ хода Времени, возможного лишь в заданном Пространстве. Поскольку жизнь -- выражение этого Времени, всё её окружение -- проявление этого Пространства: и Вселенная -- гора, и страна -- с вершиной в центре и водами или хребтами по краям, и общество имеет верхи и низы, и каждое жилище подобно Мировой горе с небесными сводами, и личная судьба -- с её восхождениями, даже взлётами, как и падениями и провалами, и фигура каждого человека -- с головой, устремлённой к небесам, и ногами, ступающими по земле... Весь Мир всегда -- единство Пространства и Времени, Пространство-Время. И в древности, и в античности, и сегодня. Внося изменения в исконную картину мироздания, наблюдатели в целом не выходили за пределы давно знакомого, всякий раз находя подтверждение истинности своего восприятия в личном и общественном опыте, в многогранности практики. От эпохи к эпохе одна и та же по сути идея закономерно воплощалась в новых образах, созданных конкретной древней культурой и способствовавших постижению в условиях данного общества той или иной особенности, того или иного свойства одного вечного явления.
   Особого внимания археолога, несомненно, заслуживает определяемое начало Зодиака. Судя по астрономическим датировкам -- VI-IV тысячелетия до н. э.,-- оно связано с эпохой неолитической революции. Однако особенностям производящего хозяйства в большей степени соответствует не символика первого "квартета Близнецов", а последующего "квартета Тельца", образы же начальной четвёрки созвездий выглядят значительно более древними. Учитывая историю материальной культуры, их вполне можно было бы отнести и к предыдущему периоду -- VIII-VI тысячелетия до н. э.: ведь фигура стрелка появляется уже в мезолите, тогда же, с развитием плавательных средств, и водная гладь перестаёт быть непреодолимой границей обитания. Сложился к той эпохе и образ Пространства-Времени, отражённый в символике первых четырёх созвездий Зодиака.
   Выходит, что образность по крайней мере двух первых зодиакальных "квартетов" отстаёт от уровня развития общества на одну выделенную Гурштейном фазу -- 2000 лет. Ориентируясь на собственные вехи, археолог вновь должен поставить перед астрономом вопрос, когда были (точнее, могли быть) выделены эти созвездия. Астроном находит, что совпадение четырёх годовых поворотных точек Солнца с усреднёнными центрами созвездий первого "квартета" (Близнецы, Дева, Стрелец, Рыбы) относится к середине VI тысячелетия до н. э. и датирует выделение названных скоплений звёзд к этим тысячелетиям. Но действительно ли совпадали эти астрономическое и культурное явления? Поскольку звёзды не видны днём, Гурштейн полагает, опираясь на известную практику более позднего времени, что положения светила определялось по звёздам, поднимающимся перед восходом. Иными словами, по созвездию, в котором Солнце реально находилось в предыдущем месяце. Что если первоначально наблюдатели и выделили на небе те созвездия, в которых Солнце должно было располагаться и которые не были видны, а другие -- предшествующие важнейшим годовым состояниям и возвещавшие о них в утренних сумерках? Тогда эпоха выделения "квартета Близнецов" на деле совпадает с солнцестояниями в ещё не вырисованных на небесном полотне созвездиях Рака -- Весов -- Козерога -- Овна, т. е. будет датироваться VIII-VI тысячелетиями до н. э.
   Развивая допущение, придётся предположить, что и "квартет Тельца" был выделен 2 тыс. лет спустя -- в VI-IV тысячелетиях до н. э.-- по созвездиям-"вестникам". По той же логике и "квартет Овна" должен быть сформирован между IV и II тысячелетиями до ;н. э. Случайно ли то, что его созвездия входят в вавилонский текст mulAPIN (No 7, 10, 13, 18), отразивший, как считается, знания примерно 2300 г. до н. э.? Возникшая постановка вопроса не затрагивает названия последней зодиакальной четвёрки, появившегося лишь у греков и связанного с символикой иной эпохи. Речь идёт лишь о проблеме, когда же и в каких рамках какой астрономической традиции начали определяться звёзды, среди которых в данный момент находилось Солнце.
   Как видим, общеархеологические данные не противоречат обсуждаемой палеоастрономической гипотезе. Они даже подталкивают её автора к поискам в более удалённых от наших дней древних культурах.
  
   Гипотеза о выделении созвездий в каменном веке как раз и отвечает этим устремлениям. Постигая историю Зодиака, Гурштейн фактически разработал набор признаков, отличающий древнейшие по выделению созвездия от позднейших. Обладая им, необходимо двигаться дальше: зодиакальные скопления представляют собой важную, но частную, ограниченную область звёздного неба. Если первые созвездия были отмечены на стезе Солнца не ранее VI тысячелетия до н. э., то как этот акт связан во времени с моментом осознания людьми иных созвездий? Как соотносится характер появления "начал Зодиака" с природой первой систематики иных звёзд?
   Вновь отметим, что уходя от опыта конкретных обществ, отражённого в устной или письменной традиции, мы можем заниматься рассмотрением лишь общечеловеческих представлений, скрытых ли в земле, отражённых ли на небесах. Археология не располагает данными, позволяющими утверждать, что первым созвездием была Большая Медведица или что именно этот образ был предпочтительнее прочих для человека каменного века. Вероятно, для определения времени появления этого созвездия действительно более важны наблюдения лингвистов, соотносимые с историей заселения Северной Америки.
   Археологу следует обратиться не к отдельным созвездиям, а к их совокупности и попытаться проверить возможность бытования в палеолите тех воззрений, которым отвечает символика звёздных рисунков, вычленяемых в качестве древнейших. Названные историком астрономии специальные исследования посвящены эре верхнего палеолита (приблизительно 36-12 тыс. лет назад). Однако есть весьма важные разработки, позволяющие проникнуть в духовный мир более древнего общества -- периода так называемого среднего палеолита или мустьерской эпохи (до 100 тыс. лет назад), т. е. поры палеоантропа, прежде всего неандертальца.
   В 1991 г. вышла книга Ю.А. Смирнова "Мустьерские погребения Евразии: возникновение погребальной практики и основы тафологии". Это очень строгое и доказательное исследование посвящено, казалось бы, сугубо специальной проблеме -- установлению времени появления преднамеренных человеческих захоронений и выделению их характерных особенностей. Однако за этим феноменом для историка культуры стоит очень многое. Появление особой формы обращения с телом умершего указывает на существование в обществе палеоантропов значительно более сложных, чем полагали, общественных отношений. Новый вид социальных связей привёл к заботе об окружающих, даже тех, которые перешагнули грань бытия.
   Хотя все мустьерские захоронения обнаружены в пещерах или под скальными навесами,, для них уже создавались искусственные сооружения: выкапывались ямы и делались насыпи. В обряд погребения входило разведение костров. Различные приношения и необходимый при жизни инвентарь клали рядом с телами умерших, которых размещали в соответствии с некоторыми общими требованиями. Иными словами, уже 90-60 тыс. лет назад сложился полноценный и единый набор черт, отличавший преднамеренные погребения людей на всей последующей истории человеческого общества. И сегодня мы видим здесь всё те же четыре обязательных компонента: останки умершего, сопроводительный инвентарь, погребальное сооружение и дополнительные обрядовые элементы (в виде огня, еды и т. п.).. За прошедшие тысячелетия ничего качественно нового уже не было привнесено в эту сферу человеческой культуры. Следовательно, есть возможности ретроспективно понять те основные идеи, что привели неандертальцев к созданию столь значимого вклада в систему общечеловеческих ценностей.
   Погребения -- одно из наиболее ярких проявлений осознания единства человеческого коллектива (будь то семья, род, государство). Лишь на первый взгляд оно отражает признание людьми неотвратимости смерти. По сути создание захоронений изначально служило средством борьбы со смертью, вернее, преодоления её, ибо было подчинено идее продления жизни, обеспечения бессмертия общины или рода. Действия, совершаемые сородичами с телом умершего, определялись заботой о нём и одновременно о самих себе, поскольку правильно совершённое погребение воспринималось абсолютно необходимым условием продолжения существования и всей общины, и её отдельных членов. Мне уже приходилось писать о том, что любые формы погребальной практики проистекают из представлений о смерти-перерождении [1]. На них основаны и действия палеоантропов мустьерской эпохи.
   Из сказанного следует, что уже в среднем палеолите существовали представления об этом и потустороннем мире, о земной и загробной жизни, ради которой умершего необходимо снабдить определённым набором вещей и продуктов. Материалы мустьерских погребений показывают характерное для неандертальцев и ранних сапиентных форм человека развитое дуалистическое мировосприятие.
   Для уяснения этого и был необходим нам экскурс в царство Аида -- археология встречает свидетельства не только осмысленного, но и в полной мере упорядоченного взгляда на мироздание в памятниках 90-80-тысячелетней давности. Противопоставление и единство верха и низа -- земли и неба -- было постигнуто ещё неандертальцем. Им, смею полагать, и было дано первое объяснение, систематизация картин ночного неба. Но какую форму это приобрело, сказать ныне невозможно.
   Сохранились лишь те мустьерские погребения, что были совершены в горных пустотах и под скальными навесами. Такому обращению подвергались не все умершие и не всюду. Для рассматриваемой темы неважно, как выглядели иные формы захоронений и где они совершались. Существенно то, что при создании пещерных гробниц явно проявляется избирательный подход -- как к отдельным умершим (на 50-55 тыс. лет известно 59 погребений -- по одному на тысячелетие), так и к конкретным природным объектам -- горам. Всё это позволяет связать древнейшие погребения человечества с образом Мировой горы -- особым жизненно важным центром в сознании первобытных коллективов, заключавшем внутри себя все жизненные силы рода, и порождавшем, и вбиравшем после смерти каждого члена общины [2].
   Такую гору воспроизводили древние надгробные сооружения -- от простого земляного кургана до египетских пирамид [3]. К её образу восходит и современная могильная насыпь. Но ведь подобное погребальное сооружение возводят, как мы знаем, уже палеоантропы.
   Выходит, изучение мустьерских погребений в описательном и сравнительном плане подводит к заключению о сложении важнейшего в истории человеческой культуры космогонического образа Мировой горы, быть может, впервые подарившего сознанию возможность охватить единство Вселенной и нерасторжимость в природе Пространства и Времени уже в эпоху среднего палеолита, не позднее чем 90-60 тыс. лет назад.
   Если это так, то для археолога нет ничего удивительного в том, что связанная с этим образом символика древних созвездий, выделяемых Гурштейном, получила датировку в 16 тыс. лет. Пожалуй, остаётся лишь поискать объяснение хронологическому разрыву между археологически выявляемой древнейшей возможной датой и астрономически получаемым верхним временным рубежом.
   Можно полагать, что отгадка содержится в некоем отличии общества верхнего и среднего палеолита в сфере духовной культуры. Почувствовать его позволяет другой археологический труд, изменяющий общие представления о древнем каменном веке. Такова книга А.Д. Столяра "Происхождение изобразительного искусства", вышедшая в 1985 г. Исследователь подробно обосновал, что появление гениального верхнепалеолитического наскального искусства не было ни внезапной, ни первой вспышкой человеческой изобразительной деятельности. Этому предшествовало длительное и поэтапное развитие, прослеживаемое с древнейших времён нижнего палеолита -- ашельской эпохи (период приблизительно от 400 до 100 тыс. лет назад). Основное движение здесь происходило от форм так называемого "натурального творчества" (обрядового выставления туш животных или их символических частей: головы, конечностей, шкуры) к "натуральному макету" (естественной или грубой лепной основе, накрытой шкурой с головой и конечностями зверя) и полнообъёмной скульптуре, затем, профильному барельефу и, наконец, к рисунку и росписи. Мустьерскую эпоху отличает стадия "натурального макета", а верхний палеолит -- формы плоскостного изображения. Продолжив основной путь развития искусства в мезолит и неолит, увидим, что в целом в каменном веке эволюция заключена в нарастании отвлечённости образа от реального прототипа. Животное поэтапно представляет: его реальное тело (нижний палеолит); воспроизведение этого тела в объёме (с его частями -- средний палеолит, скульптурно -- верхний палеолит); его плоскостное изображение (верхний палеолит); его плоскостное обозначение (стилизация -- мезолит, геометризация и орнаментализация -- неолит).
   Созвездия, с нашей точки зрения, принадлежат, пожалуй, к сфере изобразительной деятельности и относятся к области "небесного рисунка". По-видимому, такое их определение можно перенести и в древность, невзирая на то, что и на поздних этапах -- в античности и традиционном фольклоре -- восприятие созвездий связано с "полнокровными" и действующими мифическими персонажами. Для того чтобы соотнести группу светящихся в небе точек с определённым образом, несомненно, требовалась далеко зашедшая способность к отвлечённому восприятию. По-видимому, предлагаемая Гурштейном датировка древнейших созвездий эпохой верхнего палеолита неслучайно совпадает со столь характерной для этого времени стадией изобразительной деятельности, заключающейся в смене воспроизведений объектов окружающего мира их изображениями.
   Нам остаётся лишь отметить ещё одно возможное следствие обсуждаемой гипотезы. Поскольку древнейший набор созвездий очень ярко представляет пространственный образ мира и состоит из множества небесных персонажей, относящихся ко всем трём сферам древней Вселенной, то и осмысление, и объяснение этой сложной картины, вероятнее всего, должно было иметь сюжетную форму. Последовательное появление на небосводе созвездий, как и движение глаз от одного из уже взошедших к другому, очевидно, сопровождалось изложением некоего полного разнообразных встреч путешествия мифического персонажа по всем пределам Мира. Быть может, история астрономии поможет и в постижении истоков фольклора.
  
   1. Кызласов И.Л. Мировоззренческая основа погребального обряда // Российская археология. 1993. No 1.
   2. Подробнее см.: Кызласов И.Л. Горе-прародительница в фольклоре хакасов // Сов. этнография. 1982. No 2.
   3. Обоснования см.: Кызласов И.Л. Воплощения Вселенной. Археологические памятники как объект палеоастрономии // Историко-астрономические исследования. Вып. XXI. М., 1989.
  
   Об авторе: И. Л. Кызласов, доктор исторических наук Институт археологии РАН Москва.
  

------------------------------------------------------------------------

   Источник текста: Природа, 1994, No 9.
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru