Хетагуров Коста Леванович
Церковно-приходские школы в Осетии

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


  

К. Л. Хетагуров

Церковно-приходские школы в Осетии

   Коста. Публицистика. Избранные статьи
   Редакция, вступительная статья и комментарии А. С. Малинкина
   Государственное издательство Северо-Осетинской АССР Орджоникидзе. 1941
  
   Состоявшийся текущим летом съезд учителей церковноприходских школ Северной Осетии затронул очень важные вопросы школьной жизни. За отсутствием сколько-нибудь сносных учебников, съезд постановил ввести в осетинских школах известный учебник русского языка Я. Гогебашвили -- "Русское слово".
   Для более рациональной постановки родного языка в осетинских школах съезд решил теперь же приступить к составлению учебников. Кроме того, решено организовать общества взаимопомощи учителей и учительниц церковно-приходских школ,
   Постановлением того же съезда решено открыть в сел. Ардон, при духовной семинарии, склад учебных пособий для осетинских школ. Там же открывается учительская библиотека.
   Все это превосходно. Но есть в жизни церковно-приходских школ Осетии очень много недочетов. Во-первых, положение учителей и в особенности учительниц. Труд, которому эти сеятели "разумного, доброго, вечного" посвящают все свои лучшие годы, оплачивается каким-то нищенским подаянием в 120 руб. в год, за небольшим исключением. Это положение ухудшается еще тем ветхозаветным порядком получения жалованья, который сохранился только на Кавказе в среде священников и учителей, получающих свое содержание из средств "Общества восстановления христианства на Кавказе" -- по третям, да еще с большими запозданиями. Вот что говорит по этому поводу Тульчинский в "Терских Ведомостях".
   "Добро еще, если бы эта получка аккуратно совпадала в срок, но дело в том, что жалованье высылается из Тифлиса и всегда месяцем позже данной трети, причем не следует упускать из виду, как указано выше, то обстоятельство, что содержание получается по истечении трети, в продолжение которой надо было жить без денег, а, следовательно, влезать в долги. Все это в совокупности значит: за свой адский труд получай от 40 до 100 руб. и эту гомеопатическую сумму размежуй, как знаешь, чтобы хватило с долгами располагаться и жить целых пять месяцев. Задача не из легких. Но на деле это еще не все: учителя и учительницы за своим, жалованьем должны ехать в Ардонское селение, что, естественно, сопряжено с потерею времени и более или менее с значительными расходами, в особенности для тех, которым приходится ехать из Стыр-Дигорского, Махческого приходов и других отдаленных местностей. Кроме того, такие поездки для многих учителей еще более удлиняют срок получения своего жалованья.
   Неприглядность такого положения еще выпуклее обрисуется, когда скажем, что каждый служащий в других учреждениях, вследствие ежемесячного получения жалованья, к великим годовым праздникам рождества христова и св. пасхи может иметь для себя и семьи обновки, а для стола -- традиционных гуся и поросенка, тогда как эти труженики сельского просвещения не только лишены этой относительной роскоши, но подчас многие из них не имеют для себя и семьи достаточного количества хлеба, ибо свое скромное жалованье они получают в три приема: в январе или феврале, в мае или июне и в сентябре или октябре".
   В горной Осетии положение учащих невыносимо еще потому, что там школьные здания похожи скорее на хлев, чем на просветительное учреждение. Тесные, низкие, ничем не обмазанные каменные сараи, большею частью с земляным полом, с маленькими оконцами и жестяной плитой, вместо печи. Несмотря на громадные ассигновки высшим духовным начальством на постройку церквей и школ на Кавказе, в горную Осетию, где, по крайней бедности населения, суровой и продолжительной зимы, особенно необходимы отвечающие своему назначению школьные здания, церкви и квартиры для священников и учителей.
   Ненормальным и чрезвычайно обременительным является также преподавание славянского языка детишкам 7--10 лет, не умеющим еще читать и говорить по-русски. В газетных сообщениях о заседаниях съезда учителей церковно-приходских школ, ничего не упоминается об этой ужасной постановке в горной Осетии церковно-приходских школ. В Карачае, Кубанской области сельские школы министерства народного просвещения, содержимые на счет населения, имеют пансионы, благодаря чему детям из разбросанных по ущельям аулов не приходится бегать в школу зимою по морозу полунагими. Учителя этих школ получают 600 руб. (50 руб. в месяц) с квартирой, прислугой, отоплением и освещением. Школьное здание в Уч-Кулане большое двухэтажное, выстроенное при бывшем уездном начальнике Петрушевиче. В горной Осетии, где население приходов разбросано на разных крутизнах, а расстояние 5--6 верст, где суровая, долгая с глубоким снегом зима, совершенно лишает возможности посещения школы детьми из отселков,-- необходимы такие же школы, как в Карагае. Об этом надо подумать местному епархиальному начальству, училищному совету, съезду учителей и самому набавлению. Только общими силами этих учреждений вопрос о правильной постановке школьного дела в горной Осетии может разрешиться в самом благоприятном смысле.
  

ПРИМЕЧАНИЯ

   Статья опубликована в газ. "Северный Кавказ" No 88 (1798) от 26 июля 1901 года за подписью Нарон.
  
   Стр. 159. Предложение "Несмотря на громадные ассигновки... для учителей" в своем согласовании не сведено воедино; вероятно, при наборе выпала строка. По смыслу речь идет об отсутствии удобных помещений для школ.
   Съезд учителей церковно-приходских школ Северной Осетии состоялся в селении Ардон. Он начал свою работу 9 июля 1901 года. Цитируемая статья Н. Тульчинского опубликована в газ. "Терские ведомости" No 89 от 17 июля 1901 года под названием "По поводу съезда учителей приходских школ Северной Осетии". Об этом съезде см. также статью Г. М. Цаголова: "К съезду учителей приходских школ Осетии", "Терские ведомости" No 76 от 1 июля 1901 года. Н. П. Тульчинский -- видный публицист-экономист 900--910 гг., постоянный сотрудник газ. "Терские ведомости.
   Учебник русского языка Якова Гогебашвили "Русское слово или учебное руководство к русскому языку для грузинских школ", ч. I и II, вышел в 1894 году и выдержал около двух десятков изданий. Он получил благоприятный отзыв в ряде лингвистических и педагогических журналах ("Филологическая библиотека", "Начальное обучение" и др.). Я. Гогебашвили -- талантливый грузинский педагог. Его перу принадлежат также многочисленные педагогические и исторические книги на русском и грузинском языках, например, "Нормальное письмо". "О грузинском и русском алфавитах", "Как улучшить кавказскую народную школу", "Устной народности -- родной язык", "Правда о Тифлисе", "Чем мы были вчера?" и многие другие.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru