Храповицкий Александр Васильевич
Басни

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Подражание Лафонтену. Книга 3, баснь 10 ("Картину выставил народу...")
    Баснь, посланная к И. И. Дмитриеву ("Телица белая...")
    Мужик и Господа


   
   Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание
   Л., "Советский писатель", 1977
   Русская басня. XVIII--XIX веков
   

А. В. Храповицкий

   171. Подражание Лафонтену. Книга 3, баснь 10 ("Картину выставил народу...")
   172. Баснь, посланная к И. И. Дмитриеву ("Телица белая...")
   173. Мужик и Господа
   

171. ПОДРАЖАНИЕ ЛАФОНТЕНУ

КНИГА 3, БАСНЬ 10

                                 Картину выставил народу,
             Не помню, Рубенс ли, Жордан или другой,
                                 Где, смелой кисти дав свободу,
             Написан страшный лев и человек нагой,
                                 Который сильною рукой
                                           Один льва убивает.
                                 Народ победу возглашает,
                       Народ кричит: "Вот люди каковы!
             Пред храбрыми людьми всегда трусливы львы".
                       Но лев живой, пришедши ненароком,
                                 Заставил вдруг народ молчать:
                                           Взглянул грозящим оком,
             В картине находя то явственным пороком,
             Чему противное всегда мог доказать,
                                 И тут изволил всем сказать,
             Что и в картинах львы поверхность бы имели,
                                 Когда бы рисовать умели.
   
             <1799>
   

172. БАСНЬ, ПОСЛАННАЯ К И. И. ДМИТРИЕВУ

             Телица белая и лучшая из стада
                                 Богам на жертву избрана;
                                                     Она
                       Таким богам великая награда,
                                           Которы никогда
                                 Цены невинности не знали
                                                И завсегда
                                           Правдивых угнетали,
             Чрез гром и молнию на пагубу людей
                                           Богами только стали.
                       Но что ж случилося с телицею моей?
             Ее украсили повязкою священной
             И цепью, из цветов и листвия сплетенной;
                       Великий сонм ко храму с нею шел,
                                                     Хор громко пел,
                       Играли на трубах и в бубны били,
             И все с почтением к телице подходили.
                                           Телица видит то
             И мыслит: "Почести такие мне за что?
             Или я сей страны владетельна княгиня,
                       Или защитница, или богиня?
             Когда то думают, то думаю и я;
             Всегда небесный глас бывает глас народа;
                                 Другая будет жизнь моя,
                       И будет новая богов порода".
                                 Уже вошла телица в храм.
             Горит священный огнь, курится фимиам;
                                 Жрецы, служебники и жрицы,
                       Схватя рога невинныя телицы,
                                           Пред жертвенник влекут,
                                                     И тут
             Главу ее топор от тела отделяет.
   
             И так-то ищущий чинов не помышляет,
             Что он в обманчивой великости своей
             Падет без головы с телицею моей.
   
             3 сентября 1799
   

173. МУЖИК И ГОСПОДА

                       Вне города жил царь и царский двор
                                                     С тех пор,
                                 Как летние жары настали;
             А в ближних деревнях крестьяне работали.
             Из них один тащил на лошади навоз,
             Другой, соломою набив тяжелый воз,
                                 Подпряг волов ленивых пару,
                       Которые от устали и жару
                                           И с места не пошли.
             Хозяин их за то нещадно бил дубиной.
             Тут двое из господ сошлися с мужичиной
             И звали мужика безмозглою скотиной,
                                           Прямою дурачиной,
             За то, что больно бил измученных волов.
             Крестьянин, убоясь боярских грозных слов,
             Сняв шляпу, говорит: "Виновен перед вами,
                                           Вельможными панами;
             И также виноват теперь перед волами:
                                           Отнюдь не ведал я,
             Что есть и при дворе волам моим друзья".
   

ПРИМЕЧАНИЯ

   Александр Васильевич Храповицкий (1749--1801), автор знаменитых "Памятных записок" о Екатерине II, занимался литературой с юношеских лет, но при жизни, не считая переводов, напечатал лишь несколько стихотворений и комическую оперу "Песнолюбие". Наиболее значительным периодом в его жизни были 1783--1793 гг., когда он служил статс-секретарем при Екатерине II, "у принятия прошений на высочайшее имя". Главной обязанностью его была, однако, помощь императрице в ее литературных и исторических трудах. Он разыскивал необходимые книги и материалы, наблюдал за перепиской, исправлял орфографию и слог Екатерины, нетвердо знавшей русский язык. Храповицкому принадлежат все стихотворные вставки в драматических сочинениях Екатерины II, не умевшей писать русские стихи. Он также следил за постановками ее пьес в Эрмитаже, а в 1789--1791 гг. вместе с М. Ф. Соймоновым управлял императорскими театрами. Благодаря особому положению при дворе у Храповицкого были разветвленные связи со многими писателями, особенно с людьми державинского круга. В 1790-е годы он сотрудничал в изданиях H. М. Карамзина, напечатав в "Аонидах" несколько переложений из Лафонтена. Но наибольший интерес представляют "домашние" юмористические и сатирические стихи Храповицкого, не предназначавшиеся для печати и обращенные к доверенным друзьям. Здесь Храповицкий, ловкий царедворец, не боялся ни называть значительных лиц, ни выражать свое отношение к ним, используя для этого и жанр басни.
   
   171. "Аониды", 1798--1799, кн. 3, с. 82. На сюжет басни Лафонтена "Le lion abattu par l'homme".
   172. Печ. по копии Н. В. Сушкова в архиве ПД. Басня связана с предпринятыми И. И. Дмитриевым попытками во второй половине царствования Павла I уйти в отставку; его официальное увольнение от службы относится к декабрю 1799 г.
   173. Печ. по копии Н. В. Сушкова в архиве ПД. Использован сюжет анекдота, на протяжении XVIII в. неоднократно печатавшегося в различных сборниках ("Письмовник" Н. Г. Курганова, "Товарищ разумный и замысловатый" П. Семенова и др.). Н. В. Сушков в примечании указывает, что басня была направлена против семейства Разумовских, происходивших из простых украинских крестьян.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru