Аннотация: Подражание Лафонтену. Книга 3, баснь 10 ("Картину выставил народу...")
Баснь, посланная к И. И. Дмитриеву ("Телица белая...") Мужик и Господа
Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание
Л., "Советский писатель", 1977
Русская басня. XVIII--XIX веков
А. В. Храповицкий
171. Подражание Лафонтену. Книга 3, баснь 10 ("Картину выставил народу...")
172. Баснь, посланная к И. И. Дмитриеву ("Телица белая...")
173. Мужик и Господа
171. ПОДРАЖАНИЕ ЛАФОНТЕНУ
КНИГА 3, БАСНЬ 10
Картину выставил народу,
Не помню, Рубенс ли, Жордан или другой,
Где, смелой кисти дав свободу,
Написан страшный лев и человек нагой,
Который сильною рукой
Один льва убивает.
Народ победу возглашает,
Народ кричит: "Вот люди каковы!
Пред храбрыми людьми всегда трусливы львы".
Но лев живой, пришедши ненароком,
Заставил вдруг народ молчать:
Взглянул грозящим оком,
В картине находя то явственным пороком,
Чему противное всегда мог доказать,
И тут изволил всем сказать,
Что и в картинах львы поверхность бы имели,
Когда бы рисовать умели.
<1799>
172. БАСНЬ, ПОСЛАННАЯ К И. И. ДМИТРИЕВУ
Телица белая и лучшая из стада
Богам на жертву избрана;
Она
Таким богам великая награда,
Которы никогда
Цены невинности не знали
И завсегда
Правдивых угнетали,
Чрез гром и молнию на пагубу людей
Богами только стали.
Но что ж случилося с телицею моей?
Ее украсили повязкою священной
И цепью, из цветов и листвия сплетенной;
Великий сонм ко храму с нею шел,
Хор громко пел,
Играли на трубах и в бубны били,
И все с почтением к телице подходили.
Телица видит то
И мыслит: "Почести такие мне за что?
Или я сей страны владетельна княгиня,
Или защитница, или богиня?
Когда то думают, то думаю и я;
Всегда небесный глас бывает глас народа;
Другая будет жизнь моя,
И будет новая богов порода".
Уже вошла телица в храм.
Горит священный огнь, курится фимиам;
Жрецы, служебники и жрицы,
Схватя рога невинныя телицы,
Пред жертвенник влекут,
И тут
Главу ее топор от тела отделяет.
И так-то ищущий чинов не помышляет,
Что он в обманчивой великости своей
Падет без головы с телицею моей.
3 сентября 1799
173. МУЖИК И ГОСПОДА
Вне города жил царь и царский двор
С тех пор,
Как летние жары настали;
А в ближних деревнях крестьяне работали.
Из них один тащил на лошади навоз,
Другой, соломою набив тяжелый воз,
Подпряг волов ленивых пару,
Которые от устали и жару
И с места не пошли.
Хозяин их за то нещадно бил дубиной.
Тут двое из господ сошлися с мужичиной
И звали мужика безмозглою скотиной,
Прямою дурачиной,
За то, что больно бил измученных волов.
Крестьянин, убоясь боярских грозных слов,
Сняв шляпу, говорит: "Виновен перед вами,
Вельможными панами;
И также виноват теперь перед волами:
Отнюдь не ведал я,
Что есть и при дворе волам моим друзья".
ПРИМЕЧАНИЯ
Александр Васильевич Храповицкий (1749--1801), автор знаменитых "Памятных записок" о Екатерине II, занимался литературой с юношеских лет, но при жизни, не считая переводов, напечатал лишь несколько стихотворений и комическую оперу "Песнолюбие". Наиболее значительным периодом в его жизни были 1783--1793 гг., когда он служил статс-секретарем при Екатерине II, "у принятия прошений на высочайшее имя". Главной обязанностью его была, однако, помощь императрице в ее литературных и исторических трудах. Он разыскивал необходимые книги и материалы, наблюдал за перепиской, исправлял орфографию и слог Екатерины, нетвердо знавшей русский язык. Храповицкому принадлежат все стихотворные вставки в драматических сочинениях Екатерины II, не умевшей писать русские стихи. Он также следил за постановками ее пьес в Эрмитаже, а в 1789--1791 гг. вместе с М. Ф. Соймоновым управлял императорскими театрами. Благодаря особому положению при дворе у Храповицкого были разветвленные связи со многими писателями, особенно с людьми державинского круга. В 1790-е годы он сотрудничал в изданиях H. М. Карамзина, напечатав в "Аонидах" несколько переложений из Лафонтена. Но наибольший интерес представляют "домашние" юмористические и сатирические стихи Храповицкого, не предназначавшиеся для печати и обращенные к доверенным друзьям. Здесь Храповицкий, ловкий царедворец, не боялся ни называть значительных лиц, ни выражать свое отношение к ним, используя для этого и жанр басни.
171. "Аониды", 1798--1799, кн. 3, с. 82. На сюжет басни Лафонтена "Le lion abattu par l'homme".
172. Печ. по копии Н. В. Сушкова в архиве ПД. Басня связана с предпринятыми И. И. Дмитриевым попытками во второй половине царствования Павла I уйти в отставку; его официальное увольнение от службы относится к декабрю 1799 г.
173. Печ. по копии Н. В. Сушкова в архиве ПД. Использован сюжет анекдота, на протяжении XVIII в. неоднократно печатавшегося в различных сборниках ("Письмовник" Н. Г. Курганова, "Товарищ разумный и замысловатый" П. Семенова и др.). Н. В. Сушков в примечании указывает, что басня была направлена против семейства Разумовских, происходивших из простых украинских крестьян.