"Народное образованіе,-- говоритъ кн. Васильчиковъ,-- есть вопросъ жизни и смерти для народовъ нашего вѣка, и величіе современныхъ державъ зависитъ отъ числа грамотныхъ болѣе, чѣмъ отъ числа солдатъ. Пока въ Россіи существовало крѣпостное право, эта истина не только не понималась, но если бы и была понята, не могла быть осуществлена. Грамотный народъ и крѣпостной народъ -- два состоянія, другъ друга исключающія. Вотъ почему въ крѣпостной Россіи народъ былъ сплошь безграмотный. Только съ отмѣной рабства народное образованіе могло сдѣлаться предметомъ общественной дѣятельности. И надо правду сказать, ни для какой народной потребности не сдѣлано обществомъ такъ много, какъ для дѣла народнаго образованія. Тѣмъ не менѣе, и эта потребность удовлетворена еще слишкомъ мало. Требуется несравненно больше матеріальныхъ средствъ и усилій, чтобы хотя сколько-нибудь догнать намъ культурные народы Европы и войти въ тѣ блага общежитія, которыя необходимо вытекаютъ изъ распространенія образованія въ народѣ".
Нынѣшнею зимой печать наша, какъ столичная, такъ и провинціальная, съ горечью сообщала обществу то неутѣшительное впечатлѣніе, которое не могъ не испытать каждый истинный патріотъ отъ доклада г. Страннолюбскаго, прочитаннаго имъ въ петербургскомъ комитетѣ грамотности и посвященнаго обзору состоянія народнаго образованія въ Россіи. Дѣйствительно, цифровыя данныя этого доклада въ высшей степени непріятны. Мы напомнимъ только важнѣйшія изъ нихъ.
20 марта 1880 года, по распоряженію правительства, сдѣлана была однодневная перепись народныхъ училищъ и обучавшихся въ нихъ мальчиковъ и дѣвочекъ. Матеріалы, добытые этою переписью, дали слѣдующіе результаты. Въ день переписи народныхъ училищъ въ Европейской Россіи, за исключеніемъ Царства Польскаго, Финляндіи и Остзейскихъ губерній, оказалось всего 18,230 и въ нихъ учащихся нѣсколько болѣе 800 тыс., а именно: мальчиковъ -- 718 тыс. и дѣвочекъ -- 135 тыс. Изъ этихъ данныхъ видно, что одно училище приходилось на 231 кв. версту или на 14 селеній и что только 12,1 мальчика и 2,2 дѣвочки обучались въ этихъ школахъ изъ 100 человѣкъ народонаселенія Россіи обоего пола.
Судя по призыву 1886 года, изъ общаго числа 195 тыс. призванныхъ въ этомъ году молодыхъ людей безграмотныхъ оказалось 145 тыс., т.-е. 72 процента. Если же выдѣлить изъ числа призванныхъ грамотныхъ лицъ, не принадлежащихъ къ крестьянскому сословію, то окажется, что общая масса призывныхъ 1886 года дала безграмотныхъ болѣе 75 процентовъ. По этимъ послѣднимъ даннымъ можно судить объ общемъ образовательномъ цензѣ русскаго народа. И дѣйствительно, болѣе всестороннія изслѣдованія показываютъ, что въ 1888 году число учащихся въ сельскихъ школахъ едва достигало 13 процентовъ изъ общаго числа народонаселенія, находившагося почти поголовно безъ всякаго образованія. Въ частности неграмотность женщинъ въ 1886 году равнялась 95 процентамъ. Такова въ общихъ чертахъ картина нашего народнаго образованія.
Въ заключеніе своего обширнаго доклада г. Страннолюбскій привелъ разсчетъ, что если каждый годъ мы будемъ учреждать по 3,250 школъ, то лишь черезъ 260 лѣтъ населеніе Россіи получитъ возможность сдѣлаться грамотнымъ. Между тѣмъ, число ежегодно учреждаемыхъ у насъ школъ рѣдко приближается даже къ указанной цифрѣ.
Что число учащихся въ школахъ Германіи, Франціи, Англіи и Соединенныхъ Штатовъ несравненно выше, чѣмъ у насъ,-- это знаетъ всякій. Можетъ быть, немногихъ удивитъ превосходство передъ нами въ этомъ отношеніи Китая и Японіи. Но что Турція обогнала насъ въ дѣлѣ народнаго образованія,-- это, полагаемъ, сюрпризъ для очень многихъ. У насъ процентъ учащихся 2,2, въ Турціи -- 2,6.
Государство наше слишкомъ мало даетъ средствъ на первоначальныя школы. Англія, при населеніи вчетверо меньше Россіи, расходуетъ на школы болѣе 80 милліоновъ рублей, а мы изъ милліарднаго бюджета отчисляемъ на этотъ предметъ лишь 5 милліоновъ рублей. Въ Соединенныхъ Штатахъ Америки, при населеніи въ 62 милліона, ежегодныя издержки на содержаніе школъ достигаютъ 265 милліоновъ рублей. Въ среднемъ на начальное образованіе жителя Европейской Россіи приходится 17 копѣекъ въ годъ, тогда какъ въ Соединенныхъ Штатахъ тратится на школьное дѣло 4 руб. 65 коп., въ Англіи -- 3 руб., во Франціи слишкомъ 2 руб. на душу населенія. Слѣдовательно, Соединенные Штаты даютъ на народное образованіе въ 27 разъ больше сравнительно съ Европейскою Россіей, Англія -- въ 18 разъ болѣе, Франція -- въ 12 разъ болѣе.
Таково состояніе народнаго образованія въ Европейской Россіи. Но оно еще печальнѣе за Ураломъ. Тамъ до сихъ поръ встрѣчаются безграмотныя цѣлыя учрежденія. Недавно еще Енисейскія Губернскія Вѣдомости сообщили о сплошной безграмотности ачинской городской думы. Подъ постановленіемъ этой думы отъ 9 января 1893 года за No 1 напечатано такъ: "Городской голова Патюковъ, гласные: М. Ивановъ, П. Заевъ, 0. Буриковъ, Ф. Рассохинъ, Ф. Плѣшинъ, Д. Киселевъ, Ф. Безпрозванный и М. Журавлевъ, а по безграмотству ихъ росписался Н. Киселевъ".
Слишкомъ большая еще безграмотность русскаго народа и экономичеcкая его немощность составляютъ тѣ два явленія, которыя наиболѣе заставляютъ скорбѣть просвѣщенныхъ и добрыхъ людей. Печалованіями объ этихъ явленіяхъ ежедневно наполнены десятки органовъ всероссійской прессы. Что-жь, можетъ быть, это признакъ недалекихъ лучшихъ дней?... Сознаніе темныхъ сторонъ жизни, соединенное съ вѣрою въ ихъ исправленіе, съ призывомъ на борьбу съ ними, представляетъ вѣрнѣйшій признакъ готовности общества на энергичную работу. Въ печати нашей, какъ и въ обществѣ, нѣтъ пессимизма отчаянія. Когда указываютъ на зло, на необходимость борьбы съ нимъ, то этимъ выражается наличность нравственныхъ требованій, свидѣтельствующая о жизненныхъ силахъ организма. Быть пессимистомъ въ этомъ смыслѣ значитъ имѣть идеалъ, видѣть въ грядущемъ человѣчество и лучшимъ, и болѣе счастливымъ.
Среди множества замѣтокъ, сообщеній, корреспонденцій и статей въ провинціальной прессѣ о состояніи и движеніи народнаго образованія въ нашемъ отечествѣ, намъ очень понравился воскресный фельетонъ" въ No 94 Астраханскаго Листка, озаглавленный Свѣта, свѣта! Написанъ фельетонъ просто, тепло и чувствуется въ немъ неподдѣльная скорбь автора о томъ, что такой умный и способный народъ, какъ народъ русскій, пребываетъ до сихъ поръ въ умственной темнотѣ.
Русскій народъ,-- говоритъ авторъ,-- умѣлъ захватить чуть не полміра, отстоялъ свою добычу отъ безчисленныхъ и могущественныхъ враговъ, проявлялъ, при всякихъ сколько-нибудь благопріятныхъ обстоятельствахъ, большую способность къ культурѣ, а, между тѣмъ, такъ мало еще дано ему было средствъ пріобщиться къ ней. Русскій народъ представляетъ превосходнѣйшій матеріалъ, способный выливаться въ наилучшія формы, принимать черты высоко-художественныя, поэтическія, почти идеальныя, и какой контрастъ представляютъ, тѣ жизненныя условія, въ какія онъ поставленъ! До сихъ поръ ему приходится жить въ безпросвѣтной тьмѣ, утопать въ грязи, быть пожираемому недугами бѣдности.
Пока тянешь свою лямку изо дня въ день, -- продолжаетъ авторъ,-- свыкаешься какъ бы съ окружающимъ, родныя перспективы не слишкомъ колятъ глаза, не волнуютъ сильно чувство. Но нерѣдко достаточно какого-либо, повидимому, неважнаго обстоятельства, чтобы впасть въ грустное душевное состояніе. Такое состояніе вызвала въ авторѣ одна журнальная статья, гдѣ въ скромныхъ выраженіяхъ сведены нѣкоторыя цифры, какъ показатели заботъ американцевъ о народномъ образованіи. Прежде чѣмъ сообщить читателю эти цифры, фельетонистъ напоминаетъ, что, по свѣдѣніямъ 1891 года, въ г. Астрахани, при населеніи 95,000 человѣкъ, числилось 40 учебныхъ заведеній казенныхъ, общественныхъ и частныхъ; въ нихъ всего обучалось до 2,500 чел., а на ихъ обученіе израсходовано около 130 т. р. Сравнительно съ тождественнымъ по назначенію расходомъ другихъ городовъ эта сумма такъ велика, что Астрахань, какъ принято говорить, "вправѣ гордиться своими жертвами на пользу народнаго образованія". но какъ ничтожна оказывается эта дѣятельность одного изъ самыхъ ревностныхъ въ дѣлѣ образованія русскихъ городовъ сравнительно даже съ самымъ бѣднѣйшимъ штатомъ Сѣверной Америки! Штатъ Сѣверная Дакота -- одинъ изъ бѣднѣйшихъ и самыхъ молодыхъ; онъ принятъ въ союзъ всего только 2 ноября 1889 года, а до этого времени состоялъ лишь на степени территоріи, то-есть мѣстности недостаточно населенной, чтобы имѣть самостоятельное административное управленіе. Населенъ этотъ штатъ и теперь очень рѣдко. При своихъ размѣрахъ въ 70,195 кв. миль, онъ имѣлъ по переписи 1890 года всего 182,719 жителей. Только небольшая часть его заселена уже лѣтъ двадцать пять, остальное же пространство еще дѣвственная пустыня, бѣдная, неустроенная. По своимъ климатическимъ и почвеннымъ условіямъ Сѣверная Дакота совершенно напоминаетъ земледѣльческую полосу нашей матушки Руси. Понятно, что въ новомъ штатѣ, едва успѣвшемъ получить правильное управленіе, существуетъ множество прорѣхъ въ гражданскомъ благоустройствѣ. И вотъ управляющій учебною частью штата въ своемъ отчетѣ за первые два года существованія штата, т.-е. съ ноября 1889 г. и за 1890 г., приводитъ цѣлый рядъ оправданій въ томъ, что то и то не сдѣлано въ дѣлѣ народнаго образованія въ Сѣверной Дакотѣ, то и то не окончено, -- словомъ, признается предъ общественнымъ мнѣніемъ, предъ согражданами, что въ Сѣверной Дакотѣ народное образованіе пока еще стоитъ неудовлетворительно и во многомъ нуждается.
Прямой выводъ отсюда, что съ точки зрѣнія янки сѣверодакотцы сдѣлали въ два года мало.
А что же они сдѣлали въ эти два года?-- спрашиваетъ авторъ фельетона и отвѣчаетъ приведеніемъ слѣдующихъ данныхъ.
За два года со времени образованія штата въ Сѣверной Дакотѣ устроены: университетъ съ четырьмя факультетами, 11 профессорами и 110 студентами, земледѣльческая академія, горный институтъ, лѣсной институтъ и два учительскихъ института. Всѣ эти высшія учебныя заведенія надѣлены вѣчнымъ фондомъ на ихъ содержаніе. Это -- высшія учебныя заведенія. Народныхъ школъ за отчетные два года въ Сѣверной Дакотѣ насчитывается тысяча шестьсотъ восемьдесятъ двѣ, и въ нихъ 557 учителей, 1,425 учительницъ и 35,543 учащихся. Стоимость школьнаго имущества въ этихъ штатахъ опредѣлялась за 1890 г. въ 3.000,000 рублей и на содержаніе этихъ школъ израсходовано около 1.270,000 рублей.
Пусть читатель,-- говоритъ авторъ фельетона,-- сравнить эти грандіозныя цифры "неблагоустроеннаго", "только что заселеннаго", "бѣднаго" американскаго штата съ данными, взятыми даже изъ центра нашей богатой, промышленной губерніи, изъ г. Астрахани. Вотъ это сравненіе. Одинъ школьникъ въ Сѣверной Дакотѣ приходится на каждые 4 человѣка населенія, а на каждую школу -- 27 школьниковъ. Согласно той же пропорціи для Астрахани, въ нашемъ городѣ должно бы быть теперь не менѣе 25,000 школьниковъ и болѣе 900 школъ и на ихъ содержаніе слѣдовало бы расходовать 675,000 руб. А у насъ школьниковъ, повторяю, 2,500 и школъ 40, на ихъ содержаніе расходуется 80 т. руб. А университетъ, а институты, академіи?... Мой согражданинъ,-- продолжаетъ авторъ фельетона,-- саркастически улыбнется надъ этими необъятными цифрами и этимъ внушительнымъ перечнемъ и тотчасъ найдетъ себѣ оправданіе и утѣшеніе.
-- То Америка, а то Астрахань,-- и отвернется, довольный, что рѣшилъ вопросъ.
Между тѣмъ, фельетонистъ не даетъ успокоиться на этомъ самоутѣшеніи. Онъ указываетъ, что С. Дакота страна бѣдная, только еще заселяемая. И если она тратитъ такія огромныя для нея суммы на народное образованіе, то только потому, что считаетъ это важнѣйшимъ дѣломъ общежитія, первѣйшею его обязанностью. Далѣе онъ указываетъ на большое число частныхъ пожертвованій въ пользу народнаго образованія. Пожертвованія эти, по своимъ размѣрамъ, достигаютъ нерѣдко десятковъ милліоновъ долларовъ. Богатый американецъ,-- говоритъ въ заключеніе авторъ фельетона,-- прекрасно понимаетъ, какое плодотворное дѣло употребить свои средства на народное просвѣщеніе, принять участіе въ возведеніи того фундамента, безъ котораго невозможно благополучіе народа.
У насъ дѣлу просвѣщенія народа всего болѣе послужили земства. На первоначальныя школы земства даютъ до одной пятой своихъ бюджетовъ. Къ сожалѣнію, бюджеты земствъ весьма скудны, а потому, несмотря на ихъ рвеніе къ дѣлу народнаго просвѣщенія, число учреждаемыхъ ими школъ далеко не соотвѣтствуетъ требованію на нихъ. Неурожаи послѣднихъ лѣтъ еще болѣе ослабили земскіе финансы. Изъ значительнаго числа мѣстъ приходятъ извѣстія о чрезвычайномъ оскудѣніи земскихъ кассъ, о невозможности покрыть, безъ экстраординарныхъ полученій, текущіе расходы, и о ходатайствахъ земствъ предъ правительствомъ объ открытіи имъ кредита, который далъ бы возможность справиться съ переживаемымъ ими труднымъ временемъ. Въ этихъ ходатайствахъ земства особенно выставляютъ на видъ необходимость поддержать хотя бы существующія школы, такъ какъ, по ихъ справедливому заявленію, вредъ отъ закрытія школъ былъ бы громаденъ.
Въ то же время, отовсюду идутъ сообщенія о быстромъ ростѣ среди народа потребности въ образованіи. И если народъ не удовлетворяетъ своими средствами таковой потребности, то причина тому та же, какая задерживаетъ и дѣятельность земства въ этомъ дѣлѣ,-- причина эта -- экономическая бѣдность. Земская статистика показала, что чѣмъ состоятельнѣе районъ, тѣмъ больше онъ имѣетъ школъ. Въ февральской книжкѣ нашего журнала за текущій годъ напечатана поучительная статья г. Григорьева О крестьянской колонизаціи въ Сыръ-Дарвинской области. Полученные поселенцами здѣсь достаточные надѣлы дали имъ возможность примѣнить производительно свой трудъ, раскрыть вполнѣ свои способности; и они дѣйствительно проявили чрезвычайную энергію и достигли блестящихъ результатовъ. Прошло не болѣе десяти лѣтъ, какъ образовались въ этомъ краю русскіе поселки, а уже нѣтъ ни одного селенія, гдѣ крестьяне не устроили бы школу. "Матеріальное довольство крестьянъ и, какъ слѣдствіе его, душевное спокойствіе,-- заявляетъ военный губернаторъ Сыръ-Дарьинской области,-- вызываетъ въ нихъ стремленіе къ обученію дѣтей грамотѣ". Да и въ Европейской Россіи, гдѣ, въ среднемъ выводѣ, народу живется хуже, чѣмъ за Ураломъ, крестьяне нерѣдко изъ послѣднихъ средствъ тянутся, чтобъ имѣть школу и обучить грамотѣ своихъ дѣтей. Въ минувшемъ году харьковская губернская управа собрала довольно полныя свѣдѣнія о состояніи 426 начальныхъ народныхъ училищъ въ губерніи, содержимыхъ при пособіи земства. Оказалось, что въ постройкѣ школьныхъ зданій принимали главное участіе крестьянскія общества; ими затрачено 233,150 р., а уѣздными и губернскими земствами всего 71,514 р. При этомъ слѣдуетъ замѣтить, что постройка школьныхъ зданій почти вездѣ въ губерніи началась со второй половины 70-хъ годовъ и особенно усилилась въ 1882, 1885 и 1889 гг., именно въ то время, когда сельско-хозяйственный кризисъ обострился, когда паденіе крестьянскаго хозяйства, какъ и землевладѣльческаго, обнаружилось вполнѣ, т.-е. когда средства крестьянскихъ обществъ, добываемыя исключительно отъ земли, уменьшились. Помимо школъ, крестьяне открываютъ также на свой счетъ сельскія библіотеки. Просматривая ежедневно почти всю провинціальную прессу, рѣдкую недѣлю не найдешь въ той или другой газетѣ сообщенія объ открытіи гдѣ-либо крестьянами библіотеки. Вотъ образцы этихъ сообщеній: "Въ селѣ Сластухѣ, Саратовской губерніи, мѣстное крестьянское общество постановило открыть библіотеку. Для этого рѣшено обложить всѣхъ односельчанъ сборомъ по 2 к. съ человѣка. Попечителемъ будущей библіотеки избранъ мѣстный священникъ, биліотекаремъ -- врачъ. Сластухинское общество уже обратилось въ книжный складъ саратовскаго губернскаго земства съ просьбой о высылкѣ каталога разрѣшенныхъ въ сельскихъ библіотекахъ книгъ и изданій. Село Сластуха находится въ трехъ верстахъ отъ линіи РязанскоУральской и. д. Это -- большое село въ 482 двора, имѣющее болѣе 3,500 жителей обоего пола" (Сельскій Вѣстникъ). Въ Борисоглѣбскомъ уѣздѣ, Тамбовской губерніи, открылась вторая сельская публичная биліотека. Исторія ея возникновенія въ общихъ чертахъ такова. Въ февралѣ прошлаго года волостной сходъ въ с. Уваровѣ приговоромъ постановилъ: 1) открыть при мѣстномъ земскомъ училищѣ публичную библіотеку, 2) выдавать на содержаніе ея изъ волостныхъ суммъ по 10 руб. ежегодно, 3) войти съ ходатайствомъ въ мѣстный уѣздный училищный совѣтъ о разрѣшеніи на открытіе библіотеки и 4) выбрать такихъ-то лицъ въ попечители по устройству ея. Въ попечители были выбраны мѣстный земскій начальникъ, два священника, два учителя земскаго училища и одинъ попечитель послѣдняго. Приговоръ былъ препровожденъ въ борисоглѣбскій училищный совѣтъ, откуда восходилъ до министерства народнаго просвѣщенія, которое, по соглашенію съ министерствомъ внутреннихъ дѣлъ, и дало въ текущемъ году разрѣшеніе на открытіе библіотеки.
Какъ видитъ читатель, газетныя сообщенія объ открытіи крестьянами библіотекъ весьма скромны. Въ большинствѣ случаевъ, ими констатируется только фактъ, и лишь изрѣдка попадаются комментаріи къ нему. А, между тѣмъ, какое важное культурное значеніе таится въ этомъ скромномъ газетномъ сообщеніи! Крестьянинъ читаетъ книгу не ради времяпрожденія. Онъ смотритъ на чтеніе, какъ на дѣло. Онъ ищетъ въ книгѣ полезныхъ свѣдѣній, свѣта, удовлетворенія своимъ нравственнымъ потребностямъ. Хорошею иллюстраціей можетъ служить отвѣтъ одного крестьянина, по фамиліи Журавлева, помѣщенный въ Смоленскомъ Вѣстникѣ. Здѣсь крестьянинъ отвѣчаетъ на вопросы о томъ, что онъ читалъ и какую пользу принесли ему книги. Прочиталъ, напримѣръ, онъ книгу о томъ, какъ надо ходить за огородомъ, устроилъ по этой книгѣ свой огородъ и сталъ отъ него получать хорошій доходъ. Прочиталъ потомъ Журавлевъ книгу о пчеловодствѣ, завелъ и устроилъ по этой книгѣ пчельникъ, и пчелы стали доставлять ему отличный медъ. По книгѣ онъ научился прививать оспу и сдѣлался мѣстнымъ оспопрививателемъ, чѣмъ принесъ населенію большую пользу; по книгѣ онъ выучился "землемѣрію" и научилъ тому же своихъ односельчанъ. Журавлевъ пошелъ далѣе. Съ разрѣшенія губернатора онъ открылъ сельскую публичную библіотеку, завелъ въ церковной сторожкѣ и крестьянскихъ избахъ чтенія вслухъ, открылъ школу. Далѣе, Журавлевъ сталъ выписывать лѣчебники и теперь лечитъ людей и скотъ въ своей мѣстности, такъ какъ тамъ нѣтъ лѣкаря и больницы. Подростаютъ у Журавлева дѣти, онъ выписываетъ книги о томъ, какъ воспитывать лучше дѣтей, и въ нихъ находитъ много полезныхъ для себя указаній.
Директора народныхъ училищъ свидѣтельствуютъ о чрезвычайно блатворномъ значеніи библіотекъ въ сельскомъ быту. Такъ, въ изданныхъ на-дняхъ екатеринославскимъ губернскимъ земствомъ "постановленіяхъ XXVII очередной сессіи земскаго собранія" мы находимъ, между прочимъ, донесеніе директора народныхъ училищъ Екатеринославской губерніи, г. Малевинскаго, губернской земской управѣ о народныхъ библіотекахъ Вотъ что сообщаетъ г. Малевинскій: "Благодаря назначенію со стороны екатеринославскаго губернскаго земскаго собранія въ 1885 г. 2,000 руб. на открытіе 32 библіотекъ, такія библіотеки были открыты съ начала 1889 года. Уже черезъ годъ послѣ того онѣ успѣли заинтересовать сельское населеніе и начали приносить значительную пользу какъ подросткамъ, обучавшимся въ народныхъ школахъ, такъ и другихъ возрастовъ крестьянамъ не только грамотнымъ, но даже неграмотнымъ, которые охотно прислушиваются къ чтенію грамотныхъ. Теперь, т.-е. въ 1892 году, со времени открытія общественныхъ сельскихъ библіотекъ прошло четыре года и благодѣтельное вліяніе ихъ на крестьянскую среду весьма усилилось. Чтобы не быть голословнымъ, я привожу отзывы объ этихъ библіотекахъ гг. инспекторовъ ввѣренной мнѣ дирекціи, помѣщенныя ими въ отчетахъ по осмотру училищъ. Инспекторъ, завѣдующій Александровскимъ и Маріупольскимъ уѣздами, пишетъ: "Публичныя библіотеки даютъ хорошій результатъ, онѣ поддерживаютъ связь между школой и окончившими курсъ учениками, которые охотно берутъ отсюда книги, преимущественно религіозно-нравственнаго и историческаго содержанія. Къ сожалѣнію, книги въ этихъ библіотекахъ отъ частаго употребленія приходятъ въ ветхость, а библіотеки, вслѣдствіе утери книгъ, въ разстройство". Инспекторъ, завѣдующій уѣздами Павлоградскимъ, Бахмутскимъ и Славяносербскимъ, дѣлаетъ отзывы: "Библіотека, составленная спеціально изъ книгъ для народнаго чтенія, интересуетъ взрослое населеніе и настоятельно чувствуется потребность въ расширеніи библіотеки книгами для народа. Книги въ петропавловской публичной библіотекѣ уже истрепаны. Въ селѣ много грамотныхъ, и взрослые крестьяне постоянно просятъ книги на домъ..." Относительно публичныхъ библіотекъ вообще замѣчено: "По праздникамъ случается, что крестьяне и въ одиночку, и компаніями приходятъ въ училище и просятъ учителя почитать. Неоспоримо, что при умѣломъ составѣ книгъ для народа и при умѣньи учителя руководить чтеніемъ, народныя библіотеки въ недалекомъ будущемъ явятся нравственною силой и могуче повліяютъ на нравственную и экономическую сторону жизни крестьянъ".
Инспекторъ 1-го района по поводу народной библіотеки въ с. Ѳедоровкѣ отзывается такъ: "Мѣстное населеніе пользуется библіотекой въ широкихъ размѣрахъ. Сравнивъ за нѣсколько лѣтъ подрядъ журнальныя записи о числѣ лицъ читающихъ и о числѣ книгъ, взятыхъ для чтенія, легко замѣтить, что какъ то, такъ и другое число постоянно, изъ года въ годъ, увеличивается. Въ числѣ читателей послѣднихъ годовъ можно найти и такихъ, которые давно окончили ученіе, какъ будто прервали было свою связь съ книгой и школой, а теперь опять являются въ школу побесѣдовать и взять книгу для чтенія. Благодаря живому отношенію учителя И -- на къ распространенію книжнаго чтенія въ с. Ѳедоровкѣ, публичная библіотека уже перечитана и требуетъ пополненія".
Какъ въ дѣлѣ народныхъ школъ, такъ и въ дѣлѣ устройства школьныхъ и сельскихъ библіотекъ, земство является главнымъ иниціаторомъ и организаторомъ. Въ Костромской губерніи, напримѣръ, за послѣднее время имѣются уже почти во всѣхъ сельскихъ училищахъ хорошо составленныя библіотеки. Къ Костромской губерніи приближаются въ этомъ отношеніи много другихъ губерній. Новороссійскій Телеграфъ выставляетъ на видъ энергичную дѣятельность по народному образованію александровскаго земства, Екатеринославской губерніи, и бердянскаго, Таврической губерніи. Принявъ отъ казны,-- говорится въ газетѣ,-- лишь 13 начальныхъ школъ при 668 ученикахъ, со школьнымъ бюджетомъ въ скромную цифру 3,760 рублей, бердянское земство съ 1869 г. съумѣло почти удесятерить количество училищъ въ уѣздѣ. Бюджетъ бердянскаго земства на дѣло народнаго образованія достигаетъ 100,000 руб. въ годъ. Примѣру земства слѣдуютъ городскія и сельскія общества Бердянскаго уѣзда, такъ что въ этомъ уѣздѣ и въ трехъ его городахъ: Бердянскѣ, Нагайскѣ и Орѣховѣ -- школьный бюджетъ далеко превышаетъ 250 тысячъ. Число учащихся въ городскихъ и сельскихъ школахъ достигаетъ почти 9,000 душъ, въ томъ числѣ одну четверть составляютъ ученицы-дѣвочки. Въ число это не вошли дѣти, обучающіяся въ церковныхъ школахъ нѣмцевъ, которыхъ насчитывается почти 3`А тысячи душъ обоего пола. Большинство школъ пользуется прекрасными помѣщеніями. Есть училищныя зданія, стоимость коихъ какъ, напримѣръ, въ селѣ Ново-Спасскомъ, достигаетъ почти 10,000 руб. Всѣ школы снабжены въ полномъ комплектѣ пособіями для учебнаго дѣла. Учительскій персоналъ подобранъ весьма тщательно и толково. Въ бердянскихъ школахъ не встрѣтишь добровольца-учителя, относящагося свысока къ своему дѣлу, или же учителя поневолѣ, видящаго въ званіи народнаго педагога лишь возможность избѣжать воинской повинности.
Внушительною иллюстраціей ревниваго отношенія земства къ дѣлу просвѣщенія народа можетъ служить слѣдующій эпизодъ.
Въ январѣ мѣсяцѣ нынѣшняго года мнѣ случайно довелось присутствовать на сессіи смоленскаго губернскаго земскаго собранія. Между прочими дѣлами, въ собраніи обсуждался также вопросъ о матеріальной поддержкѣ прогимназіи въ городѣ Рославлѣ. Въ семидесятыхъ годахъ, одинъ изъ рославльскихъ коммерсантовъ отказалъ, по духовному завѣщанію, слишкомъ сто тысячъ на учрежденіе въ Рославлѣ прогимназіи. Этихъ средствъ хватило на четырехъ-классную прогимназію. Новымъ циркуляромъ министра народнаго просвѣщенія поставлено требованіе, чтобы прогимназія имѣла шесть классовъ. Въ виду такого циркуляра, гласные отъ рославльскаго уѣзда просили земское собраніе внести въ бюджетъ сумму, необходимую для добавочныхъ двухъ классовъ. Они указывали, что прогимназія дѣйствуетъ успѣшно, что городу будетъ крайне прискорбно лишиться учебнаго заведенія. Собраніе вполнѣ раздѣляло стремленіе рославльскихъ гласныхъ сохранить учебное заведеніе, но не сочло себя вправѣ расходовать на него деньги. Все, что мы въ состояніи удѣлить на народное образованіе,-- говорили многіе гласные собранія,-- должно всецѣло идти на школы для народа. Государственный бюджетъ отпускаетъ слишкомъ ничтожную сумму на первоначальное образованіе. Высшее и среднее образованіе находятъ у государства несравненно большую матеріальную поддержку, чѣмъ народныя школы. Намъ, дѣятелемъ земства, необходимо, насколько только возможно, исправлять эту неравномѣрность въ распредѣленіи средствъ. А потому, какъ ни огорчаемся мы, вмѣстѣ съ гласными отъ Рославльскаго уѣзда, возможностью уничтоженія успѣшно дѣйствующаго учебнаго заведенія, но удѣлить ему средства изъ нашего скромнаго бюджета мы нравственно не можемъ. Все, что земское собраніе можетъ сдѣлать, это -- просить министерство сохранить въ Рославлѣ четырехъ-классную прогимназію. Мы просимъ также нашего губернскаго предводителя дворянства ходатайствовать въ этомъ смыслѣ предъ министерствомъ.-- Оба эти предложенія были приняты единогласно.
На помощь земству въ дѣлѣ просвѣщенія народа приходитъ частная дѣятельность обществъ и отдѣльныхъ лицъ. Дѣятельность эта проявляется въ многоразличныхъ формахъ. Общества и отдѣльныя лица открываютъ на собственныя средства школы обыкновенныя, воскресныя, вечернія; устраиваютъ народныя чтенія, народныя библіотеки, книжные склады и заботятся о распространеніи хорошихъ книгъ среди народа. По широтѣ дѣятельности особенно выдаются московскій и петербургскій комитеты грамотности, нижегородское общество распространенія начальнаго образованія и одесское славянское общество.
Дѣятельность московскаго и петербургскаго комитетовъ грамотности заключается, главнымъ образомъ, въ учрежденіи школъ, въ выборѣ книгъ для народа, въ устройствѣ сельскихъ и училищныхъ библіотекъ и въ распространеніи лучшихъ народныхъ изданій изъ сочиненій русскихъ классиковъ, а также книгъ по исторіи, географіи, естествознанію, земледѣлію, законовѣдѣнію и т. под.
Устроенныя въ Петербургѣ, при участіи техническаго общества, вечернія школы для рабочихъ посѣщаются съ необычайнымъ усердіемъ. По свидѣтельству Правительственнаго Вѣстника, рабочіе нерѣдко отказываются отъ участія въ дополнительныхъ работахъ, отъ такъ называемой задѣльной платы, чтобы не отстать отъ школы и не пропустить урока. Бывали примѣры, и ихъ не мало, хожденія въ школу издалека, когда учащемуся приходится почти бѣжать и являться въ школу крайне усталымъ и все-таки минутъ на 15 опоздать къ уроку. Есть школы, которыя пользуются особымъ довѣріемъ рабочихъ, и у нихъ, такъ сказать, "на слуху", чтобы попасть въ такую, они стараются найти себѣ работу на фабрикѣ и заводѣ того района, гдѣ школа эта находится. Такой же успѣхъ имѣютъ и народныя чтенія въ Петербургѣ. Въ теченіе пяти послѣднихъ лѣтъ, 1887--1892 гг., коммиссіею устраивались народныя чтенія въ 23 аудиторіяхъ: въ Петербургѣ, Царскомъ Селѣ, Гатчинѣ, Кронштадтѣ, Красномъ Селѣ и Колпинѣ. Всѣхъ чтеній за этотъ періодъ времени было 1,433 при 182,227 слушателяхъ. Центральною аудиторіею коммиссіи была зала городской петербургской думы. Съ 1887 по 1892 гг. изъ склада коммиссіи продано 413,637 экземпляровъ изданныхъ ею 70 названій брошюръ для народнаго чтенія, всего на сумму 43,604 рубля.
Въ истекшую зиму значительную матеріальную помощь московскому комитету грамотности оказали многіе московскіе представители науки и литературы, которые, по иниціативѣ члена комитета Д. П. Тихомирова, прочли рядъ публичныхъ лекцій. Сборъ съ лекцій пошелъ на устройство народныхъ сельскихъ библіотекъ.
Недавно вышелъ Отчетъ совѣта общества распространенія начальнаго образованія въ Нижегородской губерніи за 1892 годъ. Представленныя этимъ отчетомъ данныя заставляютъ признать нижегородское общество,-- какъ справедливо замѣчаетъ Волжскій Вѣстникъ,-- однимъ изъ самыхъ симпатичныхъ по своимъ задачамъ и плодотворныхъ по результатамъ дѣятельности учрежденій Поволжскаго края. Общество существуетъ уже пятнадцать лѣтъ и въ теченіе этого времени успѣло сдѣлать очень многое въ дѣлѣ распространенія грамоты и полезныхъ знаній въ средѣ крестьянскаго и рабочаго населенія. За послѣдній годъ въ обществѣ состояло 354 члена. Обычная его дѣятельность выражалась: 1) въ распространеніи полезныхъ книгъ въ народѣ путемъ продажи при посредствѣ книжныхъ складовъ; 2) въ устройствѣ школьныхъ библіотекъ для безплатнаго внѣ-класснаго чтенія въ бѣднѣйшихъ училищахъ Нижегородской губерніи; 3) въ устройствѣ народныхъ чтеній и 4) въ поддержаніи уличной библіотеки въ населенныхъ частяхъ города. Къ 1 января текущаго года всѣхъ отдѣленій общества для продажи книгъ было 166; сравнительно съ предшествовавшимъ годомъ число ихъ почти удвоилось. Въ эти отдѣленія въ теченіе года было отправлено для продажи 36,408 экземпляровъ книгъ. Наиболѣе успѣшно распространялись изданія комитетовъ грамотности, общества распространенія полезныхъ книгъ, народныя изданія сочиненій Гоголя, Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Островскаго и друг. Изъ новыхъ изданій признаются особенно удачными народныя книжки изданія харьковскаго общества распространенія грамотности.
Не меньшаго вниманія заслуживаетъ уличная библіотека общества, которая въ прошломъ году была размѣщена въ двѣнадцати наиболѣе людныхъ пунктахъ Нижняго-Повгорода и состояла изъ двадцати витринъ. Здѣсь выставлялись для чтенія картины съ текстомъ историческаго содержанія изъ изданій Золотова, Рождественскаго и Сытина. Вмѣстѣ съ картинами вывѣшивались тексты разсказовъ русскихъ писателей и статьи научнаго содержанія. Каждая картина и текстъ мѣнялись приблизительно черезъ 10 дней.
Не ограничиваясь организаціей книжныхъ складовъ и библіотекъ, нижегородское общество распространенія начальнаго образованія занимается просмотромъ вновь выходящихъ въ свѣтъ народныхъ книгъ и картинъ. Съ этою цѣлью при обществѣ существуетъ коммиссія. Почти всѣ изъ просмотрѣнныхъ коммиссіей лубочныхъ изданій признаются невыдерживающими самой непритязательной критики. О каждой прочитанной книгѣ давался письменный отзывъ; если при этомъ возникали сомнѣнія въ правильности того или другого отзыва, книги разсматривались вновь другими членами коммиссіи.
Энергичная дѣятельность общества проявилась также въ устройствѣ народныхъ чтеній. Отчетъ общества останавливается на отрадномъ для него фактѣ полученія впервые въ прошломъ году отъ народныхъ чтеній чистой денежной прибыли. Явленіе это говорить, конечно, объ успѣхѣ чтеній и должно быть объяснено постоянными улучшеніями въ ихъ постановкѣ. По словамъ отчета, наплывъ посѣтителей чтеній былъ такъ великъ, что приходилось многимъ изъ нихъ отказывать за недостаткомъ мѣстъ. Продажа книгъ при чтеніяхъ въ отчетномъ году также стала замѣтно развиваться. Не ограничиваясь чтеніями въ самомъ городѣ, общество нашло возможнымъ открыть ихъ и въ другихъ мѣстностяхъ губерніи; такъ, чтенія уже идутъ въ городѣ Сергачѣ и предположены въ селѣ Починкахъ.
Не менѣе внушительна дѣятельность одесскаго славянскаго общества, имени св. Кирилла и Меѳодія. Недавно появившійся отчетъ общества за истекшее десятилѣтіе (1882--1892 гг.). свидѣтельствуетъ о весьма значительномъ развитіи въ Одессѣ и другихъ городахъ народныхъ чтеній и народныхъ читаленъ. За указанный періодъ было исполнено 479 чтеній, въ которыхъ присутствовало 199,086 человѣкъ, т.-е. среднимъ числомъ по 415 человѣкъ на каждомъ. Кромѣ того, въ 1891 г. было устроено еще для солдатъ 20 чтеній, на которыхъ было 9,482 чел., а всего -- 499 чтеній, съ 208,568 чел.; изъ нихъ: 59 чтеній было по священной исторіи и присутствовало на этихъ чтеніяхъ -- 28,405 чел.; 137 чтеній по русской исторіи, которыя посѣтили 59,796 чел.; 99 чтеній по географіи -- посѣтителей 38,860 чел.; 29 чтеній по естественной исторіи -- посѣтителей 10,113 чел.; 175 чтеній по словесности -- посѣтителей 71,394 чел.
Далѣе славянское общество устроило складъ и продажу дешевыхъ изданій, изъ котораго за шесть лѣтъ продано болѣе полмилліона книгъ. Въ книжный складъ стали обращаться съ заказами не только частныя лица, но и цѣлыя учрежденія, города и земства; были заказы для школъ, пріютовъ, больницъ, тюремъ,-- такія симпатіи и довѣріе вызвалъ къ себѣ Кирилло-Меѳодіевскій складъ. При складѣ уже въ 1885 г. была составлена небольшая библіотека для безплатной выдачи книгъ для чтенія на домъ. За шесть лѣтъ было 2,157 абонентовъ, взявшихъ для прочтенія 35,622 названія. Восемьдесятъ процентовъ читателей составляли учащіеся въ городскихъ школахъ. Заказы шли въ книжный складъ общества изъ разныхъ мѣстъ Россіи. Библіотеки посылались даже въ Ташкентъ и Владивостокъ.
Затѣмъ одесское общество оказываетъ поддержку вновь открываемымъ народнымъ чтеніямъ въ другихъ городахъ. Высылались во временное пользованіе картины для волшебнаго фонаря, причемъ иногородные уплачивали лишь за пересылку. Въ 1888 году была открыта вторая аудиторія въ предмѣстьи города, въ слободкѣ Романовкѣ. Обѣ аудиторіи посѣщаютъ каждый разъ до 1,000 чел. Съ 1887 года въ аудиторіи начали устраиваться общедоступные литературно-музыкальные вечера. Пятьдесятъ пять вечеровъ, устроенныхъ обществомъ, привлекли 29,743 посѣтителей (540 человѣкъ въ среднемъ) и дали кассѣ народныхъ чтеній, при платѣ около 20 копѣекъ съ посѣтителя, 5,847 руб. 43 к.
Общественная самодѣятельность въ дѣлѣ просвѣщенія народа проявляется и во многихъ другихъ городахъ и селеніяхъ. За послѣдніе два мѣсяца мы нашли въ газетахъ слѣдующія заявленія по этому предмету.
Изъ Кіева пишутъ въ Русскія Вѣдомости, что тамъ открыта воскресная школа съ двумя отдѣленіями: для мужчинъ и для женщинъ. По различнымъ обстоятельствамъ школа открыта не въ центрѣ города, а на окраинѣ -- при Соломенской церковно-приходской школѣ. Учащихъ 19 человѣкъ (учителя и учительницы гимназій и народныхъ училищъ, законоучитель и нѣсколько частныхъ лицъ). Несмотря на отдаленность отъ центра города и кратковременное существованіе школы, учащихся теперь уже болѣе восьмидесяти человѣкъ (50 мужчинъ и 32 женщины). Число желающихъ учить и желающихъ учиться все увеличивается. Занятія производятся на двѣ смѣны: отъ 10 часовъ до 2 занимаются съ женщинами, а отъ 3 до 7 -- съ мужчинами. Среди послѣднихъ преобладаютъ мальчики-подростки, начиная съ 13-ти лѣтъ (большею частью дѣти фабричныхъ и ремесленниковъ). Въ женскомъ отдѣленіи почти всѣ ученицы взрослыя; это большею частью работницы съ табачныхъ, гильзовыхъ и корсетныхъ фабрикъ, а также и прислуга. Среди учащихся обоихъ отдѣленій есть много грамотныхъ; они посѣщаютъ школу для того, чтобы продолжать свое образованіе. Учащіеся раздѣлены на группы, сообразно ихъ познаніямъ. Съ каждою группой занимается отдѣльный учитель или учительница. Отъ города школа субсидіи не получаетъ, а существуетъ на частныя пожертвованія.
Совершенно такой же характеръ извѣстій объ открытіи воскресныхъ школъ въ Оренбургѣ, Рязани и Новгородсѣверскѣ.
Всѣ сообщенія о народныхъ чтеніяхъ, устраиваемыхъ въ провинціальныхъ городахъ, свидѣтельствуютъ о переполненіи ихъ слушателями. Такъ, изъ отчета о народныхъ чтеніяхъ въ городѣ Ставрополѣ, напечатаннаго въ No 32 газеты Сѣверный Кавказъ, мы узнаемъ, что на 19 чтеніяхъ, устроенныхъ въ началѣ текущаго года, посѣтителей было 11,628. На третье чтеніе слушателей явилось 1,058. Воздухъ былъ настолько спертъ, что начали гаснуть лампы. Поэтому было сдѣлано распоряженіе, чтобы на будущее чтеніе допускать не болѣе 600 человѣкъ. На чтеніе, кромѣ воспитанниковъ среднихъ и низшихъ учебныхъ заведеній, идетъ больше простой людъ. Не было ни одного чтенія, на которомъ остались бы пустующія мѣста; и, несмотря на это, толпа въ нѣсколько сотъ человѣкъ всегда сохраняла тишину. Если кто изъ запоздавшихъ являлся во время чтенія, то онъ тихо входилъ въ комнату и скромно занималъ мѣсто у дверей. Многіе изъ слушателей послѣ чтеній приносили выраженія глубокой признательности чтецамъ. Слова: "спасибо, спасибо, благодаримъ" оглашали каждый разъ залу по окончаніи чтенія.
Выдающуюся дѣятельность въ дѣлѣ устройства народныхъ чтеній представляетъ астраханскій комитетъ. Вотъ уже болѣе десяти лѣтъ, какъ онѣ съ каждымъ годомъ расширяетъ свою симпатичную, просвѣтительную работу. Успѣхъ дѣла зависитъ, главнымъ образомъ, отъ энергіи и опытности того кружка мѣстной интеллигенціи, который входитъ въ составъ комитета, состоящій прнимущественно изъ представителей педагогическаго міра. Несмотря на сравнительную скудость матеріальныхъ средствъ, комитетъ имѣетъ въ разныхъ концахъ города три аудиторіи для народныхъ чтеній, безплатную народную библіотеку и книжный складъ для продажи преимущественно дешевыхъ изданій. Что просвѣтительная дѣятельность комитета встрѣтила полное сочувствіе среди мѣстнаго простонародья, свидѣтельствуетъ общее число посѣтителей чтеній за десять лѣтъ, достигшее 125,068 человѣкъ. Интересъ публики къ народнымъ чтеніямъ возростаетъ съ каждымъ годомъ: съ 5,000 (въ 1882 г.) число посѣтителей въ текущемъ году возросло до 17,000. Судя "по внѣшности" посѣщающихъ чтенія, тѣ аудиторіи, которыя находились въ центрѣ города, какъ, наприм.,въ реальномъ училищѣ, посѣщались мелкими прикащиками, ремесленниками и т. п. Въ аудиторіяхъ, расположенныхъ по окраинамъ города, главный по численности контингентъ посѣтителей составляютъ чернорабочіе.. Не допуская на свои чтенія малолѣтнихъ, вслѣдствіе тѣсноты помѣщенія въ аудиторіяхъ, комитетъ, однако, поспѣшилъ и для подростающаго поколѣнія создать, соотвѣтственно своимъ денежнымъ средствамъ, разумныя развлеченія, такъ называемыя "дѣтскія утра". Программа "утра" обыкновенно состоитъ изъ чтенія прозаическихъ и поэтическихъ произведеній лучшихъ отечественныхъ авторовъ и исполненія вокальныхъ нумеровъ хорами учениковъ реальнаго училища и ученицъ женской ремесленной школы. Кромѣ того, показываются тѣневыя картины и играетъ бальный оркестръ музыки. Успѣхъ "утръ" громаденъ: зала реальнаго училища, гдѣ они происходятъ, всегда переполняется публикой. Сверхъ того, комитетъ устроилъ особый складъ для продажи дешевыхъ книгъ народу. Книжный складъ торгуетъ бойко и дѣлаетъ тысячные обороты въ годъ. По городу, для продажи книгъ въ центрахъ народнаго скопленія, имѣются частныя отдѣленія склада. Успѣхъ книжнаго склада навелъ комитетъ на мысль устроить филіальныя отдѣленія склада въ уѣздныхъ городахъ: въ Енотаевскѣ, Черномъ-Яру, Красномъ-Яру.
Въ апрѣлѣ мѣсяцѣ праздновалось десятилѣтіе существованія "народныхъ чтеній" въ Ярославлѣ. За этотъ періодъ времени было исполнено 572 чтенія и роздано безплатно до 24,000 экземпляровъ различныхъ книгъ, и брошюръ. Число слушателей на каждомъ чтеніи бываетъ отъ 400 до 600 человѣкъ.
Недавно кружокъ лицъ, состоящій частью изъ врачей, педагоговъ и др., организовалъ въ Самарѣ народныя чтенія съ туманными и живыми картинами, которыя съ перваго же раза удались хорошо. Первое чтеніе было устроено въ небольшой залѣ городской думы, гдѣ могло помѣститься не болѣе 150 человѣкъ; затѣмъ слѣдующія чтенія дума разрѣшила устраивать въ городскомъ театрѣ, куда на второе чтеніе народа сразу набралось 439 человѣкъ, на третье чтеніе -- 664 человѣка, на четвертое -- 614 человѣкъ. Публика набирается на чтенія большею частью изъ мѣщанъ, частью изъ крестьянъ и небольшого числа мѣстной интеллигенціи, въ ложи -- купечество. Городская дума единогласно постановила выдавать на чтенія упомянутому кружку лицъ по 300 рублей ежегодно.
Изъ Николаевскаго уѣзда, Самарской губерніи, сообщаютъ, что на-дняхъ въ селѣ Балаковѣ получено разрѣшеніе губернатора на открытіе общедоступной библіотеки при мѣстномъ мужскомъ училищѣ. Мысль объ этомъ возникла здѣсь уже давно и иниціаторами ея были жена покойнаго земскаго врача А. П. Евгеньева, ветеринарный врачъ М. Н. Карнѣевъ и купецъ B. В. Головановъ, Лица эти еще нѣсколько лѣтъ тому назадъ устроили два концерта, сборъ съ которыхъ предназначался именно на устройство библіотеки. Денегъ пока еще имѣется немного (съ двухъ концертовъ было собрано 210 руб., съ процентами будетъ около 250 р.), но учредители, тѣмъ не менѣе, теперь же приступаютъ къ выпискѣ книгъ.
По такому же гуманному почину нѣсколькихъ лицъ открыта весьма оригинальная школа для дѣтей обоего пола въ селеніи фарфороваго завода, невдалекѣ отъ Петербурга. Исторія этой школы разсказана въ газетѣ Русская жизнь. Школа эта, открытая однимъ бывшимъ сельскимъ учителемъ, существуетъ рѣшительно безъ всякихъ средствъ, какъ мы привыкли ихъ понимать. При основаніи школы, если не считать готоваго помѣщенія (домикъ учителя), не было ни копѣйки у иниціатора дѣла. Но посмотрите, какъ началось и пошло дѣло. Учащіеся -- нищенствующія дѣти. Многія изъ нихъ не имѣютъ ни отца, ни матери; тѣ же, кто и имѣетъ кого-либо изъ родителей, поставлены ничуть не лучше: родители ихъ или сами нищіе, или потерянные люди, какихъ вы встрѣтите у любого питейнаго заведенія, въ любой трущобѣ. Школа, устроенная для такихъ дѣтей, нуждается не только въ одномъ умственномъ хлѣбѣ, но и въ хлѣбѣ насущномъ. Школа открыта въ первыхъ числахъ сентября 1891 г., въ квартирѣ, занимаемой учителемъ. Предпочтеніе оказано (при поступленіи) дѣтямъ самыхъ бѣдныхъ родителей; большая часть дѣтей до поступленія въ школу занималась прошеніемъ милостыни... Большая часть учащихъ (всѣ, кромѣ учителя грамоты) изъявили желаніе заниматься съ дѣтьми безплатно. Въ школѣ обучаютъ: священникъ, учитель грамоты, 2 преподавателя столярнаго ремесла, 1 переплетнаго, 1 сапожнаго, 1 преподавательница рукодѣлія, 1 учитель пѣнія, 1 докторъ.
Далѣе въ отчетѣ подробно разъясняется, откуда школа получала матеріальныя средства.
Хлѣбомъ снабжалъ школу П. Т. Тимоѳеевъ, мясо 3 раза въ недѣлю отпускалъ Ѳ. А. Мартьяновъ и одинъ разъ въ недѣлю Д. Н. Ложниковъ, а въ постъ вышеозначенныя лица отпускали, вмѣсто мяса, постную провизію. Дрова для отопленія квартиры-школы и варки кушанья, а также уголья для самовара отпускалъ, по мѣрѣ надобности, И. Е. Ивановъ. Письменныя принадлежности школа получала отъ А. О. Башкова, а книги отъ Н. А. Суворина. На содержаніе школы собиралось, среднимъ числомъ, до 20 рублей въ мѣсяцъ, преимущественно отъ фабрикантовъ и заводчиковъ.
Кушанья для дѣтей варилъ одинъ изъ знакомыхъ главнаго иниціатора школы... Поступали еще пожертвованія чаемъ и сахаромъ; пожертвованъ купонъ на счастье дѣтей... Хозяйка желѣзной лавки пожертвовала четыре ножа и дюжину карандашей. Сапожникъ С. Я. Вороновъ пожертвовалъ къ Пасхѣ 2 пары сапогъ и двѣ пары башмаковъ. Вдова сапожника Андреянова подарила 1 пару башмаковъ; отъ А. К. Морозова поступило такое же пожертвованіе съ прибавленіемъ пары чулокъ... Матеріалы: щетина, пряжа, варъ, воскъ, кожа, гвозди пріобрѣтены пожертвованіями... Ученическихъ блузъ 8, ремней къ нимъ 11, парусиновыхъ фартуковъ 6, мѣшковъ для рукодѣлій 7, а также шапки для мальчиковъ, платки и платья для дѣвочекъ, рубашки и передники для нихъ, сшитыя самими ученицами и пожертвованыя...
Отъ 12 до 2 назначалось въ школѣ на обѣдъ и отдыхъ, а въ 4 дѣти пили чай съ кускомъ хлѣба. Младшіе уходили домой, а старшіе, числомъ 6, оставались заниматься ремеслами до 7 часовъ... Многіе изъ младшихъ учащихся часто обращались съ просьбою остаться въ школѣ долѣе назначеннаго срока, т.-е. 4 часа, и, обыкновенно, получали позволеніе... Большая часть учащихся проживаетъ за 2 1/2 версты отъ школы въ селѣ Смоленскомъ, но въ школу почти всѣ ходили довольно аккуратно, и случаи отсутствія дѣтей или опаздыванія сравнительно рѣдки.
Сколько энергіи нужно было затратить на устройство и поддержаніе такой школы! Здѣсь потребовалась бездна хлопотливаго труда и терпѣнія. Но состраданіе и любовь къ несчастнымъ малюткамъ преодолѣли всѣ преграды, всѣ затрудненія.
Не менѣе вниманія, по своему устройству, заслуживаетъ школа въ селѣ Чернятинѣ, Подольской губерніи. Вотъ что сообщаетъ о ней корреспондентъ Недѣли:
"Недавно мнѣ привелось быть на экзаменѣ учениковъ знаменитой въ Подолѣ школы М. М. Львовой въ селѣ Чернятинѣ. Школа, дѣйствительно, настолько хороша, что о ней слѣдуетъ разсказать въ "примѣръ и поученіе". Содержится она исключительно на средства г-жи Львовой, уже 25 лѣтъ. Обучается въ ней ежегодно отъ 40 до 60 крестьянскихъ дѣтей. Курсъ трехгодичный. Кромѣ общеобразовательныхъ предметовъ: закона Божія, русскаго языка, ариѳметики съ яснымъ понятіемъ о дробяхъ, краткой географіи и отечественной исторіи, преподаются первоначальныя практическія свѣдѣнія, необходимыя въ "несчастныхъ случаяхъ". Учителемъ состоитъ, на полномъ содержаніи г-жи Львовой, нѣкто Т--въ, съ образовательнымъ цензомъ, человѣкъ горячо преданный школьному дѣлу и очень успѣшно его ведущій. Мнѣ приходилось посѣщать много приходскихъ школъ и присутствовать въ нихъ на экзаменахъ; но такую блестящую подобранную библіотеку и вообще такую хорошую внутреннюю и внѣшнюю обстановку трудно найти не только въ низшей школѣ, но даже въ среднеучебномъ заведеніи. Что же касается знаній учащихся, то ясность, бойкость, одушевленность въ отвѣтахъ ихъ поразительны сравнительно съ другими школами того же типа. Надо прибавить, что заботливость г-жи Львовой о питомцахъ ея школы не останавливается на полпути, но простирается и на дальнѣйшую судьбу тѣхъ изъ нихъ, которые по какой-либо причинѣ не могутъ "оставаться на землѣ"; такихъ г-жа Львова отсылаетъ въ спеціальныя заведенія въ Москву,-- ремесленныя, фельдшерскія, учительскія семинаріи и проч.".
Въ послѣдніе дни газеты сообщили возникновеніе двухъ новыхъ обществъ для содѣйствія народному просвѣщенію. Одно общество имѣетъ своимъ райономъ Донскую область, другое -- Ярославскую губернію. Задача донского общества -- пріобрѣтеніе и распространеніе полезныхъ и дешевыхъ книгъ въ массѣ донского населенія какъ козачьяго, такъ и крестьянскаго. Войсковому наказному атаману и епархіальному архіепископу присвоивается званіе почетныхъ попечителей общества. Средства общества составляются изъ взносовъ дѣйствительныхъ членовъ и пожертвованій въ пользу общества. Годовые отчеты о дѣятельности общества представляются войсковому наказному атаману и попечителю учебнаго округа.
Ярославское общество предполагаетъ обратить главное вниманіе на укрѣпленіе и развитіе знаній дѣтей и взрослыхъ, прошедшихъ уже начальную школу, путемъ устройства по губерніи народныхъ библіотекъ, складовъ, чтеній и т. п. учрежденій, а также заняться распространеніемъ въ народѣ практическихъ знаній путемъ устройства ремесленныхъ и сельскохозяйственныхъ школъ и заведеній, образцовыхъ фермъ, питомниковъ и пр.
Мы привели лишь нѣсколько данныхъ о работѣ интеллигенціи на дѣло народнаго просвѣщенія. Число ихъ можно было бы увеличить во много разъ. Несомнѣнно, что въ обществѣ, по всему пространству обширной Россіи, пробиваются многочисленные живые родники. И эти живые родники всего болѣе выразились въ настоящее время въ стремленіи къ образованію народа. Своею работой на пользу народнаго просвѣщенія они идутъ рука объ руку съ земствомъ и значительнымъ числомъ городскихъ самоуправленій, дѣйствующихъ усердно и добросовѣстно въ этомъ великомъ дѣлѣ. Къ сожалѣнію, бюджеты учрежденій мѣстнаго самоуправленія слишкомъ скудны, вслѣдствіе чего ихъ просвѣтительная дѣятельность далеко не соотвѣтствуетъ народившейся въ народѣ потребности въ образованіи. А такъ какъ матеріальные рессурсы земствъ всецѣло зависятъ отъ экономическаго положенія народа, то, поэтому, всѣ мѣры къ поднятію народнаго благосостоянія будутъ, вмѣстѣ съ тѣмъ, и мѣрами къ распространенію просвѣщенія въ народѣ. При настоящемъ же состояніи разстроеннаго народнаго хозяйства, единственное средство ускорить въ надлежащей мѣрѣ ходъ народнаго просвѣщенія состоитъ въ увеличеніи суммы государственнаго бюджета на образованіе. Условія жизни цивилизованныхъ государствъ сдѣлали, въ настоящее время, народное образованіе важнѣйшею государственною задачей; не только національное честолюбіе, но и самосохраненіе требуютъ, чтобы расходы на просвѣщеніе народа заняли въ бюджетѣ одно изъ первыхъ мѣстъ. По справедливому замѣчанію Жюль Симона, "народъ, который имѣетъ самыя лучшія школы, непремѣнно сдѣлается, если не сегодня, то завтра, первенствующимъ народомъ въ мірѣ".