Иванюков Иван Иванович
Очерки провинциальной жизни

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

Очерки провинціальной жизни.

   Въ концѣ сентября текущаго года происходилъ въ Саратовѣ областной сельско-хозяйственный съѣздъ, обсуждавшій сельско-хозяйственныя нужды юго-восточнаго края. Въ составъ съѣзда входили губерніи: Самарская, Симбирская, Пензенская, Тамбовская, Воронежская, Саратовская, Астраханская, Уфимская, Оренбургская, Донская и Уральская области. Отсюда видны интересы какого огромнаго пространства Европейской Россіи представляли собою лица, съѣхавшіяся на съѣздъ. Въ съѣздѣ могли принять участіе "члены сельско-хозяйственныхъ обществъ, а также и лица, практически или теоретически знакомыя съ сельскимъ хозяйствомъ". Правомъ этимъ воспользовалось до ста чиловѣкъ. Мѣсяца за три до съѣзда распорядительное его бюро разослало по земскимъ управамъ и сельско-хозяйственнымъ обществамъ приглашенія и программу вопросовъ, подлежащихъ обсужденію. Наиболѣе общій вопросъ программы просилъ отвѣта на важнѣйшую злобу дня, а именно: "Какія причины повліяли на пониженіе доходности сельско-хозяйственнаго промысла въ юго-восточномъ краѣ за послѣдніе годы. Въ какой степени упадокъ здѣсь сельскаго хозяйства зависѣлъ отъ неблагопріятныхъ атмосферическихъ условій, а также отъ истощенія почвы, нераціональной обработки ея, низкихъ цѣнъ на сельско-хозяйственные продукты, вслѣдствіе перепроизводства ихъ или вслѣдствіе недостатковъ въ организаціи ихъ сбыта и т. д. Какія мѣры могутъ послужить къ упорядоченію мѣстнаго сельскаго хозяйства". Программа сопровождалась объяснительною запиской, въ которой излагались причины, побудившія просить правительство разрѣшенія съѣзда. Объяснительная записка эта заслуживаетъ того, чтобы на ней остановиться. "Хроническій кризисъ, -- говорится въ запискѣ, -- ярко обнаружившійся во время неурожая 1891 года, обратилъ вниманіе сельскихъ хозяевъ на причины экономическаго упадка юго-восточнаго края. Очевидно, что прогрессъ сельскаго хозяйства, ростъ урожайности и доходности земли далеко не поспѣваютъ ни за приростомъ населенія, ни за развитіемъ его потребностей. Достигшая крайней степени задолженность землевладѣльцевъ и крестьянъ, массовыя переселенія земледѣльческаго населенія изъ юго-восточныхъ губерній, и безъ того не густо заселенныхъ, служатъ нагляднымъ доказательствомъ этой мысли. Ухудшеніе за послѣднее время климатическихъ условій района и пониженіе естественной производительности почвы, по мнѣнію многихъ компетентныхъ хозяевъ, не подлежатъ сомнѣнію. Прогрессивный ростъ населенія при крайне медленномъ улучшеніи, а иногда и при полномъ застоѣ техники сельско-хозяйственнаго промысла, вызвали усиленный спросъ на пахотныя земли. Распашка юго-восточныхъ степей была непосредственнымъ результатомъ этого усиленнаго спроса. Естественная кормовая для скота площадь земли сократилась до ничтожныхъ размѣровъ. Такая культура вела къ истощенію производительности земли и сокращенію скотоводства, а недостатокъ и грубость кормовыхъ средствъ дѣлали нерѣдко безплодными всѣ попытки улучшить качества мѣстнаго скота. Вырубка лѣсовъ и распашка степей не остались безъ вліянія на снѣжный покровъ полой, на быстрый ростъ овраговъ, на обмеленіе рѣкъ и на пониженіе уровня грунтовыхъ водъ".
   Все это привело къ неурожаю 1891 года, и общество, наконецъ, "не только поняло, но и осязательно почувствовало, что Россія есть страна земледѣльческая, и что ея земледѣліе нуждается въ покровительствѣ и вниманіи болѣе, чѣмъ какая-либо иная отрасль промышленной и торговой дѣятельности".
   Таковы мотивы, которые заставили саратовское общество сельскаго хозяйства ходатайствовать предъ правительствомъ о созывѣ областного сельско-хозяйственнаго съѣзда въ г. Саратовѣ. То сочувствіе, какое съѣздъ встрѣтилъ въ высшихъ правительственныхъ сферахъ, позволяетъ надѣяться, что труды его будутъ имѣть не только теоретическій интересъ, но и могутъ послужить матеріаломъ для правительственныхъ предначертаній, направленныхъ къ устраненію важнѣйшихъ невзгодъ нашего сельскаго хозяйства.
   Что говоритъ въ Запискѣ саратовское общество сельскаго хозяйства, то самое говорили за послѣднее время всѣ компетентные и безпристрастные люди. И это единодушіе въ пониманіи причинъ земледѣльческаго кризиса съ очевидностью свидѣтельствуетъ, что положеніе дѣлъ достаточно выяснено.
   Люди науки и люди опыта одинаково согласны, что переживаемый Россіей земледѣльческій кризисъ по есть явленіе временное, а вошло оно уже въ стадію хроническую; и, безъ радикальнаго измѣненія въ положеніи дѣлъ, мы всегда должны быть готовы къ повторенію такихъ же страшныхъ неурожаевъ, какимъ былъ неурожай 1891 года. И причина такого анти-культурнаго, вполнѣ необезпеченнаго, существованія страны заключается въ томъ, что производительность земли стала отставать отъ роста населенія. Населеніе ростетъ, увеличивается запросъ на размѣръ пищи, а земледѣльческія улучшенія происходятъ урывками, кое-гдѣ, въ цѣломъ же наблюдается полный застой техники сельско-хозяйственнаго промысла. Чтобы достать хлѣба, приходится болѣе и болѣе распахивать землю и тѣмъ самымъ уменьшать кормовую площадь для скота. Вслѣдствіе этого, количество скота уменьшается. Уменьшается, слѣдовательно, количество удобренія и, въ то же время, приходится ограничиваться тѣми земледѣльческими орудіями, которыя хоть и плохо вспахиваютъ землю, но за то не требуютъ значительныхъ силъ рабочаго скота. Оба эти обстоятельства ведутъ къ уменьшенію производительности почвы. Вмѣстѣ съ тѣмъ, чрезмѣрная распашка земли не остается безъ вліянія на обмеленіе рѣкъ и на пониженіе уровня грунтовыхъ водъ. Прогрессирующій ростъ этихъ явленій вызывался также и другою причиной, а именно происходившимъ со времени отмѣны крѣпостного права поистинѣ хищническимъ истребленіемъ лѣсовъ. Хозяева-практики дружно свидѣтельствуютъ, что засухи въ послѣднее время стали и чаще, и продолжительнѣе. Такимъ I образомъ, соціальныя условія повліяли и на ухудшеніе физическихъ условій земледѣльческаго промысла.
   Вотъ въ немногихъ словахъ картина сельско-хозяйственнаго промысла въ нашемъ отечествѣ. Положеніе дѣлъ, какъ видитъ читатель, очень серьезно. Не даромъ оно получило названіе "кризиса". А отъ кризиса, какъ извѣстно, или излечиваются, или умираютъ. И какъ только распространилось въ обществѣ пониманіе, къ какому неустойчивому экономическому положенію пришли мы,-- а распространилось оно, къ сожалѣнію, лишь подъ вліяніемъ страшнаго 1891 года,-- то понятно, что надъ судьбами земледѣлія задумались.
   И вотъ, благодаря такому положенію дѣлъ, саратовское общество сельскаго хозяйства получило разрѣшеніе на созваніе съѣзда сельскихъ хозяевъ отъ девяти губерній и двухъ областей.
   Какъ видитъ читатель, задача съѣзда была чрезвычайно важная. Онъ долженъ былъ высказаться о "хроническомъ" ухудшеніи того промысла, которымъ живетъ до ста милліоновъ населенія Россіи, отъ котораго зависитъ процвѣтаніе промышленности и торговли, отъ котораго зависятъ и государственные финансы. Онъ долженъ быль отвѣтить на вопросъ: "Какія мѣры могутъ послужить къ упорядоченію сельскаго хозяйства?"
   Я убѣжденъ, что читатель съ необычайнымъ интересомъ приступаетъ къ чтенію дальнѣйшихъ строкъ. Несомнѣнно, онъ очень заинтересованъ узнать, что сказалъ съѣздъ? Какія мѣры предложены съѣздомъ къ упорядоченію экономическаго положенія дѣлъ въ нашемъ отечествѣ?
   Но, прежде чѣмъ удовлетворять этотъ интересъ читателя, я прошу у него позволенія сдѣлать небольшое предварительное замѣчаніе.
   Я боюсь, что, при чтеніи отчета о дѣятельности съѣзда, читатель будетъ нѣсколько разочарованъ; дѣятельность съѣзда представится ему блѣдною сравнительно съ громадною важностью поставленной ему задачи. Меня же характеръ съѣзда значительно удовлетворяетъ. И удовлетворяетъ онъ меня значительно потому, что я не забываю условій времени и мѣста. Думаю, что если и читатель приметъ во вниманіе это обстоятельство, онъ отнесется къ дѣятельности съѣзда съ точки зрѣнія относительнаго, а не абсолютнаго требованія, и тогда, по справедливости, станетъ менѣе взыскательнымъ.
   Сдѣлавъ такое предварительное замѣчаніе, переходимъ къ изложенію важнѣйшихъ вопросовъ, обсуждавшихся на съѣздѣ.
   Имѣется два рода причинъ, обусловливающихъ успѣшность земледѣльческаго промысла: причины физическія и причины экономическія, причемъ, какъ извѣстно, между ними нерѣдко происходитъ довольно сильное взаимодѣйствіе. Естественно, что на съѣздѣ обсуждались оба вида причинъ {Подробные отчеты о дебатахъ, происходившихъ на саратовскомъ съѣздѣ, печатались въ двухъ мѣстныхъ газетахъ: Саратовскомъ Дневникѣ и Саратовскомъ Листкѣ. Отчеты эти и послужили намъ матеріаломъ для настоящей статьи.}.
   Наиболѣе полный рефератъ объ ухудшеніи климатическихъ условій юго-восточнаго края былъ прочитанъ землевладѣльцемъ А. В. Михайловымъ. Климатическія условія,-- говорилъ г. Михайловъ въ своемъ рефератѣ,-- ухудшились настолько, что сдѣлалось невозможно вести сельское хозяйство безубыточно въ томъ самомъ краѣ, гдѣ еще недавно жилось такъ привольно и такъ богато. За послѣднія 30 лѣтъ многое измѣнилось. По берегамъ р. Дона росшіе лѣса замѣнились песчаными барханами, напоминающими барханы средне-азіатскихъ степей. Муромскіе и другіе знаменитые прежде великорусскіе лѣса отошли въ область преданій. Наша красавица Волга лишилась своихъ дѣвственныхъ покрововъ и обнажена съ головы до ногъ. Наши дивныя, ни съ чѣмъ несравнимыя украинскія степи распаханы до послѣднихъ предѣловъ. Такому же хищничеству подверглись безъ исключенія всѣ необозримыя степныя пространства, отдѣлявшія насъ когда-то отъ прикаспійскихъ пустынь Средней Азіи. Измѣненіе физическаго вида страны отразилось на климатѣ. Лишившись внутреннихъ лѣсовъ, за неимѣніемъ горъ и внутреннихъ морей, мы лишились одновременно атмосферной влаги. Воздухъ сталъ суше, дожди стали рѣдки, росы исчезли, а съ самой ранней весны прикаспійскіе пески, раскаленные солнцемъ, безпрепятственно несутся къ намъ чрезъ открытыя природныя ворота, между Каспіемъ и Уральскимъ Сыртомъ, въ видѣ горячихъ пыльныхъ урагановъ, производя губительное дѣйствіе на наши молодые всходы. Легкія почвы уносятся ими цѣлыми десятинами вмѣстѣ съ задѣланными уже сѣменами, подкошенная чечевица и горохъ уносятся въ пространство изъ глазъ недоумѣвающаго хозяина; только что созрѣвшія нивы буквально вымолачиваются на корню, оставляя владѣльцу одну пустую солому. Вслѣдъ за горячими ураганами въ разрѣженную атмосферу прикаспійскихъ широтъ идетъ съ сѣвера ледяная струя, которая часто завершается морозомъ. Зимнія вьюги, не встрѣчая преграды, уносятъ съ полей почти весь выпадающій снѣгъ. И вотъ хищническая вырубка лѣсовъ повела, въ концѣ-концовъ, къ тому, что кругомъ насъ все стало сохнуть -- высыхаютъ ручьи, высыхаютъ озера, высыхаютъ рѣки и, наконецъ, стали сохнуть паши послѣдніе лѣса. Отсутствіе подпочвенной воды, полная засуха въ самый необходимый лѣтній періодъ роста хлѣбовъ, палящіе, пыльно-знойные вѣтры, несвоевременные морозы ставятъ нынѣ каждаго сельскаго хозяина въ невозможныя условія.
   Такой порядокъ вещей грозитъ намъ страшными опасностями. "Я глубоко убѣжденъ,-- говорилъ г. Михайловъ,-- что всѣ наши юго-восточныя окраины наканунѣ превращенія въ западныя окраины средне-азіатскихъ степей и весь нашъ юго-восточный край рискуетъ въ самомъ недалекомъ будущемъ изъ прежней житницы имперіи сдѣлаться страною непригодною для всякой культуры".
   Для улучшенія климатическихъ условій юго-восточнаго края г. Михайловъ рекомендуетъ:
   1) задержаніе снѣга и снѣговой воды въ лѣсахъ и поляхъ.
   2) перепрудку овраговъ и ихъ облѣсеніе;
   3) засадку хворостомъ прибрежныхъ песчаныхъ полосъ;
   4) закрѣпленіе летучихъ песчаныхъ бархановъ путемъ облѣсенія;
   5) прекращеніе усиленной рубки лѣсовъ въ сѣверныхъ губерніяхъ;
   6) строгія мѣры къ охраненію лѣсовъ всего Поволжья;
   7) облѣсеніе береговъ Урала;
   8) ограниченіе правъ собственности землевладѣнія въ интересахъ исключительно государственныхъ.
   Послѣдній тезисъ былъ разъясненъ г. Михайловымъ по поводу сдѣланнаго ему запроса: на чей счетъ должны производиться рекомендуемыя имъ работы по обводненію, облѣсенію и др.? Референтъ отвѣчалъ, что онъ имѣлъ въ виду ходатайство о томъ, чтобъ эти мѣры были признаны обязательными, и вводиться онѣ должны на счетъ владѣльца земли, кромѣ работъ, имѣющихъ общегосударственное значеніе, которыя правительство должно принять на свой счетъ.
   Рефератъ г. Михайлова вызвалъ продолжительныя и живыя пренія. Въ нихъ, между прочимъ, было высказано, что еще болѣе сильною, чѣмъ измѣненіе климатическихъ условій, причиной упадка матеріальнаго благосостоянія юго-восточнаго края является ухудшеніе почвенныхъ условій; и далѣе, что нѣкоторыя изъ рекомендуемыхъ въ рефератѣ мѣръ слѣдуетъ признать общегосударственными, тѣмъ болѣе, что само министерство государственныхъ имуществъ въ настоящее время предполагаетъ организовать особую коммиссію для изслѣдованія главныхъ рѣкъ; въ этомъ случаѣ указанія областного съѣзда будутъ имѣть большое практическое значеніе. Въ результатѣ преній, съѣздъ призналъ себя солидарнымъ съ первыми четырьмя и съ шестымъ пунктами рекомендуемыхъ въ рефератѣ мѣръ. Что же касается предложенія ходатайствовать о прекращеніи усиленной рубки лѣсовъ въ сѣверныхъ губерніяхъ, въ силу того, что этими лѣсами центральная и южная Россія защищается отъ полярныхъ вѣтровъ, то съѣздъ не согласился на это, такъ какъ выяснилось, что въ сѣверныхъ губерніяхъ обиліе лѣса вредитъ интересамъ сельскаго хозяйства, а хлопотать о своихъ интересахъ на счетъ интересовъ сѣверныхъ губерній не слѣдуетъ. Отвергнуто было съѣздомъ также предложеніе объ ограниченіи правъ земельной собственности. Предложеніе референта объ облѣсеніи береговъ Урала отъ Орска до Каспійскаго моря вызвало возраженіе профессора лѣсного института Костычева, доказывавшаго, что возможность и значеніе такого лѣсоразведенія еще не выяснены. Съѣздъ постановилъ ходатайствовать объ изслѣдованіи этого вопроса и о принятіи мѣръ къ возможному ослабленію вліянія изсушающихъ вѣтровъ на юго-восточный край.
   Два засѣданія съѣзда почти цѣликомъ были посвящены слушанію докладовъ и преніямъ по вопросамъ объ орошеніи и обводненіи. Доклады начались съ обширнаго сообщенія ген.-лейт. Жилинскаго о дѣятельности находящейся подъ его начальствомъ экспедиціи, учрежденной еще въ 1880 году для производства предварительныхъ изслѣдованій и работъ по орошенію на югѣ Россіи. Не передавая всѣхъ подробностей о ходѣ работъ экспедиціи, отмѣтимъ лишь сообщенныя ген. Жилинскимъ данныя о вліяніи оросительныхъ сооруженій на возвышеніе урожайности и доходности земли. Наиболѣе блестящіе результаты получены на казенномъ валуйскомъ участкѣ въ Новоузенскомъ у., Самарской губ. Прежде этотъ участокъ сдавался крестьянамъ въ аренду рубля по 2--4 за десятину; теперь же доходъ казны достигаетъ въ нѣкоторыхъ случаяхъ 16 руб. съ десятины. Съ устройствомъ оросительныхъ сооруженій десятина стала давать отъ 70 до 100 пуд. пшеницы, а на сосѣднихъ крестьянскихъ земляхъ сборъ съ десятины колебался между 5 и 30 пуд. Въ среднемъ за трехлѣтіе 90--93 гг. чистый доходъ съ десятины составилъ болѣе 32 руб.; въ 93 году онъ былъ почти такой же. Въ настоящее время экспедиція намѣрена приступить къ устройству опытныхъ станцій на казенныхъ участкахъ въ губерніяхъ: Саратовской, Воронежской, Екатеринославской, Херсонской. Въ заключеніе ген. Жилинскій заявилъ, что всѣ мѣры министерства государственныхъ имуществъ направлены къ тому, чтобы возможно скорѣе развить дѣло орошенія, особенно на земляхъ частныхъ владѣльцевъ; съ этою цѣлью министерство рѣшило производить безвозмездно предварительныя изысканія и работы на частныхъ земляхъ, собственники которыхъ заявятъ свое желаніе на это.
   Затѣмъ прочитаны были доклады по орошенію гг. Ролланда, Губина, Малоховца и Лутохина, разсматривавшіе техническую сторону дѣла. Въ результатѣ обсужденія вопроса г. Губинымъ былъ поставленъ такой тезисъ: можетъ ли пагубное вліяніе сухихъ юго-восточныхъ вѣтровъ на растительность юго-восточнаго края быть ослаблено устройствомъ ирригаціонныхъ сооруженій въ самыхъ широкихъ размѣрахъ между Волгою и восточною границей Оренбургской губерніи? Послѣ долгихъ преній по вопросамъ о томъ, можно ли возбуждать ходатайства объ устройствѣ ирригаціонныхъ сооруженій въ Астраханской и Оренбургской губ., можетъ ли эта мѣра повліять на юго-восточный край, и въ какой именно степени, съѣздъ пришелъ къ общему заключенію, что орошеніе и обводненіе составляетъ дѣло первостепенной государственной важности и настоящую потребность для сельскаго хозяйства юго-восточнаго края, причемъ съѣздомъ было выражено желаніе, чтобы правительство обратило скорѣйшее вниманіе на обводненіе, какъ на мѣру болѣе важную.
   Обводненіе, орошеніе, облѣсеніе -- вотъ тѣ важнѣйшія мѣры, которыя призналъ съѣздъ безусловно необходимыми для борьбы съ неблагопріятными для сельскаго хозяйства физическими условіями. Обсудивъ это дѣло, съѣздъ перешелъ къ разсмотрѣнію соціальныхъ причинъ упадка земледѣлія въ юго-восточномъ краѣ. Въ числѣ такихъ причинъ указаны были: огромная задолженность хозяйства, какъ помѣщичьяго, такъ и крестьянскаго, малоземелье, плохая обработка почвы, плохое состояніе живого инвентаря, малое развитіе, а то и полное отсутствіе внѣземледѣльческихъ промысловъ, отсутствіе кредита для крестьянъ. Къ чести съѣзда надо сказать, что на разстройство крестьянскаго хозяйства было обращено имъ не меньшее вниманіе, какъ и на трудныя условія веденія хозяйства помѣщичьяго. Одинъ изъ энергичнѣйшихъ выяснителей на съѣздѣ тяжелой обстановки крестьянскаго хозяйства былъ податной инспекторъ Е. А. Ганейзеръ. Важнѣйшими изъ причинъ, оказывающихъ гибельное вліяніе на крестьянское хозяйство, г. Ганейзеръ признавалъ малоземелье, плохое состояніе живого инвентаря, чрезмѣрныя подати и отсутствіе организаціи мелкаго кредита. Для иллюстраціи важной роли, какую эти обстоятельства играютъ въ дѣлѣ экономическаго упадка населенія, онъ привелъ свѣдѣнія о числѣ безземельныхъ и безлошадныхъ крестьянскихъ дворовъ въ Саратовской губерніи. Оказывается, что изъ 400 тысячъ крестьянскихъ дворовъ, числившихся въ Саратовской губерніи, 20,115 не имѣютъ вовсе надѣла и около 50 тыс. имѣютъ до 2 1/2 дес. надѣльной земли. Такимъ образомъ, болѣе 70 тыс. или около 1/5 всѣхъ крестьянскихъ дворовъ губерніи находятся въ положеніи крайне неустойчивомъ. Далѣе, въ Саратовской губерніи дворовъ безъ рабочаго скота насчитывается до 36 тыс., безъ всякого скота -- 39 тыс., съ 1 штукою скота -- 37 тыс. дворовъ,-- всего, значитъ, около 112 тыс. дворовъ не могутъ вести самостоятельнаго хозяйства. Чтобы дать нѣкоторое представленіе объ обремененіи крестьянства платежами, г. Ганейзеръ привелъ поразительныя данныя о размѣрахъ обложенія 1 десятины крестьянской земли въ нѣкоторыхъ волостяхъ Саратовскаго уѣзда. Такъ, количество всякаго рода платежей, приходящееся на 1 десятину въ елшанскомъ обществѣ Елшанской волости, достигаетъ 11 руб. 28 коп.; въ сосѣднихъ обществахъ цифра эта равна 10 руб. 35 коп., 10 р. 74 к., 12 р. и т. д. Картина очень печальная. Понятно, что при такихъ условіяхъ,-- продолжалъ г. Ганейзеръ,-- не можетъ процвѣтать сельское хозяйство. Съѣздъ долженъ возможно болѣе оттѣнить эти вопіющія нужды крестьянскаго хозяйства и ходатайствовать предъ правительствомъ; 1) объ устраненіи малоземелья путемъ переселеній на свободныя земли; 2) объ уменьшеніи платежей, обременяющихъ землю; 3) объ организаціи дешеваго кредита, а также меліоративнаго кредита.
   Заявленіе г. Ганейзера подало поводъ къ продолжительнымъ разговорамъ.
   Г. Миропольскій (фабричный инспекторъ Воронеи. Фабр. округа) высказался въ томъ смыслѣ, что кореннымъ средствомъ выйти изъ теперешняго труднаго экономическаго положенія является увеличеніе покупной способности русскаго крестьянства. Крестьянинъ составляетъ основу вашего экономическаго строя: если онъ богатъ,-- всѣ богаты. Въ настоящее время изъ Россіи вывозится за границу слишкомъ много хлѣба, такъ что внутри страны его остается количество, недостаточное для хорошаго питанія. Заботиться о развитіи внѣшней торговли, какъ это многіе рекомендуютъ, значитъ ухудшать, а не улучшать экономическое положеніе населенія и сельскаго хозяйства. Необходимо всѣ силы направлять къ тому, чтобы увеличить покупную способность населенія, создать широкій внутренній рынокъ для сбыта произведеній русской промышленности. Если крестьяне станутъ хорошо питаться, хорошо одѣваться и обуваться, станутъ жить въ удобныхъ домахъ и т. д.,-- словомъ, если всѣ элементарныя потребности ихъ будутъ удовлетворяться надлежащимъ образомъ, тогда намъ по потребуется хлопотать о пріобрѣтеніи внѣшнихъ рынковъ, незачѣмъ будетъ хлопотать о покровительственныхъ пошлинахъ; тогда наша промышленность, опираясь на внутренній рынокъ, получитъ громадное развитіе. Для достиженія этой-то главной цѣли до сихъ поръ ничего не сдѣлано, тогда какъ о разнаго рода палліативахъ, вродѣ подъѣздныхъ путей и т. д., у насъ очень много заботятся. Земская статистика констатировала факта малоземелья, безземелья и безлошадности среди крестьянъ, и до сихъ поръ не принято серьезныхъ мѣръ къ устраненію этого зла, свидѣтельствующаго о крайнемъ экономическомъ упадкѣ населенія. Между тѣмъ, малоземелье легко уничтожить,-- въ Россіи масса свободныхъ земель, куда могутъ переселяться крестьяне изъ густонаселенныхъ мѣстностей. Точно также не трудно организовать и кредита, чтобъ избавить крестьянство отъ вынужденной продажи своихъ продуктовъ по низкимъ цѣнамъ.
   В. А. Фурдуевъ (управляющій отдѣленіемъ дворянскаго банка въ Саратовѣ) развивалъ мысль, что для достиженія указанной г. Миропольскимъ цѣли крайне важно развитіе, на ряду съ земледѣліемъ, кустарныхъ, внѣземледѣльческихъ промысловъ. Нашъ крестьянинъ занятъ только шесть мѣсяцевъ въ году -- въ теченіе сезона земледѣльческихъ работа; остальные шесть мѣсяцевъ пропадаютъ непроизводительно, ибо кустарные промыслы распространены далеко не вездѣ.
   Ту же мысль развивалъ г. Харизоменовъ. Мы много хлопотали,-- говорилъ онъ,-- о развитіи внутренней обрабатывающей промышленности, по шли по ложному пути, стараясь оградить нашу фабричную промышленность отъ конкурренціи иностранной индустріи. Рынокъ и доходъ нашимъ фабрикантамъ этимъ дѣйствительно обезпечивались, но за то у нихъ не было стимула, который побуждалъ бы ихъ слѣдить за всѣми усовершенствованіями производства въ Западной Европѣ и вводить ихъ у себя. А, между тѣмъ, вся тяжесть протекціонной системы ложилась на земледѣльца. Если бы былъ открыта свободный доступъ къ намъ иностранныхъ товаровъ, то, съ одной стороны, наша промышленность получила бы сильный толчокъ, благодаря конкурренціи, а съ другой -- населеніе стало бы пріобрѣтать болѣе дешевые продукты. Но самая важная задача государства и общества въ дѣлѣ развитія обрабатывающей промышленности заключается въ способствованіи къ упорядоченію и преуспѣянію кустарныхъ промысловъ, которые, при теперешнихъ условіяхъ, неизбѣжно попадаютъ подъ власть капитала.
   Наше счастье, -- добавилъ къ этому г. Миропольскій, -- что народъ у насъ любитъ земледѣліе, привязанъ къ землѣ. Фабричная промышленность, это -- страшное зло. Проработавъ часть жизни на фабрикѣ, рабочій становится у насъ никуда уже негоднымъ,-- это я знаю по личному опыту, въ качествѣ фабричнаго инспектора.
   По обсужденіи экономическихъ вопросовъ, съѣздомъ единогласно были приняты слѣдующія постановленія.
   Признавая, что малоземелье является одною изъ главныхъ причинъ экономическаго упадка крестьянскаго населенія, съѣздъ высказывается за скорѣйшее урегулированіе переселенія и разселенія крестьянъ на свободныя и удобныя земли.
   Съѣздъ признаетъ необходимымъ уменьшеніе платежей, обременяющихъ землю, въ виду несоотвѣтствія ихъ съ ея доходностью.
   Съѣздъ признаетъ необходимою организацію дешеваго земледѣльческаго кредита вообще и въ частности меліоративнаго кредита.
   Разсмотрѣвъ экономическія причины разстройства земледѣльческаго промысла, съѣздъ перешелъ къ обсужденію состоянія сельско-хозяйственнаго образованія въ нашемъ отечествѣ. Почта всѣ ораторы,-- а ихъ было не мало, -- признавали крайнюю недостаточность сельско-хозяйственныхъ свѣдѣній какъ въ средѣ землевладѣльцевъ, такъ и въ средѣ крестьянства, и причину этого явленія видѣли въ ничтожномъ количествѣ сельско-хозяйныхъ школъ. Поэтому наше сельское хозяйство находится въ очень незавидныхъ условіяхъ не только въ экономическомъ, но даже и въ техническомъ отношеніи. Урожай находится въ зависимости отъ погоды, нашъ сельскій хозяинъ является игрушкою въ рукахъ природы. Недостатокъ техническихъ знаній даетъ себя знать на каждомъ шагу. Проф. Костычевъ сообщилъ, что видалъ много имѣній, гдѣ на разнаго рода хозяйственныя улучшенія тратятся значительныя суммы и, все-таки, дѣло идетъ очень плохо. Между тѣмъ, при гораздо меньшихъ затратахъ, хозяйство могло бы идти успѣшнѣе, если бы владѣльцы знали, что дѣлается кругомъ нихъ и какія усовершенствованія имъ слѣдуетъ примѣнять. О крестьянствѣ въ этомъ отношеніи и говорить нечего; оно получаетъ образованіе недостаточное даже въ смыслѣ грамотности; рѣдкій изъ крестьянъ въ состояніи читать даже самыя популярныя книги. Между тѣмъ, прежніе способы хозяйства, возникшіе при обиліи нераспаханной земли, теперь устарѣли, перестали удовлетворять новымъ потребностямъ въ болѣе тщательной обработкѣ почвы. Хозяева сознаютъ необходимость измѣненія старыхъ методовъ производства, но, не имѣя передъ собою примѣровъ, не знаютъ, что же имъ дѣлать теперь, какъ обращаться съ землею? Несомнѣнно, что наше сельское хозяйство находится теперь въ переходномъ состояніи. А потому въ настоящее время, болѣе чѣмъ когда-либо, слѣдуетъ покрыть Россію обширною сѣтью сельско-хозяйственныхъ школъ съ нѣсколькими высшими учебными заведеніями во главѣ. Необходимость нѣсколькихъ высшихъ сельско-хозяйственныхъ школъ защищалъ, между прочимъ, г. Фурдуевъ тѣми соображеніями, что хозяину нужно, прежде всего, ознакомиться съ естественными условіями, при которыхъ ему приходится вести хозяйство, т.-е. съ природными условіями мѣстности, надо изучить законы природы. Такія знанія можетъ дать только высшее агрономическое училище. Но, такъ какъ Россія очень обширна и отличается большимъ разнообразіемъ мѣстныхъ условій, то высшее сельско-хозяйственное образованіе должно быть децентрализовано и приноровлено къ условіямъ различныхъ мѣстностей. Г. Стефановскій указалъ, что преподавателями въ среднихъ сельскохозяйственныхъ школахъ могутъ быть только лица, окончившія курсъ въ высшихъ агрономическихъ учебныхъ заведеніяхъ, а чтобы получить достаточный контингентъ такихъ преподавателей, необходимо имѣть нѣсколько высшихъ агрономическихъ институтовъ.
   Г. Михайловъ, не отрицая пользы распространенія сельско-хозяйственныхъ знаній, совершенно справедливо замѣтилъ, что никакія знанія не помогутъ крестьянству встать на ноги, если не будетъ измѣнено его экономическое положеніе. При современномъ положеніи крестьянства, оно не можетъ примѣнять къ дѣлу даже имѣющіяся у него свѣдѣнія, не можетъ вводить улучшеній -- по бѣдности, по недостатку пастбищъ для скота и многимъ другимъ причинамъ.
   Результатомъ обсужденія этого вопроса было постановленіе съѣзда, "что одною изъ многихъ причинъ упадка сельскаго хозяйства служитъ недостатокъ сельско-хозяйственныхъ знаній, а потому съѣздъ считаетъ крайне необходимымъ возможное увеличеніе числа низшихъ и среднихъ сельско-хозяйственныхъ школъ и учрежденіе нѣсколькихъ высшихъ сельско-хозяйственныхъ учебныхъ заведеній".
   Другою цѣлесообразною мѣрой для распространенія агрономическаго образованія съѣздъ призналъ раздѣленіе Россіи на сельско-хозяйственные округи, обнимающіе мѣстности съ одинаковыми естественными и экономическими условіями. Теперь на сельско-хозяйственныхъ съѣздахъ,-- говорилось по этому предмету,-- присутствуютъ хозяева изъ самыхъ разнообразныхъ мѣстностей, являясь представителями различныхъ нуждъ, создаваемыхъ различными мѣстными условіями, а потому они не всегда могутъ относиться съ полнымъ интересомъ къ сообщеніямъ другъ друга. При раздѣленіи же Россіи на округи съ одинаковыми условіями, на областные сельско-хозяйственные съѣзды станутъ являться лица съ нуждами вполнѣ одинаковыми, съ одинаковыми интересами и однороднымъ опытомъ. При такихъ условіяхъ дѣятельность съѣздовъ будетъ гораздо болѣе плодотворна. Точно также цѣлесообразно будетъ и устройство въ каждомъ округѣ учебныхъ фермъ, которыя служили бы образцомъ для мѣстныхъ сельскихъ хозяевъ и среднихъ сельско-хозяйственныхъ школъ, которыя бы были пріурочены къ мѣстнымъ условіямъ и приготовляли бы лицъ, хорошо знакомыхъ съ хозяйствомъ данной мѣстности, чего нельзя достигнуть теперь, когда одна школа приходится на нѣсколько разнородныхъ мѣстностей; вслѣдствіе этого, образованіе носитъ менѣе интензивный характеръ.
   Таковы были, въ главныхъ чертахъ, сужденія съѣзда о причинахъ бѣдственнаго положенія сельско-хозяйственнаго промысла и о мѣрахъ къ поправленію дѣлъ. На съѣздѣ не было сомнѣнія въ томъ, что только цѣлая совокупность мѣръ, одновременно и энергично принятыхъ правительствомъ, можетъ привести земледѣліе къ нормальному, устойчивому положенію. Но если даже это и свершится, то, все-таки, послѣдствія такой новой и благопріятной для страны экономической политики не обнаружатся немедленно, для сколько-нибудь существеннаго измѣненія въ судьбахъ земледѣльческаго промысла потребуется время. Между тѣмъ, неурожаи, обнимающіе большій или меньшій районъ, стали обычнымъ явленіемъ въ Россіи. Огромная масса сельскаго населенія крайне обѣднѣла, она не имѣетъ никакихъ запасовъ, а потому неурожаи ставятъ ее въ самое критическое положеніе. Населенію, постигнутому неурожаемъ, необходимо оказывать немедленную помощь, чтобы оно не умерло съ голоду, а, между тѣмъ, дѣйствующая продовольственная система не въ состояніи исполнить свое назначеніе, не въ состояніи оказать помощь населенію, разъ неурожай выразился въ сколько-нибудь значительныхъ размѣрахъ. Дѣло это громадной важности и надо сказать, что съѣздъ отнесся къ нему съ подобающимъ вниманіемъ.
   Со времени неурожая 1891 года, обнаружившаго полную несостоятельность дѣйствующей нынѣ продовольственной системы, печать, земства и правительство были весьма озабочены дѣломъ реформы продовольственной системы. Постепенно выяснилось, что самое правильное было бы примѣнить къ продовольственному дѣлу принципъ страхованія. Отвѣчая на злобу дня, явился обстоятельный трудъ члена казанскаго окружного суда, г. Грасса, примѣнившаго страховой принципъ къ продовольственному дѣлу въ Россіи. Трудъ г. Грасса разсматривается теперь въ правительственныхъ сферахъ и вызываетъ тамъ большое къ себѣ сочувствіе. Саратовское общество сельскаго хозяйства пригласило г. Грасса принять участіе въ областномъ съѣздѣ сельскихъ хозяевъ, такъ какъ въ числѣ предметовъ, подлежащихъ обсужденію съѣзда, будетъ разсматриваться также и проектъ реформы продовольственной системы.
   Проектъ г. Грасса вызвалъ на съѣздѣ весьма оживленныя пренія, которыя заняли нѣсколько засѣданій. Постараемся вкратцѣ изложить суть дебатовъ, происходившихъ на съѣздѣ но этому предмету.
   Никто изъ членовъ съѣзда не отрицалъ полной раціональности, при нормальномъ положеніи дѣлъ, примѣненія къ продовольственной системѣ принципа страхованія. Но высказывались сомнѣнія въ возможности успѣшнаго примѣненія его при настоящемъ, крайне разстроенномъ состояніи крестьянскаго хозяйства. Указывали, что мѣра эта очень хороша, когда несчастія составляютъ исключеніе, а не явленіе обычное. Нельзя,-- говорилъ г. Юматовъ,-- страховать домъ, который горитъ каждый годъ. Наше крестьянское хозяйство находится именно въ положеніи этого дома, который постоянно истребляется пожаромъ,-- оно дошло до такого состоянія, что неурожаи стали обычнымъ, регулярнымъ явленіемъ. Такимъ образомъ, страхованіе посѣвовъ оказывается вещью невозможною, если только теперешнія земельныя отношенія не будутъ измѣнены. При крѣпостномъ правѣ и въ первое время послѣ уничтоженія его крестьяне такъ много засѣвали земли, что случайный неурожай они всегда могли переживать безъ посторонней помощи. Но потомъ земельныя отношенія стали измѣняться и при неурожаѣ потребовались для крестьянъ продовольственныя ссуды. Съ 1880 г., когда цѣны на хлѣбъ страшно поднялись, помѣщики увеличили площадь своихъ посѣвовъ, обзавелись своимъ мертвымъ и живымъ инвентаремъ; для крестьянъ земли стало мало, спросъ на ихъ трудъ тоже сталъ ничтожный. Надѣльной земли у крестьянъ всегда было мало, а съ приростомъ населенія безземелье даетъ себя чувствовать все сильнѣе. Значитъ, бѣдствіе крестьянъ не случайное, а хроническое; при такихъ условіяхъ никакое страхованіе не выдержитъ, такъ какъ каждый годъ, все-таки, очень многихъ крестьянъ придется кормить. Помочь дѣлу возможно не страхованіемъ посѣвовъ, а измѣненіемъ земельныхъ отношеніи. Для поднятія матеріальнаго благосостоянія крестьянъ требуются болѣе дѣйствительныя мѣры, чѣмъ страхованіе; требуется, прежде всего, организація въ широкихъ размѣрахъ переселеній.
   Г. Яблонскій доказывалъ, что крестьянское хозяйство до такой степени упало, что разнаго рода палліативы,-- а проектъ г. Грасса относится къ числу палліативовъ, къ которымъ стали прибѣгать подъ вліяніемъ бѣдствій послѣдняго времени, -- не принесутъ существенной пользы. Къ 1884 г., когда производилось земское статистическое изслѣдованіе въ Тамбовской губерніи, безлошадныхъ и безземельныхъ крестьянъ насчитывалось тамъ 33%; число необезпеченныхъ земледѣльцевъ достигаетъ тамъ поразительныхъ размѣровъ; смертность среди крестьянъ гораздо выше, чѣмъ среди городскихъ сословій. Страхованіемъ посѣвовъ отъ неурожая нельзя помочь этому злу; крестьянское хозяйство до такой степени разстроено и лишено устойчивости, что пришлось бы застраховывать не только посѣвы, а все хозяйство. Нужно, слѣдовательно, болѣе радикальное средство -- улучшеніе всего хозяйственнаго быта крестьянъ. Страхованіе посѣвовъ можно еще признавать пригоднымъ для обезпеченія крестьянъ отъ голода, но отнюдь не для поднятія крестьянскаго хозяйства.
   Далѣе, высказывалось сомнѣніе, въ состояніи ли будутъ крестьяне уплачивать страховую премію. При настоящемъ экономическомъ положеніи крестьянскаго населенія,-- говорилъ г. Ганейзеръ,-- нельзя и думать о новыхъ платежахъ. Одного продовольственнаго долга лежитъ на крестьянахъ 396 милліоновъ рублей, не считая казенныхъ и частныхъ долговъ, которые тоже достигаютъ громадныхъ размѣровъ. Крестьянство не въ силахъ расплатиться ни съ этими долгами, ни уплачивать полностью уже существующія подати,-- что же будетъ, если возложить на него новую тягость? Будетъ то, что недоимки еще болѣе возростутъ, и въ первый же неурожайный годъ придется опять принимать исключительныя мѣры, чтобы прокормить народъ. Съ крестьянскаго хозяйства нечего больше взять. Крестьянство нуждается въ помощи извнѣ -- само себѣ оно не въ силахъ помочь. Введеніе страхованія посѣвовъ весьма желательно, но лишь послѣ того, какъ улучшено будетъ крестьянское хозяйство.
   Но поводу этихъ разсужденій гласный саратовскаго губернскаго земства Д. А. Столыпинъ заявилъ, что онъ испытываетъ большое нравственное удовлетвореніе, принимая участіе въ съѣздѣ, который "вышелъ на широкую столбовую дорогу", вступилъ на твердую почву, всталъ на настоящую точку зрѣнія, ребромъ поставивши вопросъ объ улучшеніи всего сельскаго хозяйства. Съ этой именно точки зрѣнія и нужно разсматривать всѣ представленные въ бюро доклады, -- только въ такомъ случаѣ и можетъ быть плодотворною дѣятельность съѣзда. Такая точка зрѣнія основывается не на квасномъ народничествѣ,-- замѣтилъ г. Столыпинъ, -- мы должны заботиться о крестьянскомъ благосостояніи изъ эгоизма, въ своихъ собственныхъ интересахъ. Крестьянство -- нашъ главный потребитель. Съ возвышеніемъ уровня его матеріальнаго благосостоянія намъ незачѣмъ будетъ искать внѣшнихъ рынковъ, незачѣмъ будетъ вести таможенныя войны. Не только въ сферѣ потребленія, но и въ сферѣ производства мы заинтересованы въ искорененіи крестьянской бѣдности, ибо нигдѣ намъ нельзя обойтись безъ многомилліоннаго крестьянства. Между тѣмъ, покупная способность этого въ высшей степени важнаго для насъ сословія окончательно упала. О поднятіи-то ея и слѣдуетъ, прежде всего, позаботиться. Это самая неотложная наша нужда. Страхованіе посѣвовъ не можетъ достигнуть этой цѣли.
   Послѣ рѣчи Д. А. Столыпина, г. Галкинъ, крестьянинъ Тамбовской губерніи, замѣтилъ, что крестьяне рады бы работать, да бѣда въ томъ, что какъ только мужикъ "подшибется" въ своемъ хозяйствѣ, такъ ему никто и земли-то въ аренду не даетъ. Надо сердечнѣе относиться къ бѣдняку и сообща помочь ему.
   Далѣе, нѣкоторые члены съѣзда высказали мысль, что если страхованіе посѣвовъ и можетъ возымѣть правильное дѣйствіе, если государству не придется выдавать страховую премію изъ общаго бюджета, не придется кормить народъ, то лишь при условіи распространенія обязательности страхованія на всѣ земли, а не на однѣ лишь крестьянскія, какъ это, по циркулирующимъ слухамъ, предполагается сдѣлать. Распространяя обязательное страхованіе посѣвовъ на всѣ земли, возможно будетъ понизить размѣръ страховой преміи и тѣмъ увеличить шансы на уплату ея крестьянами. Вмѣстѣ съ тѣмъ, такая организація и справедливѣе, потому что очень много владѣльческихъ земель находится въ арендѣ у крестьянъ, а при страхованіи всѣхъ посѣвовъ землевладѣльцы получатъ гарантію въ уплатѣ аренды.
   Съ иной точки зрѣнія взглянулъ на это дѣло г. Столыпинъ. "Меня,-- сказалъ онъ,-- смущаетъ принципіальный вопросъ объ обязательномъ страхованіи для однихъ лишь крестьянъ. Сколько же времени мы будемъ опекать крестьянъ? Когда же, наконецъ, крестьянство станетъ свободно и самостоятельно? Если страхованіе посѣвовъ полезно, то одинаково полезно оно должно быть для всѣхъ сельскихъ хозяевъ, безотносительно къ сословіямъ ихъ. Я по принципу, какъ культурный человѣкъ, не могу согласиться на такія исключенія для одного крестьянскаго сословія. Это должно быть координальнымъ вопросомъ нашего съѣзда. Когда же мы поставимъ крестьянъ въ равноправное съ нами положеніе? Откровенность -- прежде всего. Я обращаюсь съ вопросомъ къ гг. дворянамъ: примутъ ли они для своего сословія обязательное страхованіе посѣвовъ? Намъ, культурнымъ представителямъ сельскаго хозяйства, пора открыто высказаться, что крестьянъ необходимо поставить въ равноправное съ нами положеніе".
   Ту же мысль защищалъ г. Фроловъ. "Если,-- говорилъ онъ,-- правительство находитъ обязательное страхованіе посѣвовъ полезнымъ, если оно считаетъ умѣстнымъ примѣненіе здѣсь принципа принужденія, то принужденіе должно коснуться всѣхъ землевладѣльцевъ, а не однихъ крестьянъ. Принципъ раздѣленія сословій крайне нежелателенъ".
   Много рѣчей было произнесено также въ защиту осуществимости, и при настоящихъ условіяхъ, обязательнаго страхованія посѣвовъ. Но при этомъ на съѣздѣ высказывалось, что введеніе страхованія посѣвовъ можно поручить только мѣстнымъ людямъ, представителямъ самихъ страхователей, которые одни знаютъ мѣстныя условія. Землевладѣлецъ г. Ровинскій привелъ параллель между саратовскою и астраханскою губерніями по примѣненію закона 3 іюня 1879 года объ убиваніи чумнаго скота. Въ Саратовской губ., гдѣ эта мѣра проведена была земствомъ, получились блестящіе результаты, а въ Астраханской, гдѣ земскихъ учрежденій нѣтъ, примѣненіе той же самой благодѣтельной мѣры имѣло своимъ послѣдствіемъ полное разореніе населенія губерніи. По этимъ соображеніямъ г. Ровинскій высказался за то, что страхованіе посѣвовъ можно вводить лишь при томъ условіи, если все дѣло поручено будетъ мѣстнымъ людямъ.
   Затѣмъ, съѣздомъ были формулированы и приняты слѣдующія постановленія:
   Страхованіе посѣвовъ отъ неурожаевъ, отъ чего бы они ни произошли, признано желательнымъ; оно должно быть государственнымъ, а не частнымъ; должно состоять въ вѣдѣніи земства или другихъ общественныхъ учрежденій; оно должно быть обязательнымъ для всей площади засѣваемой земли, безъ различія землевладѣнія; желательно введеніе добровольнаго страхованія по спеціальной оцѣнкѣ, причемъ лица, страхующія по добровольному страхованію, избавляются отъ обязательнаго; прежде утвержденія закона о страхованіи, проектъ его необходимо опубликовать и передать на обсужденіе мѣстныхъ общественныхъ учрежденій.
   И такъ, съѣздъ большинствомъ 27 голосовъ противъ 24 призналъ желательнымъ введеніе обязательнаго государственнаго страхованія посѣвовъ отъ неурожая для всей площади земли независимо отъ личности владѣльцевъ. Въ виду такого постановленія, два члена съѣзда, гг. Кривскій и Киндяковъ, подали предсѣдателю особое мнѣніе, въ которомъ объясняли, что они не соглашаются съ вышеприведеннымъ постановленіемъ съѣзда, ибо распространеніе обязательнаго страхованія посѣвовъ на частновладѣльческія земли ляжетъ тяжелымъ и непосильнымъ бременемъ на землевладѣльцевъ; далѣе оно является нарушеніемъ принциповъ справедливости, которые должны лежать въ основѣ общественнаго строя; наконецъ, дѣлая такое постановленіе, съѣздъ вступилъ на путь самой широкой благотворительности, ничего общаго съ сельско-хозяйственными вопросами не имѣющей. Такое особое мнѣніе гг. Кривскаго и Киндякова основано на слѣдующихъ соображеніяхъ: уровень крестьянскаго хозяйства ниже частновладѣльческаго, урожайность крестьянскихъ земель гораздо ниже владѣльческихъ; у крестьянъ очень часто оказывается огромный недоборъ хлѣба; у крупныхъ же владѣльцевъ недоборъ представляетъ исключительное явленіе, и потому крупные землевладѣльцы будутъ получать страховую премію лишь въ самыхъ рѣдкихъ случаяхъ, вызванныхъ какими-нибудь экстренными бѣдствіями (напримѣръ, когда хлѣбъ будетъ побитъ градомъ и пр.) Благодаря всему этому, очень многія деревни съ перваго же года по введеніи обязательнаго государственнаго страхованія посѣвовъ отъ неурожая сдѣлаются государственными пансіонерами на счетъ крупныхъ землевладѣльцевъ. По словамъ гг. Кривскаго и Киндякова, съѣздъ мотивировалъ свое рѣшеніе по данному вопросу необходимостью всѣмъ классамъ населенія придти на помощь отечеству, которому грозитъ экономическое банкротство, и при этомъ обнаружилъ стремленіе къ проведенію въ жизнь идей "государственнаго соціализма".
   По поводу этого заявленія въ засѣданіи 2 октября была прочитана записка пяти членовъ съѣзда: гг. Львова, Харизоменова, Фролова, Губина и Фурдуева, въ которой опровергаются воззрѣнія, высказанныя гг. Кривскимъ и Киндяковымъ. Названные пять членовъ слѣдующимъ образомъ разъясняютъ смыслъ постановленія съѣзда 24 сентября.
   Мнѣніе, будто обязательное государственное страхованіе посѣвовъ отъ неурожая, распространенное на всѣ земли Русскаго государства, поведетъ къ обложенію частнаго землевладѣнія въ пользу крестьянъ, основано на недостаточномъ знакомствѣ съ проектомъ г. Грасса. Г. Грассъ, согласно общимъ экономическо-страховымъ принципамъ, проводитъ взглядъ, что всякій страхователь долженъ быть обложенъ страховою преміей равномѣрно и долженъ получать отъ страхованія посѣвовъ выгоду. Общій для всей Россіи тарифъ совсѣмъ не предполагается вводить; тарифъ долженъ измѣняться сообразно съ урожайностью каждой данной мѣстности, по количеству взносовъ и по количеству принимаемаго на страхъ урожая. Для страхованія ржи, напримѣръ, проектируется образовать изъ 494 уѣздовъ пять районовъ, и страховые взносы для каждаго изъ этихъ районовъ будутъ различны,-- отъ 34 коп. за страхованіе 27 пудовъ урожая съ казенной десятины до 1 р. 12 коп. Но такое уравненіе районовъ въ отношеніи тарифовъ не ставитъ жителей одного и того же района въ одинаковое положеніе. Районы разбиваются на группы, въ которыхъ страховымъ взносомъ обезпечивается большее или меньшее количество урожая, смотря по высотѣ земледѣльческой культуры,-- именно отъ 27 до 50 пудовъ съ десятины. Вотъ что говоритъ на этотъ счета Л. I. Грассъ: "Сохраняя и при обязательномъ страхованіи общій экономическо-страховой принципъ индивидуализаціи объектовъ страхованія, мы, по необходимости, должны придти къ тому, что страхователи, владѣющіе худшими землями и хуже обработанными, будутъ обезпечены только сѣменами и продовольствіемъ, между тѣмъ какъ владѣльцы лучшихъ земель или относительно лучше обработанныхъ могутъ всегда разсчитывать при неурожаѣ на страховое вознагражденіе, дающее имъ возмоможность не только прокормиться, но и уплатить подати и возмѣстить необходимые оборотные расходы на улучшеніе своего хозяйства".
   Обращаясь въ частности къ земледѣльческимъ посѣвамъ, авторы записки объясняютъ, что при страхованіи ихъ будутъ примѣняться тѣ же самые общіе принципы, и, слѣдовательно, тарифъ, выведенный на основаніи урожайности крестьянскихъ земель, не будетъ прилагаться къ землямъ частновладѣльческимъ. Если крестьяне данной мѣстности за 60 коп. страхуютъ 27 пуд. урожая съ десятины, то землевладѣльцы будутъ страховать за тѣ же 60 коп. 40--50 пуд., въ зависимости отъ средней урожайности ихъ земель и колебанія урожаевъ на нихъ. Наконецъ, для имѣній, которыя находятся въ исключительныхъ условіяхъ, урожайность которыхъ много превышаетъ обычный въ данной мѣстности размѣръ урожая, будетъ по проекту существовать страхованіе по спеціальному тарифу. И такъ, государственное страхованіе посѣвовъ отъ неурожая будетъ обезпечивать крестьянину, урожайность земли котораго ниже владѣльческой, только средства для прокормленія себя и скота и для обсѣмененія полей, а землевладѣльцу дастъ оборотныя средства для веденія хозяйства и возможность раздѣлаться съ долгами. Обязательное страхованіе предполагается ввести въ тѣхъ видахъ, чтобы эта важная и полезная мѣра не осталась благимъ пожеланіемъ, а перешла въ дѣйствительную жизнь. Безъ требованія обязательности страхованіе по необходимости было бы чрезвычайно высоко, а, слѣдовательно, и недоступно.
   Вотъ каковы,-- заключаютъ авторы,-- основанія, на которыя опирается постановленіе съѣзда объ обязательномъ страхованіи посѣвовъ для вссй засѣваемой площади безъ различія землевладѣнія.
   Высказавшись противъ раздѣленія сословій въ дѣлѣ страхованія посѣвовъ, съѣздъ защищалъ то же начало безсословности и въ вопросѣ объ общественныхъ запашкахъ. Введеніе обязательныхъ общественныхъ запашекъ на крестьянскихъ земляхъ было предметомъ доклада архангельскаго губернатора А. П. Энгельгардта. Въ своемъ докладѣ г. Энгельгардта остановился на организаціи общественныхъ запашекъ въ связи съ обязательнымъ государственнымъ страхованіемъ посѣвовъ на крестьянскихъ надѣльныхъ земляхъ. По мнѣнію докладчика, учрежденіе общественныхъ запашекъ вполнѣ обезпечитъ страховому учрежденію безнедоимочное поступленіе страховыхъ платежей. Подъ общественныя запашки г. Энгельгардтъ рекомендовалъ отводить 1/2, часть всей площади крестьянскаго посѣва къ одному мѣсту или въ каждомъ полѣ особо, и сборъ съ этихъ запашекъ поступаетъ въ уплату страховыхъ платежей. Общественныя запашки вводятся по доброй волѣ сельскихъ обществъ, при согласіи 2/3 домохозяевъ, но, въ случаѣ накопленія на обществѣ страховыхъ недоимокъ, уѣздному земскому собранію предоставляется право обязательнаго введенія запашки въ обществѣ; такое постановленіе должно быть утверждено губернскимъ земскимъ собраніемъ. Общій надзоръ за устройствомъ общественныхъ запашекъ и веденіемъ дѣла возлагается на уѣздныя земскія учрежденія, при ближайшемъ содѣйствіи земскихъ начальниковъ.
   По поводу этого доклада г. Столыпинъ предлагалъ съѣзду принципіально высказаться противъ общественныхъ запашекъ, круговой поруки и тому подобныхъ исключеній для крестьянскаго сословія. "Мы всѣ знакомы,-- говорилъ онъ,-- съ исторіей общественныхъ запашекъ и знаемъ, что въ глазахъ крестьянъ попытки наши въ этомъ родѣ воскрешаютъ въ ихъ памяти порядки барщины, возвратъ къ наихудшей системѣ хозяйства. Пора положить конецъ тому, чтобы ставить крестьянство въ положеніе опекаемаго сословія, не слѣдуетъ возвращаться къ старому".
   Помимо политическихъ соображеній, съѣздъ высказался противъ обязательныхъ для крестьянъ общественныхъ запашекъ и по соображеніямъ хозяйственнымъ. На это г. Ермоловъ, земскій начальникъ въ Самарской губерніи, замѣтилъ, что, можетъ быть, было бы желательно введеніе общественныхъ запашекъ, но не въ формѣ личной обработки земли всѣми членами общины, а въ формѣ наемной обработки всей площади общественныхъ запашекъ. "Теперь,-- продолжаетъ онъ,-- съ введеніемъ института земскихъ начальниковъ, крестьянская жизнь значительно упорядочилась, и значеніе начальника благодѣтельно воздѣйствуетъ на крестьянское населеніе, даже въ сферѣ сельско-хозяйственной дѣятельности его".
   Г. Фроловъ отвѣтилъ, что саратовское земство интересовалось вопросомъ объ общественныхъ запашкахъ и лѣтъ 15 тому назадъ предприняло спеціальное экспедиціонное изслѣдованіе о пользѣ общественныхъ запашекъ я объ отношеніи къ нимъ крестьянъ. Оказалось, что обработка земли, при общественныхъ запашкахъ, дурная, урожаи низкіе, сами крестьяне относятся къ общественнымъ запашкамъ отрицательно.
   Г. Ермоловъ возражаетъ, что эта справка не имѣетъ теперь значенія, такъ какъ, съ введеніемъ института земскихъ начальниковъ, наша деревня переродилась, и земскій начальникъ является хозяиномъ всякаго крестьянскаго дѣла. На это г. Фроловъ отвѣчаетъ, что крестьянская экономическая жизнь не такъ проста, чтобы къ ней можно было примѣнять выраженіе: пришелъ, увидѣлъ, побѣдилъ; она имѣетъ свои традиціи, устои, исторію, и ломать ее не слѣдуетъ, такъ что хозяйничать пришлому человѣку среди крестьянъ непозволительно. Съ этой точки зрѣнія онъ, г. Фроловъ, и привелъ историческую справку объ общественныхъ запашкахъ.
   Г. Ганейзеръ приводитъ фактъ по Саратовскому уѣзду: благодаря воздѣйствію на крестьянъ одной общины трехъ земскихъ начальниковъ, введена была общественная запашка; осенью посѣяли рожь, а весною положеніе посѣва было таково, что "колосъ отъ колоса -- не слышно голоса". Принудительный трудъ всегда даетъ такіе результаты.
   При баллотировкѣ вопроса, съѣздъ большинствомъ всѣхъ голосовъ противъ двухъ отвергъ принудительныя общественныя запашки.
   Въ нашемъ изложеніи отмѣчены всѣ важнѣйшіе общественно-экономическіе вопросы, обсуждавшіеся на съѣздѣ, и показанъ господствовавшій въ собраніи почтенный характеръ отношеній къ этимъ вопросамъ. А потому читатель пойметъ, какимъ диссонансомъ прозвучалъ докладъ одного изъ членовъ съѣзда, приписывавшій первенствующее значеніе въ дѣлѣ разоренія владѣльческихъ хозяйствъ неисполненію договоровъ со стороны рабочихъ. Отвѣта, данный г. Иконниковымъ на этотъ докладъ, былъ встрѣченъ собраніемъ съ большимъ сочувствіемъ. Г. Иконниковъ не отрицалъ, что существуютъ имѣнія, гдѣ рабочіе нарушаютъ договоры, но это именно такія имѣнія, гдѣ помѣщикъ пользуется стѣсненнымъ положеніемъ крестьянъ, нанимающихся на лѣтнія работы зимою, когда имъ ѣсть бываетъ нечего, и даетъ имъ слишкомъ низкую цѣну въ сравненіи съ тою, какая устанавливается въ округѣ. Послѣ нѣсколькихъ замѣчаній, сдѣланныхъ еще нѣкоторыми членами съѣзда, докладъ былъ изъята изъ обсужденій.
   Такая же участь постигла и предложеніе землевладѣльца Бабяпскаго. Г. Бабянскій, воспользовавшись приведеннымъ нами выше докладомъ г. Михайлова о трудности веденія, при настоящихъ условіяхъ, сельскаго хозяйства, рекомендовалъ немедленно отправить отъ имени съѣзда телеграмму г. министру финансовъ съ ходатайствомъ о томъ, чтобы были отмѣнены торги, назначенные въ октябрѣ на заложенныя дворянскія имѣнія и чтобы уплата процентовъ государственному дворянскому земельному банку была отсрочена до будущей весны. Предложеніе свое г. Бабянскій мотивировалъ тѣмъ, что теперь цѣны на хлѣбъ стоятъ очень низкія, а многія землевладѣльцы не успѣли обмолотить хлѣбъ, такъ что не могутъ ни продать, ни заложить его. Предсѣдатель съѣзда, князь Голицынъ, высказался, что предложеніе г. Бабянскаго имѣетъ сословный дворянскій характеръ, а съѣздъ не долженъ преслѣдовать сословной цѣли. Съѣздъ согласился съ мнѣніемъ предсѣдателя и предложеніе г. Бабянскаго было снято съ очереди.
   На съѣздѣ имѣлъ мѣсто и такой казусъ. Землевладѣлецъ Агринскій нѣсколько разъ заявлялъ, при обсужденіи то того, то другого вопроса, что съѣздъ выходитъ изъ рамокъ разрѣшенной ему программы. Предсѣдатель просилъ г. Агринскаго предоставить ему судить о компетенціи съѣзда, тѣмъ болѣе, что только онъ является отвѣтственнымъ предъ правительствомъ лицомъ, если бы съѣздъ дѣйствительно вышелъ изъ начертанныхъ ему программой вопросовъ. На одномъ изъ послѣднихъ засѣданій г. Агринскій снова повторилъ такое свое заявленіе. "Мы уже привыкли отъ васъ это слышать",-- сказалъ одинъ изъ членовъ съѣзда. Въ собраніи раздался смѣхъ. Г. Агринскій заявилъ, что считаетъ себя оскорбленнымъ, и демонстративно оставилъ залу засѣданія.

-----

   При обсужденіи явленій, свидѣтельствующихъ о разстройствѣ крестьянскаго хозяйства, на съѣздѣ не разъ высказывалась мысль, что самымъ могущественнымъ средствомъ къ поднятію народнаго благосостоянія служитъ организація въ широкихъ размѣрахъ переселеній. Затѣмъ, эта мысль была выражена въ единогласномъ постановленіи съѣзда, слѣдующимъ образомъ формулированномъ: "Признавая, что малоземелье является одною изъ главныхъ причинъ экономическаго упадка крестьянскаго населенія, съѣздъ высказывается за скорѣйшее урегулированіе переселенія и разселенія крестьянъ на свободныя и удобныя земли". Уже однимъ этимъ постановленіемъ съѣздъ показалъ, что онъ ясно понимаетъ основныя нужды переживаемаго времени и относительную важность мѣръ къ удовлетворенію ихъ. Дѣйствительно, нѣтъ въ Россіи въ настоящее время болѣе назрѣвшей экономической потребности, какъ потребность въ организаціи государствомъ переселенческаго дѣла.
   Еще тридцать лѣтъ назадъ законодательная коммиссія по крестьянской реформѣ, названная "редакціонною коммиссіей", высказала ту мысль, что недостатки дѣла освобожденія крестьянъ могутъ быть исправлены лишь организаціей переселеній. Редакціонная коммиссія, принявъ правило объ оставленіи за помѣщикомъ трети удобныхъ земель, ясно предвидѣла многочисленные черезъ то случаи земельныхъ стѣсненій для крестьянъ. Съ особенною силой стѣсненія эти должны были проявиться въ малоземельныхъ имѣніяхъ, гдѣ крестьянамъ пришлось ограничиться полученіемъ такого небольшого надѣла, который ставилъ ихъ въ положеніе вполнѣ не обезпеченное. Кромѣ того, искусственная скученность населенія, порождавшаяся крѣпостнымъ правомъ, требовала такой мѣры, которая дала бы возможность крестьянамъ размѣститься сообразнѣе съ поземельными условіями нашего отечества. Такимъ средствомъ редакціонная коммиссія считала переселенія.
   Условія сельской жизни, ярко обрисовавшіяся за тридцатилѣтній періодъ времени, протекшій со времени освобожденія крестьянъ, вполнѣ подтвердили взглядъ редакціонной коммиссіи, что безъ организаціи переселеній никоимъ образомъ не удастся поднять крестьянской массы. На это властно указывала сама жизнь, а потому естественно, что со времени освобожденія крестьянъ наша экономическая литература непрестанно указывала на огромную важность переселенческаго дѣла. Опираясь на богатый фактическій матеріалъ, она убѣждала, что безъ организаціи государствомъ переселеній нельзя поднята обезпеченность крестьянской массы и размѣстить ее сообразно съ поземельными условіями нашего отечества. О громадномъ значеніи дѣла переселеній у насъ было написано столько статей и книгъ, что, собранныя вмѣстѣ, онѣ представятъ нѣсколько десятковъ большихъ томовъ. Между тѣмъ, въ административныхъ сферахъ проявлялись по этому предмету нерѣшительность и колебанія. Правительство то склонялось къ поощренію колонизаціи, то противодѣйствовало ей; издавались даже указы о возвращеніи уже устроившихся въ Сибири переселенцевъ на родныя пепелища. Нерѣдко мотивомъ къ противодѣйствію колонизаціи выставлялось опасеніе недостатка рабочихъ рукъ для хозяйствъ, нуждающихся въ наемномъ трудѣ. Опасенія этого рода совершенно напрасны. Основываясь на статистическихъ данныхъ о переселеніи на Востокъ и въ Сибирь и принимая въ разсчетъ переселенія на Кавказъ и въ южныя губерніи, мы находимъ, что въ той трети губерній Европейской Россіи, изъ которыхъ совершаются переселенія, ежегодный приростъ сельскаго населенія составляетъ болѣе 300,000 душъ. Цифра переселенцевъ никогда не превышала 17% всего годичнаго прироста и только въ настоящій годъ достигла 33% прироста. Если бы даже переселеніе дошло до грандіознаго размѣра въ 300,000 душъ, то и тогда оно не превысило бы ежегоднаго прироста населенія, а, слѣдовательно, и не уменьшило бы числа рабочихъ рукъ, которыми располагаютъ нынѣ наши крупныя и среднія сельскія хозяйства.
   Несмотря на разныя противодѣйствія, переселенія шли безостановочно съ перваго же года освобожденія народа. Въ послѣдніе же три года число переселенцевъ достигло небывалыхъ еще цифръ. Черезъ Тюмень, эту главную станцію на пути переселенческаго движенія въ Сибирь, прошло:
   
   Въ 1885 г. 9,678 чел.
   " 1886 " 11,826 "
   " 1887 " 13,910 "
   " 1888 " 26,129 "
   " 1889 " 28,341 "
   " 1890 " 39,000 "
   " 1891 " 60,966 "
   " 1892 " 82,000 "
   
   И такихъ размѣровъ достигло переселеніе, несмотря на противодѣйствіе ему со стороны администраціи! Противодѣйствіе это оказываетъ много вреда. Колонизація совершалась и совершается въ болѣе ограниченныхъ размѣрахъ, нежели въ какихъ ей надлежало быть въ виду земельныхъ условій крестьянства; а переселенцы, то стѣсняемые, то оставленные на произволъ судьбы, много выстрадали и продолжаютъ страдать какъ въ пути, такъ и по прибытіи на мѣсто. Какимъ невѣроятнымъ испытаніямъ подвергаются переселенцы въ пути, объ этомъ въ печати говорилось не разъ и, притомъ, не особенно давно напечатаны обращики изъ авторитетнаго доклада г. Ядринцева въ обществѣ для содѣйствія промышленности и торговлѣ. Достаточно вспомнить изъ этого доклада, что добрая половина переселенцевъ не имѣетъ средствъ пріобрѣсти лошадь, а потому переселенецъ покупаетъ телѣжку, складываетъ въ нее весь свой скарбъ, сажаетъ вмѣстѣ со скарбомъ дѣтей, самъ запрягается въ телѣжку и въ такомъ видѣ пускается изъ центральной Россіи въ отдаленныя мѣста Сибири. Столь же авторитетнымъ свидѣтельствомъ о тяжелыхъ условіяхъ, какими обставлено переселеніе, служитъ циркуляръ п. д. томскаго губернатора. "Не больше, какъ у сотой части передвигающихся,-- говорится въ циркулярѣ,-- имѣются заморенныя лошади. Питаются переселенцы исключительно подаяніемъ, и бываетъ, что цѣлая толпа ихъ прямо является къ мѣстному сельскому старостѣ, требуя ночлега и пищи". Циркуляръ обращается къ духовенству и другимъ сословіямъ съ просьбою оказать возможную помощь къ облегченію передвиженія переселенцевъ.
   Накопившійся матеріалъ о крайне неудовлетворительномъ положеніи переселенческаго дѣла, а также разстройство крестьянскаго хозяйства, особенно ярко обнаружившееся въ послѣдніе два неурожайные года, побудили земство подать свой голосъ въ этомъ дѣлѣ. На послѣднихъ собраніяхъ нѣсколько земствъ не только возбудили ходатайства о мѣрахъ къ добровольной эмиграціи крестьянъ изъ малоземельныхъ уѣздовъ, но и предложили правительству свои услуги для урегулированія переселеній. Это, безспорно, одно изъ самыхъ важныхъ земскихъ начинаній. Активное участіе земства въ переселенческомъ дѣлѣ можетъ оказаться какъ нельзя болѣе плодотворнымъ: земства обладаютъ достаточно полными свѣдѣніями объ экономическомъ положеніи и объ особенностяхъ различныхъ частей уѣзда и могутъ съ наибольшею правильностью опредѣлить размѣры нужды въ переселеніи для каждой волости.
   Установленіе правильной системы собиранія данныхъ о числѣ нуждающихся въ переселеніи составляетъ первую важнѣйшую часть эмиграціонной политики. Эта сторона дѣла лучше всего можетъ быть исполнена земствомъ. Другою, не менѣе важною составною частью переселенческой политики является указаніе мѣстъ, куда выселяющіеся могутъ направляться. Для этого необходимо произвести обширныя межевыя работы на всѣхъ земляхъ, годныхъ для колонизаціи. На эти работы, равно какъ и на помощь переселенцамъ, правительствомъ ассигновало въ этомъ году 95 тысячъ рублей. Очевидно, эта сумма далеко не находится въ соотвѣтствіи съ тою цѣлью, для которой она предназначена. Чтобы колонизаціонная политика сдѣлалась способною исцѣлить многіе недуги разстроеннаго народнаго хозяйства, чтобъ она подняла матеріальное благосостояніе крестьянства, для этого необходимо ассигновать на нее значительныя суммы. Трудно затратить нашему государству деньги болѣе плодотворно, какъ на оказаніе матеріальной помощи переселенію, не можетъ быть займа болѣе производительнаго, чѣмъ заемъ для организаціи переселеній въ размѣрахъ, указываемыхъ самою жизнью. И это вѣрно не только съ точки зрѣнія интересовъ народнаго хозяйства, взятаго въ цѣломъ, но даже съ точки зрѣнія выгодъ государственнаго казначейства. Девять десятыхъ переселенцевъ суть бѣдняки; большинство изъ нихъ -- хроническіе недоимщики по прямымъ податямъ и дающіе мало косвенныхъ налоговъ. Но вотъ проходитъ немного лѣтъ послѣ переселенія, и положеніе бывшаго бѣдняка рѣшительно измѣняется. По отзыву всѣхъ вашихъ статистиковъ и этнографовъ, изучавшихъ бытъ новоселовъ, жизненный обиходъ поселенцевъ часто представляетъ картину благосостоянія, рѣшительно неизвѣстнаго въ среднихъ губерніяхъ Европейской Россіи. Есть разсчеты, что каждая семья, переселившаяся на Востокъ и устроившаяся на новомъ мѣстѣ, дастъ государственному казначейству ежегодный приростъ дохода, примѣрно, на сорокъ рублей, а потому переселеніе не только наиболѣе могущественное и самое легкое средство для поднятія народнаго благосостоянія, но, въ то же время, одно изъ надежнѣйшихъ средствъ для улучшенія финансовъ государства. Все это показываетъ, какъ необходима активная помощь правительства и общества, главнымъ образомъ, какъ по упорядоченію и урегулированію движенія,-- не въ смыслѣ задержки и насильственной остановки, а предоставленія полной свободы желающимъ переселяться на новыя мѣста, не стѣсняя ихъ излишними формальностями,-- такъ и оказаніемъ помощи въ дорогѣ и на мѣстахъ переселенія, знакомя ихъ съ условіями жизни той мѣстности, куда они идутъ. Межеваніе и приведеніе въ наличность свободныхъ государственныхъ земель въ Сибири, широкій кредитъ въ мѣстахъ водворенія, помощь въ дорогѣ -- вотъ необходимыя мѣры, которыя должно предпринять государство, если оно не хочетъ, чтобы переселеніе, этотъ законный, исторически-необходимый актъ народной жизни, превратилось въ безпорядочное скитаніе десятковъ тысячъ русскихъ людей, влекущее за собою, при современномъ положеніи, сотни и тысячи жертвъ, безполезную трату силъ, массу лишеній и окончательное разстройство народнаго хозяйства. Тотъ капиталъ, который въ настоящее время страна затратитъ на помощь и устройство переселенцевъ, принесетъ огромную пользу и будетъ возращенъ въ самомъ недалекомъ будущемъ.

И. Иванюковъ.

"Русская Мысль", кн.XI, 1893

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru