Иванюков Иван Иванович
Очерки провинциальной жизни

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

Очерки провинціальной жизни.

   Въ "обозрѣніи" періодическихъ изданій, напечатанномъ въ настоящей книжкѣ нашего журнала, отмѣчены важнѣйшія мысли весьма поучительной статьи г. Южакова, трактующей о ходѣ экономическихъ дѣлъ въ нашемъ отечествѣ за послѣднія тридцать лѣтъ. Прочитавшій самую статью или отчетъ о ней пойметъ, почему конецъ пятидесятыхъ и начало шестидесятыхъ годовъ называютъ "свѣтлыми днями русской жизни". Лучшіе люди того времени имѣли основанія вѣрить, что мы минуемъ "капиталистическую организацію хозяйства", чрезъ которую съ такими неисчислимыми страданіями проходила и проходитъ Западная Европа; они могли думать, что Россія вступаетъ на путь созиданія хозяйственно-самостоятельной, образованной и самоуправляющейся сельской общины. Да, широки и возвышенны были идеалы и вѣрованія того времени! И опорою такимъ вѣрованіямъ служила сама правительственная политика начала царствованія императора Александра II. "Обезпеченіе сельскаго населенія землею и общинное землевладѣніе, освобожденіе крестьянина отъ опеки помѣщика и чиновника, сельское самоуправленіе" -- вотъ тѣ три начала, которыя громко заявлены были въ высочайшемъ манифестѣ 19 февраля. Эти начала открывали народному хозяйству перспективы самостоятельнаго, гармоническаго развитія. Избавленіе Россіи отъ пролетаріата и плутократіи открыто было поставлено во главу крестьянской реформы. А потому надѣялись, что дальнѣйшее развитіе законодательства пойдетъ въ томъ же направленіи и будетъ упрочивать и расширять принципы и духъ великаго акта "освобожденія крестьянъ".
   Много разочарованій принесли послѣдующія времена. Что было причиною разочарованій, объ этомъ въ нашей литературѣ написано много. По едва ли не самою выдающеюся работой по этому предмету должна быть признана недавно вышедшая книга г. Николая -- она Наше пореформенное хозяйство, по поводу которой и написана вышеуказанная статья г. Южакова. Не упроченіе и расширеніе принциповъ крестьянской реформы, не созданіе хозяйственно-самостоятельной, просвѣщенной и самоуправляющейся сельской общины стало задачей послѣдующей государственной политики,-- главною задачей политики сдѣлалось развитіе въ странѣ крупной промышленности и торговли. Полагали, что этимъ путемъ вѣрнѣе и скорѣе разовьются производительныя силы страны, а съ тѣмъ вмѣстѣ подымется и матеріальное благосостояніе народа. Къ какимъ результатамъ привела эта политика, объ этомъ читатель найдетъ обширный цифровыя подсчетъ въ книгѣ г. Николая --она. Подсчетъ этотъ крайне не утѣшителенъ и безповоротно указываетъ на крайнюю необходимость, не теряя времени, вернуться къ принципамъ манифеста 19 февраля.
   Земскія учрежденія явились логическимъ результатомъ крестьянской реформы. Главною задачей ихъ была признана забота о нуждахъ мѣстнаго населенія. И вотъ, благодаря родству по духу земскихъ учрежденій съ крестьянскою реформой, земскіе дѣятели, исполняя предписанія закона, дѣйствовали я продолжаютъ дѣйствовать въ духѣ основныхъ принциповъ манифеста 19 февраля. Хозяйственная самостоятельность сельскаго населенія я просвѣщеніе народа -- вотъ тѣ задачи, которыя предстали предъ земствомъ, какъ важнѣйшія, и для которыхъ оно много поработало и продолжаетъ работать. Въ предъидущей книжкѣ нашего журнала напечатана статья г. Краеді елеваго объ усиліяхъ и мѣропріятіяхъ земства для поддержанія хозяйственной самостоятельности сельскаго населенія и поднятія его благосостоянія.
   Въ работѣ на пользу народнаго хозяйства принимали участіе 123 земства, разсѣянныя по 32 губерніямъ Европейской Россіи. Когда обратишься къ разсмотрѣнію того, что сдѣлано каждымъ земствомъ въ отдѣльности,-- говоритъ г. Крандіевскій,-- то столкнешься съ такимъ обиліемъ разнообразныхъ проектовъ, ходатайствъ и мѣропріятій, что невольно проникаешься уваженіемъ къ земству, этому единственному общественному учрежденію, съ такою энергіей работающему на пользу народнаго хозяйства.
   Обсуждая на земскихъ собраніяхъ, въ истекшемъ году, важнѣйшія причины низкаго уровня благосостоянія сельскаго населенія, большинство земствъ указывало справедливо на малоземелье, какъ на основную причину необезпеченности крестьянъ и какъ на главный тормазъ для осуществленія многихъ полезныхъ начинаній. Это сознаніе, что невзгоды крестъ* янскаго хозяйства вызваны по преимуществу такими обстоятельствами, какъ недостаточность надѣловъ при чрезмѣрно высокихъ податяхъ, заставляетъ земства осторожнѣе относиться къ планамъ подъема благосостояніе крестьянъ исключительно посредствомъ одного измѣненія земледѣльческой техники. Крестьяне нерѣдко хорошо знаютъ, что было бы полезно для поднятія производительности земли, для улучшенія хозяйства, но не могутъ примѣнить свой опытъ, свои знанія по недостатку средствъ. Въ московскомъ губернскомъ собраніи, вступившемъ на путь агрономическихъ опытовъ уже нѣсколько лѣтъ назадъ, въ истекшую очередную сессію однимъ изъ гласныхъ было высказано, что тѣ мѣры, которыя принимаются земствомъ для поднятія сельскаго хозяйства, оказываютъ, въ настоящее время, пользу лишь незначительному числу зажиточныхъ хозяйствъ. У большинства же крестьянскихъ хозяйствъ еіва хватаетъ средствъ для уплаты повинностей, для собственнаго пропитанія, для исполненія лежащихъ на нихъ обязательствъ. А при отсутствіи свободныхъ средствъ развѣ можно разсчитывать серьезно на какія-либо усовершенствованія и нововведенія въ хозяйствѣ?
   Отрицательный отвѣтъ на это даютъ сами агрономическіе смотрителя, приглашенные земствомъ для содѣйствія къ улучшенію сельскаго хозяйства. "Передъ нами лежатъ въ настоящую минуту,-- читаемъ въ Одесскомъ Листкѣ,-- отчеты агрономическихъ смотрителей Одесскаго и Ананьевскаго уѣздовъ за истекшій годъ, которыми вполнѣ подтверждается однажды уже высказанная нами мысль, что, при настоящемъ уровнѣ достатка нашихъ крестьянъ, трудно ожидать, чтобъ они могли широко вводить въ своемъ хозяйствѣ тѣ нововведенія и улучшенія, которыя необходимы для развитія этого хозяйства и для поднятія его хотя бы до такой высоты, при которой оно давало бы средства на удовлетвореніе насущнѣйшихъ потребностей крестьянской семьи и на уплату податей. Тяжелыя экономическія условія дали себя особенно чувствовать населенію послѣ неурожая двухъ послѣднихъ лѣтъ, и большинство крестьянъ настолько обѣднѣло и разорилось, что имъ трудно придти даже въ прежнюю силу, не говоря уже объ улучшеніяхъ въ хозяйствѣ, которыя требуютъ не мало капитала и труда. Когда у крестьянъ нѣтъ необходимыхъ для надлежащей обработки земли земледѣльческихъ орудій, ни достаточнаго количества скота, значительная часть котораго распродана за безцѣнокъ вслѣдствіе неурожая, нельзя надѣяться, чтобъ они оказались въ состояніи слѣдовать самымъ полезнымъ совѣтамъ агрономовъ. Имѣя въ виду эти факты, а также и то обстоятельство, что въ отчетномъ году многіе изъ крестьянъ даже не дѣлали посѣвовъ вслѣдствіе недостатка на то средствъ, можно вполнѣ оцѣнить все значеніе словъ агрономическаго смотрителя Ананьевскаго уѣзда, справедливо указывающаго, что "при такихъ условіяхъ дѣятельность моя, какъ агрономическаго смотрителя, въ отношеніи улучшенія крестьянскаго полевого хозяйства, не была достаточно благотворна, такъ какъ крестьяне не въ силахъ были слѣдовать моимъ совѣтамъ". Почти въ тѣхъ же самыхъ выраженіяхъ высказывается отчетъ агрономическаго смотрителя Одесскаго уѣзда: "Вслѣдствіе недорода нынѣшняго (1892 г.) и полнаго неурожая прошлаго года,-- говорится въ этомъ отчетѣ,-- введете въ крестьянскія хозяйства новыхъ культурныхъ пріемовъ, пріобрѣтеніе лучшихъ земледѣльческихъ орудій и развитіе разныхъ отраслей сельскаго хозяйства было рѣшительно невозможнымъ, такъ какъ, вслѣдствіе двухлѣтняго неурожая, крестьяне до того обѣднѣли, что многіе изъ нихъ продали свое имущество, сократили число рабочаго скота, а нѣкоторые и совершенно лишились его". Изъ приведенныхъ отчетовъ явствуетъ, что одни изъ крестьянъ совершенно уже выбиты изъ земледѣльческой, колеи и врядъ ли оправятся когда-нибудь; другіе потерпѣли въ своемъ хозяйствѣ столь ощутительные ущербы, что не скоро придутъ въ прежнее хозяйственное положеніе. Очевидно, что этими условіями дѣятельность агрономическихъ смотрителей, какъ таковыхъ, ограничивается до весьма скромныхъ размѣровъ.
   Такъ какъ плохое состояніе крестьянскаго хозяйства зависитъ, дѣйствительно, отъ такихъ причинъ, которыя затрудняютъ и самый агрикультурный прогрессъ, то не мало есть земствъ, которыя (какъ, наприм., курское, харьковское) до поры до времени воздерживаются отъ ассигновати на этотъ предметъ. Земства эти справедливо считаютъ болѣе производительнымъ давать имѣющимся у нихъ средствамъ такія назначенія, которыя оказываются благодѣтельными или для большинства населенія, или для населенія наиболѣе нуждающагося. Такими мѣрами являются: обезпеченіе крестьянскому населенію, путемъ страхованія, минимума средствъ для веденія своего хозяйства, увеличеніе площади крестьянскаго землепользованія, различные виды мелкаго кредита.
   Несомнѣнно, что энергическая дѣятельность земствъ могла бы въ значительной степени парализировать развитіе "капитализма" въ нашемъ отечествѣ, идущее въ разрѣзъ съ самыми существенными народными интересами, если бы земство обладало большими денежными средствами. Скудные земскіе бюджеты еще болѣе сократились вслѣдствіе двухъ недавнихъ неурожаевъ. Удовлетворительный урожай истекшаго года не могъ поправитъ истощенныя силы крестьянскаго населенія и состояніе земскихъ финансовъ. Въ нѣкоторыхъ земствахъ оскудѣніе кассъ дошло до того, что пришлось пріостановить даже выдачу жалованья. Городищенская земская управа(Пенз. губ.) уже почти годъ не производитъ выдачи жалованья служащимъ въ земствѣ врачахъ и фельдшерамъ, учителямъ народныхъ училищъ, квартирныхъ денегъ чинахъ полиція и судебнымъ слѣдователямъ; не уплачиваются деньги содержателямъ земскихъ станцій, а также за выписанныя для училищъ учебныя пособія; затѣмъ въ аптекарскій магазинъ за земствомъ состоитъ долга до 7,000 руб., на которые земство должно уплачивать проценты. Земство вынуждено было занять у частнаго лица 8 тысячъ рублей изъ 10% и долгъ этотъ не уплаченъ. Совершать новые займы не представляется возможнымъ, такъ какъ земскій кредитъ истощенъ.
   Не менѣе печальныя свѣдѣнія о паденіи земскихъ поступленій, наблюдающемся послѣднія двѣнадцать лѣтъ, сообщаетъ Самарская Газета. "Въ теченіе послѣднихъ 12 лѣтъ,-- говорится въ газетѣ,-- всѣ земскія поступленія сократились въ сильной степени. По нѣкоторымъ статьямъ доходовъ процентъ поступленій сократился вдвое, втрое и болѣе, не говоря уже о поступленіи долговъ, процентъ поступленія по которымъ сократился даже въ 50 разъ. Такъ, поступленіе губернскаго земскаго сбора съ земель и имуществъ съ 58 проц. (1885 г.) сократилось въ 1892 г. до 22,6 проц.; поступленіе страховыхъ платежей съ 48 проц. (1883 г.) сократилось о 22,5 проц., поступленіе недоимокъ по капиталу благотворительныхъ заведеній съ 14 проц. понизилось до 4,6 проц.; поступленіе ссудъ по неурожаю 1873 года сократилось съ 10 до 0,14 проц., по неурожаю 1880 г. съ 39 проц. (1883 г.) до 0,4 проц. и поступленіе въ губернскій капиталъ съ 30 проц. (1885 г.) сократилось до 1,9 проц. И такъ по всѣмъ земскимъ поступленіямъ. При такихъ условіяхъ нѣтъ ничего удивительнаго, что многія неотложныя земскія нужды остаются безъ удовлетворенія.
   "Финансовое положеніе земствъ обострилось еще вслѣдствіе того, что въ ссудахъ изъ государственнаго банка имъ было отказано и земства вынуждены были обратиться къ займамъ у частныхъ лицъ, взимавшихъ иногда за ссуду 12--15 проц. годовыхъ.
   "Поименованіе всѣхъ земствъ, совершившихъ такіе займы, заняло бы не мало мѣста, такъ какъ такія земства встрѣчаются рѣшительно въ каждой губерніи. Прибѣгали къ заключенію займовъ у частныхъ лицъ даже такія земскія управы, какъ херсонская, занявшая 500 тыс. руб., одесская -- 100 тыс. руб., сорокское земство -- 75 тыс. руб., аккерманское -- 50 тыс. руб., оргѣевское -- 75 тыс. руб., камышинское -- 60 тыс. руб., вольское -- 50 тыс. руб., александровское -- 20 тыс. руб." и т. д., и т. д.
   Въ истекшую сессію земскихъ собраній на разстройство земскихъ финансовъ было обращено вниманіе не только представителей мѣстнаго самоуправленія, но оно было констатировано также и высшею губернскою администраціей. Такъ, между прочимъ, начальникъ Нижегородской губерніи справедливо замѣтилъ въ своей рѣчи при открытіи земскаго собранія: "Рана, причиненная бывшими бѣдами, глубока, и ошибочно было бы не замѣчать ея подъ поверхностнымъ наружнымъ заживленіемъ. Силы населенія истощены, и мысль объ этомъ не должна покидать собраніе при обсужденіи предложенныхъ ему дѣлъ". Начальникъ Вятской губерніи въ своей рѣчи остановился на ходатайствахъ уѣздныхъ собраній о займахъ изъ губернскаго запаснаго капитала на текущіе расходы и рекомендовалъ удовлетворить эти просьбы, такъ какъ потребность въ подкрѣпленіи кассъ уѣздныхъ земствъ несомнѣнна.
   Кромѣ упадка матеріальнаго благосостоянія сельскаго населенія, оскудѣніе земскихъ финансовъ обусловливается въ извѣстной степени также дѣйствующею системой взысканія земскихъ налоговъ. Поэтому, въ виду повсемѣстнаго разстройства земскихъ бюджетовъ, нѣсколько земствъ возбудили ходатайства объ измѣненіи порядка взысканія земскихъ сборовъ. Видное мѣсто между этими ходатайствами занимаетъ докладъ, предложенный нижегородскою губернскою управой губернскому земскому собранію. Докладъ начинается описаніемъ задолженности крестьянскаго населенія Нижегородской губерніи, и вотъ какія цифры сообщаетъ онъ по этому предмету. На крестьянскомъ населеніи губерніи въ настоящее время числятся долги: 1) казенныхъ повинностей разныхъ наименованій и выкупныхъ платежей 5.509,875 рублей; 2) земскихъ сборовъ (уѣзднаго и губернскаго) -- 1.229,070 рублей; 3) страховыхъ платежей -- 1.461,404 руб. и 4) правительственныхъ долговъ разныхъ наименованій (главнымъ образомъ, по чрезвычайному кредиту на продовольственныя нужды) -- 4.659,893 руб., а всего 12.860,242 рубля, что составляетъ, въ среднемъ, на одинъ крестьянскій дворъ болѣе 40 рублей. Далѣе докладъ переходитъ къ предложенію мѣръ, необходимыхъ для болѣе успѣшнаго поступленія земскихъ сборовъ. Изысканіе этихъ мѣръ,-- говорится въ докладѣ,-- вызвано тѣми серьезными осложненіями, которыя вносить въ земское хозяйство неисправное поступленіе земскихъ сборовъ. Не говоря уже объ уѣздныхъ земствахъ, въ которыхъ обыкновенно служащіе по нѣскольку мѣсяцевъ не получаютъ жалованья, въ послѣднее время истощило весь свой запасный капиталъ и губернское земство. Какъ на одну изъ причинъ накопленія земскихъ недоимокъ, губернская управа указываетъ на 90 ст. пол. о зем. пов., т. IV, по которой, въ случаѣ незаявленія плательщика при взносѣ денегъ, куда именно и сколько онъ хочетъ уплатить, отчисляется 12*/" на земскія повинности, а остальные 88% поступаютъ въ казенные сборы. Масса крестьянскаго населенія, разумѣется, не всегда знаетъ о существованіи упомянутаго законоположенія, да притомъ же ей, въ большинствѣ случаевъ, безразлично, куда ни уплатить, въ силу чего, по увѣренію губернской управы, только эти 12% отъ крестьянъ и поступаютъ въ земскую кассу. Приводимыя въ докладѣ управы справки изъ оффиціальныхъ источниковъ для всей Россія даютъ слѣдующее соотношеніе недобора казны и земства за послѣдніе годы: въ то время, какъ средняя годовая недоимка казны при милліардномъ бюджетѣ не превышаетъ 10%, недоборъ земства при 69-ти милліонномъ бюджетѣ равняется 36%. Обстоятельно выясняя тотъ фактъ, что земство также представляетъ отрасль государственнаго управленія, вѣдающую значительную часть государственнаго хозяйства, губернская управа предложила собранію войти съ ходатайствомъ объ измѣненіи 90 ст. под. о зем. пов. въ слѣдующемъ смыслѣ: "вносимою отъ плательщика суммою покрываются сперва всѣ слѣдующіе съ него земскіе сборы по полугодовому ихъ разсчету, а потомъ уже казенныя подати и особыя (если таковыя на немъ числятся) взысканія". Иначе говоря, предложеніе управы сводится въ ходатайству о возстановленіи 90 ст. въ одной изъ прежнихъ редакцій. По выслушаніи доклада въ засѣданіи 11 декабря губернское собраніе постановило возбудить предложенное управой ходатайство объ измѣненіи 90 ст.
   Весьма сходное съ предложеніемъ нижегородской управы представлено ходатайство курскаго губернскаго земскаго собранія. Оно ходатайствуетъ объ объединеніи земской кассы съ государственною, устроивъ такъ, "чтобы казенные и земскіе сборы взыскивались по одному окладному листу единовременно, а затѣмъ полученныя суммы распредѣлялись пропорціонально между казною и земствомъ. Цѣлесообразность такого порядка объясняется тѣмъ, что теперь взыскивающіе органы не одинаково заинтересованы въ успѣхѣ тѣхъ или другихъ сборовъ; взысканіе казенныхъ повинностей представляется способомъ заслуги, а на земскія не обращается большого вниманія; при объединеніи же земскіе сборы будутъ получаться попутно".
   Далѣе, при обсужденіи докладовъ о финансовыхъ затрудненіяхъ земства, зависящихъ отъ неисправнаго поступленія сборовъ, многія собранія обратили вниманіе на то обстоятельство, что главный контингентъ земскихъ неплательщиковъ составляютъ помѣщики. Кирсановское земство (Тамбовской губ.) представило губернскому собранію докладъ о томъ, что полиція, взыскивая строго недоимки съ крестьянъ, не употребляетъ никакихъ принудительныхъ мѣръ по отношенію къ помѣщикамъ. Собраніе постановило обратиться къ губернатору съ ходатайствомъ о взысканіи недоимки съ этого разряда плательщиковъ земскихъ сборовъ. Подобное представленіе сдѣлало начальнику губерніи и курское губернское собраніе. Саратовскою уѣздною управой составленъ списокъ недоимщиковъ по уѣздному сбору; въ числѣ ихъ оказываются наиболѣе богатые землевладѣльцы уѣзда, доходъ съ имѣній которыхъ больше всего земскаго бюджета. Поразительные примѣры недоимочности были указаны и на казанскомъ губернскомъ собраніи: съ нѣкоторыхъ имѣній тамъ не получено ни одной копѣйки земскаго сбора со времени введенія земскихъ учрежденій; дворянскому банку приходилось при пріемѣ въ залогъ имѣній удерживать до тысячи и болѣе рублей только одной пени за неплатежъ земскихъ сборовъ съ одного имѣнія.
   Рядомъ съ указанными ходатайствами объ измѣненіи порядка взысканія земскихъ сборовъ, земство давно уже добивается измѣненія самыхъ основаній земскаго обложенія, падающаго теперь, главнымъ образомъ, на землю. Земскія собранія основательно усматриваютъ одну изъ самыхъ существенныхъ причинъ своихъ финансовыхъ затрудненій въ томъ, что большая часть земскихъ сборовъ падаетъ на землю, тогда какъ вообще менѣе затронутый въ податномъ отношеніи источникъ -- торговля и промышленность -- несетъ сравнительно ничтожныя пожертвованія также и на мѣстныя общественныя нужды. О распространеніи равномѣрнаго земскаго обложенія на торговлю и промышленность много разъ уже ходатайствовали земскія собранія, но, къ сожалѣнію, рѣшеніе этого важнаго вопроса, ожидавшееся въ прошломъ году, снова отсрочено.
   Скудость земскихъ бюджетовъ порождаетъ большое несоотвѣтствіе между почтенными стремленіями дѣятелей мѣстнаго самоуправленія и тѣлъ, что они дѣйствительно въ состояніи сдѣлать. Важнѣйшія задачи ихъ дѣятельности остаются далеко не выполненными. Они не могутъ остановить совершающееся разстройство крестьянскаго хозяйства -- прогрессивное увеличеніе числа безлошадныхъ и бросившихъ землю дворовъ, вслѣдствіе полнаго ихъ обнищанія. Они вынуждены отказывать въ ученьѣ огромной части подрастающаго поколѣнія. Они не могутъ удовлетворить вопіющей нужды деревни во врачебной помощи, вслѣдствіе чего деревня, предоставленная собственнымъ силамъ, принуждена лечиться у разныхъ знахарей и самозванныхъ цѣлителей. Знаетъ ли читатель, что на все необозримое пространство Россійской имперіи, на сто милліоновъ деревенскихъ жителей, врачей, живущихъ въ деревнѣ, приходится всего 1,461 человѣкъ? Если даже присоединить сюда врачей, живущихъ въ уѣздныхъ городахъ, числомъ 1,654, то и тогда общее количество врачей, болѣе или менѣе близкихъ деревнѣ, едва превзойдетъ 3,000. Измѣненіе порядка взиманія земскихъ сборовъ, реформа самыхъ основаній земскаго обложенія могутъ, разумѣется, значительно улучшить земскіе финансы; но еще несравненно большей важности дѣло для усиленія матеріальной состоятельности земства заключается въ общемъ подъемѣ экономическаго благосостоянія крестьянства. Но сдѣлать это подъ силу только государству, а не земскимъ учрежденіямъ въ ихъ настоящемъ положеніи.
   Поучительную иллюстрацію экономическаго положенія современнаго средняго крестьянина находимъ въ сообщеніи воронежскому губернскому статистическому комитету, сдѣланномъ помощникомъ предсѣдателя комитета, авторитетнымъ статистикомъ г. Щербиной. Сообщеніе основано на данныхъ земской статистики. Г. Щербиной взяты 67 типическихъ хозяйствъ. Изслѣдованіе показало, что, при средней семьѣ въ 8 душъ, въ числѣ которыхъ два полныхъ работника, на каждую наличную душу приходится въ годъ всѣхъ безъ исключенія расходовъ 53 руб. 5 коп. или 4 руб. 42 коп. въ мѣсяцъ.
   Цифры эти получились изъ двоякаго рода расходовъ: во-первыхъ, изъ расходовъ натурою, т.-е. изъ тѣхъ, въ переводѣ на деньги, предметовъ, которые производились въ собственныхъ хозяйствахъ крестьянъ, и, во-вторыхъ, изъ расходовъ деньгами, т.-е. изъ затрать на предметы покупные. Перваго рода расходы выразились въ 26 руб. 78 коп. или 50,5 проц., а расходы второго рода -- въ 26 руб. 27 коп. или 49,5 проц.
   И такъ, денежный годовой расходъ одного члена крестьянской семьи опредѣляется въ 26 руб. 27 коп.
   Распредѣляются эти деньги слѣдующимъ образомъ:
   
   1. На подати, аренду земли и другія хозяйственныя нужды израсходовано 12 р. 20 к.
   2. Кормъ для скота 2 " 61 "
   3. Одежду 2 " 21 "
   4. Водку 1 " 65 "
   5. Покупку земледѣльческихъ продуктовъ 1" 64 "
   6. Ремонтъ строеній 1 " 47 "
   7. Инвентарь 1 " 21,6 "
   8. Чай и сахаръ -- " 49 "
   9. Рыбу -- " 45 "
   10. Предметы домашней обстановки -- " 41 "
   11. Покупку скотоводческихъ продуктовъ -- " 40 "
   12. Деготь -- " 25 "
   13. Желѣзо и ковку лошадей -- " 31,3 "
   14. Соль -- " 30 "
   15. Керосинъ -- " 22 "
   16. Мыло -- " 9,6 "
   17. Веревки -- " 8,3 "
   18. Лѣкарства -- " 6,7 "
   19. Топливо -- " 6 "
   20. Пиво -- " 2,5 "
   Итого.... 26 р. 27 к.
   
   Или, распредѣляя перечисленныя цифры на двѣ группы -- по удовлетворенію: а) личныхъ потребностей и б) хозяйственныхъ нуждъ, расходы перваго рода выразятся въ 8 руб. 9,8 коп., а расходы второго рода -- въ 18 руб. 17,2 коп., т.-е. въ цифрахъ въ два слишкомъ раза большихъ.
   Теперь вникните въ эти цифры,-- говоритъ Русская жизнь, напечатавшая приводимое извлеченіе изъ доклада г. Щербины. На подати, аренду земли и проч. крестьянинъ тратить въ среднемъ 12 р. 20 к., т.-е. 46% всего своего денежнаго бюджета, а на пиво и водку -- 1 р. 67 1/2 к., т.-е. 6 1/2 и, тѣмъ не менѣе, находятся такіе "знатоки" крестьянскаго быта, которые утверждаютъ, что мужикъ не платятъ податей въ силу того, что онъ -- пьяница.
   На мыло крестьянинъ тратитъ въ годъ 9 коп., на одежду -- 2 р. 21 к., на чай и сахаръ -- 49 к. и т. п. Отсюда,-- замѣчаетъ газета,-- легко заключить о внѣшнемъ видѣ этого пахаря: онъ вѣчно грязенъ, въ дырявомъ костюмѣ и балуется чайкомъ только по праздникамъ. И это, несмотря на всѣ его заботы о поддержаніи своего хозяйства, такъ какъ на личныя потребности онъ истрачиваетъ 9 р. 9 к., а на хозяйственныя -- 18 руб. 17 коп., т.-е. вдвое больше.
   Характерны также и расходы натурою въ переложеніи ихъ на деньги: земледѣльческихъ продуктовъ крестьянинъ потребляетъ на 10 р. 65 коп., скотоводческихъ -- на 6 р. 12 к.
   Слѣдовательно, убоину, какъ и чай, онъ видитъ рѣдко и всѣхъ остальныхъ земледѣльческихъ продуктовъ потребляетъ на 88 коп. въ мѣсяцъ.
   Затѣмъ идутъ расходы: на топливо -- 83 к., кормовъ для скота и птицы -- 9 р. 18 к. Всего расходовъ натурою, какъ сказано выше, на 26 р. 78 коп.
   На "предметы комфорта" тратится полкопѣйки въ годъ съ души.
   Таковъ характеръ потребностей и степень ихъ удовлетворенія у средней крестьянской семьи, ея питаніе и обстановка.
   Въ виду указаннаго типическаго крестьянскаго бюджета, газета справедливо ставитъ вопросъ: можетъ ли развиться промышленность въ такой странѣ, гдѣ 90% населенія потребляютъ въ годъ по полкопѣйкѣ съ души на предметы комфорта, 9 к. на мыло, по 31 к. на желѣзо и даже ковку лошадей, по 2 р. 21 к. на одежду и т. п.?
   Хозяйственное положеніе многихъ милліоновъ крестьянскаго населенія находится въ зависимости не только отъ земледѣлія, но также и отъ кустарныхъ промысловъ. Кустарная промышленность въ Россіи до сихъ поръ еще сохранила громадные размѣры. Производительность ея во много разъ превышаетъ обороты капиталистическаго фабрично-заводскаго производства. Естественно, поэтому, что земства обратили серьезное вниманіе на эту отрасль народнаго труда и принимаютъ рядъ мѣръ съ цѣлью освободить кустаря изъ-подъ ига кулака-скупщика и улучшить технику производства. Піонеромъ въ этомъ высокой степени важномъ дѣлѣ явилось московское земство, устроившее "кустарный музей". До учрежденія "музея" всѣ издѣлія кустарей пріобрѣтались обыкновенно скупщиками, которые требовали отъ производителя, прежде всего, дешевизны. Вслѣдствіе же того, что кустари, за весьма рѣдкими исключеніями, не имѣютъ никакой возможности миновать кабалы скупщиковъ, получая отъ нихъ заказы а матеріалы или задатки на пріобрѣтеніе матеріаловъ, выработался такой порядокъ вещей, что кустарь, даже при желаніи совершенствоваться, не могъ этого сдѣлать. Ему некогда было засиживаться надъ отдѣлкой, надъ придумываніемъ новыхъ образцовъ. Отъ него требовалась извѣстная ходовая вещь, и въ его прямой выгодѣ было надѣлать такихъ вещей какъ можно больше, не заботясь о красотѣ и добротности. Съ устройствомъ музея дѣло измѣнилось. Дѣлая заказы самимъ кустарямъ непосредственно, "музей" обезпечилъ имъ сбытъ издѣлій и избавилъ ихъ отъ эксплуатаціи скупщиковъ. Чтобы возвысить самое производство, въ завѣдующіе складами избираются мастера и знатоки того дѣла, поднять которое имѣется въ виду. Отдавая и принимая заказы, ученые мастера дѣлаютъ крестьянамъ соотвѣтствующія указанія и разъясненія, даютъ новые образцы, учатъ новымъ пріемамъ и обращенію съ новыми инструментами и проч., и проч. Но этимъ дѣло не ограничивается. Кустари могутъ еще имѣть черезъ посредство мастерской нужные матеріалы въ два и три раза дешевле, чѣмъ въ мѣстныхъ лавкахъ у скупщиковъ. Добрые результаты мѣропріятій московскаго земства не замедлили сказаться. Скоро мастерскіясклады не могли вмѣстить въ себѣ всѣхъ желающихъ учиться и работать на "музей", и земству изъ года въ годъ приходится расширять это дѣло.
   По энергіи заботъ о кустарныхъ промыслахъ на ряду съ московскимъ земствомъ слѣдуетъ поставить вятское и пермское. Вятское земство, подобно московскому, устроило музей, который пополняется самыми разнообразными произведеніями мѣстныхъ кустарей. Сверхъ того, имъ открыты училища въ городахъ: Вяткѣ, Котельничѣ, Яранскѣ, Малмыжѣ, Полянскѣ, Елабугѣ, Слободскомъ, гдѣ учатся ремесламъ столярному, токарному, слесарному, кузнечному и шорному.
   Едва ли еще не большую услугу оказало кустарному дѣлу земство пермское, учредивъ "кустарный банкъ" съ капиталомъ въ 90 тысячъ рублей. Всѣ отрасли нашей фабричной и заводской промышленности издавна пользовались и пользуются обильнымъ кредитомъ. Одна истинно народная промышленность, промышленность кустарная, которою занимаются до 8 милліоновъ населенія, была лишена этого важнаго экономическаго орудія. Благодаря земству, положенъ, наконецъ, починъ возникновенію кредитныхъ учрежденій для этой отрасли народнаго труда. "Учрежденіе кустарно-промышленнаго банка,-- говорится въ докладѣ пермской губернской управы, открываетъ пермскому земству новые пути дѣятельности къ лучшему устройству мелкой народной промышленности, посредствомъ доставленія ей дешеваго и доступнаго кредита; но кредитъ открывается только тѣмъ промышленникамъ, которые работаютъ безъ наемныхъ силъ. Банкъ освободилъ ихъ отъ эксплуатаціи со стороны капиталистовъ какъ въ производствѣ такъ и въ сбытѣ издѣлій кустарной промышленности, разсѣянной по многочисленнымъ заводамъ и селеніямъ Сибири".
   На послѣднихъ очередныхъ земскихъ собраніяхъ кустарные промыслы служили предметомъ живого обсужденія, результатомъ чего являлись постановленія, могущія оказать болѣе или менѣе существенную помощь кустарямъ. Изъ всѣхъ этихъ постановленій особеннаго вниманія заслуживаетъ постановленіе костромского губернскаго земскаго собранія, которое, для поддержанія кустарной промышленности въ губерніи, поручило управѣ составить артели или товарищества и выработать правила для выдачи такимъ артелямъ изъ суммъ земства ссудъ для покупки матеріаловъ и для другихъ надобностей.
   Весьма цѣльная программа мѣръ для содѣйствія къ улучшенію народнаго хозяйства, въ томъ числѣ и кустарной промышленности, выработана тверскимъ губернскимъ земскимъ собраніемъ, послѣдняя очередная сессія котораго затянулась до января текущаго года. Сущность этой программы такова: при губернской управѣ учреждается экономическое бюро; задача бюро -- упорядоченіе существующихъ уже мѣръ обезпеченія народнаго продовольствія, а также содѣйствіе къ улучшенію вообще народнаго хозяйства въ губерніи. Общее наблюденіе за дѣятельностью экономическаго отдѣла принадлежитъ губернской управѣ, которая въ направленіи этой дѣятельности руководится указаніями земскаго собранія; для ближайшаго же и непосредственнаго завѣдыванія отдѣломъ губернская управа приглашаетъ особое лицо, какъ это дѣлается въ статистическомъ и страховомъ отдѣлахъ. Кромѣ того, для содѣйствія управѣ въ дѣлѣ завѣдыванія экономическимъ отдѣломъ губернское собраніе можетъ избрать особую коммиссію изъ губернскихъ гласныхъ, права и обязанности которой опредѣляются особымъ постановленіемъ собранія. Въ частности на экономическій отдѣлъ предполагается возложить вѣдѣніе слѣдующихъ дѣлъ: а) общее наблюденіе за исполненіемъ продовольственнаго устава; б) завѣдываніе выдачей и возвратомъ ссудъ изъ губернскаго продовольственнаго капитала; в) завѣдываніе земскими складами-банками, покупка и продажа черезъ нихъ хлѣба и выдача денежныхъ и хлѣбныхъ ссудъ; г) завѣдываніе страхованіемъ отъ неурожая, еслибъ оно было введено въ губерніи; д) посредничество по выдачѣ государственнымъ банкомъ мелкимъ землевладѣльцамъ и крестьянамъ ссудъ подъ залогъ хлѣба; е) содѣйствіе переселенію крестьянъ изъ "алоземельныхъ мѣстностей губерніи въ многоземельныя и содѣйствіе вообще при покупкѣ крестьянами земли; ж) содѣйствіе всякаго рода улучшенію земледѣлія и сельской промышленности путемъ устройства складовъ для сбыта кустарныхъ произведеній, выставокъ продуктовъ сельско-хозяйственной промышленности и пр.; з) содѣйствіе кустарной промышленности путемъ продажи кустарямъ сырого матеріала и покупки или посредничества при сбытѣ ихъ произведеній; и) содѣйствіе устройству мелкаго кредита, денежнаго и вещевого; і) сношеніе черезъ губернскую управу со всѣми и мѣстами и лицами по дѣламъ, касающимся народнаго хозяйства и обезпеченія народнаго продовольствія; к) производство изслѣдованій на мѣстѣ о нуждахъ народнаго хозяйства и промышленности. Для изслѣдованія положенія народнаго хозяйства и его нуждъ на мѣстахъ, экономическій отдѣлъ будетъ обращаться также къ содѣйствію мѣстныхъ земскихъ силъ.
   Рядомъ съ заботами земскихъ самоуправленій о развитіи и усовершенствованіи кустарныхъ промысловъ, городское самоуправленіе города Астрахани издаетъ постановленія, убивающія мѣстные кустарные промыслы. Вотъ что сообщаетъ объ этомъ Астраханскій Вѣстникъ:
   Въ Астрахани кустарное производство имѣется, но для его расширенія и усовершенствованія, какъ говорится, "всѣ пути заказаны". Помимо имущественной несостоятельности, недостатка прикладныхъ знаній, отсутствія дешеваго кредита и т. д., кустарное производство тормазитея еще чистоискусственно: многіе изъ кустарей лишены возможности сбыть вырабатываемыя ими издѣлія, и не потому, что нѣтъ на эти издѣлія спроса, а оттого, что закрытъ рынокъ для ихъ продажи. Дѣло въ томъ, что наиболѣе удобнымъ и, пожалуй, даже единственнымъ мѣстомъ для сбыта кустарнымъ издѣлій въ городѣ является вечернебазаринская толкучка. Здѣсь обыкновенно продавались самыя разнородныя кустарныя работы. Излишне и говорить о томъ, что такой рынокъ служилъ для кустарей, вѣчно нуждающихся въ деньгахъ не только на матеріалы для дальнѣйшаго производства, но нерѣдко и на самое пропитаніе своихъ семействъ, настоящимъ "кладомъ", дававшимъ имъ возможность къ болѣе или менѣе безбѣдному существованію. И вдругъ этотъ-то рынокъ становится для кустарей запретнымъ плодомъ! Легко понять то положеніе, въ которомъ они очутились...
   Закрылся для кустарей этотъ рынокъ потому, что обязательнымъ постановленіемъ астраханской думы воспрещена торговля на толкучкѣ такъ называемымъ новымъ. Причисляя къ разряду этого послѣдняго и издѣлія кустарей, городскіе агенты и полиція гонятъ съ толкучки лицъ, торгующихъ этими предметами, а въ случаѣ неповиновенія привлекаютъ ихъ къ уголовной отвѣтственности по 29 ст. уст. о нак., нал. мир. суд. Недавно, наприм., два такихъ дѣла были предметомъ разбирательства въ камерѣ мирового судьи 2-го участка гор. Астрахани. Въ качествѣ обвиняемыхъ фигурировали передъ судомъ четверо крестьянъ, занимавшихся приготовленіемъ домашнимъ способомъ для продажи народныхъ шапокъ. По словамъ обвиняемыхъ, эта работа является единственнымъ источникомъ для пропитанія ихъ семействъ. Шапки, по мѣрѣ ихъ изготовленія, выносилось обвиняемыми на вечернебазаринскую толкучку, гдѣ и находили себѣ скоро покупателей. Теперь же имъ такую торговлю воспретили подъ страхомъ уголовнаго преслѣдованія. "Гдѣ же намъ продавать шапки?-- жалобятся привлеченные къ отвѣтственности,-- лавокъ арендовать намъ не на что, да и не зачѣмъ, а по улицамъ найти покупателя очень трудно". Руноводствуясь смысломъ другого обязательнаго постановленія о разносномъ торгѣ и 29 ст. уст. о нак., мировой судья приговорилъ обвиняемыхъ къ денежнымъ штрафамъ.
   Рекомендуемъ вышеприведенные факты,-- такъ заканчиваетъ газета свое сообщеніе,-- сугубому вниманію городской управы и гг. гласныхъ, полагая, что разореніе кустарей и превращеніе ихъ въ пролетаріевъ не соотвѣтствуетъ "пользамъ и нуждамъ населенія", пещись о которыхъ призваны городскія самоуправленія. Постановленіе думы о разносномъ торгѣ въ Астрани, очевидно, нуждается въ пересмотрѣ и переработкѣ. Кустарямъ необходимо предоставить право свободной продажи ихъ издѣлій на толкучемъ рынкѣ, обусловивъ ее, пожалуй, извѣстными формальностями. Радѣть же только о выгодахъ лавочниковъ-коммерсантовъ, въ ущербъ бѣднымъ кустарямъ, для города, по меньшей мѣрѣ, нецѣлесообразно.
   Къ счастью, отношеніе къ кустарнымъ промысламъ, проявленное астраханскою городскою управой, встрѣчается весьма рѣдко. Въ общемъ, пресса, земскія и городскія самоуправленія принимаютъ живѣйшее участіе въ судьбахъ кустарной промышленности. И если бы тѣмъ усиліямъ, какія употребляетъ земство для поддержанія и развитія кустарной промышленности, гармонировало направленіе нашей общей экономической политики, состояніе этой промышленности могло бы быть уже въ настоящее время процвѣтающимъ. Но, какъ извѣстно, общая экономическая политика всѣ послѣднія тридцать лѣтъ была направлена на развитіе капиталистическаго производства, которое, захватывая тѣ или иные отрасли промышленности, подрывало соотвѣтствующіе кустарные промыслы, такъ какъ кустари не имѣли средствъ соединяться въ артели и повести производство въ крупныхъ размѣрахъ. Въ большинствѣ случаевъ, мелкое производство не можетъ продолжительное время конкуррировать съ крупнымъ, а потому, чтобы мелкіе производители сохранили свою экономическую самостоятельность и въ тѣхъ отрасляхъ промышленности, которыя начинаютъ захватываться капитализмомъ, имъ нужно соединяться въ артели, дабы организовать производство въ крупныхъ размѣрахъ. На это нужны средства, которыхъ, въ большинствѣ случаевъ, наши кустари не имѣютъ. По скудости средствъ немногое здѣсь можетъ сдѣлать и земство. Помочь народной промышленности противъ захватовъ ея капитализмомъ составляетъ прямую и необычайно важную задачу государства. При настоящемъ экономическомъ положеніи Россіи, только у государства имѣются средства на это дѣло.
   Однимъ изъ главныхъ средствъ для развитія у насъ капитализма служатъ высокія пошлины на иностранные товары. Сколько вреда приноситъ нашему отечеству дѣйствующая протекціонная система, объ этомъ написаны цѣлые темы. Въ послѣднее время этотъ вопросъ снова обратилъ на себя большое вниманіе, вслѣдствіе разразившагося на югѣ каменноугольнаго кризиса.
   Знаменательно особенно то, что каменноугольные кризисы стали проявляться тотчасъ послѣ введенія высокихъ пошлинъ на иностранный уголь. Сначала углепромышленники указывали на недостатокъ перевозочныхъ средствъ, какъ на главную причину кризиса. Эту причину правительство постаралось устранить, а кризисы, все-таки, продолжаются. Въ настоящее время новый кризисъ. Цѣны на уголь къ началу зимы прошлаго года повысились настолько, что, несмотря на огромную пошлину въ 4 1/2 коп. золотомъ съ пуда, въ Одессу ввозили англійскій уголь. Изъ Симферополя телеграфировали въ Петербургъ: "Уголь дошелъ до 38 коп. пудъ. Неимущіе классы страшно бѣдствуютъ. Здѣшняя дума заказала уголь въ Англіи". И какъ легкомысленно, а, можетъ быть, и недобросовѣстно отнеслись углепромышленники къ интересамъ милліоновъ потребителей и къ интересамъ казны! Дѣло въ томъ, что возможность кризиса предвидѣлась еще лѣтомъ, когда горнорабочіе, по причинѣ низкой заработной платы, а также вслѣдствіе сильной въ мѣстахъ производства угля холеры, массами покидали копи. Правительство еще въ августѣ созвало въ Харьковѣ экстренный съѣздъ, съ цѣлью выяснить, насколько основательны опасенія чрезвычайной дороговизны минеральнаго топлива. Главный пунктъ правительственной программы экстреннаго съѣзда изложенъ былъ слѣдующимъ образомъ: "разсмотрѣть вопросъ, насколько копи, въ виду ожидаемаго истощенія угольныхъ запасовъ въ мѣстахъ потребленія и при существующей провозоспособности подлежащихъ желѣзныхъ дорогъ, могутъ обезпечить всѣхъ потребителей углемъ". На этотъ вопросъ съѣздъ далъ самый успокоительный отвѣтъ въ томъ смыслѣ, что каменноугольныя копи Донецкаго бассейна "вполнѣ могутъ удовлетворить требованіямъ рынка". Когда же кризисъ разразился, то углепромышленники указали причину кризиса ту самую, которая предвидѣлась еще въ августѣ, именно недостатокъ рабочихъ. Дѣйствительно, это одна изъ ближайшихъ причинъ. Рабочихъ на каменноугольныхъ шахтахъ осталось значительно менѣе, сравнительно съ потребностью страны въ углѣ. Но ктоже въ этомъ виноватъ? Не говоря о низкой заработной платѣ при крайне тяжеломъ трудѣ, самыя условія жизни рабочихъ на шахтахъ едва выносимы даже для такого народа, какъ русскій крестьянинъ, нетребовательность и выносливость котораго вошли въ пословицу. Мудрено ли, что рабочіе уходятъ съ копей при малѣйшемъ удобномъ случаѣ, производство сокращается, а ни въ чемъ неповинные милліоны потребителей расплачиваются за это своимъ кошелькомъ и здоровьемъ. Да, дѣйствующая у насъ протекціонная система убаюкала нашихъ заводчиковъ и фабрикантовъ, внесла въ крупную промышленность, въ томъ числѣ и въ каменноугольную, косность и застой, придала ей, въ значительной степени, характеръ монополіи.
   Благодаря очень высокому таможенному тарифу, большое число угольныхъ копей не пользуется техническими усовершенствованіями и трудящееся въ нихъ населеніе продолжаетъ работать "воротомъ". А вотъ какова эта работа: "Подъ землей, по два, а иногда и по три дня,-- читаемъ, въ газетѣ Пріазовскій Край,-- лежатъ люди, работая на спинѣ, на животѣ, въ тѣсныхъ и удушливыхъ штрекахъ, подкрѣпленныхъ полусгнившими бревнами. Рѣдко кто заглядывалъ въ эти темныя подземныя ямы, когда рабочій, ударяясь то объ одинъ, то другой бокъ незарубленнаго сруба въ тѣсной четырехведерной бадьѣ и держась руками за желѣзные обручи, спускается внизъ, въ глубь земли. Со стѣнъ текутъ ручьи какой-то зловонной жидкости, капли которой попадаютъ рабочему въ лицо, а бадья все дальше и дальше держитъ свой путь, порою только вздрагиваетъ на тощихъ цѣпяхъ. Никто намъ почему-то не рисовалъ этихъ картинъ; всѣ приглашали насъ на большія шахты, гдѣ стучатъ колеса, шумятъ машины. Обходили презрѣніемъ всѣ эти маленькія шахтенки, которымъ, однако, числа и счету нѣтъ. Вотъ вы, для примѣра, присмотритесь только къ Грушевскому и Атюктинскому бассейнамъ, и вы убѣдитесь, что этихъ самыхъ "воротовъ" тамъ видимо-невидимо. Прислушайтесь затѣмъ къ тому, что говорятъ тамъ о добычѣ угля, о томъ, какими невѣроятными усиліями производится она, и сдѣлается положительно страшно за человѣка. Вы услышите, какъ въ нѣдрахъ земли, гдѣ мѣрно одинъ за другимъ раздаются удары кирки о "каменную грудь", какъ тамъ "укачиваются" и "чадѣютъ" силачи-рабочіе, у которыхъ постепенно выпадаютъ изъ рукъ лопата, молотъ, лампочка, а нерѣдко и сами они, послѣ продолжительнаго лежаніи на животѣ въ какой-нибудь "дучкѣ", обезсиленные, падаютъ на землю и лежать тамъ до той поры, пока "саночникъ" съ нагруженнымъ на санкахъ углемъ не натолкнется на нихъ; только тогда, почувствовавъ ударъ въ грудь или въ животъ, очнется бѣдняга и тяжелый вздохъ вырвется изъ его наболѣвшей и изстрадавшейся груди".
   Обсуждая каменноугольный кризисъ, печать наша справедливо указала, что, помимо затрудненій, которымъ при дороговизнѣ минеральнаго топлива подвергаются, съ одной стороны, обрабатывающая промышленность, а съ другой -- милліоны потребителей, въ этомъ дѣлѣ есть еще одна сторона, никакъ не менѣе важная: каменноугольный кризисъ и вообще дороговизна угля касаются непосредственно интересовъ сельскаго населенія. Лица, стоящія за удешевленіе угля, имѣютъ обыкновенно въ виду интересы обрабатывающей промышленности потребность въ дешевомъ отопленіи населенія южныхъ городовъ. Но это далеко еще не все. Забываютъ, что въ дешевомъ отопленія нуждается еще болѣе сельское населеніе и доставить ему дешевый уголь -- значитъ оказать огромную услугу всему южному земледѣлію. Дѣло въ томъ, что на огромныхъ пространствахъ южныхъ степей крестьяне отопляютъ свои хаты такъ называемымъ кизякомъ, приготовляемымъ изъ тѣхъ отбросовъ, которые должны обращаться на удобреніе земли. Земля здѣсь не только кормить человѣка, но и отапливаетъ его жилище. Облегчить для южнаго крестьянина полученіе дешеваго топлива, это значить обогатить его землю, оставляя въ ней всѣ отбросы, теперь, попросту говоря, вылетающіе въ трубу.
   Вмѣстѣ съ тѣмъ, каменноугольный кризисъ напомнилъ о томъ, что въ Донецкомъ бассейнѣ существуютъ, кромѣ крупныхъ предпріятій, еще и крестьянскія кустарныя шахты. Недавно еще ихъ насчитывалось такъ много, что нѣкоторые признавали даже возможнымъ "завалить рынокъ дешевымъ углемъ" изъ однихъ только крестьянскихъ шахтъ. По этому поводу С.-Петербургскія Вѣдомости справедливо замѣчаютъ, что въ отношеніи вопроса о рабочихъ положеніе крупныхъ капиталистическихъ копей и кустарныхъ шахтъ -- діаметрально противуположное. Крупной каменноугольной промышленности приходится считаться съ наемными рабочими, что, какъ извѣстно, служить для нея "камнемъ преткновенія" и причиной кризисовъ. Въ кустарной же промышленности этого рода наемный трудъ, какъ извѣстно, не играетъ уже никакого значенія, такъ какъ работы производятся семьями или артелями, не по предварительному договору объ уплатѣ заработной платы, а по дѣлежу наличнаго заработка. Разсматривая дѣло съ принципіальной стороны, нельзя не придти къ заключенію, что значительное развитіе крестьянской кустарной углепромышленности должно бы было совершенно устранятъ даже что-нибудь подобное чуть не ежегодное повторенію каменноугольныхъ кризисовъ.
   Исходя изъ этихъ соображеній, газета ставитъ вопросъ: въ какомъ положеніи находилась бы въ настоящее время наша углепромышленность въ Донецкомъ районѣ, если бы казна, вмѣсто того, чтобы возиться съ капиталистическими углепромышленниками и самой едва ли даже не больше всѣхъ другихъ переплачивать на углѣ,-- обратилась бы, прежде всего, къ поддержанію и развитію крестьянской кустарной углепромышленности? При этомъ условіи несомнѣнно одно: кустарный каменный уголь дѣйствительно былъ бы дешевымъ и не нуждался бы въ запретительной пошлинѣ на ввозный уголь. Это одно уже было бы величайшимъ благодѣяніемъ для всей отечественной промышленности, въ томъ числѣ и спеціально для интересовъ казны.
   Въ половинѣ декабря въ газетахъ появилось сообщеніе, что особое совѣщаніе министровъ по каменноугольному дѣлу одобрило немедленное пониженіе тарифа на иностранный уголь.

И. Иванюновъ.

"Русская Мысль", кн.II, 1894

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru