Иванюков Иван Иванович
Очерки провинциальной жизни

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
 Ваша оценка:


   

Очерки провинціальной жизни.

   Однимъ изъ важнѣйшихъ признаковъ регресса сельско-хозяйственнаго промысла служитъ уменьшеніе количества скота. Признакъ этотъ получаетъ тѣмъ большее значеніе, когда и передъ періодомъ начавшагося уменьшенія въ числѣ скота количество его не было достаточнымъ для потребностей земледѣлія. Такое именно положеніе дѣла представляетъ наше крестьянское хозяйство. На обширныхъ пространствахъ произведены исчисленія наличнаго у крестьянъ количества скота и сдѣланы сопоставленія съ числомъ его лѣтъ десять назадъ, и всѣ эти изслѣдованія показали уменьшеніе этого важнѣйшаго фактора земледѣльческаго промысла. Вмѣстѣ съ уменьшеніемъ количества скота увеличилось значительно число безлошадныхъ хозяйствъ, то-есть такихъ хозяйствъ, которыя стоятъ на границѣ окончательнаго разоренія и перехода изъ самостоятельныхъ хозяевъ въ батраки. По отдѣльнымъ уѣздамъ потеря въ количествѣ скота и ростъ безлошадныхъ достигаютъ громадныхъ размѣровъ. Цифры говорятъ краснорѣчивѣе словъ: въ Казанскомъ уѣздѣ изъ 32,766 домохозяйствъ около половины, именно 13,464, оказались въ прошломъ году, во время переписи, безлошадными; въ Мамадышскомъ уѣздѣ обнаруженъ переписью еще большій процентъ безлошадныхъ, именно около 44%. Конская перепись 1893 г. въ Саратовской губерніи выяснила фактъ существованія 85,118 безлошадныхъ хозяйствъ, что составляетъ 29,2% всѣхъ крестьянскихъ хозяйствъ въ губерніи. По отдѣльнымъ уѣздамъ размѣръ процента колеблется между 21 (Сарат. у.) и 44 (Кузнец. у.). Десять лѣтъ назадъ процентъ безлошадныхъ въ Саратовской губерніи не превышалъ 19. Какъ видитъ читатель, за десятилѣтіе число безлошадныхъ возросло на 33%. Въ Воронежской губерніи крупнаго скота убыло 28%, а мелкаго 43%; число хозяйствъ безъ рабочаго скота перешло уже за треть. Въ Пермской губерніи количество крестьянскаго скота значительно уменьшилось во всѣхъ уѣздахъ, за исключеніемъ лишь Чердынскаго. Въ трехъ же уѣздахъ: Екатеринбургскомъ, Камышловскомъ и Шадринскомъ получились, въ среднемъ выводѣ, слѣдующія цифры убыли: лошадей 36%, крупнаго рогатаго скота 34%, мелкаго скота 42%. Въ Вятской губерніи изслѣдованія по предмету убыли скота окончены въ 131 волостяхъ изъ 307, имѣющихся въ губерніи. Произведенныя изслѣдовенія показали, что убыль рабочихъ лошадей достигла цифры 25%, а контингентъ безлошадныхъ дворовъ составляетъ уже 32%.
   Уменьшеніе въ количествѣ скота ведетъ къ истощенію почвы и пониженію урожайности; ростъ безлошадныхъ разрушаетъ самостоятельное крестьянское хозяйство, увеличиваетъ армію батраковъ, шатающихся въ поискахъ работы и, не находя ея, обращающихся въ нищихъ. Явленія эти слишкомъ большого значенія, чтобы можно было медлить борьбою съ ними. Для правильной же борьбы съ соціальными недугами прежде всего необходимо знать порождающія ихъ причины. Уменьшеніе количества скота и постепенный ростъ безлошадныхъ хозяйствъ являются неизбѣжнымъ слѣдствіемъ, во-первыхъ, того безпомощнаго положенія, въ которомъ находится крестьянское населеніе въ борьбѣ съ недородами, падежами, при полномъ почти отсутствіи дешеваго и доступнаго кредита; во-вторыхъ, оно происходитъ отъ практикующейся продажи скота за недоимки и, въ-третьихъ, оно является результатомъ недостаточнаго количества земли и луговъ у крестьянства, а также и необходимости продавать для уплаты податей и безъ того уже недостаточное для прокорма скота количество собираемаго крестьянами съ полей овса и сѣна. Всѣ эти причины прогрессивной убыли скота хорошо понимаются многими земствами, обсуждавшими это важное дѣло. Но что можетъ сдѣлать здѣсь земство? Измѣнить практикующіеся способы взысканія податей не въ его власти. Для расширенія крестьянскаго землевладѣнія и увеличенія количества луговъ у него не имѣется средствъ. Единственно, что можетъ сдѣлать земство и что оно дѣлаетъ, заключается въ открытіи кредита крестьянамъ для покупки скота и въ организаціи страхованія отъ падежа скота; но и въ этой крайне ограниченной области мѣропріятій для борьбы съ такимъ страшнымъ недугомъ, какъ возростающее уменьшеніе количества скота и увеличеніе безлошадныхъ крестьянскихъ дворовъ, дѣятельность земства, по скудости его финансовыхъ средствъ, проявляется въ самыхъ скромныхъ размѣрахъ. Пока лишь немногія земства открыли кредитъ крестьянамъ для покупки скота; другіе ходатайствуютъ предъ правительствомъ объ отпускѣ имъ суммъ для такового кредита, такъ какъ собственныхъ средствъ у нихъ не имѣется.
   Вятское земство открыло кредитъ въ 50 тысячъ для помощи безлошаднымъ крестьянскимъ хозяйствамъ обзавестись рабочимъ скотомъ. Саратовское уѣздное земское собраніе хлопочетъ о снабженіи крестьянъ лошадьми при помощи особой ссудной операціи. Кредитъ этотъ, по проекту управы, предполагается открыть осѣдлымъ безлошаднымъ хозяевамъ, занимающимся еще хлѣбопашествомъ. Лошади покупаются земствомъ при участіи земскаго ветеринара, цѣною не свыше 50 рублей каждая, причемъ три четверти этой суммы оплачиваются земствомъ, а остальная четверть самимъ крестьяниномъ-пріобрѣтателемъ. Земская ссуда выдается на два года изъ 6% годовыхъ, и до полной оплаты лошадь считается собственностью земства, причемъ не допускается ни продажа ея, ни обмѣнъ. Въ случаѣ неоплаты лошадь была застрахована не ниже стоимости ссуды. На всю эту операцію земствомъ ассигновано 20 тысячъ рублей. Земство сочло также необходимымъ ходатайствовать объ обязательномъ страхованіи лошадей. Спасское земство настаиваетъ на крайней необходимости придти на помощь населенію въ дѣлѣ пріобрѣтенія рабочаго скота. Для этого управа рекомендуетъ организацію спеціальнаго кредита, для чего нужна сумма отъ 12--15 тыс. рублей. Но такъ какъ у земства нѣтъ требуемой, суммы, то управа предлагаетъ собранію испросить ее у правительства, для чего придется обратиться или къ министру земледѣлія, или въ государственный банкъ. Подобныя же постановленія объ испрошеніи у правительства помощи для организаціи спеціальнаго кредита на покупку крестьянами рабочаго скота приняты еще нѣсколькими земствами. Такова скудость земскихъ бюджетовъ, что земства встрѣчаютъ затрудненія въ оказаніи хотя и небольшой помощи сельскому населенію въ дѣлѣ такой громадной важности, какъ борьба съ возростающей убылью скота и прогрессивнымъ увеличеніемъ безлошадныхъ крестьянскихъ дворовъ. Земству, при современномъ его положеніи, эта борьба не подъ силу. Справиться съ этимъ страшнымъ соціальнымъ зломъ могло бы только государство.
   Могучимъ средствомъ въ борьбѣ съ этимъ народившимся въ послѣднее время недугомъ нашей жизни послужило бы расширеніе площади крестьянскаго землевладѣнія. Есть признаки, что такъ понимаетъ дѣло и правительство. Объ этомъ, повидимому, свидѣтельствуетъ появившееся въ печати извѣстіе, что въ правительственныхъ сферахъ созрѣлъ планъ активной колонизаціонной политики, что министерство внутреннихъ дѣлъ озабочено усиленными межевыми работами въ Западной Сибири, Степномъ краѣ и въ губерніяхъ Иркутской и Енисейской и что къ принятію переселенцевъ уже и теперь приготовлены значительныя площади казенной земли. Въ связи съ этимъ извѣстіемъ находится и другое, а именно, что министерство земледѣлія и государственныхъ имуществъ вноситъ въ государственный совѣтъ проектъ земельнаго устройства крестьянъ въ губерніяхъ Тобольской, Томской, Енисейской и Иркутской. Полнаго сочувствія заслуживаютъ главныя основанія этого проекта. Прежде всего необычайно цѣнно въ немъ то положеніе, что государство сохраняетъ за собою верховное право собственности на землю; земли будутъ отводиться крестьянамъ только въ пользованіе. Принятіемъ этого положенія будетъ избѣгнута большая ошибка, сдѣланная при освобожденіи крестьянъ. Значительно прочнѣе было бы земельное обезпеченіе крестьянъ, если бы въ великую реформу 19 февраля былъ введенъ принципъ сохраненія за государствомъ верховнаго права собственности на земли, поступившія крестьянамъ въ надѣлъ. Далѣе, по проекту, надѣлы установлены для Западной Сибири въ 15 десятинъ, для Восточной же точной нормы не назначено и она будетъ измѣняться въ зависимости отъ качества земли. Сверхъ земельныхъ надѣловъ, каждому сельскому обществу предположено отвести и лѣсные надѣлы, но не свыше трехъ десятинъ на наличную душу мужского пола. Нельзя также не привѣтствовать того чрезвычайно важнаго положенія проекта, которымъ устанавливается общинное пользованіе надѣлами, эта благодѣтельная для народа форма землевладѣнія.
   Но, рядомъ съ этимъ отраднымъ проектомъ, газеты сообщаютъ также о томъ, что предполагается дозволить лицамъ изъ дворянъ пріобрѣтать на льготныхъ условіяхъ земельную собственность въ Сибири въ количествѣ, не превышающемъ размѣра средняго помѣщичьяго хозяйства, причемъ, въ предупрежденіе злоупотребленій, право собственности ограничить лишеніемъ права перепродажи этихъ земель и сдачи таковыхъ въ аренду. Предполагается, что мѣстные чиновники изъ дворянъ, прослужившіе опредѣленное время въ Сибири и находящіеся по условіямъ своей службы въ постоянномъ общеніи съ населеніемъ и землею, составятъ собою основной контингентъ будущихъ въ Сибири дворянъ-землевладѣльцовъ.
   Водвореніе въ Сибири дворянскаго землевладѣнія съ означенными ограниченіями не имѣетъ ничего схожаго съ тѣмъ, чего такъ сильно добивалась крѣпостническая общественная группа съ Московскими Вѣдомостями во хвостѣ. Она именно хотѣла захватить лучшія земли въ Сибири не ради эксплоатаціи ихъ, а ради эксплоатаціи посредствомъ ихъ народа, пользуясь землею лишь какъ источникомъ ренты или спекулируя ею, перепродавая участки по возвышеннымъ цѣнамъ. Вотъ этимъ-то своекорыстнымъ домогательствамъ и обрѣзываются крылья путемъ запрещенія перепродажи земель и сдачи ихъ въ аренду.
   Какъ ни осторожны эти предположенія о введеніи дворянскаго землевладѣнія въ Сибири, тѣмъ не менѣе, мы желали бы, чтобъ они не получили силу закона. Послѣднія изслѣдованія показываютъ невѣрность ходячаго мнѣнія о необъятныхъ пространствахъ въ Сибири пустующихъ и удобныхъ земель. Существующія здѣсь свободныя и удобныя земли только-только могутъ удовлетворить государственной потребности въ нихъ для крестьянскихъ переселеній. Поэтому, было бы крайне важно и по отношенію къ Сибири держаться тѣхъ прекрасныхъ основаній колоніальной политики, которыя выражены въ законѣ отъ 15 іюня 1882 года по поводу колонизаціи свободныхъ башкирскихъ земель. Какъ извѣстно, основное положеніе этого закона заключается въ томъ, что государственныя земли должны служить неприкосновеннымъ фондомъ для обезпеченія крестьянъ-переселенцевъ. Законъ этотъ явился результатомъ той въ высокой степени правильной политической мысли, что раздача земли въ частную собственность сокращаетъ государственный земельный фондъ, ослабляетъ тотъ рессурсъ, который представляетъ собою могучее средство для устраненія соціальныхъ недуговъ страны не только въ настоящемъ, но и въ будущемъ.
   Одновременно съ измѣненіемъ земельныхъ порядковъ въ Сибири предполагается также улучшеніе аграрныхъ отношеній въ Прибалтійскомъ краѣ. Печать сообщаетъ о состоявшемся въ правительственныхъ сферахъ рѣшеніи распространить дѣятельность крестьянскаго банка на остзейскія губерніи. На отдѣленія крестьянскаго банка возлагается задача содѣйствовать крестьянамъ въ покупкѣ помѣщичьихъ земель, чтобы такимъ путемъ создать въ остзейскихъ губерніяхъ классъ мелкихъ земельныхъ собственниковъ и нѣсколько ослабить неблагопріятныя послѣдствія освобожденія крестьянъ безъ земли. Болѣе подробныхъ свѣдѣній о предстоящей крестьянскому банку дѣятельности въ прибалтійскихъ губерніяхъ печать пока не сообщаетъ. Между тѣмъ въ этихъ подробностяхъ все дѣло. Важно знать, на какихъ именно основаніяхъ банкъ будетъ помогать крестьянамъ въ покупкѣ ими помѣщичьихъ земель. Если банкъ ограничится только помощью существующимъ уже въ Прибалтійскомъ краѣ арендаторамъ, то онъ принесетъ пользу лишь небольшой части наиболѣе достаточнаго крестьянства. Банкъ сдѣлается благодѣтельнымъ для значительной части сельскаго населенія, онъ дѣйствительно ослабитъ неблагопріятныя послѣдствія освобожденія крестьянъ безъ земли лишь въ томъ случаѣ, если основаніемъ его дѣятельности будетъ признано введеніе въ Прибалтійскій край новаго типа крестьянскаго землевладѣнія, близкаго къ обще-русскому типу, благодаря чему масса батраковъ сдѣлается самостоятельными хозяевами-земледѣльцами.
   Современные земельные порядки въ Прибалтійскомъ краѣ хорошо освѣщаются недавно вышедшей книгой г. Владиславлева, подъ заглавіемъ: Къ аграрному вопросу въ Лифляндіи,-- книгой, написанной на основаніи архивнаго матеріала, данными которой мы и воспользуемся.
   Земли въ Прибалтійскомъ краѣ по способу обработыванія дѣлятся на мызныя и крестьянскія. Собственникомъ обоихъ этихъ видовъ земли является помѣщичій классъ, но право собственности его на крестьянскія земли ограничено. Помѣщики могутъ пользоваться крестьянскою землей только путемъ отдачи ея въ аренду мѣстнымъ крестьянамъ; мызную же землю, которая находится у нихъ въ неограниченной собственности, они обрабатываютъ исключительно батраческимъ способомъ, съ помощью наемнаго труда. До 1804 г. помѣщикъ имѣлъ полное право обрабатывать ту или другую землю способомъ, который казался ему болѣе выгоднымъ; но законъ 1804 г. закрѣпилъ за крестьянами право на дальнѣйшую аренду той земли, которую они въ моментъ изданія закона арендовали, и точно опредѣлилъ размѣръ повинностей, которыя помѣщикъ могъ требовать отъ съемщика. Отъ распоряженія своимъ участкомъ крестьянинъ могъ быть отрѣшенъ только за небрежное веденіе хозяйства, за неоплатные долги и тому под., причемъ авторитетнымъ учрежденіемъ въ такомъ дѣлѣ былъ мірской судъ. Въ случаѣ отрѣшенія, распоряженіе участкомъ переходило къ старшему сыну отрѣшеннаго или, за его неспособностью, ко второму сыну или къ ближайшему родственнику; вообще, участокъ какъ бы прикрѣплялся къ роду крестьянскому, пользовавшемуся имъ въ моментъ вступленія въ силу закона 1804 г.
   Но съ 1819 г. начинается поворотъ въ аграрной политикѣ по отношенію къ Остзейскимъ губерніямъ. Въ этомъ году была торжественно провозглашена личная свобода остзейскихъ крестьянъ, но при этомъ было возстановлено неограниченное право помѣщика на распоряженіе крестьянскою землей, а опредѣленіе барщины предоставлено свободному соглашенію сдатчика земли съ арендаторомъ. Такимъ образомъ, положеніе 1819 г. лишило крестьянъ той хозяйственной самостоятельности, которою до него они начинали пользоваться, такъ какъ теперь, въ случаѣ несоглашенія съ помѣщикомъ объ условіяхъ возобновленія аренды, крестьянинъ долженъ былъ со всѣмъ своимъ скарбомъ сниматься съ участка и идти неизвѣстно куда, къ сосѣднему помѣщику, который, быть можетъ, уговорился съ его прежнимъ господиномъ не принимать къ себѣ непокорныхъ арендаторовъ. Эта перспектива, конечно, заставляла крестьянина быть податливымъ на условія помѣщика, какъ бы тяжки они ни были. Вмѣстѣ съ этимъ, помѣщики, получивъ право свободнаго распоряженія крестьянскою землей, начали вводить батраческій способъ хозяйства и на эту землю, отказывая арендаторамъ, въ продолженіи аренды. Такое положеніе дѣлъ заставляло дворохозяевъ придерживаться своихъ участковъ во что бы то ни стало и, слѣдовательно, тянуло арендныя цѣны кверху. Арендныя цѣны подымались, заработная плата падала, сельское населеніе терпѣло большую нужду и, наконецъ, неурожай 1841 г. довершилъ экономическое разстройство крестьянъ. Въ маѣ 1841 г. въ Ригѣ, предъ замкомъ генералъ-губернатора, собралась огромная толпа народа, заявляя о полномъ своемъ раззореніи, о невозможности вести хозяйство при существующихъ аграрныхъ условіяхъ и о своемъ желаніи отправиться на югъ Россіи, гдѣ имъ всѣмъ было бы лучше. Среди крестьянъ обнаружилось сильное стремленіе къ переселенію, и къ Ригѣ стали стягиваться обозы переселенцевъ "на югъ". Помѣщики не ожидали такого оборота дѣла; они могли остаться безъ арендаторовъ и батраковъ. Тотчасъ же были приняты энергическія мѣры къ подавленію этого движенія и, вмѣстѣ съ тѣмъ, учреждена была коммиссія для изслѣдованія причинъ движенія. Изслѣдованіе обнаружило необходимость упорядоченія крестьянскаго быта законодательнымъ путемъ. Для выработки принциповъ новаго законадательства былъ учрежденъ въ Петербургѣ комитетъ, большинство членовъ котораго были крупные остзейскіе землевладѣльцы. Составленный комитетомъ проектъ закона сдѣлалъ лишь небольшія уступки крестьянскимъ интересамъ. Для окончательнаго проведенія этого законопроекта въ жизнь остзейскому дворянству удалось добиться разсмотрѣнія его не въ обычномъ законодательномъ порядкѣ, не въ государственномъ совѣтѣ, а въ особомъ "остзейскомъ комитетѣ". На основаніи журналовъ этого комитета Государь Николай Павловичъ утвердилъ проектъ закона 9 іюля 1849 года.
   Общее направленіе внутренней политики начала царствованія Императора Александра II отразилось, правда, въ весьма скромныхъ размѣрахъ, и на крестьянствѣ прибалтійскихъ губерній. Положеніе этого класса было нѣсколько улучшено. Законъ 1849 г. дѣйствовалъ на практикѣ до іюня 1863 г., когда вступило въ силу новое крестьянское положеніе. Въ противуположность закону 1849 г., новый законъ былъ разсмотрѣнъ не только въ остзейскомъ комитетѣ, но и въ государственномъ совѣтѣ. Положеніе 1863 г. дѣйствуетъ и понынѣ. Посмотримъ, какъ опредѣлены этимъ положеніемъ аграрныя отношенія въ Прибалтійскомъ краѣ.
   Земля осталась раздѣленной на мызную и крестьянскую. Мызною землей помѣщики могутъ пользоваться какъ имъ угодно, но крестьянскою землей -- только путемъ отдачи ея въ аренду или продажи членамъ крестьянскихъ волостныхъ обществъ; опредѣленіе же арендной платы предоставляется "свободному соглашенію стороны. Категорическое постановленіе, что крестьянскою землей помѣщики могутъ пользоваться только путемъ отдачи ея въ аренду или продажи членамъ крестьянскихъ обществъ, значительно ослабляется другими статьями положенія. Въ этихъ статьяхъ говорится, что если не послѣдуетъ соглашенія между помѣщикомъ и крестьяниномъ въ арендной цѣнѣ, то помѣщикъ получаетъ право обрабатывать не снятый въ аренду участокъ крестьянской земли батраческимъ путемъ, но не долѣе шести лѣтъ; затѣмъ этотъ участокъ долженъ побывать въ арендѣ у крестьянъ не менѣе шести лѣтъ, и тогда опять, если соглашенія на аренду не состоялось, помѣщикъ можетъ обрабатывать землю самъ снова шесть лѣтъ и т. д. Эти постановленія, какъ и слѣдовало ожидать, отразились крайне неблагопріятно на крестьянствѣ Остзейскаго края. Вопервыхъ, они превращали крестьянскую землю въ полуарендную, полумызную; во-вторыхъ, они способствовали чрезмѣрному повышенію арендныхъ цѣнъ. Такъ называемый "свободный" договоръ объ арендной цѣнѣ между помѣщикомъ и крестьяниномъ фактически превратился въ одностороннее условіе, въ которомъ опредѣленіе платы за арендованіе земли всецѣло зависитъ отъ помѣщика. Этими постановленіями помѣщики получили возможность играть арендными цѣнами съ весьма незначительнымъ рискомъ, а иногда и совершенно для себя безубыточно, и всегда въ ущербъ крестьянскому благосостоянію; они получили право напрягать до крайней степени платежныя силы крестьянскаго населенія, не рискуя, что земля останется пустовать, когда со своими требованіями они переступятъ всякія границы. И такъ, крестьянинъ-арендаторъ всегда въ страхѣ, что помѣщикъ чрезмѣрнымъ поднятіемъ арендной платы можетъ согнать его съ земли. Крестьянинъ можетъ лишиться устроеннаго имъ хозяйства еще и при другомъ условіи, а именно, если помѣщикъ отыщетъ покупщика на арендуемый участокъ крестьянской земли. Арендаторъ имѣетъ право лишь на преимущественную покупку участка по объявленной помѣщикомъ цѣнѣ.
   Таковы въ главныхъ чертахъ юридическія отношенія крестьянъ къ землѣ въ Прибалтійскомъ краѣ. Ходъ аграрнаго законодательства для этой части имперіи былъ таковъ, что въ отношеніи обезпеченія самостоятельнаго крестьянскаго труда всѣ положенія о крестьянахъ были шагомъ назадъ сравнительно съ законодательствомъ 1804 года. Предстоящая аграрная реформа въ Прибалтійскомъ краѣ имѣетъ задачей исправить эту почти вѣковую ошибку законодательства и улучшить здѣсь экономическое положеніе сельскаго населенія. Съ этою цѣлью еще въ февралѣ 1893 г. былъ данъ правительствующему сенату весьма важный Высочайшій указъ объ обращеніи части помѣщичьей земли для надѣленія батраковъ землей. Дѣло въ томъ, что положеніе 1849 г. открыло помѣщикамъ возможность оттягать себѣ часть крестьянскихъ земель подъ предлогомъ будто бы благоустройства мызныхъ батраковъ, посредствомъ надѣленія ихъ землей, а на самомъ дѣлѣ эта отрѣзанная часть отъ крестьянской земли была присоединена къ мызной (съ небольшими отличіями) и стала обрабатываться помѣщиками съ помощью наемнаго труда. Право же обращаться въ присутственныя мѣста съ жалобами на неправильности этого рода было предоставлено мѣстнымъ крестьянскимъ обществамъ только въ 1889 году, именно одновременно съ замѣною чисто-дворянскихъ по направленію дѣятельности приходскихъ судовъ русскими коммиссарами по крестьянскимъ дѣламъ. Немедленно по вступленіи въ отправленіе своей должности коммиссары были завалены жалобами на неправильное перечисленіе крестьянскихъ земель въ разрядъ мызныхъ. Накопленіе въ министерствѣ дѣлъ по этимъ жалобамъ было поводомъ къ ближайшему ознакомленію министерства съ положеніемъ этого вопроса въ Остзейскомъ краѣ. Ознакомленіе это и создало почву для упомянутаго именного высочайшаго указа правительствующему сенату. Въ указѣ сказано: "Признавъ своевременнымъ приступить къ окончательному разрѣшенію вопроса о земляхъ, отдѣленныхъ отъ повинностной земли въ Лифляндской губерніи и отъ крестьянской арендной земли на островѣ Эзелѣ и въ Эстляндской губерніи, подъ соотвѣтствующими названіями квоты и шестой доли, повелѣваемъ: министру внутреннихъ дѣлъ, по надлежащемъ выясненіи вопроса, войти въ установленномъ порядкѣ съ представленіемъ объ обращеніи сихъ земель къ законному ихъ назначенію". Въ силу этого указа, въ настоящее время въ министерствѣ внутреннихъ дѣлъ производятся работы по опредѣленію тѣхъ земель, которыя должны быть изъяты изъ свободнаго распоряженія помѣщиковъ и причислены къ фонду крестьянской земли.
   Ознакомившись съ характеромъ земельныхъ порядковъ въ Остзейскомъ краѣ, мы легко можемъ понять, какое направленіе должна принять здѣсь дѣятельность крестьянскаго банка, чтобъ улучшить экономическое положеніе сельскаго населенія. Прежде всего, очевидно, банкъ не достигнетъ этой цѣли, если ограничитъ свою дѣятельность помощью въ покупкѣ земли лишь существующимъ уже арендаторамъ-крестьянамъ. И это потому, что въ Прибалтійскомъ краѣ типъ крестьянскаго землепользованія совсѣмъ не тотъ, что въ большинствѣ русскихъ губерній. Здѣсь крестьянская земля раздается помѣщиками въ аренду участками въ 30, 40 и 50 десятинъ. Вслѣдствіе такихъ значительныхъ крестьянскихъ участковъ лишь нѣкоторая доля сельскаго населенія пользуется землей. Крестьянъ-арендаторовъ вмѣстѣ съ крестьянами-собственниками считается лишь одна четверть сельскаго населенія, остальныя три четверти составляютъ батраки. Вмѣстѣ съ тѣмъ, по свѣдѣніямъ, собраннымъ нами отъ коммиссаровъ, предстоящее, въ силу упомянутаго выше высочайшаго указа, изъятіе отъ помѣщиковъ захваченной ими неправильно крестьянской земли составитъ лишь такую земельную площадь, которой едва ли будетъ достаточно для надѣленія землей даже 1/6 части батраковъ. Отсюда слѣдуетъ, что для распространенія благъ земельнаго владѣнія на массу населенія необходимо сократить существующіе размѣры арендныхъ участковъ на крестьянской землѣ. Далѣе необходимо, чтобы крестьянскій банкъ явился въ Прибалтійскомъ краѣ не въ качествѣ чисто-кредитнаго, а въ качествѣ выкупного учрежденія. Если банкъ будетъ функціонировать въ качествѣ учрежденія, открывающаго лишь ипотечный кредитъ, а не въ качествѣ выкупного учрежденія, то цѣль, для которой создаются отдѣленія банка въ остзейскихъ губерніяхъ, не будетъ достигнута. При весьма понятномъ стремленіи сельскаго населенія сдѣлаться владѣльцами земли, продажныя цѣны возростутъ необычайно и купившіе землю попадутъ въ затруднительное положеніе. Въ этомъ отношеніи крестьянскій банкъ, дѣйствующій въ русскихъ губерніяхъ въ качествѣ лишь кредитнаго учрежденія, накопилъ уже достаточно опыта. Ему извѣстно, какъ малоземельные крестьяне жадно накинулись на землю, платили за нее черезъ-чуръ возвышенныя цѣны и, оказываясь потомъ банкротами передъ банкомъ, совершенно разорялись. Для Остзейскаго края теперь дѣло идетъ о государственномъ регулированіи аграрныхъ отношеній, которое должно исправить старыя ошибки, допущенныя освобожденіемъ крестьянъ безъ земли. А для этого безусловно необходимо, чтобы банкъ функціонировалъ какъ выкупное учрежденіе и, далѣе, чтобъ условія выкупа, какъ это и было сдѣлано въ остальной части имперіи, не были предоставлены свободному соглашенію сторонъ, а были бы установлены государственною властью. Только при соблюденіи всѣхъ означенныхъ условій совершится дѣйствительное улучшеніе въ Остзейскомъ краѣ аграрнаго положенія массы сельскаго населенія.
   Объ упорядоченіи хозяйственныхъ порядковъ, но объ упорядоченіи совершенно своеобразномъ, хлопочетъ и уральское козачество. Какъ извѣстно, уральскіе козаки составляютъ одну земельную общину, обнимающую собою 27 станицъ съ населеніемъ въ 109,523 души обоего пола. Земля и всѣ угодья, включая и рыбныя ловли, находятся здѣсь въ общемъ и нераздѣльномъ пользованіи всѣхъ членовъ этой громадной общины. Въ нее входятъ какъ козаки всѣхъ разрядовъ, составляющіе главную массу общинниковъ, такъ и дворяне, офицеры, чиновники, духовенство. Такимъ образомъ, уральская община представляетъ собою единственный и въ высшей степени своеобразный образецъ всесословной земельной общины. Не мудрено поэтому, что эта община, существующая уже третье столѣтіе съ выработанными самими общинниками порядками, удивляла своею оригинальностью всѣхъ изслѣдователей Уральскаго края и, въ то же время, восхищала ихъ своею цѣлесообразною экономическою организаціей. Благодаря общему нераздѣльному владѣнію землей и пользованію угодьями, здѣсь царитъ общность интересовъ и нѣтъ розни между интеллигенціей и народомъ. Члены общины, возвышающіеся надъ общимъ уровнемъ своимъ происхожденіемъ и образованіемъ, имѣютъ достаточно общихъ интересовъ съ массою общинниковъ. Для управленія дѣлами этой громадной общины существуютъ два учрежденія: "войсковое хозяйственное правленіе" и "съѣздъ выборныхъ отъ станичныхъ обществъ". Съѣздъ собирается ежегодно одинъ-два раза. Каждое станичное общество посылаетъ по два выборныхъ депутата. Такъ какъ выборными на съѣздѣ могутъ быть всѣ лица войсковаго сословія безъ различія, то составъ съѣзда имѣетъ характеръ смѣшанный въ томъ смыслѣ, что здѣсь встрѣчаются дворяне (офицеры, чиновники), священники, торговый народъ и простое козачество. Послѣднее представляетъ подавляющее большинство. Предсѣдатель съѣзда избирается имъ самимъ въ числѣ трехъ кандидатовъ, изъ которыхъ одинъ утверждается наказнымъ атаманомъ. Съѣздъ представляетъ собою совѣщательное собраніе; принятіе или непринятіе его заключеній зависитъ всецѣло отъ войсковаго хозяйственнаго правленія. Не такъ было до 1880 года. До этого времени онъ имѣлъ гораздо большее значеніе, такъ какъ принималъ участіе въ выборѣ совѣтниковъ въ правленіе, которые теперь назначаются, и тѣмъ имѣлъ вліяніе на ходъ дѣлъ въ правленіи. Съ отмѣною выборныхъ совѣтниковъ значительно ослабла связь между представительнымъ и административнымъ учрежденіями, и нерѣдко послѣднее, имѣющее рѣшающій голосъ, не обращало вниманія на самыя цѣлесообразныя, на самыя законныя ходатайства съѣзда. Измѣненіе такого порядка управленія, возвращеніе къ прежнему порядку выбора членовъ хозяйственнаго правленія и составляетъ злобу дня уральской общины.
   При смѣнѣ начальниковъ края,-- говоритъ авторъ статьи въ Русскихъ Вѣдомостяхъ: Община съ представительнымъ учрежденіемъ во главѣ,-- каждому новому начальнику регулярно подаются заявленія или составляются протоколы съѣзда выборныхъ отъ станичныхъ обществъ съ просьбой вернуться къ прежнему порядку выбора членовъ присутствія хозяйственнаго правленія взамѣнъ существующаго назначенія таковыхъ. Такіе протоколы были составлены: въ 1885 г. по пріѣздѣ новаго наказного атамана генералъ-майора Шипова; въ 1892 г., когда съѣзду поручено было непосредственно отъ военнаго министерства найти выходъ изъ затруднительнаго положенія по отбыванію воинской повинности. Наконецъ, въ 1893 г., при пріѣздѣ новаго атамана генералъ-майора Максимовича, по переданному на съѣздъ вопросу о причинахъ упадка козачьяго хозяйства, съѣздъ вновь высказался за то, что введеніе выборнаго начала значительно улучшитъ ходъ общиннаго козачьяго хозяйства. Тотъ же вопросъ "о причинахъ упадка козачьяго хозяйства" былъ переданъ вновь на обсужденіе съѣзда 1894 г., и съѣздъ присоединился въ этомъ отношеніи къ своему предшественнику, указывая на полную необходимость для правильнаго управленія общинными дѣлами имѣть въ составѣ управленія выборныхъ отъ населенія членовъ. И дѣйствительно,-- замѣчаетъ авторъ статьи,-- нельзя не согласиться съ представителями населенія, что въ высшей степени ненормально не позволять самому населенію рѣшать въ окончательной формѣ такіе чисто-общинно-хозяйственные вопросы: допускать или не допускать скотъ въ хлѣбную полосу, когда начать покосъ, уборку пашни; какъ урегулировать возможно правильное и безобидное распредѣленіе покосовъ, залововъ и т. п. хозяйственные вопросы. Далѣе масса вопросовъ земскаго хозяйства, которые также рѣшаются въ окончательной формѣ земствами, городскими думами, здѣсь не могутъ быть рѣшаемы иначе, какъ административнымъ путемъ, и если это связано хотя бы съ небольшимъ новымъ расходомъ, часто неотложнымъ,-- приходится входить съ ходатайствомъ передъ высшею властью въ Петербургъ, что само собою замедляетъ исполненіе хозяйственныхъ нуждъ, и часто разрѣшеніе расходовъ приходитъ тогда, когда въ нихъ минетъ надобность. Представьте себѣ земство, лишенное права производить расходы на мѣстныя нужды безъ разрѣшенія министра внутреннихъ дѣлъ, или сельскій міръ, лишенный возможности рѣшать въ окончательной формѣ, безъ разсмотрѣнія ихъ по существу и утвержденія мѣстною администраціей, вопросы о томъ, какъ и когда косить, пахать, распредѣлять угодья и пр., и вамъ будетъ понятно то положеніе, въ которомъ находится современная уральская община. Надо, -- продолжаетъ авторъ, -- присутствовать самому на засѣданіяхъ съѣзда, полныхъ жизни и смысла, слышать эти споры и видѣть то необычайное вниманіе, съ которымъ обсуждаются здѣсь вопросы, чтобы понять всю горечь разочарованія, когда оказывается, что все это было понапрасну, такъ какъ съѣздъ пользуется лишь правомъ совѣщательнаго голоса. При этомъ авторъ оговаривается, что, благодаря самой сути дѣла, гдѣ то или иное отношеніе къ этому учрежденію зависитъ вполнѣ отъ взгляда на него начальника края, съ перемѣной лицъ и перемѣной взгляда мѣняется и самое отношеніе къ нему, и повышается или понижается его значеніе. Такъ, благодаря весьма правильному взгляду на это учрежденіе теперешняго начальника края, генерала Максимовича, дѣятельности съѣзда придано большее, чѣмъ прежде, значеніе и большая часть постановленій съѣзда 1893 и 1894 гг. утверждены и входятъ въ законную силу. Этому,-- говоритъ авторъ,-- нельзя не радоваться, но это лишь случайное, основанное на личномъ взглядѣ, улучшеніе постановки дѣла, которое само собою не можетъ замѣнить права, предоставляемаго по закону. А потому является настоятельная необходимость разграничить, какіе вопросы можетъ рѣшать въ окончательной формѣ съѣздъ, какіе войсковое хозяйственное правленіе, или же, какъ это предусмотрѣно положеніемъ 1874 г., возвратиться къ выборнымъ членамъ этого правленія, о чемъ все населеніе настойчиво и неоднократно, но до послѣдняго времени безуспѣшно, ходатайствовало.
   Никогда еще вопросъ о всеобщемъ обученіи не выдвигался земствомъ такъ рѣшительно, какъ на послѣднихъ уѣздныхъ земскихъ собраніяхъ, происходившихъ въ октябрѣ и ноябрѣ минувшаго года. Онъ дебатировался почти во всѣхъ углахъ земской Россіи и всюду встрѣчалъ сочувственное отношеніе, причемъ нѣсколько земствъ нашли и средства значительно приблизиться къ его осуществленію. Первое мѣсто въ этомъ дѣлѣ принадлежитъ Весьегонскому и тверскому земствамъ. Еще въ позапрошломъ году Весьегонское земство постановило приступить ко всеобщему обученію и для этого открыло 27 новыхъ земскихъ училищъ. Въ настоящее время въ уѣздѣ обучается 90% мальчиковъ и 42% дѣвочекъ школьнаго возраста. Теперь собраніе слова выразило управѣ желаніе, чтобы постановленіе его по введенію всеобщаго обученія продолжало исполняться съ той же энергіей и въ будущемъ году, и чтобы всеобщее обученіе распространилось одинаково какъ на мальчиковъ, такъ и на дѣвочекъ. Управа, давая отчетъ собранію о своей дѣятельности по народному образованію, констатировала тотъ фактъ, что потребность въ грамотности и желаніе имѣть у себя земскую школу такъ сильны въ населеніи, что оно не затруднялось выполнить нелегкія условія управы, лишь бы была открыта земская школа. А условія эти состояли вотъ въ чемъ: для открытія каждой школы управа требовала отъ населенія, чтобы для школы было выстроено спеціальное зданіе или, по крайней мѣрѣ, чтобы населеніе обязалось выстроить его черезъ три года, по плану, одобренному управою. Затѣмъ, населеніе обязывалось принять на свой счетъ: отопленіе школы, наемъ сторожа для ухода за школою и устройство всей классной мебели въ достаточномъ количествѣ, по образцу управы или черезъ ея посредство. Въ послѣднемъ случаѣ населеніе пользовалось кредитомъ на два года. И несмотря на такія требованія, населеніе чрезвычайно сочувственно отнеслось къ открытію новыхъ земскихъ школъ; оно не останавливалось предъ ассигновкой денегъ на постройку новыхъ зданій, пріобрѣтеніемъ классной мебели, наймомъ школьной прислуги и другими хозяйственными расходами по школѣ. "На каждомъ сельскомъ сходѣ,-- говоритъ членъ управы г. Калитѣевскій,-- мнѣ приходилось слышать и видѣть одно единодушное желаніе имѣть у себя начальную земскую школу". Въ нѣсколькихъ мѣстахъ явились жертвователи изъ крестьянъ на школы: жертвовали деньги на постройку зданія и отводили безплатно помѣщенія для школы.
   Какъ Весьегонское, такъ и тверское уѣздное земства поставили себѣ ближайшею задачей "доставить возможность всему народонаселенію безплатно пользоваться правильно организованной начальной школой". И въ этомъ отношеніи земство успѣло уже достигнуть значительныхъ результатовъ. Изъ доклада послѣднему очередному земскому собранію, выдержки изъ котораго напечатаны въ Русскихъ Вѣдомостяхъ, мы узнаемъ, что въ Тверскомъ уѣздѣ получаютъ начальное образованіе 80% дѣтей школьнаго возраста. Чтобы дать возможность и остальной части населенія учить своихъ дѣтей въ нормально поставленныхъ школахъ, требуется, кромѣ существующихъ 90 училищъ, открыть еще 25 школъ. Земство не сомнѣвается въ возможности осуществить всеобщность обученія въ уѣздѣ въ самомъ неотдаленномъ времени. При обычномъ за послѣднее время ростѣ земскихъ школъ въ уѣздѣ, устройство новыхъ 25 училищъ потребовало бы пяти лѣтъ, при благопріятныхъ же условіяхъ дѣло всеобщаго обученія осуществится въ два года. Тверское уѣздное земство,-- говорится въ цитируемой нами статьѣ Русскихъ Вѣдомостей, -- такъ успѣшно работавшее надъ количественнымъ ростомъ школы въ уѣздѣ, не менѣе ревностно заботится и о развитіи качественной ея стороны. Нормальный типъ школы, вырабатывавшійся въ теченіе почти двухъ десятковъ лѣтъ, въ настоящее время вылился въ достаточно опредѣленныя формы, заключающіяся въ слѣдующемъ: курсъ ученія въ нормальной школѣ четырехгодичный, при двухъ преподавателяхъ; отъ вновь поступающихъ въ школы учителей и учительницъ требуется среднее или спеціальное педагогическое образованіе; окладъ содержанія учащихъ начинается съ 200 руб. и, сообразно съ продолжительностью земской службы, доходитъ до 300 руб.; всѣ учащіе обязательно зачисляются въ эмеритуру; при всѣхъ школахъ организованы библіотеки для внѣкласснаго чтенія и всѣ школы снабжаются на земскій счетъ учебными пособіями, книгами и другими принадлежностями.
   Другое важное дѣло для преуспѣянія народнаго образованія -- народныя библіотеки -- было также предметомъ живѣйшаго вниманія земскихъ собраній. Повсюду въ собраніяхъ заявлялось, что народная библіотека должна занимать въ системѣ народнаго образованія такое же почетное мѣсто, какъ и самая школа, такъ какъ школа безъ народной библіотеки далеко не достигаетъ своего назначенія. Почти всѣ земства дали большія или меньшія суммы на открытіе и увеличеніе числа народныхъ библіотекъ. Въ нѣкоторыхъ уѣздахъ народныя библіотеки будутъ существовать теперь при всѣхъ земскихъ школахъ. Считаясь съ состояніемъ земскихъ финансовъ и, въ то же время, чтобы не откладывать насущное дѣло о возможно-большемъ приближеніи книги къ народу, гласный малмыжскаго земскаго собранія (онъ же и предсѣдатель вятской губернской земской управы) А. П. Батуевъ внесъ въ собраніе предложеніе ходатайствовать передъ губернскимъ земскимъ собраніемъ объ устройствѣ въ Вятской губерніи 3,000 народныхъ библіотекъ, и собраніе приняло это предложеніе единогласно. По проекту г. Батуева, каждая библіотека должна заключать въ себѣ до 100 книгъ, стоимостью всѣ до 5 руб. Необходимыя на это 15 тыс. руб. должны ассигноваться изъ земскаго капитала и затѣмъ въ теченіе 3-хъ лѣтъ эта сумма должна быть возвращена запасному капиталу внесеніемъ въ смѣту по 5 тыс. рублей. Каждая такая библіотека, предназначенная служить распространенію знаній въ крестьянской средѣ, поддержанію пріобрѣтенной въ школахъ грамотности, должна содержать въ себѣ слѣдующія книги: 1) книги справочнаго характера -- календари, законоположенія, относящіяся до крестьянъ, лечебники и др.; 2) краткіе, просто составленные учебники по различнымъ отраслямъ наукъ и искусствъ,-- составленные примѣнительно къ пониманію крестьянъ; 3) книги религіозно-нравственнаго характера; образцовыя произведенія беллетристическаго и историческаго содержанія; 4) книги по сельскому хозяйству и по различнымъ отраслямъ техники. Если въ числѣ книгъ, одобренныхъ для употребленія въ народныхъ читальняхъ, не окажется подходящихъ книгъ по той или другой отрасли, то губернская управа, черезъ начальника губерніи, входитъ съ представленіемъ г. министру народнаго просвѣщенія объ одобреніи имѣющихся уже въ продажѣ изданій по означенной отрасли или составленныхъ по ея порученію. Въ случаѣ, если въ продажѣ не имѣется подходящихъ къ крестьянскому пониманію сочиненій по извѣстной отрасли, или имѣющіяся стоятъ слишкомъ дорого, губернская управа обращается къ надлежащимъ лицамъ съ просьбой составить книгу и издаетъ ее. Пользованіе книгами изъ библіотекъ должно быть безплатно. Непосредственное завѣдываніе такими библіотеками устраивается такъ: желательно, чтобы библіотеки были въ каждомъ сельскомъ обществѣ (2,999 общ.); поэтому губернской управой предлагается каждому сельскому обществу указать лицо, которому слѣдуетъ поручить завѣдываніе библіотекой. Наблюденіе за цѣлостью библіотекъ возлагается на уѣздныя земскія управы. При ревизіи членами уѣздной управы завѣдующій библіотекой обязанъ представить наличныя книги и указать, у кого находятся не имѣющіяся на лицо книги. Въ случаѣ утери книгъ, завѣдующій доводитъ, при первомъ удобномъ случаѣ, объ этомъ до свѣдѣнія уѣздной управы, которая или взыскиваетъ съ виновнаго стоимость утерянной книги, или замѣняетъ на свой счетъ утерянный экземпляръ новымъ. Главный надзоръ за учреждаемыми библіотеками принадлежитъ директору народныхъ училищъ.
   Подобная организація народныхъ библіотекъ,-- какъ справедливо замѣчаетъ Саратовскій Листокъ,-- , является у насъ впервые и при условіи распространенія по всѣмъ мѣстностямъ Россіи серьезно приближаетъ книгу къ жаждущему знаній сельскому населенію. Такъ какъ сельскихъ обществъ въ Россіи не болѣе двухсотъ тысячъ, то вся подобная организація въ предѣлахъ проекта малмыжскаго земства обойдется не болѣе 1 миля, рублей. Въ виду настоятельности нужды и серьезности вопроса, газета не сомнѣвается въ томъ, чтобъ эта сумма не нашлась у нашихъ общественныхъ учрежденій и у правительства, столь заинтересованныхъ въ укрѣпленіи результатовъ грамоты и народнаго образованія. Необходимо лишь имѣть въ виду, что небольшія библіотеки, предложенныя г. Батуевымъ, могутъ считаться лишь первымъ камнемъ въ устройствѣ учрежденій для народнаго самообразованія. Послѣ учрежденія ихъ можно будетъ надѣяться, что составъ книгъ станетъ пополниться постепенно какъ на общественныя средства, такъ и на пожертвованія частныхъ лицъ, которыя, обитая въ районѣ библіотекъ, не останутся, вѣроятно, равнодушными къ дѣятельности подобныхъ полезныхъ народно-воспитательныхъ учрежденій.
   О распространеніи народныхъ библіотекъ хлопочетъ земство, хлопочутъ также общества и частныя лица. Извѣстна крупная дѣятельность въ этомъ дѣлѣ петербургскаго и московскаго комитетовъ грамотности; теперь съ тою же цѣлью образовался отдѣльный комитетъ при харьковскомъ обществѣ грамотности. Обращаясь въ печатныхъ бланкахъ къ авторамъ и издателямъ съ просьбой о пожертвованіи книгъ, комитетъ этотъ говоритъ: "Въ виду насущной необходимости придти на помощь народу въ дѣлѣ его образованія и просвѣщенія, при харьковскомъ обществѣ грамотности образовался Комитетъ по устройству сельскихъ библіотекъ и народныхъ читаленъ. Такія учрежденія являются обязательнымъ и необходимымъ дополненіемъ къ школьному обученію: библіотека не только поддерживаетъ грамотность, пріобрѣтенную въ школѣ, но и содѣйствуетъ дальнѣйшему пріобрѣтенію знаній, а, стало быть, и умственному развитію. Школа удовлетворяетъ пока только потребности дѣтей, давая имъ начатки обученія; библіотека же важна для всего взрослаго населенія деревни. Дать народу доступъ къ хорошей книгѣ -- вотъ въ чемъ заключается одна изъ важнѣйшихъ задачъ нашей общественной просвѣтительной дѣятельности. Вполнѣ сознавая все значеніе этого нравственнаго долга, комитетъ приступаетъ къ выполненію его въ полной увѣренности, что онъ встрѣтитъ въ обществѣ и сочувствіе, и поддержку", вслѣдствіе чего комитетъ и обращается съ просьбою о пожертвованіяхъ (книгами или деньгами), направлять которыя проситъ по слѣдующему адресу: Харькова, Москалевка, Васильевскій nep. I Безпл. нар. читальня Общ. грам., для комитета сельскихъ библіотекъ.
   Объ энергичной работѣ провинціальной интеллигенціи для доставленія народу средствъ образованія разсказываетъ корреспондентъ изъ Мензелинска въ Самарской Газетѣ. Въ Мензелинскѣ существовала платная городская библіотека, которая была почти недоступна для простого народа. Въ виду этого кружокъ мѣстной интеллигенціи устроилъ безплатную библіотеку съ подборомъ книгъ преимущественно для простыхъ людей. Началъ свое дѣло кружокъ съ весьма скромными средствами. Но вотъ прошелъ годъ со времени открытія библіотеки и она обладаетъ уже ежегоднымъ бюджетомъ свыше 600 руб. и имѣетъ 1,585 сочиненій въ 1,914 томахъ. Изъ отчета, библіотеки видно, что по сословіямъ подписчики распредѣлялись слѣдующимъ образомъ: крестьянъ.: 153, мѣщанъ 151, дворянъ, чиновниковъ и канцелярскихъ служителей 64, солдатъ 27, купцовъ 10, духовныхъ 7, учителей и учительницъ 13. Первое время читателями библіотеки были исключительно мензелинскіе жители; но вскорѣ появились подписчики и изъ окрестныхъ деревень. Несмотря на значительное разстояніе этихъ деревень отъ города, книги возвращаются для обмѣна очень аккуратно. По заявленію подписчиковъ книгами пользуются заразъ многіе; такой способъ чтенія особенно распространенъ среди крестьянъ; въ крестьянской средѣ устраиваются своего рода вечера: собираются сосѣди и слушаютъ почему и подписчики нерѣдко просятъ книги болѣе подходящія къ такому совмѣстному чтенію. При библіотекѣ съ успѣхомъ дѣйствуетъ книжный складъ. Открытъ, онъ былъ въ мартѣ, а къ 1 октября продано уже книгъ 1,532 экземпляра на сумму 545 руб. 83 коп. Главными покупателями книгъ являются крестьяне.
   До какой степени назрѣла потребность въ устройствѣ народныхъ библіотекъ и книжныхъ складовъ, которые даютъ народу хорошую и подходящую для него книгу, живою иллюстраціей къ этому служитъ напечатанная въ Саратовскомъ Листкѣ статья: Что читается въ деревнѣ. "Какъ-то на прошлыхъ святкахъ,-- разсказываетъ авторъ статьи,-- зашелъ ко мнѣ лубочникъ Митрій, вотъ уже болѣе десяти лѣтъ торгующій въ Саратовскомъ уѣздѣ разною мелочью. Въ числѣ предметовъ своего товара онъ предложилъ мнѣ книги. Меня очень заинтересовало, какія книги можетъ продать безграмотный Митрій. Конечно, подумалъ я, это, вѣроятно, лубочныя изданія московскаго рынка. Но книжки оказались совсѣмъ другого характера. Вотъ перечень ихъ: Догматическое богословіе, соч. Антонія. Начатки православнаго ученія, Слово-поученіе, неизвѣстнаго автора, Объясненіе богослуженія, сочиненіе Недешева, Житія святыхъ, Акаѳистъ Божіей Матери, О перстосложеніи, архимандрита Павла Прусскаго. разложеніе системы міра, сочиненіе Лапласа, Естественная исторія, неизвѣстнаго автора, Всемірная исторія, соч. Берте, Учебникъ географіи, соч. Лебедева, отрывокъ изъ какой-то географіи, Съ нами Богъ! за спасеніе Царя, Слава Всевышнему Богу, соч. Извольскаго, Царствованіе Императора Александра II, Робинзонъ, Пустынникъ, повѣсть, Сельская общественная служба, соч. Блинова, Памятная книжка Саратовской губ., изд. 1880 у., журналы петровскаго земскаго собранія за 1876 г., три задачника Евтушевскаго и 4 азбуки. Кромѣ перечисленныхъ книгъ, у Митрія было десятка два маленькихъ книжекъ, изданія "Посредника", морозова, Калмыковой и др. Всѣ книги Митрій купилъ очень дешево, всего за 2 р. 45 к., въ Петровскѣ, на базарѣ. На мой вопросъ, для чего онъ купилъ ихъ, кто будетъ ихъ читать, Митрій сказалъ, что купилъ ихъ для продажи и для чтенія. Изъ дальнѣйшихъ разговоровъ я узналъ, что эти книги -- уже не первая покупка Митрія, что онъ распродалъ по деревнямъ уже не одну сотню книгъ, и -- что всего любопытнѣе -- на книгахъ онъ беретъ хорошій барышъ, главнымъ образомъ, тѣмъ, что отдаетъ "на-прокатъ" крестьянскимъ грамотѣямъ: "которыя книжки потолще -- пятакъ за прочтеніе, а потоньше -- семишникъ или пару яицъ".
   "Не знаю, какія книги онъ продавалъ прежде, я сильно сомнѣвался, чтобы большая часть книгъ настоящей покупки будутъ браться для прочтенія и тѣмъ болѣе покупаться крестьянами. Ну, кому подъ силу читать Изложеніе системы міра или журналы петровскаго земскаго собранія за 1876 годъ? Хотя мнѣ хотѣлось пріобрѣсти себѣ нѣкоторыя изъ этихъ книгъ, но изъ любопытства, что будетъ дальше съ этими книгами, я этого тогда не сдѣлалъ.
   "Черезъ нѣсколько времени опять явился ко мнѣ Митрій. Я, конечно, прежде всего, заговорилъ о книгахъ. Оказывается, что болѣе половины книгъ, "что потолще", уже продано крестьянамъ, оставшіяся же были порядочно потерты, со слѣдами усерднаго чтенія или перелистыванія, а нѣкоторыя представляли изъ себя положительно подобіе бумажной каши. При этомъ на задачникахъ Евтушевскаго Митрій заработалъ не одну сотню яицъ, не одинъ десятокъ аршинъ холста, да еще нѣсколько рублей деньгами. Чтобы узнать, насколько внимательно и съ какимъ пониманіемъ читаются народомъ подобныя книги, я бесѣдовалъ съ нѣкоторыми изъ крестьянъ, читавшихъ эти книги. Къ моему удивленію, большинство изъ нихъ (четверо изъ шестерыхъ) обнаружили достаточное пониманіе прочитаннаго. При этомъ одинъ изъ нихъ обнаружилъ довольно правильную оцѣнку книгъ. Всемірную исторію Берте и соч. Блинова онъ назвалъ хорошими и подходящими книжками, а Убійство на днѣ моря, извѣстнаго московскаго фабриканта книгъ Н. Пазухина, призналъ сказкою, "вещью ледящею, не стоющею вниманія". Бравшіе для чтенія соч. Лапласа откровенно признались, что "читать ее имъ не годится: мудрено ужь очень".
   "Кромѣ Митрія,-- продолжаетъ авторъ,-- въ нашемъ околоткѣ постоянно ходятъ нѣсколько такихъ же лубочниковъ, осенью и зимою ходятъ офени, а въ селѣ есть три лавки; у всѣхъ у нихъ всегда бываютъ книги для продажи. Покупаются книжки крестьянами и на базарахъ. Крестьяне иногда берутъ книги для чтенія изъ церковной библіотеки, а школьники -- изъ библіотеки земской школы. Не думается, чтобы наше село находилось въ особенно благопріятныхъ условіяхъ относительно грамотности сравнительно съ другими селами. Вѣроятно, то же самое въ большей или меньшей степени происходитъ и въ другихъ мѣстахъ, по крайней мѣрѣ, въ земскихъ губерніяхъ.
   "Вотъ что и какъ читаютъ крестьяне. Не очевидна ли,-- говоритъ въ заключеніе авторъ статьи,-- сильно назрѣвшая у народа потребность въ книгахъ? И если въ народѣ ходятъ больше изданія Никольскаго рынка, то это объясняется не запросомъ на эти книги, а тѣмъ обстоятельствомъ, что главными распространителями книжнаго дѣла въ деревнѣ до сихъ поръ являются разные Митріи, да офени,-- лица, ничего общаго не имѣющія съ дѣломъ народнаго образованія. Съ учрежденіемъ сельскихъ правильно организованныхъ библіотекъ и книжныхъ складовъ по селамъ народу откроется полная возможность удовлетворять свою потребность болѣе доброкачественнымъ матеріаломъ".
   Нѣтъ никакого сомнѣнія, что дѣло устройства школъ, народныхъ библіотекъ, книжныхъ складовъ росло бы значительно быстрѣе, еслибы частная иниціатива въ этой области встрѣчала поменьше оффиціальныхъ затрудненій, затрудненій нерѣдко трудно даже объяснимыхъ. Такъ, напримѣръ, изъ Чернигова въ Русскую жизнь пишутъ, что тамъ уже два года назадъ возникла мысль объ открытіи женской воскресной школы. Оффиціальную отвѣтственность за направленіе школы взяла на себя жена товарища предсѣдателя окружнаго суда М. П. Могилевская. Подали прошеніе куда слѣдуетъ. Ждали разрѣшенія долго. Наконецъ, оно было дано, но съ ограниченіемъ числа ученицъ небольшою цифрой (25). Во второе же воскресенье комплектъ былъ наполненъ и пришлось отказывать въ пріемѣ.
   О явленіяхъ подобнаго же характера разсказываетъ въ Ведьмѣ А. И. Эртель. Въ 30 верстахъ отъ хутора, гдѣ живетъ г. Эртель, находится городъ Усманъ, Тамбовской губерніи. "Это одно изъ тѣхъ зловонныхъ мѣстъ, столь изобильно разсѣянныхъ въ нашемъ отечествѣ, въ которыхъ и въ буквальномъ, и въ переносномъ смыслѣ -- "не продыхнешь". Въ такомъ-то городкѣ съ недавняго времени открыты: и общественная библіотека, и народныя чтенія, и торговля дешевыми книгами и картинами... Все это, конечно, возникло не сразу и не безъ препятствій; но, какъ бы тамъ ни было, хорошее дѣло осуществилось. И вынесли все это дѣло на своихъ плечахъ три-четыре человѣка, которые и теперь ведутъ его. "Простонародье" ломится въ полуоткрытыя двери просвѣщенія съ обычною своею ревностью; торговый классъ и сочувствуетъ, и не сочувствуетъ, а больше соображается съ тѣмъ, что скажутъ отецъ протопопъ и начальство; и наконецъ, обыватели "съ вѣсомъ" покуда терпятъ новую ересь, разрѣшенную законами, но съ неослабнымъ усердіемъ сводятъ ее къ нулю, распложаютъ о ней сплетни, намеки, экивоки и отъявленную клевету. И вотъ что недавно случилось въ городѣ У смани. По грязнымъ улицамъ двигалась странная толпа, состоявшая изъ дѣтей и человѣкъ шести-семи взрослыхъ. Всѣ эти люди направлялись къ квартирѣ инспектора народныхъ училищъ, дабы просить его объ открытіи начальной школы, неожиданно прекращенной 14 октября... Разскажу словами одной старушки-просительницы,-- говоритъ г. Эртель,-- что произошло въ квартирѣ инспектора:
   "Ребята стоятъ предъ нимъ, слезами плачутъ, а мы-то умоляемъ его: "Ваше благородіе! Откройте школу, дозвольте Огарковой барышнѣ обучать попрежнему!" Я такъ даже въ ноги ему упала... Что-жь, говоримъ, аль плохому чему учили? Вотъ, молъ, они, ребята-то, допросите ихъ по всѣмъ правиламъ. Батюшку ли взять, отца Петра, учительницу ли Клавдію Васильевну,-- наши дѣти окромѣ добраго ничего отъ нихъ не слыхали. Барышня-то -- что твоя мать родная, такой-то желанный, да хорошій человѣкъ. И что мы теперь дѣлать будемъ? Куда ребятъ-то дѣвать? Спросите у нихъ: въ другое училище ни за что не хотятъ, да и время опоздано... Неужто такъ и пропадетъ безъ ученья цѣлый годъ? Заставьте за ваше благородіе Богу молить!" А онъ вотъ какъ засуетился на наши слова: "Не могу, говоритъ, и самъ, говоритъ, знаю -- хорошій человѣкъ учительница, сколько разъ у ней въ школѣ бывалъ, а дозволить ученье никакъ не могу. Я, говоритъ, увмѣстяхъ съ дилехтуромъ ее провѣрялъ: худого ничего не сыскали, но школу открыть невозможно". Да кому же жаловаться, спрашиваемъ, гдѣ правду-то разыскать?-- "А это ужь, говоритъ, не мое дѣло, развѣ что до министра дойдете". Такъ-таки и сказалъ: до министра... Съ тѣмъ мы и ушли".
   Почему же закрыли школу? Объ этомъ г. Эртель сообщаетъ слѣдующее. Въ числѣ тѣхъ немногихъ, благодаря почину и усиліямъ которыхъ осуществились въ Усмани вышеупомянутыя культурныя начинанія, видное мѣсто занимаютъ сынъ и дочь мѣстнаго кожевеннаго заводчика Ѳ. В. и К.В. Огарковы. Когда гг. Огарковы задумали открыть школу на заводѣ отца, то они подверглись сложной и злостной травлѣ "обывателей съ вѣсомъ". Поэтому разрѣшеніе на устройство школы было получено только послѣ неимовѣрныхъ "хожденій по мытарствамъ" и еще послѣ того, какъ на зловредную уѣздную мелюзгу "цыкнули" съ высоты нѣкотораго Олимпа... "Школа,-- говоритъ г. Эртель,-- принялась превосходно. Большинство учениковъ были дѣли бѣдныхъ мѣщанъ и вообще той голи, которая ютится на окраинѣ города, близъ завода, и лишь небольшая часть принадлежала къ семьямъ заводскихъ рабочихъ. Обставленная учебными пособіями и книгами довольно хорошо и, во всякомъ случаѣ, лучше другихъ начальныхъ училищъ, школа еще тѣмъ привлекала учениковъ и ихъ родителей, что въ ней бѣднѣйшіе безплатно пользовались бумагой, карандашами и перьями; что въ ней не практиковалось "рукопашныхъ" пріемовъ, какъ въ сосѣдней церковно-приходской; что методъ обученія, принятый молодою учительницей, быстро и наглядно далъ прекрасные результаты; что въ отношеніяхъ этой дѣвушки и священника-законоучителя къ дѣтямъ было много неподдѣльной любви и простоты. И само собой, при такихъ условіяхъ, сразу было достигнуто то самое важное и рѣдко-достигаемое, къ чему должна бы стремиться всякая школа: дѣти не манкировали посѣщеніями, смотрѣли на учителей безъ трепета, учились охотно и съ большимъ успѣхомъ, а безграмотные родители выказывали великое уваженіе къ школѣ. Заводъ отстоитъ отъ квартиры инспектора въ одной верстѣ, если не меньше. Г-нъ Талашка, въ свое время достаточно тормазившій открытіе школы, конечно, не оставлялъ ее теперь своимъ преувеличеннымъ вниманіемъ. Но вскорѣ и онъ убѣдился, что здѣсь рѣшительно нѣтъ мѣста какимъ бы то ни было подозрѣніямъ, о чемъ и свидѣтельствовалъ неоднократно.
   Ботъ эту-то школу г. Талашка закрылъ 14 октября, извѣстивъ К. В. Огаркову оффиціальною бумагой, что, "по независящимъ отъ него обстоятельствамъ", устраняетъ ее отъ учительства.
   "Что же случилось? Можетъ быть, я пытаюсь опустить самое существенное, т.-е. то, что кто-нибудь изъ гг. Огарковыхъ подвергся обвиненію въ тяжкомъ преступленіи или предосудительныхъ связяхъ? Ничуть не бывало. Еще до сихъ поръ самымъ необузданнымъ клеветникамъ не удавалось доказать "политическую неблагонамѣренность" О. В. Огаркова или его сестры, не говоря уже о другихъ членахъ этой семьи.
   "Но въ томъ-то и бѣда, что доказательствъ, очевидно, и не требуется. Наканунѣ закрытія г. директоръ училищъ, вмѣстѣ съ вышесказаннымъ г. Талашкою, посѣтили огарковскую школу. Учительница была нѣсколько удивлена тенденціозностью вопросовъ, которые предлагалъ ученикамъ г. директоръ, и осмотромъ школьнаго шкафа, похожимъ на "выемку", но, разумѣется, ей и въ голову не пришло подозрѣвать за этимъ что-нибудь чрезвычайное... Ребята отвѣчали удовлетворительно, "выемка" окончилась благополучно, и начальство съ миромъ удалилось. А вечеромъ пришла ошеломляющая бумага отъ г. Талашки.
   "Несомнѣнно тутъ фигурируетъ подлый доносъ. Но ябедники и доносители всегда бывали, и не это страшно. Страшно то, что, какъ сказалъ г. инспекторъ, онъ "самъ не знаетъ, кому жаловаться", и что, вопреки точному указанію закона, учебное начальство, не нашедшее ничего зловреднаго, тѣмъ не менѣе, закрываетъ школу и компрометируетъ человѣка, ссылаясь на "независящія отъ него", т.-е. отъ начальства, обстоятельства. Отъ кого же, однако, зависящія? Отъ анонимнаго извѣта? Отъ сплетенъ? Отъ произвола? Да неужто вы въ самомъ дѣлѣ думаете, господа, что мы живемъ въ безсудномъ и безгласномъ государствѣ?"
   Неоднократно намъ приходилось уже говорить о вопіющихъ фактахъ судопроизводства въ Сибири, краснорѣчиво свидѣтельствующихъ о крайней необходимости не откладывать введенія въ этомъ обширномъ краѣ судебной реформы. Мы указывали, напримѣръ, что при существующихъ въ Сибири судебныхъ порядкахъ возможны такіе казусы, какъ присужденіе къ двухлѣтнему тюремному заключенію свидѣтеля, вмѣсто обвиняемаго, приведеніе въ исполненіе приговора о ссылкѣ въ каторжныя работы прежде истеченія срока для обжалованія приговора, и когда приговоръ, вслѣдствіе обжалованія, былъ отмѣненъ сенатомъ и обвиненный былъ оправданъ, то его пришлось возвращать уже изъ каторжной работы; преданіе полевому суду шестерыхъ человѣкъ по обвиненію въ преступленіи, за которое полагается смертная казнь, и оправданіе ихъ судомъ "за неимѣніемъ противъ нихъ никакихъ уликъ" {Русская Мысль 1894 г., кн. IX.}.
   Происходившій въ концѣ истекшаго года судебный процессъ въ залѣ нижегородскаго окружнаго суда снова напомнилъ намъ ту безсердечную агитацію, которую вели въ голодный годъ лукояновскіе предводитель дворянства, предсѣдатель управы, земскіе начальники, а подъ ихъ вліяніемъ и мѣстная администрація. Они отрицали голоданіе народа, заявляли, что голодъ -- выдумка неблагонамѣренныхъ людей, и, указывая на такихъ людей, просили высшую администрацію освободить отъ нихъ уѣздъ. Назначенная нижегородскимъ губернаторомъ коммиссія констатировала, что въ Лукояновскомъ уѣздѣ разразился страшный голодъ,-- болѣе страшный, чѣмъ во множествѣ другихъ мѣстъ. Замѣчено, что люди, безучастно относящіеся къ страданіямъ другихъ, къ страданіямъ народа, не отличаются нравственною чистотой. Наблюденіе это проявилось и на упомянутомъ процессѣ, живое изображеніе котораго мы находимъ въ Недѣлѣ.
   "4 октября уголовный залъ нижегородскаго окружнаго суда представлялъ довольно рѣдкое зрѣлище. За длиннымъ столомъ, покрытымъ зеленымъ сукномъ, засѣдали члены московской судебной палаты и сословные представители, а впереди стола, на скамьѣ подсудимыхъ, помѣщался рясофорный инокъ Высокогорскаго арзамасскаго монастыря, коллежскій асессоръ Александръ Ивановичъ Ильинъ.
   "Да, это былъ тотъ самый Ильинъ, о которомъ уже много разъ упоминалось въ печати, знаменитый, несмѣняемый въ теченіе многихъ лѣтъ письмоводитель цѣлаго ряда лукояновскихъ предводителей. Въ обвинительномъ актѣ разсказывалось, какъ Ильинъ въ теченіе 14 лѣтъ незаконно собиралъ со всѣхъ лукояновскихъ волостныхъ старшинъ и писарей деньги.
   "-- Вы слышали, г. Ильинъ, -- сказалъ предсѣдательствующій, -- въ чемъ васъ обвиняютъ; признаете ли себя виновнымъ?
   "Рясофорный инокъ замялся, издалъ какое-то неопредѣленное мычанье, довольно безнадежно развелъ кистями рукъ и, наконецъ, тихо проговорилъ:
   "-- Гм... гм... д-д-да.
   "-- Разскажите же подробно, какъ дѣло было,-- сказалъ предсѣдательствующій.
   "Почтенный инокъ вновь заколыхался и, нѣсколько путаясь, началъ:
   "-- Я не думалъ, что эти сборы противозаконны... Вѣдь, всѣ знали про это, и 14 лѣтъ такъ шло. Знали это и всѣ лукояновскіе предводители: и П. Ив. Рюминъ, и М. А. Философовъ, и М. Вал. Столыпинъ, и А. В. Приклонскій, и А. Л. Пушкинъ. Всѣ предводители позволяли мнѣ брать съ волостей потому, что у меня не хватало канцелярскихъ суммъ, а не хватало ихъ потому, что ужь очень много было расходовъ. Я жилъ въ квартирѣ, гдѣ помѣщалось воинское присутствіе; тамъ же останавливались и предводители. Мнѣ приходилось держать повара,-- такъ, вѣдь, не изъ канцелярскихъ же суммъ выплачивать ему жалованье! Г. Столыпинъ, правда, всегда привозилъ съ собою свою провизію, но мало ли было расходовъ и помимо провизіи... Гости г. Столыпина часто играли въ карты, и мнѣ приходилось имѣть хорошіе ломберные столы и приготовлять запасы сельтерской воды... и много этой сельтерской воды выходило!... Иногда г. Столыпинъ у меня занималъ и до сихъ поръ еще долженъ сто рублей... Г. Философовъ и другіе всегда завтракали на мой счетъ и кушали мой чай... Ну, развѣ на все это можетъ хватить канцелярскихъ денегъ?... Опять вотъ еще мыло и полотенцы... Приходилось мнѣ и это все покупать для гг. членовъ присутствія... И сколько этого мыла выходило!... А все наказываютъ, бывало: "Смотрите, Александръ Ивановичъ, смотрите, чтобы мыло было хорошее, душистое"...
   "-- Послушайте, господинъ Ильинъ,-- сказалъ одинъ изъ сословныхъ представителей, городской голова баронъ Д. Н. Дельвигъ, -- скажите, пожалуйста, въ чемъ состояли закуски, которыя вы на свой счетъ подавали господамъ предводителямъ и ихъ гостямъ?
   "-- Разныя вообще закуски,-- отвѣтилъ Ильинъ,-- къ чаю я отпускалъ сухари, печенье, сливки... на закуску -- сыръ, селедки, сардинки, кильки, грибки и другое... Мало ли чего подавалось, всего не припомнишь... Господинъ философовъ любили пряники изъ лавки Гинсбурга...
   "Начался допросъ свидѣтелей, подтверждавшихъ выводы обвинительнаго акта. Свидѣтель Крекшинъ, служившій долгое время помощникомъ Ильина, подтвердилъ, сверхъ того, показаніе подсудимаго.
   "-- Объясните, г. Ильинъ,-- сказалъ предсѣдательствующій, -- почему это 14 лѣтъ вы благополучно получали эти поборы, и все дѣло обнаружилось лишь на 15 году?
   "-- Все изъ-за досады, изъ-за досады,-- говорилъ Ильинъ, потряхивая четками,-- Во время голоднаго года лукояновскій предводитель философовъ, а съ нимъ предсѣдатель управы и еще нѣсколько земскихъ начальниковъ, какъ извѣстно, противодѣйствовали нижегородскому губернатору. Земскій начальникъ Бобоѣдовъ былъ за губернатора. Ну, конечно, г. Философовъ и г. Бобоѣдовъ постоянно ссорились, и г. Философовъ не приглашалъ г. Бобоѣдова на мои завтраки... Г. Бобоѣдовъ сердился и, считая меня сторонникомъ г. Философова, вчинилъ дѣло о бланкахъ... Все изъ-за досады, изъ-за досады... А то ничего бы и не вышло.
   "Въ своей обвинительной рѣчи товарищъ прокурора палаты В. А. Соколовъ сказалъ, между прочимъ, слѣдующее: "Я не вѣрю обвиняемому Ильину, чтобы лукояновскіе предводители знали о поборахъ и скрывали ихъ. Я не сомнѣваюсь, что лукояновскіе предводители, еслибъ узнали о поборахъ, немедленно бы ихъ воспретили и отдали бы Ильину все то, что имъ израсховано было на печенье, грибки, пряники, сельтерскую воду и проч.". Вслѣдствіе этихъ соображеній, г. прокуроръ заявилъ, что поддерживаетъ обвиненіе въ предѣлахъ обвинительнаго акта.
   "Товарищъ прокурора "не вѣрилъ", но палата повѣрила и оправдала Ильина".
   Совершенно необычайное сообщеніе нашли мы въ Смоленскомъ Вѣстникѣ, столь необычайное, что будь оно напечатано въ газетѣ, не отличающейся особенною достовѣрностью извѣстій, мы усомнились бы въ его дѣйствительности. Газетѣ сообщаютъ изъ Новгорода, что крестьяне Семеновской волости, Новгородскаго уѣзда, купили до восьмисотъ десятинъ земли съ усадьбой, скотомъ и вообще съ полнымъ инвентаремъ. Въ этомъ имѣніи около трехъ сотъ десятинъ лѣсу, болѣе ста десятинъ хорошихъ луговъ, большое хлѣбопашество, фруктовый садъ, огородъ, полное хозяйство. Имѣніе это предназначено крестьянами для устройства общежитія или, лучше сказать, цѣлой колоніи для призрѣнія бѣдныхъ, престарѣлыхъ, убогихъ и безпріютныхъ сиротъ. Тѣмъ изъ призрѣваемыхъ, которые оказываются способными къ какимъ-либо работамъ, поручаются работы сообразно силамъ, способностямъ и познаніямъ каждаго лица. Въ это же общежитіе крестьяне направляютъ въ заработки неплательщиковъ податей. Для управленія всѣмъ дѣломъ крестьяне наняли ученаго практичнаго хозяина, для веденія конторы -- писца, для веденія молочнаго хозяйства -- опытную женщину, льновода, мастерицъ для рукодѣлія, учительницу для обученія дѣтей. Для наблюденія за веденіемъ дѣла крестьяне избрали изъ среды своей трехъ попечителей. Кромѣ того, разъ въ недѣлю сельскіе старосты обязаны собираться на совѣтъ, обсуждать текущія дѣла. Предсѣдательствуетъ въ совѣтѣ волостной старшина; управляющій колоніей состоитъ также членомъ совѣта, исполняя, въ то же время, секретарскія обязанности. Совѣтъ опредѣляетъ, кого принять или не принять въ общежитіе. Принятые поступаютъ въ распоряженіе управляющаго, который распредѣляетъ ихъ по должностямъ и занятіямъ: по хлѣбопашеству, скотоводству, птицеводству, въ садъ, огородъ, въ ремесленники, плотники и проч. Призрѣваемые все должны дѣлать сами: воздѣлывать ленъ, прясть, ткать, шить, вязать; дѣти должны учиться грамотѣ. Если крестьяне съумѣютъ поставить это дѣло какъ слѣдуетъ, -- замѣчаетъ газета,-- то оно будетъ служить отраднымъ образцомъ самостоятельнаго осуществленія крестьянами своей собственной, ни откуда не заимствованной мысли.
   Нельзя не пожалѣть, что Смоленскій Вѣстникъ не пополнилъ сообщаемое свѣдѣніями о томъ, какимъ образомъ образовался въ Семеновской волости капиталъ, потребовавшійся для покупки такого большого имѣнія, и какимъ путемъ пришли крестьяне къ мысли объ устройствѣ такой образцовой колоніи для призрѣнія бѣдныхъ, престарѣлыхъ, убогихъ и безпріютныхъ сиротъ. Напечатаніемъ этихъ дополнительныхъ свѣдѣній газета еще болѣе увеличила бы интересъ сдѣланнаго ею сообщенія.

И. Иванюковъ.

"Русская Мысль", кн.III, 1895

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru