Въ статистическомъ отдѣленіи московскаго юридическаго общества недавно былъ прочитанъ г. Новиковымъ обширный докладъ объ условіяхъ крестьянскаго хозяйства въ Вятскомъ краѣ. Предсѣдатель отдѣленія, проф. А. И. Чупровъ, заявилъ въ своемъ резюме, что этотъ докладъ, по собранному въ немъ матеріалу и по тщательной обработкѣ его, представляется образцовымъ, въ высшей степени цѣннымъ и поучительнымъ. Въ результатѣ своего изслѣдованія докладчикъ пришелъ къ установленію ряда мѣропріятій, могущихъ служить къ устраненію экономическихъ нуждъ крестьянства Вятской губерніи. Мѣры эти слѣдующія: 1) увеличеніе владѣемой крестьянами площади земли путемъ организаціи какъ помощи въ покупкѣ послѣдней, такъ и правильныхъ переселеній; 2) участіе земства въ арендныхъ отношеніяхъ крестьянъ; 3) улучшеніе въ техникѣ хозяйства; 4) учрежденіе мелкаго земледѣльческаго кредита; 5) установленіе соразмѣрности между платежеспособностью населенія и лежащимъ на немъ налоговымъ бременемъ; 6) возможно выгодная для крестьянъ организація сборовъ повинностей, и 7) облегченіе сбыта сельскохозяйственныхъ продуктовъ крестьянъ устройствомъ надлежащихъ путей сообщенія, организаціей продажи произведеній помимо посредниковъ и пр. Перечисленныя мѣры проявятъ, по справедливому мнѣнію докладчика, свое дѣйствіе лишь при условіи поднятія общей культурности населенія, при широкой постановкѣ въ губерніи образованія какъ общаго, такъ и спеціальнаго.
Мы привели заключеніе изъ доклада г. Новикова съ цѣлью указать, что когда заходитъ рѣчь о крестьянскомъ хозяйствѣ среди знатоковъ этого дѣла, то всегда получается большое согласіе взглядовъ какъ на существующія условія этого хозяйства, такъ и на мѣры исцѣленія его отъ недуговъ и приведенія его въ здоровое состояніе. Обсуждается ли дѣло крестьянскаго хозяйства въ ученомъ обществѣ, трактуется ли оно въ земскихъ собраніяхъ, серьезной литературѣ,-- вездѣ получается одна и та же картина, указываются одни и тѣ же мѣропріятія. Въ февральской книжкѣ Русской Мысли нами сдѣлана была сводка земскихъ отвѣтовъ на запросъ министерства земледѣлія о мѣрахъ къ улучшенію сельскохозяйственнаго промысла. Читатель видѣлъ, что отвѣты эти, насколько они касаются крестьянскаго хозяйства, говорятъ то самое, что говорится и въ докладѣ г. Новикова, принятаго сочувственно статистическимъ отдѣленіемъ и вызвавшаго большія похвалы со стороны авторитетнаго предсѣдателя собранія. Все это показываетъ, что общественное сознаніе успѣло уже выработать обширную, систематическую программу народной экономической политики, чреватой крупными результатами на благо страны; что надо дѣлать въ экономической области -- это выяснено вполнѣ; пора, и очень пора, перейти къ осуществленію вполнѣ выясненнаго.
Извѣстно, что при разсмотрѣніи мѣропріятій, необходимо вызываемыхъ сельскохозяйственными нуждами, большинство земствъ распредѣлило ихъ въ три группы. Первая группа обнимаетъ мѣры, которыя могутъ быть осуществлены исключительно государственною властью; вторая группа представляетъ мѣры, которыя успѣшно могутъ быть проведены въ жизнь самимъ земствомъ, если ему даны будутъ нужныя для этого денежныя средства, и третья группа заключаетъ мѣры, исполнимыя земствомъ на собственныя средства. Разсматривая эту классификацію, мы видимъ, что самые могучіе пути къ улучшенію условій земледѣлія и народнаго хозяйства или находятся внѣ компетенціи земства,-- какъ, напримѣръ, реформа податной системы, пересмотръ тарифа, продажа крестьянамъ казенныхъ земель и облегченіе условій арендованія ихъ, организація переселеній,-- или если и подлежатъ компетенціи земства, какъ, напримѣръ, устройство сельскохозяйственныхъ школъ, организація сельскаго кредита, развитіе кустарной промышленности, то для осуществленія этихъ нуждъ въ надлежащихъ размѣрахъ требуются такія денежныя средства, какими не обладаетъ земство. Но если земства не имѣютъ достаточныхъ средствъ для осуществленія въ надлежащей степени подлежащихъ его компетенціи мѣръ къ улучшенію экономическаго положенія народа, то оно, тѣмъ не менѣе, стремится сдѣлать въ этой области хотя то, что по его силамъ. Оно организуетъ въ небольшихъ размѣрахъ, соотвѣтственно своимъ средствамъ, мелкій земледѣльческій кредитъ, устраиваетъ одну-другую сельскохозяйственную школу на губернію, распространяетъ среди населенія улучшенныя сѣмена и земледѣльческія орудія, учреждаетъ опытныя поля и принимаетъ разныя другія мѣры для поднятія сельскохозяйственной культуры. Вмѣстѣ съ тѣмъ многія земства проявляютъ большую энергію въ дѣлѣ распространенія и дальнѣйшаго развитія кустарной промышленности, изъ которой извлекаютъ подсобныя средства милліоны сельскаго населенія. Экономическій прогрессъ страны,-- говорится въ земскихъ отвѣтахъ министерству земледѣлія,-- возможенъ только при равномѣрномъ развитіи какъ сельскохозяйственной промышленности, такъ и всѣхъ возможныхъ по мѣстнымъ условіямъ видовъ кустарнаго производства. Поэтому на возможно широкое содѣйствіе со стороны экономической политики государства кустарной промышленности земства обращаютъ особенное вниманіе министерства.
Программа русской экономической политики, выработанная земствами и представленная г. министру земледѣлія, направлена всецѣло на поддержку самостоятельности крестьянскаго хозяйства, на упроченіе и расширеніе великихъ принциповъ крестьянской реформы 19 февраля, на созданіе хозяйственно-самостоятельной и просвѣщенной сельской общины. Программа эта указываетъ, что современное разстройство крестьянскаго хозяйства есть результатъ ошибочной экономической политики послѣднихъ тридцати лѣтъ, направившей свои заботы исключительно на развитіе въ странѣ крупной промышленности и торговли и какъ бы забывшей, что основа процвѣтанія Россіи заключается въ благосостояніи стомилліонной массы сельскаго населенія. Создать условія, содѣйствующія развитію хозяйственной самостоятельности этой громадной массы населенія, распространять въ ней просвѣщеніе -- вотъ важнѣйшія задачи, на которыя должны быть обращены всѣ силы государства.
Что крестьянское хозяйство находится въ состояніи большого разстройства, объ этомъ свидѣтельствуютъ всѣ земства, печать, ученыя общества, серьезная экономическая литература и всѣ знающіе хорошо современное положеніе деревни. Возможно ли объяснять безотрадный взглядъ такого громаднаго числа лицъ на настоящее экономическое положеніе народа тѣмъ, что "всѣ они пессимисты". Вѣдь этотъ взглядъ есть результатъ наблюденія большого числа краснорѣчивыхъ фактовъ, очевидно доказывающихъ угнетенное состояніе крестьянскаго хозяйства. Можно ли говорить, что въ экономической сферѣ у насъ все идетъ благополучно, когда основа земледѣльческаго промысла -- количество скота -- прогрессивно уменьшается? Въ то время, какъ у насъ непрерывно возрастаетъ государственный бюджетъ, непрерывно возрастаетъ и задолженность сельскаго населенія. Ростъ бюджетовъ на-ряду съ обѣднѣніемъ народа -- явленіе не новое и можетъ продолжаться десятки лѣтъ. Въ 1891 году наше отечество подверглось страшному голоду. Кажется, условія были самыя неподходящія для обогащенія казны. Однако, въ 1892 г. населеніе вынесло почти милліардный бюджетъ, и казна получила крупный излишекъ въ доходахъ, который и былъ причисленъ къ, такъ называемой, свободной наличности государственнаго казначейства.
Размѣры эмиграціи служатъ однимъ изъ вѣрныхъ показателей экономическаго положенія народной массы. Въ среднемъ выводѣ только крайняя нужда заставляетъ людей покидать родное пепелище. Между тѣмъ, какъ извѣстно, переселенія у насъ въ послѣднія десять лѣтъ возрастаютъ изъ года въ годъ, и возрастаютъ сильно. Недавно полтавское и орловское земства опубликовали работы своихъ статистическихъ бюро о крестьянскихъ переселеніяхъ въ минувшемъ году. Эти точныя данныя рельефно показываютъ размѣры переселенческаго движенія изъ Европейской Россіи. Оказывается, что двѣ губерніи въ теченіе одного года выставили свыше 150 тысячъ лицъ, которыя заявили властямъ о своей рѣшимости выселиться, хотя не всѣ еще успѣли осуществить это намѣреніе. Что касается причинъ выселенія, то громадное большинство корреспондентовъ земства, т.-е. землевладѣльцевъ, священниковъ, управляющихъ имѣніями, волостныхъ писарей и т. п. лицъ, которыя живутъ на мѣстахъ переселенческаго движенія, основную причину его видятъ "въ малоземельѣ, въ бѣдности крестьянскаго населенія и крайнемъ разстройствѣ его хозяйственнаго положенія". Въ Кромскомъ уѣздѣ, по отзыву корреспондента, отправиться въ Томскую губернію крестьянъ "заставляетъ крайность; они до того сжаты своимъ положеніемъ, что самый лучшій крестьянинъ съ большимъ трудомъ кормитъ свое семейство". Изъ Малоархангельскаго уѣзда пишутъ: "крестьяне очень стѣснены своимъ малоземельемъ и съ большимъ трудомъ прокармливаютъ свои семейства". Корреспонденты Мценскаго, Ливенскаго, Волховскаго, Елецкаго, Корачевскаго, Сѣвскаго, Кромского и др. уѣздовъ указываютъ опять-таки на недостатокъ надѣльной земли, какъ на причину выселенія. Крестьяне-дарственники въ Трубчевскомъ уѣздѣ на переселеніе смотрятъ какъ на единственное свое спасеніе и т. д., и т. д. Къ земельной тѣснотѣ, по словамъ корреспондентовъ, прибавляется отсутствіе заработковъ, тяжесть податного обложенія, задолженность и вообще крайнее обѣднѣніе.
Для улучшенія хозяйственнаго быта народа земство и зрѣлая, патріотическая общественная мысль указываетъ, на-ряду съ экономическими реформами, необходимость рѣшительнаго подъема народнаго образованія. Извѣстно, съ какою энергіей работаютъ въ этомъ дѣлѣ земство и различныя общества, но у нихъ нѣтъ достаточныхъ средствъ для введенія даже всеобщаго обученія, не говоря уже объ устройствѣ въ надлежащемъ количествѣ сельскохозяйственныхъ и техническихъ школъ для народа. Поэтому земства ходатайствуютъ передъ правительствомъ объ увеличеній чрезмѣрно скуднаго бюджета министерства народнаго просвѣщенія. Недавно одинъ американскій профессоръ, совершившій путешествіе по Россіи и близко ознакомившійся съ постановкой у насъ народнаго образованія, высказалъ, по словамъ Русскихъ Вѣдомостей, ту же мысль, какая непрерывно и неустанно повторяется нашей печатью, а именно, что "движеніе въ пользу народнаго образованія, наблюдаемое въ Сѣверной Америкѣ, въ Западной Европѣ и даже въ Японіи, такъ велико и такъ сильно, что Россіи надо заняться школьнымъ вопросомъ самымъ энергичнымъ образомъ, иначе она очутится въ скоромъ времени одной изъ самыхъ отсталыхъ странъ на континентѣ. Вмѣстѣ съ тѣмъ профессоръ высказался за предоставленіе обществу большей свободы, большей иниціативы въ дѣлѣ распространенія просвѣщенія въ народѣ. Его весьма удивилъ принятый у насъ порядокъ открытія народныхъ чтеній. "Если я когда-нибудь вернусь въ Россію, то думаю,-- говоритъ онъ,-- не услышу больше о существующемъ теперь способѣ разрѣшать народныя чтенія". Его, конечно, удивляетъ, что для того, чтобы "какая-нибудь помѣщица Иванова, Вологодской, напримѣръ, губерніи, могла прочесть зимой группѣ крестьянъ нѣсколько книжекъ, спеціально предназначенныхъ для народныхъ чтеній и прошедшихъ три цензуры -- цензуру общую, духовную и ученаго комитета, она должна добиться согласія двухъ министровъ и оберъ-прокурора синода". Такой порядокъ американцу кажется тѣмъ болѣе удивительнымъ, что "на практикѣ, въ огромномъ большинствѣ случаевъ, въ Петербургѣ о помѣщицѣ Ивановой никакихъ свѣдѣній не имѣется, и все дѣло рѣшается по отзывамъ мѣстныхъ администратовъ". Свою замѣтку о взглядѣ американца на учебное дѣло въ Россіи Русскія Вѣдомости заканчиваютъ слѣдующими словами профессора: "Роль народной школы въ Россіи по-истинѣ громадна. Только при посредствѣ ея возможно вывести народъ на путь нравственнаго усовершенствованія и улучшить его матеріальное благосостояніе. Всѣ живыя и лучшія силы страны должны быть привлечены къ работѣ въ пользу этого великаго дѣла".
Да, надо привлечь къ дѣлу просвѣщенія народа всѣ живыя силы страны; надо дать имъ больше иниціативы въ этомъ дѣлѣ. За послѣднее время въ провинціи число людей, желающихъ оказывать посильную помощь народу, сильно возросло. Развѣ читатель не будетъ пріятно удивленъ, узнавъ, что въ мѣстечкѣ Смѣлъ для обсужденія проекта устава организовавшагося здѣсь "общества попеченія о народномъ образованіи" собралось 120 человѣкъ. Вмѣстѣ съ тѣмъ корреспондентъ газеты жизнь и Искусство сообщаетъ, что то искреннее и горячее сочувствіе, съ которымъ отнеслось столь многолюдное собраніе къ учрежденію "общества", несомнѣнно, служитъ добрымъ указаніемъ на то, что задачи проектированнаго общества дѣйствительно близки и дороги собравшимся и будутъ ими осуществляться съ любовью и энергіей. Масса подписей обѣщаетъ и значительный приливъ матеріальныхъ средствъ. Въ задачи "общества" входитъ учрежденіе школъ, библіотекъ при школахъ, распространеніе въ народѣ полезныхъ знаній путемъ устройства книжныхъ складовъ, библіотекъ, читаленъ, народныхъ чтеній.
Какое значительное число общественныхъ союзовъ имѣется уже въ нѣкоторыхъ большихъ провинціальныхъ городахъ, это можно видѣть на примѣрѣ Саратова. Въ статьѣ Наши общества въ 1895 году, Саратовскій Листокъ, обозрѣвая дѣятельность нѣсколькихъ изъ мѣстныхъ обществъ, останавливается на слѣдующихъ: Санитарное общество. Оно имѣетъ въ составѣ своихъ членовъ людей всевозможныхъ профессій и общественнаго положенія. Давно уже оно зарекомендовало себя съ лучшей стороны, принимая дѣятельное участіе въ разработкѣ разныхъ общественныхъ вопросовъ и предпринимая очень многое для практическаго осуществленія культурныхъ задачъ. Оно ввело въ Саратовѣ и теперь довольно широко ведетъ народныя чтенія съ туманными картинами и разными физическими опытами. Въ минувшемъ году общество получило право болѣе широкаго выбора книгъ для чтенія, число лекторовъ значительно увеличилось, открыто нѣсколько новыхъ аудиторій. Обществу этому разрѣшено организовать въ Саратовѣ женскіе фельдшерскіе курсы. Въ минувшемъ году общество усердно занималось разработкой вопроса о наилучшихъ мѣропріятіяхъ по борьбѣ съ дифтеритной эпидеміей, причемъ живое участіе въ этомъ дѣлѣ принимали представители города и губернскаго земства. Заключенія общества, очевидно, имѣли практическое значеніе, такъ какъ почти всѣ они приняты особымъ присутствіемъ губернскаго правленія, и нѣкоторыя уже осуществлены городскою думой. Общество занималось разработкой вопросовъ о школьныхъ врачахъ, о лѣтнихъ колоніяхъ для учащихся, о наилучшей борьбѣ съ сифилисомъ, а въ послѣднее время выдвинуло на очередь вопросъ объ организаціи въ городѣ ночныхъ врачебныхъ дежурствъ. Общество любителей изящныхъ искусствъ пользуется большою популярностью въ городѣ, такъ какъ предоставляетъ для своихъ членовъ многія пособія по разнымъ отраслямъ искусства (студія, музыкальная школа, драматическая и литературная секціи, библіотека), а для членовъ, ихъ семействъ и гостей -- разумныя развлеченія. Въ минувшемъ году оно преслѣдовало прежнюю программу; также, какъ и прежде, наибольшею популярностью пользовались "четверги", т.-е. еженедѣльныя по четвергамъ литературныя чтенія и бесѣды. Ученая архивная коммиссія занималась раскопками, собираніемъ и обработкой матеріаловъ по исторіи и археологіи мѣстнаго края. Дѣятельность и труды саратовской архивной коммиссіи обратили на себя вниманіе нѣкоторыхъ заграничныхъ археологовъ. Въ минувшемъ году образовалось въ Саратовѣ новое учрежденіе Общество естествоиспытателей и любителей естествознанія. Приливъ членовъ въ новое общество значительный, и оно уже приступило къ дѣятельности; читаются рефераты, публично демонстрируются разные опыты и т. п. Домъ трудолюбія считается образцовымъ среди другихъ подобныхъ учрежденій въ Россіи. Онъ располагаетъ значительными средствами, а потому и оказываетъ хорошую поддержку очень многимъ, находящимся въ нищетѣ и желающимъ работать. Существуетъ еще нѣсколько обществъ, занимающихся изысканіемъ и распредѣленіемъ средствъ въ пособіе учащимся въ разныхъ низшихъ, среднихъ и высшихъ учебныхъ заведеніяхъ. Эти общества оказываютъ существенную помощь нуждающейся молодежи. Въ минувшемъ году два изъ этихъ обществъ -- пособія учащимся въ Маріинской женской гимназіи и въ начальныхъ городскихъ училищахъ -- устраивали лѣтнія колоніи-дачи для тѣхъ изъ учащихся бѣдняковъ, которые нуждались въ поправленіи здоровья. По отзывамъ близко стоящихъ къ дѣлу лицъ, колоніи-дачи для учащихся поставлены были хорошо и оказали несомнѣнную пользу проживавшимъ въ нихъ. Общество вспомоществованія нуждающимся литераторамъ въ минувшемъ году пополнилось значительнымъ числомъ новыхъ членовъ. Оно оказываетъ посильную помощь нуждающимся изъ пишущей братіи. Перечисленные союзы далеко не представляютъ собою всѣхъ существующихъ въ Саратовѣ обществъ; ихъ такъ много,-- говоритъ газета,-- что одинъ перечень занялъ бы большое мѣсто. Большая часть неупомянутыхъ обществъ преслѣдуютъ почти исключительно благотворительныя цѣли.
Энергично развивается также дѣятельность Одесскаго славянскаго общества. Общество это устраиваетъ въ своихъ аудиторіяхъ народныя чтенія, популярныя лекціи, литературно-музыкальные вечера и распространяетъ дешевыя народныя изданія. Изъ отчета мы узнаемъ, между прочимъ, что аудиторію этого общества посѣтило за прошлый годъ 79,352 лица. Устроено было 16 драматическихъ вечеровъ, 10 литературно-музыкально-драматическихъ, 8 лекцій и 1 дѣтскій вечеръ. Среднимъ числомъ каждый вечеръ, устраиваемый въ городской аудиторіи, посѣщаетъ 1,000 слишкомъ человѣкъ. Нельзя не порадоваться тому,-- говорить мѣстная газета,-- что наполняющій аудиторію сѣрый людъ дѣйствительно отдыхаетъ тамъ тѣломъ и душой. 1,000 и болѣе человѣкъ въ вечеръ отвлекаются отъ душной атмосферы трактировъ, кабаковъ и другихъ притоновъ; они прислушиваются къ рѣчамъ нашихъ писателей и поэтовъ, наслаждаются прекрасною музыкой, видятъ исполненіе лучшихъ произведеній нашихъ драматурговъ.
Широко раскинулась также дѣятельность харьковскаго общества грамотности. Оно дѣйствуетъ въ городѣ, губерніи и за предѣлами ея. Устраиваемыя обществомъ въ городѣ народныя читальни считаются образцовыми. "Кому пришлось хотя бы поверхностно ознакомиться съ дѣятельностью народныхъ библіотекъ-читаленъ мѣстнаго "общества грамотности",-- говорятъ Харьковскія Вѣдомости,-- т.-е. видѣть ихъ въ тѣ часы, когда онѣ открыты и работаютъ, тотъ, конечно, испытывалъ совершенно особенное чувство, какую-то поднимающую радость, какъ будто увидѣлъ что-то неожиданно хорошее. Затерянныя въ разныхъ мѣстахъ города, иногда въ глухихъ, грязноватыхъ, плохо освѣщенныхъ кварталахъ города, куда такъ долго и долго приходится ѣхать, пока доберешься, библіотеки эти въ послѣобѣденные часы являютъ собою въ этихъ довольно мертвыхъ полутемныхъ кварталахъ пункты чрезвычайнаго оживленія. Масса народа буквально осаждаетъ библіотеку. Еще прежде, чѣмъ наступаетъ время открытія библіотеки-читальни, у дверей ея собирается и ожидаетъ толпа. И когда, наконецъ, библіотека открылась, помѣщеніе ея сразу наполняется народомъ. Часть усаживается читать здѣсь же, другіе обмѣниваютъ книги, которыя берутъ съ собою на домъ. За рѣшоткой, гдѣ хранятся книги, идетъ кипучая работа. Пять-шесть человѣкъ,-- кажется, вездѣ женщины -- едва поспѣваютъ удовлетворять требованіямъ и записывать "статистику" посѣтителей и чтеній по библіотекѣ и читальнѣ. Эта лихорадочная работа продолжается часа 1 1/2 или 2, пока не будетъ удовлетворена главная масса абонентовъ и посѣтителей кабинета. Въ остальное время (библіотеки открыты отъ 2 до 8 часовъ вечера) библіотечная публика уже рѣдѣетъ, и работа въ библіотекахъ становится полегче. Картина, которую представляетъ изъ себя библіотека-читальня въ часы своего дѣйствія, полна интереса. Эти опрятныя, свѣтло-освѣщенныя комнаты, наполненныя самымъ разнообразнымъ народомъ, дѣятельный порядокъ среди лицъ, исполняющихъ предъявляемыя къ библіотекѣ требованія, уважительное отношеніе посѣтителей къ мѣсту, гдѣ они находятся,-- все это производитъ прекрасное впечатлѣніе. Но особенно милы дѣти, которыхъ въ читальняхъ толчется очень много. Тутъ мальчики и дѣвочки разныхъ возрастовъ. Дѣтвора или читаетъ книжки, или, обсѣвъ столъ цѣлымъ обществомъ, сбившись, какъ воробьи въ кучу, разсматриваютъ картинки. Они сжились съ библіотекой и любятъ посѣщать ее. Здѣсь тепло, уютно и свѣтло, здѣсь съ ними обращаются добро и ласково. Вѣдь, многіе изъ этихъ маленькихъ посѣтителей читаленъ,-- такъ называемыя "уличныя" дѣти, хорошо знающія и холодъ, и проголодь, и горечь частыхъ обидъ и побоевъ. Немудрено, что они такъ привязались къ читальнѣ, и каждый день ждутъ не дождутся, пока она откроется. Здѣсь никто ихъ не обижаетъ, здѣсь можно согрѣться, смотрѣть картинки и читать интересныя книжки. Есть дѣти, которыя посѣщаютъ читальню изо дня въ день съ самаго дня ея открытія, т.-е. въ иныхъ случаяхъ нѣсколько лѣтъ подрядъ. Нѣкоторые мальчики и дѣвочки выросли и развились умственно и физически на глазахъ у завѣдующихъ читальнями.
Прекрасная мысль явилась у костромичей увѣковѣчить память одного изъ выдающихся нашихъ писателей, родившагося въ Костромѣ, А. Н. Островскаго, учрежденіемъ народной читальни его имени. Мысль воздвигнуть памятникъ покойному драматургу и притомъ въ видѣ зданія, въ которомъ были бы сосредоточены учрежденія, имѣющія цѣлью искорененіе невѣжества, противъ котораго всю жизнь путемъ своихъ литературныхъ произведеній боролся А. Н. Островскій, давно занимала поклонниковъ его таланта и теперь она близка къ осуществленію. По сообщенію Нижегородскаго Листка, сумма на читальню собрана значительная, и строится обширное каменное зданіе. Снаружи зданіе уже совершенно готово, такъ что съ весны можно будетъ приступить къ внутренней отдѣлкѣ съ тѣмъ, чтобъ осенью совершить открытіе. Читальня имѣетъ нѣсколько комнатъ, изъ которыхъ главная и самая большая предназначена для народныхъ чтеній съ туманными картинами. Въ этой комнатѣ имѣется эстрада для концертовъ и залъ, который, въ случаѣ надобности, можетъ быть приспособленъ для народныхъ спектаклей. Направо отъ входа помѣщается комната для народной библіотеки и продажи лучшихъ народныхъ книгъ и картинъ, а изъ залы, предназначенной для чтенія, есть ходъ въ особую комнату. Въ этой комнатѣ предполагается помѣстить имѣющее быть основаннымъ при читальнѣ имени А. Н. Островскаго общество "Помощь", въ которомъ дѣйствительными членами будутъ состоять лица, желающія оказать помощь ближнему не денежными взносами, а своимъ личнымъ трудомъ. Такимъ образомъ, дѣйствительными членами будутъ лица разныхъ спеціальностей, вслѣдствіе чего въ извѣстные часы въ читальнѣ имени А. Н. Островскаго будутъ даваемы безплатные совѣты юристами, врачами, сельскими хозяевами. Проектъ устава уже составленъ и скоро поступитъ на разрѣшеніе правительства.
На прощальномъ обѣдѣ нижегородцевъ съ В. Г. Короленкомъ было высказано предложеніе и собрана сумма для увѣковѣченія учрежденіемъ народной библіотеки памяти и другого крупнаго представителя русской литературы, уроженца Нижняго-Новгорода -- Н. А. Добролюбова. По словамъ присутствовавшихъ на обѣдѣ, предложеніе это было встрѣчено съ необычайнымъ воодушевленіемъ, и бурное "браво" не смолкало въ теченіе нѣсколькихъ минутъ. По сложившимся обстоятельствамъ, предложеніе это получило вмѣстѣ и съ тѣмъ значеніе протеста противъ дѣятельности нижегородской городской думы. Дѣло въ томъ, что изъ всѣхъ большихъ городовъ нашего отечества ни въ одномъ работа городского управленія не стоитъ на такомъ низкомъ уровнѣ, сравнительно съ возложенными на него закономъ задачами, какъ въ Нижнемъ-Новгородѣ. Санитарное состояніе города, благотворительныя учрежденія, медицина, учебная часть -- все это находится въ самомъ печальномъ состояніи. Городъ тратитъ сотни тысячъ на показное благоустройство, на электричество, на асфальтовыя мостовыя, въ то время какъ самыя настоятельнѣйшія нужды массы населенія остаются совершенно неудовлетворенными. Съ какимъ равнодушіемъ относится городское управленіе къ своей обязанности заботиться объ условіяхъ жизни бѣднѣйшей части населенія, объ этомъ свидѣтельствуетъ судьба предложенія объ устройствѣ народной читальни, внесеннаго въ думу почтеннымъ гласнымъ B. М. Волковымъ. Г. Волковъ, вмѣстѣ съ небольшимъ числомъ просвѣщенныхъ и доброжелательныхъ гласныхъ, справедливо полагаютъ, что такому богатому городу, какъ Нижній, давно бы пора подумать объ учрежденіи, въ которомъ народъ находилъ бы духовную пищу. Ими уже выработана организація такого учрежденія, въ которомъ имѣлась бы народная читальня, устраивались народныя чтенія, спектакли, концерты и другія облагораживающія развлеченія для народа. Но, спасаясь отказа со стороны большинства думы, они не рѣшились представить свой проектъ въ полномъ объемѣ, умолчали пока о задуманной ими организаціи, и г. Волковъ сдѣлалъ предложеніе лишь объ открытіи народной читальни. На читальню испрашивался расходъ лишь въ двѣ тысячи рублей. Но дума отвергла это предложеніе за неимѣніемъ денегъ! Что она понимала неблаговидность своего поступка, объ этомъ свидѣтельствуетъ настойчивое требованіе большинства закрытой баллотировки. Послѣ шума и рѣзкихъ пререканій большинства съ меньшинствомъ, городской голова поставилъ вопросъ о формѣ баллотировки; большинствомъ было рѣшено сдѣлать ее закрытой, и дѣло открытія народной читальни было отложено до поправленія финансовъ города. Итакъ, на внѣшнее благоустройство, пріятное для состоятельныхъ классовъ, тратятся сотни тысячъ, дѣлаются милліонные займы, а на народную читальню городъ не нашелъ сравнительно грошей!
Просвѣщенная часть нижегородскаго населенія была возмущена такимъ постановленіемъ думы. Если у думы нѣтъ денегъ на народную читальню, говоритъ нижегородское общество, то мы ей дадимъ ихъ. И вотъ въ городскую управу начали посылать пожертвованія. Уже получено болѣе половины требуемой суммы. Думѣ волей-неволей придется открыть народную читальню. Но нижегородское общество и печать идутъ дальше. Они желаютъ и надѣются осуществить въ полномъ объемѣ организацію, выработанную г. Волковымъ и меньшинствомъ гласныхъ думы. Это стремленіе общества выразилось въ прекрасной статьѣ Нижегородскаго Листка, озаглавленной Надо начатъ. Общество распространенія начальнаго образованія,-- говорится въ статьѣ,-- является однимъ изъ самыхъ симпатичныхъ обществъ Нижняго-Новгорода. Цѣли его прекрасны, дѣятельность его заслуживаетъ самой глубокой симпатіи, его труды представляютъ одно изъ отрадныхъ явленій провинціальной жизни. Относясь крайне сочувственно къ этому обществу, мы тѣмъ не менѣе не можемъ не высказать пожеланій о необходимости дальнѣйшаго расширенія его дѣятельности. Въ Нижегородскомъ Листк1123; неоднократно отмѣчалась нужда города въ народной аудиторіи, т.-е. въ такомъ зданіи, которое было бы приспособлено для народныхъ чтеній, литературно-музыкальныхъ вечеровъ, публичныхъ лекцій, общедоступныхъ спектаклей, народной библіотеки и т. д. Это зданіе должно служить исключительно цѣлямъ внѣ-школьнаго народнаго образованія и должно явиться зародышемъ того, что называютъ "народнымъ университетомъ" и что отчасти осуществлено въ Тамбовѣ, благодаря, просвѣщенной дѣятельности г. Нарышкина. Мы не сомнѣваемся, что члены нижегородскаго общества распространенія образованія въ принципѣ крайне сочувственно отнесутся къ этой мысли. Обществу необходимо взяться за это дѣло, тѣмъ болѣе, что городское самоуправленіе, очевидно, не желаетъ пожертвовать ни одной копѣйки для просвѣщенія массы обывателей. Всѣ попытки интеллигентныхъ гласныхъ провести предложеніе объ открытіи читальни окончились пока полною неудачей. Откосъ, гдѣ гуляетъ чистая публика, будочки для продажи лимонаду, башни, рѣшетки и проч.-- все это заслуживаетъ въ глазахъ думы гораздо большаго вниманія, чѣмъ судьба огромной массы бѣднаго населенія. Но то общество, которое имѣетъ своею прямою задачей выполненіе просвѣтительныхъ обязанностей, не можетъ оставаться безучастнымъ при такихъ условіяхъ,-- и по мѣрѣ силъ и возможности должно выполнять пробѣлы въ недостаткѣ просвѣтительныхъ средствъ въ городѣ. Дѣятельность городской думы въ данномъ случаѣ должна послужить лишь новымъ стимуломъ для общества,-- и оно должно съ тѣмъ большею энергіей работать, съ чѣмъ большею апатіей относится дума къ народному образованію. но какъ это сдѣлать? Для постройки народной аудиторіи нужны средства и не малыя средства: здѣсь дѣло идетъ не объ одной тысячѣ рублей... На этотъ вопросъ есть одинъ отвѣтъ: надо начатъ. Надо начать съ обращенія къ частной благотворительности, на отсутствіе которой въ Нижнемъ нельзя пожаловаться. При томъ широкомъ сочувствіи, какимъ пользуется дѣло народнаго образованія, нельзя сомнѣваться въ томъ, что на призывъ общества откликнется масса жертвователей. На народную читальню пожертвованія уже начала поступать. Лицо, сдѣлавшее не малое пожертвованіе для читальни и передавшее его городскому головѣ, между прочимъ, заявило, что въ случаѣ нужды можетъ быть собрана еще крупная сумма денегъ. А если припомнить, какъ много крупныхъ жертвователей есть вообще въ Нижнемъ, станетъ понятнымъ, что призывъ общества распространенія начальнаго образованія не рискуетъ остаться безплоднымъ и вызоветъ обильный притокъ средствъ въ кассу общества. Надо начать -- и остальное приложится. Неоднократно указывалось,-- заключаетъ газета,-- на дѣятельность одесскаго славянскаго благотворительнаго общества. Оно начало свои операціи буквально безъ гроша денегъ, съ одними добрыми желаніями да энергіей. И въ результатѣ это общество является крупнѣйшимъ просвѣтительнымъ обществомъ на югѣ и имѣетъ двѣ обширныя аудиторіи -- въ городѣ и въ предмѣстьѣ, собирающія по тысячѣ человѣкъ народа въ вечеръ. Да, надо только начать съ вѣрой въ дѣло,-- и дѣло устроится.
Съ горячею вѣрой въ народную талантливость начала свою дѣятельность вдова извѣстнаго композитора B. С. Сѣрова и достигла, по-истинѣ, неожиданныхъ результатовъ. Пять лѣтъ назадъ г-жа Сѣрова, ради помощи голодающимъ, поселилась въ селѣ Судбсевѣ (Симбирск. губ., Корсунск. у.). Прошла страшная година, и B. С. приступила къ осуществленію своей "завѣтной мечты" -- облагородить музыкальный вкусъ крестьянъ и научить ихъ понимать музыку лучшихъ нашихъ композиторовъ. Убѣжденная, что однимъ изъ могучихъ средствъ къ просвѣщенію народа является устройство въ деревнѣ драматическихъ спектаклей, сопровождаемыхъ исполненіемъ разныхъ музыкальныхъ пьесъ, г-жа Сѣрова пошла еще дальше и стала работать въ томъ направленіи, чтобы музыкально-драматическія произведенія исполнялись не только для народа, но и при активномъ, непосредственномъ участіи самого народа. Осуществить эти цѣли было не легко; но горячая любовь B. С. къ "сѣрому мужику" и глубокая вѣра въ музыкальныя способности русскаго народа побѣдили всѣ трудности, и она имѣетъ полную возможность сказать, что достигла осуществленія "своихъ завѣтныхъ желаній". Въ январѣ г-жа Сѣрова прочла въ Самарѣ, въ обществѣ трезвости, рефератъ: "Пересадка ученой музыки въ народъ", подробный отчетъ о которомъ напечатанъ въ Самарскомъ Вѣстникѣ. Г-жа Сѣрова достигла уже того, что деревенскій хоръ поетъ произведенія Глинки, Дорогомыжскаго, Сѣрова, Чайковскаго, Бородина и друг.; выполняетъ многое изъ "Игоря", "Рогнѣды", "Вражьей силы", "Снѣгурочки" и проч. На рождественскомъ спектаклѣ крестьяне наизусть выполнили сложную музыку "Ильи Муромца". По поводу этого спектакля г-жа Сѣрова замѣчаетъ, что исполнители-крестьяне такъ умно и ретиво отнеслись къ своей задачѣ, что она была очарована ими. Спектакль этотъ вполнѣ вознаградилъ ее за непоколебимую вѣру въ нашу народную талантливость. Пересадку ученой музыки въ деревню, по мнѣнію г-жи Сѣровой, можно бы произвести путемъ образованія среди крестьянской молодежи кружковъ хорового пѣнія и устройства концертовъ въ селахъ во время большихъ праздниковъ и сельскихъ ярмарокъ.
Если исполненіе музыкально-драматическихъ произведеній въ деревнѣ является совершенною новинкой, то просвѣщеніе народа путемъ устройства болѣе или менѣе постояннаго театра дѣлаетъ за послѣднее время замѣтные успѣхи. Провинціальная печать чаще и чаще сообщаетъ о лицахъ, которыя не жалѣютъ ни средствъ, ни трудовъ для развитія и упроченія этого дѣла въ деревнѣ. Выставка народнаго театра, которой отведено было мѣсто въ отдѣлѣ комитета грамотности на Всероссійской выставкѣ московскаго общества сельскаго хозяйства, далеко не давала понятія о существующихъ размѣрахъ этого дѣла. Она знакомила лишь съ различными типами этого учрежденія. Дѣло народнаго театра, несомнѣнно, развилось бы еще быстрѣе, если бы не затрудненія, нерѣдко встрѣчаемыя со стороны мѣстной полиціи. Вотъ, напримѣръ, учитель земской школы въ с. Большихъ Озеркахъ, Саратовскаго уѣзда, организовалъ кружокъ крестьянской молодежи для представленія на сценѣ комедіи Фонвизина "Недоросль". Играть нашлось не мало охотниковъ,-- разсказываетъ корреспондентъ Русскихъ Вѣдомостей,-- и такимъ образомъ можно было сдѣлать хорошій выборъ исполнителей. За своя роли всѣ принялись съ большимъ увлеченіемъ. Репетиціи посѣщались настолько охотно, что участвующіе приходили гораздо раньше назначеннаго времени. Особенною талантливостью, говорятъ, отличалось исполненіе роли Тараса Скотинина. Представленія пьесы мѣстные жители ждали съ большимъ интересомъ. Ждали они, ждали, но спектакля не дождались, онъ не былъ разрѣшенъ уѣзднымъ исправникомъ.
Не парализуйте общественныхъ силъ, не "угашайте духа живого",-- говорилъ еще покойный И. С. Аксаковъ. Излишняя опека приноситъ одинъ лишь вредъ, она мертвитъ жизнь, убивая въ зародышѣ добрыя и полезныя побужденія. Вѣдь, общество, организующееся съ незаконными цѣлями, не станетъ дѣйствовать открыто. А потому предоставьте частнымъ лицамъ и обществамъ, дѣйствующимъ открыто, не испрашивать разрѣшенія на дѣятельность, а только заявлять о содержаніи ея мѣстной полиціи. Духъ опеки такъ глубоко въѣлся въ наши нравы, что на вопросъ таганрогскаго корреспондента Приазовскаго Края:-- "вправѣ ли полиція дѣлать классификацію молящихся въ храмѣ?" -- мы право не знаемъ какой дать отвѣтъ. Вопросъ этотъ возникъ потому, что въ Таганрогѣ полиція упразднила принципъ равноправности молящихся въ храмѣ и прилагаетъ большую заботу къ классификаціи посѣщающаго соборный храмъ люда, строго наблюдая, чтобы дамы въ платкахъ, хотя бы прилично одѣтыя, не смѣшивались съ дамами въ шляпкахъ, а занимали мѣста такъ, чтобъ шляпки непремѣнно были впереди, а также мундиръ, пальто и поддевка занимали каждый особыя мѣста. Чины таганрогской полиціи въ праздничные дни бываютъ въ соборномъ храмѣ чуть ли не въ полномъ составѣ и обнаруживаютъ необычайно суетливую заботливость о разстановкѣ молящихся и перестановкѣ ихъ съ одного мѣста на другое. Но бываютъ и такіе случаи, когда чины полиціи встрѣчаютъ отпоръ. Подходитъ, напримѣръ, полицейскій чинъ къ дамѣ или мужчинѣ и требуетъ удаленія ихъ на другое мѣсто, но тѣ не слушаютъ приказанія. Постоитъ блюститель порядка возлѣ ослушника нѣсколько минутъ и уходитъ, угрожая протоколомъ. Недостаетъ пока рѣшимости употребить силу, но до этого, заявляетъ, корреспондентъ, кажется, уже близко.
Таганрогскій полицеймейстеръ не оставилъ безъ отвѣта приведенную корреспонденцію и заявилъ печатно, что полиція имѣетъ право упразднить равноправность молящихся въ храмѣ, дѣлать имъ классификацію и требовать отъ публики подчиненія указываемой полиціей классификаціи.
Все это явленіе отживающей эпохи крѣпостного права, когда за девяносто девятью сотыми населенія Русской земли не признавалось ни чувства человѣческаго достоинства, ни юридическихъ правъ. Отживаетъ эта эпоха, но не отжила еще совсѣмъ. Въ каждой почтѣ провинціальная печать сообщаетъ факты возмутительнаго издѣвательства надъ юридическими правами простого люда,-- издѣвательства, длящагося иногда десятки лѣтъ, издѣвательства всѣмъ извѣстнаго и остающагося, тѣмъ не менѣе, нерѣдко безнаказаннымъ. Развѣ не великолѣпный образчикъ этого рода явленій представляютъ дѣла, которыя еще недавно творилъ г. Акимовъ въ бытность свою предводителемъ дворянства въ Николаевскомъ уѣздѣ, Самарской губерніи. О дѣлахъ этихъ печать снова вспомнила по поводу казуса, происшедшаго на самарскомъ дворянскомъ собраніи. При открытіи дворянскаго собранія,-- читаемъ въ Биржевыхъ Вѣдомостяхъ,-- когда въ залу засѣданія вошелъ губернаторъ, уважаемый А. С. Брянчаниновъ, всѣ собравшіеся сюда дворяне встали съ своихъ мѣстъ, чтобы привѣтствовать вошедшаго. Г. губернаторъ, проходя къ своему мѣсту, сталъ здороваться съ каждымъ, подавая руку. Поровнявшись съ николаевскимъ землевладѣльцемъ Акимовымъ, онъ и ему протянулъ руку, но тотъ заложилъ руки за спину и такимъ образомъ не отвѣтилъ на любезность г. губернатора. Это тотъ самый Акимовъ, который цѣлыхъ десять лѣтъ не столько предводительствовалъ въ Николаевскомъ уѣздѣ, сколько господствовалъ. Во вси эти десять лѣтъ чуть ли не во всѣхъ учрежденіяхъ уѣзда царила его единая воля, нисколько не церемонившаяся съ законами, указаніями и предписаніями. Ставъ однажды командиромъ, исключительно благодаря своему богатству, съ одной стороны, и деревенскому безлюдью -- съ другой, онъ употребилъ всю силу своего вліянія на то, чтобы держать сельское населеніе въ страхѣ. И онъ достигъ этого. Цѣлыхъ 10 лѣтъ Николаевскій уѣздъ, можно сказать, стоналъ отъ всякаго беззаконія. Тамъ истязанія крестьянъ волостными старшинами,-- истязанія, подтвержденныя надлежащими дознаніями (въ одномъ случаѣ истязаніе окончилось даже смертью истязуемаго), по волѣ г. Акимова признавались крестьянскимъ присутствіемъ только доказательствами "распорядительности" старшинъ, и дѣла о нихъ или вовсе прекращались, или оставлялись подъ сукномъ. Тамъ лихоимство уличенныхъ въ этомъ сельскихъ властей признавалось тѣмъ же послушнымъ предсѣдательской волѣ присутствіемъ "подаркомъ". Тамъ заслуженнаго человѣка, избавленнаго по закону отъ тѣлеснаго наказанія, приказано было "выдрать" и, несмотря на рѣшеніе высшей инстанціи, отмѣнившей такое приказаніе, какъ явно незаконное, по приказанію г. Акимова, все-таки, выдрали, да еще и съ истязаніемъ. Тамъ, наконецъ, ни во что не ставились крестьянскіе приговоры, разъ они шли въ разрѣзъ съ интересами покорныхъ и почтительныхъ г. Акимову кулаковъ и хищниковъ писарей. Цѣлыхъ десять лѣтъ въ губерніи терпѣли эти беззаконія г. Акимова. Но, въ концѣ-концовъ, сорвалось, и онъ былъ преданъ суду съ участіемъ сословныхъ представителей. На судѣ г. Акимовъ держалъ себя гордо и на всѣ обвиненія въ беззаконіяхъ давалъ только одинъ отвѣтъ: поступая такъ, онъ "поддерживалъ престижъ власти". Только о "престижѣ власти" онъ и заботился. И судъ съ сословными представителями объявилъ этому при помощи беззаконія охранителю "престижа власти"... только выговоръ. А губернскій предводитель дворянства, возсѣдавшій въ числѣ сословныхъ представителей, тутъ же, по окончаніи суда надъ г. Акимовымъ, "поздравилъ своего товарища съ благополучнымъ окончаніемъ дѣла, причемъ троекратно облобызался съ нимъ на глазахъ изумленныхъ обывателей"... Г. Акимовъ удостоился новаго избранія въ предводители. Когда же губернаторъ не утвердилъ его въ должности, онъ отвѣтилъ ему на собраніи грубостью.
А вотъ въ имѣніи другого предводителя дворянства, въ знаменитомъ Лукояпонскомъ уѣздѣ, съ сельскими рабочими расплачиваются не деньгами, а водкой, вслѣдствіе чего послѣдніе вынуждены и другимъ предлагать не деньги, а водку. Священникъ с. Пикшеки, Больше-Болдинской волости, Іоаннъ Богоявленскій, съ удивленіемъ услыхалъ,-- какъ сообщаетъ Нижегородскій Листокъ,-- что нѣкоторые изъ крестьянъ его прихода предлагаютъ ему въ видѣ вознагражденія за требы и молебны водку. Оказалось, что пикшекскіе крестьяне, а также нѣкоторые крестьяне изъ с. Михалкова, сами вмѣсто денегъ получали водку за работы, произведенныя по найму конторы имѣнія мѣстнаго помѣщика А. А. Пушкина. Нѣсколько разъ обращались крестьяне за разсчетомъ, но, ссылаясь на пустоту конторской кассы, расплаты деньгами не производились, а предлагалась расплата водкой. Послѣ многочисленныхъ отсрочекъ крестьяне, чтобы получить хотя что-нибудь, были вынуждены согласиться на полученіе записки для выдачи имъ изъ виннаго склада водки. Поэтому крестьянамъ, въ свою очередь, пришлось и священнику за молебны и требы предлагать водку... Производилось ли все это съ вѣдома г. Пушкина или вслѣдствіе изобрѣтательности его конторщиковъ, въ точности неизвѣстно, но, вѣроятно, вопросъ этотъ скоро выяснится, такъ какъ мѣстный земскій начальникъ, г. Елагинъ, въ виду воспрещенія расплаты виномъ закономъ, приступилъ къ производству дознанія.
Нарушеніе правъ сельскаго населенія составляетъ явленіе самое Обыденное; столь же обыденна и вялость въ возстановленіи права, когда крестьяне рѣшаются жаловаться на нарушенное право. Намъ сообщенъ весьма. характерный въ этомъ отношеніи приговоръ прихожанъ, волостного старшины и старостъ нѣсколькихъ сельскихъ обществъ. Вотъ этотъ приговоръ: "1895 года, августа 6 дня, мы, нижеподписавшіеся прихожане Топовской Казанской церкви, Камышинскаго уѣзда, Саратовской губерніи, крестьяне села Топовки и дер. Новой Топовки, бывъ сего числа въ собраніи въ зданіи топовской сельской школы, между прочимъ, имѣли сужденіе о томъ, что вотъ уже третій годъ, какъ дѣло по ходатайству нашему о переводѣ изъ Топовскаго прихода священника о. Горизонтова, постоянно пьянствующаго и не исполняющаго богослуженія въ церкви, даже по годовымъ праздникамъ, не получило еще надлежащаго разрѣшенія и разрѣшится ли оно когда-либо, намъ не извѣстно, хотя слѣдствіе о безнравственныхъ поступкахъ и о дурномъ поведеніи о. Горизонтова слѣдователемъ-священникомъ о. Поспѣловымъ было окончено болѣе года тому назадъ. Поведеніе нашего священника о. Горизонтова въ настоящее время положительно вывело насъ изъ терпѣнія, ибо онъ, вслѣдствіе ли производящагося о его поступкахъ слѣдствія или по врожденной склонности его къ вину, пьянствуетъ безъ просыпа и напивается притомъ до безпамятства, слѣдствіемъ чего является съ его стороны неисполненіе требъ, не говоря уже о церковныхъ служеніяхъ, которыя онъ совершаетъ далеко не каждый праздникъ и, какъ вѣчно пьяный, чрезъ пято на десято. При такой службѣ священника Горизонтова осталось только, чтобы меньше грѣшить,-- не ходить въ Божій храмъ, и съ этимъ мы, хотя и съ прискорбіемъ, согласны, но за исполненіемъ требъ, какъ обрядовъ установленныхъ Святою Церковью, приходится обращаться къ о. Горизонтову, который, въ пьяномъ всегда видѣ, ругаетъ приходящихъ къ нему непристойными его сану словами. Были случаи, что покойники, приносившіеся въ церковь для службы надъ ними погребенія, стояли въ церкви съ утра до ночи въ ожиданіи, когда служитель алтаря проспится отъ пьянства. Не только подобныхъ проступковъ, а и преступленій со стороны о. Горизонтова было уже весьма много и которые подтвердились уже частью при слѣдствіи, произведенномъ верхне-добринскимъ священникомъ, показаніемъ нѣкоторыхъ изъ насъ подъ присягою. Кстати не лишне сказать, что о. Горизонтовъ и семейную жизнь ведетъ весьма укоризненно: онъ бьетъ свою жену, которая отъ него вслѣдствіе этого уѣзжаетъ украдкой къ своему отцу, псаломщику с. Рудни, гдѣ и проживаетъ по мѣсяцу и болѣе. Въ недалекомъ прошломъ матушка наша пряталась отъ батюшки въ крестьянскіе амбары, на чердаки избъ и, наконецъ, одинъ крестьянинъ заперъ ее въ сундукъ; все это мы можемъ подтвердить, если потребуется. Были случаи, что о. Горизонтовъ уходилъ съ молебновъ домой и просиживалъ тамъ по нѣскольку часовъ, объявляя посланному за нимъ, что онъ на прихожанъ наложилъ эпитемію этимъ, между тѣмъ какъ самъ похмѣлялся. Въ виду изложеннаго и въ дополненіе прежнихъ нашихъ ходатайствъ по данному вопросу мы, нижеподписавшіеся прихожане Топовской Казанской церкви, прежде чѣмъ принять личныя свои мѣры противъ о. Горизонтова, къ которымъ онъ насъ довелъ своимъ поведеніемъ, приговоромъ симъ постановили: 1) еще разъ убѣдительнѣйше просить преосвященнѣйшаго владыку епископа саратовскаго и царицынскаго, Николая, въ самомъ скорѣйшемъ времени отозвать изъ нашего прихода о. Горизонтова, не ожидая окончанія слѣдствія о дѣйствіяхъ его, которому не предвидится конца, тѣмъ болѣе, что слѣдователи-священники, посѣщающіе о. Горизонтова, ограничиваются только выпивкой. 2) Почтительнѣйше просить, вмѣстѣ съ тѣмъ, о содѣйствіи къ удовлетворенію нашего ходатайства его сіятельство господина саратовскаго губернатора. Подлинный приговоръ подписанъ прихожанами Топовской Казанской церкви, въ числѣ 98 человѣкъ, въ томъ числѣ подписался волостной старшина С. Фроловъ и старосты андреевскаго, топовскаго, рюминскаго и шомполевскаго обществъ".
Еще одинъ свѣжій фактъ, сообщенный въ газетѣ Вятскій Край. Сходъ с. Колковскаго (Орловскаго у.) имѣлъ намѣреніе смѣнить писаря или, по крайней мѣрѣ, убавить ему жалованья, въ виду того, что писарь (получающій около 800 руб.) занимается въ Колковѣ торговлею и, выстроивши противъ оконъ волостного правленія лавку,-- "магазину съ 4 створами",-- иногда на нѣсколько дней отлучается изъ правленія по торговымъ дѣламъ, назначаетъ волостной судъ по большимъ праздникамъ и, между прочимъ, назначилъ таковой даже 6 декабря,-- въ день, особенно чтимый колковпами. По мѣстный земскій начальникъ не согласился не только на увольненіе, но и на убавку жалованья. Сходъ дружно заявилъ: "У писаря жалованья убавляемъ!" Защитникъ писаря возражалъ: "У нищаго-то еще убавляете,-- нельзя!" На это слышалось въ отвѣтъ: "Хорошъ нищій, имѣетъ магазину въ 4 створа!" -- и т. д. Видя, что сходъ твердо стоитъ на своемъ, земскій начальникъ приказалъ десятскимъ и сотскимъ приводить крестьянъ по-одиночкѣ въ отдѣльную комнату, гдѣ онъ и вопрошалъ входящихъ: "Убавляешь писарю жалованья, или оставляешь старое?" -- "Оставляю старое",-- отвѣчалъ теперь уже каждый.
Какъ поднять законность въ деревнѣ?-- вотъ вопросъ, которымъ заняты правительство, печать и лучшая часть общества. Мы полагаемъ,-- и о чемъ мы уже не разъ говорили,-- что при современной темнотѣ массы населенія, при пеумѣпьѣ ею, въ большинствѣ случаевъ, защищать свое право, самымъ дѣйствительнымъ средствомъ для упроченія законности было бы введеніе всесословнаго начала въ сельское управленіе. Угнетенное состояніе сельскаго и волостного управленія есть результатъ устраненія отъ него образованнаго слоя мѣстнаго населенія. При участіи этого элемента въ сельскомъ управленіи, должностныя лица и всякаго рода "кулаки", но стѣсняющіеся теперь закономъ, станутъ осмотрительнѣе въ своихъ поступкахъ, а произвольныя ихъ дѣйствія встрѣтятъ не только отпоръ, но легко могутъ повести и къ отвѣтственности. И теперь живущая въ провинціи интеллигенція нерѣдко желаетъ быть полезной крестьянскому міру и совѣтомъ, и заступничествомъ, но въ этихъ своихъ стремленіяхъ она постоянно наталкивается на административныя и бытовыя затрудненія. Совершенно другая будетъ ея роль, когда она сдѣлается составною частью мѣстнаго управленія и ея дѣятельность получитъ юридическое основаніе. Учрежденіемъ всесословной волости, какъ справедливо замѣчаетъ газета жизнь и Искусство, сразу можно достигнуть разнообразныхъ полезныхъ результатовъ. Правительство будетъ гарантировано въ болѣе точномъ и правильномъ примѣненіи въ крестьянскомъ быту многихъ его предначертаній; волость получитъ возможность выбирать болѣе способныхъ представителей и защитниковъ ея интересовъ. Такое положеніе дѣлъ представляется прямымъ и логическимъ выводомъ изъ всей правительственной дѣятельности послѣднихъ десятилѣтій и насущнѣйшею современною потребностью въ виду того прискорбнаго факта, что за 35-лѣтіе мы не успѣли и не сумѣли упрочить тѣ начала гуманности и справедливости, которыя легли въ основаніе великихъ преобразованій императора Александра II.
Юридическая безпомощность сельскаго населенія составляетъ величайшій недугъ нашей жизни. Это всѣ сознаютъ, объ этомъ много говорятъ и пишутъ, но дѣло устраненія недуга не двигается впередъ. Крестьянскій міръ нуждается въ защитѣ какъ своихъ личныхъ, такъ и имущественныхъ правъ. Необходимость въ организаціи ея столь же велика, какъ необходимость въ организаціи медицинской помощи и въ распространеніи грамотности. Уѣздъ долженъ быть раздѣленъ на земскіе юридическіе участки съ юристомъ въ каждомъ изъ нихъ. Такіе юристы, кромѣ веденія дѣлъ въ окружныхъ судахъ, сумѣютъ оказать помощь крестьянамъ всегда, когда въ этомъ будетъ чувствоваться надобность. Крестьянинъ, нуждающійся въ защитѣ, всегда найдетъ ее вблизи; онъ будетъ все рѣже обращаться къ подпольной адвокатурѣ, какъ онъ все рѣже обращается къ знахарямъ и идетъ въ земскую больницу. На весь Николаевскій уѣздъ, состоящій изъ 56 волостей,-- пишутъ въ Саратовскій Листокъ,-- у насъ имѣется всего одинъ повѣренный, живущій въ Николаевскѣ. 56 волостныхъ судовъ, 12 земскихъ начальниковъ, 2 городскихъ судей и 1 уѣздный членъ, итого 71 судебная (первая) инстанція и одинъ повѣренный! По необходимости крестьянамъ приходится пользоваться совѣтами разныхъ проходимцевъ, "мѣстныхъ адвокатовъ", жестоко платясь за свою довѣрчивость. Волостному суду предоставлено право рѣшать дѣла далеко не маловажныя. По двумъ однороднымъ дѣламъ въ одномъ и томъ же судѣ бываютъ противорѣчащія другъ другу рѣшенія. Въ этомъ случаѣ и истцы, и отвѣтчики идутъ, за отсутствіемъ повѣренныхъ, искать свѣдущихъ людей въ трактирахъ и кабакахъ.
Нѣкоторымъ, хотя пока еще весьма небольшимъ контролемъ надъ дѣлами деревни служитъ провинціальная печать. Чѣмъ большей свободой будетъ она пользоваться, тѣмъ больше услугъ будетъ оказывать она родинѣ. Какъ извѣстно, въ провинціи ничего не можетъ быть напечатано безъ предварительной цензуры. Но съ января въ Читѣ разрѣшено издавать первую провинціальную газету безъ предварительной цензуры, подъ заглавіемъ жизнь въ Восточной Окраинѣ. По этому поводу газета Владивостокъ замѣчаетъ: "Мы вполнѣ увѣрены, что за первымъ примѣромъ безцензурной газеты явятся и другіе, и вопросъ, который такъ живо и долго волновалъ многіе десятки нашихъ мѣстныхъ органовъ, будетъ разрѣшенъ на практикѣ въ пользу общественныхъ интересовъ. Этотъ вопросъ давно стоялъ на очереди и близко интересовалъ не только представителей печати, но и администрацію. Дѣло въ томъ, что, какъ извѣстно, въ большинствѣ провинціальныхъ городовъ нѣтъ спеціальныхъ органовъ цензуры, и тѣ лица, на которыхъ возлагаются обязанности газетныхъ цензоровъ, обыкновенно бываютъ обременены массою непосредственныхъ обязанностей по службѣ, и для нихъ цензорскія обязанности являются лишнимъ и, сплошь и рядомъ, тяжелыхъ бременемъ, что одинаково тяжело отзывается на обѣихъ сторонахъ, на цензорѣ и на цензуруемой газетѣ. Далѣе, центральная администрація давно оцѣнила, какое огромное значеніе имѣетъ мѣстная печать для правильнаго хода провинціальной жизни. Между тѣмъ, именно въ провинція, при многообразіи и подчасъ противорѣчивости интересовъ и вліяній, цензору съ одной стороны и печати съ другой трудно, иногда и невозможно лавировать между всевозможными Сциллами и Харибдами и удовлетворять насущнымъ требованіямъ, запросамъ и тяготамъ мѣстной жизни".-- Есть слухъ о предстоящемъ пересмотрѣ цензурнаго устава. Вѣроятно, вопросъ объ изданіи провинціальныхъ газетъ безъ цензуры будетъ при этомъ затронутъ и изслѣдованъ. Было бы желательно, говоритъ Нижегородскій Листокъ, чтобы къ работамъ по этому пересмотру были привлечены, въ качествѣ свѣдущихъ людей, редакторы и издатели газетъ; они могли бы дать богатый практическій матеріалъ для оцѣнки тѣхъ правилъ, которыя примѣнялись или которыя будутъ примѣняться при цензурованіи газетъ. Ихъ голосъ былъ бы далеко не безполезенъ и разъяснилъ бы многое, непонятное лицамъ близко незнакомымъ съ условіями дѣятельности провинціальной печати.
Несовершенства закона о земскихъ начальникахъ также являются одной изъ причинъ неурядицъ въ нашей сельской жизни. Въ числѣ недостатковъ этого закона есть и такой, который искажаетъ принципъ земскаго самоуправленія и тѣмъ наноситъ значительный вредъ земскому дѣлу. Мы говоримъ о предоставленномъ земскимъ начальникамъ правѣ участвовать въ земскихъ собраніяхъ. Учреждая земское самоуправленіе, законодатель, разумѣется, имѣлъ въ виду поставить это дѣло въ такія условія, чтобы голосъ гласныхъ былъ возможно свободенъ отъ постороннихъ вліяній, чтобы мнѣнія свои они высказывали самостоятельно. Между тѣмъ, участіе земскихъ начальниковъ въ земскихъ собраніяхъ сильно парализуетъ эту мысль законодателя. Отовсюду получаются извѣстія, что волостные старшины и крестьяне, выбранные гласными, находятся подъ давленіемъ земскихъ начальниковъ и подаютъ голоса сообразно указаніямъ своихъ начальниковъ. При баллотировкѣ даже незначительныхъ вопросовъ открытою подачею голосовъ, т.-е. вставаніемъ и сидѣніемъ, какъ это обыкновенно принято въ земствахъ, гласные волостные старшины и крестьяне сидятъ или встаютъ, смотря по тому, встали или нѣтъ ихъ начальники. Вотъ одна изъ многихъ иллюстрацій такого положенія дѣлъ: Въ настоящее время,-- пишутъ изъ Сызрани въ Самарскую Газету,-- получается много извѣстій, что земства, на основаніи разъясненія сената, отказываютъ земскимъ начальникамъ въ безплатныхъ разъѣздахъ на земскихъ лошадяхъ. Одно только наше земство въ этомъ отношеніи составляетъ исключеніе и попрежяему любезно предоставляетъ гг. земскимъ начальникамъ пользоваться безплатными разъѣздами. Объясняется это составомъ нашихъ земскихъ гласныхъ. Въ составъ земскаго собранія у насъ входятъ прежде всего всѣ земскіе начальники (за исключеніемъ, кажется, одного), затѣмъ 7 старшинъ, 8 гласныхъ отъ города, 1 отъ удѣла, остальные около 15 человѣкъ отъ дворянъ. Вотъ приблизительный составъ земскаго собранія. Если взять вмѣстѣ старшинъ и земскихъ начальниковъ, то получится довольно солидная группа, въ которой очень и очень небольшаго недостаетъ до большинства. Что старшины всегда солидарны съ земскими начальниками,-- это, кажется, не требуетъ доказательствъ и объясняется ихъ служебнымъ положеніемъ. Вопросъ, поднятый земскимъ начальникомъ, всегда усиленно поддерживается и соотвѣтствующимъ старшиной, если дѣло касается извѣстной мѣстности, въ которой имѣетъ какое-либо отношеніе старшина -- гласный. Само собой разумѣется, что и остальные земскіе начальники не идутъ въ разрѣзъ съ своимъ товарищемъ.
Единодушно и громко высказавшееся общественное мнѣніе объ отмѣнѣ тѣлесныхъ наказаній отразилось и на характерѣ земскихъ ходатайствъ. На сессіяхъ передъ Рождествомъ большинство земствъ, чтобы провести предложеніе, ходатайствовали лишь объ отмѣнѣ тѣлесныхъ наказаній для окончившихъ школу, да и такія ограничительныя предложенія нѣкоторые предсѣдатели собраній считали выходящими изъ сферы вѣдомства земства и не допускали ихъ баллотировки. На послѣднихъ же сессіяхъ земства уже ходатайствуютъ о совершенной отмѣнѣ тѣлесныхъ наказаній. Мотивы къ этому ходатайству весьма полно выражены гласнымъ П. А. Оленинымъ на рязанскомъ губернскомъ земскомъ собраніи. Гласный говорилъ о томъ, что наказаніе это низводитъ человѣка на степень животнаго, убивая въ немъ чувство достоинства; что оно позорно для подвергающихся ему и унизительно для тѣхъ, кто его примѣняетъ; что оно нецѣлесообразно, такъ какъ не достигаетъ исправительной цѣли: человѣка, дорожащаго своимъ достоинствомъ, оно повергаетъ въ отчаяніе или доводитъ до потери стыда, для человѣка же потеряннаго -- оно не страшно. Наконецъ, если вспомнить, что возможны случаи неправильнаго, лицепріятнаго примѣненія тѣлеснаго наказанія, то весь ужасъ его будетъ вполнѣ очевиденъ. Губернская управа присоединилась къ мнѣнію гласнаго Оленина и предложила собранію, не дѣлая различія между лицами, кончившими и не кончившими въ школѣ, ходатайствовать передъ правительствомъ вообще объ исключеніи тѣлесныхъ наказаній изъ числа наказаній, налагаемыхъ волостными судами Рязанской губерніи. Гласный Мичуринъ находилъ, что подобное ходатайство превышаетъ компетенцію собранія; но мнѣніе это не встрѣтило поддержки. Полагая, затѣмъ, что вопросъ достаточно ясенъ самъ по себѣ и не нуждается въ дальнѣйшемъ обсужденіи, собраніе рѣшило перейти безъ преній къ голосованію предложенія управы. Въ результатѣ голосованія ходатайство объ отмѣнѣ тѣлесныхъ наказаній принято большинствомъ собранія.
Своеобразно мотивировано ходатайство костромского губернскаго земства,-- ходатайство принятое единогласно,-- объ освобожденія отъ тѣлеснаго наказанія всѣхъ крестьянъ Костромской губерніи. "Нижеподписавшіеся гласные,-- говорится въ мотивированномъ предложеніи земскому собранію,-- имѣютъ честь внести въ губернское земское собраніе предложеніе о возбужденіи предъ правительствомъ ходатайства объ отмѣнѣ въ Костромской губерніи тѣлесныхъ наказаній, налагаемыхъ на обвиняемыхъ волостными судами. Что бы это ходатайство не было сочтено за возбужденіе вопроса общегосударственнаго значенія, нижеподписавшіеся не приводятъ доводовъ, какіе только могутъ быть приведены противъ тѣлеснаго наказанія съ точки зрѣнія нравственности, справедливости и самыхъ элементарныхъ понятій о человѣческомъ достоинствѣ, ограничившись лишь доводами чисто-мѣстнаго значенія. Что такое ходатайство можетъ быть обращено лишь въ интересахъ данной мѣстности, убѣдительнымъ доказательствомъ этого можетъ служить ходатайство объ этомъ предметѣ генералъ-губернаторовъ туркестанскаго и степного. Ихъ ходатайство мотивировано тѣмъ, что во ввѣренномъ ихъ управленію краѣ туземцы не подвергаются тѣлеснымъ наказаніямъ; русскихъ же людей, живущихъ въ тѣхъ мѣстахъ, подвергаютъ ему по рѣшеніямъ волостныхъ судовъ. Такимъ образомъ, цивилизуемые дикари изъяты отъ этого позорнаго наказанія, а русскіе цивилизаторы, на виду тѣхъ же дикарей, подвергаются воздѣйствію розогъ. Такая аномалія и вызвала означенное ходатайство.
"Костромская губернія находится также въ исключительномъ положеніи: изъ нѣкоторыхъ уѣздовъ почти все взрослое мужское населеніе уходитъ на заработки въ разные города, а преимущественно въ столицы. Совершивъ проступокъ въ Москвѣ и Петербургѣ, виновный подвергается ординарнымъ наказаніямъ и его никоимъ образомъ не подвергнутъ тѣлесному наказанію, по той простой причинѣ, что общія судебныя мѣста и мировые судьи не могутъ присуждать къ этому наказанію. Такимъ образомъ, жители Костромской губерніи, живя въ столицѣ, избавлены отъ позорнаго наказанія, дома же могутъ быть подвергнуты ему. Такъ какъ нравственный уровень крестьянина одинъ и тотъ же, находится ли онъ въ столицѣ или дома, то въ виду сего весьма естественно, что онъ не можетъ усвоить себѣ, почему за одинъ и тотъ же проступокъ въ одномъ мѣстѣ его наказываютъ розгами, а въ другомъ онъ избавленъ отъ сѣченія. Такая двойственность неминуемо должна колебать понятія о справедливости и необходимости такого наказанія, которое является какъ бы прикрѣпленнымъ къ извѣстнымъ мѣстамъ. Работая въ столицѣ въ теченіе многихъ лѣтъ и вращаясь между населеніемъ болѣе развитымъ и стоящимъ на извѣстной уже степени культурности, рабочіе и сами развиваются и дѣлаются болѣе чуткими къ вопросамъ нравственности и человѣческаго достоинства. По понятіямъ такихъ лицъ, тѣлесное наказаніе является уже не наказаніемъ, а отрицаніемъ естественныхъ человѣческихъ правъ и такимъ униженіемъ человѣка, одна мысль о которомъ приводитъ въ трепетъ.
"Очень многіе жители Костромской губерніи, благодаря своимъ отхожимъ промысламъ, пріобрѣтаютъ значительныя богатства. Возвращаясь на родину, нѣкоторые изъ нихъ строятъ на свои средства церкви, школы, богадѣльни и т. п. Такимъ образомъ, эти лица нерѣдко являются благодѣтелями своего края, пользуются заслуженнымъ уваженіемъ своихъ соотечественниковъ. Подобнымъ лицамъ одна мысль о возможности подвергнуться позорному наказанію представляется такимъ страшилищемъ, которое удерживаетъ ихъ отъ возвращенія на родину, а слѣдовательно и лишаетъ послѣднюю духовныхъ и матеріальныхъ благъ, нерѣдко приносимыхъ съ собою возвратившимися съ работъ въ свой край костромичами.
"На основаніи изложеннаго и заботясь объ интересахъ нашего родного края, нижеподписавшіеся и предлагаютъ возбудить ходатайство объ отмѣнѣ въ предѣлахъ Костромской губерніи тѣлеснаго наказанія, а также и объ избавленіи жителей Костромской губерніи отъ него, гдѣ бы они ни находились".
Губернское собраніе, какъ мы уже сказали, постановило единогласно ходатайствовать о полной отмѣнѣ тѣлеснаго наказанія.