Иванюков Иван Иванович
Очерки провинциальной жизни

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

Очерки провинціальной жизни.

   Кустарный отдѣлъ на Нижегородской выставкѣ былъ предметомъ большого вниманія публики. Интересный самъ по себѣ, онъ представлялъ сугубый интересъ для друзей народной промышленности, для знатоковъ этого дѣла. Друзья народной промышленности съ удовольствіемъ отмѣчали значительный прогрессъ кустарнаго производства во всѣхъ тѣхъ губерніяхъ, гдѣ земство осуществляетъ систематическую программу мѣропріятій для его развитія. Въ числѣ этихъ земствъ едва ли не на первомъ мѣстѣ стоятъ вятское и пермское.
   Кустарныя произведенія вятичей экспонированы на выставкѣ въ очень полной коллекціи. Чего тутъ только нѣтъ!-- говоритъ одинъ изъ изслѣдователей кустарнаго дѣла въ своемъ отчетѣ Саратовскому Листку. Цѣлый рядъ промысловъ по обработкѣ дерева; промыслы экипажный, столярный, токарный. Корзинщики, сундучники, трубочники и мастера очень изящныхъ издѣлій изъ корня березы и капа выставили свои произведенія. Замѣчательною чистотой работы и красотой отличается также мебель кустарей. Далѣе идутъ издѣлія по обработкѣ волоса, шерсти, рога, кожевенное производство; обработка желѣза, мѣди и жести; гончарное производство; гипсовыя издѣлія, достигающія очень тонкой отдѣлки; кружевно производство, веревочное; музыкальные инструменты; крахмальное, смолокурянное, маслабойное производство и проч., и проч. Всѣ вобще издѣлія вятичей отличаются особенною тщательностью и чистотой работы. Это уже не тѣ кустарныя производства, къ которымъ мы привыкли относиться съ снисходительною улыбкой и которымъ прощали многіе недостатки ради прочности и дешевизны. Всѣмъ этимъ кустари обязаны мѣстному губернскому земству. Земство устроило кустарные склады и музеи, которые явились не только посредниками между производителями и потребителями, но имѣютъ также значеніе школъ для ознакомленія съ лучшими образцами кустарныхъ издѣлій. Выписываемые земствомъ мастера обучаютъ кустарей усовершенствованнымъ техническимъ пріемамъ въ существовавшихъ уже на мѣстѣ кустарныхъ промыслахъ и способствуютъ возникновенію новыхъ производствъ. Такимъ путемъ растетъ и совершенствуется кустарная промышленность.
   Къ устройству кустарныхъ складовъ и музея пермское земство присоединило пока единственное въ Россіи учрежденіе -- "кустарный банкъ". Банкъ существуетъ съ 1894 года, но отчетъ за этотъ первый операціонный годъ не содержалъ еще матеріала, достаточнаго для общихъ выводовъ, вслѣдствіе крайне ограниченныхъ операцій въ этомъ году. Недавно вышедшій отчетъ банка за 1895 годъ, передаваемый въ Новостяхъ, даетъ уже опредѣленную картину дѣятельности его и, по счастью, картину блестящую. Операціи пермскаго кустарнаго банка получили въ 1895 году значительное развитіе по сравненію съ предшествовавшимъ годомъ: въ отчетномъ году банкомъ выдано 1,141 ссуда или въ 4 раза болѣе, чѣмъ въ 1894 году, въ общемъ на сумму 127,742 руб. 13 коп. (въ 1894 году на 32,532 р. 30 к.).
   Но что особенно важно въ дѣлахъ банка, на что особенно должны обратить вниманіе и правительство и земство -- это аккуратное возвращеніе ссудъ кустарями, свидѣтельствующее, что учрежденіе кустарныхъ банковъ не грозитъ никакими потерями, а кустарному дѣлу приносить огромную пользу. Изъ отчета видно, что поступленія въ возвратъ выданныхъ ссудъ, въ общемъ, значительно превысили ожидавшуюся сумму, вслѣдствіе досрочныхъ платежей и возврата просроченныхъ ссудъ. При этомъ слѣдуетъ отмѣтить, что нерѣдко причиной отсрочки служило несоотвѣтствіе первоначально заявленныхъ кустарями сроковъ платежей со временемъ продажи ими издѣлій, такъ что въ этихъ случаяхъ была собственно простая перемѣна сроковъ платежей. Не поразительно ли даже, что за весь почти двухлѣтній періодъ дѣятельности банка былъ лишь одинъ случай принудительнаго взысканія долга. И вотъ, въ результатѣ, банкъ, по-истинѣ облагодѣтельствовавшій кустарей, не только не понесъ ни копейки убытка, а получилъ еще 3,967 р. чистой прибыли. Опредѣлившійся уже ходъ операцій пермскаго банка позволяетъ констатировать то чрезвычайно важное положеніе, что мелкій народный кредитъ можетъ быть организованъ правительствомъ и общественными учрежденіями безъ риска приплатъ и обремененія бюджетныхъ средствъ. Это положеніе представляется тѣмъ болѣе справедливымъ, что кліенты пермскаго банка умышленно имъ выбираются не изъ состоятельной среды сельскаго населенія, а, наоборотъ, по преимуществу изъ лицъ не обладающихъ средствами. Исходя изъ того соображенія, что кустарю богатому, ведущему промыселъ главнымъ образомъ при помощи наемныхъ рабочихъ, живется хорошо и безъ поддержки со стороны, и что въ неравной борьбѣ за существованіе разныхъ разрядовъ кустарнаго населенія гибнутъ по преимуществу трудовыя, семейныя кустарныя хозяйства, банкъ почти всѣ свои рессурсы удѣляетъ именно кліентамъ послѣдняго рода. Выдача ссудъ кустарямъ, занимающимся промысломъ при содѣйствіи наемныхъ рабочихъ, допускается банкомъ лишь при существованіи особо уважительныхъ поводовъ. Чтобы знать своихъ кліентовъ, чтобъ оказывать помощь дѣйствительно нуждающимся и заслуживающимъ кредита, банкъ въ своей дѣятельности всецѣло опирается на густую сѣть агентовъ, по преимуществу изъ народныхъ учителей, которые даютъ разъясненіе крестьянамъ объ условіяхъ полученія ссудъ, снабжаютъ ихъ бланками для составленія документовъ и даютъ банку отзывы объ имущественномъ положеніи и нравственныхъ качествахъ кліентовъ. Такова плодотворная и поучительная дѣятельность пермскаго кустарнаго банка. Администрація банка имѣла полное право указать въ отчетѣ съ чувствомъ нравственнаго удовлетворенія на достигнутые результаты и на тѣ обширныя симпатіи и вниманіе, которыми пользуется банкъ среди трудового населенія.
   Если въ успѣхахъ кустарной промышленности, иллюстрировавшихся на Нижегородской выставкѣ, посѣтитель видѣлъ результатъ работы почти исключительно земской, то въ научно-учебномъ отдѣлѣ выставки и въ иллюстраціи на ней дѣла народной школы посѣтитель видѣлъ результаты работы какъ земства, такъ и частныхъ лицъ. Павильонъ же воскресныхъ школъ, помѣстившійся въ уютномъ уголкѣ научно-учебнаго отдѣла, обязанъ своимъ существованіемъ исключительно частной иниціативѣ, труду тысячъ скромныхъ людей, работающихъ для распространенія просвѣщенія въ народѣ. Воскресныя школы,-- говоритъ обозрѣватель выставки въ Нижегородскомъ Листкѣ,-- разрослись въ 30--35 лѣтъ въ обширную семью, привлекаютъ къ себѣ вниманіе каждаго, кому дорого просвѣщеніе народа. Обстановка, за небольшимъ исключеніемъ, болѣе чѣмъ скромна: кипы тетрадей, папокъ, груды книгъ -- безъ переплета или въ очень простенькомъ переплетѣ, фотографическія группы, въ большинствѣ случавъ въ самыхъ заурядныхъ рамкахъ или даже безъ нихъ, модели и чучела животныхъ и рядъ другихъ наглядныхъ пособій съ возвышающимся среди всего этого бюстомъ старика Песталоцци, обнявшаго одною рукой мальчика, а другою мимически поясняющаго ему свою рѣчь. Но въ этомъ уголкѣ выставки собраны и классифицированы драгоцѣнныя данныя о другихъ слишкомъ трехстахъ культурно-просвѣтительныхъ уголкахъ, разбросанныхъ по всему пространству нашего обширнаго отечества. Воскресныя школы разрослись и избороздили вдоль и поперекъ наше отечество. Есть школы и въ Псковѣ, есть и въ Калугѣ, есть онѣ и въ Полтавѣ, Харьковѣ, Симферополѣ, Пятигорскѣ, Красноярскѣ, Тобольскѣ, Томскѣ, Читѣ и т. д. Школы эти растутъ какъ числомъ, такъ и количествомъ посѣщающихъ ихъ. Здѣсь люди изъ народа и изъ образованнаго класса сходятся вмѣстѣ во имя такихъ высокихъ цѣлей, какъ учиться и учить. А потому школы эти представляютъ по-истинѣ одно изъ самыхъ отрадныхъ явленій современной общественной жизни. И такихъ школъ намъ нужно не сотни, а тысячи, десятки тысячъ. И пусть идетъ сюда больше и больше работниковъ. И всякій, кто придетъ работать въ воскресную школу, потомъ не пожалѣетъ: работа въ воскресной школѣ представляетъ трудъ, дающій человѣку большое нравственное удовлетвореніе. "Въ воскресной школѣ сталкиваются два теченія: съ одной стороны, въ школу идутъ люди, жаждущіе свѣта, идутъ часто со страстнымъ желаніемъ научиться грамотѣ, развить свой умъ, обогатить его познаніями; съ другой стороны, преподающіе безкорыстно несутъ сюда стремленіе подѣлиться своими знаніями съ ближнимъ, принести ему пользу; и эти два теченія, соприкасаясь, дѣлаютъ работу легкой, живой, успѣшной, образуютъ простыя, дружескія, искреннія отношенія между людьми, въ обычныхъ условіяхъ жизни стоящими обыкновенно далеко другъ отъ друга. Эти отношенія между учащими и учащимися составляютъ свѣтлую сторону всѣхъ воскресныхъ школъ, создаютъ атмосферу, въ которой легко дышется и хорошо работается".
   Въ настоящее время, въ среднемъ, можно считать по 100 учащихся на каждую воскресную школу. Такимъ образомъ, благодаря общественной иниціативѣ въ дѣлѣ образованія, слишкомъ 17,000 человѣкъ находятъ возможность или получать первоначальное образованіе, или пополнять пробѣлы въ немъ. Преподавательскій контингентъ городскихъ воскресныхъ школъ въ огромномъ большинствѣ случаевъ состоитъ изъ людей педагогическихъ профессій, въ значительной степени изъ учительницъ и учителей городскихъ начальныхъ школъ. Трудъ преподавательскаго персонала воскресныхъ школъ нигдѣ не оплачивается. Такимъ образомъ, здѣсь мы встрѣчаемъ группу трудящагося совершенно безвозмездно люда, отдающаго послѣ нелегкой недѣльной педагогической работы свой кратковременный отдыхъ воскресной шкодѣ. Конечно, на такой трудъ способенъ лишь тотъ человѣкъ, въ средѣ котораго живутъ дѣятельная любовь къ людямъ и непоколебимая вѣра въ святое значеніе школы. Жертвуя школѣ свой трудъ, учительскій персоналъ воскресныхъ школъ, несмотря на принадлежность къ той профессіи, работа которой оплачивается весьма скудно, повсемѣстно участвуетъ взносами въ расходахъ по содержанію школы.
   Господствующій контингентъ учащихся въ воскресныхъ школахъ составляетъ трудящійся классъ. Въ воскресныя школы поступаютъ безъ всякаго различія вѣроисповѣданія, возраста и сословія. Большинство учащихся здѣсь въ возрастѣ отъ 12 до 30 лѣтъ, хотя встрѣчаются и сорокалѣтніе. Если, въ среднемъ, на школу приходится 100 человѣкъ, то въ большихъ городахъ воскресныя школы посѣщаются нѣсколькими сотнями и чувствуется переполненность школъ. Въ харьковскую воскресную школу приходятъ до 500 ученицъ; въ четырехъ воскресныхъ школахъ по шлиссельбургскому тракту учится свыше тысячи лицъ; въ московскихъ школахъ по нѣскольку сотенъ въ каждой; въ нижегородскихъ школахъ учится около 500 человѣкъ въ каждой; первую ставропольскую школу посѣщало свыше 300 лицъ, орловскую -- 286 и т. д., и т. д. Такимъ образомъ воскресныя школы, какъ и школы народныя, краснорѣчиво свидѣтельствуютъ ростъ въ народѣ потребности въ образованіи и въ необходимости повсемѣстнаго ихъ устройства. Надо думать, что выставка въ Нижнемъ не останется безъ результатовъ для дѣла развитія воскресныхъ школъ. По общимъ отзывамъ, павильонъ воскресныхъ школъ всегда переполненъ посѣтителями. Помѣщенные здѣсь многочисленные экспонаты, характеризующіе бытъ, дѣятельность и успѣхи воскресныхъ школъ, превосходныя справочныя изданія, наконецъ, примѣръ и убѣжденныя и привлекательныя рѣчи лицъ, сидящихъ съ утра до вечера и съ самою предупредительною готовностью дающихъ вамъ подробнѣйшіе совѣты, указанія, справки по дѣлу воскресныхъ школъ,-- все это не только знакомитъ посѣтителей съ дѣломъ воскресныхъ школъ, но и вызываетъ горячее желаніе взяться за то же. Теперь уже извѣстно,-- говоритъ обозрѣватель выставки въ Русскихъ Вѣдомостяхъ,-- что значительная часть посѣщающихъ павильонъ воскресныхъ школъ выходятъ отсюда или съ усилившимся желаніемъ продолжать свою работу въ воскресныхъ школахъ, или съ твердымъ намѣреніемъ положить ей начало. Если бы для пропаганды другихъ народно-просвѣтительныхъ учрежденій на выставкѣ была сдѣлана хоть десятая доля того, чтосдѣлано по отношенію къ воскреснымъ школамъ, то этимъ было бы сдѣлано важное дѣло.
   Павильонъ воскресныхъ школъ служитъ мѣстомъ соединенія людей, работающихъ на одномъ поприщѣ. Здѣсь узнаютъ о существованіи воскресныхъ школъ въ глуши, о которыхъ до выставки никто не зналъ. Вотъ, для примѣра, одно изъ характерныхъ сообщеній о такихъ невѣдомыхъ школахъ въ глуши, напечатанное въ Русскихъ Вѣдомостяхъ. Въ павильонъ воскресныхъ школъ являлись почти ежедневно три молодыхъ дѣвушки, сельскія учительницы, очевидно, весьма дружныя между собою. Онѣ по долгу оставались въ этомъ павильонѣ, перечитывая отчеты, разсматривая ученическія тетради и тихо дѣлясь между собою впечатлѣніями. Дѣвушки были очень скромны и молчаливы съ посторонними, но частыя посѣщенія мало-по-малу сблизили ихъ съ представительницами отдѣла воскресныхъ школъ, и вотъ что пришлось узнать о нихъ. Всѣ три дѣвушки учились въ одномъ учебномъ заведеніи и были дружны со школьной скамьи. По окончаніи гимназіи двѣ изъ нихъ нашли мѣста учительницъ въ маленькомъ уѣздномъ городкѣ, въ народной школѣ, а третья поѣхала въ село, находившееся въ девяти верстахъ отъ города. Дружба молодыхъ дѣвушекъ продолжалась по-прежнему; онѣ часто видѣлись, много говорили о любимомъ школьномъ дѣлѣ. Гуманныя чувства двухъ изъ нихъ привлекала къ себѣ тюрьма маленькаго города. Третья же обратила свое вниманіе на сосѣднее село, въ которомъ буквально но было ни одного грамотнаго, и организовала тамъ, при помощи мѣстнаго священника, воскресную школу. Крестьяне повѣрили искреннему слову, согласились дать подъ школу избу, отапливать ее соломой и посылать лошадь и телѣгу за учительницей. Учениковъ набралось до 30 человѣкъ; здѣсь были и малолѣтніе, и подростки, и взрослые -- и обучать ихъ одной учительницѣ было не легко. Батюшку отвлекали часто приходскія требы. Тогда тріумвиратъ учительницъ рѣшилъ, что и двѣ городскія учительницы будутъ пріѣзжать по очереди въ село черезъ воскресенье. Благодаря этому, школьное дѣло въ селѣ наладилось хорошо. Школа въ тюрьмѣ шла своимъ чередомъ. Вначалѣ жутко было молодымъ дѣвушкамъ браться за учебу вполнѣ незнакомыхъ имъ людей, но арестанты поняли то добро, какое приносили имъ дѣвушки, и выражали имъ глубокую признательность. Арестанты называли имъ "сестрицами", какъ называютъ солдаты на войнѣ "сестеръ милосердія",-- и занятія въ школѣ являлись для этихъ несчастныхъ настоящимъ праздникомъ. Такъ существуютъ уже два года эти двѣ школы, впервыя ставшія извѣстными благодаря съѣзду въ Нижнемъ работниковъ въ воскресныхъ школахъ.
   По-истинѣ счастливы тѣ люди, духовный складъ которыхъ неудержимо влечетъ ихъ посвятить себя всецѣло работѣ на благо народа. Живя для блага народа, они и сами достигаютъ высшихъ благъ жизни -- душевнаго мира и нравственнаго удовлетворенія. Отрадное чувство доставляется провинціальными газетами ихъ читателю непрестанными сообщеніями о дѣятельности такихъ людей, разбросанныхъ во всѣхъ уголкахъ нашего отечества. Къ сожалѣнію, столичная пресса слишкомъ мало пользуется этимъ матеріаломъ. Вотъ, напримѣръ, доблестная жизнь священника села Ндолги, Саратовскаго уѣзда, о. Лебедева, тридцатипятилѣтній юбилей котораго недавно справляло сельское населеніе. Изъ данныхъ, напечатанныхъ въ Саратовскомъ Дневникѣ, мы узнаемъ, что о. Лебедевъ прямо по окончаніи курса ученія въ саратовской духовной семинаріи поступилъ священникомъ въ с. Идолгу и въ теченіе всего времени своего служенія, не покладаючи рукъ, работалъ на пользу своихъ прихожанъ, въ особенности же заботился объ умственномъ развитіи какъ взрослыхъ, такъ и дѣтей. Почти безъ всякаго отягощенія небогатаго сельскаго общества, исключительно на пожертвованія, онъ въ Идолгѣ построилъ прекраснѣйшее помѣщеніе для школы, стоимостью свыше 7,000 руб., со всякими приспособленіями, требуемыми школьною гигіеной. Церковно-приходскія школы тогда еще не были въ ходу, и школа идолгская стала земской. Наступило затѣмъ время, когда духовенство, въ силу требованія свыше, усиленно занялось учрежденіемъ церковно-приходскихъ школъ. Къ о. Лебедеву было предъявлено его начальствомъ требованіе, чтобъ онъ склонилъ крестьянъ превратить земскую школу въ церковно-приходскую. О. Лебедевъ отказался сдѣлать это, очевидно, въ виду того соображенія, что преподаваніе въ школѣ, благодаря земству, было поставлено образцово и вопросъ еще, какъ бы оно было организовано, поступивши въ вѣдѣніе епархіальнаго совѣта. О. Лебедевъ слишкомъ дорожилъ своимъ дѣтищемъ и не хотѣлъ подвергать его риску. За такой отказъ ему грозили большія непріятности, но, къ счастью, онѣ были устранены, а школа и по сіе время осталась земской. О. Лебедевъ заботился не объ одномъ умственномъ развитіи идольжанъ, а также и объ улучшеніи ихъ экономическаго положенія. Онъ организовалъ при школѣ обученіе столярному и кузнечному ремесламъ; по его иниціативѣ и при ближайшемъ участіи идольжане учредили у себя ссудосберегательное товарищество. И мастерскія, и товарищество въ настоящее время прекрасно дѣйствуютъ; товарищество ежегодно отчисляетъ отъ своихъ прибылей порядочныя суммы на поддержку школы. Теперь Идолга представляетъ изъ себя не часто встрѣчающійся примѣръ внѣшняго благоустройства; она имѣетъ мостовую на своей главной улицѣ и "водопроводъ". Послѣдній, правда, примитивнаго устройства, но, тѣмъ не менѣе, въ смыслѣ удобства для жителей, онъ даетъ очень много. Мостовая же замѣнила собою великую топь и грязь на улицѣ, гдѣ прежде въ теченіе почти всего лѣта, не говоря уже о веснѣ и осени, стояло непроходимое болото, вслѣдствіе тинистой, грязной рѣчонки, протекающей тутъ по сосѣдству. Сооружены были мостовая и водопроводъ натурой, при непосредственномъ прямомъ участіи священника, который и канаву копалъ, и камни ломалъ наравнѣ со всѣми. Въ виду всего этого неудивительно, что населеніе Идолги относится къ своему священнику съ необычайной любовью и уваженіемъ.
   А вотъ и другой народолюбецъ, благословляемый мѣстнымъ населеніемъ, Е. И. Новиковъ, о дѣятельности котораго сообщаетъ газета Камско-Волжскій Край. Е. И. Новиковъ завѣдывалъ въ неурожайный годъ безплатными столовыми въ пятнадцати-тысячномъ населеніи Юговскаго завода, Пермской губерніи. Ознакомившись съ притонами бѣдности, онъ пришелъ къ заключенію, что и въ обычное время имѣется здѣсь значительная часть населенія, съ тяжелымъ положеніемъ которой нужно продолжать считаться. Это именно: старики, безпріютныя дѣти и искалѣченные работой на заводѣ люди. И вотъ, ради обезпеченія куска хлѣба этимъ людямъ и обученія дѣтей, г. Новиковъ устроилъ сельско-хозяйственный пріютъ -- колонію близъ Югова. Одно изъ казенныхъ зданій (бывшій заводскій музей) было отдано въ его распоряженіе. Пермская интеллигенція отнеслась весьма сочувственно къ мысли г. Новикова. Начальникъ губерніи также принялъ участіе въ этомъ дѣлѣ. Въ юговскомъ пріютѣ имѣются уже слѣдующія учрежденія:
   Школа грамоты, народная читальня съ устройствомъ въ ней народныхъ чтеній, пасѣка, мастерскія: столярная, токарная и кузнечная. Издѣлія продаются въ кустарномъ складѣ г. Перми.
   На отведенномъ горнымъ вѣдомствомъ въ аренду на 24 года участкѣ земли въ 159 десятинъ, съ платой 21 руб. ежегодно въ казну, 63 десятины отведены подъ пашню и огородъ, 78 дес. подъ выгонъ и 18 дес. для сѣнокоса. Населеніе колоніи съ наступленіемъ теплыхъ дней весною оставляетъ занятія въ школѣ и мастерскихъ и переходитъ къ работамъ на фермѣ. Въ прошломъ году -- первое лѣто существованія фермы -- исполнены своими силами почти всѣ сельско-хозяйственныя работы. Собрано столько хлѣба и овощей, что вполнѣ обезпечено было существованіе колоніи.
   Кромѣ имѣющихся уже учрежденій, юговскіи пріютъ-колонія намѣтилъ къ осуществленію слѣдующія задачи:
   1) Организовать примѣнительно къ мѣстнымъ условіямъ образцовое хозяйство, которое могло бы служить для населенія примѣромъ.
   2) Содѣйствовать распространенію улучшенныхъ земледѣльческихъ орудій и сортовъ хлѣбныхъ сѣмянъ.
   3) Путемъ демонстративныхъ бесѣдъ и чтеній въ народной читальнѣ содѣйствовать распространенію сельско-хозяйственныхъ и техническихъ знаній.
   Значеніе сообщеній о разнообразной гуманитарной дѣятельности культурныхъ людей на благо народа настолько понятно, что нѣтъ надобности его выяснять. Въ большинствѣ писемъ, получаемыхъ по этому поводу редакціей, говорится о томъ, что такія сообщенія бодрятъ духъ, подымаютъ силы на работу, даютъ отрадное сознаніе, что рядомъ съ тобой, въ различныхъ уголкахъ родины, работаютъ надъ тѣмъ же дѣломъ и другіе. Иногда къ этимъ заявленіямъ присоединится разсказъ о почтенной дѣятельности того или другого лица, работающаго въ мѣстности, откуда прислано письмо. Въ послѣдней корреспонденціи этого рода сообщается, напримѣръ, характерный разсказъ объ обстоятельствахъ, сопровождавшихъ увольненіе доктора А. О. Дацкова отъ должности на каменноугольныхъ шахтахъ гг. Иловайскихъ.
   Въ началѣ письма авторъ его говоритъ о томъ "отрадномъ чувствѣ", которое онъ испытываетъ, когда "среди неприглядныхъ сторонъ нашей провинціальной жизни" онъ встрѣчаетъ указанія на "добрыя и свѣтлыя явленія, которыя поддерживаютъ въ немъ вѣру въ людей и добро"... "Какъ отрадно прочитать, что гдѣ-то въ глуши, мѣняя городскую жизнь на жизнь полную труда и лишеній, трудится какой-нибудь неизвѣстный, маленькій по общественному положенію, но большой по пользѣ, приносимой имъ такимъ же, какъ и онъ, маленькимъ людямъ, и что эти люди, грубые на видъ и на словахъ, не остаются равнодушными и неблагодарными (въ чемъ очень часто ихъ обвиняютъ), а, напротивъ, если только представится удобный случай этимъ людямъ выказать свою любовь, благодарность и преданность, то выказываютъ ихъ съ необычайною искренностью и энергіей"... Далѣе авторъ письма говоритъ: "Недавно я прочелъ въ вашихъ очеркахъ, какъ провожали крестьяне села Мыта своего учителя Е. И. Побѣдинскаго. Сообщеніе это произвело на меня сильное впечатлѣніе еще и тѣмъ, что напомнило мнѣ, какъ недавно подобнаго же трогательнаго отношенія къ своему истинному благодѣтелю былъ я свидѣтелемъ. Мнѣ пришлось видѣть, какое впечатлѣніе и какое недовольство произвело на шахтарей, рабочихъ машино-строительнаго завода и служащихъ (рудника гг. Иловайскихъ, теперь общества русско-донецкой каменноугольной промышленности близъ ст. Харцизской) увольненіе доктора А. О. Дацкова отъ занимаемой должности, вслѣдствіе какихъ-то недоразумѣній съ г. Иловайскимъ. Какъ только разнеслась эта грустная для всѣхъ рабочихъ и служащихъ новость, такъ вечеромъ въ тотъ же день выборные отъ всѣхъ шахтъ и рабочіе завода толпой собрались у дома хозяина и просили, чтобъ ему доложили. Хозяинъ спустя немного вышелъ и спросилъ, что нужно. Тутъ выступило нѣсколько человѣкъ, объяснили цѣль прихода и стали просить, чтобы доктора оставили на заводѣ. Начались перечисленія всего добра и всего хорошаго, что сдѣлалъ имъ докторъ. Но на всѣ ихъ просьбы и перечисленія хозяинъ коротко отвѣчалъ: "Не могу, не хочу, не могу!"...-- и только. Ему очень резонно сказалъ одинъ изъ рабочихъ: "Еслибы вы разсчитывали кого-нибудь изъ завѣдывающихъ или управляющаго шахтами, или кого-нибудь изъ служащихъ завода и шахтъ, мы не пришли бы васъ просить, хотя бы онъ и былъ, для насъ очень хорошимъ человѣкомъ; можетъ быть, того требуетъ польза дѣла, но такъ какъ докторъ, кромѣ нашей пользы, никакого отношенія къ каменноугольному дѣлу не имѣетъ, то мы имѣемъ право просить васъ о его оставленіи на мѣстѣ, потому что доктору мы довѣряемъ и онъ намъ дѣлаетъ много добра".-- "Я,-- отвѣчалъ г. Иловайскій,-- найду вамъ другого, лучшаго доктора!" Всѣ, какъ въ одинъ голосъ, закричали: "Лучшаго намъ не надо, лучшаго не найти! Если вамъ кажется, что онъ много получаетъ или доктору кажется малымъ его жалованье, то мы согласны платить ему отъ себя, лишь бы онъ остался!" Переговоры длились еще долго, но г. Иловайскій ни на что не соглашался, и докторъ былъ замѣщенъ другимъ. "Вы спросите,-- продолжаетъ авторъ письма,-- чѣмъ же заслужилъ къ себѣ такую любовь докторъ Дацковъ. А тѣмъ, что рабочіе въ немъ увидали человѣка, безкорыстно желающаго имъ добра и въ полномъ смыслѣ благодѣтеля. Помимо побочныхъ добрыхъ дѣлъ, какъ-то: устройства народныхъ чтеній, которыя всегда привлекали столько слушателей изъ рабочихъ и шахтарей, что кажется "негдѣ было упасть яблоку" (а чтенія въ такихъ проклятыхъ мѣстностяхъ, какъ шахты, гдѣ одно есть развлеченіе -- водка, являлись истиннымъ благодѣяніемъ, и это сознавалось всѣми), докторъ всегда заботился объ устройствѣ болѣе споеныхъ жилищъ для шахтарей и чистотѣ ихъ, а главное -- онъ никогда не дѣлалъ различія между больными, будь онъ хоть служащій, хоть шахтарь и шелъ по первому приглашенію будь хоть ночь, хоть за полночь. Онъ заботился объ улучшеніи больницы и добился-таки, что при немъ нашей больницѣ могла бы позавидовать любая губернская. Пища, одежда и чистота въ больницѣ при докторѣ Дацковѣ были примѣрныя. Много бы можно было сказать о Дацковѣ и о той пользѣ, которую онъ принесъ. Довольно будетъ, если я скажу, что въ продолженіе всей холерной эпидеміи у насъ при 5,000 населеніи и при такихъ благопріятныхъ для нея условіяхъ, какъ условія на шахтѣ, умерло всего только 3 человѣка и то только вслѣдствіе своей неосторожности, потому что ходили въ сосѣднія деревни и села, гдѣ тогда сильно свирѣпствовала холера, особенно въ Мокѣевкѣ, въ 2-хъ верстахъ отъ завода, гдѣ каждый день умирало отъ 5--15 человѣкъ. Шахтари отлично сознавали, что холера насъ миновала только благодаря усиліямъ доктора, который въ то время не имѣлъ положительно минуты отдыха и самъ просилъ, чтобы при малѣйшихъ признакахъ ему давали знать. Въ этихъ мѣстахъ, какъ въ Юзовѣ или Саратовѣ, были холерные безпорядки, а у насъ, напротивъ, порядокъ былъ рѣдкій и всякій сознательно и довѣрчиво обращался къ врачу"... Письмо свое авторъ заключаетъ слѣдующими словами: "Я не знаю, гдѣ теперь докторъ, но я очень былъ бы вамъ благодаренъ, еслибы мнѣ пришлось сказать ему этимъ письмомъ черезъ васъ: "благодарю!"
   Какъ работа культурныхъ людей въ глуши, по селамъ и деревнямъ представляетъ явленіе совсѣмъ новое, совершенно незнакомое дореформенной Россіи, точно также совсѣмъ новое явленіе представляетъ сочувствіе и даже содѣйствіе народа работѣ культурныхъ людей, дѣлающія работу послѣднихъ болѣе и болѣе производительной. Фактовъ подобнаго рода сообщалось нами уже не мало. Весьма интереснымъ по этому предмету является слѣдующее недавнее сообщеніе, о существующей при станціи Екатеринославъ безплатной школѣ, устроенной желѣзнодорожными служащими и содержимой преимущественно на собственныя средства. Всѣ служащіе въ мастерскихъ (слесаря, столяры, рабочіе, машинисты, кочегары, смазчики и т. п.) заключили между собою уговоръ ежемѣсячно вносить всѣмъ, имѣющимъ и не имѣющимъ дѣтей безразлично, на содержаніе школы %% своего жалованья съ тѣмъ, чтобы обученіе въ ней было безплатное и обставлено было возможно лучше. Взносы эти для каждаго не велики: напримѣръ, получающій 20 р. въ мѣсяцъ долженъ вносить 10 к., сумму совершенно не обременительную для него. Въ результатѣ удалось не только покрыть расходы, но даже отложить въ запасный капиталъ до 10,000 р. Рабочіе, давая свои 1/2% взносы, желали, чтобы школа была поставлена хорошо, и, какъ видно изъ отчета, желаніе ихъ исполнилось. Преподавателямъ въ этой низшей школѣ (съ программой двухклассныхъ сельскихъ училищъ) платится такое жалованье, какого нигдѣ въ подобныхъ школахъ не получаютъ. Напримѣръ, три преподавателя получаютъ 900, 820 и 800 руб. въ годъ, законоучитель -- 600 руб., преподавательницы -- 620, 600 и 500 руб., при готовой квартирѣ. Очевидно, что при такомъ жалованьи и при такомъ обиліи преподавателей (всѣхъ ихъ 7, не считая законоучителя) и сравнительно небольшомъ числѣ учащихся на каждаго изъ нихъ (въ 5 классѣ, напримѣръ, 20 и ни въ одномъ нѣтъ болѣе 40 учениковъ на одного преподавателя) обученіе въ школѣ идетъ очень хорошо. При школѣ имѣется хорошая библіотека и въ достаточномъ числѣ учебники и учебныя пособія. Ученики получаютъ въ училищѣ горячій завтракъ.
   Не прерываются также крупныя пожертвованія на устройство школъ. За послѣднее время огласились четыре такихъ пожервованія. Нижегородскій купецъ М. А. Дегтяревъ подарилъ крестьянамъ деревни Брюховой, Балахнинскаго уѣзда, 700 десятинъ пахатной земли и приступилъ къ постройкѣ каменнаго зданія для школы, въ которой будутъ обучаться дѣти крестьянъ этой деревни. Кромѣ того, г. Дегтяревъ намѣревается приступить къ постройкѣ каменной церкви и богадѣльни для бѣднѣйшихъ жителей всей волости. На школу, церковь и богадѣльню г. Дегтяревымъ ассигнуется 500,000 рублей, на проценты съ которыхъ будутъ существовать всѣ эти учрежденія. Въ Тамбовѣ скончался мѣстный купецъ А. И. Толмачовъ, которому въ Аткарскомъ уѣздѣ, въ 15 верстахъ отъ с. Баланды, принадлежало около 8,100 десятинъ, купленныхъ у графини Шуваловой. Изъ нихъ, по нотаріальному завѣщанію, онъ назначилъ 2,300 десятинъ на устройство на этой землѣ женскаго монастыря и 1,000 десядинъ -- на устройство и содержаніе въ с. Баландѣ богадѣльни и ремесленной школы, по распоряженію мѣстнаго (аткарскаго) земства, въ собственность котораго завѣщанная земля поступаетъ. За исключеніемъ 3,600 д., завѣщанныхъ родной сестрѣ, остальную землю (азъ 8,100 дес.) Толмачевъ завѣщалъ гор. Тамбову на устройство и содержаніе въ Тамбовѣ двухъ начальныхъ школъ, мужской и женской, и городского двухкласснаго училища съ двумя отдѣленіями, мужскимъ и женскимъ. На этотъ же предметъ онъ завѣщалъ всѣ деньги, вырученныя отъ продажи его хлѣба въ аткарскомъ и кирсановскомъ имѣніяхъ, а также отъ продажи скота, овецъ (до 3,000 головъ) и гуртовъ (до 700 головъ), а равно и всего движимаго имущества. Умершій недавно московскій гражданинъ Щаповъ отказалъ городу Москвѣ домъ съ фабричными строеніями, цѣною болѣе 300 тысячъ рублей, на устройство "какого-либо" благотворительнаго учрежденія, а въ распоряженіе министерства земледѣлія -- такой же цѣнности имѣніе съ стотысячнымъ капиталомъ на устройство сельско-хозяйственной школы и школъ садоводства. Одесскій гражданинъ Де-Азартъ по духовному завѣщанію оставилъ городу Одессѣ городской домъ и болѣе двухъ тысячъ десятинъ земли на устройство и содержаніе школъ и столовыхъ для дѣтей бѣдныхъ, трудящихся людей, чтобы дать послѣднимъ возможность помѣщать дѣтей на время своихъ дневныхъ работъ.
   Отмѣчается также за послѣднее время усиленіе энергіи и въ средѣ городскихъ управленій въ дѣлѣ народнаго просвѣщенія. Москва, по числу школъ, близка уже къ введенію всеобщаго обученія. Теперь къ введенію всеобщаго обученія приступило харьковское городское самоуправленіе. Вопросъ о всеобщемъ обученіи, перейдя изъ литературы въ область практики, обсуждался горячо почти во всѣхъ уѣздныхъ и губернскихъ земскихъ собраніяхъ и получилъ здѣсь значительное осуществленіе. Города до сихъ поръ были внѣ этого движенія. Иной составъ городского представительства, болѣе сословный и своекорыстный характеръ гласныхъ думы, въ сравненіи съ гласными земства, отразились значительно на ходѣ дѣлъ въ нашихъ городскихъ думахъ, гдѣ просвѣщенные люди почти всюду оставались въ меньшинствѣ. Но вотъ два университетскихъ города -- Москва и Харьковъ -- подали другъ другу руки, и дѣло всеобщаго обученія впервые поставлено на очередь уже и представителями городского самоуправленія.
   На ряду съ заботами объ увеличеніи числа школъ употребляются усилія и для улучшенія качества школы. Здѣсь на первомъ планѣ выступаютъ мѣропріятія для поднятія уровня учителей народныхъ школъ. Однимъ изъ существенныхъ къ этому средствъ является устройство учительскихъ съѣздовъ. Между тѣмъ дѣло, это встрѣчаетъ не мало административныхъ затрудненій. Недавній отказъ Казанскаго учебнаго округа представить въ министерство народнаго просвѣщенія ходатайство саратовской губернской земской управы о разрѣшеніи для учителей въ текущемъ году педагогическихъ курсовъ, съ предоставленіемъ права возбудить это ходатайство въ будущемъ году, невольно,-- какъ справедливо замѣчаетъ Саратовскій Листокъ,-- вызываетъ сомнѣніе въ необходимости той длинной процедуры, которой подвергаются у насъ ходатайства объ открытіи педагогическихъ и иныхъ курсовъ для учителей народныхъ школъ. Правила для курсовъ выработаны и утверждены. Для надзора за выполненіемъ этихъ правилъ имѣются многочисленные и свѣдующіе органы въ лицѣ губернскихъ и уѣздныхъ училищныхъ совѣтовъ, директоровъ и инспекторовъ народныхъ училищъ. Устроителями курсовъ являются почти исключительно земства, т.-е. общественно-административныя учрежденія съ правительственнымъ характеромъ. При подобныхъ условіяхъ едва ли является необходимость въ контролѣ центральнаго вѣдомства, весьма обременительномъ для него и нерѣдко фиктивномъ и исполненномъ волокиты. Педагогическіе курсы и съѣзды народныхъ учителей являются необходимѣйшею потребностью правильной школьной жизни, и тогда лишь будутъ приносить полную и несомнѣнную пользу, когда сдѣлаются самымъ обыденнымъ и естественнымъ явленіемъ, не требующимъ для своего осуществленія длиннаго ряда формальностей и трудно получаемаго разрѣшенія. Если же считать это послѣднее необходимымъ, то слѣдуетъ поставить его въ зависимость отъ мѣстной власти, какъ, наприм., отъ губернатора или губернскаго училищнаго совѣта. При этомъ самое разрѣшеніе должно быть обставлено точными правилами, которыя не должны вызывать никакихъ недоразумѣній между властью и общественными учрежденіями. При подобныхъ условіяхъ не можетъ быть немотивированныхъ отказовъ въ разрѣшеніи курсовъ, и учителя цѣлой губерніи не будутъ оставаться на цѣлый годъ безъ того нравственнаго и духовнаго освѣщенія, которое составляетъ потребность педагогическаго труда. Представители одного изъ самыхъ просвѣщеннѣйшихъ государствъ въ мірѣ -- американцы -- говорятъ: "если хотите, чтобы школа вполнѣ достигала своей цѣли, обезпечьте прежде ея учителя, устраните всѣ препятствія, тормазящія его дѣло".
   У насъ учителя народныхъ школъ лишены почти всѣхъ средствъ къ самообразованію. Учительскихъ библіотекъ мало, а о самостоятельномъ пріобрѣтеніи учителемъ матеріала для чтенія и рѣчи быть не можетъ, если принять во вниманіе всю матеріальную необезпеченность, при которой они еле-еле сводятъ концы съ концами. "Какъ-то разъ заѣхалъ я къ одному знакомому мнѣ учителю Волховскаго уѣзда,-- разсказываетъ въ Орловскомъ Вѣстникѣ одинъ изъ сельскихъ учителей;-- за чаемъ мы разговорились о томъ, что выгоднѣе выписывать въ нынѣшнемъ году. Я указалъ на одно недорогое изданіе (5 руб.), болѣе всего подходящее для учителя. Но жена моего коллеги, услышавъ это предположеніе, не безъ страха накинулась на мужа: Боже тебя избави и помилуй, если ты это сдѣлаешь! Дѣти чуть не безъ хлѣба сидятъ, а ты еще вонъ что затѣваешь -- газету выписывать; и думать объ этомъ нечего". Бѣдный мой коллега какъ-то жалко съежился, учащенно заморгалъ и молча махнулъ рукой. Жаль стало бѣднягу, но нельзя было не согласиться и съ доводами его благовѣрной.
   -- Такъ у васъ совсѣмъ нечего читать?-- спросилъ я.
   -- Совсѣмъ нечего!-- сказалъ безнадежно учитель: -- обращался съ просьбой въ городскую учительскую библіотеку -- не дали: говорятъ, что изъ городской библіотеки разрѣшено брать книги только учителямъ городскихъ начальныхъ училищъ.
   -- И окрестные учителя ничего не читаютъ?
   -- Конечно: нечего читать и не на что самимъ выписывать книгъ и журналовъ.
   Но,-- спрашиваетъ авторъ замѣтки,-- единичное ли явленіе Волховской уѣздъ, не дающій своимъ учителямъ хоть сколько-нибудь совершенствоваться въ своемъ спеціальномъ дѣлѣ -- педагогическомъ? Подобныя явленія повсемѣстны, о чемъ можно судить по числу выписываемыхъ у насъ учителями педагогическихъ журналовъ. Извѣстный журналъ Русскій Начальный Учитель, одинъ изъ лучшихъ для сельскихъ учителей по своему направленію и притомъ самый дешевый изъ педагогическихъ изданій (3 р.), издается уже семнадцатый годъ, а между тѣмъ въ Орловской губерніи его выписываютъ всего 7 учителей, въ Калужской -- 5; другія же изданія и сочиненія, болѣе дорогія, и вовсе недоступны черезчуръ скромному карману учителя. При такихъ условіяхъ учительскаго быта можно ли думать о какомъ-либо самообразованіи?
   Среди вопросовъ, которые надлежало бы разрѣшить сообща всѣмъ русскимъ земствамъ,-- читаемъ въ Нижегородскомъ Листкѣ,-- вопросъ о матеріальномъ обезпеченіи народныхъ учителей занимаетъ одно изъ серьезнѣйшихъ мѣстъ. Въ самомъ дѣлѣ, именно теперь, когда на очередь поставлено дѣло всеобщаго обученія, когда, слѣдовательно, требуется значительное увеличеніе числа народныхъ учителей, въ штатъ которыхъ необходимо привлечь новыя силы,-- особенно рѣзко выдвигается вопросъ о матеріальномъ обезпеченіи учителей. Всѣмъ извѣстно, какъ скудно оплачивается у насъ трудъ народнаго учителя; въ среднемъ годовое жалованье его не превосходитъ 200--250 руб., что для семейнаго человѣка составитъ приблизительно 2 р.-- 2 р. 50 к. въ мѣсяцъ на каждаго члена семьи. Какъ ни ограниченны чисто-матеріальныя потребности сельскаго учителя, его заработокъ настолько незначителенъ, что онъ едва-едва можетъ сводить концы съ концами. Разсчитывать на возможность удовлетворенія своихъ духовныхъ потребностей путемъ выписки газетъ и покупки книгъ учитель никакъ не можетъ. Воспитаніе дѣтей въ какомъ-нибудь учебномъ заведеніи составляетъ для него роскошь, которая достается ему лишь случайно -- благодаря состоятельнымъ родственникамъ, живущимъ въ городѣ, или же земской стипендіи. Предпринятое нижегородскимъ земствомъ и обществомъ взаимнаго вспомоществованія учителей изслѣдованіе, результаты котораго, вѣроятно, будутъ опубликованы въ непродолжительномъ времени, насколько извѣстно по предварительной разработкѣ доставленныхъ свѣдѣній, вскрыло весьма печальную картину матеріальныхъ и, въ зависимости отъ нихъ, многихъ другихъ невзгодъ учительской жизни въ деревнѣ, подтвердивши массовыми данными тѣ свѣдѣнія, которыя имѣлись у всякаго интересующагося народнымъ образованіемъ въ видѣ отрывочныхъ указаній, заимствованныхъ изъ земскихъ отчетовъ и газетныхъ корреспонденцій. Быть можетъ, изслѣдованіе это подвинетъ впередъ давно уже возбужденный вопросъ о лучшемъ вознагражденіи учительскаго труда не только въ Нижегородской губерніи, но и повсюду въ Россіи, такъ какъ условія, въ которыя поставлены учащіе въ народныхъ школахъ, почти повсемѣстно одинаково плохи. Дѣло улучшенія матеріальнаго положенія народныхъ учителей распадается на двѣ части: съ одной стороны, надо повысить вознагражденіе за учительскій трудъ, съ другой -- надо обезпечить учителей въ ихъ старости. Увеличеніе размѣра учительскаго жалованья въ каждой данной мѣстности зависитъ отъ состоянія земскихъ финансовъ, которое во многихъ случаяхъ не позволяетъ увеличивать бюджетъ по народному образованію. Во всякомъ случаѣ, если не говорить о необходимости государственнаго вспомоществованія на содержаніе начальныхъ школъ, то вопросъ объ увеличеніи учительскаго жалованья будетъ составлять только мѣстное дѣло и будетъ разрѣшаться въ зависимости отъ мѣстныхъ только условій. Другое дѣло -- обезпеченіе старости учителей, т.-е. вопросъ пенсіонный или эмерительный. Онъ можетъ быть разрѣшенъ сообща всѣми земствами. Въ тѣхъ губерніяхъ, гдѣ существуютъ пенсіи для учителей, пенсіи эти совершенно ничтожны, а вычеты въ пенсіонный капиталъ весьма значительны. Общая пенсіонная касса для земскихъ народныхъ учителей сильно устранила бы эти недостатки отдѣльныхъ губернскихъ кассъ. Есть много основаній думать, что земства въ недалекомъ будущемъ возбудятъ этотъ насущный вопросъ и дадутъ ему желательное разрѣшеніе.

-----

   Важный починъ сдѣланъ петербургскимъ губернскимъ земствомъ. Земство это возбудило ходатайство о созывѣ съѣзда представителей земствъ и администраціи тѣхъ губерній, которыя расположены по каналамъ, для разсмотрѣнія вопроса о наилучшей организаціи медицинской помощи и санитарнаго надзора по каналамъ, такъ какъ послѣдніе, благодаря скученности и дурнымъ условіямъ жизни пришлаго рабочаго люда, оказываютъ значительное вліяніе на развитіе эпидемій въ сосѣднихъ уѣздахъ. Условія, въ которыхъ живутъ рабочіе по каналамъ, въ гигіеническомъ отношеніи крайне неудовлетворительны. Новое Время, пользуясь отчетомъ санитарнаго врача Новоладожскаго уѣзда по Колчановскому медицинскому участку, расположенному частью по р. Сяси и частью по ея притокамъ, описываетъ условія жизни работающихъ по распиловкѣ, нагрузкѣ и сплаву дровъ. Въ эту мѣстность раннею весною стекается до 5 тыс. человѣкъ, среди которыхъ не мало женщинъ и дѣтей. Для помѣщенія ихъ лѣсопромышленниками устроены по берегамъ кой-гдѣ бараки, но число ихъ недостаточно и притомъ большинство изъ нихъ неудобны, холодны и вообще мало подходятъ подъ типъ жилыхъ помѣщеній, гдѣ могли бы обогрѣться и высушить платье люди, по-долгу находящіеся во время работы въ водѣ. Но и въ этихъ баракахъ находятъ пріютъ далеко не всѣ. Многіе изъ рабочихъ все лѣто проводятъ подъ открытымъ небомъ, ночуя между дровами и подвергаясь всѣмъ вреднымъ атмосфернымъ вліяніямъ. Другое неблагопріятное условіе, оказывающее вліяніе на здоровье рабочихъ,-- неудовлетворительное питаніе. Громадное большинство рабочихъ все лѣто находится на своемъ довольствіи и живетъ впроголодь, питаясь чѣмъ попало и какъ попало. При этомъ рабочіе пьютъ загрязненную воду изъ р. Сяси, въ которой, по анализу, содержаніе органическихъ веществъ далеко превышаетъ норму, принятую гигіенистами для питьевой воды. Плохое питаніе ослабляетъ организмъ и, въ связи съ употребленіемъ сырой воды, способствуетъ развитію желудочно-кишечныхъ заболѣваній. Послѣдняя холерная эпидемія въ Новоладожскомъ уѣздѣ, нашла благопріятную почву для своего развитія главнымъ образомъ среди рабочихъ по р. Сяси, вслѣдствіе указанныхъ дурныхъ гигіеническихъ условій, ихъ жизненной обстановки и питанія. Затраты уѣздныхъ земствъ на медицинскую часть въ Шлиссельбургскомъ и Новоладожскомъ уѣздахъ превышаютъ одну пятую часть всего годового бюджета; кромѣ того, на этотъ же предметъ ассигнуетъ довольно значительныя суммы и губернское земство. Въ Поволадожскій уѣздъ, на средства губернскаго земства, почти ежегодно командируется временный медицинскій персоналъ для борьбы съ тифомъ. Объ интенсивности этой эпидеміи можно судить хотя бы по тому, что въ 1895 г. въ уѣздѣ заразились сыпнымъ тифомъ три врача, студентъ-медикъ, десять фельдшеровъ и восемь сестеръ милосердія.
   Наше новѣйшее фабричное законодательство много уже сдѣлало для защиты рабочихъ на фабрикахъ и заводахъ. Жизнь взываетъ къ тому, чтобы законодательство это было распространено и на другія отрасли промышленности, въ которыхъ заняты большія массы рабочихъ. Посмотримъ ли мы на положеніе рабочихъ въ сельско-хозяйственныхъ экономіяхъ, на рыбныхъ промыслахъ, въ соляной промышленности, въ каменноугольныхъ шахтахъ, на рудникахъ, на постройкѣ желѣзныхъ дорогъ,-- всюду мы весьма часто натыкаемся на чрезвычайно дурныя гигіеническія условія и на беззаконіе хозяевъ. Государству надо сдѣлать здѣсь то же самое, что оно сдѣлало уже для рабочихъ фабрикъ и заводовъ. Казалось бы, что злоупотребленія по отношенію къ рабочимъ, строющимъ желѣзную дорогу, всего менѣе могли бы имѣть мѣсто, такъ какъ работы здѣсь совершаются на глазахъ желѣзнодорожнаго начальства, обязаннаго имѣть контроль надъ ходомъ работъ. Между тѣмъ отовсюду, гдѣ только строятся у насъ желѣзныя дороги, получаются сообщенія о возмутительныхъ беззаконіяхъ подрядчиковъ. Сколько уже разъ приходилось намъ указывать на подобныя сообщенія! Очевидно, что подрядчики въ своихъ дѣйствіяхъ мало стѣсняются тѣми договорами, которые устанавливаются между ними и желѣзнодорожными правленіями. Кавказская газета, Новое Обозрѣніе, сопоставляетъ дѣйствительность, т.-е. различныя безобразія, творящіяся на постройкѣ Карсской жел. дороги, съ ст. 38, 39 и 40 договора подрядчиковъ съ управленіемъ работъ. Ботъ содержаніе этихъ статей: "Удовлетвореніе рабочихъ и другихъ служащихъ условленнымъ жалованьемъ или задѣльною платой, устройство для нихъ здоровыхъ и удобныхъ помѣщеній и банъ, наблюденіе за исправностью паспортовъ рабочихъ и т. п. лежитъ на моей обязанности, причемъ за неисполненіе этого отвѣтствую передъ закономъ лично я (подрядчикъ такой-то). Но въ случаѣ жалобъ рабочихъ на не удовлетвореніе ихъ заработанными деньгами, причитающимися имъ какъ непосредственно отъ меня (такого-то), такъ и отъ моихъ рядчиковъ, изъ слѣдующихъ мнѣ платежей могутъ быть начальникомъ работъ задержаны соотвѣтствующія суммы, впредь до разбора претензій подлежащими властями (§ 38). Начальникъ работъ сохраняетъ за собою право слѣдить черезъ подвѣдомственныхъ ему лицъ за соблюденіемъ гигіеническихъ и санитарныхъ условій относительно помѣщеній рабочихъ, ихъ пищи ит. п. и при неудовлетворительности этихъ условій и неулучшеніи ихъ мною и т. д. (§ 39). Мнѣ (такому-то) предоставляется право отправлять своими средствами и за свой счетъ заболѣвающихъ рабочихъ и служащихъ въ лазареты управленія работъ... но на моей обязанности остается подача первой медицинской помощи заболѣвающимъ или пострадавшимъ, а также погребеніе умершихъ, каждаго по обряду его религіи" (§ 40). Ни одинъ изъ этихъ параграфовъ не исполняется на Карсской желѣзной дорогѣ. Надо думать, говоритъ газета, что имѣются между служащими въ управленіи работъ люди съ "благими порывами", да по какимъ-то причинамъ имъ "свершить ничего не дано".
   Газета Владивостокъ, издающаяся на дальней сибирской окраинѣ, говоритъ о ненормальныхъ отношеніяхъ между желѣзнодорожными подрядчиками и инородцами, работающими по постройкѣ рельсоваго пути въ Уссурійскомъ краѣ. "Пріѣзжіе съ Уссури передаютъ факты, рисующіе въ очень темныхъ краскахъ отношеніе подрядчиковъ къ своимъ рабочимъ, въ особенности къ инородцамъ: китайцамъ и корейцамъ. Нѣкоторые подрядчики всѣ свои разсчеты исключительно возлагаютъ на недобросовѣстную расплату со своими рабочими. Русскихъ рабочихъ подрядчики еще нѣсколько побаиваются, съ инородцами же каждый наниматель считаетъ возможнымъ поступать по своему "разумѣнію". Газета напоминаетъ, что эти "разумѣнія" уже не разъ вызывали даже въ забитыхъ манзахъ попытки къ кровавому протесту. Всѣмъ памятенъ случай убійства подрядчика Попова его рабочими манзами, съ которыми онъ поступалъ безчеловѣчно. Съ открытіемъ навигаціи на восточную окраину доставлено 12 тыс. инородцевъ, большинство которыхъ пристроится къ желѣзнодорожнымъ работамъ, и гдѣ гарантія,-- спрашиваетъ мѣстная газета,-- что произволъ и эксплоатація подрядчиковъ не создастъ намъ новыхъ эпопей пресловутой хунхузіады Въ интересахъ этихъ несчастныхъ тысячъ беззащитныхъ, отдающихъ свой тяжкій трудъ на постройку нашей дороги, равно какъ въ интересахъ справедливости и общественной безопасности слѣдовало бы принять какія-нибудь мѣры. Съ своей стороны газета рекомендуетъ установленіе контроля, хотя бы при посредствѣ чиновниковъ особыхъ порученій при генералъ-губернаторѣ. Эти чиновники, по предложенію Владивостока, могли бы совершать постоянные объѣзды по линіи, опрашивать претензіи, нѣкоторыя недоразумѣнія рѣшать на мѣстѣ въ мировомъ порядкѣ, другія, болѣе серьезныя, передавать въ распоряженіе суда. Одного постояннаго человѣка, дѣйствующаго отъ имени начальника края было бы достаточно, чтобы уничтожить, по крайней мѣрѣ, наиболѣе грубыя проявленія эксплоатаціи на сѣверномъ участкѣ Уссурійской желѣзной дороги. Та же мѣра могла бы успѣшно быть введена и по всей линіи Сибирской жел. дороги.
   Въ заключеніе нашего очерка мы отдадимъ на судъ общества дѣйствія коротоякскаго училищнаго совѣта, сообщенныя намъ изъ достовѣрнаго источника.
   Учитель земской народной школы въ с. Олень-Колодезь, Коротоякскаго уѣзда, Воронежской губ., Павелъ Петрищевъ, считался образцовымъ учителемъ и по образу мыслей никогда не возбуждалъ ни малѣйшаго подозрѣнія. Такъ на него смотрѣлъ мѣстный инспекторъ народныхъ училищъ, такъ его понималъ и коротоякскій училищный совѣтъ, выражавшій свое уваженіе къ учителю въ неоднократномъ ассигнованіи ему наградъ изъ земскихъ и казенныхъ суммъ. Но вотъ въ февралѣ текущаго года упомянутымъ училищнымъ совѣтомъ была получена отъ исправника оффиціальная бумага, въ которой говорилось, что учитель олень-колодезскаго народнаго училища, Павелъ Петрищевъ, друженъ съ крестьяниномъ того же села, Даніиломъ Мироненко, человѣкомъ неблагонадежнымъ въ нравственномъ, политическомъ и религіозномъ отношеніяхъ. Выслушавъ эту бумагу, совѣтъ постановилъ: Въ виду того, что подобное обвиненіе было и на учителя Петрищева, что доказываетъ съ давнихъ поръ вліяніе крестьянина Мироненко на учащихъ мѣстнаго народнаго училища, по окончаніи настоящаго 1895--96 учебнаго года олень-колодезское народное училище закрыть, о чемъ доложить коротоякскому уѣздному земскому собранію сессіи 1896 года и довести до свѣдѣнія гг. попечителя харьковскаго учебнаго округа и воронежскаго губернатора, а учителя Петрищева и помощницу Павлову перевести на таковыя же мѣста въ другія училища.
   Въ засѣданіи училищнаго совѣта, на которомъ было принято означенное рѣшеніе, инспекторъ народныхъ училищъ не присутствовалъ. Узнавъ о постановленіи совѣта, онъ подалъ жалобу въ губернскій училищный совѣтъ. Въ этой жалобѣ инспекторъ народныхъ училищъ прежде всего указалъ на прямое, очевидное нарушеніе закона со стороны коротоякскаго училищнаго совѣта. По § 11 Положенія объ училищахъ, училища, проявившія вредное направленіе, закрываются не иначе, какъ по предварительному разслѣдованію на мѣстѣ предсѣдателемъ совѣта и инспекторомъ народныхъ училищъ и удостовѣренію въ происшедшемъ безпорядкѣ или во вредномъ направленіи. Между тѣмъ, въ данномъ случаѣ никакого такого разслѣдованія не было ни со стороны предсѣдателя совѣта, ни со стороны инспектора, такъ какъ совѣтъ не сообщилъ даже инспектору о возникшемъ обвиненіи, и тѣмъ лишилъ его возможности сдѣлать предварительное разслѣдованіе, которое инспекторъ произвелъ только послѣ принятаго уже совѣтомъ постановленія.
   Изъ произведеннаго же инспекторомъ разслѣдованія оказалось, что никакой дружбы между крестьяниномъ Мироненко и учителемъ Петрищевымъ нѣтъ и никогда не было. Въ теченіе трехлѣтней жизни въ селѣ Олень-Колодезь учитель Петрищевъ только 4 раза былъ у крестьянина Мироненко въ домѣ, а этотъ послѣдній заходилъ въ домъ учителя не болѣе двухъ разъ. Словомъ, было вполнѣ выяснено, что Петрищевъ никогда не былъ въ домѣ Мироненко "своимъ человѣкомъ". При этомъ инспекторъ народныхъ училищъ счелъ своимъ долгомъ замѣтить, что еслибъ учитель Петрищевъ и дѣйствительно находился въ хорошихъ отношеніяхъ съ крестьяниномъ Мироненко, то можетъ ли это засчитаться ему въ вину? Вѣдь, крестьянинъ Мироненко не находится въ нелегальномъ положеніи и, слѣдовательно, учитель не можетъ быть лишенъ права имѣть знакомство съ нимъ. Съ другой стороны, еслибъ крестьянинъ Мироненко и дѣйствительно былъ такимъ неблагонадежнымъ человѣкомъ, какимъ представляетъ его себѣ исправникъ, то достаточно ли присутствія такого человѣка въ селѣ для закрытія училища?
   Но разслѣдованіе показало еще болѣе: оно показало, что вреднаго вліянія на училище со стороны крестьянина Мироненко нѣтъ и не могло быть, такъ какъ училищемъ онъ мало интересуется и не имѣетъ къ нему никакого отношенія.
   Получивъ протестъ инспектора народныхъ училищъ, губернскій училищный совѣтъ отправилъ его въ коротоякскій совѣтъ для полученія объясненій. Но прошло уже нѣсколько мѣсяцевъ, а никакого отвѣта еще не послѣдовало. Въ то же время коротоякскій совѣтъ не постѣснился еще въ первой половинѣ мая, немедленно по окончаніи экзаменовъ, произвести разгромъ олень-колодезскаго училища, приказавъ волостному правленію увезти оттуда всѣ учебныя пособія и взять подъ сохраненіе классную мебель.
   Ждемъ съ живымъ интересомъ окончанія этой прискорбной исторіи, полной беззаконій и нелѣпостей, гдѣ школа, учитель и учительница были беззастѣнчиво принесены въ жертву разнымъ постороннимъ соображеніямъ, возникшимъ изъ мелочныхъ дрязгъ захолустной жизни.

И. Иванюковъ.

"Русская Мысль", кн.IX, 1896

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru