Иванов-Классик Алексей Федорович
Иванов-Классик А. Ф.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   ИВАНОВ Алексей Фёдорович [псевд. Классик; 2(14).2.1841, Петербург -- 3(15).1.1894, там же], поэт, прозаик, переводчик. Сын крепостного крестьянина, впоследствии выкупившего себя и семью на волю и открывшего в Петербурге собств. торговлю. Детство И. провел в деревне (по-видимому, в имении Бутурлина в Любим, у. Ярослав, губ.). В возрасте ок. 10 лет стал помогать по торговле. Большое влияние на И. оказал педагог В. И. Классовский (с к-рым И. случайно познакомился; см. о нем: Брокгауз): И. начал усиленно заниматься самообразованием. За страсть к чтению получил от соседей-торговцев прозвище Классик. После смерти отца И. в 1861 стал хозяином суконной лавки. "Это был добрый, чрезвычайно отзывчивый на все хорошее молодой человек, только что вырвавшийся из суровой торговой школы отца, серого, темного купца, не давшего ему никакого образования, кроме начальной грамотности..." (Лейкин, с. 98). Гостеприимный и радушный, И. вскоре превратил лавку в место встречи литераторов (бывали Вас. И. Немирович-Данченко, Н. И. Кроль, Г. Н. Жулёв), актеров и студентов, к-рые "только и говорили, что о лит-ре" (там же, с. 100--01). Сам И., пробовавший сочинять, в 1861 решился выступить в печати со стих, на смерть И. С Никитина ("Петерб. вест.", No 26).
   В 1862 пожар разорил И., по требованию кредиторов ему пришлось построить новую лавку и поступить конторщиком в одну из кладовых Гостиного двора. С 1863 И. начинает регулярно печататься, сначала в "Илл. газ.", а затем, по приглашению В. С Курочкина, в ж. "Искра", к-рый во многом сформировал гражд. и эстетич. взгляды И. Вскоре И. привлек в ж-л своего друга Н. А. Лейкина: ими написан (И.-- автор стихов) фельетон "Наши рыночные дела" (1863, No 45--47). В 1864 завязывается многолетнее (вплоть до смерти И.) сотрудничество в только что открывшейся газ. "Петерб. листок", освободившее его от торговых обязанностей (подробнее см.: Скроботов Н. А., "Петерб. листок" за 35 лет, 1864--1899, СПб., 1914, с. 11, 27, 40, 45, 49, 54, 57, 72--73). Живя исключительно лит. гонорарами, И. печатается во мн. периодич. изданиях: в сатирич. и юмористич. ж. "Заноза" (1864--65), "Будильник" (60--70-е гг.), "Шут" (70-е гг.), "Стрекоза" (70--80-е гг.) и "Осколки" (80--90-е гг.), а также в газ. "Суфлер" (80-е гг.), "Моск. листок" (80--90-е гг.), "Нов. время" (90-е гг.), в ж. "Всемирная илл." (90-е гг.), "Труд" (90-е гг.) и др., участвует в многочисл. сб-ках. Стих. И., рассыпанные по периодич. изд., частично вошли в его поэтич. сб-ки 70--90-х гг. Ценой многолетнего лит. поденщичества, к-рое, по его признанию, "иссушает мозг" (Суворов П., Записки о прошлом.-- РО, 1894, No 9, с. 220), И. постепенно приобрел известность в лит. и театр, кругах. Среди его знакомых -- НС Лесков, Л. H Трефолев (РО, 1894, No 10, с. 951), П. И. Якушкин (см. восп. И. о нем в кн.: Якушкин П. И., Соч., СПб., 1884, с. 86-- 87). В 1886 отмечалось 25-летие лит. деятельности И. На юбилей "симпатичного и даровитого поэта" тепло откликнулась пресса (см.: ПЛ, 3 дек.; И. Грэк <В. В. Билибин) -- "Осколки", No 49; "Стрекоза", No 49; "Родина", No 50, и др.).
   Поэтич. творчество И., как неоднократно отмечали рецензенты, одушевлено искренним народолюбием и в то же время носит подражательный, вторичный характер. В сб-ках "Песни Классика" (СПб., 1873) и "На рассвете" (СПб., 1882; рец.: "Петерб. газ.", 1882, И февр.; "Голос", 1882, 27 марта) он обращается к традиц. темам, формам, приемам либерально-демокр. сатиры. Излюбл. жанры -- куплеты, объединенные рефреном, каждая строфа к-рых имеет самостоят. сюжет ("Праздничная песня", "По моде", "Надо жить с расчетом", "Если б ...", "Но..." и мн. др.), сатирич. портрет. Мишень сатиры И.-- "благонамеренные граждане", подлые, а подчас и преступные "в рамках закона", ханжи, профанирующие прогрес. лозунги в духе времени, благополучные счастливцы, равнодушные к чужому (прежде всего -- народному) горю, а также ростовщики и вечные должники, игроки, дельцы и шулера,-- герои дня, вызванные к жизни властью капитала. Рисуя уродства социальной жизни, И. апеллирует "к элементарной нравственности и элементарному здравому смыслу" (см. "Поэты-демократы", с. 31). Участвует и в лит. борьбе, высмеивая в стихотв. фельетонах-сценках "Римские бани", "Певец. (Во стане благонамеренной журналистики)" анти-нигилистич. выступления М. Н. Каткова, Н. С Лескова, А. Ф. Писемского и др., карикатурно обрисовывает отношения между писателями, ж-лами, порой обыгрывая в каламбурах ключевые для литераторов слова, понятия, назв. изв. произведений.
   Лирич. стихи, включенные в сб-ки И. 70--80-х гг., порой прямо ориентированы на гор. циклы Н. А. Некрасова (ср. "Вдалеке от столиц и больших городов..." и "В столице шум, гремят витии...", "Старая сказка" и "Папаша", "Петербургская ночь" и "Утро", и т.д.). И. разрабатывает "некрасовские" темы -- анатомия обогащения и ханжеской филантропии ("Благодетель"), судьба падшей женщины, ставшей жертвой социальных обстоятельств, тяжкая доля горожанки ("Ночью", "За стеной"), драма честного труженика, отвергнутого об-вом и семьей ("Два племянника", "Лишний человек"); широко использует "некрасовские" трехсложные размеры и дактилич. рифмы, элементы фольк. поэтики. Стих. И., как правило, сюжетны; поэт рисует город как средоточие социальных драм, часто разворачивающихся на фоне безрадостного осеннего пейзажа (цикл "Осенние думки" и др.). Признавая силу обстоятельств, гнетущее влияние среды (герои многих стих, погибают или переживают нравств. падение), И. тем не менее упрекает совр. человека в измене идеалам юности, в отступлении перед напором жизни ("Встреча", "Замолчавшим").
   Основу прозаич. произв. И. (сб. "Повести и рассказы", СПб., 1874) часто составляет, по-видимому, особенно близкий ему конфликт чистого героя (часто героини) с бессмысленными, жестокими нравами и обычаями (прежде всего купеч. среды) .Он как бы бесстрастно передает "обыкновенные истории" замученных жертв тупости и бессердечия, подчеркивая привычность происходящего. Носители зла -- рядовые люди, причиняющие страдания и провоцирующие гибель близких непредумышленно, в силу нравств. неразвитости и безотчетности. Все характерные для И. жанры и стили -- юмористич. и серьезные стих., очерки быта -- вобрала кн. "Веселый попутчик. Письма с дороги, заметки на лету, картинки из путевых воспоминаний и дорожные песни" (СПб., 1889); отразившая впечатления от многочисл. поездок автора по России и за границей (Австрия, Италия, Германия). В ней фрагменты, написанные с фамильярностью расхожей журналистики, перемежаются ист. и статистич. справками, жанровыми сценками, картинами косной и убогой провинц. жизни. Жанровая и стилевая разнородность сб-ка обусловила разноречивую реакцию критики, часть к-рой увидела в нем неудачный путеводитель (см.: РМ, 1889, No 10, с. 419--20; СВ, 1889, No И, с. 66--71; ср.: "Правительств, вест.", 1889, 31 окт.).
   В последнем сб. "Стихотворения" (СПб., 1891; положит. рец.: П. В. Круглов -- "Труд", 1892, т. 14, с. 244), где значит, место отведено переводам и подражаниям (преим. Г. Гейне), отсутствует обычный для И. раздел юмористики и сатиры, значительно слабее звучат социальные мотивы, к-рые возникают в осн. как призывы "к любви и добру", адресованные молодому поколению. Подводя итог жизни, И. приходит к неизменно оптимистич. результату: его лирический герой сохраняет жизнестойкость сердца, чистоту помыслов, узнает счастье ("Счастлив тем я... что я правду люблю, и что совесть чиста"). В книге И. обращается к любовной и пейзажной лирике, к-рая, однако, либо варьирует общепоэтич. клише ("Как дева робкая... / жемчужиной небес..."), либо тяготеет к народной песне (см., напр., раздел "С малороссийского"). В нек-рые стих. И. вводит воспоминания о деревенском детстве, в к-ром воплощен эстетический идеал поэта -- чистая, здоровая, трудовая жизнь, слитая с жизнью природы.
   Изд.: Поэты-демократы 1870--1880-х гг., Л., 1968 (БПбс; вступ. ст. и биогр. справка Б. Л. Бессонова); Поэты-ярославцы, Ярославль, 1944 (биогр. очерк M. H. Пархоменко).
   Лит.: Чехов, V, 143; H. A. Лейкин в его восп. и переписке, СПб., 1907, с. 98--102, 110--14, 117, 130, 131, 146, 149--53, 163; Соколов А. А., Из моих воспоминаний.-- "Моск. листок", илл. прил., 1909, No 7, с. 2; No 8, с. 4; Васильев В. В. (Ясав), Рус. самородки, Ревель, 1916, с. 141--43; Лесков А., Жизнь Николая Лескова, М., 1984 (ук.). + Некрологи, 1894: ИВ, No 2; ВИ, No 2; No 3 (А. А. Коринфский); "Звезда", No 2; "Петерб. листок", No 3. Брокгауз; Венгеров. Источ.; Смирнов-Сокольский; Золотарев С. П., Писатели-ярославцы, Ярославль, 1944; Михневич; Муратова (1); Масанов.
   Архивы: ИРЛИ, ф. 377; ЦГАЛИ, ф. 507 (письма И. к Л. Н. Трефолеву и его дочери); ГПБ, ф. 608, т. 1, 4411 (рукопись "сцены в стихах" -- "Сватовство").

Е.В. Войналович, M. А. Кармазинская.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 2. М., "Большая Российская энциклопедия", 1992

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru