Ядринцев Николай Михайлович
Из очерков сибирской цивилизации

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

ИЗЪ ОЧЕРКОВЪ СИБИРСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦІИ.

Цивилизаторы-иностранцы и прекрасный Исидоръ.-- Цивилизаторъ туземный.-- Проектъ канализаціи и Венеція, созданная кутузкой.-- Обильное вознагражденіе и когда цифра 13 бываетъ не къ худу.-- Цивилизаторы и просвѣтители непризнанные.-- Положеніе учителей въ Сибири.

   Недавно, на годовомъ сибирскомъ обѣдѣ, 26-го октября, въ Иркутскѣ одинъ изъ представителей задался вопросомъ о пріѣзжихъ цивилизаторахъ и цивилизуемыхъ. Это навело насъ на мысль о разныхъ цивилизаторахъ на окраинѣ и о самыхъ пріемахъ цивилизаціи. Фактовъ, характеризующихъ эту цивилизацію, въ присылаемыхъ намъ разныхъ корреспонденціяхъ и извѣстіяхъ съ окраины, наберется немало.
   Кто только не заявляется цивилизовать Сибирь? Повидимому, это становится даже профессіей каждаго пріѣзжаго. Странное, однако, впечатлѣніе выносимъ мы отъ этихъ цивилизаторовъ.
   Возьмемъ одну изъ встрѣчъ съ цивилизаторомъ-иностранцемъ, расказанную намъ иркутяниномъ.
   Нѣсколько лѣтъ тому назадъ, мнѣ пришлось участвовать въ городѣ Иркутскѣ въ одной увеселительной поѣздкѣ за городъ, или, по мѣстному выраженію, "ѣхать въ поле". По прибытіи на назначенное мѣсто, каждый изъ нашего многочисленнаго общества постарался найдти себѣ занятіе, сообразное со своими талантами и наклонностями. Люди молодые и молодящіеся обступили дѣвицъ, а болѣе солидные, пропустивши по рюмочкѣ, другой, отправились смотрѣть, какъ изготовляетъ шашлыкъ спеціально для этого приглашенный татаринъ. Отдавши должную честь дѣвицамъ, рюмкамъ и баранинѣ, я началъ разсматривать участниковъ пикника и обратила" вниманіе на одного, довольно страннаго субъекта. Съ виду онъ смахивалъ не то на цыгана, не то на еврея, одѣтъ былъ съ небрежностью болѣе чѣмъ артистической, а велъ себя на столько странно, что можно было заподозрѣть нормальность его умственныхъ способностей. Напримѣръ, онъ вмѣсто шляпы надѣвала" себѣ на голову корзинку отъ хлѣба и такъ сидѣлъ серьезно и неподвижно, пока кто нибудь не спрашивалъ его, что у него на головѣ. Тогда онъ съ изуы леніемъ снималъ съ головы корзинку, какъ будто не понимая, какимъ образомъ она могла попасть на нее. Или, напримѣръ, когда онъ шелъ, то вдругъ, неожиданно перекувырнувшись, продолжалъ идти дальше также серьезно и невозмутимо.
   -- Скажите, пожалуйста, что это за шутъ гороховый?-- спрашиваю я у сосѣда.
   -- Какъ, вы не знаете? Это -- иностранецъ Сидоръ.
   Оказалось, что это французскій ученый и путешественникъ m--eur Isidore, котораго здѣсь въ шутку перекрестили въ иностранца Сидора. Оказалось еще, что онъ сдѣлалъ много чрезвычайно глубокомысленныхъ и неожиданныхъ открытій, въ родѣ того, что Сибирь -- не то, что Италія, что но деревнямъ живетъ народъ дикій, который даже не понимаетъ, что значитъ "бонжуръ", что должность ананаса въ Сибири отправляетъ облепиха и т. п. Къ несчастью, подобнаго рода изслѣдованія не встрѣтили поддержки и поощренія со стороны лицъ, которыя принимаютъ близко къ сердцу интересы Сибири, и бѣдному иностранцу не только не пришлось загребать лопатой деньги, какъ онъ было надѣялся, но даже, какъ Хлестаковъ, онъ задолжала, въ гостинницѣ и не зналъ, какъ выбраться подобру-поздорову изъ города. Впослѣдствіи мнѣ удалось познакомиться съ нимъ ближе и я увидѣлъ, что съ поразительнымъ невѣжествомъ онъ соединяетъ необъятное самомнѣніе и еще болѣе необъятное презрѣніе къ странѣ, въ которую онъ попалъ. Всѣ у него были дураки, мерзавцы, подлецы, которые не умѣли или не хотѣли цѣнить его, имя котораго гремитъ во всѣхъ концахъ міра, который состоитъ членомъ всевозможныхъ ученыхъ обществъ и корреспондентомъ самыхъ разнообразныхъ газетъ.
   Положеніе иностранца Сидора въ самомъ дѣлѣ было плачевное. Человѣкъ разсчитывалъ, что, дѣлая скачокъ изъ своей "прекрасной Франціи" въ "варварскую Сибирь", онъ пріобрѣтаетъ вѣчную признательность осчастливленныхъ его посѣщеніемъ варваровъ, что каждое слово его будетъ выслушиваться съ благоговѣніемъ, что онъ однимъ присутствіемъ своимъ будетъ вносить повсюду ароматъ прогресса и превращать каждый захолустный городишко въ уголокъ Парижа,-- и вдругъ, вмѣсто всего этого -- "иностранецъ Сидоръ", безцеремонное хлопанье по брюху и низведеніе до шута гороховаго. Обидно!
   Иностранецъ пріѣзжаетъ цивилизовать Сибирь, однако, временно, налету, и если возьметъ кушъ съ какого нибудь безпечнаго золотопромышленника, то и слава Богу, остальная игра его будетъ въ другомъ мѣстѣ. Возвратясь, онъ будетъ разсказывать басни и сообщать необыкновенныя приключенія, что опять дастъ копѣйку.
   Но то представляетъ цивилизаторъ изъ своихъ, явившійся цивилизовать упорно и продолжительно; онъ, такъ сказать, впивается и присасывается. Пріемы его тоже особые. Цивилизаторъ прежде всего ищетъ теплаго мѣста, и, когда имъ заручится, то начинаетъ обывателя учить. Какъ вводится прогрессъ и какими средствами прививается цивилизація, примѣромъ служитъ, напримѣръ, слѣдующій присланный намъ разсказъ.
   Есть, положимъ, въ Сибири городъ Б., а въ городѣ этомъ помощникъ исправника спитъ и видитъ насаждать цивилизацію. Недоимки соберетъ, коровъ продастъ, обывателю острастку дастъ, а времени все еще много остается. Лежитъ онъ и думаетъ: "Какую бы мнѣ ему еще цивилизацію прописать? Да вотъ, для перваго раза, хоть канализацію". Задумалъ и рѣшилъ, а главное, соблазнительно!-- вѣдь въ исторію такъ и занесется: помощникъ исправника имя рекъ первый ввелъ въ нашемъ городѣ канализацію.
   Не разсуждая много, что изъ этой канализаціи выйдетъ, нашъ герой немедленно приступаетъ къ осуществленію своей идеи съ замѣчательной энергіей. Онъ созываетъ стражниковъ и разсылаетъ ихъ по городу, причемъ даетъ имъ надлежащую инструкцію:
   -- Смотрите, ребята, съ каждаго обывателя взять подписку, что черезъ недѣлю около его дома будетъ прокопана канава, а у кого не будетъ готова,-- въ кутузкѣ заморю! Слышали?
   -- Рады стараться, ваше -- діе!
   Въ тотъ же день обыватели узнаютъ о новой повинности, со спасительнымъ предостереженіемъ относительно кутузки. А что такое кутузка,-- обывателю это доподлинно извѣстно. Проходить въ нее надо мимо звѣря рыкающаго, во образѣ мѣстнаго полицейскаго надзирателя, прозваннаго своими согражданами Бодрымъ. Этотъ Бодрый приходитъ въ свою камеру въ 10 часовъ утра и продолжаетъ свои занятія до 2 часовъ дня. Во время занятій имѣющіе къ нему нужду ожидаютъ выхода его благородія въ прихожей, стоя въ шеренгу; если же кто войдетъ въ камеру, то Бодрый вскакиваетъ, начинаетъ подергивать плечами, топать ногами, кричать, словомъ, продѣлывать представленіе, глядя на которое невольно начинаешь жалѣть объ отсутствіи укротителя звѣрей. Конечно, надо имѣть ужъ черезчуръ сильную любовь къ кутузкѣ, чтобы стремиться попасть въ нее, несмотря на перспективу встрѣчи съ Бодрымъ. И вотъ обыватель, какой нибудь голодающій мѣщанинъ Иванъ Петровъ, обладатель жалкой, полуразвалившейся лачуги надрывается изъ послѣднихъ силенокъ, чтобы исполнить грозный приказъ.
   Конечно, нигдѣ, кромѣ Сибири, никто не слыхалъ о такомъ пріемѣ. Что если бы домовладѣльцевъ какого нибудь города въ Европейской Россіи принуждали такими средствами рыть канавы и каналы, вѣдь, можетъ быть, у насъ давно была бы Венеція. "Рой, или въ кутузку", но какъ, почему, на основаніи какихъ статей, по какому праву,-- не спрашиваютъ, и обыватель не добивается. И это очень хорошо. Нѣтъ этихъ препятствій въ видѣ вызова къ мировому, нѣтъ отговорокъ, резоновъ. И посмотрите, какіе -- результаты!
   Недѣля проходитъ -- канавы готовы. Казалось бы теперь остается наслаждаться чистотою, отсутствіемъ грязи, вони, и другими благами канализаціи. Увы! грязь не желаетъ уступать своихъ правъ на городъ. Единственный достигнутый результатъ тотъ, что нижняя крѣпостная часть города превращена въ Венецію. Прежде, хоть съ трудомъ, но можно было ѣздить на волахъ, а теперь нельзя иначе какъ въ лодкѣ. Надо надѣяться, что неутомимый цивилизаторъ заставитъ гражданъ выписать въ недѣльный срокъ изъ Италіи гондолы.
   Въ увѣнчаніе такихъ заслугъ, предполагается воздвигнуть ему монументъ съ надписью:
   
   "Для стяжанья славы
   Онъ прорылъ канавы,
   Дѣйствуя кутузкой
   По системѣ русской".
   
   Всякая цивилизація на окраинѣ хорошо оплачивается, и нѣтъ благодарнѣе и выгоднѣе занятія цивилизатора.
   Намъ доставленъ прелюбопытный документъ, изображающій бюджетъ исправника К -- скаго округа въ Восточной Сибири. Приводимъ его цѣликомъ: съ 5 волостныхъ правленій по 300 рублей въ годъ -- 1,500 руб.; съ одного волостнаго правленія -- 500 р., съ одной инородной управы -- 300 р.; съ 2-хъ солеваренныхъ заводовъ -- 1,000 р.; съ одной пароходной пристани -- 500 р.; съ одного торговаго дома500 р.; съ 35 складовъ вина и спирта, по 200 руб. съ каждаго -- 7,000 руб.; всего 1 1,300 р" да казеннаго жалованья и квартирныхъ 1,650 è.-- итого почти 13 тысячъ. Отсюда можно видѣть, во-первыхъ, какъ несправедливо предубѣжденіе къ числу 13, во-вторыхъ, что исправникъ въ Сибири получаетъ иногда болѣе чѣмъ губернаторъ. Но чувствуете ли вы, по этому бюджету, какой громовержецъ долженъ быть этотъ исправникъ? Вѣдь не представляется же вамъ патріархальная картина, какъ всѣ эти правленія, управы, заводы и пристани, тронутые его безкорыстіемъ и кротостью, несутъ ему эти тысячи единственно отъ полноты душевной:
   -- Ну, уважь! Сдѣлай милость, возьми! Не обидь!
   А ему, хоть и непріятно брать, но дѣлаетъ онъ это единственно для того, чтобы "уважить" и "не обидѣть". Не вѣрнѣе ли будетъ другая картина:
   
   "Его слова -- для всѣхъ законъ,
   Никто при немъ дышать не смѣетъ,
   И -- спору нѣтъ -- исправникъ онъ:
   Вѣдь онъ исправно брать умѣетъ".
   
   Но если исправники раздобылись такой благодатью, то нельзя того же сказать о настоящихъ проводникахъ просвѣщенія въ Сибири -- объ учителяхъ. Профессія эта не находится въ особомъ фаворѣ въ Сибири. Это не шарлатаны, въ родѣ иностранца Сидора, думающіе своимъ блескомъ поразить всѣхъ, не герои, продѣлывающіе эксперименты цивилизаціи при помощи кутузки,-- это скромные труженики, задачи которыхъ подготовить почву къ тому, чтобы Сибирская земля могла также рождать
   
   Собственныхъ Платоновъ
   И быстрыхъ разумомъ Невтоновъ.
   
   Но, увы! сколько препятствій приходится преодолѣвать имъ, сколько встрѣчать неудачъ, разочарованій, лишеній!..
   Прежде всего учителю предстоитъ собирать свою паству, потому что сплошь и рядомъ случается, что сельская школа открыта, учитель приглашенъ, но малолѣтніе Платоны и Невтоны, пока еще болѣе быстрые ногами, чѣмъ разумомъ, разбѣгаются отъ страшилища -- школы подъ покровъ своихъ чадолюбивыхъ родителей. Родитель быстро входитъ въ положеніе своего дѣтища, которому грозитъ такая небывалая еще, таинственная напасть, въ видѣ грамоты, и рѣшается горой стоять за свою плоть и кровь. Происходятъ сцены, которыя были бы глубоко комичны, если бы въ то же время онѣ не были такъ грустны. Отъ школы открещиваются, отплевываются, отбояриваются всѣми возможными способами. Но вотъ наѣзжаетъ власть въ видѣ земскаго засѣдателя; онъ долженъ поставить дѣло просвѣщенія на прочную ногу.
   -- "Вы что это отъ школы отбиваться, развѣ не видите, что она открыта начальствомъ и учитель присланъ. Чтобы у меня сейчасъ! Ни-ни! безъ разговоровъ, понимаете! а то"... Засѣдатель не договариваетъ, онъ садится въ кибитку, быстро улетаетъ насаждать цивилизацію за 500 верстъ въ другой конецъ участка и по пути распотрошить какое-то мертвое тѣло.
   И дѣйствительно школа, благодаря тому, что пригрозила, выросла. Но вотъ бѣда, въ ней очутились какіе-то больные, хилые ребята, уроды, слѣпой и даже идіотъ. Ясно, что обыватель хотѣлъ сбыть сюда все непригодное ему при хозяйствѣ, а что поздоровѣе-то удержалъ. Много предстоитъ труда учителю, собрать болѣе способный къ обученію контингентъ. Собирается онъ также весьма часто подъ воздѣйствіемъ засѣдателя -- вводителя цивилизаціи, особымъ способомъ повинности: "отрядить съ общества по два ученика",-- отдается приказъ. Но въ видахъ того, что родители не всегда охотно разстаются съ дѣтьми, общество рѣшается платить родителямъ за эту повинность отряженія дѣтей. Такъ начинаются многія школы, а затѣмъ идетъ борьба съ "училишшемъ", а иногда и учителемъ. Училище вѣдь новая тяжесть, ему нужна квартира, дрова. И вотъ начинается сельская "экономія".-- Да что же это вы дровъ не отпускаете! Вѣдь у насъ морозъ стоитъ, вода замерзла, я щепами топлю!-- возражаетъ бѣдняга-учитель.
   Много приходится перенести сельскому учителю или учительницѣ при водвореніи просвѣщенія. Посмотрите же, какъ оплачивается эта настоящая самоотверженная миссія просвѣщенія. Поговорите съ любымъ изъ приходскихъ учителей, это всѣхъ вы услышите одно и то же: содержаніе самое ничтожное, а работа каторжная!-- "Послѣ пяти-часоваго урока голова идетъ кругомъ,-- говорятъ эти труженики,-- горло пересохнетъ, чуть съ ногъ не валишься, а зачастую приходится брать еще постороннія занятія, чтобы хоть какъ нибудь перебиться"....
   Нельзя сказать, чтобы жалобы эти всегда оставались безъ послѣдствій. Такъ, напр., въ Семипоточной области богато надѣленные судьбою цивилизаторы нашли, что размѣръ получаемаго приходскими учителями содержанія надо измѣнить,-- и убавили его чуть не на сто рублей. Въ настоящее время учитель получаетъ 360 р. содержанія, а такъ какъ ему не приходится получать добавочныхъ отъ пристаней, заводовъ и кабаковъ, то триста шестьдесятъ рублей и остаются тремя стами шестьдесятью, а не ростутъ. Изъ этого видно, что цивилизаторамъ не всѣмъ живется одинаково хорошо въ Сибири. Не даромъ одинъ поэтъ, приславшій намъ стихи объ этой странѣ, среди прочихъ торжественныхъ строфъ восклицаетъ:
   
   "Забытый край! Огромныя равнины,
   На сотни перстъ огромныя поля,
   И сонъ кругомъ! Да, жребій твой малины
   Житья далекъ, забытая земля!"
   
   Сначала, мы не поняли, откуда явилась эта малина,-- отъ избытка ли чувства, или отъ недостатка рифмы; по потомъ, вникнувъ глубже, мы нашли въ этихъ строкахъ не что иное какъ простую мысль, что въ Сибири "житье -- не малина".
   
   О, сибирскіе поэты,
   Сколько бѣднымъ вамъ кручины
   И труда для вдохновенья;
   Нѣтъ нигдѣ кругомъ малины,
   А рифмуется нескладно лишь березовая каша
   Да презрѣнная калина!

Сибирскій юмористъ.

"Восточное Обозрѣніе", No 49 и 50, 1885

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru