Якшич (Юрий Якшич) -- сербский поэт и живописец. Происходил из знатного старинного рода; родился к 1832 г. в семье священника. Не обладая памятью и прилежанием, Я. несколько раз оставлял гимназию и жил то у отца, то временно служил в лавке одного купца. Его интересовала живопись, и в 1847 г. он поступил в пештскую академию художеств, но вспыхнувшая в следующем году революция заставила 16-летнего юношу стать в ряды народного ополчения. Так же неудачны были занятия его живописью в Вене (1851--52), потому что он не располагал средствами и ниоткуда не видел поддержки. Зато он попал в кружок сербских писателей, живших в Вене, и под влиянием Змая Иовановича, Поповича, Бошковича, Радоньича, Радичевича и Даничича начал писать стихотворения; первое из них, "Првенчад", напечатано в "Сербской летописи" (1853). В это же время Я. знакомится в переводах с Байроном, Гете, Шиллером, Шелли, Шекспиром и особенно с Петефи, который пришелся ему более всего по вкусу. Затем Я. короткое время живет в Мюнхене, существуя одной живописью, переезжает в Сербию, занимает должность учителя рисования в сельских и частных учебных заведениях, все время бедствуя и мечтая о серьезной школе живописи в Голландии. В 1861 г. он опять попадает в Вену, записывается на исторический отдел академии художеств и недочеты образования пополняет чтением, но скоро убеждается, что учиться ему уже поздно, опять переезжает в Сербию, где учительствует в разных городах и только в 1872 г. получает место корректора при правительственной типографии. В 1872 г. появляются у него первые признаки чахотки. В 1878 г. Я. умирает в Белграде. Похороны его носили национальный характер; Ненадович посвятил памяти Я. стихотворение "Вили". Я. написал около 150 стихотворений, 29 повестей и рассказов и 3 трагедии; первая его повесть, "Кралица", напечатана в 1860 г. первая драма, "Сеоба Србаља" -- в 1862-м. Лучшими стихотворениями его считаются лирические: "Пут у Горњак" (1857) и "На Липару" (1866). Лиризмом проникнуты не только стихотворения Я., но и повести, и драмы. Пессимистическая окраска почти всех произведений давала повод критикам называть Я. "сербским Байроном", хотя на самом деле у Я. и английского поэта мало общего. Отсутствие образования, в связи со слабым общим развитием, наложило отпечаток на поэзию Я.; мы не находим в ней ни широких общечеловеческих идеалов, ни гражданских мотивов. Но те же условия отразились на творчестве поэта и благоприятным образом, вызвав непосредственность, цельность, стихийность настроений; он не знает слабых впечатлений, не понимает умеренных чувств. В этом отношении Я. можно сравнить с Лермонтовым. Тяжелые жизненные обстоятельства и отчасти литературные влияния сделали поэзию Я. скорбной, хотя скорбь его никогда не становится мировой: ему нет дела до остальных людей, он погружен в самого себя, и его песни, выражающие такое настроение, справедливо считаются лучшими. Одиночество Я. в среде других выдающихся сербских поэтов -- Негоша, Радичевича и Иовановича -- дало некоторым критикам (Недич) повод ставить его много выше перечисленных поэтов. Вулович первый указал на эту чрезмерно высокую оценку и, характеризуя основное настроение Я., как типичный "гейневский субъективизм", обратил внимание на пластику образов его, на эпичность картин даже в лирике. Эту черту критик ставит в зависимость от занятий Я. живописью: поэт незаметно для самого себя делается художником образа, а живописец невольно дополняется им же, как художником слова. Эпос Я. считается ниже его лирики; его поэмы "Братоубица", "Бapјaктapoвићи", "Искушеник", "Мученица", "Невеста Пивљанина Бајe" и др. -- не более как простые картины без завязки. Патриотические и юначеские песни Я. полны огня, стихийной мощи, грозных эффектов. Таково, напр., стихотворение "Падајте, браћо!" Обращаясь к братьям, поэт предлагает им тонуть в реках крови, самим влачить на костер детей, сжигать села, чтобы стряхнуть позорное рабство. Когда погибнет сербство, само небо разразится рыданиями. Впрочем, поэт не находит возможным считать своих соотечественников "братьями-сербами", упрекая их в равнодушии: они не подают друг другу руки помощи, даже не оплакивают великое бедствие. Это стихотворение совсем не походит на бодрящие патриотические песни других славянских поэтов. И в любовных песнях Я. стоит одиноко: здесь нет обычной нежности, примиряющей сентиментальности. Поэт не находит в любви светлых сторон и лучшие минуты, переживаемые любящим или любимым человеком, омрачает скорбными мыслями. Наконец, у Я. почти нет сатирических стихотворений, хотя современная ему политическая и общественная жизнь давала такую массу тем для сатиры. Как живописец, Я. мало замечателен. Отсутствие строгой школы и поддержки со стороны общества сделало его только любителем и художником-самоучкой. Он преклонялся пред Рембрандтом, не понимал Рафаэля и Корреджио. Довольно удачны его типы сербских крестьян и фантастические портреты кралей и героев народного эпоса. Несколько картин и рисунков Я. хранятся в белградском народном музее и библиотеке; остальные -- в частных руках. Из них выдаются "Смерть Стефана Дечанского", "Смерть Карагеоргия", "Баязетовы чары", "Отдых после боя", "Шильонский узник", "Ночь в больнице", несколько икон и композиций религиозного содержания. Сочинения Я. изданы в 10 частях: "Дела Ј." (Белград, 1882--1883); "Песме Ј." и "Приповетке" его же, в двух томах, с предисловием Вуловича (Белград, 1900 и 1902), изданы сербской книжевной Задругой, а статья Вуловича перепечатана из "Годишњици Николе Чупића" (книга IV); Недић, "Из новије српске лирике" (Белград, 1893). Стихотворения Я. переводились на языки русский, французский, чешский, немецкий и итальянский; отдельно изданы по-русски рассказы: "На мертвой страже" (СПб., 1892, "Слав. библиотека" Ледерле) и "Раненый. Очерки из сербской войны" (М., 1879).