Симъ именемъ называется искусство изображать танцы условными знаками, подобно какъ нотами изображаются тоны въ Музыкѣ. Кто захотѣлъ бы совершенно описать какой-либо танецъ; тотъ долженъ представить на бумагѣ слѣдующія части онаго: 1. путь танцовщика или такъ называемую фигуру; 2. части сего пути, соотвѣтствующія каждому такту музыки; 3. составныя части такта, то есть все то, что въ музыкѣ означается каждою нотою; 4. положеніе ногъ, рукѣ и всего тѣла; 5. движенія. Для всѣхъ сихъ частей потребны условные знаки.
Фигуру и части оной, то есть колѣна, изображать не трудно; ибо направленіе пути означать можно линеями. Чтобы понять, какъ изобрѣтены прочіе знаки, и какъ изображается ими все принадлежащее до танца, надобно замѣтить слѣдующее. Составныя части или начала всякаго танца суть: положеніе ногъ, положеніе рукъ, движенія на одномъ мѣстѣ, и шаги или движенія съ переходомъ впередъ и назадъ. Все сіе должно быть изображено знаками, и сверхъ того еще показаны быстрота и медленность движеній.
Для каждаго изъ упомянутыхъ началъ выдуманы опредѣленные знаки, по которымъ цѣлой танецъ дѣлается вразумительнымъ, точно какъ посредствомъ ношѣ пѣсня для музыканта.
Искусство сіе изобрѣтено: недавно; однакожь начало его не совсѣмъ извѣстно. Кажется, первымъ къ тому поводомъ Служило изданное въ 1588 году сочиненіе одного Француза Туанета Арбо, названное Орхизографіею. Его изобрѣтеніе состояло въ томъ, что онъ подъ нотами пѣсни означало шаги; но для фигуры и другихъ принадлежностей танца у него небыло никакихъ знаковъ. Отъ того способъ сей оставался цѣлыя сто лѣтъ безъ употребленія, пока одинъ Парижанинъ танцмейстеръ, по имена Фейлье, неиздалъ своей Хореографіи {Книга сія называется: Chorégraphié ou l'art d'écrire la dance par caractères, figures et signes demonstratifs etcet. par M. Feuillet, Maître de Dance. Второе изданіе оной напечатано въ 1701 году.}, въ которой искусство изображать знаками танцы, предложено яснымъ образомъ. Танцмейстеръ Фейлье присвоиваеть себѣ честь изобрѣтенія; нѣкоторые однакожь утверждаютъ, будто бы онъ воспользовался чужимъ трудомъ, похитивъ его у славнаго танцмейстера Бошана. Въ прочемъ извѣстно, что Хореографія не есть искусство необходимое, и что танцовщики выучиваютъ своя роли не по условнымъ знакамъ, но по изустному наставленію балетмейстера. Т.
-----
Хореография / [Пер.] Т. [М.Т.Каченовского] // Вестн. Европы. -- 1810. -- Ч.54, N 24. -- С.301-303.