Мелик Шаназар М. Д. З. де, Ланглес Л. М.
О персах и их правительстве

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


 

О персахъ и ихъ правительствѣ (*).

   (*) Изъ книги: Извѣстіе о нынѣшнемъ состояніи Персіи. Издатели ея суть Персъ Миръ-Давутъ Задуръ де Меликъ Шаназеръ и Французъ Ланглесъ, извѣстный оріенталистъ. Избѣгая повтореній, пропустимъ все, что было сказано въ прежней статьѣ о Персидскомъ Шахѣ. Рдръ.
  
   Персидское правительство состоитъ изъ двухъ властей: духовной и гражданской. Обѣ однакожъ подчинены Монарху, которой, точно какъ и въ другихъ странахъ Восточныхъ, управляетъ деспотически, незная никакихъ границъ своему господству, Кавалеръ Малькольмъ {Въ History of Persia.} говоритъ: "Власть Персидскаго Государя большею частію, и даже исключительно, утверждена на страхѣ подданныхъ. Въ ней незнаетъ онъ никакой себѣ преграды, кромѣ той развѣ, какую самъ себѣ положить заблагоразсудитъ или со стороны религіи какъ мусульманинъ, или уважая обычаи и мнѣнія народа." Справедливость однакожъ велитъ признаться, что иногда увлекается онъ желаніемъ похвалъ и славы, и для того предпринимаетъ подражать Феридону въ добротѣ, а въ справедливости и великодушіи; Нуширвану; иногда подобныя мѣры употребляются для предотвращенія неудовольствія народнаго и мятежей, могущихъ имѣть опасныя слѣдствія. Вотъ что удерживаетъ его отъ злоупотребленій, которыя легко могъ бы дозволить онъ себѣ при такой неограниченной власти.
   У Персовъ нѣтъ даже такихъ собраній чиновъ, ни такихъ съѣздовъ дворянства, которые бываютъ въ назначенные сроки, и которые у Моголовъ въ старину много значили подъ именемъ Курилтай. Нѣтъ у нихъ ни представителей народныхъ, на конституціи. Сіе счастливое усовершеніе новаго законодательства, существующее въ просвѣщенныхъ странахъ Европы и Америки; долго еще будетъ неизвѣстно прочнѣмъ двумъ частямъ стараго свѣта. Азія и Африка на всемъ протяженіи своемъ, сколь оно ни велико, вмѣщаютъ въ себѣ орды бѣдныхъ рабовъ, или скитающихся странниковъ. Въ нихъ нѣтъ народа, которой любилъ бы равно просвѣщеніе какъ и свободу.
   Духовные, какъ-то дервиши, факиры и софисы, столько пользуются уваженіемъ Шаха, сколько каждой особенно заслуживаетъ личнымъ своимъ характеромъ; къ нимъ не болѣе изъявляетъ онъ благосклонности, какъ и къ прочимъ своимъ подданнымъ.
   Управляя съ неограниченною властію, нынѣшній Шахъ признаетъ однакожъ превосходство двухъ другихъ властей равно въ Азіи, какъ въ Европѣ значительныхъ; онѣ суть справедливость и общественное мнѣніе. Ето въ самомъ дѣлѣ великое достоинство въ Монархѣ Восточномъ! Къ нему прибавить еще должно его человѣколюбивое и великодушное обхожденіе съ родственниками своими, которыхъ не лишаетъ онъ ни жизни, ни даже зрѣнія, какъ то дѣлали Государи изъ династій Софіевъ. Такимъ же образомъ поступаетъ онъ и съ чиновниками, которые, имѣя на себѣ всегдашнюю отвѣтственность передъ Монархомъ, могли бы подвергаться всей строгости его гнѣва...
   Живопись есть одно изъ тѣхъ изящныхъ художествъ, которыя еще не проникли въ Персію, и весьма нескоро даже проложатъ себѣ путь въ ciе государство. Щедрость Шаха къ придворнымъ и другимъ отечественнымъ стихотворцамъ тѣмъ болѣе достойна примѣчанія, что онъ почитаетъ ихъ своими соперниками въ искусствѣ, ибо не только любитъ стихи, но и самъ пишетъ ихъ, и народъ смотритъ на нихъ какъ на образецъ поезіи. Особенную склонность имѣетъ онъ къ одамъ; главное же достоинство ихъ состоитъ въ счастливомъ подборѣ и въ принаровкѣ выраженій, которыя однакожъ подъ перомъ переводчика исчезаютъ и лишаются всей красоты своей.
   Персы превосходятъ всѣхъ другихъ обитателей Азіи какъ въ физическомъ, такъ и въ нравственномь отношеніи. Они храбры, когда имѣютъ достойнаго надъ собою предводителя. Любятъ военныя упражненія, непугаются нововведеній, если находятъ ихъ полезными, и въ етомъ отличаются отъ нѣкоторыхъ своихъ сосѣдей. Принцъ Аббасъ-Мирза прилѣжно учится военной тактикѣ въ Таврисѣ. Солдаты употребляютъ все старавіе, чтобы дѣлать какъ должно обороты, прежде для нихъ совсѣмъ неизвѣстные; они охотно принимаютъ новой удобнѣйшій уборъ и нежалѣютъ о старомъ, къ которому привыкли, и которой былъ въ употребленіи у ихъ предковъ. Проступки и даже злодѣйства, которыми справедливо укоряютъ Персовъ, происходятъ нѣкоторымъ образомъ отъ политической системы, съ давнихъ вѣковъ господствующей въ ихъ отечествѣ, а еще болѣе отъ бѣдствій, которыми обыкновенно сопровождаются войны междоусобныя. Тамъ неизвѣстны никакія свободнолюбивыя заведенія, ниже общественныя училища, столъ благотворныя въ Европѣ.-- Уномянуть еще должно, что повелѣнія Шаха выходятъ отъ имени Бога и его Пророка.-- Донынѣ еще не введено въ Персіи употребленіе книгопечатанія, сего изобрѣтенія, которое дало иной ходъ дѣламъ человѣческимъ какъ въ нравственномъ, такъ и въ политическомъ отношеніи, и которое такія-же производитъ перемѣны и въ странахъ Восточныхъ, куда оно достигнетъ со временемъ. Не смотря на то, Персы любятъ искусства и науки. М.

-----

   Мелик Шаназар М.Д.З. де, Ланглес Л.М. О персах и их правительстве: [Из кн.: Известие о нынешнем состоянии Персии] / Издатели ея суть перс Мир Давут Задур де Мелик Шаназер и француз Ланглес, известный ориенталист; [Пер.] М. [М.Т.Каченовского] // Вестн. Европы. -- 1819. -- Ч.103, N 1. -- С.65-69.
   Загл. ориг.: Notes sur l'etat actuel de la Perse.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru