Однимъ изъ любопытныхъ общественныхъ явленій нашего времени представляется движеніе въ пользу мира. Оно быстро растетъ въ ширь и глубь, особенно за послѣднія десять лѣтъ, и охватило всѣ цивилизованныя страны Запада. Среди подавляющаго насъ милитаризма и, въ значительной степени, благодаря именно ему, повсюду возникли общества мира, которыя ставятъ себѣ цѣлью вести всѣми зависящими отъ нихъ способами войну противъ войны. Люди всѣхъ національностей, безъ различія ихъ вѣрованій, сословнаго или общественнаго положенія, входятъ въ составъ этихъ обществъ, которыя составляются какъ изъ мужчинъ, такъ и изъ женщинъ, какъ изъ извѣстныхъ дѣятелей на томъ или другомъ поприщѣ человѣческой жизни, такъ и изъ юношей, не покинувшихъ еще школы. "Никогда,-- говоритъ Ревонъ,-- приверженцы мира не подымали такъ смѣло свою голову, какъ въ нашъ вѣкъ; никогда не было столько проповѣдниковъ этой идеи, которые съ такою вѣрой и съ такимъ огнемъ упорствовали бы въ своей тяжкой борьбѣ противъ самой войны; ни въ какое другое время и ни по какому иному дѣлу мы не видимъ, чтобы сыны церкви протягивали столь радушно руку послѣдователямъ французской революціи. Демократы, радикалы, консерваторы, люди всѣхъ политическихъ или религіозныхъ партій и оттѣнковъ озабочены вопросомъ о замиреніи общества и трудятся надъ его разрѣшеніемъ. Общества мира основываются и католиками, и протестантами, и евреями, и свободно-мыслящими" {Revon: "L'Arbitrage international". 1892. См. въ особенности двѣ прекрасныя главы въ этомъ сочиненіи: "Les grands pacifiques" и "Les sociétés de la paix" (p. 158--179).}. На пространствѣ одного нашего столѣтія какія славныя имена встрѣчаются въ средѣ этихъ истинныхъ друзей человѣчества: Ричардъ Кобденъ, Джонъ Брайтъ, Генри Ричардъ, Манчини, Бонги, Фильдъ, Бастіа, Лабуле, Дольфусъ и т. д. Все это уже покойные. Но и среди живыхъ мы можемъ назвать не мало лицъ, которыя своею неустанною дѣятельностью въ пользу мира составили себѣ самое почетное имя во всемъ цивилизованномъ мірѣ. Таковы: Годжсонъ Праттъ -- въ Англіи; Фредерикъ Пасси -- во Франція; баронесса Сутыеръ -- въ Австріи; Эли Дюкомменъ -- въ Швейцаріи; Фредерикъ Байеръ -- въ Даніи; Маркоарту -- въ Испаніи; Пандольфи -- въ Италіи, и многіе другіе.
При многочисленности обществъ мира и при разбросанности ихъ почти по всѣмъ странамъ Европы и Америки, нельзя не пожалѣть о томъ, что до сихъ поръ не существуетъ о нихъ какого-либо цѣльнаго, научнаго труда. Приходится свѣдѣнія о нихъ черпать изъ разнообразнѣйшихъ изданій, далеко не всѣмъ доступныхъ и извѣстныхъ, да и получаемыя такимъ образомъ свѣдѣнія часто носятъ характеръ случайный, отрывочный {Списокъ обществъ мира помѣщенъ въ 1888 г. въ брошюрѣ г-жи Фишеръ Летте (Fischer-Lette: "Entstehung und Entwickelung der Friedensgesellschaften, nebst einer Liste der bestehenden Vereine, soweit dieselben zu ermitteln sind"). Нѣкоторый перечень ихъ даетъ Дрейфусъ (Dreyfus: "L'Arbitrage international". 1892, p. 234--235). Международное бюро мира въ Бернѣ составило въ 1895 г. синоптическую таблицу объ учрежденіи и развитіи обществъ мира въ Европѣ и Америкѣ (La Paix par le Droit. 1895, Mai, p. 150).}. Къ началу этого года существовало не менѣе 90 обществъ мира {Concord 1896, March.}: они особенно многочисленны въ С. Штатахъ, Англіи, Швейцаріи, Германіи и т. д., но почти каждый мѣсяцъ мы слышимъ о возникновеніи то новыхъ обществъ, то новыхъ ихъ развѣтвленій. Къ августу 1895 г. общее число ихъ было слѣдующее: въ Англіи -- 36 обществъ или отдѣловъ; Германіи26; Франціи и Италіи -- по 14; Швейцаріи -- 9; Голландіи -- 8; Австро-Венгріи -- 6; Бельгіи, Даніи, Швеціи и Норвегіи -- по 1 центральному обществу съ мѣстными комитетами (число ихъ въ Даніи достигаетъ 70); въ С. Штатахъ -- 10 съ сотнею отдѣловъ. Большинство этихъ обществъ имѣютъ свои періодическія изданія. Связующимъ ихъ звеномъ является международное бюро мира въ Бернѣ, недавно открывшее отдѣленіе и въ Вашингтонѣ и тѣмъ соединившее всѣ общества мира обоихъ Свѣтовъ (Brunet, "Le parti de la paix en 1895" въ Almanach de la Paix 1896).
Наше отечество остается доселѣ отъ этого движенія совершенно въ сторонѣ: Россія -- единственная страна въ Европѣ, въ которой не существуетъ общества мира. Это можетъ показаться тѣмъ болѣе страннымъ, если сообразить, что народъ нашъ по природѣ миролюбивъ; въ нашей печати нерѣдко раздаются голоса о томъ, что миръ -- основной принципъ нашей внѣшней политики; наконецъ, само наше правительство очевидно руководствуется въ этой области приверженностью къ началамъ законности и мира. Развѣ это не сказалось особенно рельефно въ царствованіе императора Александра III, котораго современники нарекли Миротворцомъ? Наше общество живо интересуется всѣмъ, относящимся до успѣховъ идеи мира; нѣкоторые его члены выступали съ попыткою организовать и у насъ общество мира, но доселѣ безуспѣшно по чисто-внѣшнимъ препятствіямъ, которыя, конечно, устранятся и, вѣроятно, въ недалекомъ будущемъ. Въ занимающемъ насъ движеніи въ пользу лира ничего нѣтъ несовмѣстимаго съ основами нашего народнаго или государственнаго строя, если только сумѣть придать ему должное, именно русское, направленіе и примѣненіе къ жизни.
И печать наша въ цѣломъ занимается этимъ вопросомъ слишкомъ мало. Восполнить этотъ въ ней пробѣлъ мы и желаемъ настоящею нашею статьей.
II.
Великая проповѣдь о мирѣ между народами есть собственно продуктъ нашего XIX в. Встрѣчались и прежде убѣжденные голоса въ ея пользу, но они либо раздавались одиноко, либо не вели ни къ какимъ прямымъ практическимъ послѣдствіямъ. Слишкомъ уже шли они въ разрѣзъ со всѣми окружающими ихъ тогда условіями дѣйствительности. Все-таки любопытно напомнить, что первыя братства мира встрѣчаются еще въ средніе вѣка. Въ духѣ того времени они носили религіозный характеръ, но большею частью отличались еретическимъ направленіемъ. Такъ, къ концу XII в., по почину одного плотника, возникло во Франціи такое братство, быстро распространившееся по всей этой странѣ. Въ 1233 г. одинъ доминиканецъ (Jean de Vicente) устроилъ собраніе, на которомъ приняли участіе представители отъ всѣхъ городовъ Ломбардіи. Былъ выработанъ актъ объ общемъ замиреніи и нарушителямъ его угрожали муками ада. Ордена доминиканцевъ и францисканцевъ выставили не мало проповѣдниковъ противъ столь распространенныхъ въ тѣ эпохи насилій всякаго рода. Къ концу XI столѣтія Ивъ-да-Шартръ писалъ къ французскимъ епископамъ, что Іисусъ Христосъ принесъ на землю не только духовный миръ, но и временный для того, чтобы всѣ христіане составили одно духовное и видимое внѣшнее тѣло {Nys: "Les origines du droit international". 1894, p. 388 sv. Въ этомъ трудѣ авторъ останавливается, между прочимъ, и на значеніи идеи мира въ средніе вѣка.}. Въ эпоху реформаціи анабаптисты отвергали присягу, военную службу, суды, повиновеніе правительству, которое не было христіанскимъ въ ихъ смыслѣ. Ѳома Мюнцеръ, наприм., утверждалъ, что всѣ люди-братья и сестры по духу; что у перерожденныхъ святыхъ не можетъ быть частной собственности, такъ какъ имущество должно быть достояніемъ всѣхъ связанныхъ между собою узами человѣческаго братства. Но вскорѣ, какъ извѣстно, анабаптизмъ принялъ характеръ проповѣди, главнымъ содержаніемъ которой была кровавая революція, истребленіе огнемъ и мечомъ нечестивыхъ и подготовленіе этимъ путемъ торжества святыхъ на землѣ. Это явилось слѣдствіемъ частью отрицанія съ его стороны существовавшаго государственнаго и общественнаго строя, частью тѣхъ преслѣдованій, которымъ подверглись сектанты. Въ слѣдующемъ XVII стол. квакеры, организовавшись въ Англіи въ "общество друзей", сдѣлались въ свою очередь представителями мирнаго и трудового существованія. Они отрицали всякое противленіе злу, войну и самое военное званіе, считая присягу и военную службу грѣховными, и т. д. Систематизаторомъ ихъ ученія выступилъ Робертъ Бёркли {Карцевъ: "Исторія Западной Европы въ новое время". T. II (1893 г.), стр. 113, 478--479).}.
Но все это были отдѣльные, небольшіе потоки, исчезавшіе въ морѣ непрерывныхъ войнъ и насильственныхъ переворотовъ, которымъ подвергалось общество феодальное и то, которое его смѣнило въ началѣ новыхъ временъ подъ владычествомъ абсолютизма.
Лишь послѣ революціонныхъ и наполеоновскихъ войнъ, съ 1815 г., возникаютъ первыя общества мира въ современномъ смыслѣ. Зародившись въ Англіи и Соединенныхъ Штатахъ, это движеніе постепенно переходитъ на континентъ Европы. Долго оно отличается безсвязнымъ, отрывочнымъ характеромъ: на шумныхъ сходбищахъ приверженцы его принимаютъ спѣшно рѣшенія по всевозможнымъ вопросамъ, а свою прямую, великую задачу,-- осуществленіе мира -- не подвигаютъ къ практическому разрѣшенію. Но горькій опытъ жизни сдѣлалъ свое: понемногу ряды миролюбцевъ собираются и организуются; вырабатывается широкая программа для ихъ дѣятельности, совмѣстной и планомѣрной; ихъ идеи проникаютъ въ общество и начинаютъ останавливать на себѣ вниманіе правительствъ.
Съ этой внѣшней стороны -- организаціи и роста -- пропаганда мира въ XIX ст. прошла послѣдовательно черезъ три фазиса: 1) отдѣльныхъ частныхъ обществъ; 2) общихъ съѣздовъ ихъ представителей и 3) объединенія всей ихъ дѣятельности въ особыхъ органахъ (правильные съѣзды, центральное бюро мира въ Бернѣ, международно-парламентскія конференціи).
Со стороны внутренней -- тѣхъ идей, которыя проводятъ общества мира -- исторія ихъ не менѣе любопытна: въ массѣ ихъ рѣшеній не трудно выдѣлить нѣкоторые основные принципы, которые составляютъ ядро современной пропаганды мира. Таковы: третейскій судъ въ примѣненіи къ международнымъ распрямъ; вопросъ о разоруженіи; осужденіе завоеваній; распространеніе начала нейтрализаціи; болѣе широкое и повсемѣстное признаніе принципа національности; приложеніе къ совмѣстной жизни народовъ началъ и формъ федераціи. Осуществленіе этихъ великихъ идей, въ свою очередь, обусловлено поднятіемъ нравственныхъ требованій въ международной и вообще въ политической сферѣ, скрѣпленіемъ экономическихъ узъ, а вѣнцомъ всѣхъ дѣлаемыхъ тутъ усилій признано возможно широкое упроченіе мира, какъ основного принципа во взаимныхъ сношеніяхъ людей. Нечего говорить, поскольку эта программа интересуетъ интернаціоналиста. Хотя на многое (особенно на войну) миролюбцы смотрятъ иначе, чѣмъ представители науки международнаго права, но рѣшительно въ интересахъ самого дѣла, которому служатъ и тѣ и другіе, вопросы мира должны быть поставлены на почву права и проникнуться его началами для того, чтобы и миръ былъ проченъ и плодотворенъ, и право -- жизненнымъ и на уровнѣ своего призванія {Такъ и смотрятъ на дѣло наиболѣе серьезные умы въ томъ и другомъ лагерѣ: французское общество мира (молодыхъ людей) органомъ своимъ имѣетъ журналъ; La Paix par le Droit. Институтъ международнаго права девизомъ своимъ полагаетъ; Justitia et Pace, }.
III.
Возникновеніе первыхъ обществъ мира въ нашемъ столѣтіи относится, какъ сказано, къ эпохѣ наступившей послѣ наполеоновскихъ войнъ, когда Европа, утомленная почти 25-лѣтними переворотами и насиліями, страстно захотѣла, наконецъ, успокоенія. Это движеніе въ пользу мира зародилось почти одновременно въ двухъ главныхъ представителяхъ англо-саксонскаго племени -- въ Соединенныхъ Штатахъ и въ Англіи, которые, достигнувъ наибольшаго политическаго и экономическаго развитія среди цивилизованныхъ народовъ, донынѣ являются главными поборниками идей мира и третейской юстиціи въ международной области. но какъ скромны и незамѣтны были первыя проявленія занимающаго васъ движенія! Въ 1815 г. въ Нью-Йоркѣ, нѣсколько квакеровъ {Noah Worcester, Channing, William Ladd.} составили первое общество мира, которое скоро основало отдѣлы въ Коннектикутѣ, Массачузетсѣ и другихъ штатахъ. Вмѣстѣ съ тѣмъ оно приступило и къ изданію собственнаго періодическаго листка. Ничего не зная объ этомъ движеніи въ слѣдующемъ году квакеры Англіи сдѣлали тотъ же шагъ въ Лондонѣ {Herald of Peace.}. Это "общество содѣйствія прочному и общему миру" быстро распространилось по разнымъ городамъ Великобританіи, стало издавать съ 1819 г. свой органъ {William Allen и Thomas Clarkson съ 20 товарищами. Богатый матеріалъ о войнахъ за послѣднее столѣтіе, а равно о движеніи идеи мира въ литературѣ и жизни даетъ пасторъ Гетцель (Hetzel): "Die Humanisirung des Krieges in den letzten hundert Jahren 1789--1889--1891". Къ сожалѣнію, это сочиненіе написано безъ системы и въ немъ много лишняго сырья. Оно дѣлится на двѣ части: факты и литература (тутъ богатѣйшее собраніе мыслей писателей, ученыхъ, поэтовъ и т. д. о мирѣ).} и вызвало подобныя же ассоціаціи среди рабочихъ {Hetzel, S. 29.}.
Въ Швейцаріи первое общество мира учредилъ въ 1830 г., въ Женевѣ, гр. Селлонъ (de Sellon), "посвятившій неприкосновенности человѣческой жизни свое сердце и перо". Подъ вліяніемъ англійскаго Герольда мира, онъ издалъ не мало писемъ и статей, въ которыхъ основнымъ началомъ полагаетъ, что "христіанство призвано установить миръ во всѣхъ видахъ". Въ войнѣ онъ видѣлъ лишь "организованное избіеніе людей" и настойчиво рекомендовалъ ее замѣнить посредничествомъ и третейскимъ судомъ, для чего требовалъ союза всѣхъ христіанъ, всѣхъ благомыслящихъ людей вообще {Hetzel, S. 157.}.
Въ началѣ сороковыхъ годовъ (въ 1841 году) нѣсколько извѣстныхъ французскихъ мыслителей и государственныхъ дѣятелей {Benjamin Constant, Guizot, Hippolyte Carnot, Duchatel и др. подъ предсѣдательствомъ герцога de la Rochefoucauld-Liancourt.} положили начало "обществу христіанской нравственности", которое цѣлію себѣ поставило: трудиться надъ примѣненіемъ христіанскихъ началъ къ общественной жизни вообще и къ международной въ особенности. Это общество поддерживало постоянныя сношенія съ своимъ англійскимъ собратомъ и заботилось объ искорененіи устарѣлой вражды между Франціей и Англіей {См. Darby: "La plus ancienne des sociétés de la paix" (въ La Paix par le Droit 1895, nov.). Интересныя свѣдѣнія о первомъ англійскомъ обществѣ мира 1816 г.}.
Въ эти годы особенно прославился неутомимою проповѣдью о мирѣ американскій кузнецъ Эліу Бёрритъ (Elihu Burnt, 1811--79). Съ этою цѣлью онъ совершалъ путешествія, переплывая даже въ Европу, основывалъ братства (наприм., союзъ женщинъ и дѣвушекъ подъ именемъ "Масличной вѣтви") и печаталъ множество небольшихъ общедоступныхъ брошюръ для народа {Hetzel, S. 41, 173--175 (выдержки изъ его сочиненіи; пропаганда его покоилась на христіанско-нравственной основѣ).}. Особенно же хлопоталъ онъ объ устройствѣ общихъ съѣздовъ миролюбцевъ для придачи большихъ единства и энергіи ихъ пропагандѣ. Это и удалось ему въ 40-хъ годахъ.
IV.
1. Общіе съѣзды характеризуютъ второй фазисъ въ развитіи мирныхъ обществъ. Ихъ созванію способствовалъ довольно продолжительный миръ, господствовавшій въ сношеніяхъ европейскихъ государствъ послѣ 1815 г., и бывшая первая, въ Лондонѣ, всемірная выставка. Но нельзя сказать, чтобы результаты, достигнутые этими первыми съѣздами, были блестящи: на нихъ много говорили, много спорили, приняли нѣсколько широкихъ резолюцій, но прямыхъ практическихъ послѣдствій отсюда не возникло. Напротивъ, съ крымской войны и до 1871 г. Европа снова пережила острый періодъ частыхъ войнъ. Тѣмъ не менѣе, однако, самыя эти войны содѣйствовали укрѣпленію и уясненію въ сознаніи людей великихъ началъ національности и мира, о которыхъ такъ хлопочутъ приверженцы изучаемаго нами движенія, а для лучшаго пониманія послѣдняго, современнаго намъ, его состоянія необходимо бросить хотя бѣглый взглядъ на постановленія тѣхъ первыхъ съѣздовъ, которые происходили въ эпоху февральской революціи.
Первому общему такому съѣзду въ Брюсселѣ предшествовалъ частный въ Лондонѣ (въ іюнѣ 1843 г.) подъ предсѣдательствомъ Charles Hindley. Онъ обратился къ 54 правительствамъ съ просьбою: "о внесеніи ими во всѣ ихъ договоры условія о томъ, чтобы, въ случаяхъ возникновенія между ними споровъ, они обращались къ посредничеству какой-либо дружественной державы". Достойно вниманія, что позднѣе эта резолюція сдѣлалась извѣстнымъ желаніемъ (voeu), которое высказали державы въ 23 протоколѣ парижскаго конгресса (14 апрѣля 1856 г.). Людовикъ Филиппъ, принимая депутацію отъ этого съѣзда, сказалъ ей: "миръ, въ наши дни, для каждаго народа -- необходимость, а война, благодареніе Богу, стоить слишкомъ дорого, чтобы ее можно было часто предпринимать. Я убѣжденъ, что настанетъ время, когда война исчезнетъ въ цивилизованномъ обществѣ" {Hetzel, S. 41.}. Характеренъ и отвѣтъ президента Соединенныхъ Штатовъ: "дайте народу образованіе, дайте ему права, и онъ потребуетъ мира, столь необходимаго для его благоденствія".
Стараніями Бёррита состоялся первый съѣздъ мира въ Брюсселѣ 20--22 сентября 1848 г. подъ предсѣдательствомъ Visscliers. Этотъ и послѣдующіе съѣзды присвоили себѣ неподходящее имъ названіе "конгрессовъ". Конгрессами должны называться собранія не частныхъ лицъ, никѣмъ не уполномоченныхъ, а правильно составленные съѣзды представителей правительствъ (и со временемъ населеній) для рѣшенія общихъ международныхъ вопросовъ. Брюссельскій съѣздъ принялъ четыре резолюціи: 1) Обращеніе къ оружію для рѣшенія международныхъ несогласій есть способъ одинаково осуждаемый религіей, разумомъ, человѣколюбіемъ, правомъ и интересами народовъ. Необходимо поэтому для цивилизованнаго міра найти средства, способныя повести къ совершенной отмѣнѣ войны. 2) Чрезвычайно важно ходатайствовать передъ правительствами, чтобъ они рѣшали возникающія между ними несогласія путемъ третейскаго суда, начала котораго имъ слѣдовало бы опредѣлить въ договорахъ дружелюбно и сообразно съ справедливостью. Спеціальные третейскіе судьи или высшій международный судъ произносили бы рѣшеніе въ послѣдней инстанціи. 3) желательно въ ближайшемъ будущемъ созваніе конгресса изъ представителей всѣхъ народовъ для выработки кодекса, имѣющаго регулировать ихъ взаимныя сношенія. Обѣ эти мѣры (конгрессъ и уложеніе) обезпечили бы общій миръ. 4) Слѣдуетъ обратить вниманіе правительствъ на необходимость принятія съ ихъ стороны такихъ общихъ и одновременныхъ мѣръ, которыя дозволили бы имъ уменьшить ихъ вооруженія, чѣмъ сократились бы финансовыя тягости и постоянные поводы къ взаимнымъ раздраженіямъ и безпокойствамъ.
Нельзя не замѣтить, что уже въ этой резолюціи перваго общаго съѣзда миролюбцевъ намѣчены всѣ главные пункты современной программы мира: уничтоженіе войны; правильные международные третейскіе суды; созваніе общаго конгресса для составленія международнаго уложенія; разоруженіе. Но тогда эти мысли поражали новизною, смѣлостью.
Въ слѣдующемъ году (22--24 августа 1849 г.) происходилъ второй такой съѣздъ въ Парижѣ. Какъ и предыдущій, онъ былъ созванъ по почину лондонскаго общества мира, но стараніями Бёррита и пастора Генри Ричарда, неутомимаго поборника мира, долго состоявшаго секретаремъ англійскаго общества мира (1848--85 г., ум. 1888 г.), а въ 1873 г. проведшаго въ парламентѣ предложеніе объ обращеніи къ третейскому суду,-- первое постановленіе палатъ такого рода. Предсѣдательствовалъ Викторъ Гюго (1802--1885 г.) {Поэтъ неоднократно восторженно высказывался за миръ (въ Orientales, а особенно въ "Мирномъ манифестѣ къ народамъ Европы", во время парижской всемірной выставки 1867 г., но въ 1870 г. онъ въ самыхъ необузданныхъ выраженіяхъ призывалъ французовъ къ безпощадной народной войнѣ противъ нѣмцевъ (Hetzel, S. 194, 202, 218, 219).}. Кромѣ него обратили на себя вниманіе Эмиль де-Жирарденъ {Онъ усердно проводилъ идеи мира въ издававшейся имъ Liberté. Миръ хотѣлъ онъ утвердить на экономическомъ принципѣ, на замѣнѣ армій жандармами и на болѣе правильномъ распредѣленіи границъ Франціи, Германіи и Австріи (Hetzel, S. 179, 195, 216, 217). И онъ, ведя 30 лѣтъ войну противъ войны, въ 1870 г. взывалъ къ народной войнѣ такимъ же языкомъ, какъ и Гюго.} (1802--81 гг.) и Ричардъ Кобденъ (1804--65 гг.) {Противникъ протекціонной системы, основанной на естественной противоположности интересовъ, ведущей къ войнѣ, онъ отстаивалъ принципъ свободной торговли, въ которой видѣлъ основу международнаго мира. Онъ усердно заботился объ устраненіи антагонизма между Франціей и Англіей и былъ противъ крымской войны. Попытка, сдѣланная имъ въ парламентѣ въ 1849 г., подобная той, которую провелъ Ричардъ въ 1873 г., не имѣла успѣха.}. Кромѣ подтвержденія принятыхъ въ Брюсселѣ рѣшеній, парижскій съѣздъ высказался противъ займовъ и налоговъ, вводимыхъ съ военною цѣлью, указалъ на необходимость содѣйствія дѣлу мира со стороны печати и духовенства, а равно улучшеній въ способахъ международныхъ сношеній, и подъ конецъ изложилъ свои мысли въ адресѣ, обращенномъ къ народамъ и правительствамъ.. Но, замѣчаетъ Гетцель, правительства не обратили на этотъ съѣздъ никакого вниманія, а населеніе отнеслось къ нему частью равнодушно, частью съ насмѣшками.
Заключительное его засѣданіе происходило, въ предсѣдательствѣ Виктора Гюго, 24 августа, въ годовщину Варѳоломеевской ночи. Пасторъ Coquerel, аббатъ Deguerry и поэтъ обнялись. "Сегодня,-- произнесъ Викторъ Гюго,-- въ этотъ самый день и въ томъ же самомъ городѣ, Богъ повелѣлъ встрѣтиться всѣмъ ненавистямъ и превратиться имъ въ любовь. Онъ отнялъ у этой скорбной годовщины ея мрачное значеніе: на мѣсто пятенъ крови Онъ возжегъ лучи свѣта; идеи мщенія, фанатизма и войны Онъ замѣнилъ заповѣдями примиренія, терпимости и мира и Его волей посредствомъ прогресса, который Онъ вызываетъ и предписываетъ, ровно въ этотъ роковой день -- 24 августа -- и, такъ сказать, почти подъ сѣнію этой еще возвышающейся башни, съ которой раздался набатъ къ убійствамъ въ Варѳоломеевскую ночь; не только англичане и французы, итальянцы и нѣмцы, европейцы и американцы, но и такъ называвшіееся прежде паписты и гугеноты признаютъ другъ друга братьями и соединяются въ тѣсномъ и отнынѣ нерасторжимомъ объятіи" {Dreyfus, о. с. р. 234.}.
Третій съѣздъ состоялся во Франкфуртѣ на Майнѣ (22--24 августа 1850 г.) въ церкви Св. Павла. Въ предсѣдатели тутъ былъ выбранъ Jaupp, бывшій первымъ министромъ Гессенъ-Дармштадта. Во время преній было справедливо указано прежде всего на необходимость склонить въ пользу мира общественное мнѣніе. Съ этою цѣлью заботиться объ устраненіи въ народахъ наслѣдственной вражды, а также различныхъ политическихъ и торговыхъ предразсудковъ, такъ часто вызывавшихъ между ними войны. Въ числѣ новыхъ пунктовъ отмѣтимъ: провозглашеніе принципа невмѣшательства и осужденіе дуэлей. О разоруженіи заявлено, что оно должно быть "общимъ и одновременнымъ", но соотвѣтствовать подробностямъ внутренняго спокойствія и внѣшней безопасности конкретнаго государства. Раздался, впрочемъ, одинъ голосъ (раввина) объ упраздненіи постояннаго войска безъ всякихъ оговорокъ. Обращеніе къ третейскому суду признано цѣлесообразнымъ въ тѣхъ случаяхъ, когда правительствамъ не удастся уладить ихъ споры мирными переговорами, т.-е. путемъ дипломатіи. Возражая противъ нападокъ и насмѣшекъ скептиковъ, Генри Ричардъ сравнилъ положеніе дѣла мира съ кораблемъ, увязшимъ пока въ болотѣ, но постепенно подымаемымъ волнами общественнаго мнѣнія и направляемымъ въ океанъ. Былъ поднятъ еще вопросъ о третейскомъ рѣшеніи Шлезвигъ-Голштинскаго спора, тогда раздѣлявшаго Германію и Данію, но послѣдняя, ободренная успѣхомъ, отклонила это -- себѣ ли на пользу? Послѣдствіемъ этого съѣзда было возникновеніе перваго общества мира и въ Германіи, въ Кенигсбергѣ.
Четвертый съѣздъ совпалъ со всемірною выставкой въ Лондонѣ (22--24 іюля 1851 г.). Президентомъ былъ докторъ Brewster. Любопытны слова, сказанныя тогда лордомъ Пальмерстономъ: "Я согласенъ съ Кобденомъ въ томъ, что не было времени болѣе благопріятнаго для такой демонстраціи въ пользу мира, какъ настоящее, когда мы превратили эту страну, можно сказать, въ храмъ мира для всего міра".
Слѣдующій съѣздъ, происходившій въ Эдинбургѣ (1853 г.), носилъ уже опять частный, англо-американскій характеръ. Затѣмъ такіе съѣзды прекращаются до конца 80-хъ годовъ, когда они снова возраждаются въ болѣе широкихъ размѣрахъ подъ именемъ "универсальныхъ конгрессовъ мира" {Постановленія этихъ первыхъ съѣздовъ и протоколы ихъ засѣданій изданы отдѣльными брошюрами на французскомъ, англійскомъ и нѣмецкомъ языкахъ. Ср, Hetzel, S. 41--44.}.
2. Разнообразны и многочисленны за этотъ періодъ отдѣльныя манифестаціи въ пользу мира. Хотя большинство изъ нихъ, къ сожалѣнію, остались лишь платоническими пожеланіями, но они въ насъ и теперь вызываютъ интересъ и симпатію, свидѣтельствуя о постепенномъ ростѣ въ населеніяхъ страстнаго желанія мира, а съ другой стороны, будучи какъ бы вѣщимъ голосомъ, силившимся предотвратить отъ Европы грозно нависавшія тучи новой, страшной войны, которая и разразилась надъ ней въ 1870--71 гг.
Въ этомъ отношеніи особенно любопытны демонстраціи 1867 г. При открытіи сѣверо-германскаго рейхстага, король Вильгельмъ I заявилъ, что "сообразно съ національнымъ духомъ Германіи, вообще направленнымъ къ миру, племена ея объединились для обороны, а не для нападенія". Когда возникъ извѣстный люксембургскій вопросъ, едва не вызвавшій войну между Германіей и Франціей, но счастливо устраненный лондонскою конференціей, раздались многочисленные голоса по сю и по ту сторону Рейпа рабочихъ союзовъ, корпорацій студентовъ, которые энергично требовали мирнаго улаженія этого инцидента и справедливо называли войну между двумя передовыми народами центральной Европы "междоусобіемъ", "братоубійственною бранью", которая грозила нашей цивилизаціи и благосостоянію, новымъ попятнымъ движеніемъ къ варварству. Лишь послѣ 1870--71 г. стала ясною вся вѣрность этихъ предсказаній. Рабочіе машиннаго производства въ Берлинѣ заявляютъ: "ненавидя войну вообще, мы считаемъ ее между Германіей и Франціей особенно пагубною для интересовъ цивилизаціи и свободы". Нѣмцы, жившіе въ Парижѣ, пишутъ въ своемъ адресѣ: "всякое рѣшеніе настоящаго столкновенія должно быть предпочтено варварству войны между французами и нѣмцами". Въ этомъ духѣ отвѣчаютъ и французскіе рабочіе.
Въ адресѣ парижскихъ студентовъ къ нѣмецкимъ читаемъ: "Ни Франція, ни Германія не должны стремиться къ расширенію своихъ границъ. Никогда доблестный мужъ не боится войны, но каждый честный человѣкъ долженъ ее ненавидѣть. Будемъ же и мы питать къ ней ненависть изъ-за нищеты, которая за нею слѣдуетъ, и изъ-за деспотизма, ею порождаемаго". Студенты разныхъ университетовъ Германіи откликнулись на этотъ призывъ. Берлинскіе, наприм., заявляютъ, что "для свободно-объединенной Германіи и для свободной Франціи никогда не можетъ существовать какого-либо серьезнаго повода, чтобы поднять другъ противъ друга оружіе". Послышались и отдѣльные голоса рѣзко противоположные: Veuillot взывалъ въ своемъ новомъ ультрамонтанскомъ Г Univers къ походу противъ еретиковъ, но Наполеонъ III, принимая въ Парижѣ, по случаю всемірной выставки, императора Александра II и Вильгельма I, выразилъ имъ готовность предложить державамъ обсужденіе нѣкоторыхъ мѣръ, которыя могли бы повести къ уменьшенію ихъ вооруженій. Но никто не питалъ довѣрія къ этому авантюристу. Гарнье-Пажесъ въ законодательномъ корпусѣ рекомендовалъ эту мѣру Франціи, хотя бы другія державы и не послѣдовали ея примѣру. "Если государи, министры и дипломаты,-- сказалъ онъ,-- не могутъ прійти между собою ни къ какому соглашенію, то пусть народы назначатъ своихъ депутатовъ съ цѣлью предотвратить войну. Да заключатъ они обще-европейскій союзъ, и утопія, о которой я вамъ говорю, превратится въ счастливую дѣйствительность".
Въ томъ же 1867 г., среди усилившагося движенія въ пользу мира, была сдѣлана другая любопытная попытка къ лучшему его осуществленію. Нѣсколько выдающихся людей Франціи {Jean Dollfus, Arlès-Dufour, Michel Chevalier, Frédéric Passy.} основали "постоянную и международную лигу мира", встрѣтившую иного сочувствія, и къ которой примкнули извѣстные иностранные ученые и писатели {Henry Richard -- для Англіи, Couvreur -- для Бельгіи, Cantù -- для Италіи, Liebig -- для Германіи.}. Тутъ мы встрѣчаемъ имя и Фредерика Пасси, горячаго борца съ тѣхъ поръ за международную юстицію и миръ. Однако послѣдующія событія измѣнили характеръ этой лиги: съ 1870 г. она превратилась во французское общество друзей мира, а еще позднѣе (съ 1890 г.) придала себѣ болѣе юридическій характеръ подъ названіемъ "французскаго общества международнаго третейскаго суда" {По почину Fred. Passy, Richet, Berthelot, Jules Simon и др.}. Безъ космополитизма оно сохраняетъ характеръ международный (т.-е., другими словами, не отвергаетъ идею отечества). "Мы ни отъ чего не отказываемся,-- сказалъ его предсѣдатель въ 1872 г.,-- ничего не забываемъ и не предаемъ амнистіи. Мы требуемъ со всею умѣренностью, но неуклонно, признанія господства права надъ силою. Вѣрное своимъ принципамъ, наше общество отстаиваетъ и распространяетъ идеи независимости народовъ и международной юстиціи. Оно стремится водворить третейскій судъ и другіе договорные и юридическіе способы рѣшенія споровъ между государствами на мѣсто войнъ. Главная его цѣль -- утвержденіе мира посредствомъ уваженія къ праву" {Dreyfus, ibid p. 236--237.}.
Совершенно иной характеръ носитъ возникшая въ томъ же году, въ Женевѣ, крайняя и радикальная "международная лига мира и свободы". Иниціаторомъ ея былъ Charles Lemonnier (ум. въ 1891 г.), одинъ изъ послѣднихъ учениковъ Сенъ-Симона. Уже на первомъ ея собраніи ("конгрессѣ", 9--12 сент. 1867 г., въ Женевѣ) явились вожаки демократической партіи съ разныхъ концовъ Европы {Подлѣ Гарибальди, говорившаго объ объединеніи Италіи, засѣдали Кино, Бюхнеръ, Бакунинъ, Молинари, Фази и др.}, произносились безъ всякаго порядка самыя запальчивыя рѣчи, которыя вызывали восторгъ собравшейся многотысячной толпы. "Въ этомъ собраніи миролюбцевъ пахло порохомъ,-- замѣчаетъ Дрейфусъ,-- и пренія на немъ стали такъ шумны, что женевская полиція едва не закрыла этотъ храмъ мира, превратившійся въ храмъ Марса".
О чемъ не говорили и чему не была объявлена тогда война въ Женевѣ? Раздались протесты противъ современныхъ военныхъ монархій, опирающихся на систему цезаризма (Barni); потребовали осуществленія соціальной революціи со всѣми ея послѣдствіями (уничтоженія всякихъ привилегій и превращенія всѣхъ гражданъ въ одинъ классъ работниковъ, Dupent), проведенія во всѣхъ государствахъ принципа децентрализаціи (Бакунинъ) и т. д. Истинный источникъ войнъ видѣли въ монархіи (Ladendorf), въ привилегированныхъ сословіяхъ (Бакунинъ), въ господствѣ капитала (Раере), въ религіи и даже христіанской (De-Ponat). Что путнаго могло выйти изъ этой путаницы? За все принимаясь и все существующее дискредитируя, ораторы болѣе всего удалялись отъ своей главной цѣли -- укрѣпленія мира въ сношеніяхъ людей. Конечно, были высказаны и здравыя мысли и указаны нѣкоторыя серьезныя цѣли. Были учреждены секціи этой лиги въ разныхъ городахъ, установленъ центральный ея комитетъ; она стала издавать особый журналъ {Les Etats-Unis d'Europe.} и почти ежегодно собирала своихъ членовъ на подобные съѣзды {Hetzel, S. 56--58. Онъ упоминаетъ о первыхъ 13 съѣздахъ (кромѣ 12-го) этой лиги (съ 1867 по 1879 г. S. 56--88), но существуетъ полное изданіе ея постановленій: "Ligue internationale de la paix et de liberté. Résolutions votées par les vingt et un premiers Congrès. Recueil officiel et Bulletin officiel des Assemblées (1889--90). Cp. еще Collection du journal Les Etats Unis d'Europe".}. Только въ послѣдніе годы она стала гораздо скромнѣе и серьезнѣе. Нѣкоторыя ея работы заслуживаютъ вниманія. Таковы, наприм., о нейтрализаціи Суэзскаго канала, о международномъ третейскомъ судѣ {Formule d'un traité d'arbitrage permanent entre nations par Ch. Lemonnier, съ пояснительною запиской, представлено VIII съѣзду этой лиги. Вопросъ этотъ былъ поднятъ снова на ея 24-мъ съѣздѣ (въ 1890 г.).}, о неприкосновенности частной собственности на морѣ и т. д. Своимъ девизомъ она ставитъ: "миръ посредствомъ свободы". Дрейфусъ слѣдующимъ образомъ оцѣниваетъ общее направленіе женевской лиги. Она стремится къ осуществленію положенія Канта: международное право должно покоиться на федераціи свободныхъ государствъ. Политика является лишь примѣненіемъ нравственности. Въ справедливости лежитъ критерій полезнаго Лига цѣлью себѣ ставить: устраненіе войны во всѣхъ ея проявленіяхъ путемъ федераціи и третейскаго суда. Для этого она отыскиваетъ полезное посредствомъ справедливаго и за правило беретъ не отдѣлять вопросъ соціальный отъ политическаго, но направлять ихъ оба къ одинаковому мирному рѣшенію примѣненіемъ къ нимъ одного общаго принципа автономіи человѣческой личности. Старое понятіе о монархическомъ полновластіи (суверенитетѣ) она замѣняетъ понятіемъ о суверенитетѣ личности. Въ политикѣ она радикальна и требуетъ превращенія постоянныхъ войскъ въ милицію, отдѣленія церкви отъ государства, признанія правъ женщины, отмѣны смертной казни. Она не отдѣляетъ общественной реформы отъ политической. Вопросы восточный, польскій, о Тунисѣ, Египтѣ, эльзасъ-лотарингскій, о Конго и какой бы то ни было другой изъ области внѣшней политики служатъ для нея поводомъ, чтобы давать правительствамъ совѣты, послѣдними рѣдко принимаемые, часто противорѣчащіе фактамъ, но соотвѣтствующіе ея принципамъ. Въ третейскомъ судѣ она видитъ средство приближенія народовъ Европы къ республиканской федераціи, что ее лишаетъ симпатій монархій. Она имѣетъ свое знамя, журналъ и девизъ {Дрейфусъ передаетъ его такъ: "Si vis pacem para libertatem et justitiam".}. Лига располагаетъ скромными матеріальными средствами. Она старается о привитіи съ дѣтства молодымъ поколѣніямъ здравыхъ понятій о третейской юстиціи и особенно объ исторіи: изъ преподаванія послѣдней должно быть устранено все, способное вызывать ненависть между народами безъ ослабленія патріотическаго чувства и понятія о правѣ защиты {Dreyfus, ibid. р. 238--239.}.
Едва ли вполнѣ вѣрно характеризуетъ почтенный авторъ педагогическую часть программы лиги: другіе не безъ основанія видятъ въ ней "вполнѣ космополитическій союзъ, который стремится утвердить миръ на началахъ демократіи и свободы".
Какъ бы то ни было, но 30-ти лѣтняя исторія этой лиги весьма поучительна и для приверженцевъ мира: она для нихъ служитъ краснорѣчивымъ примѣромъ, чего имъ слѣдуетъ избѣгать: многопредметности программы, скороспѣлыхъ, поверхностныхъ рѣшеній всѣхъ вопросовъ. Какіе же получились отъ этого плоды? Отсутствіе практическихъ результатовъ, недовѣрчивое и даже враждебное отношеніе къ лигѣ правительствъ и, наконецъ, постепенная утрата ею самой популярности среди населенія, которою она пользовалась въ первые свои годы. Вотъ что значитъ исключительно слѣдовать сердцу и чувству, а не разуму! Члены лиги брались за все въ качествѣ дилетантовъ, не справляясь съ данными науки и особенно исторіи и международнаго права, которыя болѣе всего должны были бы ими руководить въ ихъ поискахъ за способами водворенія мира. Все это отчасти понялъ самъ основатель лиги, Лёмоннье, когда онъ въ 1880 г. писалъ члену германскаго рейхстага, Бюлеру, слѣдующее: "дѣло теперь идетъ не объ общемъ и постоянномъ мирѣ, а объ установленіи такого юридическаго порядка, который замѣнилъ бы собою варварское состояніе вооруженнаго перемирія, поглощающаго у всѣхъ народовъ Европы столько жизней и капиталовъ. Необходимо заключать договоры о третейскомъ судѣ и о разоруженіи. Вопросъ о мирѣ есть проблема международнаго права" {Hetzel, S. 87--88.}.
V.
Третій, современный намъ, фазисъ въ развитіи обществъ мира наступилъ съ 1889 г. и характеризуется онъ больше всего стремленіемъ къ объединенію ихъ дѣятельности. Снова правильно созываются общіе съѣзды (такъ называемые универсальные конгрессы мира); установляется широкій планъ совмѣстнаго дѣйствія столько же въ теоретическомъ, какъ и практическомъ направленіи; наконецъ, создаются новые особые органы съ цѣлью служить постоянными звеньями между обществами мира съ одной стороны и между палатами различныхъ странъ -- съ другой (бюро мира въ Бернѣ и международно-парламентскія конференціи).
1.
Возникновенію новѣйшихъ правильныхъ съѣздовъ миролюбцевъ содѣйствовали всемірныя выставки -- эти великія международныя празднества въ честь труда и мира. Интересно наблюдать за возрастающимъ на нихъ приливомъ проповѣдниковъ идеи братства людей. На лондонской выставкѣ 1851 г. присутствовало до 3,000 слушателей на митингѣ, созванномъ депутатами англійскихъ и американскихъ обществъ. Выставка въ Парижѣ (1878 г.) привлекла къ себѣ представителей отъ 15 обществъ мира. Въ составленной ими тогда деклараціи заявлено о необходимости ежегодно избираемаго третейскаго суда изъ двухъ делегатовъ отъ каждаго государства по назначенію правительствъ, но въ силу рекомендаціи палатъ. Судъ этотъ имѣлъ бы рѣшать споры, которые правительствамъ не удалось бы уладить посредствомъ дипломатическихъ переговоровъ. На слѣдующей выставкѣ, также въ Парижѣ (1889 г.), собрались делегаты отъ ста приблизительно обществъ и секцій ихъ, причемъ и было постановлено ежегодно устраивать съѣзды въ различныхъ центрахъ Европы въ видахъ большаго распространенія идей мира во всѣхъ слояхъ населенія. Такіе съѣзды и состоялись во всѣ послѣдующіе годы, кромѣ 1895 г. {Протоколы ихъ засѣданій и постановленій изданы на разныхъ языкахъ.}.
Первый изъ этихъ универсальныхъ конгрессовъ мира состоялся въ Парижѣ во время всемірной выставки, 23 іюня 1889 г., въ столѣтнюю годовщину французской революціи. Еще въ февралѣ съ разрѣшенія министра составился организаціонный комитетъ, который выработалъ программу занятій предстоящаго съѣзда и обратился съ приглашеніемъ къ участію въ немъ къ обществамъ мира. Во главѣ этого комитета его почетными предсѣдателями, какъ и позднѣе самого съѣзда, видимъ А. Франка и Лёмонье, а въ составѣ его нѣсколько изъ извѣстныхъ французскихъ дѣятелей. Въ свои почетные члены онъ выбралъ много выдающихся поборниковъ мира {Объ этомъ съѣздѣ обстоятельно и хорошо говоритъ Thomas de Saint-Georges d'Armstrong: "Principes généraux de Droit international public. De l'utilité de l'Arbitrage". 1890. T. I. Appendice, p. 94--123. Тутъ сообщаются программа съѣзда и его постановленія. Ср. еще Rouard de Card: "Les destinées de l'Arbitrage international depuis la sentence rendue par le tribunal de Genève". 1892, p. 29--32.}.
"Всѣ народы,-- говорится въ циркулярномъ приглашеніи,-- ненавидятъ войну и тяготятся вооруженнымъ миромъ, подъ бременемъ котораго они изнываютъ. Такой порядокъ вещей объясняется только однимъ: его считаютъ временно необходимымъ для обезпеченія безопасности, независимости и, во многихъ мѣстахъ, свободы народовъ. Отыскать способъ, который могъ бы непосредственно на практикѣ обезпечить безопасность, безъ ущерба свободѣ -- таковъ идеалъ, къ которому мы всѣ стремимся. Насъ соединяютъ три слова: третейскій судъ, свобода, миръ. Вотъ почему проведеніе на практикѣ идеи третейскаго суда мы считаемъ самою существенною задачей нашего конгресса; по той же причинѣ мы поставили во главѣ предлагаемой программы принципъ постояннаго третейскаго суда, какъ онъ былъ предложенъ сенаторомъ Аллисономъ въ конгрессѣ Соедин. Штатовъ, принятъ на англо-французской парламентской конференціи 31 октября прошлаго года и подтвержденъ въ петиціи, обращающейся нынѣ во Франціи о заключеніи объ этомъ договора съ Соедин. Штатами {Петиція эта напечатана у Rouard de Card. О. с., р. 230--231. У него см. о томъ же предложеніе Пасси, внесенное имъ во французскую палату 21 апр. 1888 г. (стр. 72--75).}. Указанная идея привлекаетъ теперь умы населеній и палатъ. Заняться ею настоятельно необходимо, но дѣло мира требуетъ еще много другихъ работъ, для которыхъ такъ желательны ваша опытность, ваши знанія и спеціальныя мнѣнія. Соединимся же всѣ, мужчины и женщины, чтобы, но имя отечества, положить первыя основы къ общему миру (la paix du monde)".
Составленная программа отличалась большою полнотой и точностью. Въ ней мы видимъ намѣченными, говоритъ Ревонъ, всѣ тѣ вопросы, рѣшеніемъ которыхъ обусловливается юридическій миръ. Будущіе конгрессы надолго еще могутъ черпать изъ нея матеріалъ для своихъ обсужденій {Revon. О. С., р. 171.}.
Въ ней намѣчены слѣдующіе пункты:
1. Изученіе международнаго третейскаго суда во всѣхъ формахъ и примѣненіяхъ, которымъ только поддается его принципъ.
2. Примѣненіе принципа нейтрализаціи: къ рѣкамъ, каналамъ, проливамъ, территоріи, цѣлымъ народамъ и т. д.
3. Международное приложеніе начала федераціи.
4. Составленіе по почину мирныхъ обществъ списковъ третейскихъ судей.
4 bis. Введеніе въ университеты, лицеи, гимназіи и прочія шкоды теоретическаго и практическаго преподаванія о третейскомъ судѣ.
6. Вообще разсмотрѣніе, обсужденіе и изученіе всякихъ вопросовъ и мѣръ, могущихъ постепенно превратить состояніе войны и перемирія между народами въ настоящій юридическій порядокъ, который конечнымъ своимъ результатомъ имѣлъ бы разоруженіе.
Каждый изъ приведенныхъ пунктовъ былъ затѣмъ тщательно разработанъ въ спеціальной программѣ {Она также напечатана у Армстронга.}.
Парижскій съѣздъ происходилъ 23--27 іюня и отличался многолюдствомъ и оживленіемъ. Дѣйствительный его предсѣдатель, Фред. Пасси, въ своемъ привѣтствіи высказалъ удовольствіе по поводу открытія этого собранія именно во Франціи, которой пришлось столько выстрадать отъ войнъ. Третейскій судъ,-- сказалъ онъ,-- стремится стать правиломъ политическаго міра. Пора всему человѣчеству предпринять новый крестовый походъ, но мирный, противъ войны. Рѣшенія съѣзда, касаясь всѣхъ статей программы, составляютъ своего рода введеніе, по справедливому замѣчанію Дрейфуса, къ международному кодексу (les vrais prolégomènes d'un code international {Dreyfus. О. с., р. 240.}. Съѣздъ призналъ, что условіе объ обращеніи къ третейскому суду (clause d'arbitrage) должно быть внесено во всѣ договоры государствъ, чтобы превратить этотъ судъ изъ факультативнаго въ обязательный. Постановленіе это должно бы составлять также одну изъ основныхъ статей конституцій. Было бы хорошо, еслибъ правительства, при заключеніи договоровъ, называли бы тѣхъ юристовъ, которыхъ они, въ случаѣ надобности, назначатъ, съ своей стороны, третейскими судьями. Но и этого недостаточно: надо въ ближайшемъ будущемъ заключать договоры о постоянномъ третейскомъ судѣ (который вѣдалъ бы возможно большее число споровъ, а не извѣстную лишь ихъ категорію).
Съѣздъ одобрилъ представленный ему проектъ Леви (Leone Levi) о международныхъ совѣтѣ и третейскомъ судѣ, составленный еще въ 1887 г. по желанію двухъ англійскихъ обществъ мира (Peace Society и International Arbitration and Peace Association) {Онъ напечатанъ у Rouard de Card. О. с., р. 215--218.}.
Относительно принципа нейтрализаціи съѣздъ высказался не только за полную неприкосновенность его примѣнительно къ Швейцаріи, но и за необходимость распространенія его на три скандинавскія государства: Данію, Норвегію и Швецію, какъ это было уже заявлено на предшествовавшихъ съѣздахъ: въ Женевѣ (1883 г.), Бернѣ (1884 г.) и Готенбургѣ (1885 г.).
Менѣе удовлетворительны мысли, высказанныя съѣздомъ о началѣ федеративномъ: онѣ представляются не достаточно мотивированными и даже противорѣчивыми. Съ одной стороны заявляется, что соединеніе между государствами должно установляться постепенно и безъ предвзятаго плана, путемъ введенія ими у себя однообразныхъ законовъ для каждаго изъ экономическихъ интересовъ. Международнымъ соглашеніемъ слѣдовало бы въ особенности объединить законодательства по части труда, почтъ, телеграфовъ и проч. Также большаго однообразія требуютъ уголовные законы и законы о бракахъ. Защитникамъ принципа свободной торговли должно соединиться, чтобы добиться отмѣны неравныхъ тарифовъ. А съ другой стороны съѣздъ рѣшительно уже теперь рекомендуетъ государствамъ принятіе союзническаго акта (pacte fédératif), который низвелъ бы ихъ на степень членовъ одной большой федераціи, на подобіе Американскихъ С. Штатовъ. Развѣ такіе прыжки мыслимы въ жизни народовъ!
Съѣздъ высказался за два новыхъ международныхъ органа: за коммиссію для выработки вышеназваннаго союзническаго акта, составленную изъ выдающихся людей по назначенію европейскихъ государствъ, и за международный совѣтъ, избираемый обществами мира въ извѣстномъ процентномъ отношеніи къ населенію отдѣльныхъ странъ. На немъ лежало бы устраненіе всякихъ споровъ и недоразумѣній между ними, но также и столкновеній между хозяевами и рабочими и между самими рабочими.
Наконецъ съѣздъ одобрилъ возможно скорую кодификацію международнаго права и выразилъ свое убѣжденіе въ незаконности присоединенія къ государству какой бы то ни было области иначе, какъ съ согласія ея населенія. Даже отношенія къ племенамъ нецивилизованнымъ должны быть опредѣлены съ возможною точностью и сообразно съ требованіями справедливости и международнаго права.
Второй съѣздъ друзей мира состоялся въ Лондонѣ (14 іюля 1890 г.) подъ предсѣдательствомъ маститаго Додлей Фильда {Умершаго въ 1894 г. 89 лѣтъ. См. о немъ прекрасную замѣтку Альберикъ Ролена (Rolin) въ Annuaire de l'institut de Droit intern. Vol. XIV (1895), p. 310--320, а также некрологъ его въ La Paix par le Droit, написанный Jacques Dumas (1894, juillet).}, извѣстнаго американскаго юриста и автора Международнаго кодекса.
Не останавливаясь подробно на рѣшеніяхъ этого съѣзда, отмѣтимъ только, что въ средѣ его раздались, отъ имени туземцевъ Индіи и Капской земли, краснорѣчивые протесты противъ злоупотребленій со стороны англійскихъ властей. Обсуждая только что подписанный тогда между американскими республиками вашингтонскій договоръ о постоянномъ третейскомъ судѣ, съѣздъ снова высказался за этотъ юридическій способъ окончанія споровъ, могущихъ повлечь за собою войну, и рекомендовалъ возможно широкое распространеніе идей мира и третейской юрисдикціи въ средѣ подрастающихъ поколѣній. На этомъ съѣздѣ сказались, впрочемъ, довольно ярко присущіе такого рода собраніямъ недостатки: неподготовленность многихъ изъ говорившихъ членовъ и многоязычіе. Очевидно, на "универсальныхъ" конгрессахъ долженъ болѣе чѣмъ гдѣ-либо преобладать одинъ, признанный оффиціальнымъ, языкъ. Неопредѣленность и многопредметность программы тоже большое зло, раздробляющее вниманіе членовъ и отвлекающее его отъ главныхъ и прямыхъ задачъ.
Слѣдующій съѣздъ въ Римѣ (съ 11 ноября 1891 г. подъ предсѣдательствомъ Бонги), между прочимъ, одобрилъ мысль Годжсонъ Пратта о принятіи мѣръ съ цѣлію пробужденія въ молодежи, обучающейся въ европейскихъ и американскихъ университетахъ, чувствъ уваженія и дружбы къ чужимъ народамъ, и предложеніе Маркоарту о нейтрализаціи проливовъ и перешейковъ, служащихъ путями для всемірной торговли. Было также указано на благотворную роль печати, если она будетъ избѣгать распространять сѣмена раздоровъ и ненависти между народами. Съѣздъ обратился съ приглашеніемъ ко всѣмъ обществамъ мира, рабочимъ, и ко всѣмъ миролюбцамъ вообще, чтобъ они вели дружную пропаганду въ населеніяхъ и палатахъ въ пользу договоровъ о постоянномъ третейскомъ судѣ, видя въ постепенномъ установленіи международной юрисдикціи самый надежный и краткій путь къ упроченію мира. Наконецъ, съѣздъ положилъ начало международному бюро мира, назначивъ особую коммиссію для выработки его устава.
Съѣздъ 1892 г. происходилъ въ Бернѣ (22--27 авг.), а 1893 г. въ Чикаго, снова на всемірной выставкѣ.
Оба эти съѣзда -- и въ этомъ нельзя не видѣть знаменія времени -- много занимались вопросомъ о международномъ третейскомъ судѣ. Годжсонъ Праттъ представилъ о немъ въ Бернѣ записку, съѣздъ не только подтвердилъ принятыя на этотъ счетъ прежними собраніями рѣшенія, но и назначилъ особую коммиссію {Изъ гг. Henri la Fontaine (въ Брюсселѣ), Mazzoleni (въ Миланѣ), Arnaud (въ Парижѣ) и Marcusen (въ Бернѣ).} для выработки проекта устава касательно: 1) предѣловъ третейской юрисдикціи, 2) формулы трактата о постоянномъ третейскомъ судѣ между государствами и 3) порядка дѣлопроизводства въ третейскихъ судахъ. При этомъ съѣздъ осудилъ всякія мѣры санкціи третейскихъ рѣшеній, носящія характеръ войны, могущія повести къ таковой, или вызвать уничтоженіе человѣческихъ жизней и имуществъ, общественнаго или частнаго. Но, съ согласія сторонъ, судьи вольны изыскивать иные, мирные способы обезпеченія своихъ рѣшеній. Съѣздъ рекомендовалъ европейскимъ правительствамъ принять приглашеніе Соединенныхъ Штатовъ о приступленіи къ вашингтонскому договору 18 апрѣля 1890 г. касательно постояннаго третейскаго суда.
Коммиссія составила своего рода кодексъ о международномъ третейскомъ судѣ изъ 71 статьи, назвавъ эту работу Руководствомъ къ законамъ мира {Manuel des Lois de la Paix. Code de l'Arbitrage international.}.Обстоятельно и хорошо, сообразно съ программой бернскаго съѣзда, тутъ въ трехъ главахъ говорится: объ опредѣленіи понятія этого суда и о способахъ его учрежденія; о порядкѣ дѣлопроизводства; объ исполненіи его рѣшеній и о случаяхъ ихъ недѣйствительности {Работы этихъ послѣднихъ съѣздовъ по третейскому суду соединены стараніями Elie Ducommun въ небольшой интересной брошюрѣ: Rapport du Bureau intern. Permanent de là Paix sur les études relatives à l'arbitrage international. 1894. Кромѣ названнаго кодекса, тутъ помѣщены: записки вышеуказанныя Годжсонъ Пратта, Леонъ Леви и упоминаемые ниже проекты трехъ американскихъ юристовъ и Эдмонда Горнби.}. Этотъ проектъ является одною изъ наиболѣе удачныхъ попытокъ кодификаціи этого важнаго отдѣла международнаго права.
Съѣздъ въ Чикаго не разсматривалъ работы названной коммиссіи, но съ своей стороны принялъ проектъ трехъ американскихъ юристовъ {William Allen Butler, Dorman B. Eathon и Cephas Brainerd.}, которые, по порученію организаціоннаго къ нему комитета, также представили планъ устройства международнаго третейскаго суда. Съѣздъ, кромѣ того, одобрилъ и мысль такого постояннаго исполнительнаго комитета, который, снабженный нужными полномочіями, обращался бы къ правительствамъ съ рекомендаціями въ пользу этой юрисдикціи. Нѣсколько ранѣе этого плана, англичанинъ Edmond Hornby, занимавшій высшія судебныя должности, также написалъ записку на тему: международный третейскій судъ. Такимъ образомъ, этотъ вопросъ въ наши дни обслѣдованъ болѣе разносторонне, чѣмъ когда-либо, и не только съ точки зрѣнія теоріи, но именно со стороны практической его пользы и примѣнимости. При этомъ новѣйшіе съѣзды миролюбцевъ въ Старомъ и Новомъ Свѣтѣ одинаково энергично требуютъ его введенія, и на этой почвѣ они, безспорно, болѣе всего сойдутся съ интернаціоналистами, ибо истина въ томъ, что черезъ справедливость (юстицію) къ миру!
Коммиссары чикагской выставки обратились ко всѣмъ правительствамъ съ адресомъ, въ которомъ ходатайствуютъ о принятіи ими, наконецъ, въ свою практику третейскаго суда {The World's Columbian Exposition. Memorial for International Arbitration. 1893.}. Адресъ этотъ любопытенъ множествомъ подписей представителей почти всѣхъ странъ міра (въ томъ числѣ и азіатскихъ державъ) и, кромѣ того, помѣщенными въ приложеніи къ нему, свѣдѣніями объ успѣхахъ третейской юрисдикціи за послѣднее время въ литературѣ, палатахъ и жизни.
Съѣздъ въ Чикаго (14--21 августа 1893 г.) высказался за двоякое примѣненіе принципа третейской юрисдикціи: за учрежденіе постояннаго суда этого рода (Cour permanente d'arbitrage) между всѣми народами Стараго и Новаго Свѣта и за заключеніе государствами договора о постоянномъ третейскомъ разбирательствѣ ихъ споровъ (на подобіе выработаннаго вашингтонскимъ конгрессомъ 1890 г. traité permanent d'arbitrage). Съѣздъ одобрилъ нейтрализацію великихъ американскихъ озеръ, введенную англоамериканскимъ договоромъ 1817 г. Относительно принципа національности онъ указалъ на бѣдствія, возникающія для народовъ вслѣдствіе глухой и упорной вражды, вытекающей изъ ихъ этнографическаго различія, противоположностей ихъ характера и изъ мнимаго несогласія ихъ интересовъ. Друзья мира призваны бороться съ заблужденіями нетерпимаго патріотизма и будить въ людяхъ голосъ солидарности и справедливости. Съѣздъ выразилъ желаніе реформы народнаго образованія на всѣхъ его ступеняхъ: низшаго, средняго и высшаго; спеціально обществамъ мира онъ поставилъ на видъ необходимость изученія военной статистики (особенно всего, что стоитъ содержаніе армій и приготовленія къ войнѣ), а равно тѣхъ вопросовъ, которые угрожаютъ вызвать враждебныя столкновенія между государствами съ цѣлію ихъ мирнаго и справедливаго рѣшенія {La Paix par le Droit, 1893, nov., p. 94--95.}.
Шестой съѣздъ мира былъ въ Антверпенѣ подъ предсѣдательствомъ Houzeau-Delehaye (29 авг.-- 1 сент. 1894 г.). На немъ присутствовали представители почти всѣхъ странъ Европы, а также С. Штатовъ. Король Бельгіи, принимая депутацію съѣзда {Она состояла изъ четырехъ лицъ: Фред. Пасси (отъ Франціи), г. и г-жа Суттнеръ отъ Австріи) и Бёмеръ (отъ Германіи).}, выразилъ дѣлу послѣдняго свое сочувствіе. И въ Антверпенѣ центръ тяжести всѣхъ занятій лежалъ въ вопросѣ объ учрежденіи третейскаго суда. Таковой, по мнѣнію съѣзда, "является наиболѣе практическимъ и юридическимъ способомъ для водворенія мира среди народовъ Европы. А для этого имъ слѣдуетъ заключить на опредѣленный срокъ договоръ о постоянномъ третейскомъ судѣ съ извѣстными мирными санкціями для его рѣшеній и за образецъ принять проектъ Шарль Лёмонье, послужившій примѣромъ такового договора между Швейцаріей и С. Штатами (въ 1883 г.) {Названные проектъ и договоръ напечатаны въ брошюрѣ Lemormier: "Formule d'un traité d'Arbitrage permanent entre Nations". 2 édit. 1888.}. Съѣздъ далъ свое одобреніе вышеназванному кодексу о третейскомъ судѣ, составленному спеціальною коммиссіей по порученію бернскаго собранія, а равно мысли, высказанной въ Чикаго, объ особомъ комитетѣ, "который заботился бы о практическомъ осуществленіи предположеннаго суда посредствомъ обращенія въ удобныхъ случаяхъ къ самимъ правительствамъ". Для дальнѣйшихъ работъ въ этомъ направленіи указанъ вопросъ о границахъ примѣняемости третейской юрисдикціи къ различнымъ категоріямъ споровъ и рекомендовано коммиссіи ознакомленіе съ однородными работами другихъ обществъ, преслѣдующихъ ту же цѣль. Съѣздъ полагалъ бы особенно полезнымъ учрежденіе въ университетахъ вольныхъ курсовъ, теоретическихъ и практическихъ, о международныхъ третейскихъ судахъ, чтобы привить подрастающимъ поколѣніямъ убѣжденіе, что суды эти должны составлять правильное и общепризнанное учрежденіе въ сношеніяхъ цивилизованныхъ государствъ. Съѣздъ высказалъ далѣе надежду, что всѣ европейскія державы отнеслись бы сочувственно къ попыткѣ которой-либо изъ нихъ созвать конференцію въ видахъ назначенія извѣстнаго срока, въ продолженіе котораго не увеличивать своихъ вооруженій (trêve d'armements), а до достиженія этой цѣли онъ проситъ правительства не требовать новыхъ увеличеній ихъ военныхъ и морскихъ бюджетовъ и приглашаетъ палаты въ интересахъ населенія, органами котораго онѣ прежде всего являются, энергично отказывать въ согласіи на такія статьи расходовъ, которыя прямо или косвенно повлекутъ за собою усиленіе военныхъ тягостей, лежащихъ на ихъ избирателяхъ.
Не только по этимъ вопросамъ съѣздъ вступилъ на почву международнаго права; не менѣе важны слѣдующія его постановленія: 1) всѣ независимыя государства, большія и малыя, могущественныя и слабыя, имѣютъ одинаковое право на равенство и на полное уваженіе ихъ личности и принадлежащихъ имъ правъ и преимуществъ; 2) охрану иностранцевъ должно обезпечить международными договорами; 3) желательно, чтобы между различными цивилизованными государствами состоялось возможно скоро соглашеніе о томъ, во-первыхъ, чтобы ни одно изъ нихъ впредь не присвоивало себѣ путемъ завоеванія или хотя бы косвенно, посредствомъ установленія исключительнаго протектората, новыхъ территорій, прилегающихъ или же смежныхъ къ его владѣніямъ, но чтобы особый колоніальный совѣтъ (Conseil colonial), составленный изъ представителей всѣхъ державъ, которыя пожелаютъ въ немъ участвовать, наблюдалъ за тѣмъ, чтобы вновь колонизируемыя земли были открыты для свободной дѣятельности всѣхъ народовъ и, во-вторыхъ, чтобы даже современныя колоніи цивилизованныхъ государствъ управлялись подъ верховнымъ надзоромъ названнаго совѣта. Спеціально съѣздъ приглашаетъ принять починъ въ этомъ дѣлѣ правительство Великобританіи, которой принадлежатъ обширнѣйшія колоніи во всѣхъ частяхъ свѣта. Этимъ оно много помогло бы водворенію общаго мира на землѣ. Мысль великая, но, къ сожалѣнію, идущая въ разрѣзъ съ англійскою политикой вѣчныхъ захватовъ, хотя бы въ Африкѣ на нашихъ глазахъ.
Съѣздъ коснулся и жгучихъ вопросовъ современности: "принимая въ соображеніе, что всякое соглашеніе народовъ объ установленіи между ними федераціи содѣйствуетъ укрѣпленію мира и приближаетъ ихъ къ обще-европейской федераціи, рекомендованной бернскимъ собраніемъ 1892 г., онъ выразилъ свое сочувствіе вновь возникшей въ Парижѣ лигѣ, ставящей себѣ цѣлью соединеніе въ федерацію различныхъ балканскихъ племенъ".
Въ виду китайско-японской войны, тогда еще продолжавшейся, съѣздъ поручилъ бюро мира передать правительствамъ его желаніе, чтобы "вся Европа, но имя человѣколюбія и цивилизаціи, употребила всѣ зависящія отъ нея средства съ цѣлью прекращенія этой войны и побужденія воюющихъ предоставить вопросъ о Кореѣ на рѣшеніе третейскаго суда. Въ виду же этой войны съѣздъ протестуетъ противъ употребленія на нее европейскихъ и американскихъ капиталовъ въ интересахъ того или другого изъ воюющихъ".
Наконецъ, съѣздъ рекомендовалъ самую широкую пропаганду идей мира, третейскаго суда и постепеннаго разоруженія во всѣхъ слояхъ населенія. Ее должны вести печать, школа, церковь и для этого собирать, въ удобныхъ случаяхъ, митинги. Въ особенности обществамъ мира слѣдовало бы послѣ каждаго съѣзда сообщать публикѣ о тѣхъ событіяхъ, которыя въ текущемъ году наиболѣе содѣйствовали поддержанію мира, а равно свѣдѣнія о средствахъ, болѣе всего подходящихъ для того, чтобы миръ былъ проченъ и искрененъ {Revue générale de droit international public 1894, p. 456--459. Болѣе подробно въ ст. Prudhommeaux et Maurin Congrès d'Anvers (La Paix par le Droit, 1894, sept.-- oct.).}.
Нельзя не замѣтить въ общемъ развитіи обществъ мира и этихъ съѣздовъ, по вѣрному замѣчанію Дрейфуса, большого улучшенія. Это далеко уже не прежнія нестройныя, шумныя сборища, но своего рода милиція, подчиненная дисциплинѣ, имѣющая свои кадры и уставы. Смѣнились въ нихъ не только лица, но и воодушевляющій ихъ духъ. Общества мира составляютъ нынѣ легіонъ; имена и знамена ихъ самыя разнообразныя; во имя ли религіи, философіи, исторіи направляются они, но всѣ по своей программѣ стремятся къ одной общей цѣли! Ихъ съѣзды -- громадныя народныя собранія. На нихъ выдвигаютъ слишкомъ много вопросовъ; излишне много приводятъ и различныхъ авторитетовъ, начиная съ Филона Александрійскаго, но въ цѣломъ нельзя не замѣтить дѣйствительнаго улучшенія въ пріемахъ ихъ работы. Прочтите постановленія антверпенскаго съѣзда. Кромѣ развѣ нѣкоторыхъ пунктовъ,-- какъ непрактичнаго предложенія примѣненія третейскаго разбирательства къ китайско-японской распрѣ и недостаточно выясненнаго опредѣленія понятія о національности, все остальное заслуживаетъ вниманія. Партія мира нашла свою формулу въ международномъ третейскомъ судѣ. Она поняла, что необходимо этотъ институтъ сдѣлать болѣе примѣнимымъ къ практикѣ, улучшить его, облечь въ уставъ регулирующія его нормы, для того, чтобъ онъ могъ и въ Европѣ, какъ между нѣкоторыми государствами Америки, превратиться изъ случайнаго въ правильное и постоянное учрежденіе для разрѣшенія хотя бы менѣе важныхъ споровъ. Никто не помышляетъ о немедленномъ уничтоженіи войны или о соціальномъ переворотѣ; правительства, на этотъ счетъ успокоенныя, стали интересоваться пропагандой мира, а печать слѣдитъ сочувственно за ея развитіемъ, замѣтно усиливающимся, благодаря новѣйшей ея организаціи {Dreyfus: "La conférence interparlementaire de la Haye et le mouvement pacifique" (La Paix par le Droit, 1894, nov.-- dec.).}.
2.
Разсмотрѣнные нами до сихъ поръ съѣзды мира отличаются отъ своихъ предшественниковъ не только болѣе систематическимъ и практическимъ характеромъ своихъ работъ, но и выдѣленіемъ изъ себя новаго постояннаго органа, призваннаго служить связью между этими періодическими собраніями и многочисленными національными обществами мира. Органъ этотъ -- международное бюро мира, пребывающее, какъ и бюро большинства современныхъ уній, въ столицѣ Швейцаріи, Бернѣ. Поучительна исторія его возникновенія. Нѣсколько скромныхъ частныхъ тружениковъ, безъ всякихъ матеріальныхъ средствъ, но проникнутые вѣрою въ пользу и святость предпринимаемаго ими дѣла, взялись за этотъ трудъ, повидимому столь нелегкій и неблагодарный. Первая мысль о такомъ учрежденіи, какъ постоянное бюро мира, была высказана Фредерикомъ Байеромъ на лондонскомъ съѣздѣ (1890 г.), но ее разсмотрѣлъ и одобрилъ римскій съѣздъ въ ноябрѣ 1891 г. Была назначена особая коммиссія {Изъ Frédéric Bajer, Elie Ducommun, Hodgson Pratt, Angelo Mazzoleni s Alfred Love.} для выработки устава этого бюро, и первое ея засѣданіе происходило въ номерѣ Годжсона Пратта (въ Квиринальской гостиницѣ {Elie Ducommun: "Les quatre premières années du Bureau International de la Paix" (Almanach de la Paix 1896, p. 74--76).}. Въ предсѣдатели она избрала Байера, а Эли Дюкомменъ, какъ секретарю, поручила устроить бюро въ Бернѣ "возможно лучше, т.-е. съ наибольшею работоспособностью и наименьшими для того затратами. Впрочемъ,-- замѣчаетъ Дюкомменъ,-- о большихъ затратахъ нельзя было и помышлять въ это первое время, ибо но части доходной въ карманахъ учредителей были одни нули". Но съ 1 декабря 1891 г. было положено начало бюро, и два первыя пожертвованія въ его пользу поступили въ томъ же мѣсяцѣ отъ Годи. Пратта (5 ф. стерл.) и отъ барон. Берты Суттнеръ (1,500 фр. изъ суммы, вырученной продажею итальянскаго изданія ея извѣстнаго романа Die Waffen nieder) Бюро образуетъ общество, признанное юридическимъ лицомъ швейцарскимъ правительствомъ. Кромѣ коммиссіи (изъ 15 членовъ) {Трое изъ нихъ составляютъ постоянный комитетъ и должны жить въ Бернѣ. Уставы этихъ органовъ, одобренные въ 1892 и 1893 году, напечатаны стараніями Ducommun.}, въ составъ которой входятъ представители разныхъ мирныхъ обществъ, оно собираетъ еще своихъ членовъ на общіе съѣзды, которые обыкновенно слѣдуютъ за съѣздами мира. Бюро составляетъ главный центръ для всякаго рода справокъ по вопросамъ войны и мира, облегчаетъ сношенія между мирными обществами всѣхъ странъ и заботится какъ о созваніи ихъ съѣздовъ, о выработкѣ для нихъ программъ, такъ и объ исполненіи ихъ рѣшеній и о распространеніи свѣдѣній о послѣднихъ въ возможно-широкихъ слояхъ населенія. Такимъ образомъ по идеѣ этотъ органъ долженъ превратиться въ главное орудіе объединенія и направленія всего сложнаго и великаго дѣла мира въ наши дни. И надо сознаться, первые его работники и особенно Дюкомменъ {Со стороны Дюкоммена служба его дѣлу мира и бюро -- настоящій подвигъ, ибо онъ и безъ того заваленный работой человѣкъ, состоя секретаремъ весьма сложнаго желѣзно-дорожнаго предпріятія (общество Юра-Симидонъ; Concord. 1896. March).} принялись за эту задачу съ большою любовью и энергіею. Во-первыхъ, бюро ведетъ обширную переписку, не оставляя по принципу ни одного письма безъ отвѣта, а число ихъ въ среднемъ приходится до тысячи въ годъ. Краткія свѣдѣнія о нихъ и обо всѣхъ получаемыхъ имъ сочиненіяхъ и брошюрахъ оно помѣщаетъ въ своемъ органѣ Correspondance autographiée, выходящемъ два раза въ мѣсяцъ и высылаемомъ во всѣ общества мира. Затѣмъ бюро позаботилось объ открытіи при себѣ спеціальной библіотеки мира. Здѣсь собирается и распредѣляется по прекрасно составленному плану все, что пишется о мирѣ въ какой бы то ни было формѣ: отъ газетной замѣтки и до обширныхъ научныхъ изслѣдованій. Такъ уже составились 600 картоновъ, въ которыхъ, благодаря принятой раціональной системѣ, легко оріентироваться каждому и получить нужныя справки по всевозможнымъ текущимъ вопросамъ. Бюро, кромѣ того, принялось за составленіе точныхъ списковъ обществъ мира, состоявшихся третейскихъ рѣшеній, очерка успѣховъ идеи мира, и издало въ систематическомъ порядкѣ постановленія мирныхъ съѣздовъ съ 1889 г. Какъ видно, обширнѣйшая программа, требующая громадныхъ усилій и большихъ матеріальныхъ средствъ. А между тѣмъ послѣднія болѣе чѣмъ скромны. За первые четыре года содержаніе бюро обошлось въ 20 тыс. фр.; взносами отъ частныхъ лицъ и обществъ оно получило до 24 тыс. фр. Мизерные гроши, если подумать о той неизмѣримой пользѣ, которую оно призвано принести и отчасти уже принесло. Правительство Швейцаріи ассигновало въ пользу бюро по 1,000 фр. въ 1894 и 1895 гг. Все это только первые шаги, и можно быть увѣреннымъ, что учрежденія, подобныя бюро мира, но погибнутъ, но окрѣпнутъ и разрастутся ко благу человѣчества.