Каратыгин Петр Андреевич
Эпиграммы

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сенковскому
    Столетие русского театра
    Закулисные эпиграммы


Русская эпиграмма второй половины XVII -- начала XX в.

   

П. А. Каратыгин

   

1498. СЕНКОВСКОМУ1

             Сенковский не плешив, но всё ж сдается нам,
             Что доказательства его -- не аксиома,
             И если об уме судить по волосам,
             То выйдет, что Сократ глупей Авессалома.
   
             1856
  
   1 В какой-то статье "Библиотеки для чтения" Сенковский доказывал, что обилие волос на голове -- признак умственной развитости.
   

1499--1500. СТОЛЕТИЕ РУССКОГО ТЕАТРА

(1756--1856)

1

                   Столетний юбилей наш театральный
                          Был праздник истинно печальный...
             И о театре я могу сказать одно:
             Он, веку не дожив, состарился давно.
   

2

             Маститый Жихарев -- неважный хоть писатель,
                      Но важен он по древности своей...
             Чтобы отпраздновать столетний юбилей,
                     Нам нужен был столетний председатель.
   
             1856
   

1501--1504. ЗАКУЛИСНЫЕ ЭПИГРАММЫ

1

             Трем переводчикам "Гамлет" не удался...
                          Чтобы поправить зло такое,
                          Четвертый за него взялся, --
                                 И вышло хуже -- втрое!
   
             Одно из двух: "Гамлет" едва ль переводим,
                    Иль только на Руси ему невзгода,
                    Зато уж переводчикам плохим
             У нас решительно не будет перевода!
   
             Конец 1830-х годов (?)
   

2

             Тургенев хоть у нас и славу заслужил,
             На сцене же ему не слишком удается...
             В комедии своей он так перетончил,
             Что скажешь нехотя: "Где тонко, там и рвется".
   
             Начало 1850-х годов
   

3

                       Васильев в "Грозном" мог смешить,
             Но вряд ли повод даст к суждениям серьезным:
             Иваном грязным он и грузным может быть,
                      Но мудрено ему быть грозным.
   
             1867
   

4

             Бессмертный Пушкин наш изобразил "Бориса";
             Теперь "Бориса" вновь представил граф Толстой...
             Мы ограничимся пословицей одной:
             С богатым не тянись, а с сильным не борися.
   
             1870
   

ПРИМЕЧАНИЯ

   Петр Андреевич Каратыгин -- актер, литератор, водевилист, автор "Воспоминаний", содержащих ценный материал по истории русского театра XIX в. Своеобразным дополнением к этим мемуарам является его цикл "Закулисные эпиграммы" (1853--1877), состоящий из 21 эп-мы.
   1498. PC, 1880, No 1, с. 170. Сенковский -- см. примеч. 1136. Сократ -- см. примеч. 218. Авессалом -- по Библии, один из сыновей царя Давида, поднявший мятеж против отца; во время битвы Авессалом, разъезжавший верхом на муле, зацепился кудрями за ветви дуба и, оставшись висеть, потерпел поражение и погиб.
   1499--1500. PC, 1880, No 1, с. 169--170. 1. Существование русского театра официально исчислялось с 30 августа 1756 г., когда императрицей Елизаветой Петровной был издан указ об учреждении в Петербурге отечественного театра. 2. Жихарев Степан Петрович (1787--1860) -- мемуарист, второстепенный драматург, в 50-е гг. председатель театрально-литературного комитета при Дирекции императорских театров в Петербурге.
   1501--1504. PC, 1880, No 3, с. 656, 657, 659. 1. Трем переводчикам "Гамле́т" не удался. Речь идет о первых переводчиках "Гамлета" А. П. Сумарокове (1748), С. И. Висковатом (1810), М. А. Вронченко (1828). Четвертый за него взялся. В переводе Н. А. Полевого "Гамлет" был поставлен на сцене в 1837 г. 2. Комедия И. С. Тургенева "Где тонко, там и рвется" (1848), впервые поставленная в декабре 1851 г., успеха не имела и была снята с репертуара после двух спектаклей. 3. Васильев Павел Васильевич (1832--1879) -- артист Александринского театра. 4. Теперь "Бориса" вновь представил граф Толстой. В эп-ме сравнивается "Борис Годунов" Пушкина (1825) и "Царь Борис" А. К. Толстого (1870).
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru