Катков Михаил Никифорович
Женское образование в России

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


М.Н. Катков

Женское образование в России

   К числу важных общественных потребностей, выступающих на первый план теперь, пред временем сессий земских собраний, уездных и губернских, принадлежит дело женского образования. Оно бесспорно нуждается в земской поддержке. Кроме заведений ведомства Императрицы Марии, которые щедро наделены средствами, в России имеется значительное число женских училищ, подведомых министерству народного просвещения, но крайне нуждающихся в средствах и не получающих от него ничего, кроме общего надзора; исключение составляют женские училища Западного края, отчасти содержимые на счет казны, что вполне объясняется политическими соображениями, а в прочих губерниях, если не ошибаемся, только одно Бирское училище 2-го разряда, пользующееся казенным пособием на том основании, что в нем воспитываются не одне русские, но также и башкирские девочки, как будто русскому правительству может быть менее близка забота о распространении женского образования между коренным населением Империи, чем между инородцами. Нередко слышатся обвинения, что наше общество недостаточно принимает к сердцу интересы образования. Женские училища, подведомые министерству народного просвещения, могут служить одним из сильных доказательств противного. Все они устроены на частные и общественные средства, и притом в весьма короткое время, в какие-нибудь пять или шесть лет; правительство содействовало их учреждению только нравственными средствами, путем влияния официальных лиц на местное общество, без чего нигде на свете, ни даже в странах, славящихся общественною инициативой, невозможен успех значительных общественных предприятий. Учреждение женских училищ, о коих мы говорим, есть почетный факт для нашей общественной жизни. Из напечатанных в июньской книжке "Журнала Министерства Народного Просвещения" приложений ко всеподданнейшему отчету этого ведомства за 1867 год видно, что в этом году было по учебным округам:
    
   Училищ 1-го разр.
   Училищ 2-го разр.
   Московскому
   6
   33
   Петербургскому
   5
   11
   Казанскому
   7
   14
   Харьковскому
   6
   15
   Одесскому *
   5
   6
   Итого:
   29
   79
   ______________________
   * Здесь еще не считаются два училища, одно 1-го, другое 2-го разряда в Николаеве.
   ______________________
   В этих училищах обучалось девочек по округам:
    
   Училищ 1-го разр.
   Училищ 2-го разр.
   Московскому
   595
   2271
   Петербургскому
   498
   520
   Казанскому
   830
   1191
   Харьковскому
   1115*
   1112
   Одесскому
   771
   547
   Итого:
   3809
   5641
   ______________________
   * С приготовительными классами.
   ______________________
   Если принять во внимание, что все эти училища возникли почти разом около десяти лет тому назад, то нельзя не сказать, что общество сочувственно отозвалось на обращенный к нему из высших сфер совет подумать о распространении женского образования. Кто жертвовал деньгами, кто брал на себя заботы и хлопоты, а многие лица педагогического сословия, проникаясь общим одушевлением к делу общеполезному, приняли на себя обязанность преподавать в новоучрежденных училищах или вовсе безвозмездно, или за плату, далеко не соответствующую их труду. Тридцать шестиклассных, восемьдесят трехклассных женских училищ -- это еще не все, что возникло за последние десять лет по этой части. Немало учрежденных вновь училищ успели перейти в ведомство заведений Императрицы Марии, -- говорим: успели, потому что с переходом в это ведомство соединялось для них и получение важных прав, и доступ к казенному пособию, иногда весьма значительному. У нас нет под руками сведений, сколько было таких счастливых училищ, но их немало: в одной Москве три женские гимназии перешли с общественного на казенное содержание. Мы оставляем в стороне вопрос, насколько удобно поставлять дарование казенного содержания в зависимость от перехода училища из одного правительственного ведомства в другое, но нельзя не остановиться на мысли, что, может быть, было бы и справедливее, и для народного образования выгоднее, если бы вместо перевода немногих училищ на полное казенное содержание была принята система равномерного распределения пособий между всеми училищами, которые того заслуживают: теми же деньгами можно было бы тогда улучшить и упрочить гораздо большее число училищ. Казенная поддержка оживляла бы тогда общественную инициативу, являясь как бы наградой за нее и побуждением к дальнейшим усилиям и пожертвованиям, между тем как теперешний порядок не только не ободряет общественной самодеятельности, а скорее, напротив, подавляет ее: как только какая-нибудь женская гимназия переходит в ведомство Императрицы Марии, местное общество перестает принимать прежнее участие в ее поддержке. Но и этого мало: есть еще одно неудобство в теперешнем порядке, которое должно всего более охлаждать готовность местных обществ к пожертвованиям на женские училища, но крайней мере, на училища 1-го разряда. Пока заведения этой категории остаются на руках у местных обществ и ими исключительно содержатся, до тех пор они бывают лишены права выдавать окончившим в них курс аттестаты, равносильные аттестатам гимназий ведомства Императрицы Марии. Лишь получив казенное содержание, заведение приобретает известные права. Как после того не хлопотать обществам, чтоб учрежденные ими гимназии переходили из ведомства народного просвещения в привилегированное ведомство Императрицы Марии: и жертвовать надобно меньше, и прав получается больше, или, сказать точнее, заведение, доселе бесправное, становится полноправным, хотя ученье, может быть, не только не улучшается, а становится хуже. Такой порядок был бы понятен, если бы женские училища ведомства народного просвещения были частные и если б имелось в виду перевести их все в ведомство Императрицы Марии, дабы подчинить их правительственному надзору. Но этого нет. Правительственный надзор может быть не менее бдителен и в министерстве народного просвещения, и отнюдь не имеется в виду отобрать у него мало-помалу все женские училища. Напротив, переход в привилегированное ведомство становится с каждым годом все труднее, и сделалось очевидно, что огромное большинство женских училищ останутся в ведомстве народного просвещения.
   При таком положении дела судьба женских училищ 1-го и 2-го разрядов зависит от той поддержки, какую окажут им земские и городские собрания. Но городские собрания получат большую свободу движения, лишь когда войдет в силу изготовленное правительством новое городовое положение, что еще впереди, а покамест вся надежда на собрания земские. Дело, обязанное своим происхождением оживленному проявлению общественной инициативы, не должно упасть: неудача его не только задержала бы успехи женского образования в России, но и ослабила бы доверие общества к своим силам, что было бы не менее вредно. Не дай Бог, чтобы движение последних десяти лет в пользу женского образования оказалось бесплодною вспышкой. На земских собраниях лежит пред всем обществом обязанность не допустить, чтобы так случилось. Они должны энергически поддержать эти учебные заведения, созданные самим обществом и крайне необходимые для успехов цивилизации в его среде. Но, внося в свои бюджеты деньги, нужные для того, чтоб эти училища не зависели в самом существовании своем от успеха каких-нибудь спектаклей или лотерей, земские собрания, смеем думать, в полном праве ожидать, что поддерживаемые ими училища, если будут отвечать известным требованиям правительства, получат равные права с заведениями ведомства Императрицы Марии как относительно выдаваемых ими дипломов, так и относительно состояния наставников на государственной службе.
   Всеподданнейший отчет министра народного просвещения за 1867 год, напечатанный в извлечении в мартовской книжке "Журнала Министерства Народного Просвещения" за нынешний год, свидетельствует, что внимание этого ведомства уже обращено на затруднительность и непрочность положения женских училищ 1-го и 2-го разряда. Министр ходатайствует о назначении если не единовременном, то хотя по частям небольшой суммы 150 000 р. на поддержку существующих женских училищ. Очевидность потребности и высокая важность дела не позволяют усомниться, что ходатайство министра народного просвещения будет уважено. Тогда к земской поддержке присоединится и правительственная. Распределенная на 120 училищ, сумма 150 000 руб. дала бы на каждое училище 1-го разряда приблизительно по 2000 р. и на каждое училище 2-го разряда по 1000 р. Полагаем, что выдача такого пособия могла бы быть поставлена в зависимость от назначения местными обществами, земскими и городскими, соответственной суммы в постоянный доход того или другого училища. На училища 1-го разряда, если им будут предоставлены права диплома, можно было бы требовать от местных обществ относительно большего, на училища 2-го разряда -- относительно меньшего назначения как условия, дающего право на казенную субсидию. Можно было бы, например, постановить, что на училище 1-го разряда казна приплачивает с своей стороны 2000 р., если общество назначит не менее 6000 р., и что училище 2-го разряда получит казенную субсидию в 1000 р., если местное общество назначит от себя на его содержание не менее 1500 р., -- и в том и в другом случае, разумеется, при соблюдении того условия, чтобы курс училища по числу лет и по главным основаниям своей программы был не ниже известной нормы.
   Составление учебной программы не есть дело земских или городских собраний; оно всего лучше может быть исполнено министерством народного просвещения, которое имеет все к тому способы, и в том числе опыт женских училищ, уже существующих как в его ведомстве, так и в ведомстве Императрицы Марии. Если, как и надобно ожидать, ведомство народного просвещения даст женским училищам программы здравомысленные, то им нечего будет жалеть о том, что они не перешли в другое ведомство. Не входя сегодня в подробности, заметим только, что вышеупомянутый опыт громко говорит против многоучения, начиняющего умы девочек жалкими обрывками недоступных их возрасту наук. Преподавание должно быть и в женских училищах, как в мужских, сосредоточено на немногих требующих серьёзного учения предметах. Совершенная грамотность по-русски, твердое усвоение арифметики и навыка в счете и, наконец, основательное изучение новых языков, теоретическое и практическое, а также развивающих вкус искусств рисования и пения, -- вот задачи, которые придадут курсу женского училища ту серьёзность, которая благотворно отразится на умственном и нравственном развитии его воспитанниц. Прочее может быть допущено только под условием, чтобы достижение этих главных задач женской школы от того не пострадало.

Москва, 28 августа 1869

   
   Впервые опубликовано: "Московские ведомости". 1869. 29 августа. No 189.
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru