Катков Михаил Никифорович
По поводу приезда Императора Александра III в Москву

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


М.Н. Катков

По поводу приезда Императора Александра III в Москву

   Завтра -- день ликования для Москвы. Самодержавный Властитель России впервые по вступлении на царство коснется Русской земли в святилище ее прошедшего, в ее сердце, в самом роднике ее силы. Есть могучая, неуловимая для слова и мысли, вдохновительная сила в великих исторических урочищах. Среди святынь Московского Кремля, под его исторической сенью, в эту торжественную минуту, быть может, предопределится в сердце Царевом образ наступившего царствования, -- да благословит Его Господь!
   Его Величество вступил на престол в зрелую пору своей жизни, умудренный опытом минувшего царствования, которого события, полные назиданий, совершались пред ним, развивая все свои последствия.
   Великую славу наследовал Государь наш, но и тяжкое бремя. Никогда Россия не была так могущественна, так полна жизни, и никогда не носилось над ней столько пагубных недоразумений, как в настоящее время.
   Все мы, русские люди, присягнувшие верой и правдой служить Государю и в его лице Отечеству, -- все мы должны глубже проверить себя. Наши недоразумения и ошибки случаются оттого, что мы незаметно для себя переходим с одной почвы на другую, меняя предмет своих суждений и забот. В вопросах государственного свойства все должно оцениваться с точки зрения государства, и притом не какого-нибудь, не отвлеченного, но действительного, живого, одного из всех, того, которому мы служим, во всей совокупности связанных с ним интересов. Мы ничего не утратим, не причиним ущерба никакому ценному для человека интересу, когда будем последовательны и тверды в вопросах государственной важности, когда в этих вопросах будем руководствоваться только истинной пользой государства, только действительными потребностями нашего отечества, -- когда мы будем вполне и безусловно национальны в наших суждениях и действиях. Напротив, непоследовательность и полумеры в государственном деле всегда сопровождаются вредом и пагубой для всех охраняемых государством интересов. Результат всегда оказывается противоположным тому, чего мы искали, меняя точку зрения и вовлекаясь в область иных соображений. Церковь, например, есть величайший для человека интерес, но она находит себе верное обеспечение только в государстве, которое, охраняя ее, знает себя и умеет отличать желательное от обязательного.
   Интерес экономический имеет бесспорную важность, но исключительно им нельзя руководствоваться в государственном деле. Рядом с системой экономических интересов есть порядок нравственный, есть порядок юридический, и с точки зрения государственной каждому порядку дается свое место, каждый принимается в уважение и при правильном ходе дел каждый выигрывает, приходя в соглашение с другими.
   Филантропия есть прекрасное чувство, но никаким побуждением, хотя бы и прекраснейшего свойства, нельзя оправдывать уклонение от государственного долга. История свидетельствует, что дело, происходящее из наилучшего источника, но уклоняющее нас от долга нашего служения, ведет роковым образом к нежеланным и ненавистным для нас самих последствиям. Тысячи жертв могут поплатиться за доброе чувство, которое ошиблось в пути. Милосердие к людям требует не поблажки, а решительного противодействия тому, что их губит. Великая ошибка -- вступать в сделку с направлениями, существенно враждебными государству, и надеяться замирить их уступками.
   Государство не находится в антагонизме со свободой, напротив, свобода возможна только в его ограде, но при условии сильной власти, способной защитить личную свободу людей от всякого насилия и вынуждения.
   Единая, безусловно свободная и бесспорная Верховная власть есть великое благо русского народа, завещанное ему предками и добытое их трудом и кровью. Никакое человеческое дело не изъято от ошибок и злоупотреблений, и никакие учреждения не могут обеспечить от них. Но прискорбные случайности -- дело преходящее, лишь бы основания не колебались, лишь бы самое начало власти оставалось цело и невредимо. С самодержавной властью русского Государя неразрывно соединено самое существование России. Незыблемая и свободная Верховная власть, какая Богом дарована Русскому Государю, всего вернее обеспечивает народное благо и всего лучше может способствовать ему. Зато все, что есть в России русского, и здравомыслящего, и честного, -- все должно стоять на страже этого великого начала. Вот правильное и истинно русское отношение между царем и народом: царь -- за весь народ, весь народ -- за царя.
   Да будет начинающееся царствование исполнено славы, как и минувшее, но да исчезнут при нем всякие смуты в умах и да скажется во всей силе чистая русская мысль в русских делах, да процветет при нем наша страна, и да будет оно грозно для врагов ее, внутренних и внешних.
   
   Царствуй, возлюбленный Государь наш.
   Царствуй на славу нам,
   Царствуй на страх врагам.
   Боже, Царя храни!
   
   Впервые опубликовано: Московские ведомости. 1881. No 196, 16 июля.
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru