Каутский Карл
Карл Каутский: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   Каутский (Karl Kautsky) -- современный немецкий экономист, историк и публицист, род. в 1854 г. в Праге, по происхождению чех. В 1875 г. К. опубликовал первую свою более крупную работу "Darwin und der Sozialismus" (в лейпцигском "Volksstaat"), a в 1880 г. издал серьезный труд по вопросу о населении: "Der Einfluss der Volksvermehrung auf den Fortschritt der Gesellschaft". K. признает теорию Мальтуса в основе верной. Хотя колебания заработной платы независимы от движения населения, и, следов., при существовании капиталистического строя применение практических советов Мальтуса нисколько не улучшит положения рабочих; тем не менее, Мальтус прав, утверждая, что повышение благосостояния усиливает размножение; поэтому переход к более совершенному способу производства может лишь отсрочить перенаселение. Самодействующего регулятора, устанавливающего соответствие между населением и средствами существования, нет, и поэтому искусственное предупреждение рождений (präventiver Verkehr) безусловно необходимо для того, чтобы и в социалистическом обществе перенаселение не создало очень быстро всеобщей нищеты. В техническую (медицинскую) сторону вопроса К. не вдается. В настоящее время К. отказался от мальтузианства, хотя по-прежнему не разделяет оптимизма большинства социалистов, верующих в постоянную гармонию между населением и средствами существования. К. полагает теперь, что опасность перенаселения, могущая грозить социалистическому обществу, не так велика и не так близка, как он думал раньше; это доказывается фактом необычайного расширения за последнее время пищевой площади. Искать уже теперь специфический закон населения, который будет действовать в социалистич. обществе, - такой же утопизм, как утопичны вообще все попытки наперед определить учреждения и законы так назыв. будущего общества. Редактируемый К. журнал "Neue Zeit" (сперва ежемесячный, теперь еженедельный) признается весьма солидным и интересным изданием; задача его - разработка и научное освещение вопросов общественной жизни и истории в духе марксизма. Такой же характер носит и литературная деятельность К. Ему принадлежит, кроме журнальных статей, ряд исторических и социологических работ в духе историко-экономического материализма, талантливо написанных и основанных на серьезном изучении: "Thomas More und seine Utopie" (Штутгарт, 1888); "Die Klassengegensätze von 1789" (Штутгарт, 1889); в 1-м томе "Geschichte des Sozialismus und der Arbeiterbewegung in Einzeldarstellungen" (Шт., 1894), изд. под редакцией К. и Бернштейна, - история социализма от Платона до Т. Мора; "К. Marx oekonomische Lehren gemeinverständlich dargestellt u. erläutert" (начало переведено на русский язык в сборнике "Помощь самообразованию"). К. участвовал в выработке Эрфуртской программы (1891) социал-демократической партии и написал к ней обстоятельный комментарий ("Das Erfurter Programm in seinem grundsätzlichen Theile erläutert", Шт., 1892). Характерны рассуждения К. о борьбе двоякого рода тенденций в капиталистическом обществе: принижающих пролетариат и поднимающих его. Не первые приведут к торжеству более справедливого экономического порядка, а наоборот, последние. Отсюда вытекает отрицание максимы: чем хуже, тем лучше. Социальные реформы, правда, не в силах устранить противоречия капиталистического строя, но это не значит, что реформы не нужны. Безусловно отвергает К. реформы, направленные к восстановлению прежних, докапиталистических экономических отношений. Поддержание ремесленников и крестьян как производителей невозможно на почве существующего экономического порядка, но облегчение их положения как потребителей - важная задача социал-демократии. Совершенно оригинальный взгляд высказал К. на значение картелей и их отношение к кризисам (см. Картели). Оценивая все явления, в том числе и политические, с точки зрения интересов и исторической задачи промышленного пролетариата, К. выступил защитником парламентаризма в книге "Der Parlamentarismus, die Volksgesetzgebung u. die Sozialdemocratie" (Шт., 1893). Замену парламента прямым народным голосованием по проекту Риттингсгаузена (см.) К. признает невозможной даже как корректив к парламентарному строю, народное голосование (в форме референдума и инициативы) желательно только при известных условиях, как то: 1) отсутствии противоположности между городом и деревней или численном преобладании городского населения над сельским, 2) развитой политической и, в частности, партийной жизни и 3) отсутствии чрезмерно централизованной, независимой от народного представительства государственной власти. В государствах с мнимым конституционализмом (напр. в Германии) пролетариат, по мнению К., должен поддерживать парламент, а не ослаблять его, не раздроблять нацию на отдельные голосующие общины, с которыми гораздо легче сладить, чем с национальным представительством. Кроме названных выше, К. принадлежат еще следующие брошюры и статьи: "Irland" (Шт., 1880; русский перевод в "Русском богатстве" за 1893 г.), "Internationale Arbeitergesetzgebung" (Шт., 1880), "Die ueberseeische Lebensmittelkonkurrenz" (Шт., 1881), "Der Arbeiterschutz u. der Achtstundentag" (Шт., 1890), "Tschernyschewsky u. Malthus" (в "Jahrbuch f. Sozialwissenschaft", Цюрих, 1881), биография Энгельса в "Pionier, Volks Kalender" (Нью-Йорк, 1892) и мн. др. На русс. языке некоторые исторические и социологические этюды К. ("Классовые противоречия, 1789", "Общественные инстинкты у человека и животных" и др.) были напечатаны в "Северн. вестнике" и "Мире Божием"; отдельное их издание готовится к печати.

П. Струве.

Дополнение

   * Каутский (Карл). -- Когда в германской социал-демократии появились так называемые бернштейнианцы (см. Бернштейн), К. явился главным теоретиком так называемого ортодоксального марксизма или социал-демократизма. Редактируемый им журн. "Neue Zeit", основанный как орган социал-демократии без различия оттенков в мнениях и допускавший поэтому на своих страницах полемику в очень широких размерах, постепенно принимал характер все более и более определенно ортодоксальный; Бернштейн из него вышел в 1899 г., затем в нем перестали писать Гейне, Шиппель и большинство других бернштейнианцев или ревизионистов, основавших свой орган "Sozialistische Monatshefte". На всех социал-демократических партейтагах К. выступал одним из главных ораторов ортодоксального социал-демократизма. Специально против Бернштейна написана им книга: "Bernstein und das sozialdemokratische Programm" (Штуттгарт, 1899; русск. пер.: "К критике теории и практики марксизма. Анти-Бернштейн. Метод. Программа. Техника", СПб., 1905). Против новых, ревизионных решений аграрного вопроса К. написана книга "Аграрный вопрос" (русск. пер. под ред. Протопопова, СПб., 1900; отрицательную оценку этой книги представляет статья С. Н. Булгакова в журнале "Начало", 1899 г.,  1 и 2). С 1894 г. под редакцией К. выходит широко задуманный труд: "Geschichte des Sozialismus in Einzeldarstellungen", в котором принимают участие немецкие и иностранные ученые. Появились пока 2 тома, в которых первая часть: "Die Vorläufer des neueren Sozialismus" целиком принадлежит перу К. На русский язык К. переводили уже с конца 1880-х гг., но цензурные условия ограничивали появление этих переводов. Начиная с 1904 г. книги и брошюры К. появляются на русском языке в весьма большом числе, многие в нескольких переводах. Так появилось в трех изданиях "Экономическое учение К. Маркса в общедоступном изложении" (пер. под редакцией проф. В. Железнова, Киев, 1905; в издании "Молота", СПб., 1905; в издании "Буревестника", Одесса, 1905; последние два перевода вышли уже двумя изданиями). Эрфуртская программа К. появилась в переводе под заглавием "Пролетариат и общественный строй, комментарий к положениям, принятым на Эрфуртском съезде в 1891 г." (изд. "Буревестника", Одесса, 1905). "Классовые противоречия в 1789 г." появились в переводах И. С. Биска, под ред. В. Водовозова (2-е изд., Ростов-на-Дону, 1905), и Львовича (2-е изд., СПб., 1905). Ряд мелких статей К. собран в сборниках "Очерки и этюды" (пер. Львовича, изд. 2-е, СПб., 1901) и "Сборник статей" (изд. Львовича, СПб., 1905). Из других работа К. появились на русском языке, "Томас Мор" (СПб., 1905), "Из истории общественных течений" (пер. Леонтьевых, СПб., 1905), "Автобиография" (Одесса, 1905), "Развитие форм государства" (пер. А. Берлина, изд. "Донской Речи", Ростов-на-Дону, 1905), "Развитие государственного строя на Западе" (пер. Львовича, СПб., 1905), "Представительное правление" (изд. "Молота", 1905), "Национальность нашего времени" (пер. Львовича, СПб., 1905), "Наш взгляд на патриотизм и войну" (пер. Неманова, СПб., 1905, изд. М. Малых), "Возникновение брака и семьи" (пер. Львовича, СПб., 1903), "Из истории культуры. Платоновский и древнехристианский коммунизм" (пер. Львовича, СПб., 1905), "Возникновение рабочего класса и образование ремесленных цехов" (пер. Г. Б--на, СПб., 1905), "Рабочее движение в средние века. Борьба подмастерьев с цеховыми мастерами" (пер. Г. Б--на, СПб., 1905), "Колониальная политика в прошлом и настоящем" (изд. "Знания", СПб., 1900), "Торговые договоры и торговая политика" (пер. Ф. Шипулинского и А. Фина, ред. А. Залшупина, СПб., 1904), "Кризис Австрии (нация и язык)" (Киев, 1905), "Наемные рабочие в средние века и в эпоху реформации" (изд. Львовича, СПб., 1905), "Интеллигенция и пролетариат" (изд. "Демоса", Одесса, 1905), "Ирландия" (изд. "Донской Речи", 1905), "Общественно-исторические очерки" (изд. М. Малых, СПб.).

В. В--в.

   Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. XIVa (1895): Карданахи -- Керо, с. 772--773; доп. т. Ia (1905): Гаагская конференция -- Кочубей, с. 891--892.

II.

   Каутский, Карл -- известный писатель, наиболее авторитетный теоретик марксизма в Германии; род. в 1854 г., христиан. Перу К. принадлежит ряд статей по национальному вопросу, вызывавших в русско-евр. периодической прессе (а также в отдельных изданиях) оживленные споры и нередко служивших лозунгами по национальному вопросу для отдельных групп евр. партий. Сперва К. стоял на ортодоксальной социалистической точке зрения, считая национальные движения регрессивным явлением, а национальную идею одной из форм, в которые облекается классовая борьба в капиталистическом обществе в видах затемнения сознания рабочего класса. С течением времени, однако, во взглядах К. на национальный вопрос произошла перемена, вызванная преимущественно изучением национальной проблемы в Австрии. В статье "Национализм и Интернационализм" (Ergänzungshefte zur Neuen Zeit., 1; pyc. перев.) К. считает нацию продуктом общественного развития и, в то же время, одним из сильнейших факторов прогрессирующей общественной эволюции. Евреи, по мнению К., не представляют особой нации, так как необходимым и наиболее характерным признаком нации является общность языка, а "евреи говорят на различных языках". Отдельной нацией евреи себя чувствуют только в восточной Европе, где они говорят на своем собственном языке, на еврейском жаргоне. -- К. борется с антисемитизмом, который, по его мнению, является продуктом экономической конкуренции между христианами и евреями; наиболее резко К. осудил антисемитизм в статье "Кишиневская резня и еврейский вопрос" (Przegląd Socyaldemocraticzny, 1903, имеется русск. перев.). В 1909 г. вышла одновременно на русском и немецком языках его книга: "Античный мир, иудейство и христианство", где К. анализирует, главным образом, на какой исторической почве и под влиянием каких внешних воздействий развивался иудейский монотеизм.
   
   Ср.: Пасманик, "Национальный вопрос пред судом соц.-демокр."; Лещинский, "Карл Маркс и Каутский о евр. вопросе"; Изгоев, "20-вековая трагедия", "Образов.", 1903, 11.
   
   Источник текста: Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона, т. 9: Иудан -- Ладенбург, стлб. 384--385.
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru