Аннотация: Песнь всемогущему
Подсолнечник и гвоздика Пастух и козел Волк при смерти Две дикие козы Любовь и роза Белиза Престарелый лев Тайна Воплощение Мессии Размышление И. П. Ч - ву Осень Надпись к портрету к<нязя> Я. Ф. Д<олгоруко>ва Зима
Ф. П. КЛЮЧАРЕВ
Стихотворения
Воспроизводится по изданию: Поэты ХVIII века. Л., 1972. (Библиотека поэта; Большая серия).
156. Надпись к портрету к<нязя> Я. Ф. Д<олгоруко>ва
157. Зима
Биографическая справка
Федор Петрович Ключарев (1751--1822) происходил из "обер-офицерских детей", то есть был сыном дворянина по выслуге. Начал он свою службу в 1766 году с низших должностей, копиистом в конторе Берг-коллегии (Управление горных заводов) в Москве, в 1767 году произведен в подканцеляристы, в 1776 году -- в канцеляристы с переводом в канцелярию белорусского губернатора.
В конце 1770-х годов Ключарев сблизился с масонами; некоторое отражение этические идеи масонства получили в его трагедии "Владимир Великий" (1779). Белорусский генерал-губернатор, видный масон, З. Г. Чернышев, к которому его направил С. И. Гамалея, масон и ближайший друг Н. И. Новикова, выхлопотал Ключареву в 1782 году должность прокурора в Московском губернском магистрате. Затем Ключарев служил некоторое время в Вятке, с 1782 по 1792 год был секретарем вице-президента Адмиралтейств-коллегии И. Г. Чернышева, а с 1795 года до самой своей отставки в 1821 году он служил в почтовом ведомстве, где был попеременно астраханским, тамбовским, а с 1801 года московским почт-директором, и где дослужился до чина действительного тайного советника. В 1812 году был удален из Москвы по распоряжению генерал-губернатора Ф. В. Ростопчина, но в 1816 году совершенно оправдан и произведен в сенаторы.
Ключарев был одним из самых преданных Новикову и всем его начинаниям членов московского масонского кружка. Он участвовал в "Собрании университетских питомцев" -- масонской ложе, созданной И. Г. Шварцем в 1781 году. В "Ложе святого Моисея" Ключарев быт "мастером стула", в "Магазине свободных каменщиков" (1784) напечатал речь, произнесенную им в этой ложе. Ключарев был также членом "Дружеского ученого общества" и на открытии этого общества прочел 6 ноября 1782 года свою оду. Когда московские масоны стали самостоятельной, восьмой "провинцией" европейского масонства, Ключарев вошел в состав "директории" из пяти человек, которую возглавлял Новиков.
Разгром новиковского кружка в 1792 году на Ключареве не отразился. Он продолжал служить в почтовом ведомстве, оставаясь масоном по убеждениям и поддерживая связи с теми, кто остался, как он, верен их прежним идеям.
По выходе из Шлиссельбургской крепости Новиков сначала заехал в деревню к Ключареву, а затем уже к себе в Тихвинское.
Весь последний период своей жизни, проведенный в Тихвинском, Новиков, почти никуда не выезжавший, часто бывал у Ключарева, в любви и преданности которого был уверен.
143. ПЕСНЬ ВСЕМОГУЩЕМУ
О бог, всесильный бог, ты бездна необъятна!
Как возмогу тебя довольно я познать?
В тебе есть глубина и высота невнятна,
Устами льзя ль тебя по свойству называть!
Ты море без конца: я зрю и изумляюсь,
И в милосердие твое весь погружаюсь;
Своими дланьми мя благоволи объять!
Высокой мудрости я в сердце не питаю;
Хотя другим тебя представить я желаю,
Но силы нет тебя инако представлять.
Ты безначален весь, кончины не имея;
Слабеют чувствия моя при сем немея.
Твое исходите не что ино, как вечность,
В которой, как в тебе, нигде начала нет!
Не зрелися миры, ни время скоротечность,
Творенья не было, но твой сиял уж свет!
Неизреченная в тебе огромность зрится!
Что ни имеешь ты, конца в том не явится,
И пременение не коснется тебя.
Нет цели, где б твое теченье скончевалось;
Зане ни в чем тебе потребы не являлось.
Ты -- бесконечна жизнь, живишь всё от себя!
Что движимо ни есть, то всё живет тобою,
Ты силы даровал всему един собою.
Из мощи всё твоей, о боже, истекает,
Все вещи от нее имеют бытие;
Самослучайное ничто в них не бывает,
И если б не был ты, где б взяли всё сие?
Что зрим, что слышим мы, что знаем и читаем,
Всё, что невидимо и зримо обретаем,
Тобою всё свое имеет существо!
Ты сотворяешь то, что ты определяешь.
Что невозможным быть мнит наше естество,
То мановением единым совершаешь.
Каков еси, един ты сам себя познал,
Свой разум с мудростью и с силой соравнял.
Престол твой -- небеса, ты правишь и землею,
Вся мудрость человек есть буйство пред тобой.
Всё вскрытое стоит пред мыслию твоею,
Так, как в полудни, зришь то, что объято тьмой.
В незаходимом ты сияньи обитаешь,
Никоей мрачности к себе не допускаешь.
Никто в царях с тобой, всесильный, несравнен,
И царствие твое везде однообразно,
Как низу, так горе един чин положен,
Нет места, кое бы тобою было праздно.
Един ты истинный и бесконечный бог,
Господь еси ты всех небесных воев сильных!
Кто из богов тебе противустать возмог?
Ты их мятешь, как вихрь частиц собранье пыльных,
Трепещет пред тобой всех ангел светлый хор
И устрашенный свой низводит долу взор.
Сим ужасом суть все их песни напряженны,
Так страшен зришися, владыко сильный, им,
Вся цепенеет тварь присутствием твоим,
Которым всюды все пределы напоенны.
И цепенение сие собой явит
Божественный твой дух святый, животворящий!
Во всем творении твой образ есть покрыт.
Тот слеп, что ходит сих чудес совсем не зрящий.
Никой предел тебя в себе не заключил,
И тысящи миров тебе все будут тесны;
Когда б еще и тьмы ты вновь их сотворил,
То только б зрелись те так, как дела чудесны.
В неизмеримости себя ты распростер,
Над звезды дальные вознесся выше мер!
Со славословием хвала твоя летает
Там, мысленно куда нельзя нам достигать,
Лик всяческих тебя, всесильный, воспевает,
Всё должно пред тобой себя ниц повергать.
Но достоверно кто мольбу тебе приносит
Того един твой взор на верх благих возносит.
И суд твой самая живая правда есть;
Премудрый твой совет ты действом изъявляешь,
Высоких совершенств число тем открываешь,
Долготерпя ко злым, их отлагая месть.
Ты верен, благ, всещедр, любовию сияя
И в утро каждое ее вновь подтверждая;
По воле действуя, о сколь ты милосерд!
Мгновенье всякое сие нам повторяет,
Колико всепремудр, сколь истинен и тверд!
Твоя доброта тварь живит всю и питает.
Всё то, что мы есмы, всё из тебя течет,
Как из источника, в котором всё живет.
О отче щедрый всех, собою вся рождаяй!
О благо высшее всех вкупе чистых благ!
По милосердию к нам всё ниспосылаяй,
Чертог наш зиждущий блаженства во цветах,
Но качеству вещей подпору всем давая,
Творишь их вся добра с небес благословляя.
Наполнил радости и пищи сладкой их;
Врагом никоего ты не был человека
И солнцем свет лиешь на злых и на благих,
Прохладные дожди даешь ты всем от века.
По долгу за сие кто мог благодарить
Устами чистыми и сердцем сокрушенным?
Ни в коем храме ты не соизволишь жить,
Нет зданья, где б алтарь твой мог быть помещенным!
В рукотворенных тех, что человек создал,1
Достойно он тебе служенья не являл;
Но кто в тебе свою надежду полагает,
Имееши к тому божественну любовь;
Кто ко стопам твоим себя весь привергает,
Того яко орла ты ободряешь вновь;
Тебе он принося, себе приносит благо,
Ты сам не требуешь служенья никакаго;
Тебе бо, господи, ни в чем потребы нет,
Но благость нам твоя спасение дает.
Кто чтит тебя, того ты милостью венчаешь,
И есть огнь для твоих противников, врагов,
Которым душу их и тело сокрушаешь,
Но прохлаждаеши святых своих другов.
Твою хвалу поют немолчно херувимы
И пламенем любви горящи серафимы,
Столепный председит где старческий собор,
Со умилением тебе всегда служащий,
Твое бо царство есть и слава, всесвятящий!
Куда я возвожу в восторге духа взор!
Твое величие когда изображают,
Трисвят бог Саваоф, -- со страхом восклицают.
<1782>
1"Деяния" гл. 7, ст. 48.
143. ВЗ, 1782, ч. 2, No 5, с. 51, с искажениями. Печ. по ВЗ, 1782,ч. 3, No 9, с. 77, без подписи, со следующим примеч. к загл.: "Хотя сие самое стихотворение и напечатано уже изданий наших в месяце мае, но как оное дошло к нам чрез посторонние руки, а не той самой особы, которой имя подписано под оным, будучи совсем, как из сего видеть можно, от неискусных переписчиков не только в словах, но и в самом смысле перепорчено; почему, уважая высокие мысли великого творца сей пиесы, равномерно как и ревностнейшее старание и испытность, подкрепленную искуснейшими в том языке переводившего, так как и изъявляя ему благодарность нашу за доставление нам оныя в точном сходстве с подлинником, с удовольствием помещаем оное здесь вторично".
144. ПОДСОЛНЕЧНИК И ГВОЗДИКА
В саду подсолнечник с гвоздикою цвели
И спор друг с другом завели:
Подсолнечник гордился
Своею высотой
И красотой;
Цветок хвалиться не стыдился,
Что он душист родился.
Во время распри той
Ребята глупые на первого напали
И расщипали;
Другая часть с гвоздикою была:
Красавица гвоздику сорвала
Для украшения своей прелестной груди.
Различье их сии показывают люди.
<1795>
144--151. ПППВ, 1795, No 63, с. 136, 137, 138, 139, 140, 141, 142, все тексты под рубрикой: "Несколько басен", подпись: Ф. К. Авторство Ключарева установлено в "Указателе" Неустроева.
145. ПАСТУХ И КОЗЕЛ
Кем от рождения безумье овладело
Или в ком нет пути,
С таким нимало не шути,
А паче берегись иметь с ним дело.
Какой-то был пастух, с козлом играть любил:
Козел его рогами бил,
А он его в рога отталкивал рукою;
Но лоб в накладе стал с игрушкою такою.
Однажды пастухом сон сладкий овладел,
Когда у стада он под деревом сидел.
Сидяща пастуха дрема шатает;
Козел, увидев то, считает,
Что биться он хотел,
И вдруг сражаться полетел --
И треснул пастуха так сильно в лоб рогами,
Что полетел он вверх ногами.
<1795>
144--151. ПППВ, 1795, No 63, с. 136, 137, 138, 139, 140, 141, 142, все тексты под рубрикой: "Несколько басен", подпись: Ф. К. Авторство Ключарева установлено в "Указателе" Неустроева.
146. ВОЛК ПРИ СМЕРТИ
Волк смерти ожидал
И рассуждал,
Как жизнь свою на свете провождал,
Лисице, у него которая сидела.
"Я много, -- говорит, -- наделал злого дела:
Немало накутил,
Немало в тот я свет овечушек пустил;
Но и добру немало
Мое сердечушко внимало.
К добру я склонен был;
Совсем алчбу забыл,
Когда ягненок в лес замчался
И там со мною повстречался.
Во страхе он тонул;
Однако я его в то время не тронул..."
Лисица прервала: "Велика добродетель!
Я этому сама была свидетель,
Как ты лежал
И костию давился;
Ягненок пред тобой явился
И целый убежал".
<1795>
144--151. ПППВ, 1795, No 63, с. 136, 137, 138, 139, 140, 141, 142, все тексты под рубрикой: "Несколько басен", подпись: Ф. К. Авторство Ключарева установлено в "Указателе" Неустроева.