Ключевский Василий Осипович
H. M. Карамзин

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


В. О. Ключевский

  

H. M. Карамзин

  
   В. О. Ключевский. Неопубликованные произведения
   М., "Наука" 1983
  

[Не ранее 4 марта 1898 г.]

I. КАРАМЗИН1

  
   К[арамзин] смотрит на исторические явления, как смотрит зритель на то, что происходит на театральной сцене. Он следит за речами и поступками героев пьесы, за развитием драматической интриги, ее завязкой и развязкой. У него каждое действующее лицо позирует, каждый факт стремится разыграться в драмат[ическую] сцену. По временам является на сцену и народ; но он остается на заднем плане, у стены, отделяющей сцену от кулис, и является обыкновенно в роли deus ex machina2 или в виде молчаливой, либо бестолково галдящей толпы. Он выводится не как историческая среда, в которой действуют герои, а тоже в роли особого героя, многоголового действующего лица. Герои Карамзина действуют в пустом пространстве, без декораций, не имея ни исторической почвы под ногами, ни народной среды3 вокруг себя. Это -- скорее воздушные тени, чем живые исторические лица. Они не представители народа, не выходят из него; это особые люди, живущие своей особой героической жизнью, сами себя родят, убивают один другого и потом куда-то уходят, иногда сильно хлопнув картонной дверью. Они ведут драматическое движение, но сами не движутся, не растут и не стареют, уходя со сцены такими же, какими пришли на нее: русские князья южной Руси XI--XII в. говорят, мыслят и чувствуют так же, как русские князья северной Руси XIV и XV в., т. е. как мыслил ист[орик]. Это люди разных хронологических периодов, но одинакового исторического возраста. Они говорят и делают, что заставляет их говорить и делать автор, п[отому] что они герои, а не потому что они герои, что говорят и делают это4. От времени до времени сцена действий у К[арамзина] пустеет: герои прячутся за кулисы и зритель видит одни декорации, обстановку, быт, житейский порядок -- это в так называемых внутренних обозрениях (число их). Но среди этого житейского порядка не видать живых людей и не поймешь его отношения к только что ушедшим героям: не видно ни того, чтобы из их речей и поступков должен был сложиться именно такой порядок, ни того, чтобы их речи и поступки были внушены таким порядком. Таким образом, у К[арамзина] действующие лица действуют без исторической обстановки, а историческая обстановка является без действующих лиц. Потому действующие лица кажутся невозможными, а обстановка действия ненужной. Но лишенные исторической обстановки, действующие лица у К[арамзина] окружены особой нравственной атмосферой: это -- отвлеченные понятия долга, чести, добра, зла, страсти, порока, добродетели. Речи и поступки действующих лиц у К[арамзина] внушаются этими понятиями и ими же измеряются; это своего рода лампочки, прикрытые от зрителя рампой и бросающие особый от общего освещения залы свет на сцену. Но К[арамзин] не заглядывает за исторические кулисы, по следит за исторической связью причин и следствий, даже как будто неясно представляет себе, из действия каких исторических сил слагается исторический процесс и как они действуют. Потому у него с целой страной совершаются неожиданные перевороты, похожие на мгновенную передвижку театральных декораций, вроде, например, его взгляда на ход дел в Р[усской] земле до Ярослава I и после него, в удельное время, когда, по его словам, "государство, шагнув в один век от колыбели своей до величия, слабело и разрушалось более 300 лет" (2, 65). Зато нравственная правда выдерживается старательно; порок обыкновенно наказывается, по крайней мере всегда строго осуждается, страсть сама себя разрушает и т. п. Взгляд К[арамзина] на историю строился не на исторической закономерности, а на нравственно-психологической эстетике. Его занимало не общество с его строением и складом, а человек с его личными качествами и случайностями личной жизни; он следил в прошедшем не за накоплением средств материального и духовного существования человечества и не за работой сил, вырабатывавших эти средства, а за проявлениями нравственной силы и красоты в индивидуальных образах или массовых движениях, за этими, как он говорит, "героями добродетели, сильными мышцею и душою, или за яркими чертами ума народного свойства, нравов, драгоценными своею древностию" [ib, 66]. Он не объяснил и не обобщил, а живописал морализировал и любовался, хотел сделать из истории Р[оссии] не похвальное слово русскому народу, как Ломоносов, а героическую эпопею русской доблести и славы. Конечно, он много помог русским людям лучше понимать свое прошлое; но еще больше он заставил их любить его. В этом главная заслуга его труда перед р[усским] обществом и главный недостаток ого перед ист[орической] р[усской] наукой:.
  
   1 Наверху; Лелевель о Карамз[ине]: "Р[усская] стар[ина]", [18]78 г., 2 авг[уст].
   2 Букв. "Бог из машины" (лат.). Неожиданно появляющаяся сила, благополучно разрешающая казавшееся безвыходным положение.
   3 Над строкой: атмосф[еры].
   4 Внизу сноска: Они не потому герои, что г[ово]рят и делают то, что заставляет..., а потому г[ово]рят и делают это, что они -- герои.
  

II. H. M. КАРАМЗИН

  
   Оптимизм, космополитизм, европеизм, абсолютизм, республиканизм (33 гл.) -- оставлены. Остался сентиментальным моралистом XVIII в. и приверженцем просвещения, как лучшего пути к доброй нравственности, которая -- основание государственного] развития и благоустройства. Остались и особенности его духа, развитые его литературной деятельностью, впечатлительность без анализа впечатлений, изобразительность1 без чутья2 движения, процесса. Наблюдения и принесенные ими разочарования из либералиста в консерватора-патриота: "Всякое гражданское общество, веками утвержденное, есть святыня для граждан; насильственные потрясения гибельны" (гл. 28). Перемена во взгляде на реформу Петра. Впрочем, уцелел и еще один след влияния на него просветительной философии: историческая методика школы Руссо. Сочувствие к республиканскому правлению в "Марфе Посаднице3" -- влечение чувства, не внушение ума: политические и патриот[ические] соображения склоняли к монархии, и притом к самодержавной. В той же повести слова кн. Холмского. В спорах о лучшем образе правления для России он стоял на одном положении: Ро[ссия] прежде всего д[олжна] быть великою, сильною и грозною в Европе, и только самодержавие может сделать ее таковою. Это убеждение, вынесенное из наблюдения над пространством, составом населения, степенью его развития, международным положением России, К[арамзин] превратил в закон основной исторической жизни России по методу опрокинутого исторического силлогизма: самодержавие -- коренное начало русского государственного современного порядка; следовательно], его развитие -- основной факт русской исторической жизни, самая сильная тенденция всех ее условий.
   Остатки старого миросозерцания и новые его элементы в "Истории г[осударства] Р[оссийского]". Как она писалась (гл. 83 сл.). В 1815 г. готовы были 8 томов (до 1560 г.). Выход их в 1816--[18]17 гг.4 в Петербурге. Успех. Гл. 86. Впечатление -- слова Пушкина+: ib.
   Программа и метод: Пред[исловие], 23f и 21т. Недостаток критики источников: краткий их перечень во введении.
   1. Взгляд на ход русской истории. "Зап[иска] о древней и новой России". Происхождение и отношение к Истории: 2238i. Москов[ские] князья: 2247i. Петр I: 2249, 2254. Переход к реформам Александра: 2271. Люди, не учреждения важны: 2343. Екатерина [II]: 2265 сл. -- Указ о экзаменах: 2297. Ошибка А[лександра] I: 2334, 2335f. Заключение: 2348i.
  
   1 Над строкой: воображение над мышлением.
   2 Над строкой: вдумчивости.
   3 Над строкой: 1803 г.
   4 Над строкой: нач[але] 1818 г.
  

III. H. M. КАРАМЗИН1

  
   Цель труда К[арамзи]на морально-эстетическая: сделать из русской истории изящное назидание (Предисловие]) в образах и лицах. Поэтому у него события -- картины, исторические] деятели либо образцы мудрости и добродетели, либо примеры обратного качества2. Назидательная тенденция побуждает рисовать явления с поучительной стороны, а как источники не дают для того материала, то восполнять их психологической выразительностью. Восстановить психологию давно минувших деятелей -- одна из важных задач исторического изучения. Но как К[арамзин] этого и не пытался сделать, то его психологии -- просто подсказывание историческому лицу своих собств[енных] чувств и мыслей: 2245i. Ошибки -- Собор 1613 г.: 2246--47m. Научная задача не идет далее возможно точного воспроизведения хода отдел[ьных] событий в хронол[огическом] порядке и х[аракте]ра лиц и их действий; но связи причин и следствий, нити событий, последовательного движения народной жизни, того, что зовем истор[ическим] процессом, не видит читатель. Нет критики (источников, ни критики) фактов (вместо первой -- обширные выписки в примечаниях), вместо второй -- моральные сентенции или похвальные слова, как у древнерусского летописца. К[арамзин] не изучал того, что находил в источниках, а искал в источниках, что ему хотелось рассказать живописного и поучительного3. Не собирал, а выбирал факты, данные. Отсюда у него истор[ические] чудеса: нач[ало] 2 т. (Бестужев-Рюмин+, 24m).
   Нет движений пред неподвижной мыслью.
   Ищет в каждом лице и событии, насколько осуществлялась добродетель и справедливость, а не следит, как вырабатывалась та и другая. В сущности это -- одно и то же, но с разных точек зрения, измерение сверху и снизу: один -- насколько поднялась над уровнем минуты, а другой -- насколько не дошла до высшего, идеального. То же, что один говорит: 3 часа 40 м[инут], другой -- 4 без 20 мин[ут]. Но впечатление разное: один констатирует постепенный прогресс, другой утверждает вечную отсталость жизни. У первого -- люди развиваются, у второго -- они вечно несовершенны. Поэтому научная история оптимистична, а моралист-историк д[олжен] б[ыть] пессимистом. Научный историк изучает природу общежития4, моралист -- судит людей. Гл. 94f.
   Гл. 13 и 15.
   В струю сентим[ентально]сти, к[ото]рую повел Руссо. Эстетика, философия чувства, человечество: космополитизм К[арамзина]: 157, оптимизм: Гл. 29, 20. Революция выводила из ароматной сферы личного чувства и мечты в действительность историческую: Гл. 26i. Мечты о будущем и идеализация прошлого: Гл. 32. Отказ от оптим[изма]: 22m. "Наталья"+, 18. Истор[ический] метод просвет[ительской] философии.
   Мысль о русской истории: Ко[ялович, с.] 154:1) предмет искусства5, 2) аналогия к[а]к метод изучения; 3) мысль о национальной] самобытности как стимул воображения ("Наталья". Ко[ялович, с.] 158). 4) мораль: Гл. 31. Отношении к революции и исторический консерватизм: Гл. 29 и 28. Перемена космополитического взгляда на Петра: Гл. 41.
   Явления прошлого облекаются в терминологию современности: 2231, Бест[ужев-Рюмин], 23т.
   Впечатлительность без анализа впечатлений, изобразительность без сути процесса, морализации явлений6.
   Кн[язь] "Голицын -- 247f. из непонимания, а не ошибочного понимания.
   Карамзин -- у Руссо современные потребности, нужды современности в начале как факты истории. Колыбель человечества исторического наполнилась негативами современного положения.
   Европ[ейское] влияние и впечатление; русские историографические предания. -- Разочарование в будущем человечества повело к наклонности идеализировать местную старину. Литературное воспитание развило интерес к личной жизни на счет понимания быта масс. История государей российских.
   Изучать историю, чтобы написать ее: мысль сосредоточивается на подборе фактов, не на их связи7.
  
   1 Наверху пометки написаны синим карандашом: Писали на службе. К[арамзин] -- писать не служа. Записка: 2240--40. Екат[ерина]: II, 62 и 65. Самодерж[авие]: 72. В верхнем углу синим карандашом, написано: Карамзин.
   2 Над строкой: наоборот.
   3 Над строкой: Ко[ялович]+, с. 171.
   4 Над строкой: люд[ей].
   5 Над строкой: живопись.
   6 Далее: Программа К[арамзи]на: Бест[ужев-Рюмин] 20i.
   Примеры понимания: 23 in, f. 24 m. 27 m.
   Значение самодержавия: Бест[ужев-Рюмин] 27 f. Зап[иски] 2343, 2238.
   Ход работы: Ко[ялович] 168 f. 172 i: выработка стиля.
   Впечатление: Ко[ялович] 172 m. Гл. 86.
   Как писать историю: Письма [русского путешественника с.] 157.
   7 На обороте: Карамзин. Шлёцер.
  

АРХЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ

  
   В. О. Ключевский -- буржуазный русский историк второй половины XIX--начала XX в. -- вошел в науку как автор всемирно известного курса русской истории, выдержавшего много изданий не только в нашей стране, но и за ее пределами. Капитальные труды В. О. Ключевского о Боярской думе, происхождении крепостного права, Земских соборах и т. д. входят в сокровищницу русской дореволюционной историографии, содержат целый ряд тонких наблюдений, которыми историки пользуются до настоящего времени. Только в последнее время, после издания отдельных специальных курсов1 и исследований их2, выяснилось, что об этом историке можно говорить как о крупном историографе и источниковеде. Однако до сих пор не все специальные курсы, статьи, очерки и наброски историка опубликованы. Настоящее издание, которое является продолжением публикации рукописного наследия В. О. Ключевского3, в значительной степени восполняет этот пробел.
   Первым публикуется курс "Западное влияние в России после Петра", который был прочитан В. О. Ключевским в 1890/91 уч. году. Тема о культурных и политических взаимоотношениях России и Запада привлекала внимание Ключевского особенно в 1890-е годы. Им были написаны статьи ""Недоросль" Фонвизина", "Воспоминание о Новикове и его времени", "Два воспитания", "Евгений Онегин и его предки". Публикуемый курс является как бы продолжением его исследования о западном влиянии в XVII веке4. В нем основное внимание уделено новым явлениям в истории России, происходившим в результате реформ Петра I. Эти изменения Ключевский связывал прежде всего с влиянием Западной Европы на политическую структуру общества, на образование, быт и культуру. Под термином "западное влияние" Ключевский часто понимает не механическое перенесение идей и политических учреждений западноевропейских стран (в первую очередь Франции) в Россию, а изменения русской действительности, главным образом относящиеся к господствующему классу -- дворянству, под влиянием новых условий жизни страны. Поэтому курс представляет значительный интерес (несмотря на его незаконченность) для изучения общей системы исторических взглядов Ключевского. Готовя к изданию V часть курса русской истории, Ключевский наряду с другими материалами привлекал частично и текст этого специального курса.
   Раздел "Историографические этюды" открывают четыре наброска первостепенной важности по "варяжскому вопросу", где Ключевским высказано весьма ироническое отношение к названной проблеме, считавшейся в дворянско-буржуазной исторической науке одной из главнейших в истории Древней Руси.
   Большой историографический интерес представляют никогда не публиковавшиеся очерки и наброски Ключевского о своих коллегах -- историках прошлого и настоящего для Ключевского времени. Глубокие, меткие, образные, порой едкие характеристики не утратили значения и для современной исторической науки. Эти материалы существенно добавляют и обогащают широко известные статьи ученого о С. М. Соловьеве, И. Н. Болтине, Ф. И. Буслаеве, Т. Н. Грановском и других историках, изданные ранее "Лекции по русской историографии"5 и фрагменты историографического курса6.
   До недавнего времени работы Ключевского в области всеобщей истории не были известны даже специалистам. Однако Ключевский уже на студенческой скамье проявил большой интерес к этой проблематике. Так, он тщательно конспектировал курс С. В. Ешевского, который был литографирован по его записи. Он написал работу "Сочинение епископа Дюрана", перевел и дополнил русским материалом книгу П. Кирхмана "История общественного и частного быта"7. По окончании Московского университета молодой Ключевский читал в Александровском военном училище (где он преподавал 17 лет, начиная с 1867 г.) лекции по всеобщей истории. Фрагмент этого курса, относящийся к истории Великой Французской революции, был опубликован8. Позднее сам Ключевский отмечал влияние Гизо на формирование его исторических взглядов.
   В 1893/94 и 1894/95 уч. г. Ключевский читал в Абастумане курс "Новейшей истории Западной Европы в связи с историей России"9. Он писал развернутые конспекты, которыми, очевидно, пользовался при чтении лекций. Именно этот расширенный конспект, состоящий из трех тетрадей, публикуется нами в основном корпусе издания. Он обнимает время от Французской революции 1789 г. до отмены крепостного права и реформ Александра II. Согласно записи Ключевского10, курс был им рассчитан на 134 уч. часа и включал в себя 39 тем. Этот сложный по составу курс насыщен большим фактическим материалом, за которым видна напряженная работа. О том свидетельствует и большое количество сносок и помет Ключевского, которые дают возможность представить круг использованных автором источников: иностранных и русских.
   Помимо конспектов, составленных для своего личного пользования, Ключевский писал и развернутые планы курса, один из которых публикуется в Приложении. В результате в архиве Ключевского отложился довольно богатый комплекс материалов абастуманского курса, среди которых конспект "о Екатерине II -- Александре II", наброски о Франции, Австрии и Венгрии и другие. Ряд помет в абастуманских тетрадях, а также в литографиях "Курса русской истории" (в частности, литографии Барскова и Юшкова) свидетельствуют о том, что Ключевский предполагал использовать отдельные тексты при подготовке к печати пятой части "Курса". Абастуманский курс бесспорно является важным источником для изучения эволюции исторических взглядов Ключевского и для исследования проблемы изучения в России всеобщей истории вообще и истории Французской революции в частности.
   Литературоведческие взгляды Ключевского находят отражение в разделе "Мысли о русских писателях", где содержатся характеристики от М. Ю. Лермонтова до А. П. Чехова. Собственное научно-литературное (и часто литературное) творчество историка представлено в разделах "Литературно-исторические наброски" и "Стихотворения и проза", которые раскрывают Ключевского с новой, не только с чисто учено-академической стороны. Здесь помещены его стихотворения, художественная проза.
   В приложении печатаются: к курсу "Западное влияние в России после Петра" черновые материалы к отдельным лекциям и три наброска "Древняя и новая Россия"; к рукописи "Русская историография 1861--93 гг. Введение в курс лекций по русской историографии II-ой половины XIX в."; к курсу "Новейшая история Западной Европы в связи с историей России" -- план этого курса 1893--1894 уч. г.
   Публикуемые в настоящем издании рукописи В. О. Ключевского хранятся в Отделе рукописей Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина (далее -- ГБЛ), в Отделе рукописных фондов Института истории СССР АН СССР (далее -- ОРФ ИИ), в Архиве Академии наук СССР (далее -- Архив АН СССР) и в отделе письменных источников Государственной публичной Историческом библиотеки (далее -- ГПИБ).
   Обычно в печатных работах Ключевский опускал свой справочно-научный аппарат, но в его черновых рукописях часто можно встретить указания на источники. Особенно богат сносками, пометами и отсылками конспект абастуманского курса, где полностью "открыт" научный аппарат, что позволяет судить о круге его источников и увеличивает тем самым ценность публикуемого текста. Воспроизведение помет Ключевского, дополнительных текстов на полях и вставок дает представление о процессе работы ученого над текстами.
   Рукописи Ключевского имеют сложную систему отсылок, помет и указаний на источники, литературу, собственные труды -- опубликованные, литографированные, рукописные. Места вставок и переносов текста отмечались им условными значками, подчеркиваниями и отчеркиваниями на полях чернилами или различными карандашами -- простым, красным, синим. Так как цвет карандаша несет определенную смысловую нагрузку, то в подстрочных примечаниях во всех подобных случаях указывается цвет и способы написания пометы. Если подчеркивания и значки не оговариваются в подстрочных примечаниях, то это означает, что они написаны тем же карандашом или чернилами, что и основной текст. Начало и конец вставок автора отмечены в тексте одинаковыми цифрами, а в примечаниях -- через тире (например,5-5). В ряде случаев Ключевский пользовался условными обозначениями и сокращениями, которые не удалось расшифровать. В подобных случаях они даются в двойных круглых скобках (( )).
   Нередко при воспроизведении выдержек из источников Ключевский сокращал текст приводимых цитат, но смысл их передавал верно. Фактические ошибки встречаются крайне редко.
   Часто в рукописях Ключевского встречаются первые буквы латинских слов, означающих: p. (pagina) -- страница, i (initium) -- начало, m. (medium) -- середина, f. (finis) -- конец, n. (nota) -- примечание, t. (totum) -- всё, ib. (ibidem) -- там же, id. (idem) -- он же.
   В публикации воспроизводятся без оговорок: подчеркивания и отточия Ключевского; исправления, сделанные им над строкой в случае их полного согласования с основным текстом и авторские изменения порядка слов в предложении, которые даются в последнем варианте. Описки исправляются без оговорок. Отсутствующие в рукописях даты восстанавливаются составителями в квадратных скобках, в примечаниях даются обоснования. Пояснения составителей даются в квадратных скобках. Звездочкой + отмечен комментируемый в примечаниях текст.
   Переводы с иностранных языков даются под строкой.

Р. А. Киреева, А. А. Зимин

  
   1 Ключевский В. О. Курс лекций по источниковедению. -- Соч. М., 1959, т. 6; Он же. Терминология русской истории. -- Там же; Он же. Лекции по русской историографии. -- Там же. М., 1959, т. 8. Сюда же относится и неоднократно издававшийся курс "История сословий в России".
   2 Киреева Р. А. В. О. Ключевский как историк русской исторической науки. М., 1966; Чумаченко Э. Г. В. О. Ключевский -- источниковед. М., 1970; Нечкина М. В. Василий Осипович Ключевский: История жизни и творчества. М., 1974.
   3 Ключевский В. О. Письма. Дневники: Афоризмы и мысли об истории. М., 1968.
   4 Ключевский В. О. Западное влияние в России XVII в.: Историко-психологический очерк. -- В кн.: Ключевский В. О. Очерки и речи: Второй сборник статей. М., 1913.
   5 Ключевский В. О. Соч., т. 8.
   6 Из рукописного наследия В. О. Ключевского: (Новые материалы к курсу по русской историографии / Публ. А. А. Зимина, Р. А. Киреевой. -- В кн.: История и историки: Историографический ежегодник, 1972. М., 1973.
   7 Кирхман П. История общественного и частного быта. М., 1867.
   8 Ключевский В. О. Записки по всеобщей истории / Публ. Р. А. Киреевой, А. А. Зимина; Вступ. статья М. В. Нечкиной. -- Новая и новейшая история, 1969, No 5/6.
   9 Подробнее см.: Нечкина М. В. В. О. Ключевский: История жизни и творчества, с. 325--347 и Предисловие к настоящему изданию.
   10 См. с. 384--385 настоящего издания.
  

КОММЕНТАРИИ

  
   Отрывки датируются условно по почтовому штемпелю конверта, на обороте которого написан один из них.
   I. Карамзин. -- Публикуется впервые. ГБЛ, ф. 131, п. 12, Д. 2, л. 79-- 80 об. Автограф. Карандаш.
   II. H. M. Карамзин. -- Публикуется впервые. ГБЛ, ф. 131, п. 12, д. 2, л. 77--77 об. Автограф. Карандаш.
   слова Пушкина. -- Возможно Ключевский имел в виду эпиграмму А. С. Пушкина на "Историю государства Российского" H. M. Карамзина:
  
   "В его "Истории" изящность, простота
   Доказывают нам, без всякого пристрастья,
   Необходимость самовластья
   И прелести кнута".
  
   (Пушкин А. С. Полн. собр. соч. М., 1962, т. 1, с. 341).
   III. Карамзин. -- Публикуется впервые. ГБЛ, ф. 131, п. 12, д. 2, л. 75 об.--76. Автограф. Карандаш.
   Бест[ужев-Рюмин]. -- Имеется в виду книга: Бестужев-Рюмин К. 11. Русская история. СПб., 1872. Т. 1, 2.
   Ко[ялович].-- Имеется в виду книга: Коялович М. О. История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям. СПб., 1884.
   "Наталья". -- Речь идет о новости H. M. Карамзина "Наталья, боярская дочь".
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru