Клюев Николай Алексеевич
Притча об источнике и глупом мудреце

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    (Посвящается писателю Арцыбашеву по поводу его "голой" правды о Л. Н. Толстом).


   Клюев Н. А. Словесное древо. Проза
   СПб.: ООО "Издательство "Росток", 2003.
   

ПРИТЧА ОБ ИСТОЧНИКЕ И О ГЛУПОМ МУДРЕЦЕ:

(Посв<ящается> писателю Арцыбашеву по поводу его "голой" правды о Л. Н. Толстом)

   Колесо в колеснице -- сердце глупого, и как вертящаяся ось -- мысль его, превращая добро во зло, он строит козни и на людей избранных кладет пятно.

Из книги пр. Иисуса, сына Сирах<ова>

   
   Вы беременны сеном, разродитесь соломою; дыхание ваше -- огонь, который пожрет вас.

<Из книги пр.> Исайи XXX, 2

   
   Кто даст мне стражу к устам моим, чтобы язык мой не погубил меня.

Из книги пр. Иис<уса>, сына Сирахова

   В одной пустыне тёк источник чистой воды. Порой налетал удушливый, песчаный ветер, мутил и засыпал источник, но проходило немного времени, как вновь пробивалась тоненькая, живая струйка. Многие из людей, истомленные тяжелым путем, с почерневшими от жажды губами, припадали к этой живительной струйке, -- и те спасались от смерти. По всей пустыне и далеко за пределами ее известен был источник, ибо пившие из него говорили: "Это спаситель наш". Неотпившие же не верили и смеялись над спасенными, говоря: "Только наши колодцы хороши, потому что они вырыты учеными инженерами, пустыня же жилище змей и скорпионов, -- откуда быть в ней воде живой?" -- и гнали людей тех, и поносили самый источник. Один же из безверных, слывший большим умником, решил сам в себе: "Пойду в пустыню и если найду источник, то опоганю его, чтобы никто не пил из него, и пили бы все из наших колодцев и слушали бы мое умствование".
   (Умственность его состояла в том, что он учил людей: пейте, ешьте, наслаждайтесь, ибо завтра умрете.) Так он и сделал, сошел к источнику и хоть смутился прозрачностью его, но по черствости сердца и бахвальства ради, не оставил своего черного умысла. Долго ломал мудрец свою разумную голову, -- чем бы осквернить источник? Спрашивал совета у змей и скорпионов. Змеи советовали -- зашипеть по-змеиному, скорпионы -- ужалить источник, но мудрецу всё это казалось недостаточным. Тогда он обратился к шакалу: "Ты самое поганое животное, питающееся только падалью, и жаден без меры, -- скажи, чем мне запакостить источник?" -- "Да, -- отвечал шакал, -- я самое отвратительное животное, -- падаль, особенно с душком, мое первое кушанье, и я сейчас пожрал труп девушки, которую люди, следуя твоему учению о наслаждении, изнасиловали, убили и бросили в кусты. Неужто ты себя считаешь чище меня? За поганью тебе далеко ходить не нужно: она вся в тебе. И если хочешь запакостить источник, то сходи в него "до ветра". Мудрец обрадовался и не только сделал всё по совету шакала, но и сам весь перемазался калом, и в таком виде, громко хвалясь, возвратился к людям. Люди же, затыкая носы, бежали от него. Менее же брезгливые сказали ему: "Как ты, считающий себя умником, дошел до такого положения? Ты себя и нас присрамил -- заставил и неверующих поверить, что источник есть в действительности, и что вода в нем живая, раз даже тебе, самому мудрейшему из нас, он не дает покоя?" Верующие же сказали так: "Пустой человек, ты не только осквернил себя наружно, вымазавшись навозом, но и внутренне показал свое ничтожество -- сходив в источник "до ветра". Пес и тот брезгует своей блевотины, а ты ведь человек, к тому же и умом форсишь... Источник не может быть опоганен чем-либо, -- вода в нем прохладная, да и жила глубоко прошла. Она неиссякаема и будет поить людей вовеки".

<1911>

   

ПРИМЕЧАНИЯ

   Притча об источнике и глупом мудреце: (Посв<ящается> писателю Арцыбашеву по поводу его "голой" правды о Л. Н. Толстом) (с. 111). -- НЗ. 1911. No 17. С. 11 -- 12.
   Печатается и датируется по тексту газетной публикации.
   Посв<ящается> писателю Арцыбашеву по поводу его "голой" правды о Л. Н. Толстом. -- Арцыбашев Михаил Петрович (1878--1927) -- писатель. Ранние произведения написаны в либеральном духе. Скандальную известность ему принес роман "Санин" (1907), в котором отразились характерные для эпохи реакции проповедь аморализма, сексуальной распущенности и отвращение к общественным идеалам. Произведения 1908--1912 гг. содержат натуралистические и эротические мотивы. В 1923 г. эмигрировал. Литературно-общественные высказывания А. отличались крайним индивидуализмом и противоречивостью. На смерть Толстого он откликнулся статьей "Записки о Толстом", опубликованной в газ. "Итоги недели" (1911. 28 февр.), в которой в весьма циничной форме проанализирован жизненный и творческий путь писателя. Выступление А. было резко осуждено в печати.
   Первый эпиграф -- контаминация стихов из кн. пр. Иисуса, сына Сирахова (XXXIII, 5; XI, 31).
   Третий эпиграф -- сокращенная цитата из кн. пр. Иисуса, сына Сирахова (XXII, 31): "Кто даст мне стражу к устам моим и печать благоразумия на уста мои, чтобы мне не пасть чрез них, и чтобы язык мой не погубил меня!"
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru