Указывают на народ-богоносец... Как будто не путем самосознания, а путем страдания совершенствуется нация...
Это Соловьев говорил?
Я не согласен с Соловьевым... Это -- суеверие...
На самом деле народ -- Дракон.
Земля -- злое, темное божество...
И плен земли самый страшный...
Недаром в древности земле приносили человеческие жертвы... Дагон...
Всегда злое божество, всегда просит жертвы...
Пахарь постоянно зависит от земли...
Молятся они во время засухи не Богу, а Духу земли...
Русский крестьянин всецело молится Духу земли...
В каждой деревне был идол Велеса... теперь на месте его -- крест и часовня... Но отношение осталось старое...
Как на идола вешали полотенца и проч... Так и теперь...
Какой же народ богоносец?
К палке привыкнуть не большая заслуга... Терпение...
Чтоб они треснули с этим терпением... Ставят в заслугу целой нации, что она к палке привыкла...
Какое суеверие, Господи!..
Барыня вывела собаку на цепочке и смотрит, как она гадит...
Так и они, называющие народ богоносцем, водят народ на цепочке и смотрят, как он гадит, и умиляются...
Народ... Народ...
Читаю книги и думаю, что они плетут...
Вот -- парень... Толстого читал, восхищался, а из-за жилетки мужика убил...
Понравилась...
Конечно, отнимая от народа этот чин -- богоносца, нельзя заключать, что он и свинья, и скотина...
Но нечего болтать про то, чего не знаешь... А между тем, ни один из них не объявится -- "меня за умного считайте или за дурака, а я ничего не знаю".
Тогда бы всем легче стало... впрочем, я не знаю какого бога они разумеют...
Того, кто сам ходит...
Или, которого на руках носят ...
Может быть, у них, у Булгаковых да Бердяевых, такой бог и есть, которого носить надо...
Записал И. Б<рихничев>
ПРИМЕЧАНИЯ
Богоносец ли народ? (Из бесед с Клюевым) (Записал И. Брихничев // Новое вино. 1913. No 2) (с. 420).
Печатается и датируется по тексту этой публикации.
Соловьев Владимир Сергеевич (1853--1900) -- религиозный философ, поэт, публицист. Оказал большое влияние на русский идеализм и символизм. Клюев полемизирует с идеями Соловьева, изложенными в его брошюре "Три речи в память Достоевского" (1881--1883) и в статье "Русская идея" (1888).
Дагон -- См. примеч. с. 463.
Велес, Волос -- в славянской мифологии бог. В древнерусских источниках выступает как "скотий бог" -- покровитель домашних животных и бог богатства. В эпоху христианства был ассимилирован и заменен христианским покровителем скота, св. священномучеником, епископом Севастийским Власием.
Булгаков Сергей Николаевич (1871-1944) -- экономист, философ, религиозный мыслитель. С 1923 г. в эмиграции. Бердяев Николай Александрович (1874--1948) -- философ, экзистенциалист. С 1922 г. в эмиграции. Клюев намекает на богоискательство -- религиозно-философское течение, возникшее в начале XX в. в Петербурге. В него, кроме Булгакова и Бердяева, вошли Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Д. В. Философов, H. M. Минский и др., проповедовавшие обновленное христианство.