Клюев Николай Алексеевич
Красный набат

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Клюев Н. А. Словесное древо. Проза
   СПб.: ООО "Издательство "Росток", 2003.
   

КРАСНЫЙ НАБАТ

   Из моря народной крови выросло золотое дерево Свободы.
   Корни этого дерева купаются в чистых источниках бытия, в сердце матери-природы, ствол ушел за сотое, отныне разгаданное и послушное небо, а ветви своею целящею, бальзамической тенью осенили концы вселенной.
   Жаждущие народы, отягченные оковами племена потянулись к живоносным плодам чудесного древа.
   Всех радостнее, в младенческом непорочном восторге, в огненном восхищении, -- пошел навстречу красному древнему шуму русский многоскорбный народ.
   Из окопного, геенского пламени, из клубов ядовитого газа, под смертным пулеметным градом восстал прекрасный, облеченный в бурно-багряный плащ витязь, он же сеятель с кошницей, полной звездных, пылающих зерен.
   И горы поколебали свои вершины, поклоняясь Огненному сеятелю, океаны принесли ему дары, и недра земли выдали ему свои неисчислимые клады.
   Из заревой руды, из кометного золота алмазным молотом выковало ему солнце волшебные ключи и на своем поясе-радуге опустило их с высей к ногам прекрасного.
   Ключи от Врат жизни вручены русскому народу, который под игом татарским, под помещичьей плетью, под жандармским сапогом и под церковным духовным изнасилованием не угасил в своем сердце света тихого невечернего, -- добра, красоты, самопожертвования и милосердия, смягчающего всякое зло. Только б распахнуть врата чертога украшенного в благоуханный красный сад, куда не входит смерть и дырявая бедность и где нет уже ничего проклятого, но над всем алая сень Дерева Жизни и справедливости.
   Но два смрадных чудовища переградили светлому витязю путь к Вратам солнечным.
   Капитал и Глупость -- вот имена этих чудовищ. Кто же толпится вокруг престола первого из них? Кто льнет к ступеням страшного седалища, сооруженного из человеческих костей и червонцев? Только не бедняк, его гонят, его вид неугоден взорам златозубого владыки. Бедняку даже не позволяется приближаться к нижней ступени престола, потому что его тело изнурено работой и покрыто одеждой нужды. Итак, кто же собирается вокруг нечистого престола капитала?
   Богачи и льстецы, хотящие стать богачами, падшие женщины, бесчестные пособники тайных пороков, шуты, сумасшедшие, развлекающие совесть своего владыки, и лжепророки, променявшие Христа на сатану, воскуряющие фимиам виселице и осеняющие распятием кровавую плаху.
   И еще кто? -- Люди насилия и хитрости, пособники угнетения, неумолимые сборщики податей и все те, кто говорит: "Отдай нам, отец наш, русский народ, и мы заставим течь золото в твои сундуки и его кровь в твои жилы!"
   Туда, где лежит труп, слетаются вороны.
   Кто же толпится у трона второго чудовища, пузо которого, как яма для стока нечистот, на змеиной шее тупое рыло борова и вместо глаз по цыбику вонючей махорки?
   Все те, кого развратила господская кухня, царская казенка и продажная синодальная Церковь.
   "Для нас всё равно: владей нами хоть Каин с Иудой, лишь бы потуже было набито наше брюхо!" -- говорит эта свиная порода, оскверняя воздух своим дыханием и затемняя солнце серой пылью ничтожных дел своих.
   Проклятие, проклятие вечное этой прожорливой смрадной саранче, попирающей ногами кровь мучеников и насмешливо помавающей своим поганым рылом искупительному кресту, на котором распинается ныне красная Россия.
   Разделиша ризы моя, и об одежде моей меташа жребий...

* * *

   Если бы угнетатели народов были предоставлены самим себе, без помощи, без поддержки извне, что могли бы они сделать против народа?
   Если бы для удержания его в рабстве у них была бы только помощь тех, кому рабство выгодно, -- что могла бы поделать эта маленькая кучка против целого народа?
   Но повелители мира, обратив сердце людей на золото, жадность и ненависть, противопоставили вечной истине, которую люди разучились понимать, мудрость князя мира сего -- дьявола.
   И вот дьявол, царь всех угнетателей народов, внушил им для укрепления тирании адскую хитрость.
   Он сказал им: "Вот что нужно сделать: возьмите лист бумаги и пролитой кровью напишите на одной стороне его: "Закон", на другой же стороне напишите: "Священная собственность". Я же дам народу третью заповедь, имя которой "Слепое повиновение". И люди будут боготворить этих идолов и слепо подчиняться закону, потому что я обольщу их разум, и вам нечего будет бояться".
   И угнетатели народов сделали так, как им сказал дьявол, и дьявол исполнил то, что обещал угнетателям.
   И увидело небо, как дети народа подняли руку на свой народ, резали своих братьей, налагали цепи на своих отцов и забыли даже чрево матерей, носивших их.
   Когда им говорили: "Во имя всего святого, подумайте о справедливости, о жестокости того, что вам приказывают злодеи", -- они отвечали: "Мы не думаем, мы повинуемся. У нас будет хлеб, цигарка и публичный дом".
   И когда им говорили: "Неужели в вас нет более любви к вашим отцам, вашим матерям, вашим братьям и сестрам?" -- они отвечали: "Не наше дело, начальство больше нас знает".
   Воистину, со времени обольщения Евы-жизни Змием не было обольщения ужаснее этого! Но обольщение приближается к концу. Если злой разум обольщает прямые души, то лишь на время.
   Еще несколько дней -- и те, кто сражался за угнетателей, сразятся за угнетенных, и те, кто сражались, чтобы удержать в цепях своих отцов, своих матерей, своих братьев и сестер, сразятся за их освобождение.
   И дьявол убежит в свои пещеры вместе с повелителями народов.

* * *

   Молодой воин, куда идешь ты?
   Я иду сражаться во избавление братьев моих от угнетения, -- разбить их оковы и оковы мира.
   Я иду сражаться против неправедных людей за тех, кого они бросают на землю и топчут ногами, против господ за рабов, против тиранов за свободу.
   Я иду сражаться за то, чтобы все не были добычей немногих, чтобы поднять согбенные головы и поддержать слабые колени.
   Да будет благословенно оружие твое, молодой воин!
   Молодой воин, куда идешь ты?
   Я иду сражаться за то, чтобы отцы не проклинали больше того дня, когда им было сказано: "У вас родился сын", не проклинали матери того дня, когда они в первый раз прижали его к своей груди.
   Я иду сражаться за то, чтобы брат больше не печалился, видя, как вянет его сестра, словно травка на сухой земле; чтобы сестра не глядела больше со слезами на своего брата, который уходит и больше не вернется.
   Я иду сражаться за то, чтобы каждый мог пользоваться с миром плодами труда своего; иду осушить слезы малых детей, которые просят хлеба, а им отвечают: "Нет больше хлеба: у нас отняли всё, что еще оставалось".
   Да будет благословенно оружие твое, молодой воин!
   Молодой воин, куда идешь ты?
   Я иду сражаться за бедных, за то, чтобы они не были больше навсегда лишены своей доли в общем наследии.
   Я иду сражаться за то, чтобы изгнать голод из хижин, чтобы вернуть семьям изобилие, безопасность и радость.
   Я иду сражаться за то, чтобы всем, кого угнетатели бросили в тюрьмы, вернуть воздух, которого недостает их груди, и свет, который ищут их глаза.
   Да будет благословенно оружие твое, молодой воин!
   Молодой воин! Куда идешь ты?
   Я иду сражаться за то, чтобы опрокинуть лживые законы, отделяющие племена и народы и мешающие им обнять друг другу, как детям одного отца, предназначенным жить в единении и любви.
   Я иду сражаться за то, чтобы все имели единое небо над собою и единую землю под своими ногами.
   Да будет благословенно твое оружие, семь раз благословенно, молодой воин!
   Слышите ль, братья, красный набат?

<1919>

   

ПРИМЕЧАНИЯ

   Красный набат. -- ЗВ. 1919. 4 июня.
   Печатается и датируется по тексту газетной публикации.
   ...врата чертога украшенного... -- См. примеч. с. 501.
   ...Каин. -- По Ветхому Завету, старший сын Адама и Евы, убивший из зависти своего брата Авеля. Имя "Каин" стало нарицательным для тяжкого преступника, убийцы.
   ...с Иудой... -- По Евангелию, один из двенадцати учеников Христа, предавший своего учителя за тридцать сребренников иудейским первосвященникам. Имя "Иуда" стало синонимом предателя.
   Разделиша ризы моя, и об одежде моей меташа жребий... -- Реминисценция стиха из Евг. от Мф. (XXVII, 35): "...делили одежды Его, бросая жребий".
   ...со времени обольщения Евы-жизни Змием... -- По Ветхому Завету, Ева, жена Адама, прельщенная дьяволом, принявшим на себя вид змея, нарушила единственную заповедь, данную Богом первым людям. Вкусив от запрещенного плода, она склонила к тому же и Адама.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru