Аннотация: [Б. п.] Поэт Клюев - большевик
[Б. п.] 3-я уездная конференция Р.К.П.Б. Вечернее заседание 21-е марта. Об оставлении поэта Клюева в Партии [Б. п.] Поэт и коммунизм [Б. п.] Партийная жизнь
Клюев Н. А. Словесное древо. Проза
СПб.: ООО "Издательство "Росток", 2003.
Клюев и РКП(б)
[Б. п.] Поэт Клюев -- большевик
[Б. п.] 3-я уездная конференция Р.К.П.Б. Вечернее заседание 21-е марта. Об оставлении поэта Клюева в Партии
[Б. п.] Поэт и коммунизм
[Б. п.] Партийная жизнь
Поэт Клюев -- большевик
С чувством полного удовлетворения приветствуем возвращение в родную Олонию даровитого поэта Николая Клюева, пользующегося общероссийской известностью. По сообщению "Вытег<орских> Известий" Н. Клюев вошел в ряды партии большевиков и принимает в ее работе самое активное участие. На вечере, посвященном памяти Маркса, поэт поставил свою пьесу из революционной жизни "Красная Пасха", песнь мщения, скорби и проклятия тем, кто предали социалистическую революцию. Там же он произнес остроумное "малое слово от уст брата большевика", восторженно встреченное аудиторией.
3-я уездная конференция Р. К. П. Б.
Вечернее заседание 21 марта Об оставлении поэта Клюева в Партии
Затем тов. Кривоносов сообщает конференции, что при последней перерегистрации членов партии возник вопрос о религиозности члена партии т. Клюева, а именно было заявлено, что т. Клюев человек религиозный, бывает в церкви, прикладывается к иконам.
При обсуждении кандидатуры тов. Клюева на общегородском собрании было постановлено пригласить тов. Клюева на следующее собрание для дачи объяснений по этому вопросу.
Президиум, полагая поставить вопрос об утверждении членом партии тов. Клюева на обсуждение конференции, пригласил т. Клюева на настоящее собрание. Затем т. Кривоносое оглашает циркулярное письмо Губкома от 2 марта о неприятии в партию религиозных людей. После этого предложение Президиума об обсуждении вопроса о тов. Клюеве принимается и слово предоставляется тов. Клюеву. Последний заявил, что приглашение на конференцию он получил за три часа до собрания и потому не имел времени подготовиться для обстоятельного освещения вопроса о религиозных убеждениях и предлагает конференции выслушать его поэтическое произведение -- слово "Лицо коммуниста", которое может даст некоторое объяснение по затронутому вопросу.
Предложение принимается, после чего тов. Клюев с присущим ему искусством и силой произносит свое художественное творение "Лицо коммуниста" (Отрывок из невышедшей книги "Золотое письмо к братьям-коммунистам".) В этом слове поэт рисует образ коммуниста. Коммунисту должны быть присущи 4 качества: 1) светлые взоры (идея равенства и братства), 2) смелые слова (доброжелательные, правдивые и мягкие), 3) радостные мысли (мысли помощи) и 4) мужественные поступки.
Слово Клюева производит сильное впечатление, но по существу вопроса о религиозных убеждениях тов. Клюев прямого ответа не дает.
Тов. Кривоносов -- считая, что произнесенное тов. Клюевым художественное слово не может служить ответом по вопросу его религиозных убеждений, что и нет оснований для прений.
Тов. Копнин -- полагает, что тов. Клюев должен определенно ответить, каковы его религиозные убеждения.
Слово предоставляется тов. Клюеву, который заявляет, что у него есть религия, но религия его -- особенная, -- он не православный, не католик, не магометанин... и т. д. В церковь он ходил не как сын православной кафолической романовской церкви, а как исследователь-поэт.
Его религия -- необходима ему для его художественного творчества, что это за религия -- объяснить трудно, для некоторого уяснения его религиозных убеждений он произносит стихотворение, осуждающее официальную церковь.
Тов. Копнин полагает, что ввиду сделанного объяснения тов. Клюева, из которого видно, что его религиозность ничего общего не имеет с общепринятым понятием о религиозности, следует прямо поставить на голосование вопрос об утверждении его членом партии. Тов. Гершанович находит, что т. Клюев выявил свою религиозность и потому следует обсуждение вопроса продолжить.
Тов. Гершанович Д., находя, что тов. Клюев крупный всероссийский поэт, что в поднятом вопросе столкнулись две идеологии мистическая и материалистическая, что решение вопроса имеет принципиальное значение, что тов. Клюев при своей религиозности все-таки полезен партии, полагает необходимым перенести вопрос об утверждении тов. Клюева на обсуждение высшей партийной организации.
Тов. Кривоносое полагает, что т. Клюев достаточно объяснил свои религиозные убеждения, которые имеют совершенно особый характер, его религия особая, это может быть вера в грядущее царство социализма, свободы и т. д., но не вера в предрассудки; церковь он посещает вследствие требований художественного творчества как поэт и исследователь. По вопросу же о том, что тов. Клюев прикладывается к иконам, тов. Кривоносов удостоверил, что т. Клюев это еще ранее опровергнул. Из этого т. Кривоносов делает вывод, что тов. Клюев может быть членом партии и вопрос об утверждении его членом партии следует поставить на голосование.
Тов. Чудов высказывается за необходимость еще предложить т. Клюеву определенно ответить на вопросы: "Верит ли он в загробную жизнь и в сверхъестественное?" Отвечая на предложенный вопрос, тов. Клюев заявляет, что он при перерегистрации анкету заполнил, со всей программой партии согласен, отвечать же на поставленные вопросы считает равносильно публичному раздеванию, на голосование ставятся предложения: 1) Обсуждение вопроса о религиозных убеждениях тов. Клюева и о его утверждении в члены партии передать на разрешение высшей организации. 2) Кандидатуру тов. Клюева в члены партии утвердить.
При обсуждении предложений т. Клюеву было заявлено, что в церковь он может и не ходить. Принимается 2-е предложение (25, против 12).
Поэт и коммунизм
Этот жгучий вопрос выплыл на уездной конференции коммунистов в г. Вытегре 22 марта. Докладчиком выступал т. Клюев, произнесший слово "Лицо коммуниста".
С присущей ему образностью и силой оратор выявил цельный благородный тип идеального коммунара, в котором воплощаются все лучшие заветы гуманности и общечеловечности.
Любовь, как брак с жизнью, мужественные поступки, смелость мысли, ясность взора, бодрая жизнерадостность -- таков лик коммуниста, сближающий его отчасти с мучениками и героями великих религий на заре их основания.
С другой стороны, в отличие от фанатиков, коммунар более смотрит на землю, чем на небеса, борется с житейской грязью, подхалимством и лицемерием.
При таких свойствах творческая работа коммунистов не останется втуне, и поэт, предчувствуя грядущее в мир царства свободы, где нет ни рабов, ни меча, ни позорных столбов, доказал собранию, что нельзя надсмехаться над религиозными чувствованиями, ибо слишком много точек соприкосновения в учении коммуны с народной верой в торжество лучших начал человеческой души.
Доклад был заслушан в жуткой тишине и произвел глубокое потрясающее впечатление. Когда поэт прочел одно из своих необычайных стихотворений, посвященных церкви, которая изменила Голгофе, конференция наградила т. Клюева шумными аплодисментами.
В дальнейшем прения приняли весьма бурный характер. Меньшинство отстаивало недопустимость для коммуниста духовных настроений. Большинством же конференция, пораженная доводами Клюева, ослепительным красным светом, брызжущим из каждого слова поэта, братски высказалась за ценность поэта для партии.
В 12 часу ночи собрание было закрыто, оставив во всех присутствующих, а также и многочисленных гостях неизгладимое впечатление.
Наш родной поэт, песнослов коммуны и светлый брат трудящихся, несмотря на Констанцский собор, так обидно над ним учиненный, не покинул своих красных братьев. Иначе и быть не могло.
Партийная жизнь
Постановлением Губкома Р. К. П. от 28 апреля исключен из партии Николай Алексеевич Клюев, так как религиозные убеждения его находятся в полном противоречии с материалистической идеологией партии и ее задачами в деле борьбы за освобождение рабочего класса.
Примечание. Н. А. Клюев, известный поэт; при всем своем сочувствии коммунизму Клюев является христианином-мистиком и ретиво выполняет все обряды православной церкви.
ПРИМЕЧАНИЯ
[Б. п.] Поэт Клюев -- большевик // Известия. Петрозаводск. 1918. 10 мая (с. 423).
Печатается и датируется по тексту этой публикации.
На вечере ~ поставил свою пьесу из революционной жизни "Красная Пасха"... -- Текст этого произведения, вероятно, навсегда утрачен. Он написан в символистско-революционном духе и нес на себе отпечаток эпохи. "Эта пьеса, -- писал С. Коммунист, -- алмазная жемчужина, такая сильная, захватывающая за живое, потрясающая глубиною красочной мысли, -- вылилась на бумагу, кажется, только ради вечера, и нам, вытегорам, выпало великое счастье первыми увидеть ее у себя..." (Коммунист С. Кое-что о вечере коммунистов-большевиков // Известия. Вытегра. 1918. 1 мая). Постановка ее явилась значительным культурным событием города. Вытегорский комитет партии вынес благодарность "товарищам Н. А. Клюеву и M. H. Мехнецову, всей "Красной Пасхе": "Мать-земле" (Н. Сидоровой), Любви-невесте (Л. И. Потаниной), Ангелу (Н. Г. Кучнеровой), Сыну-Воле (П. М. Ваксберг), Мщению (А.А.Абакумову)..." ([Б. п.] Объявление // Известия. Вытегра. 1918. 9 мая).
В конце июля 1918 г. поэт избирается почетным председателем Вытегорской партийной организации (Олонецкие известия. Петрозаводск. 1918. 2 авг.).
[Б. п.] 3-я уездная конференция Р.К.П.Б. Вечернее заседание 21-е марта. Об оставлении поэта Клюева в Партии //ЗВ. 1920. 1 апр. (с. 424).
Печатается и датируется по тексту этой публикации.
...его поэтическое произведение -- Слово "Лицо коммуниста"... -- "20 апр., когда вытегорские комсомольцы отмечали День интернационала молодежи, Клюев повторил свое выступление "Лицо коммуниста", встреченное аплодисментами" (Скамбо. День интернационала молодежи//ЗВ. 1920. 26 апр.).
[Б. п.] Поэт и коммунизм // ЗВ. 1920. 25 марта (с. 425).
Печатается и датируется по тексту этой публикации.
с. 426 ...Констанцский собор... -- Намек на церковный собор в г. Констанца, куда был вызван на суд вождь Реформации в Чехии Ян Гус (ок. 1369-- 1415). Несмотря на охранную грамоту императора Сигизмунда он был захвачен и сожжен как еретик на костре.
[Б. п.] Партийная жизнь // Олонецкая коммуна. Петрозаводск. 1920. 4 мая (с. 426).
Печатается и датируется по тексту этой публикации.
В тексте опечатка: вместо "Алексеевич" набрано "Александрович".