Аннотация: Большая Советская энциклопедия. Том 9. Издание 1-е.
П. С. Коган
Поль Верлен
Источник: Большая Советская энциклопедия. Том девятый. Венгрия - Вильно. М.: АО "Сов. Энциклопедия", 1928. Стр. 296 - 298.
OCR: В. Есаулов, декабрь, 2008.
ВЕРЛЕН (Verlaine), Поль (1844--96), известный франц. поэт, "король парижской богемы". Гениальный упадочник, неуравновешенный человек, искавший прибежища то в кабаке, то в церкви, колебавшийся между молитвой и абсентом, наделенный болезненными страстями. Лирический поэт исключительной силы, В. -- наиболее яркий представитель тех "аристократов духа", которые презирали окружавшую их мелкобуржуазную среду, но, прикованные к ней своим происхождением и привычками, не находили других форм протеста, кроме буйства, опьянения и пессимизма.
Главные факты жизни В. таковы: отец В., капитан артиллерии, рано умер, оставив сына в нужде; учился В. в лицее, и учился плохо, поражая всех своими выходками. После лицея -- беспорядочная жизнь, кутежи и ночные кафе, женщины, ссоры и драки. Женитьба на любимой девушке вернула его к светлым настроениям, но лишь на время. Затем -- кратковременная служба, страстное любовное чувство к А. Ренбо (см.) (sic!), талантливому мальчику-поэту, развод с женой и снова кабаки, бродяжничество и скандалы, покушение на убийство Ренбо, тюрьма, обращение к религии, новые безумства и печальный конец в нужде и в полном одиночестве. Столь же неровен был поэтический путь В. В юности он испытал влияние мрачной поэзии Бодлера, позднее -- парнасцев (Катюль Мандеса и Теодора де Банвиля), затем следует переход к декадентству и символизму, на развитие которого В. оказал сильное влияние (на Кро, Жамма, Роденбаха и Метерлинка, а также на русских символистов, первые сборники которых в 1894--95 заключают в себе много переводов стихотворений В.). Но и символизм не был тем литературным направлением, на к-ром остановился В.
Первый сборник В.--"Сатурнические поэмы"("Poemes Saturniens"), в к-рых чувствуется влияние парнасцев,--появился в 1866. Уже в этом сборнике нетрудно разглядеть будущего В.--поэта с душевным раздвоением, поэта беспокойного, которому ближе романтическая манера, чем холодная ученость парнасского письма. В следующем сборнике -- "Галантные праздники" ("Fetes galantes"), появившемся в 1869, -- В., продолжая следовать парнасцам, внутренне еще более удаляется от их академического безучастия к жизни, еще ярче проявляет эмоциональную природу своей натуры. "Милая песня" ("La bonne chanson", 1870)--сборник, характеризующий новую полосу переживаний В. Это -- период безмятежности, связанной с его любовью к Матильде де Сиври и с женитьбой на ней. Отголоском потрясений, пережитых В. в следующие годы, явились его "Романсы без слов" ("Romances sans paroles", 1874) -- одна из замечательнейших книг мировой поэзии. В этих стихах душевное смятение В. достигает высшего напряжения. Это -- тот В.; который, по преимуществу, остался в памяти читающей публики, -- поэт грез и зловещих видений. Его "путь к раю" -- это "гул кабаков, грязь улицы; железа и людей скрежещущий хаос, -- громадный омнибус, меж четырех колес сидящий плохо, взор, то алый, то зеленый, вращающий кругом; рабочий утомленный, городовому в нос пускающий свой дым из трубки; с крыш капель; неверный по сырым каменьям шаг; асфальт испорченный; по краю потоки грязные...". В его стихах сказалась душевная раздвоенность европейской интеллигенции, идеологически связанной с мелкой буржуазией, с ее постоянными колебаниями между борющимися мирами -- капитализмом и пролетариатом, -- раздвоенность натуры, не нашедшей применения своим творческим силам в реальной действительности, ищущей выхода во всевозможных формах опьянения. Душевный кризис, приведший В. к попытке убить Ренбо, сменился новым периодом глубокого спокойствия, которое Верлен обрел в тюрьме и которое вызвало к жизни его книгу "Мудрость" ("Sagesse", 1881), причисленную буржуазной критикой всего мира к величайшим созданиям поэтического творчества. Менее крупное значение имеют сборники стихов: "Когда-то и недавно" ("Jadis et naguere", 1884), "Любовь" ("Amour", 1888), "Параллельно" ("Parallelement", 1889), "Пе-сни к ней" ("Chansons pour elle", 1891), "Эпиграммы" ("Epigrammes", 1889), "Плоть" ("Chair", 1896) и "Инвективы" ("Invectives", 1896).,Свое эстетическое credo В. изложил в стихотворении "Поэтическое искусство" ("Art poetique"): от поэзии он требует "музыки, музыки, прежде всего", "ритма -- своего, непослушного, странно живого и неясно-воздушного". Он требует подчинения рифмы "себе и уму", он против рифм -- "побрякушек грошовых", против всякой риторики и фальши. В поэзии, по утверждению В., всего важнее оттенки; ей не нужны резкие краски. В этом эстетическом манифесте -- сочетание лучших требований символизма с простотой и искренностью реализма, сочетание точности с мелодичностью, без вычурной изысканности, грез и призраков -- с любовью к природе, к солнцу и небу.
В. оставил также ряд критических этюдов (лучшие -- "Проклятые поэты", "LesPoe-tes maudits", 1884, характеристики Малларме, Ренбо и др.) и воспоминаний.
переводы В. на русский яз.: Брюсов В., Поль Верлен. "Собрание стихов", М., 1911; Сологуб Ф., "Верлен, стихи, избранные и переведенные Ф. Сологубом", Петербург, 1908.
Литература:
Л ь в о в - Р о г а ч е в с к и й В. Л., Бесстрастные, в журнале "Современный Мир", кн. 4, 1909 (подпись: "Львов");
А н и ч к о в Е., Предтечи и современники, СПБ, 1911;
Е. L e p e l l e t i e r, Paul Verlaine, sa vie, son oeuvre, Paris, 1923;
A. B a r r e, Le Symbolisme, P., 1912; E. Delahaye, Verlaine, Paris, 1923;
L. A r e s s y, La derniere Boheme. Verlaine et son milieu, Paris, s. a.;
H. S t г е n t z, Verlaine, son oeuvre, Paris, 1925;