КОКОШКИН Фёдор Фёдорович [20.4(1.5).1773 -- 9(21).9.1838, сельцо Бёдрино Моск. у.; похоронен в Донском мон. (Москва)], переводчик, драматург. Двоюродный брат литератора 18 в. И. А. Кокошкина, дед публициста и лидера партии кадетов Ф. Ф. Кокошкина. Первонач. образование получил дома. В 1781 записан сержантом л.-гв. Преображен, полка, в 1790 переведен в Конный полк вахмистром. С 1796 корнет, а в 1798 отставлен "по болезни". По нек-рым данным, учился в Моск. ун-те.
Бумаги К., вт. ч. служебные, погибли в 1812 [см. его письмо дир. театра и поэту-дилетанту 18 в. А. А. Майкову (1761--1838) от 5 окт. 1813 -- ГПБ, ф. 452, оп. 1, No502]. Известно, что в 1804 К. состоял в дворян, опеке в г. Рузе (Месяцеслов... на 1804 г., ч. 2, с. 146), принимал активное участие в организации милиции (1807), вступил в службу в Деп. Мин-ва юстиции (с дек. 1807 коллеж, ас).
В 1800-е гт. К. "снаряжал" дом. спектакли в подмосковной усадьбе своего тестя И. П. Архарова в с. Иславском (Жихарев, 1955, с. 214). С традицией "благородных" дом. спектаклей, к-рой он всю жизнь был привержен, связан и первый изв. лит. опыт -- пер. одноактной комедии Л. Ф. М. Бэлена "Перегородка, или Много труда по-пустому" [играна на дом. т-ре 4 дек. 1804, на публичном в Москве -- 16 сент. 1815; изд. -- М., 1806, с посвящением супруге, Варв. Ивановне (1786--1811); СПб., 1820; рец.: СО, 1820, No 19, с. 314]. В 1807 поставлена его трагедия в 5 д. "Зорада", написанная по задаче, предложенной Рос. акад. (Арапов, 189; успеха не имела; рец.: PB, 1808, No 5). По нек-рым данным, К. тогда же перевел комич. оперу М. Ж. Седена "Со всем прибором сатана, или Сумбурщица жена" (пост. на публичном театре в 1813; рукопись -- ЛГТБ). В те же годы он выступил как поэт. Стих. "Врата щастия" (подражание франц. ; ВЕ, 1809, No 4;с незначит, изменениями -- СО, 1814, No 24) -- характерная для К. морально-дидактич. аллегория. Мораль басни "Собака и Кошка" (PB, 1810, No 12) -- "Собака верный друг, а кошка эгоист" -- намечает важную для К. тему "эгоизма" как приметы духа времени.
В 1812 К. правитель канцелярии 1-го к-та для устроения Моск. воен. стола. В 1813 чтвержден поч. смотрителем Рузского уездного уч-ща. И. И. Дмитриев (в те годы мин. юстиции) способствовал назначению К. моск. губ. прокурором; однако в 1815 он перешел в Комиссию по составлению законов.
Дом К. стал одним из центров лит. и театр. Москвы. В 1811 К. был среди учредителей ОЛРС. [Числясь (июнь 1812 -- март 1819, окт. 1821 -- июнь 1824) членом приготовит, собрания Об-ва, он был самым популярным чтецом на публичных заседаниях -- читал произв. К. Н. Батюшкова, Н. И. Гнедича и мн. др.]
Ближайший круг К. составляли Ф. Ф. Иванов. М. Т. Каченовский. Н. И. Ильин. С. Н. Глинка (см.: Аксаков; Глинка С. Н., Записки, СПб., 1895, с. 242, 253) и А. Ф. Мерзляков (А. Ф. Воейков в пародийном "Парнасском Адрес-календаре" назвал К. "восклицательным знаком" при Мерзлякове; ср. отзыв В. А. Жуковского: К. "топорщится и всякому хорошему стиху дает, как министр, одобрение, а при дурном смотрит на Мерзлякова, читает на его лице мысль, к-рую ловит на полете и выдает важно за свою" -- РА, 1900, кн. 3, с. 25--26). К. состоял в приятельских отношениях с H. M. Карамзиным, к-рому сдавал свой дом.
У К. [после смерти жены (ее кончине поев, стих. К. Н. Батюшкова "На смерть супруги Ф. Ф. К-на") он переселился в дом своей сестры] читал публичные лекции Мерзляков, формировались лит. мнения. Так, 15 нояб. 1815 здесь состоялось чтение "Липецких вод" А. А. Шаховского в присутствии всей театр, и лит. Москвы, и общее мнение сложилось не в пользу автора (ОА, I, с. 34--35; Д. И. Вельяшев-Волынцев, "Моя повседневная записка" -- см.: ГБЛ, ф. 721, к. 3, д. 3, где также много бытовых сведений о К.).
С приближением французов к Москве К. с семейством Архаровых выехал в Н. Новгород, затем жил в Ярославле. Он пытается переводить "Федру", но признает, что "с Расином бороться тяжело, даже невозможно" (цитиров. письмо Майкову); о каком-то его "подражании пророку Аввакуму" упоминают в письмах В. Л. Пушкин (РА, 1866, кн. 1, стб. 242) и И. П. Оденталь (PC, 1912, No 12, с. 542). В эти же годы все активнее выступает как стихотворец: "Ода Человек" (первонач. назв. "Жизнь Смертного"; "Тр. ОЛРС", 1812, ч. 1, кн. 2) -- вариация "притчи о блудном сыне" (отталкиваясь от жанра духовной оды, К. вводит сюжетные детали, призванные "потрясать" читателя); "На бегство Наполеона с остатками войск его" (СО, 1812, No 9; отд. изд. -- СПб., 1812, вошло в "Собр. стих., относящихся к незабвенному 1812 г.", ч. 1, М., 1814); "Сцена из трагедии г-на Вольтера "Смерть Кесаря"" ("Тр. ОЛРС", 1812, ч. 2, кн. 4); "Излияние чувств глубочайшей благодарности" (СПб., 1814; поев. имп. Марии Фёдоровне; вписано в ее альбом рукою К.; см.: Глинка Ф. Н., Письма к другу..., ч. 1, СПб., 1816, с. 92); "К изображению беспримерного во владыках Александра I" (СО, 1814, No 23) и "Песнь народная и рус. воинов" (там же, No 39; ср.: ГБЛ, ф. 218, No 902, л. 248 об.), "На день рождения Хлои" ("Амфион", 1815, No 5).
Известность К. принес пер. комедии Мольера "Мизантроп" [по свидетельству И. Дмитриева (РА, 1867, кн. 1--3, стб. 1080), почти закончен еще в 1809; в редактуре перевода принимал участие Мерзляков].
В мае 1814 он читал его в заседании "Беседы любителей рус. слова" (СО, No 22, с. 125), а затем с большим успехом у имп. Марии Федоровны (Письма H. M. Карамзина к И. И. Дмитриеву, СПб., 1866, с. 182, 184); в 1815 опубл. отрывок в "Чтении", в 1816 -- в "Вест. Европы" (No 14); в том же году -- отд. изд. (М.; с посвящением имп. Марии Федоровне и Елизавете Алексеевне -- см. ЦГИА, ф. 535, оп. I, д. 6, л. 294--95). В 1814--15 пер. игрался на дом. т-ре, а 13 дек. 1815 -- премьера на моск. имп. сцене.
Несмотря на нек-рую "архаичность" (понимание Альцеста отразилось в рус. варианте его имени -- Крутой, пьеса "склонена на рус. нравы"), пер. стал событием в лит. жизни.
Высокая оценка давалась ему как в кругу моск. литераторов, так и среди театр. критиков, близких "Сыну отечества" (рец.: 1816, No 31; в "обозрениях" Н. И Греча: 1817, No 2, с. 61, 1821, No 1, с. 16; во "Взгляде..." А. А. Бестужева -- ПЗ на 1823). Критик "Благонамеренного" заявлял даже, что пер. К. "преобразовал слог наших комедий" (1819, M 10, с. 262). Отрицательно отнесся к пер. Шаховской, .ругавший К. за неразговорность стиха, за "склонение на рус. нравы" и назвавший его "накрахмаленным галстуком" (см.: Аксаков, с. 31--37); сходное суждение опубл. "Сев. набл." (1817, No 13, с. 419--20), а "Вест. Европы" выступил против "переложения", высоко оценив, однако, "стих" комедии (1823, No 18, с. 156--57).
Стихотв. драматургия К. отразила навыки школы "благородной" игры, одним из гл. представителей к-рой в нач. 19 в. он являлся: в центре ее -- "высокая", патетич. и строго регламентиров. декламация; по едкому замечанию А. И. Писарева, К. "любит лит-ру как средство громко читать" (Дмитриев, с. 176). Давно отмечено, что пер. заключит, слов Альцеста -- Крутона ("Пойду искать по свету...") повлиял на характер "подачи" А. С. Грибоедовым аналогичного места в комедии "Горе от ума" (Н. П., Которой из двух? -- "Бирюч Петрогр. гос. театров", 1919, No 19--20, с. 356--
В 1817 началась служба К. при т-ре: в марте назначен к управляющему моск. театром 3-м пом. "вообще по ученой части" и по театр, школе (Погожев, кн. 1, с. 267), устройству к-рой отдал много сил. В июле 1819 представлен на должность чл. конторы имп. театров по репертуарной части ("за увольнением Шаховского"). К. согласился без охоты -- служба на этом посту и переезд в Петербург его не привлекали. В Петербурге он также занят дом. спектаклями (у Гагариных -- с участием Е. С. Семёновой, Н. И. Гнедича, А. А. Плещеева -- ОА, I, с. 226, 280) и маскарадами (о празднике у Н. П. Голицыной, где К. сочиняет куплеты ad hoc, -- СО, 1825, No 2, с. 197--207; Пушкин и его современники, в. 4, СПб., 1906, с. 106; Пушкин. Иссл., XI, 229).
В янв. 1821 оставил должность под предлогом болезни и переведен в советники Комиссии строений в Москве. Вокруг него собираются молодые моск. литераторы -- С. Т. Аксаков (тогда же посвятивший К. свой пер. X сатиры Н. Буало), М. Н. Загоскин, М. А. Дмитриев, А. Писарев. В изданиях ОЛРС периодически появлялись его произв.: официозное послание "К членам Общества" ("Тр. ОЛРС", 1817, ч. 9), басни "Стерлядь и Пескарь" ("Соч. в прозе и стихах", 1822, ч. 1, [кн. 2]), "Путник и Увечный", "Мышь и Кот" (обе -- пер. с франц., там же, 1824, ч. 4, [кн. 12]). (См. также неопубл. басню "Великодушный губернатор и Признательный баран" -- ГБЛ, ф. 710, к. 1, No 7.) Обратившись в стихотв. "Отрывке из комедии Фабра д'Еглантина (Le Philinte de Molière)" ("Тр. ОЛРС", 1818, ч. 11; полное назв. комедии ""Филинт" Мольера, или Продолжение "Мизантропа"") к интерпретации "коллизии Мизантропа" эпохи франц. революции, К. заметно трансформировал идеологию подлинника: выводя в Филинте "ужаснейшее чудовище нравств. мира" -- эгоизм (см. предисл. -- там же, с. 35), К. связывал его с "ложным просвещением", идеей "личной пользы" и неоправданным "оптимизмом" новых философов, т. е. с философией Просвещения (те же взгляды в письме Р. М. Зотову от 28 окт. 1820 -- ГБЛ, ф. 710, к. 1, No 7).
Существует мемуарное свидетельство о прохладном отношении К. к А. С. Пушкину (Милюков, с. 24). Этому, однако, противоречит и его пер. на франц. яз. (1824) элегии Пушкина "Запоздалый лист" (ОА, III, 29--30) и фраза в письме П. А. Вяземскому от 20 апр. 1820: "Совсем бы потерял вкус в прекрасном, если б ... как больной майским утром, не лечился произведениями Жуковского, Гнедича, Пушкина м<ладшего> и любезного варшавского поэта" (т. е. Вяземского) (ЛН, т. 58, с. 36).
Неоднозначны свидетельства об отношениях К. с А. С. Грибоедовым (Грибоедов А. С, Соч., М., 1988, с. 450, 453). В 1824 Вяземский и Грибоедов написали по просьбе К. водевиль "Кто брат, кто сестра..." для бенефиса М. Д. Львовой-Синецкой (мн. годы -- возлюбленная К.), но в кругу К. его оценили враждебно (см.: Вяземский, VII, 333-- 344); свидетельству, что в письме к моск. ген-губ. Д. В. Голицыну К. назвал "Горе от ума" "пасквилем на Москву", противоречат восп. А. Стаховича о чтении комедии у К. в присутствии автора, Ф. И. Толстого, А. М. Пушкина, С. П. Жихарева и др. Зато резко негативно к "Горю..." отнеслись близкие Кокошкину А. Писарев и М. Дмитриев.
В кон. 10-х -- нач. 20-х гг. ставились пер. и переделки К. с франц.: "Чертенок в отпуску", волшебно-комич. опера в одном действии М. А. Дезожье, Ж. С. Ф. Боскье и др. (шла в Москве в 1818 под назв. "Чертенок розового цвета в отпуску"), "Роман на один час, или Чудный заклад", комедия в одном действии Ф. Б. Гофмана (пост. в Петербурге в июне 1820; СПб., 1820; рец.: НЗ, 1820, No 5), "Молодой человек в 60 лет", комедия в одном действии Н. Бразье и Ж. Т. Мерля (пост. в Москве в окт. 1823; рукоп. -- ЛГТБ), "Опять молодой человек в 60 лет, или Женитьба Буасека", комедия в одном действии М. Н. Балиссона де Ружмона, и др. (пост. в Москве в мае 1824; рукоп. -- ЛГТБ).
В 1823 К. пожалован камергером двора и назначен директором Имп. моск. театров (с 1824 д. стат. сов.). С его директорством связано возобновление Петров, т-ра (1824), усиление моск. труппы.
К. участвовал в образовании и воспитании актеров, вводя их в свой круг (А. Максин, П. С. Мочалов, В. И. Живокини, М. С. Щепкин, приглашенный им на моск. сцену). Много занимался театр, школой: привлек в качестве учителей литераторов, устраивал у себя спектакли воспитанников; значит, роль сыграл в судьбе Н. Ф. Павлова (см.: Н. Н. Ильин, Жизнь Н. Ф. Павлова. -- ГБЛ, ф. 710, к. 1, No 3--4). Противодействовал приглашению в Москву франц. труппы, чем вызвал недовольство ген.-губернатора Голицына и части высшего моск. общества.
После переезда в Москву в кружок К. вошел Шаховской. Прошлый "антагонизм" (Кокошкин, Аксаков -- Шаховской, M. H. Загоскин) сменяется тесной дружбой. Равнодушие К. к лит. школам и спорам отражено в лит. анекдоте, дошедшем во многих вариантах: К. заверяет собеседника своей честью, что У. Шекспир (или Ф. Шиллер, или В. Скотт) ничего хорошего не написал, признаваясь, однако, что не читал его [см.: Дмитриев, с. 176-- 77; Вяземский, VIII, 80 (со слов Павлова); "М. С. Щепкин", т. 2, с. 320]. [Тот же патриархально-дилетантский, "московский" оттенок и в формах лит. быта: из литераторов складывается постоянная карточная партия (Аксаков, с. 82; Пушкин и его современники, в. 11, СПб., 1909, с. 89), дом К. "был... храмом Талии и Мельпомены и вместе с тем богатою гастрономической отелью" (Глушковский, с. 203--04).]
Отказ от борьбы, возможно, сыграл роль в единогласном избрании К. в 1827 пред. ОЛРС. Но активизации деятельности Об-ва при нем не произошло (переизбран в 1829). По словам М. Дмитриева, К. "думал более о наружном блеске собраний и сделал из них один спектакль для публики" (Дмитриев, с. 171).
Нейтральная позиция К. была вполне осознанной: в "Речи при возобновлении заседаний" он говорил, что в ОЛРС "нет места партиям... здесь разве только по слухам известны странные прения о том -- классический или романтический род превосходнее" ("Соч. в прозе и стихах", 1828, ч. 7, кн. 19, с. 9), что вызвало возмущение "Моск. телеграфа" (1829, No 9, с. 119--20). Однако косвенно он оказался втянутым в лит. борьбу, т. к. мн. члены его кружка вели активную полемику с "Моск. телеграфом" (Писарев, Аксаков, Шаховской), чем и вызваны жесткие отзывы Вяземского о кружке К. в сер. 20-х гг. (ОА, III, 168--69) и статьи против него как директора т-ра (МТ, 1830, No 11). В то же время К. внешне сближается с А. Ф. Вельтманом, Ю. И. Венелиным, М. П. Погодиным (см. дневники Погодина и Венелина -- ГБЛ, ф. 231/1, п. 32, No 1; ф. 49, к. 5, No 136, 139а). Он печатается в "Дамском журнале" ("в "Дамском журнале" раздается только свирель Кокошкина", -- замечает И. И. Дмитриев; см.: "Старина и новизна", СПб., 1898, кн. 2, с. 155), его участие объявлено в программе ж. "Атеней" (No 1--2 за 1828).
В янв. 1824 в Москве представлена ориг. стихотв. комедия К. в 4 д. "Воспитание, или Вот приданое!" (М., 1824; благожелат. отзыв -- МТ, 1825, No 2, с. 130). В предисл. он отводил слухи о заимствованиях из неопубл. комедии Н. И. Ильина (в действительности образцом для К., видимо, стала комедия К. Бонжура "Воспитание, или Две кузины", 1823), признал, что одну сцену "взял из Театра французского", и намекнул, что вывел реальных лиц (о том же см.: "Письма... А. Я. Булгакова...", кн. 2, с. 34). Комедия направлена против "модного воспитания" и литературного ("романтич.") осмысления жизни.
Переводы К. 2-й пол. 20-х гг. более значительны, чем прежние: "Урок старикам" К. Делавиня (пер. вольным ямбом; пост. в февр. 1825; список -- б.-ка Малого т-ра; отрывок -- "Драм, альбом для любителей театра и музыки на 1826", кн. 1, М., 1826; отзыв -- МТ, 1826, No 3, с. 278--81); переделка с англ. -- "Школы супругов" А. Мерфи (пост. в 1827); пер. мелодрамы В. Дюканжа и Дино "Тридцать лет, или Жизнь игрока", открывшей на рус. сцене "эпоху мелодрамы" (пост. в янв. 1828; более изв. пер. Р. Зотова поставлен в Петербурге через 3 месяца; список -- б-ка Малого т-ра; рец.: "Атеней", 1828, No 1; MB, 1830, No 1); пер. в стихах героич. драмы Ж. Ж. Озано "День падения Миссолонги" (отрывок -- "Театр. альм, на 1830", СПб., 1830; "Греч, баллада. Из мелодрамы "Падение Миссолонги"".-- В кн.: Эвтерпа, или Собр. новейших романсов..., М., 1831); в 1832 дважды без успеха ставился пер. комедии в одном действии Э. Скриба "Неутешные" (рукоп.-- ЛГТБ).
"Дом. театр" кружка К. в 20-е гг. отличала пост. игра на грани сценич. и реального пространств: участники играли на сцене самих себя, зрители упоминались как внесценич. персонажи пьесы, в усадьбе Кокошкина Бёдрино спектакли ставились в "естественных" декорациях. В 1830 К. представил проект открытого летнего т-ра "особенно для нар. зрелищ" в Нескучном саду, ссылаясь при этом на др-греч. т-р как в отношении технич. устройства, так и "нравств. цели". К. приложил и "нар. программу зрелища под назв. "Княжение Владимира Святославовича, или Счастие земли Русской"" (Погожев, кн. 3, с. 179). Идея реконструкции греч. т-ра, понимаемого как всенародное нравств. зрелище. сближает К. с Шаховским.
Выйдя в отставку (апр. 1831), К. увлекся торг. и пром. предприятиями, но терпел неудачи. По словам современника, он "не переставал разыгрывать светского селадона и дамского поклонника" (Милюков, с. 4). В 1834 женился на своей возлюбленной, актрисе А. С. Потанчиковой (от нее дети Анна и Фёдор; от первой жены -- дочь Мария, с 1824 фрейлина). В конце жизни разбит параличом. К. был поч. чл. Моск. ун-та и ВЭО.
Во 2-й пол. 19 в. в с. Брёхово Моск. у. хранились бумаги К., в т. ч. пер. "Мизантропа" (ныне -- в ЦГАЛИ) и недошедшая тетрадь "Разные стихотворения Ф. Ф. Кокошкина" (Россиев Пав., Ф. Ф. Кокошкин.-- РА, 1913, кн. 2, с. 775--77).
Др. произв.: "На смерть М... Л... Кокошкиной" (СО, 1820, No 14), "Излияние чувств верноподданного" ("Соч. в прозе и стихах", 1826, ч. 6), "Переложение ХСШ псалма" (там же, 1828, ч. 7). Неопубл. произв.: "Возрадованная Россия" (1826, пролог в стихах; Б АН), "На отбытие цесаревича и великого кн. Александра Николаевича из Москвы для путешествия по России" (1837?, ИРЛИ, No 28573), "Нечто наскоро" (комедия; ЦГТМ, ф. 347), "Пусть бренны смертные ума напрягши силы..." (стих, в альбоме С. А. Неёлова; ГБЛ, ф. 129, оп. 20, No4).
Изд. : Воспитание, или Вот приданое! -- В кн.: Стихотв. комедия кон. XVIII -- нач. XIX в., М.--Л., 1964; Письмо M. E. Лобанову ... 1823 г. -- В кн.: Лит. портфели, в 1, П., 1923, с. 46--50 (комм.); Письмо к Ф. В. Булгарину. 10 февр. 1825 г. -- PC, 1905, No 4.
Лит.: Гнедич Н. И., [Письмо К.]. -- "Тр. ОЛРС", 1817, ч. 8; Двигубский И. А., Письмо К. -- "Соч. в прозе и стихах", 1828, ч. 7; Пушкин, XIV, 155; Головине. И., Восп. о К -- "Пантеон", 1843, No1; Дмитриев (ук.); Аксаков, III (ук.); Белинский (ук.); Вяземский, VIII (ук.); Полевой. Мат-лы (ук.); М. С. Щепкин. Жизнь и творчество, т. 1--2, М., 1984 (ук.); Панаев (ук.); Милюков, с. 2--24; Куликов Н. И., Театр. восп. -- "Иск-во", 1893, No 1--5; Соллогуб В. А., Восп., М.--Л., 1931; Сушков Н. В., Обоз к потомству... -- "Раут", кн. 3, М., 1854, с. 267--68; Стахович А.? Клочки восп. -- РМ, 1898, No 2, с. 90--92; Каратыгин П. А., Зап., Л., 1970 (ук.); Живокини В. И., Из моих восп. -- "Б-ка "Театра и иск-ва"", 1914, No 2; Глушковский А. П., Восп. балетмейстера, Л.--М., 1940 (ук.); Зотов Р. М., Зап. -- ИВ, 1886, No 11, с. 406; ОА (ук.): Батюшков (ук.); "Артист", 1889, кн. 3, с. 39--40; Барсуков (ук.); Пыляев М. И., Старая Москва, СПб., 1891. с. 303--06; Письма из Москвы А. Я. Булгакова к его брату в Петербург. -- РА, 1901, кн. 1--3 (ук.); Дризен Н. В., Любительский театр при имп. Павле I и Александре Павловиче. -- ИВ. 1903. No10, с. 158, 164--66; Погожев В. П., Столетие орг-ции имп. моск. театров, в. 1, СПб., 1906--08, кн. 1, с. 266--73, 291--97, 361--62, 366--70; кн. 2. с. 294--95, кн. 3. с. 109. 174-- 304; Белобородов В., История одной акварели. -- В сб.: "Прометей", т. 7, M., 1969, с. 460--66; Митюшкин В., Бёдринская усадьба -- театр под Москвой. -- "Театр", 1975, No 10; Лобанов M. П., С.Т.Аксаков, M., 1987, (ЖЗЛ), с. 44-47, 61, и др., ОЛРС при Моск. ун-те. Ист. записка и мат-лы за сто лет, [M., 1911], с. 17, 34--35, Прил. с. 3, 32, 62--75, 80--92; Цявловский M. А., Летопись жизни и творчества А. С. Пушкина, т. 1, M., 1951 (ук.); Гриц Т. С., M. С. Щепкин. Летопись жизни и творчества, [M., 1966], с. 84--86, 133, 143, 153, 160--61; ИРДТ; ЛН, т. 16--18, с. 568, 570, 576. * Некрологи, 1838: СП, 25 нояб. (Ф. Кони); СО, т. 5, с. 133; ЛПРИ, 15 окт., с. 837, Греч НИ., Опыт краткой истории рус. лит-ры, СПб., 1822; Арапов, с. 110, 189, 213, 222, 246, 267, 272, 293--94, 297, 335, 385; РБС (В. И. Сайтов); МНекр.; Сл. ОЛРС; Геинади; Венгеров. Источ.; Черейский; ТЭ; Масанов.
Архивы: ЦГАЛИ, ф. 1079; ф. 195, оп. 1, No 2067, 5083 (письма П. А. Вяземскому, 1820-е гг.), No5403 (послание К. к нему же); ф. 141, оп. 1, M 277 (письма Ф. Н. Глинке, 1817); ф. 207, оп. 1, No 27 (письма Р. М. Зотову, 1820-е гг.); ф. 501, оп. 1, No 130 (письмо А. И. Тургеневу, 1835); ф. 10, оп. 1, No 55, оп. 3, No 73 (письма С. Т. Аксакову, 1820-е гг.); ИРЛИ, ф. 377; ф. 93, оп. 4, No 47 (письмо M. E. Лобанову, 1823); ГБЛ, ф. 11, п. 29, No 14, п. 63, No 12 (письма В. С. Апраксину, 1825--26); ф. 710, к. 1, No 7 (статья H. H. Ильина о К., копии писем к нему Р. М. Зотова и др. бумаг); ГПБ, ф. 291, M 94 (письмо M. H. Загоскину, 1819); ф. 452 (переписка); ЦГИА, ф. 780, оп. 1, 1829, д. 4; ф. 652, оп. 1, д. 946 (письма В. А. Всеволожскому); ф. 1343, оп. 23, д. 5205 (ф. с. 1831 г.); ф. 472, оп. 2, д. 36 (указ об отставке) [справка Г. Лисицыной]; ЦГТМ, ф. 347; ф. 52, No 185--86 (записки А. Н. Верстовскому); ф. 119, No 63--64 (записки к Ф. А. Кони, по поводу дом. спектаклей в Бёдрино).
К. Ю. Рогов.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 3. М., "Большая Российская энциклопедия", 1994