Петербургъ, почему-то, давно составилъ себѣ репутацію очень холоднаго, очень чиновнаго и очень нерадушнаго города. Говорятъ, онъ любитъ деньги, прибавку жалованья, поздравленья... но спрашивается: гдѣ же такіе города, которые бы не любили денегъ, прибавки жалованья и поздравленій? Такихъ городовъ и въ запискахъ путешественниковъ еще не бывало... Между темъ, Петербургъ, право, ничѣмъ не хуже другихъ городовъ: на Василевскомь острову, напримѣръ, процвѣтаетъ даже -- вы не повѣрите,-- платоническая любовь и самыя возвышенныя чувства, а въ Академическомъ переулкѣ, такъ просто Аркадія: хозяйки по цѣлымъ годамъ ждутъ денегъ отъ своихъ квартирантовъ и не прибѣгаютъ къ пособію полиціи. Какихъ же вы еще хотите добродѣтелей отъ шумнаго, коммерческаго и столичнаго города?
Студенты и художники очень любятъ Академіческій переулокъ, и, но преимуществу, нанимаютъ тамъ квартиры. Какъ люди благовоспитанные, они много способствовали развитію просвѣщенія въ этомъ глухомъ и мрачномъ переулкѣ: съ своими книгами и палитрами они внесли туда цивилизацію, смягчили нравы суровыхъ домовладѣльцевъ и безчувственныхъ хозяекъ,-- это ихъ несомнѣнная заслуга. Мы совершенно того мнѣнія, что не будь этого счастливаго обстоятельства, Академическій переулокъ погрязъ бы во мракъ невѣжества, его населили бы варвары, которые только и думаютъ, какъ бы сыграть въ ералашъ, постучать на бильярдѣ, съѣсть котлетку, завистливо поглядѣть на купеческихъ рысаковъ и занять, при первомъ удобномъ случаѣ, у пріятеля денегъ, съ цѣлью никогда ихъ не отдавать. Въ Академическомъ переулкѣ смотрятъ на вещи немного шире и даже имѣютъ нѣкоторое понятіе о личномъ достоинствѣ. Нѣтъ никакого сомнѣнія, что въ этомъ переулкѣ, вѣроятно, обдумывалась не одна картина, стучало сердце не отъ однихъ только хорошенькихъ глазокъ да розовенькихъ губокъ, но слышалась и дѣльная мысль, и честное слово...
Но все это но больше, какъ можетъ быть, а достовѣрно то, что здѣсь когда-то жили три молодыхъ человѣка, болѣе или менѣе артисты въ своемъ родѣ.
Провести время, чтобъ оно катилось легко и съ маленькою пользою, довольно трудно, и, хотя нельзя сказать, чтобъ наши пріятели отличались большой веселостью, но, по мѣръ силъ, пользовались своей молодостью и здоровьемъ. Характеры и вкусы ихъ были совершенно противоположны; но дружба, какъ и любовь, дѣлаетъ чудеса: она незамѣтно сглаживала всѣ противорѣчья и несообразности въ ихъ характерахъ и мнѣніяхъ.
А ужъ какъ мало они были похожи другъ на друга, это можно видѣть изъ слѣдующаго: Траскинъ, скульпторъ по ремеслу, вѣчно смѣялся, былъ горячъ и энергиченъ во всѣхъ случаяхъ жизни: объяснялся ли онъ съ кредиторомъ, пришивалъ ли оторвавшуюся пуговицу къ своему пальто, лѣпилъ ли фигуру, или ходилъ по улицамъ,-- вездѣ его румяная физіономія сіяла и какъ бы искала удобнаго случая, чтобъ разразиться смѣхомъ, или стиснуть кулаки. Ревковъ, студентъ естественнаго факультета, былъ нелюдимъ я, съ перваго взгляда, казался самымъ непріятнымъ и тяжелымъ человѣкомъ. Онъ быль угрюмъ и никогда не высказывался. Ходитъ себѣ по комнатѣ, да книгу читаетъ, а если кто нибудь изъ любопытства заглянетъ къ нему въ книгу, такъ онъ насупится, отмахнется отъ него локтемъ и книжку припрячетъ. "Отвяжись, оставь меня въ покоѣ", отвѣтитъ онъ съ неудовольствіемь, и больше отъ него ничего не добьешься. Нравилось ли что ему, волновало ли что и заставляло его задумываться,-- неизвѣстно; рѣдко съ кѣмъ любилъ дѣлиться этотъ человѣкъ. Товарищей своихъ онъ, кажется, любилъ, и по всему было видно, что онъ самъ былъ хорошимъ товарищемъ. Онъ преимущественно любилъ говорить о минералахъ и о майскихъ жукахъ.
Третьяго молодаго человѣка товарищи называли аристократомъ. Это былъ просто молоденькій, бѣлокурый юноша, отлично танцовавшій польку и большой охотникъ до помады и лакированныхъ сапоговъ. Онъ порядочно игралъ на скрипкѣ и былъ любимцемъ всѣхъ, начиная отъ хозяйки до безобразнаго жильца, великаго охотника подслушивать у дверей. Бѣлокурый юноша не былъ студентомъ, но посѣщалъ лекціи и готовился держать экзаменъ на степень кандидата. Правду сказать, онъ ужъ три года собирался, но все какъ-то ему не удавалось. Онъ постоянно жилъ съ студентами и обыкновенно переходилъ изъ одного студенческаго кружка въ другой; покупалъ лекціи, переписывалъ программы, цѣлый годъ былъ болтливъ и бодръ, но передъ наступленіемъ экзаменовъ ничего не дѣлалъ, съ ужасомъ говорилъ о профессорахъ, выдумывалъ небывалыя исторіи о ихъ суровости, приставалъ къ товарищамъ, чтобъ они попробовали, какъ у него сильно бьется сердце, и обыкновенно откладывалъ испытаніе до другаго года. Фамилія его была Вышнецовъ; собой онъ былъ очень хорошенькій: имѣлъ прекрасные голубые глаза, великолѣпныя кудри...
Квартиру они нанимали у кухмистерши, и всѣ трое жили въ одной комнатѣ. Все у нихъ было общее. Первыя полученныя деньги шли на всѣхъ. Знакомые одного -- были знакомыми и другахъ. Противъ какого нибудь ненавистнаго лица, посещающаго ихъ, вооружались всѣ трое единодушно, и принимали его такъ, что въ другой разъ подобное лицо не являлось. Словомъ, въ кухмистерскомъ номерѣ царствовала та прекрасная дружба, которая извѣстна одному юношеству, только что вырвавшемуся изъ подъ крова родительскаго и начинающему пользоваться выгодами самостоятельной жизни.
Въ такую счастливую пору, мы застаемъ нашихъ пріятелей, въ ту пору, когда сердце шевелитъ и смычокъ артиста, и чудная нотка пѣвицы, и гнусный поступокъ человѣка, и прочитанная хорошая книжка.
Надобно было видѣть, какъ эти юноши вѣрили въ таланты другъ друга, какъ они взаимно поощряли другъ друга,-- и все это говорилось не изъ лести, а прямо отъ души. На скульптора Траскина смотрѣли, какъ на истиннаго жреца искусства, какъ на человѣка замѣчательнаго и оригинальнаго. Каждая задуманная имъ фигура или начатый бюстъ, должны были прославить его имя и доставить тысячу выгодъ пылкому творцу.
Траскинъ, дѣйствительно, лѣпилъ хорошо, но не только Петербургъ, даже Академическій переулокъ не подозрѣвалъ о его существованіи. Какой отвратительный городъ и какой пошлый переулокъ! -- натуралиста Ревкова считали тоже не лишеннымъ дарованія, и, Боже! съ какимъ восхищеніемъ слушали его, когда онъ, выкопавши у какого-то любителя старый гербаріумъ, доказывалъ, съ величайшей таинственностью, своимъ глухимъ, торжественнымъ тономъ, что это гербаріумъ придворнаго медика царя Алексѣя Михайловича. И какъ понравилась фраза натуралиста, когда онъ, сильно сдавивъ руку скульптора, съ убѣжденьемъ прогудѣлъ: "Вотъ, любознательное человѣчество и въ тѣ отдаленныя времена, обращало пытливое вниманіе на истинную науку, и этотъ памятникъ тѣмъ драгоцѣннѣе, что представляетъ исчезнувшую флору нашего древняго отечества."
-- Браво, Ревковъ! вскричалъ Траскинъ. Говори, чортъ возьми, эдакъ и на каѳедрѣ!
О томъ, какъ лелѣяли бѣлокураго скрипача Вышнецова, нечего и разсказывать. На нимъ покоились всѣ надежды, и пристрастная дружеская рука заранѣе плела ему артистическій вѣнокъ.
Весело было посмотрѣть, какая дѣятельность по временамъ кипѣла въ этомъ уголкѣ Академическаго переулка. У окна усаживался натуралистъ, важный и тихій, и весь погружался въ свои минералы; онъ согнулся въ дугу и прижался плотно къ подоконнику, чтобъ ему не мѣшали. Передъ другимъ окномъ, до половины закрытымъ зеленымъ коленкоромъ, пріютился скульпторъ и нетерпѣливо кромсаетъ глину; изъ-подъ пальцевъ его выходятъ самыя тонкія и мягкія линіи начатаго бюста, и работа эта дѣлается съ оживленіемъ и съ толкомъ. Художникъ очень доволенъ ею. Посреди комнаты стоитъ Вышнецовъ, и съ такимъ напряженіемъ выдѣлываетъ мудреныя нотки на своей маленькой скрипкѣ, такъ прижимаетъ ее къ подбородку и къ груди, точно готовится на предстоящій концертъ и видитъ передъ собой многочисленную публику. Онъ гордо и самоувѣренно откинулъ лѣвую ногу... Не смѣйтесь, читатель! юноши еще горѣли желаніемъ трудиться и быть полезными.
Справедливость, однакожъ, требуетъ замѣтить, что изъ всѣхъ жильцовъ кухмистерши, (которыхъ, кромѣ нашихъ пріятелей, было таки довольно), самую живую и богатую натуру представлялъ скульпторъ Траскинъ.
Безразсуденъ и легкомысленъ былъ этотъ человѣкъ. Мечтательный умъ его не давалъ ему покоя, и самыя разнородныя надежды бродили въ его головѣ. Но, съ другой стороны, много было вънемъ также здороваго и неподдѣльнаго. Онъ любилъ воду, какъ рыба, имѣлъ собственную лодку и, распустивши на ней парусъ, далеко уходилъ въ Финскій заливъ и часто живалъ на водѣ по нѣсколькимъ днямъ, приставая къ барочникамъ и заводя съ ними непринужденное знакомство. Онъ смѣло правилъ рулемъ, мастерски натягивалъ паруса, и товарищи въ шутку называли его "синимъ капитаномъ." Синій плащъ его и измятая шляпёнка были знакомы всѣмъ лодочникамъ, начиная отъ Зимняго дворца до Петергофа включительно. Любо было посмотрѣть, какъ румяное лицо его оживлялось на водѣ, какъ пальцы его перебѣгали отъ одной веревки къ другой, какъ ловко взмахивалъ онъ весломъ и хватался багромъ за желѣзное кольцо, ввинченное въ гранитную стѣнку набережной. Красавица-Нева между тѣмъ не шелохнетъ, лодка чуть движется, дворцы и домы подернулись поздними сумерками, и только кой-гдѣ зарябитъ волна: то всплеснетъ сонная рыба, заурчитъ подъ рулемъ вода, или брызнетъ длинное весло запоздавшаго перевозчика. А пріятели сидятъ себѣ въ лодкѣ, безпечно покачиваясь, и прислушиваются къ знакомой пѣснѣ...
II.
-- А мы сегодня опять безъ чаю! произнесъ съ неудовольствіемъ Вышнецовъ. Цѣлый вечеръ сидѣть безъ чаю, и прислушиваться, какъ ваши сосѣди стучатъ себѣ стаканами и ложечками,-- куда какъ весело! На прошлой недѣлѣ была та-же глупая исторія... утромъ выпили только по одному стакану...
-- Э, ничего! храбро возразилъ скульпторъ. Избаловали тебя эти проклятыя знакомства, у тебя все обѣды на умѣ. Какія нѣжности! точно безъ чаю обойдтись нельзя.
-- Но вѣдь я страшно пить хочу, жалобно проговорилъ Вышнецовъ. Вотъ вы все надо мной смѣетесь и нѣженкой называете, а я того мнѣнія, что хорошо было бы самоваръ поставить, кренделей изъ булочной принести и свѣжаго чухонскаго масла достать. Сегодня, какъ на зло, я, какъ-то нечаянно, въ окно колбасной заглянулъ, и, вѣрите ли, господа, я съ досады чуть было стекло не расшибъ: въ глаза мнѣ прямо бросилась отличнѣйшая вестфальская ветчина! объѣденье -- ветчина! нога, цѣлая нога! лежитъ себѣ на блюдѣ. Просто обидно: живешь въ столицѣ и удовольствій никакихъ не имѣешь,-- заключилъ онъ, насупившись.
-- Я попрошу денегъ у нашего сосѣда, началъ снова проголодавшійся Вышнецовъ. Мы ему скоро отдадимъ. При этихъ словахъ, скульпторъ вскочилъ и закричалъ:
-- Ни за что! Просить у этого... Боже тебя сохрани, Вышнецовъ! у негодяя, который подслушиваетъ у дверей... гадко, Вышнецовъ! у человѣка, который съ пріѣзжаго помѣщика содралъ взятку... гнусно, Вышнецовъ! у молодца, который не хочетъ платить бѣдному портному... подло, Вышнецовъ! Да урезонь хоть ты его, Ревковъ, вѣдь онъ -- слабое сердце! -- готовъ идти, не задумавшись.
-- Разумѣется, не стоитъ, проворчалъ натуралистъ, не отрывая глазъ отъ книги, которую онъ читалъ.
-- Ты посмотри только на Ревкова! говорилъ скульпторъ, уже успѣвшій разгорячиться. Ревковъ, путешествуя по Финляндіи, иногда по цѣлымъ днямъ обходился безъ пищи. Люблю Ревкова: безъ ветчины обходился; онъ твердъ въ несчастіи, онъ человѣкъ!
-- Да Ревковъ другое дѣло, возразилъ Вышнецовъ, кокетливо поправляя свои шелковистыя кудри. Чтобы сказала моя маманъ, произнесъ онъ вполголоса и съ замѣтной робостью: чтобы сказала она, еслибъ узнала, что я сижу безъ чаю.
Товарищи ни слова ему не отвѣчали и продолжали заниматься своимъ дѣломъ: Ревковъ читалъ книгу, скульпторъ чертилъ что-то карандашемъ.
-- Глупецъ я! продолжалъ разсуждать Вышнецовъ, вытянувшись на диванъ и покачивая головой: мнѣ ли было дурно дома... Просто житье было, о мелочахъ и не думалъ: еще въ постели, бывало, лежишь, а ужь Иванъ несетъ тебѣ и чай, и кофе, и сливки, и крендели... Видно, я глупъ былъ тогда, что не цѣнилъ этой благодати. Ахъ, еслибъ имъ теперь попасть въ деревню!
И Вышнецовъ вздохнулъ.
-- Увѣряю васъ, господа, продолжалъ онъ,-- что нашъ деревенскій поваръ такіе ужины готовитъ, что можно языкъ проглотить отъ удовольствія! И какая физіономія у него, господа! никакъ нельзя подумать, что онъ поваръ... нѣмецкія книги читаетъ, воротнички носитъ. Боже мой, Боже, еслибъ-то попасть въ деревню! какая жизнь, какіе виды! Вѣрите-ли, на одной горѣ пять нашихъ мельницъ стоятъ, одна подлѣ другой. А еслибъ вы видѣли вашего мельника, господа, такъ просто ахнулибъ: самый жирный человѣкъ въ цѣлой губерніи!
Но товарищи не обратили никакого вниманія на этотъ монологъ и продолжали по прежнему заниматься своимъ дѣломъ.
-- Бѣдная моя мамаша! тихо произнесъ Вышнецовъ. Чтобы ты сказала, еслибъ знала, что я теперь сижу безъ чаю, что полученныя отъ тебя деньги давно издержаны? И чѣмъ все это кончится? прибавилъ онъ жалобно и трусливо вмѣстѣ.
Онъ торопливо схватилъ свой синій плащъ и выскочилъ изъ комнаты.
-- Что за милая душа, пробормоталъ обрадованный Вышнецовъ. И гдѣ онъ это достанетъ? Вотъ будетъ-то штука, если онъ вернется безъ плаща! Ревковъ, какъ ты думаешь, вѣдь онъ въ состояніи заложить его? Ну, что, если онъ прійдетъ безъ плаща и съ осьмушкою чаю въ рукахъ? Ревковъ, слышишь? одна только осьмушка, одна только осьмушка -- и плаща не стало! вѣдь это очень мило... да въ чемъ-же онъ пойдетъ въ Академію! Ревковъ! ты оглохъ, что-ли...
Но Ревковъ, весь углубленный въ свои мысли, не отвѣчалъ ему ни слова. Онъ флегматически подошелъ къ окну, гдѣ лежала цѣлая коллекція минераловъ, и остановился передъ ними въ какомъ-то раздумьи. "Гм! гм! ворчалъ онъ медленно и отрывисто: вотъ кварцъ, вотъ полевой шпатъ, а вотъ и желѣзная руда, и мѣдная, и крымскій разноцвѣтный мраморъ, хорошій мраморъ! -- и финляндскій гранитъ... гм! съ острова Валаамова монастыря черный песокъ, въ которомъ, надо предполагать, есть признаки цинка... Послушай, Вышнецовъ!
-- Да убирайся ты со своими кварцами! Я вотъ хочу какъ собака, произнесъ Вышнецовъ: у васъ чаю нѣтъ, понимаешь? да и свѣчей, кажется, тоже нѣтъ.
-- А это что, не свѣчки развѣ? угрюмо возразилъ натуралистъ, указывая на завернутую пачку.
Не прошло четверти часа, какъ зашелъ, запыхавшись, Траскинъ, къ удивленію товарищей, въ плащѣ, но не съ пустыми руками: въ одной онъ держалъ осьмушку чаю и масло, завернутое въ синюю бумагу, въ другой -- четвертку табаку и двѣ бѣлыя сайки. Вышнецовъ испустилъ крикъ изумленія и бросился обнимать милаго скульптора.
-- Откуда, какимъ образомъ? И масло, кажется, не изъ дрянной мелочной лавочки, а прямо изъ сливочной.
-- Да что толковать о пустякахъ, перебилъ Траскинъ: сейчасъ и самоваръ подадутъ. Только, сдѣлай одолженіе, Вышнецовъ, не ходи сегодня никуда изъ дому, развѣ тебѣ скучно съ нами?
-- Съ такими добрыми друзьями, помилуй! шагу никуда не сдѣлаю. Друзья мои! я послѣ чаю сыграю вамъ увертюру собственнаго сочиненія.
-- Браво, браво! крикнулъ скульпторъ. Смотри только, чтобъ было хорошо, по душѣ, чтобъ подъ ребро кольнуло и жилки, понимаешь, вытянуло! Ухъ, прибавилъ онъ, вздрагивая: люблю, чортъ побери, такую музыку. А Ревковъ-то, что жъ насупился?
Вышнецовъ вполголоса сообщилъ ему, что натуралистъ какъ будто не въ духѣ и, кажется, за что-то сердится.
-- Вздоръ, проговорилъ скульпторъ: ты не знаешь этого чудака, съ нимъ надо умѣть только дѣйствовать. Вотъ, посмотри...
-- Ахъ, чортъ возьми, проговорилъ скульпторъ: вѣдь Ревковъ разскажетъ намъ что нибудь о Финляндіи!
-- Въ самомъ-дѣлѣ, прибавилъ Вышнецовъ: отчего ты намъ ничего не разскажешь? Скажи-ка, Ревковъ, какъ ты жилъ въФинляндіи?
-- Отстань, пожалуйста, тихо проговорилъ Ревковъ.
-- Нѣтъ, не отстану, намъ очень интересно знать. Мы послушаемъ, ты разскажешь...
-- Да отвяжись, сдѣлай одолженіе.
-- Ахъ, бука, какъ тебѣ не стыдно быть такимъ недовѣрчивымъ! замѣтилъ скульпторъ. Разскажи, дружище.
-- Да нечего разсказывать, говорятъ вамъ!
-- Ну, какъ же ты тамъ жилъ? пріятно ли тебѣ въ Финляндіи было?
-- Очень.
-- Ну, напримѣръ, какъ же ты время проводилъ?
-- Да также, хорошо проводилъ.
-- Что-жъ ты тамъ дѣлалъ?
-- Что я дѣлалъ? значительнымъ тономъ возразилъ натуралистъ. Я дѣлалъ классификацію минералламъ, которые пріобрѣлъ...
-- Только-то! замѣтилъ Вышнецовъ, допивъ третій стаканъ чаю и принимаясь за четвертый. Ты бы лучше приволокнулся за какой нибудь хорошенькой шведкой.
Натуралистъ взглянулъ на него и уткнулся носомъ внизъ.
-- Гдѣ ему! закричалъ скульпторъ, когда онъ не смѣетъ приблизиться къ женщинѣ на пушечный выстрѣлъ. Чортъ побери подобную жизнь! прибавилъ онъ съ горячностію.
-- Вотъ посмотрите-ка, произнесъ Ревковъ. Посмотрите, какую нашъ почтенный бывшій профессоръ, котораго я посѣтилъ въ Финляндіи, подарилъ на память мнѣ бабочку... необычайно рѣдкую... Между вами сказать, я не смѣлъ никакъ ждать такого подарка, потому что, сужу по себѣ -- отцу родному не далъ бы ни одного насѣкомаго изъ своей коллекціи. Любуйся сколько хочешь, но не трогай, пожалуйста, Вышнецовъ, прибавилъ онъ поспѣшно, ты не касайся своими руками, развѣ ты не видишь, что крылышки и такъ едва держатся.... Вѣдь, это братецъ, индійская бабочка.
Онъ бережно закрылъ ящикъ и улыбнулся.-- Признаться, я ни какъ не смѣлъ надѣяться на такой подарокъ, замѣтилъ онъ. Какъ теперь вижу его, профессора: сидитъ себѣ въ жилетѣ, плисовые сапоги на ногахъ и все читаетъ... "Возьмите, говоритъ, себѣ эту бабочку, у меня два экземпляра." Потомъ мы познакомились покороче и три вечера къ ряду разсуждали о cоставѣ земнаго шара... Я разсказалъ ему о своемъ подземномъ путешествіи.
-- О какомъ подземномъ путешествіи?
-- Развѣ я вамъ не сказывалъ?
-- Нѣтъ.
-- Ну, стало быть, и разсказывать нечего, когда нибудь послѣ... Я и безъ того ныньче раскудахтался.
-- Ревковъ, да разскажи пожалуйста! произнесъ скульпторъ. Знаемъ мы твое послѣ, никогда не разскажешь...
-- Эхъ, надоѣлъ! Языкъ, братъ, человѣку привѣшенъ не для того, чтобъ переливать изъ пустаго въ порожнее.
-- Такъ ужъ конечно и не для того, чтобъ молчать и смотрѣть совой, съ досадой произнесъ скульпторъ. Отвратительный кремень! ты не человѣкъ, а какой-то глупый замокъ; заперъ себя ключемъ, да и концы въ воду.
-- Не бранись, братъ, зачѣмъ же ругаться, когда вся исторія въ двухъ словахъ? Отчего же мы разсказать? можно... отчего же не сообщить, что я былъ въ Крыму, узналъ отъ татарина, что тамъ есть катакомбы; узналъ, что они тянутся подъ землею на протяженіе восьмидесяти, почитай, сажень... Ну, отчего же не сказать, что мы, въ компаніи, то есть, рѣшились осмотрѣть это диво. Порѣшили, разумѣется, предосторожности взяли, разумѣется, надлежащія, и палку воткнули въ землю, и привязали къ ней веревку, чтобъ выходъ отыскать удобнѣе. Ну, разумѣется, поплелись; идемъ тихо, продолжаемъ -- гробовая тишина, разумѣется; по сторонамъ камни, да камни, все камни. Какіе камни, господа! прибавилъ онъ, замигавъ глазами, быть можетъ вы одинъ дикій звѣрь не пробѣгалъ тамъ, ни одинъ... хорошо было, господа... Идешь -- темно и страшно, оступишься, камень по ногѣ, подымешь голову, сѣрая и бурая масса надъ головой; кажется, что вотъ такъ она и шлепнется и обратитъ въ лѣпешку человѣка.
-- Чудо! вскричалъ скульпторъ, я люблю такія путешествія.
-- Ты, говоришь братъ, чудо; чудо не чудо, но пріятно было очень. Мы идемъ; держимся, разумѣется, за веревочку; а сердце, братъ, бьется, и голосъ, братъ, какъ-то звенитъ, а подъ ногами песокъ и камни, камни и песокъ.
И Ревковъ взглянулъ изъ-подлобья на слушателей; но тутъ же уткнулся, по обыкновенію, носомъ внизъ, и прибавилъ: "случилось обстоятельство не маловажное. Подвигаемся впередъ и видимъ одинъ узкій-преузкій проходъ, ни дать и взять, словно ровный шомполъ отъ ружья вытянулся. Разсуждаемъ; совѣщаемся и стоимъ; нагибаемся и идемъ дальше; и фитили зажгли... Но вдругъ, человѣку фантазія пришла, человѣкъ дуракомъ сдѣлался... Мнѣ, то есть, въ глаза, замѣчательный камышекъ бросился, я нагнулся и веревочка тра, оборвалась! Какъ начали меня бранить, и медвѣдемъ, разумѣется, и... чрезвычайно ругали. А вѣдь веревка-то, проговорилъ онъ,-- была гнилая, за что-жъ сердиться, коли на ней кишки нельзя было повѣсить, гнилая совсѣмъ... Конечно, немножко было непріятно: зовемъ татарина -- молчаніе; кричимъ -- тоже; стучимъ -- все тоже! Признаюсь, тутъ напали на меня шибко... Но я, не показывая вида, отшучивался помаленьку. Одинъ изъ нашей компаніи такъ совсѣмъ растерялся, схватилъ камень и крикнулъ: замолчи! на меня то есть... у одного фитиль погасъ... кто-то споткнулся и началъ стонать... а одинъ къ отчаянью даже прибѣгнулъ: вотъ, говоритъ, наша могила, Ревковъ ее приготовилъ! Могила... тутъ онъ этакой... А дѣйствительно, дѣло выходило плохо: сразу было трудно рѣшить, какъ намъ выбраться. Всѣ глаза высмотрѣли, а пользы мало. А все потому, что тамъ, дальше, за узкимъ проходомъ, и углубленія, и отверстія какія то, словомъ, чортъ сломаетъ ногу, а прежней дороги не отыщешь. Говорю: подождемъ -- ругаются; говорю: не пропадемъ -- сердятся. А тутъ, на бѣду, и гроза еще поднялась, и громомъ такъ треснуло о скалу, что полагали -- всѣхъ насъ задавитъ. Такъ просто скала и затряслась.
-- Отлично! воскликнулъ скульпторъ.
-- Воображаю, какъ вы жались тамъ другъ къ дружкѣ? спросилъ Вышнецовъ нерѣшительнымъ тономъ, боясь напомнить товарищамъ о своей дѣтской слабости -- о боязни спать одному въ темной комнатѣ.
-- Страху тамъ не было, но ожесточеніе большое, замѣтилъ Ревковъ. Съ нами одинъ юнкеръ былъ -- малый ничтожный, а три раза мнѣ на мозоль наступилъ, все какъ будто нечаянно... извиняется, а такъ и трется, проклятый, около ноги.
-- Да какже вы выбрались назадъ?
-- Да что, продолжалъ Ревковъ: -- въ компаніи никогда ходить не стоитъ, добро бы одинъ юнкеръ такой, а то всѣхъ метлой, да въ канаву... Я того мнѣнія что въ компаніи...
-- Да какъ же вы выбрались? нетерпѣливо допрашивалъ скульпторъ.
-- Какіе это путешественники! произнесъ разсказчикъ: -- Я только спрашиваю, развѣ это путешественники?.. А юнкеру, признаюсь, я бы съ удовольствіемъ шею накостылялъ... Я предлагалъ идти дальше,-- назадъ вернулись, предлагалъ костеръ развести,-- не послушались.
-- Да какже вы дорогу-то отыскали?
-- Отчего же огонька не развести, твердилъ разсказчикъ:-- конечно, особеннаго тутъ ничего не было бъ, а огонекъ развести слѣдовало бъ.... и курить боялись, папироски нельзя было допроситься... а небось, какъ домой вернулись, такъ одинъ молодецъ тотчасъ бацъ изъ пистолета и пыжомъ сигарку раскурилъ... И юнкеръ на квартирѣ-то какъ расхрабрился, кричалъ, что у него изъ кармана, будто, двѣсти рублей вытащили.... Голосилъ для того, чтобъ общественную подписку въ пользу его составили, чтобъ подводу для него наняли и отправили бы его въ роту...
-- Какой низкій человѣкъ! воскликнулъ Вышнецовъ, и молоденькое его лицо подернулось испугомъ и изумленіемъ. Отчего онъ не попросилъ откровенно, чтобъ ему лучше заняли?
-- А все-таки мы его на свой счетъ въ роту отправили... и табаку ему купили... грозился процессъ затѣять.... Всѣ знали, что денегъ у него ни какихъ не было, а подводу, однако, наняли...
-- Боже мой! съ негодованіемъ крикнулъ скульпторъ. Это ужасно: у насъ чуть только затѣется что нибудь порядочное, какъ на зло, безъ квартальнаго никакъ не обойдется; не стоитъ и говорить объ этой грязи... Послушай, Вышнецовъ! сыграй вамъ изъ Бетховена что нибудь, изъ Бетховена! кричалъ скульпторъ.
Вышнецовъ взялъ скрипку, тряхнулъ своими великолѣпными кудрями и заигралъ изъ Бетховена. Онъ игралъ четвертую его симфонію, которая, въ кухмистерскомъ номерѣ Академическаго переулка, извѣстна была подъ техническимъ названіемъ хромой. Какъ по душѣ пришлась хромая пріятелямъ, и какъ хорошо закончился студенческій вечеръ!...
III.
На другой день Траскинъ былъ въ сильномъ волненіи. Онъ только что вернулся домой, и, не сбрасывая плаща и шляпы, стоялъ посреди комнаты и размахивалъ руками такъ высоко, что доставалъ до потолка, низкаго и горбатаго, съ закопченными карнизами. Онъ съ необыкновеннымъ жаромъ сообщалъ что-то своимъ пріятелямъ.
-- Вотъ увидите, продолжалъ онъ:-- какъ дѣла наши пойдутъ отлично! И это навѣрное, я самъ читалъ условія: шестнадцать тысячъ, чортъ возьми, предлагаютъ! Шестнадцать тысячъ за свою работу! Я, признаться, прибавилъ онъ порывисто:-- всегда былъ того мнѣнія, что я не пропаду...
-- Еще бы, еще бы! твердилъ Вышнецовъ.
-- У меня теперь на душѣ просто жаворонки поютъ.... ручейки разныя по душѣ катятся... мастерскую скорѣе надо отыскать, цѣлыя ночи спать не буду, но, Боже! я имъ такую модель представлю, что они только ротъ разинутъ...
-- Смотри, братъ, угрюмо возразилъ Ревковъ: -- чтобъ ты опять не обжегся.... прошлаго лѣта ты тоже о тысячахъ мечталъ, а всю зиму въ потертыхъ сапогахъ ходилъ.
-- Что-жъ, неудачи разныя вышли! съ досадою крикнулъ скульпторъ. Зачѣмъ же попрекать человѣка, зачѣмъ же ты сапоги сюда приклеилъ? Ты, извѣстно, ничему не вѣришь, ты тяжелъ, какъ камень, подозрителенъ, какъ чортъ! Слышишь, Вышнецовъ, заказъ, братецъ, въ 16 тысячъ заказъ! (А съ тобой, Ревковъ, я и говорить не хочу.) Вышнецовъ, голубчикъ, слушай: еще какой-то откупщикъ бюстъ заказать мнѣ хочетъ,-- значитъ, еще тысяча въ карманъ... чортъ возьми, откупщикъ, вѣдь, можетъ и полторы отвалить...
-- Конечно, можетъ, подтвердилъ Вышнецовъ.
-- Но какъ ты думаешь, Вышнецовъ: стоитъ ли теперь, когда этотъ удивительный заказъ выдался, марать руки надъ бюстомъ? Да пусть себѣ околѣваетъ откупщикъ! когда надо фигуры лѣпить, такъ съ бюстомъ его возиться нечего... Точно душа моя что-то предчувствовала, и я всю ночь съ бока на бокъ ворочался, и чортъ знаетъ что мнѣ лѣзло въ голову: то будто я уже окончилъ какую-то работу, топередъ мною мраморъ, то будто меня хвалятъ, то академическій сторожъ на водку проситъ....
-- Сторожъ-то сейчасъ прибѣжитъ, какъ только объ заказѣ твоемъ узнаетъ, замѣтилъ Вышнецовъ. Молодецъ Траскинъ,-- правду говорятъ, на ловца и звѣрь бѣжитъ.
-- Ну, воскликнулъ порывисто скульпторъ: -- если и теперь еще не удастся, если и этотъ заказъ не поправитъ моихъ обстоятельствъ, то... я застрѣлюсь!
-- А пока плащъ сними, проворчалъ Ревковъ: -- и вели давать обѣдать.
-- Ты думаешь, что я не застрѣлюсь? обиженнымъ тономъ произнесъ скульпторъ. Нѣтъ, братъ, довольно я пострадалъ, довольно я въ кулаки свисталъ, безъ заказовъ сидѣлъ, за границею не былъ... Что ты думаешь,-- это легко? двумъ портнымъ долженъ, сапожнику долженъ, кухмистеру долженъ, и даже родительскую шубу подъ залогъ снесъ! прибавилъ онъ съ непритворнымъ прискорбіемъ. Отецъ, какъ путному человѣку, мнѣ шубу выслалъ, а я что съ нею сдѣлалъ? ростовщику заложилъ и гитару хозяйской дочкѣ купилъ! конечно, я черезъ недѣлю хотѣлъ шубу выкупить... да, выкупилъ!... ужъ два года, какъ она у ростовщика лежитъ.
И Траскинъ съ укоромъ ударилъ себя въ бокъ.
-- Зачѣмъ я гитару купилъ, прибавилъ онъ съ досадою: зачѣмъ я этой скверной теткѣ двѣнадцать цѣлковыхъ въ винтъ проигралъ? Да за эти мечты, произнесъ онъ съ запальчивостью,-- я такъ себя побью когда нибудь сильно, что меня мертваго застанутъ въ постели.
-- Да отчего тебя эта гитара такъ сокрушаетъ? спросилъ Вышнецовъ.
-- Оттого, что Ревковъ съ тѣхъ поръ ничтожнымъ человѣкомъ меня считаетъ, вѣрный заказъ глупостью называетъ.
-- А ты не сердись, а ты свое дѣлай, проговорилъ Ревковъ. Я одно лишь говорю, какъ бы, братъ, заказъ то твой не шлепнулся, какъ прежде... вѣдь ихъ ужъ сколько было...
-- Ну, полно, Ревковъ, съ жаромъ возразилъ скульпторъ: зачѣмъ такія вещи говорить! вѣдь дѣло самое вѣрное, вѣдь я самъ условія читалъ? Заказъ дѣлаетъ какой-то сибирскій золотопромышленникъ, и завтра же я отъ него задатокъ получу.
Натуралистъ недовѣрчиво покачалъ головой.
-- Если не вѣришь, такъ поѣдемъ, пожалуй, вмѣстѣ, продолжалъ убѣждать скульпторъ. Это, Ревковъ, не гитара, братецъ, ине хозяйская дочка, тутъ нѣжностей никакихъ нѣтъ; да это также и не маіоръ, который, помнишь, за оконченный бюстъ, три съ полтиной мнѣ предложилъ,-- это, братецъ, милльонеръ, золотопромышленникъ. Меня рекомендовалъ ему самъ Б., самъ Б. и цѣну назначилъ. Читай: "на Морской, домъ Пузикова; спросить его же, Пузикова. Сдѣлать четыре большія фигуры, а за трудъ предлагаютъ 16 тысячъ". Ну, что? и это по твоему пустяки?
-- А ты бы такъ давно сказалъ.
-- Ага, теперь и тонъ перемѣнилъ, радостно произнесъ Траскинъ. Знаешь ли, Ревковъ, я буду тебя просить счеты мой вести... А ты, Вышнецовъ, помоги мнѣ мастерскую отыскать. Нужно отыскать хорошенькую мастерскую, чтобъ была свѣтлая... Желѣзную свою кровать я также туда перенесу.
-- А чай-то, гдѣ же ты будешь пить? спросилъ Вышнецовъ.
-- Чай? Ревковъ, какъ ты думаешь, вѣдь я не знаю, право, гдѣ я буду пить чай?
-- Я думаю... перенести нашъ самоваръ къ тебѣ, порѣшилъ Ревковъ.
-- Да ужъ не объявить ли хозяйки, что я отъ нея съѣду?
-- Хозяйкѣ объявлять не надо, замѣтилъ Ревковъ.
-- Но гдѣ же будетъ обѣдать Траскинъ? проговорилъ съ безпокойствомъ Вышнецовъ, поглядывая на товарища.
-- Обѣдать онъ будетъ здѣсь, порѣшилъ Ревковъ. Это будетъ дешевле.
-- А всего пріятнѣе то, произнесъ Траскинъ: что съ долгами можно будетъ расплатиться... Я тебѣ сказывалъ, Ревковъ? шестнадцать тысячъ предлагаютъ... мнѣ кажется, что четыре большія фигуры и имя мое могутъ сдѣлать извѣстнымъ... дойдутъ какъ нибудь слухи до Академіи... можетъ быть, и за границу, для усовершенствованія, отправятъ, можетъ быть... А что вы скажете, господа, если вдругъ мнѣ мраморныхъ коней, напримѣръ, для Новаго моста закажутъ, или же въ Исаакіевскомъ соборѣ работу предложатъ? что скажете тогда?
И Траскинъ отъ восхищенія соскочилъ съ своего мѣста и забѣгалъ но комната. Ревковъ взглянулъ на него и покачалъ головой; скульпторъ сконфузился и замолчалъ.
Но привычка фантазировать и строить воздушные замки, такъ глубоко засѣла въ душу скульптора, что онъ, мало по малу, незамѣтно увлекся и сталъ дѣлать самыя смѣлыя предположенія. Старики говорятъ, чтототъ не человѣкъ, кто смолоду не подымался выше кровли родительскаго дома, а Траскинъ леталъ съ легкостью изумительною: онъ разсказывалъ и посматривалъ на своихъ товарищей, но надо было его видѣть въ ту минуту... Орелъ, просто орелъ, гордо поднявшій свою шею и распустившій по вѣтру крылья; одинъ взмахъ -- и онъ улетѣлъ, еще -- и только темная точка, да случайно оброненное перо показываютъ, какъ быстро и сильно разсѣкаетъ онъ воздухъ...
Боже, чего только не наговорилъ скульпторъ отъ радости! Оказалось, напримѣръ, что пылкій и благородный художникъ, получивъ шестнадцать тысячъ отъ золотопромышленника, осчастливитъ, во-первыхъ, всѣхъ близкихъ ему людей, во-вторыхъ -- уѣдетъ, съ избранными учениками, за границу, въ третьихъ построитъ великолѣпную яхту, найметъ матросовъ и, поднявъ художническій флагъ, хватитъ кругомъ свѣта. Боже мой, онъ посѣтитъ Италію, Грецію и т. д. и т. д., Какое раздолье! друзья будутъ получать отъ него письма со всѣхъ концовъ сита. Наконецъ онъ вернется, ступитъ на родную почву и дастъ толчокъ скульптурѣ въ Петербургѣ, въ Москвѣ, во всей Россіи. Онъ оживитъ дремлющее искусство, его закидаютъ заказами... сколько онъ сдѣлаетъ тогда добра, и какая славная у него будетъ яхта!
Вышнецовъ былъ въ восторгѣ, что еще болѣе придавало шпоры разгорячившемуся скульптору; даже натуралистъ пересталъ улыбаться, и, свѣсивши голову на бокъ, съ тупымъ добродушіемъ посматривалъ на смѣльчака.
На другой день, Траскинъ проснулся часовъ въ восемь. Онъ раскрылъ глаза и увидѣлъ слѣдующую картину: Вышнецовъ еще спалъ, но Ревковъ, въ халатѣ, подпоясанный полотенцемъ, съ такимъ усердіемъ и спокойствіемъ чистилъ плащъ скульптора, точно онъ исполнялъ свою обязанность. Скульпторъ нарочно прикинулся спящимъ и съ любопытствомъ слѣдилъ за товарищемъ. Какое-то угрюмое, но вмѣстѣ доброе и снисходительное выраженіе, видно было на его лицѣ. Надъ бархатнымъ воротникомъ плаща, онъ въ особенности трудился, то прижималъ плотнѣе щетку, то слегка на нее поплевывалъ. Окончивъ эту работу, онъ досталъ изъ маленькой коробочки черную нитку и иголку. Долго смотрѣлъ на фракъ скульптора, покачалъ головою и пристегнулъ оторвавшуюся пуговицу. Пришивъ пуговицу, онъ опять посмотрѣлъ на фракъ, опять покачалъ головою и такъ жалобно вздохнулъ, что безпечный художникъ чуть было не разразился смѣхомъ.
-- Эка человѣкъ-то чему печалится... видно пятно замѣтилъ, подумалъ онъ, и украдкой продолжалъ слѣдить за товарищемъ.
Оставивъ щетку, натуралистъ взялъ вѣничекъ и,предварительно почесавъ себѣ переносицу, заботливо смахнулъ пыль съ фрака и бережно уложилъ его на прежнее мѣсто. Потомъ, торопливо пососавъ недокуренный кусочекъ сигары, попавшійся ему подъ руки, онъ раздѣлся и летъ подъ одѣяло. Скульпторъ нарочно захрапѣлъ.
Траскинъ протяжно зѣвнулъ и, зная характеръ товарища, показалъ видъ, что онъ ничего не замѣтилъ.
Часамъ къ двѣнадцати, Траскинъ былъ ужъ совсѣмъ готовъ. Пріятели принимали самое сердечное участіе въ туалетѣ своего безалабернаго друга.
-- Ты шику побольше золотопромышленнику задай, болталъ Вышнецовъ. Слушай: главное перчатокъ не снимай и, Боже тебя упаси -- сѣсть на кончикъ стула... все дѣло можешь испортить... Мой совѣтъ такой: зайди ты къ парикмахеру и вели завить себя мелкимъ барашечкомъ, понимаешь? Спроси только Жака, и онъ завьетъ тебя такъ...
И Вышнецовъ чмокнулъ въ кончики своихъ пальцевъ.
Дѣйствительно, спустя нѣсколько времени, скульпторъ, завитый барашечкомъ, подымался по парадной лѣстницѣ въ Морской.
Золотопромышленникъ занималъ квартиру богатую. Въ передней сидѣлъ лакей, въ красной жилеткѣ, и внимательно читалъ Сѣверную Пчелку. Когда художникъ обратился къ нему съ вопросомъ, лакей, не отрывая глазъ отъ соблазнительнаго чтенія, объявилъ, что онъ не здѣшній, но въ гости къ Андрюшкѣ пришелъ.
-- Да куда же идти?
-- Не знаю, я къ Андрюшкѣ пришелъ.
-- Да гдѣ же Андрюшка?
-- Не знаю, я къ нему тоже пришелъ.
Траскинь прямо поднялся на верхъ. Пройдя двѣ первыя комнаты, онъ вошелъ въ третью и остановился въ недоумѣніи: въ креслѣ, спиною къ нему, лежалъ человѣкъ, одѣтый въ медвѣжью шубу, и жалобно, чуть не плача, все твердилъ: "откувыркала... нѣтъ, не откувыркала... и право, откувыркала... да нѣтъ же, не откувыркала... а кажется, откувыркала... нѣтъ, проклятая, нотъ, курносая!!!"
-- А что вамъ, батюшка, здѣсь надобно? сердито спросила шуба, съ трудомъ къ нему поворачиваясь.
-- Я художникъ... къ г-ну Пузикову...
-- Я за него, отвѣчала шуба. Я Пузиковъ и есть, да что вамъ нужно, вы вотъ что мнѣ скажите?
-- Я-съ, художникъ... явился по вашему желанію...
-- По какому желанію?
-- Четыре большія фигуры...
-- Не до фигуръ теперь, батюшка, лихорадка такъ меня оттрепала, что всю душу мнѣ растрясла. Ну, городъ-то вашъ, чтобъ ему пути не было!.. Тридцать пять лѣтъ въ Сибири я жилъ и болѣсти даже въ глаза не видѣлъ, а тутъ -- чуть въѣхалъ въ заставу, часы изъ кармана обронилъ, да лихорадку для обновы схватилъ... Вѣдь часы-то какіе были! прибавилъ онъ съ ожесточеніемъ. Тарелку червонцевъ всякому лапотнику дамъ, коли ихъ отыщетъ. Посудите сами, батюшка: еще покойный мой дѣдушка, царство ему небесное, часы эти у голландцевъ укралъ... просто укралъ, а затѣмъ, что никакихъ денегъ за нихъ братъ не хотѣли. Да вы то, батюшка, что хорошенькаго сказать мнѣ намѣрены?
-- Я-съ, художникъ...
-- А сѣсть вы не хотите? спросила шуба, подымаясь съ креселъ, при чемъ Траскинъ увидѣлъ передъ собою человѣка исполинскаго роста, съ красною, страшно-жирною физіономіею и съ свиными глазками.
-- Вотъ-съ, батюшка, произнесъ онъ медленно, когда Траскинъ помѣстился на первомъ попавшемся креслѣ: я съ вами бесѣду веду, а самого-то меня лѣшій по пяткамъ только щекочетъ... вѣдь знаете ли, какое мучительство я испытываю? вечеркомъ-то она опять меня поймаетъ и откувыркаетъ, вѣдь какъ оттреплетъ, курносая!..
При этомъ золотопромышленникъ съ такимъ сокрушеніемъ вздохнулъ и легъ на диванъ, точно онъ ложился въ гробъ.
-- А что, лампадку-то затеплили? спросилъ Пузиковъ съ живостью.
-- Какже-съ.
-- То-то, гляди мнѣ, чтобъ цѣлую ночь лампадка горѣла... чтобъ и масло-то было хорошее, да фитилекъ...
Мальчишка тряхнулъ волосами и пошелъ было къ двери.
-- Слушай! крикнулъ Пузиковъ на него снова: полосатая ты чушка, мужикъ ты сирый! Принеси мнѣ валенцы, назябъ-то я шибко, да и взопрѣть-то по докторскому велѣнію желательно бы. Вѣдь жизнь то моя такая, милостивый государь, заключилъ онъ со вздохомъ: что хоть веревочкой за шею, да на гвоздикъ.
Траскинъ посмотрѣлъ на золотопромышленника. "Не знаю, горитъ ли лампадка", тоскливо произнесъ золотопромышленниъ.
-- А что, батюшка, спросилъ онъ, помолчавъ: вы и церкви можете строить!
-- Нѣтъ, не могу.
-- Не можете... такъ, стало быть, вы хоть иконы писать можете?
-- Не могу, глухо отвѣчалъ Траскинъ.
-- И того не можете, и другаго не можете, такъ что же вы можете?
-- Заказъ вашъ могу исполнить.
-- На счетъ-то фигуръ! съ пренебреженіемъ перебилъ золотопромышленникъ. Фигуру-то, батюшка, не трудно смастерить, а вотъ краской такъ будетъ потруднѣе... Вотъ у меня, доложу вамъ, въ Якутскѣ-то, большая масленная картина есть, важная картина. Я, прибавилъ онъ со вздохомъ,-- съ удовольствіемъ ее перешлю вамъ, коли только вы горю моему поможете: обяжете, батюшка, по гробъ, коли, примѣрно, часы мои какъ нибудь отыщете, вѣдь вы, чай, всѣ здѣшніе закоулки знаете?
Траскинъ поблѣднѣлъ и посмотрѣлъ на добродушнаго Пузикова съ такой яростью, что золотопромышленникъ съ удивленіемъ на него глаза выпучилъ.
-- Но... позвольте, произнесъ скульпторъ, и губы его дрожали. Какъ васъ...
-- Иваномъ Яковлевичемъ зовутъ, спокойно отвѣчалъ Сибирякъ. А васъ-то какъ по батюшкѣ?
-- Дѣло не въ томъ, намѣрены ли вы дать мнѣ заказъ?
Золотопромышленникъ покачалъ головою.
-- Да я самъ еще хорошенько не знаю, вотъ какъ дядя Савелій посовѣтуетъ. Ныньче я не свѣтелъ... и часы больно меня сокрушаютъ...
-- Однакожъ, скажите мнѣ, какъ вы думаете на счетъ заказа?
-- Я, то есть, какъ думаю? Признаться, я еще объ этомъ не думалъ... ныньче я не свѣтелъ... Молодому человѣку, вамъ, примѣрно, жить легко, вы въ самомъ цвѣту, батюшка, а вотъ такъ мнѣ, сегодня же пьявки къ животу приставятъ. Дядя Савелій совѣтуетъ...
-- Да кто же этотъ дядя Савелій? съ нетерпѣніемъ спросилъ Траскинъ.
-- А дядя Савелій всѣмъ у меня завѣдываетъ, отвѣчалъ Пузиковъ; у дяди Савелья, доложу вамъ, золотая головка, какъ отецъ родной обо мнѣ печется... Еслибъ не онъ, меня обокралибъ совершенно... Спасибо ему, всѣми дѣлами моими завѣдываетъ.
-- Позвольте, значитъ, мнѣ обратиться къ нему?
-- А непремѣнно надо обратиться, замѣтилъ Пузиковъ. Какже не обратиться... Дядя Савелій...
-- Гдѣ же онъ живетъ?
-- Вонъ на той половинѣ. Такъ и скажите ему: Иванъ Яковлевичъ, молъ, обо всемъ со мною переговорили, но не свѣтелъ молъ, ныньче Иванъ Яковлевичъ, и шуба ихъ, дескать, мало согрѣваетъ. А что же до фигуръ, молъ, то они никакого сомнѣнія не имѣютъ. Не забудьте же,такъ дядѣ Савелію и скажите.
Скрѣпя сердце, художникъ отправился на указанную половину, проклиная идіотскую голову золотопромышленника.
Дядя Савелій, худенькій, поджарый старичокъ, одѣтый очень опрятно, такъ и забѣгалъ своими умными, но плутоватыми глазками и только шевелилъ сѣденькой своей бородкой. Говорилъ онъ быстро, сухо, точно костяшками на счетахъ выбрасывалъ.
-- Да что, сударикъ, заговорилъ онъ, махая краснымъ фуляромъ: какія-съ тутъ фигуры! Племянникъ-то Иванъ попугаемъ, Господи прости, жизнь проводитъ, что ему скажутъ, то, онъ, по простотѣ своей, икъ исполненію взять готовъ въсообразность. А шептать ему на ухо больно много охотниковъ находится...
-- Помилуйте-съ, меня академикъ Б. къ нему рекомендовалъ.
-- Э, сударикъ, э, сударикъ, заговорилъ раздражительно старичокъ: чай, думаете съ своимъ академикомъ-то, что у дурака пятнадцать милліоновъ есть, такъ и обиждать его не зазрительно.
Отъ такой неожиданности, бѣдный художникъ совершенно растерялся исъ негодованіемъ бросилъ дядю Савелія. Дрожа отъ стыда имученія, онъ готовъ былъ провалиться на мѣстѣ.
Какъ опареный кипяткомъ, онъ выскочилъ въ переднюю. Лакей, въ красной жилеткѣ, читалъ по прежнему Пчелку и попрежнему посмотрѣлъ на художника.
-- Брр... плащъ! крикнулъ скульпторъ.
-- Я не здѣшній, къ Андрюшкѣ пришелъ.
-- Подай плащъ, говорятъ тебѣ! крикнулъ на него громовымъ голосомъ Траскшгь.
Лакей мигомъ вскочилъ, подалъ плащъ и съ поспѣшностью отворилъ двери. Какое-то гнусное подобострастіе выражалось наего лицѣ, точно онъ хотѣлъ сказать: "Виноватъ, батюшка, вѣдь я-то Андрюшка и есть."
Блѣдный и едва дыша, прибѣжалъ Траскинъ въ Академическій переулокъ.
Видя его встревоженное лицо, товарищи испугались и бросились кънему съ разспросами.
-- Молчите, молчите, ради Создателя, молчите! говорилъ бѣдный скульпторъ. Все кончено, все порѣшено... Теперь мнѣ ничего не надо, прибавилъ онъ съ горечью; надо только разоблачитьсяпередъ друзьями... На, Вышнецовъ, бери свой фракъ, говорилъ онъ, сбрасывая его, вотъ и галстухъ твой... Жилетка чья? да, жилетка моя. Ревковъ! говорилъ онъ, дрожа всѣмъ тѣломъ,-- возьми свой платокъ... вотъ твоя шляпа, Вышнецовъ, спасибо... Да, вотъ еще твои перчатки... Видно у меня одна только собственность, съ горечью заключилъ онъ: все, все чужое, одна только кожа моя...
И не будучи въ состояніи болѣе владѣть собою, Траскинъ не выдержалъ и зарыдалъ, какъ ребенокъ.
-- Пушку, кричалъ онъ съ бѣшенствомъ: мушку дайте мнѣ, и я разнесу себя въ мелкіе кусочки. Вколочу туда себя, золотопромышленника идядю Савелія, и пусть все пойдетъ къ чорту, но процвѣтаетъ одно искусство!..
IV.
На Садовой, Гороховой и во всѣхъ трехъ Мещанскіхъ есть много маленькихъ магазиновъ, съ шляпками и чепцами на окнѣ, кокетливо развѣшанныхъ на довольно грязныхъ картонныхъ болванчикахъ. Сюда съ жаднымъ любопытствомъ стремятся, проходящія по утрамъ, различныя салопницы -- охотницы поглазѣть на модные наряды,-- а по вечерамъ заглядываютъ чиновники и офицеры, мимоходомъ дѣлая черезъ окно гримасы работающимъ дѣвочкамъ. Подъ вечеръ, петербургскій должностной человѣкъ вообще дѣлается развязнѣе: или въ окно заглянетъ, или поцѣлуйчикъ пошлетъ, или же гримасу сдѣлаетъ, но все-таки что нибудь да сдѣлаетъ.
Подобные магазины, наружную дверь которыхъ обыкновенно украшаетъ какая нибудь нарисованная амазонка, неизвѣстно для чего и кому подмигивающая,-- подобные магазины на Садовой и въ Мѣщанскихъ, содержатъ, по большей части, кондукторскія жены.
Кондукторы дилижансовъ, безспорно, самые счастливѣйшія мужья въ Петербургѣ: возвратившись изъ дальней поѣздки, они отдыхаютъ на мягкой перинѣ, заботливо приготовленной соскучившею женою, надѣваютъ плисовые сапоги и всегда находятъ въ конторкѣ серебряные рубли. Утромъ, кондукторъ, у котораго отъ привычки безпрерывно звенитъ въ ушахъ почтовый колокольчикъ -- пьетъ кофе, очень хорошій кофе, крѣпко цалуетъ жену, а иногда, въ веселый часъ, даже сажаетъ ее къ себѣ на колѣни.
Въ восемь часовъ вечера, кондукторъ, сбросивъ плисовые сапоги и простившись съ женою, покачивается ужъ на козлахъ и трубитъ установленный сигналъ на своемъ мѣдномъ инструментѣ, который такъ звонко отдается въ полѣ итакъ хорошо знакомъ станціоннымъ смотрителямъ. И вотъ опять знакомая дорога! Прощай, покойная перина, знакомый магазинъ въ Мещанской, недокуренная трубка и жена, привыкшая къ безпрерывнымъ отлучкамъ хозяина. А колокольчикъ такъ и заливается, ямщикъ гонитъ лошадей, лихой морозъ то щиплетъ за бороду, то вдругъ хватитъ за щеку, и раскинулась безконечная пелена замерзшаго снѣгу.
Но къ чему все это? спросите вы.
А вотъ къ чему. Въ одномъ изъ такихъ магазиновъ, о которыхъ мы тотчасъ говорили, жила одна дѣвушка, по имени Наташа, хорошенькая закройщица. Ловка и умна была эта Наташа и такъ умѣла хорошо себя поставить въ отношеніи къ хозяйкѣ, что хозяйка дорожила ею, платила порядочное жалованье и никогда ее не обсчитывала.
Катъ мило и нарядно одѣвалась эта Наташа, какія кругленькія и свѣженькія у нея были щечки! Нельзя, впрочемъ, сказать, чтобъ она была хороша собою, но въ ея тоненькой фигуркѣ, подвижныхъ чертахъ лица, синенькихъ глазкахъ, столько было прелести, игривости и лукавства вмѣстѣ, что она невольно привлекала къ себѣ каждаго, кто только любятъ видѣть хорошенькое и неглупое личико женщины.
-- Охъ, вострушка! ворчала про себя хозяйка. Ужъ такая, что любому мужчинѣ глаза выцарапаетъ, а нечего сказать; работаетъ такъ чудесно, что не надивишься.
Вслѣдствіе послѣдней причины, содержательница магазина угождала своей первой закройщицѣ всячески и особую комнату для нея отвела, и на Екатерингофское гулянье брала съ собою, даже хорошаго жениха обѣщалась ей пріискать, при случаѣ.
Вмѣстѣ съ Наташею жила другая мастерица, ея товарка, Саша, безконечно добрая, но нѣсколько глуповатая дѣвушка.
Однажды вечеромъ, послѣ работъ, когда ставни въ магазинъ были заперты и снята съ наружной двери вывѣска (зеленая дама съ хлыстикомъ, искусно нарисованная на огромномъ жестяномъ листѣ) и поставлена на свое обычное мѣсто, въ уголокъ, обѣ товарки сидѣли у себя въ комната, и Саша о чемъ-то очень упрашивала Наташу.
-- Пойдемъ, Наташа, на минутку только... пойдемъ, голубушка... А ужъ я въ долгу у тебя не останусь: пошли меня куда хочешь, и къ прачкѣ твоей схожу, и въ гостинный дворъ для тебя сбѣгаю. Вѣдь знаешь, что я тебѣ скажу?
-- Какъ не знать! Опять какія нибудь глупости языкомъ размазывать станешь. Полно тебѣ...
-- Нѣтъ, не глупости.
-- Ну, говоря, что-жъ такое?
-- Нѣтъ, не глупости, не глупости! А я тебѣ вотъ что скажу: цѣлый мѣсяцъ, побожиться даже готова, буду чесать тебѣ волосы, и помада будетъ моя, коли просьбу мою уважишь. Думаешь, легко съ твоей косой возиться? Ну же, лѣнивая, собирайся.
-- Сашка, да что ты ко мнѣ вяжешься? строго проговорила Наташа. Смотри у меня...
Саша замолчала и украдкой поглядѣла на нее.
-- Наташа, знаешь, что мнѣ въ голову пришло? начала она снова,-- я тебѣ апельсиновъ куплю... ей-Богу, куплю. Я ужъ давно хотѣла купить. Завтра же куплю.
Наташа улыбнулась.
-- Да вѣдь грязно идти, и далеко, произнесла она, зѣвая.
-- Грязь! вотъ еще что выдумала! нынче грязь совсѣмъ пустяшная, такъ себѣ, маленькая грязь. А коли хочешь, такъ надѣвай мои калоши.
-- Поди ты! въ одну твою калошу обѣ мои ноги спрячутся. Развѣ у тебя нога,-- у тебя лодка!
-- Ничего, что лодка, за то у меня обувь долго держится, а у тебя (и круглое лицо Саши приняло самое насмѣшливое выраженіе) каждая недѣля -- и пара новыхъ башмаковъ. Сегодня, какъ я вспомнила, сколько ты переносила башмаковъ, такъ и покатилась со смѣху. Господи! прибавила она: -- отчего это у тебя обувь такъ скоро носится?
-- Какая ты глупая, Сашиа.
-- Не сердись, Наташа, ей-Богу, ты башмаки скоро носишь. Ну, пойдешь, что ли?
-- Нѣтъ, нѣтъ, не пойду! весело запѣла Наташа,
-- Да отчего же?
-- Нѣтъ, нѣтъ, не пойду!
-- Хорошо же, отвѣчала обиженно Саша:-- не дождешься ты отъ меня теперь никакого обхожденія.... какая барыня! калоши ей еще надѣвай, упрашивай... вишь, на диванѣ-то какъ разлеглась! думаетъ, что вотъ такъ сейчасъ замужъ кто нибудь ее и возьметъ... А щегленка твоего, добавила она ворчливо: я завтра же изъ клѣтки выпущу, право выпущу.
-- Попробуй! Я бы желала видѣть, какъ ты его выпустишь. И Наташа произнесла это съ такою увѣренностью, что тотчасъ видно было, что Саша находятся въ полномъ ея повиновеніи. Такъ иногда капризный баринъ позволяетъ бранить себя своему слугѣ, наслаждаясь тѣмъ, что онъ тотчасъ можетъ зажать ему ротъ.
-- Саша!
Молчаніе.
-- Послушай, Саша.
Но Саша но прежнему молчала.
-- Послушай, Сашка, что ты въ самомъ дѣлѣ важничаешь? Я тебя, Сашка, такъ обругаю, что ты сама не будешь рада. Думаетъ, что аптекарскій ученикъ записочки ей пишетъ, а кондитеръ пирожковъ присылаетъ, такъ ужъ она и птица большая...
-- Ахъ,Наташа!... какая жъ ты ехидная... а кто все подучалъ меня, попроси у него ликеру, развѣ не ты? Не сердись, душенька, Наташа, я только такъ... Вотъ тебѣ папироска, Наташа, не сердись, голубушка. Ты вѣдь такая, Богъ тебя прости, обидчивая...
-- То-то, смотри у меня, не важничай, говорила Наташа, самодовольно закуривая поднесенную ей папироску. Чуть-что, тотчасъ скажу хозяйкѣ, что жить съ тобою въ одной комнатѣ намѣренія не имѣю...
Саша молчала. Толстое, румяное лицо ея исполнено было полнѣйшаго добродушія и той безотвѣтности, которая бываетъ удѣломъ крестьянской дѣвушки, надѣвшей модную шляпку, но не успѣвшей еще забыть родную избу, суроваго отца и братней жены, которая ходитъ въ шерстяныхъ чулкахъ и такъ полновластно распоряжается въ домѣ, что всѣ только крехтятъ, да помалчиваютъ. Послушна и робка такая дѣвушка, и слѣпо подчиняется разбитной товаркѣ, сварливой хозяйкѣ, или своему замасленому тунеядцу-любовнику, которому часто, на послѣднія деньжонки, покупаетъ вино и табакъ, а въ замѣнъ этого, нерѣдко достаются ей побои...