Комарова Варвара Дмитриевна
Комарова В. Д.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   КОМАРОВА Варвара Дмитриевна (урожд. Стасова; псевд. Влад. Каренин и др.; 12(24).8.1862, Петербург -- 24.2.1942, Ленинград), прозаик, историк музыки и лит-ры. Из дворян. семьи. Дочь адвоката Д. В. Стасова, обществ, деятеля, участника проведения судебной реформы 1864, одного из учредителей Рус. муз. об-ва; племянница В. В. Стасова. Воспитываясь в муз.-артистич. среде, К. с ранних лет встречалась с выдающимися рус. композиторами (см. ее мемуары "Из дет. восп. о великих людях. Мусоргский" -- "Муз. современник", 1917, No 5/6; "А. П. Бородин". -- В кн.: Муз. наследство, т. 3. М., 1970). Окончила г-зию М. П. Спешневой (1881) с зол. медалью. В 1882 вышла замуж за офицера H. H. Комарова, сопровождала мужа в его служебных поездках по России. С 1912 науч. сотр. Пушкинского Дома, в 1918--32 ученый хранитель его отд. рукописей. Чл. ОЛРС, ОЛДП и др. лит.-науч. обществ.
   В 1888 дебютировала ром. "Муся" (ВЕ, No 5--8; отд. изд. -- СПб., 1911; М., 1913). Его герои принадлежат к "элегантной золотой молодежи", проводящей время в светских развлечениях. В критич. обзорах с иронией отмечалось, что "воздушно-грациозные описания... пропитанные тонкими духами и франц. языком", не спасают читателя от скуки, испытываемой от "повторения одних и тех же сцен, разговоров, лиц, как две капли воды похожих одни на другие" (РМ, 1888, No 6, с. 317--18); роман был расценен как пример общей неспособности беллетристов к решению "крупных худож. задач" (<Р. А. Дистерло> -- "Неделя", 1888, No 41). По совету В. В. Стасова, принимавшего участие в лит. судьбе К. (их переписку см. в кн.: Стасов В. В., Письма к родным, т. 2, М., 1958, ук.), она пишет "Сказку про маленькую рыбку и про великого человека" (РВед, 1889, 25 дек.; отд. изд. -- СПб., 1890, илл. Е. М. Бем; рец.: ВЕ, 1890, No 1). Большой успех сопутствовал выступлению К. в жанре прозаич. миниатюры: сказка "Невидимка" (СПб., 1893) обратила внимание М. А. Кавоса, по представлению к-рого К. была принята в Лит. об-во (см. ее восп. "Рус. лит. общество. Отрывок из моих мемуаров" -- ЦГАЛИ, ф. 238, on. 1, No 18). "Детская" тема получила продолжение в "этюдах" "Из детского мира" (ВЕ, 1892, No 6), интересных как попытка проникнуть во внутр. мир ребенка. Из прозаич. произв. К., составивших сб. "Стрекозы. (Рассказы и сказки)" (СПб., 1916), выделяется рассказ "Господин Калошкин" (ВЕ, 1897, No 6), в к-ром затрагивается проблема нравств. облика художника. Обращаясь к теме "гений и злодейство", К. создает образ виртуозного музыканта, сосредоточенного исключительно на своем исполнительском даре и грубым эгоизмом толкающего жену на самоубийство.
   Критика отмечала вторичность используемых К. сюжетных схем: в "Мусе" находила полемику с "Анной Карениной" Л. Н. Толстого (жена жертвует любовью во имя счастья мужа -- см.: Р. А. Дистерло -- там же), а в "Господине Калошкине" -- влияние повести Ф. М. Достоевского "Кроткая" (PB, 1897, No 7; др. отзыв: Медведский К., Лит. заметки. Лубочная беллетристика. -- МВед, 1897, 19 июня).
   Единственное драм, произв. К. -- "Каролина Нёйбер. Трагич. быль..." (СВ, 1897, No 12) из жизни нем. актрисы и антрепренера (1697--1760), работавшей в России (пост. в 1900 труппой Лит.-худож. об-ва, СПб.).
   С 1892, познакомившись через своего отца с невесткой Жорж Санд -- Морис, К. систематически работала над биографией франц. писательницы. В 1894, находясь в Париже, сблизилась с др. ее родственниками и получила доступ к семейному архиву; в 1895 и 1898 работала также в архиве Ш. Спульберга де Ловенжуля в Брюсселе, где были собраны мн. материалы, касающиеся Жорж Санд. В очерках "Жорж Санд и ее биография" (ВЕ, 1894, No 5) и "История, а не легенда. Глава из книги о Жорж Санд" (СВ, 1895, No 12) значит, место уделила влиянию идей Жорж Санд на рус. общество сер. 19 в. Первый том биографии писательницы -- "Жорж Санд, ее жизнь и произведения" (СПб., 1899), включивший множество неизд. материалов, был удостоен Пушкинской пр. (отзыв Н. А. Котляревского, 1899, -- в кн.: Пятнадцатое присуждение премий им. А. С. Пушкина 1903 г. Отчет и рецензии, СПб., 1905, с. 92--120; т. 2 -- СПб., 1916; т. 3 -- Макарьевская пр.; не издан). Перевод на франц. яз. -- "George Sand, sa vie et ses œuvres" (т. 1--4, Paris, 1899--1926) был удостоен в 1927 пр. Французской академии.
   В нач. 20 в. К. систематически публикует эпистолярное наследие Стасова, преим. его переписку с рус. композиторами: П. И. Чайковским (РМ, 1909, J* 3), А. К. Лядовым ("Муз. современник", 1916, No 7), H. A. Римским-Корсаковым (РМ, 1910, No 6--9) и др. Разыскав письма Стасова к Л. Н. Толстому (см. ее письмо А. Е. Грузинскому -- ЦГАЛИ, ф. 126, оп. 1, No 176), издает (совм. с Б. Л. Модзалевским) кн. "Лев Толстой и В. В. Стасов. Переписка. 1878--1906" ([Л.], 1929). Пишет наиб. полную биографию "В. Стасов. Очерк его жизни и деятельности" (ч. 1--2, Л., 1927). К. опубликовала также письма Стасова к А. А. Голенищеву-Кутузову ("Рус. муз. газета", 1916. No 41--43).
   Др. произв.: "Вольтер" (М., 1893; отзыв: РМ, 1894, No 7), "В облаках". Пов. (СВ, 1893, No 9--10), "А. К. Лядов и его "Зорюшка""(СПб., 1911).
   Изд.: Соч.. т. 2--3, СПб., 1912; Автобиография В. Д. Стасовой-Комаровой. -- "Огонек", 1927, No 42.
   Лит.: РЛ, 1981, No 3, с. 89, 90. * Венгеров. Источ.; Гранат; Муз. энц., т. 2, М., 1974; Писатели Ленинграда; Ленингр. писатели-фронтовики, Л., 1985; Мсзьер; Масанов.
   Архивы: ЦГАЛИ, ф. 238; ИРЛИ, ф. 294; ГПБ, ф. 361.

А. А. Носов.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 2. М., "Большая Российская энциклопедия", 1992

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru