КОМАРОВСКИЙ Василий Алексеевич [21.3(2.4).1881, Москва -- 8(21).9 (встречающаяся в лит-ре дата смерти 28.10 ошибочна). 1914, Царское Село], поэт. Правнук Е. Ф. Комаровского. Отец, Ал. Ег., -- д. стат. сов., шталмейстер имп. двора, граф. Мать, Ал-дра Вас. (урожд. Безобразова), -- графиня.
Род Комаровских польск. происхождения; кровно и по свойству они были связаны с гр. Камаровскими (др. ветвь этого рода), Веневитиновыми (Соф. Вл.( сестра поэта, была замужем за дедом К. по отцу; К. хранил у себя письма Д. В. Веневитинова и впоследствии передал их для издания Н. О. Лернеру), гр. Соллогубами, кн. Гагариными, гр. Муравьевыми, гр. Виельгорскими и др. К. интересовался историей своего рода и особое внимание уделял деду: "...ист.-филос. и религ. искания были гл. пристрастием графа Егора Евграфовича, -- но не вылились в законченном труде. Граф Егор Евграфович писал книгу <...> -- род мистич. опыта философии истории -- но так и не написал ее. В семье моей хранятся обширные черновые наброски, из них "Prologue" приложен к статье М. А. Веневитинова" (письмо Лернеру от 11 апр. 1907 -- ГПБ, ф. 430, оп. 1, No 174). Эти духовные интересы были отчасти унаследованы Анной Ег. Комаровской, теткой поэта, к-рая была дружна с Ф. М. Достоевским в последнее десятилетие его жизни. Именно она была посредствующим эвеном между своим отцом и племянником. В письме к Лернеру от 4 апр. 1907 (там же, No 174) К. приводит со слов Анны Ег. рассказ деда о встрече в книжном магазине Meillet на Невском просп. с А. С. Пушкиным за неск. дней до его смерти; поэт просил Е. Е. Комаровского указать ему к.-и. книгу о дуэли.
В 1900 К. окончил Александров, лицей и поступил на юридич. ф-т Петерб. ун-та, через год перешел на ист.-филол. ф-т, откуда уволился в 1906. После смерти отца (1897) К. переехал из Петербурга в Царское Село, где жил у др. своей тетки, Любови Евграфов-ны, до самой смерти. Страдавший тяжелым наследств, недугом, он скончался в психиагрич. лечебнице во время буйного припадка (есть сведения о том, что это было самоубийство).
К. -- автор единен" кн. "Первая приставь. Стихи" (СПб., 1913; рец.: Ел<атом>ский С. В. фон Штейн? -- "Перм. вед.", 1914, 4 мая). Неск стих, из вошедших в книгу были ранее опубл. под псевд. Incitatus (имя коня Калигулы) в "Лит. альманахе" изд-ва "Аполлон" (СПб., 1912). Ряд стих появился в печати после выходи книги, в осн. посмертно: "Ракша>. ("Аполлон". 1914, No 6--7), "Лицо печальное твое осеребрило...", "Как этот день сегодня странно тонок..." и 7 др. стихотворений ("Аполлон", 1916, No 8); в "Звене" (Париж, 1924, 26 мая) опубл. стих. "То летний жар, то солнца глаз пурпурный..."; неоконч. стихи "Июль был яростный и пыльно-бирюзовый..." приведены Д. П. Святополком-Мирским, а позднее -- С. К. Маковским (см. лит.).
В упомянутом "Лит. альманахе" (1912) под тем же псевд. Incitatus был напечатан рассказ из др.-рим. жизни "Sabmtila", представляющий собой весьма интересный опыт стилизации. Святополк-Мирский свидетельствует, что у К. были и др. прозаич. наброски, оставшиеся не только не напечатанными, но и утраченными: "Анекдот о Любви", "Исторический роман" (ок. 30 страниц), рукопись ром. "До Цусимы" (по сведениям Р. Д. Тименчика, А. А. Ахматова в июле 1965 вспоминала о чтении этого романа автором в доме Кардовских), отд. заметки. К. был также составителем "Указателя к таблице гл. живописцев Европы с 1200 г. но 1800 г." (П., 1915); об интересе к живописи свидетельствуют его стихи и участие К. в выставках художников (репродукции его картин публиковались в "Аполлоне").
Стихи К. ни при их появлении, ни позже не привлекли к себе внимания широкой аудитории; его известность и высокая репутация были достоянием узкого, условно "царскосельского" круга. Критика уже в первые годы после смерти К. составила мнение о его поэзии, в дальнейшем почти не изменившееся. "В творч. потоке развития он был странным завитком в сторону, никуда не идущим. Но именно такая оригинальность... и есть утверждение абсолютной свободы, проявление какой-то божественной игры, избытка сил творч. эволюции... Вся его поэзия... совершенно вне эмоционального плана. Вся она в плане чистой игры" (Святополк-Мирский); "Его поэзия блистательна и холодна. Должно быть, это самые блистательные и самые ледяные рус. стихи. "Парнас" Брюсова перед ними детский лепет" (Иванов, с. 158). Мнение об отсутствии у поэзии К. связей с лит. жизнью эпохи не может быть признано вполне справедливым. С течением времени обнаружилось, что акмеизм усвоил ряд важных уроков К.; у Ахматовой и О. Э. Мандельштама обнаруживаются несомненные связи с его стихами -- вплоть до текстуальных перекличек. В последние месяцы жизни К. между ним и Ахматовой установились отношения дружбы двух поэтов [ср. обмен стихотв. посланиями весной 1914: "Анне Ахматовой (Вечер и Четки)" К. и "Ответ" ("Какие странные слова...") Ахматовой]. Для Ахматовой он был одним из последних хранителей "царскосельской" поэтич. мифологии. И сам образ К. в позднейших восп., иногда и не вполне достоверных, обнаруживает изв. склонность к мифологизации, к превращению в своего рода Genius loci Царскосельского парка. То, что именно акмеисты оказались наиб, чутки к поэзии К. (Н. С. Гумилёв был чуть ли не первым ее пропагандистом), отчасти было подготовлено знакомством с поэзией И. Ф. Анненского, с к-рой у К. немало общего, но отчасти обусловливалось и тем, что для акмеизма в его отталкивании от поэтики символизма был важен опыт К., к-рый не прошел мимо символизма, но, усвоив ряд его черт, ввел их в новый поэтич. контекст, оказавшийся привлекательным для акмеистов.
Поэтич. генеалогия К. довольно сложна и во всяком случае нетривиальна. Ни к каким школам и направлениям в узком смысле он не принадлежал и был достаточно изолирован от текущей лит. жизни. Но в более широкой перспективе определяющие лит. связи К. ясны: от наиболее близкого ему Анненского у К. не только характерная "нервность", чувство трагического, синтезы "личного" и "исторического" и т. п., но и -- тематически -- вся "царскосельская" антикизирующая линия. Темами ночи, бездны, безумия, связи человеческого с космически-первозданным К. близок к Ф. И. Тютчеву. Но эти особенности поэзии К. пропущены сквозь пушкинское классически-взвешенное и гармонизирующее начало (ср. особенно лиро-эпич. опыты в жанре "воспоминаний", александрийский стих, "царскосельскую" топику и т. п.). В формировании К. как поэта значит, роль сыграло и его знакомство с новой франц. поэзией -- Ш. Бодлером, Ж. де Нервалем, С. Малларме и особенно А. де Ренье. К. перевел Бодлера ("Путешествие") и Дж. Китса ("Ода к греч. вазе"), и в обоих случаях выбор отвечал душевным коллизиям рус. поэта. Для поэзии К. характерно стремление к гармонизации "противоположного" -- спокойных и размеренных классич. форм с внутр. трагизмом содержания ("И горечи не превозмочь / -- Ты по земле уже ходила -- / И темным путником ко мне стучалась ночь, / Водою мертвою поила"), ист. и "объективного" с биографическим, личным, "субъективным", стройности и философичности с суггестивностью и прикосновенностью к иррациональному, эпического с лирическим, "чужого" (античность, итальянское Возрождение и др.) со "своим ". К. -- один из лучших в рус. поэзии мастеров сонета. В целом его поэтич. наследие мало известно и недостаточно изучено.
Изд.: Стихи. -- В кн.: Ежов И., Шамурин Е., Рус. поэзия XX в., M., 192S (есть биогр. справка); Стихотворения и проза, Мюнхен, 1979.
Лит.: Гумилев Н. С, Письмо о рус. поэзии. -- "Аполлон", 1914, NoNo 1--2, с. 127--128; Святополк-Мирский Д., Памяти гр. К. -- "Звено", 1924, 22 сент.; Иванов Г., Петерб. зимы, Н.-Й., 1952; Маковский С., На Парнасе "Серебряного века", Мюнхен, 1962, с. 223--50 (перепечатка его ст. под назв. "Стихи и проза К." -- "Мосты", 1960, No4); Иваск Ю., Статуи Анненского и К. -- В кн.: Комаровский В. А., Стих, и проза; Адамович Г. В., Письмо к У. Тьялзма. -- Там же; Тjаlsma H. W., Count W. Komarovsky. Minor master of the Petersburg style. -- Там же; Топоров В. Н., Две главы из истории рус. поэзии начала века: I -- В. А. Комаровский. -- "Russian Literature", 1979, v. 7, [No] 3, May; Almanach de St. Petersbourg. Cour. monde et ville. St. Petersbourg, 1913--14, p. 288--89; Mirskii D. P., Contemporary Russian literature, 1881--1925, L., 1926, p. 237; Idem, Ahistory of Russian literature, L., 1949, p. 473. * Некрологи, 1914: HB, 23 окт. (П. Столпянский); "Аполлон", No 6--7 (H. Пунин); КЛЭ; Масанов.
Архивы: ГПБ, ф.124, H2098, 2099, ф. 430, оп. 1, No 174.
В. H. Топоров.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 2. М., "Большая Российская энциклопедия", 1992