1931 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
КОМИССАРЖЕВСКАЯ В СОВРЕМЕННОСТИ
1910--1930 гг.
Обычно, когда вспоминаешь деятелей, давно ушедших из жизни, перебираешь какие-то запыленные временем уголки своей памяти -- и самый образ человека, умершего 20 лет назад, кажется нам задернутым какой-то дымкой тумана.
Но есть образы, настолько ярко живущие в нас, что ни далекая разлука, ни даже смерть не в силах разрушить установившейся когда-то спайки. К числу таких людей, несомненно, принадлежит Комиссаржевская.
За эти долгие 20 лет вся жизнь наша перестроилась, старые формы давно изжиты и никому уже не нужны, перед нами открылись новые широкие возможности во всех областях, и, тем не менее, образ маленькой женщины с глубокими глазами и волнующим проникновенным голосом живет не только среди нас, современников, но и в представлении более молодого поколения.
И в этом нет ничего удивительного, так как все упорство художественных исканий Комиссаржевской, вся революционность ее порывов уносили ее на десятки лет вперед, благодаря чему ее творчество гораздо ближе и созвучнее нашему времени, нежели эпохе устоявшихся, застывших форм театра, которые тщетно старалась перестроить ее революционная душа.
Комиссаржевская несла с собой подлинную культурную революцию, которая публикой того времени не была, да и не могла быть воспринята. И только молодежь, студенчество откликнулось на ее призывы и пошло с ней.
Но сил было слишком мало, и натянутая струна жизни артистки нелепо оборвалась 20 лет назад...
Однако эта оборвавшаяся преждевременно жизнь сыграла большую роль в оживлении русского театра, и развившиеся после революции новые формы таят в себе семена, посеянные Комиссаржевской.
Недаром Веру Федоровну в нашей литературе называли "вещей женщиной, ставшей на рубеже двух столетий со взором надежды и требовательного вызова, устремленным в даль, откуда должен притти новый человек. Это женщина высоких чаяний, эпохи, когда искусство не хочет быть только искусством, а хочет стать жизнью, иначе преобразив всю жизнь". В этом устремлении вперед, к новым формам, которые были бы действительно "нужны", таится вся сила обаяния Комиссаржевской, оторвавшейся от своей современности, не понявшей ее исканий.
Комиссаржевская является олицетворением новой жизни, новых исканий и творческих достижений, и сила ее огромного таланта, столкнувшего русский театр с точки замерзания, будет всегда созвучна каждому живому порыву в искусстве, подобно тому, как солнечный свет вчерашнего дня, уже померкнув навсегда, все же продолжает жить и сегодня в окружающей природе, которой он дал жизнь.