Корнилов Борис Петрович
Из поэмы "Агент уголовного розыска"
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Корнилов Борис Петрович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1933
Обновлено: 10/02/2021. 51k.
Статистика.
Поэма
:
Поэзия
Стихотворения
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Библиотека Поэта. Большая серия. Второе издание
М.--Л., "Советский писатель", 1966
145. ИЗ ПОЭМЫ "АГЕНТ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА"
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Полуночь -- мелькнувшая бросово --
и на постовые свистки
является песня Утесова --
дыхание горькой тоски.
И выровнена мандолиною
и россыпью звездной пыля,
уходит дорогою длинною
тебе параллельно, земля.
Себя возомнив уркаганами,
скупой проклиная уют,
ребята играют наганами
и водку из горлышка пьют.
Чего им?
Любовь?
Далеко ты...
Им девочки больше сродни.
В сияющие коверкоты
одетые, бродят они.
С гитарой, за плечи заброшенной,
притоптывая: гоп-ля,--
и галстука с красной горошиной
тугая на горле петля.
К любови не надобно навыка --
подруги весомы, как пни:
беретик, надвинутый на ухо,
и платье до самой ступни.
И каждый подругу за талию
на попеченье свое...
Несет от него вежеталью,
духами "Кармен" от нее.
Поет он:
-- Погибну повесой,
не выдержу гордой души,
и полночью этой белесой
уходят меня лягаши...
Поет она румбу матросскую,
шумит кружевное белье,
и пламенною папироскою
указаны губы ее.
Покачиваются слегка они,
ногой попирая гранит,
от линии Первой
до Гавани
одесская песня гремит.
И скоро все песенки спеты --
из ножен выходят клинки,
на левые руки кастеты,
а в правых горят черенки.
И водка вонючею гущей
дойдет
и ударит в мозги,
и драка для удали пущей,
и гроб...
И не видно ни зги.
Видать по удару артиста --
рука его грянет жестка,
тоска милицейского свиста,
как матери старей тоска.
А парень лежит и не дышит,
уже не потеет стекло,
висок его розовым вышит,
и розовое потекло.
Луна удаляется белым,
большим биллиардным шаром --
и скоро за скрюченным телом
телегу везет першерон.
Дрожит он атласною кожей,
сырою ноздрею трубя,
пока покрывают рогожей
на грязной телеге тебя.
Конь ухом распоротым водит,
но всё ж ты не страшен ему --
ты слесарем был на заводе,
навеки ушедший во тьму.
И я задыхаюсь,
доколе
мне сумрак могильный зловещ.
Опишут тебя в протоколе,
как больше не нужную вещь.
Покуда тебя до мертвецкой
трясут по рябой мостовой --
уходит походкою веской
убийца растрепанный твой.
Он быстро уходит,
подруга
качается возле, темна,
и руку тяжелую туго
ему вытирает она.
Тускнеет багровая кожа,
и, дальше шагая в тоску,
она осторожно:
-- Сережа,
зачем ты его по виску?
-- Подумаешь...
Тонкий и дикий,
раскуривает, потом
глядит, улыбаясь:
-- Не хныкай...
Поспорили...
К черту...
Идем...
-- Так что же теперь?
-- Посоветуй...
Перчаткой в кармане звеня,
поэмы случившейся этой
уходит герой от меня.
Но нет,
он опознан и пойман,
в его я участен судьбе,
и полная словом обойма
тоскует, Сергей, по тебе.
По следу,
по пеплу окурка,
по лестнице грозной, крутой,
туда,
где скрывается урка --
убийца,
Сергей Золотой.
ГЛАВА ВТОРАЯ
На лестнице
и кухонною гарью,
кислятиной отборнейшею сплошь,
не то чтоб кошкой,
а какой-то тварью,
которой и названья не найдешь.
И эта тварь запуталась в перилах,
издохла, гадина,
и тухнет вся --
и потолок в прыщах, нарывах, рылах
над нею тоже тронулся, вися.
И стены все в зеленоватой пене,
они текут, качаясь и дрожа --
беги... беги...
Осиливай ступени,
взбираясь до шестого этажа,
беги по черной лестнице и сальной,
покуда, хитрый и громадный враг,
тебя не схватит сразу полумрак
из логова квартиры коммунальной.
Она хрипит.
Я в эту яму ринусь,
я выйду победителем, и я...
вхожу.
Раздутый до отказа примус
меня встречает запахом гнилья.
Его дыханье синее, сгорая,
шипящее и злое без конца,
твою рубашку освещает, Рая,
не освещая твоего лица.
И вот к тебе я подхожу вплотную,
но только ты не чувствуешь меня --
я слышу песенку твою блатную,
согретую дыханием огня...
-- Я была такая резвая:
гром, огонь во всей семье.
На ходу подметки срезывая,
я гуляла по земле.
И не думала я уж никак,
что за так, не за рубли,
полюблю я домушника,
полюблю по любви.
Виноватые мы сами,
что любовь -- острый нож.
Жду тебя со слезами --
ты домой не идешь.
Посветало на востоке.
Всё не сплю я, любя,
может быть, на гоп-стоке
уже угробили тебя...
Так поет она, как говорили раньше,
грустный, продолжительный напев,
а кругом -- я сообщу вам -- рвань же,
грязь идет на нас, рассвирепев.
Кислых тряпок мокнущие глыбы
в ряд расположились на воде,
лопается крошево из рыбы
и клокочет на сковороде.
Вот оно готово.
В клочьях пены
на воду, на тряпок острова
со сковороды глядит степенно
острая рыбешки голова.
Гаснет примус, нудно изрыгая
дымные свои остатки зла,
и Раиса -- черная, другая --
сковороду с кухни унесла.
Комната Раисы.
Не уверен,
стоит ли описывать ее.
В жакте весь метраж ее измерен --
комната -- не комната... жилье.
Два окна.
Две занавески грязных
из дешевенького полотна,
веером киноактеров разных
потная украшена стена.
Чайник на столе слезится жирно,
зеркало, тахта, кровать и ширма.
Инвентарь тоски, унылой скуки --
на тахте, мучительно сопя,
спит Сергей, в карманы сунув рукй$
ноги подбирая под себя.
И во сне ему темно и тесно;
отливая заревом одним,
облаков рассыпчатое тесто
проплывает, шлепая, над ним.