Аннотация: Первое знакомство
В Нижнем Новгороде В Москве Свадьба Частная опера Шаляпин и Врубель Конец Частной оперы Обед у кн. Тенишевой Возвращение в Императорские театры Спектакль в честь Лубэ Скандал Весна На отдыхе Приезд Горького На рыбной ловле Фабрикант На охоте Купанье 1905 год Слава На репетициях Камень Антрепренерша из Баку Деньги Шаляпин и Серов Когда Шаляпин не пел Цыганский романс "Демон" На Волге В Крыму "Мир Искусства". Шаляпин за границей Дом в деревне Октябрь Отъезд Первая встреча в Париже Дегустатор Странный концерт Телеграмма "Русалка" Вспышка гнева Антиквар Домье Молебен Болезнь Робость На Марне Последняя встреча Дурной сон
Коровин К.А. "То было давно... там... в России...": Воспоминания, рассказы, письма: В двух кн.
Кн. 2. Рассказы (1936-1939); Шаляпин: Встречи и совместная жизнь; Неопубликованное; Письма
М.: Русский путь, 2010.
Шаляпин. Встречи и совместная жизнь
Первое знакомство
В Нижнем Новгороде
В Москве
Свадьба
Частная опера
Шаляпин и Врубель
Конец Частной оперы
Обед у кн. Тенишевой
Возвращение в Императорские театры
Спектакль в честь Лубэ
Скандал
Весна
На отдыхе
Приезд Горького
На рыбной ловле
Фабрикант
На охоте
Купанье
1905 год
Слава
На репетициях
Камень
Антрепренерша из Баку
Деньги
Шаляпин и Серов
Когда Шаляпин не пел
Цыганский романс
"Демон"
На Волге
В Крыму
"Мир Искусства". Шаляпин за границей
Дом в деревне
Октябрь
Отъезд
Первая встреча в Париже
Дегустатор
Странный концерт
Телеграмма
"Русалка"
Вспышка гнева
Антиквар
Домье
Молебен
Болезнь
Робость
На Марне
Последняя встреча
Дурной сон
ШАЛЯПИН.
ВСТРЕЧИ И СОВМЕСТНАЯ ЖИЗНЬ
В моих воспоминаниях о Ф.И. Шаляпине я лишь вскользь касаюсь его художественного творчества. Я хотел только рассказать о моих встречах с Ф.И. Шаляпиным в течение многих лет -- воссоздать его живой образ таким, каким он являлся мне...
Константин Коровин
Первое знакомство
Помню, зимой, в Петербурге, жил я на квартире при правлении заводов и железных дорог С.И. Мамонтова. И в своей комнате делал эскизы к постановке Частной русской оперы Саввы Мамонтова, опере "Аленький цветочек" Кроткова.
К вечеру я приходил в ресторан Лейнера на Невском обедать с приятелем своим, дирижером оперы, Труффи. Однажды я увидел Труффи в обществе молодого человека очень высокого роста, блондина со светлыми ресницами и серыми глазами.
Я подсел к ним за стол.
Молодой человек посмотрел на меня и, улыбнувшись, спросил:
-- Тебя все принимают за итальянца,-- сказал Труффи,-- да ты и похож.
Молодой человек, одетый в поддевку и русскую рубашку, показался мне инородцем -- он походил на торговца-финна, который носит по улицам мышеловки, сита и жестяную посуду.
Молодой человек был озабочен и жаловался, что в панаевском театре платят меньше, чем в Тифлисе.
-- Пошлю-ка я их к черту и уеду в Тифлис. Что в Петербурге? Вот не могу второй месяц за комнату заплатить. А там тепло, шашлыки, майдан. Бани такие. И Усатов. У него всегда можно пятерку перехватить. Я ведь здесь никого не знаю.
Молодой человек был так худ, что, когда он ел, видно было, как проглоченный кусок проходит по длинной шее.
-- Вот когда приедет Мамонтов,-- сказал Труффи,-- я поговорю с ним о тебе.
После обеда, уходя от Лейнера, я видел, как у подъезда Труффи дал молодому человеку три рубля. И тот быстро пошел к Невскому. Расставаясь с Труффи, я сказал ему:
-- Постой, я сейчас зайду на Морскую, рядом, к Кюба, там наверное обедает Кривошеий, и узнаю у него, когда приедет Мамонтов. Да скажи, кто этот молодой человек?
-- Это хороший голос,-- ответил Труффи,-- но несерьезный человек. Приходи в панаевский театр, он там поет. Голос настоящий.
На другой день я зашел в панаевский театр за кулисы, где увидел этого молодого человека, одетого Мефистофелем.
Костюм был ему не в пору. Движения резкие, угловатые и малоестественные. Он не знал, куда деть руки, но тембр его голоса был необычайной красоты. И какой-то грозной мощи.
Уходя, я взглянул на афишу у входа в театр и прочел: "Мефистофель -- Шаляпин".
Вскоре приехал Мамонтов. Утром он зашел ко мне. Смотрел эскизы.
-- Костенька,-- сказал он,-- я теперь занят, а вы поезжайте к Кюба. Я туда приеду завтракать. Сейчас мне не до театра, важное заседание.
Проходя мимо конторы, я увидел сидящих за столами каких-то серьезных, хмурых людей. Сбоку на столах лежали большие бухгалтерские книги, счеты. Хмурые люди усердно что-то писали.
И я подумал: "Как это все непохоже на то, что я делаю с Мамонтовым. На театр, оперу. Как это он все совмещает!"
К завтраку у Кюба пришли и Труффи, баритон Малинин, Чернов. В разговоре Труффи сказал:
-- Этот трудный человек Шаляпин подписал контракт в Мариинский театр. Раньше я искал его на квартире, но его там уже две недели нет. Я давно хотел, чтобы вы его послушали. Вот он слышал его,-- сказал он, показывая на меня.
-- Вы слышали?-- спросил С.И. Мамонтов.
-- Да,-- ответил я,-- голос особенный, необычайный. Я никогда не слыхал такого. А сам худой, длинный, похож не то на финна, не то на семинариста. А глаза светлые, сердитые. Хороша фигура для костюма. Но костюм Мефистофеля на нем был ужасный.
Через три дня я услыхал из своей комнаты, что в дальнем покое, за конторой, кто-то запел. "Шаляпин!" -- подумал я.
Я пошел туда. За роялем сидел Труффи, и Мамонтов смотрел на Шаляпина внимательно и пристально.
Я остановился у двери, против певца. У юноши как-то особенно был открыт рот,-- я видел, как во рту у него дрожал язык, и звук летел с силой и уверенностью, побеждая красотой тембра.
Вечером Мамонтов, перед отъездом в Москву, говорил мне:
-- А Шаляпин -- это настоящая сила. Какой голос! Репертуара, говорит, нет. Но поет!.. В консерватории не был, хорист, певчий. А кто знает: не сам ли он консерватория? Вы заметили, Костенька, какая свобода, когда поет? Вот, все поздно, мне говорят. Контракт подписал с Императорской оперой. Как его оттуда возьмешь? Да мне и неудобно. Одно, что ему, пожалуй, там петь не дадут. Ведь он, говорят, с норовом. Ссорится со всеми. Говорят, гуляка. Мы бы с вами поставили для него "Вражью силу" и "Юдифь" Серова, "Псковитянку" Римского-Корсакова, "Князя Игоря" Бородина. Хорош бы Галицкий был.
И Савва Иванович размечтался. Так размечтался, что на поезд опоздал.
-- Надо послать за Труффи и Малининым.
Приехали Труффи и Малинин. Поехали все искать Шаляпина. Он жил на Охте, снимая комнату в деревянном двухэтажном доме, во втором этаже, у какого-то печатника. Когда мы постучали в дверь, отворил сам печатник. Рыжий, сердитый человек. Он осмотрел нас подозрительно и сказал:
-- Дома нет.
-- А где же он, не знаете ли вы?-- спросил Мамонтов.
-- Да его уж больше недели нет. Черт его знает, где он шляется. Второй месяц не платит. Дает рублевку. Тоже жилец! Приедет -- орет. Тоже приятели у него. Пьяницы все, актеры. Не заплатит -- к мировому подам и вышибу. Может, служба у вас какая ему есть? Так оставьте записку.
Помню, в коридоре горела коптящая лампочка на стене. Комната Шаляпина была открыта.
-- Вот здесь он живет,-- показал хозяин.
Я увидел узкую неубранную кровать со смятой подушкой. Стол. На нем в беспорядке лежали ноты. Листки нот валялись и на полу, стояли пустые пивные бутылки.
Мамонтов, приложив клочок бумаги к стене, писал записку. Спросил, повернувшись к Труффи:
-- Как его зовут?
Труффи засмеялся и сказал:
-- Как зовут? Федя Шаляпин.
Записку оставили на столе и уехали ужинать к Пивато.
У Пивато Труффи заказал итальянские макароны и все время разговаривал по-итальянски с Мамонтовым о Мазини.
* * *
Прошло больше года. Ничего не было слышно о Шаляпине. Но Савва Иванович не забыл Шаляпина. И сказал мне раз:
-- А я был прав, Костенька, Шаляпину-то петь не дают. И неустойка его всего двенадцать тысяч. Я думаю, его уступят мне без огорчения, кажется, его терпеть там не могут. Скандалист, говорят. Я поручил Труффи поговорить с ним. Одна беда: он больше, кажется, поет в хоре у Тертия Филиппова, а ведь Тертий мой кнут -- государственный контролер. Он может со мной сделать, что хочет. Уступит ли он? Тут ведь дипломатия нужна. Неустойка -- пустяки, я заплачу. Но я чувствую, что Шаляпин -- уника. Это талант. Как он музыкален! Он будет отличный Олоферн. Вы костюм сделаете. Надо поставить, как мы поставили "Русалку". Это ничего, что он молод. Начинайте делать эскизы к "Юдифи".
Я удивлялся С.И. Мамонтову: как он любит оперу, искусство, как сразу понимает набросок, эскиз, хоть и не совсем чувствует, что я ищу, какое значение имеет в постановке сочетание красок.
А все его осуждали: "Большой человек -- не делом занимается, театром". Всем как-то это было неприятно: и родственникам, и директорам железной дороги, и инженерам заводов.
В Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде достраивалась Всероссийская выставка. Особым цветом красили большой деревянный павильон Крайнего Севера, построенный по моему проекту.
Павильон Крайнего Севера, названный "двенадцатым отделом", был совершенно особенный и отличался от всех. Проходящие останавливались и долго смотрели. Подрядчик Бабушкин, который его строил, говорил:
-- Эдакое дело, ведь это што, сколько дач я построил, у меня дело паркетное, а тут все топором... Велит красить, так, верите ли, краску целый день составляли и составили -- прямо дым. Какая тут красота? А кантик по краям чуть шире я сделал. "Нельзя,-- говорит,-- переделывай". И найдет же этаких Савва Иванович, прямо ушел бы... только из уважения к Савве Ивановичу делаешь. Смотреть чудно -- канаты, бочки, сырье... Человека привез с собой, так рыбу прямо живую жрет. Ведь достать эдакого тоже где!
-- Ну, что,-- сказал он Савве Ивановичу,-- сарай и сарай. Дали бы мне, я бы вам павильончик отделал в петушках, потом бы на дачу переделали, поставили бы в Пушкине.
На днях выставка открывается. Стараюсь создать в просторном павильоне Северного Отдела то впечатление, вызвать у зрителя то чувство, которое я испытал там, на Севере.
Вешаю необделанные меха белых медведей. Ставлю грубые бочки с рыбой. Вешаю кожи тюленей, шерстяные рубашки поморов. Среди морских канатов, снастей -- чудовищные шкуры белух, челюсти кита.
Самоед Василий, которого я тоже привез с собой, помогает мне, старается, меняет воду в оцинкованном ящике, в котором сидит у нас живой милейший тюлень, привезенный с Ледовитого океана и прозванный Васькой.
Самоед Василий кормит его живой плотвой и сам, потихоньку выпив водки, тоже закусывает живой рыбешкой. Учит тюленя, показывая ему рыбку, кричать "ур..а!..".
-- Ур-р..а, ур..а-а-а...
Тюлень так чудно подражает и тоже кричит:
-- Ур-р..а...
-- Можно посмотреть?-- спросил вошедший в павильон худой и очень высокий молодой человек в длинном сюртуке, блондин, со светлыми ресницами серых глаз.
-- Смотри,-- ответил самоед Василий.
Тюлень Васька высунулся из квадратного чана с водой, темными глазами посмотрел на высокого блондина, крикнул: "Ур..а..." -- и, блеснув ластами, пропал в воде.
-- Это же черт знает что такое!-- крикнул, отскочив, высокий молодой человек, отряхая брызги, попавшие ему в лицо от всплеска тюленя.
"Где это я видел этого молодого человека?" -- подумал я.
Василий, не обращая внимания на его присутствие, выпил рюмку водки и съел живую плотицу. Молодой человек в удивленье смотрел прямо ему в рот. И вдруг я вспомнил: "Это Шаляпин!" Но он меня не узнал. И, обратившись ко мне, спросил:
-- Что же это у вас тут делается? А? Едят живую рыбу! Здравствуйте, где это я вас видел? У Лейнера, в Петербурге, или где? Что это такое у вас? Какая замечательная зверюга!
Тюлень снова высунулся из воды. Шаляпин в упор смотрел на него и, смеясь, говорил:
-- Ты же замечательный человек! Глаза какие! Можно его погладить?
-- Можно,-- говорю я.
Но тюлень блеснул ластами и окатил всего Шаляпина водой.
-- Дозвольте просить на открытие,-- сказал подрядчик Бабушкин,-- вот сбоку открылся ресторанс-с. Буфет и все прочее. Чем богаты, тем и рады.
-- Пойдемте,-- сказал я Шаляпину.
-- Куда?
-- Да в ресторан, вот открылся.
-- Отлично. Мое место у буфета. -- И он засмеялся.
Сбоку павильона, когда мы спускались с лестницы, штукатуры оканчивали большой чан. Я сказал:
-- Этот чан будет наполнен водой, и здесь будут плавать большие морские чайки и альбатросы, которых я привез с Дальнего Севера.
На террасе ресторана, когда мы сели за стол, хозяин подошел к нам и спросил:
-- Удивление -- этот ваш павильон. Все глаза пялят. Интересно. А в чану-то что будет, позвольте узнать?-- обратился ко мне хозяин.
Я хотел ответить, но Шаляпин перебил меня:
-- По указу Его Императорского Величества будет наполнено водкой для всеобщего пользования даром.
Хозяин и буфетчик вылупили глаза.
-- Господи!-- воскликнул хозяин. -- Конечно, ежели, но это никак не возможно!.. Ведь это что ж будет... народ обопьется весь.
-- Ну вот,-- сказал Шаляпин,-- давно пора, а то...
Бабушкин, закрыв глаза, смеялся.
Весело завтракал Шаляпин и рассказывал какой-то новый еврейский анекдот. От буфета, улыбаясь, подошел к нам бравый полицейский пристав.
-- Простите,-- сказал, смеясь,-- чего это вы говорите? Что из этого бассейна Государь император поить народ водкой будет? Чего выдумаете! Невозможное положение. Говорите зря. Да ведь что в этом самом вредное -- поверят! Ведь это пол-Нижнего придет. Не говорите, пожалуйста.
-- Садитесь,-- предложил Шаляпин. -- Это я верно говорю. Но больше одного стакана не дадут. И только тому, кто живую плотицу съест. Вот как тот самоед.
Он стал звать рукой самоеда Василия.
Василий живо подбежал к нам. Шаляпин, наклонясь, что-то ему шепнул. Василий убежал в павильон и вернулся, держа в руках живую плотицу.
-- Вот, посмотрите!
Шаляпин налил в стакан водку, Василий махом выпил ее и закусил плотицей.
-- Видели?-- сказал Шаляпин. -- А теперь попробуй-ка нашей закуски... Он еще налил стакан Василию и пододвинул к нему балык и икру. Самоед выпил водку и стал оробело закусывать.
-- Ну, что, какая закуска лучше?-- спросил Шаляпин.
-- Наша,-- ответил самоед.
-- Поняли?-- спросил пристава Шаляпин.
Бабушкин и пристав только переглядывались друг с другом:
-- Какой народ, и откуда такой?
-- А вот,-- сказал Шаляпин,-- настоящий народ. А вам подавай все жареное да копченое!..
-- Невиданное дело,-- смеялся Бабушкин.
К павильону подошел С.И. Мамонтов с товарищем министра В.И. Ковалевским. Шаляпин, увидав их, крикнул:
-- Савва Иванович, идите сюда!
Услыхав голос Шаляпина, С.И. направился к нам на террасу и познакомил Шаляпина с Ковалевским.
-- Что делается!-- хохотал Шаляпин. -- Ваш павильон -- волшебный. Я в первый раз в жизни вижу такие истории. Он и меня заставляет,-- показал он на меня,-- есть живого осетра. Как это у вас этот иностранец?
Шаляпин хохотал так весело, что невольно и мы все тоже смеялись. А пристав даже вытирал слезы от смеху: "Что только выдумают!.."
* * *
На открытие Всероссийской выставки в Нижний Новгород приехало из Петербурга много знати, министры -- Витте и другие, деятели финансов и промышленных отделов, вице-президент Академии художеств граф И.И. Толстой, профессора академии.
На территории выставки митрополитом был отслужен большой молебен. Было много народу -- купцов, фабрикантов (по приглашению).
Когда молебен кончился, Мамонтов, Витте в мундире, в орденах и многие с ним, тоже в мундирах и орденах, направились в павильон Крайнего Севера.
Мы с Шаляпиным стояли у входа в павильон.
-- Вот это он делал,-- сказал Мамонтов, показав на меня Витте, а также представил и Шаляпина.
Когда я объяснял экспонаты Витте, то увидел в лице его усталость. Он сказал мне:
-- Я был на Мурмане. Его мало кто знает. Богатый край.
Окружающие его беспрестанно спрашивали меня то или другое про экспонаты и удивлялись. Я подумал: "Странно -- они ничего не знают об огромной области России, малую часть которой мне удалось представить".
-- Идите с Коровиным ко мне,-- сказал, уходя, Мамонтов Шаляпину. -- Вы ведь сегодня поете. Я скоро приеду.
Выйдя за ограду выставки, мы с Шаляпиным сели на извозчика. Дорогой он, смеясь, говорил:
-- Эх, хорошо! Смотрите, улица-то вся из трактиров! Люблю я трактиры!
Правда, веселая была улица. Деревянные дома в разноцветных вывесках, во флагах. Пестрая толпа народа. Ломовые, везущие мешки с овсом, хлебом. Товары. Блестящие сбруи лошадей, разносчики с рыбой, баранками, пряниками. Пестрые цветные платки женщин. А вдали -- Волга. И за ней, громоздясь в гору, город Нижний Новгород. Горят купола церквей. На Волге -- пароходы, барки... Какая бодрость и сила!
-- Стой!-- крикнул вдруг Шаляпин извозчику.
Он позвал разносчика. Тот подошел к нам и поднял с лотка ватную покрышку. Там лежали горячие пирожки.
-- Вот, попробуй-ка,-- сказал мне на "ты" Шаляпин. -- У нас в Казани такие же.
Пироги были с рыбой и вязигой. Шаляпин их ел один за другим.
-- У нас-то, брат, на Волге жрать умеют! У бурлаков я ел стерляжью уху в два навара. Ты не ел?
-- Нет, не ел,-- ответил я.
-- Так вот, Витте и все, которые с ним, в орденах, лентах, такой, брат, ухи не едали! Хорошо здесь. Зайдем в трактир -- съедим уху. А потом я спать поеду. Ведь я сегодня "Жизнь за Царя" пою.
В трактире мы сели за стол у окна.
-- Посмотри на мою Волгу,-- говорил Шаляпин, показывая в окно. -- Люблю Волгу. Народ другой на Волге. Не сквалыжники. Везде как-то жизнь для денег, а на Волге деньги для жизни.
Было явно: этому высокому, размашистому юноше радостно -- есть уху с калачом и вольно сидеть в трактире... Там я его и оставил...
* * *
Когда я приехал к Мамонтову, тот обеспокоился, что Шаляпина нет со мной:
-- Знаете, ведь он сегодня поет! Театр будет полон... Поедем к нему...
Однако в гостинице, где жил Шаляпин, мы его не застали. Нам сказали, что он поехал с барышнями кататься по Волге...
* * *
В театре, за кулисами, я увидел Труффи. Он был во фраке, завит. В зрительный зал уже собиралась публика, но Шаляпина на сцене не было. Мамонтов и Труффи волновались.
И вдруг Шаляпин появился. Он живо разделся в уборной донага и стал надевать на себя ватные толщинки.
Труффи и Мамонтов были в уборной. Быстро одеваясь и гримируясь, Шаляпин говорил, смеясь, Труффи:
-- Ви, маэстро, не забудьте, пожалуйста, мои эффектные фермато.
Потом, положив ему руку на плечо, сказал серьезно:
-- Труффочка, помнишь, там не четыре, а пять. Помни паузу.
И острыми глазами Шаляпин строго посмотрел на дирижера. Публика наполнила театр.
Труффи сел за пульт. Раздавались нетерпеливые хлопки публики. Началась увертюра.
После арии Сусанина "Чуют правду" публика была ошеломлена. Шаляпина вызывали без конца.
И я увидел, как Ковалевский, со слезами на глазах, говорил Мамонтову:
-- Кто этот Шаляпин? Я никогда не слыхал такого певца!
К Мамонтову в ложу пришли Витте и другие и выражали свой восторг. Мамонтов привел Шаляпина со сцены в ложу. Все удивлялись его молодости.
За ужином, после спектакля, на котором собрались артисты и друзья, Шаляпин сидел, окруженный артистками, и там шел несмолкаемый хохот. После ужина Шаляпин поехал с ними кататься по Волге.
-- Эта такая особенная человека!-- говорил Труффи. -- Но такой таланта я вижу в первый раз.
В Москве
В начале театрального сезона в Москве в Частной опере Мамонтова мной были приготовлены к постановке оперы: "Рогнеда" Серова, "Опричник" Чайковского и "Русалка" Даргомыжского.
В мою мастерскую на Долгоруковской улице, которую мы занимали вместе с В.А. Серовым, часто приходил Шаляпин. Если засиживался поздно, оставался ночевать.
Шаляпин был всегда весел и остроумно передразнивал певцов русских и итальянских, изображая их движения, походку на сцене. Он совершенно точно подражал их пению. Эта тонкая карикатура была смешна.
Своей подвижностью, избытком энергии, множеством переживаний -- веселье, кутежи, ссоры -- он так себя утомлял, что потом засыпал на двадцать часов, и разбудить его не было возможности. Особенностью его было также, что он мог постоянно есть. Он был богатырского сложения.
Я не видел Шаляпина, чтобы он когда-либо читал или учил роль. И все же -- он все знал, и никто так серьезно не относился к исполнению и музыке, как он. В этом была для меня какая-то неразгаданная тайна. Какой-либо романс он проглядывал один раз и уже его знал и пел.
Когда он бывал серьезно расстроен или о чем-нибудь скорбел, то делался молчалив и угрюм. Ничто не могло рассеять его дурного настроения. Он стоял у окна и стучал пальцем по стеклу или как-то рассеянно стряхивал с себя пыль или крошки со стола, которых не было.
Сначала я не понимал, что с ним, и спросил его однажды:
-- Что с тобой?
-- Как тебе сказать,-- ответил он,-- ты не поймешь. Я, в сущности, и объяснить как-то не могу. Понимаешь ли, как бы тебе сказать... в искусстве есть... Постой, как это назвать... есть "чуть-чуть". Если это "чуть-чуть" не сделать, то нет искусства. Выходит около. Дирижеры не понимают этого, а потому у меня не выходит то, что я хочу... А если я хочу и не выходит, то как же? У них все верно, но не в этом дело. Машина какая-то. Вот многие артисты поют верно, стараются, на дирижера смотрят, считают такты -- и скука!.. А ты знаешь ли, что есть дирижеры, которые не знают, что такое музыка. Мне скажут: сумасшедший, а я говорю истину. Труффи следит за мной, но сделать то, что я хочу,-- трудно. Ведь оркестр, музыканты играют каждый день -- даже по два спектакля в воскресенье,-- нельзя с них и спрашивать, играют, как на балах. Опера-то и скучна. "Если, Федя, все делать, что ты хочешь,-- говорит мне Труффи,-- то хотя это и верно, но это требует такого напряжения, что после спектакля придется лечь в больницу". В опере есть места, где нужен эффект, его ждут -- возьмет ли тенор верхнее до, а остальное так, вообще. А вот это неверно.
Стараясь мне объяснить причину своей неудовлетворенности, Шаляпин много говорил и, в конце концов, сказал:
-- Знаешь, я все-таки не могу объяснить. Верно я тебе говорю, а, в сущности, не то. Все не то. Это надо чувствовать. Понимаешь, все хорошо, но запаха цветка нет. Ты сам часто говоришь, когда смотришь картину: не то. Все сделано, все выписано, нарисовано -- а не то. Цветок-то отсутствует. Можно уважать работу, удивляться труду, а любить нельзя. Работать, говорят, нужно. Верно. Но вот и бык и вол трудится, работает двенадцать часов, а он не артист. Артист думает всю жизнь, а работает иной раз полчаса. И выходит -- если он артист. А как -- неизвестно.
На репетиции Шаляпин пел вполголоса, часто останавливал дирижера, прося повторить, и, повторяя, пел полным голосом. Отбивал громко такт ногой, даже своему другу Труффи. Труффи не обижался и делал так, как хотел Шаляпин. Но говорил мне, смеясь:
-- Этот Черт Иваныч Шаляпин -- таланта огромная. Но он постоянно меняет, и всегда хорошо. Другая дирижер палочка бросит и уйдет. Но я его люблю, понимаю, какая это артист. Он чувствует музыку и понимает, что хотел композитор. Как он поет Лепорелло Моцарта. А Даргомыжского. Я, когда дирижирую,-- плачу, удивляюсь и наслаждаюсь. Но я так устаю. Он требует особого внимания. Это такая великая артист...
В первый же сезон Частной оперы, когда выступал Шаляпин, вся Москва говорила уже о нем, и когда мы с ним обедали в ресторане "Эрмитаж" или "Континенталь", то вся обедающая публика смотрела на Шаляпина.
Шаляпин не любил многолюдных мест и когда попадал в большие рестораны, то старался сесть в сторонке, чтобы не возбуждать внимания.
При большом ресторане "Эрмитаж" был сад. И в этот сад от ресторана шла большая терраса. Как-то летом мы пришли туда с Шаляпиным. Шаляпин на террасе сидеть не хотел. Мы прошли внутрь ресторана и сели сбоку от буфета, за небольшой ширмой.
Посетители заметили Шаляпина и стали передвигать столы так, чтобы им было видно за ширмой Шаляпина. Нас было трое. Третий был приятель Шаляпина -- Лодыженский. Одет он был странно. На голове -- котелок, поддевка, повязанная серебряным кавказским поясом. И был он похож на человека, торгующего лошадьми. Таких бывало много на скачках. Шаляпин вдруг подозвал полового и приказал ему принести пяток яиц и спиртовку.
Я подумал, что он хочет глотать сырые яйца -- для голоса, что он иногда и делал.
Нет. Он зажег спиртовку, попросил у Лодыженского его котелок и, держа его над огнем, вылил в него яйца.
-- Что ты делаешь?-- возмущался Лодыженский. -- Пропал котелок.
-- Черт с ним!-- отвечал Шаляпин.
Котелок дымит, а Шаляпин накладывает из котелка к себе на тарелку яичницу. Публика возмутилась. Особенно сердился какой-то лицеист:
-- Это вызов! Какой хам!
Все посетители ресторана, услыхав, как Шаляпин готовит яичницу, подходили к буфету, будто выпить, а на самом деле -- посмотреть вбок за ширму.
Возвращаясь к своим столам, они громко выражали негодование. Доносились слова:
-- Босяк! Невежа!..
А Шаляпин оставался серьезен и продолжал с нами разговаривать как ни в чем не бывало. Конечно, яичницу он не ел, но ловко делал вид, что ест.
Таких озорных проделок за ним было немало.
Впрочем, были и люди, не прощавшие Шаляпину его больших гонораров.
Как-то весной в ресторане Крынкина на Воробьевых горах мы сидели на террасе за столиком. Был солнечный день. Мы ели окрошку. Из окон террасы была видна Москва-река, горы в садах, и я писал маленький этюд.
Шаляпин пошел погулять.
Неподалеку от меня за столом сидели какие-то посетители. Один был в форме телеграфиста. Он взглянул в окно на Шаляпина, который стоял у изгороди, и, вздохнув, сказал приятелям:
-- Хорошо ему, легко живется, споет -- и пожалуйте деньги. Шутка нехитрая. Правды-то нет! Голос и голос! Другое дело, может, нужней. Молчит и работает. А этот орет на всю Москву: "Кто я?!"
-- Послушайте,-- сказал я,-- вы, я вижу, люди почтенные. За что вы не любите Шаляпина? Поет он для вас. Можете взять билеты, послушать его -- получите большое удовольствие.
-- "Поет"! Мы знаем, что поет. А сколько он получат?
-- И вы тоже получаете.
-- Нет, сколько он получат? Это разница. Я вот здесь вот эти горы Воробьевы и дворец Его Императорского Высочества обслуживаю. Понять надо! Серьезное дело! Сколько он получат и сколько я? Разница! Вот что!
Человек был в большом гневе, и я не знал, что ответить.
Когда вернулся Шаляпин и сел со мной за стол, сердитые люди поднялись и стали одеваться. Уходя, они зло посмотрели в нашу сторону.
* * *
У Шаляпина образовалось много знакомств в Москве, и летом он часто гостил в деревне Путятино, у певицы Частной оперы Т.С. Любатович.
Однажды он заехал ко мне и просил меня поехать с ним к Любатович.
-- Поедем. Возьми ружье, ты ведь охотник. Там дичи, наверно, много. Глушь, место замечательное. Татьяна -- баба хорошая. Ты знаешь, ведь я женюсь.
-- Как -- женишься? На ком?-- удивился я.
-- На Иоле Торнаги. Ну, балерину у нас знаешь? Она, брат, баба хорошая, серьезная. Ты шафером будешь. Там поблизости в деревне я венчаюсь. Должно быть, Труффи приедет, Малинин, Рахманинов, Мамонтов. А как ты думаешь, можно мне в деревне в поддевке венчаться? Я терпеть не могу эти сюртуки, пиджаки разные, потом шляпы. Картуз же -- умней, лучше. Козырек -- он солнце загораживает, и ветром не сносит. В вагоне еду -- я люблю смотреть в окошко. В Пушкино, к Карзинкиным, недавно ехал, высунулся в окошко, у меня панама и улетела. Двадцать пять рублей заплатил...