Ковальский Казимир Адольфович
Ковальский К. А.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   КОВАЛЬСКИЙ Казимир Адольфович (Николай Константинович) (1878, Одесса -- не ранее 27.8.1933, Турин?), прозаик, драматург, театровед, журналист. Из польской дворян, семьи. Образование получил в Одессе -- в 3-й и Ришельев. г-зиях и в Новорос. ун-те. Публиковать свои лит. опыты начал в осн. в местных газетах. С нач. 1900-х гг. жил в столицах, вместе с С. Я. Елпатьевским и Н. А. Рубакиным готовил сб-к, к-рый не был пропущен цензурой. В 1902 был одним из инициаторов товарищеского сб-ка (среди авторов -- А. Р. Крандиевская, С. Г. Скиталец), обращение К. к М. Горькому с просьбой об участии в сб-ке положило начало их переписке, длившейся до 1911. Сб-к, к-рый должен был "образно выразить все то, что есть в рус. жизни сильного, жизнерадостного и смелого" (письмо Горькому от 14 нояб. 1902 -- Архив Горького в ИМЛИ, КГ-П, 36--2--1), не состоялся.
   Мировоззрение К. складывалось под влиянием идеологии народничества, в особенности Н. К. Михайловского; ему он направляет в 1902 свой первый ром. "Идея" (не опубл.; см. письмо Михайловскому от 16 июня 1902 -- ИРЛИ, ф. 181, оп. 1, No 316). В столичной печати выступил в 1901 с рассказом "Грех профессора Льдова" (РМ, No 4), к-рый вместе с др. газетными и журн. публикациями вошел 6 сб-к рассказов, очерков, набросков "Вечерние песни" (М., 1902; информац. заметка: В. Эссель -- НВ, илл. прил., 1902, 24 апр.). Программа "идеалистич. реализма", приверженцем к-рой объявил себя К., не отличалась оригинальностью, но претендовала на достижение синтеза худож. правды и красоты (см. предисл. к роману). Однако в рассказах К. возобладали ложная многозначительность, псевдоромантич. (напр., кладбищенские) мотивы, языковые клише. Помещенные в сб-ке очерки "Из восп. о жизни в Закавказье" дают основание предполагать, что определ. период жизни К. до 1902 связан с этим регионом. К 1903 относится и первый драматургич. опыт К.-- пьеса в 4-х д. "Трясина" (М.). В 1904 (М.) отд. брошюрами вышли рассказы "Кухаркин муж" и "Суд божий", в 1905 (М.) "Только шаг! -- Вор". Наиб. интерес представляет сб-к рассказов "Война" (СПб., 1906), написанный под впечатлением рус.-япон. войны 1904--05 (в к-рой К. принимал участие в составе санитарного отряда), стилистически и эмоционально близкий "Рассказам о войне" В. В. Вересаева. К. удалось показать "всю бесцельность, всю ложь и ненужность" (с. 223) кровавой бойни на материале прифронтовой жизни санитарного отряда. В рассказе "Из жизни рядового Семена Незабудкина" (впервые -- РБ, 1905, No 11--12) автору дорого социальное прозрение героя: японец -- такой же мужик, а значит, им ни к чему убивать друг друга. Сб-ком заинтересовался М. Горький (см. письмо К. к Горькому от 17 окт. 1907 -- Архив Горького в ИМЛИ). А. В. Луначарский в "Очерках совр. рус. литры" отозвался о К. как о "молодом таланте ярко реалистич. направления" ("Заграничная газ.", Ж., 1908, 23--30 марта). События Революции 1905--07 и послерев. период отражены в сб. "Терновый венец" (СПб., 1908), посв. Горькому ("в доказательство идейной солидарности"; см. письмо Горькому от 17 окт. 1907 -- Архив Горького в ИМЛИ). Для прозы сб-ка характерны усложненный перефрастич. язык, вычурные метафоры, чрезмерное нанизывание цветовых эпитетов. В центр, произв. сб-ка -- пов. "На черноземе" -- пересеклись идеи народнич. лит-ры (ср., напр., повести Вересаева) с темой разрушающихся дворян. гнезд. В 1905--07 печатался в газ. "Рус. вед." (ст. "На выставке в Або" -- 1907, 22, 25 июля), в ж. "Освободит, движение" (рассказ "Смех и плач",-- 1906, No 1), "Совр. мир" и "Путь". После 1907 пишет многочисл. произв. вместе с женой О. Н. Ковальской, подписывая их К. и О. Ковальские. В 1908 они посылают Горькому, вероятно, рассчитывая на публикацию в "Знании", рассказ ("из финлянд. жизни") "Мрамор" (РМ, 1908, No 9) и комедию в 5 д. "На берегах отдохновения" (1910, машинописный экз. в ЛГТБ), действие к-рой происходит на курорте Фин. залива (письмо Горькому -- ГПБ, ф. 248, No 308, а также мат-лы в Архиве Горького в ИМЛИ). В 1913 Ковальские обсуждали в изд-ве "Знание" план 6-томного собрания своих произв. (не был осуществлен). С. М. Боголюбов в письме по этому поводу от 29 марта 1913 к К. П. Пятницкому выделял, наряду с воен. рассказами К., их "рассказы из фин. жизни" и группу произв., "проникнутых религ.-фольк. мотивами, имеющих характер притчи. Странничество, колокол, отгоняющий нечистую силу или же звонящий по убиенным на войне,-- вот осн. мотивы...", в их числе называл рассказы "Соборный колокол" (в сб.: правде", М., 1904), "Земные странники" (ВЕ, 1914, No 5--6; одноим. сб.-- П., 1919), драму "Земля" (Архив Горького в ИМЛИ, П-ка "Зн.", 19--1 -- 76).
   Пьеса "Земля" (М., 1910; пост. 1910, т-р Ф. А. Корша), написанная, как и все последующие, в соавторстве с женой, явилась фактическим подражанием "Власти тьмы" Л. Н. Толстого: по отзывам критики, она была крайне слабой в сценич. и лит. отношении, изображала "пейзаж, селян, оперных хористов, но не тот мистич. чернозем, не землю, имя к-рой "мужик"" (Эм. Бескин -- ТиИ, 1910, No 51, с. 999). Отношения авторов с т-ром Корша были испорчены в 1911 после снятия с репертуара слабой пьесы "Сильнее смерти" (СПб., 1911) и весьма бурной полемики в прессе с дирекцией по этому поводу (см.: РВед, 1911, 9, 13, 19 нояб.; "Студия", 1911, 12 нояб.; "Театр", 1911, 11 нояб.), в к-рой авторы заявили, что пьеса снята ими в знак протеста против коммерч. атмосферы в театре. Пьеса "Золото и любовь", по отзыву театр.-лит. к-та Дирекции имп. т-ров,-- "довольно шаблонная мелодрама", а драма "Огни вечности" -- "одна из декадентских безвкусиц" (ЦГАЛИ, ф. 853, оп. 2, No 1491, л. 126--131). Стилизованная под М. Метерлинка "драма юности" "Там за железными дверями" (СПб., 1908) была запрещена к постановке цензурой (ЦГИА ф. 776, оп. 26, д. 26, л. 300--1907 г.). Им принадлежат пьесы "Тайна. Весенняя ночь" (в кн.: Сб. пьес, т. 32, СПб., б. г.). "У мельницы", "Мертвый узел", "Трясина" (1903) (тексты -- в ЛГТБ).
   В 1908 по инициативе К. намечалось создание Дет. т-ра при студии в Москве (см.: "Театр", 1908, 2 нояб.). В 1911 -- 12 К. издавал ж. "Студия", "Нов. студия", посв. вопросам театра, в к-рых отрицал "иск-во для иск-ва" и отстаивал "свободу художника в выборе своего пути" ("Нов. студия", 1912, No 1). Спорам о театре, его состоянии, новаторским течениям поев, ряд статей Ковальских в ж. "Студия", напр. "Сумерки мысли" (1912, No 19) и "Театр, автор, актер..." (1912, No 23), в к-рой содержалась полемика со статьей Ю. И. Айхенвальда "Конец театра" (в том же номере), а суждения о театре как коллективном роде иск-ва и стихии театральности, заложенной в природе человека, прямо соотносимы с учением H. H. Евреинова об инстинкте театральности. Эти же темы в центре ром. "Двуликий бог" (СМ, 1915, No 10--11; отд. изд.-- т. 1--2, П., 1916), примечательного реалиями театр, быта предрев. лет.
   Один из персонажей, режиссер Скворцов, в к-ром угадываются черты Г. Крэга (об интересе к его работам см. ст. К. ""Гамлет, принц Датский" на сцене Худож. театра" -- "Студия", 1912, No 14),-- представитель "традиционализма" в условном театре нач. 20 в., придававший большое значение старинным формам театр, иск-ва: фарсу, балагану, мираклю с их подчеркнутой театральностью и условным языком жестов. В образе художника Саянова современники находили черты биогр. сходства с М. А. Врубелем; возможно, в злоключениях гл. героя, драматурга Ланского, К. зашифровал историю своего конфликта с Коршем. Стилистика романа ориентирована на публику, привлекаемую альковным антуражем и "красивостью", "изнанка" к-рой "всегда вульгарность" (М. Левидов -- НЖдВ, 1916, No 7--8, стб. 142; ср. также: М. Каролицкий -- ВЕ, 1916, No 12).
   Творч. интеллигенции, преим. писателям, посвящен и ром. "К новым берегам" (СМ, 1914, No 1--5). В 1914 К. был в Венеции (см. письмо к А. А. Измайлову -- ГПБ, ф. 248, No 309), где его, по всей вероятности, и застала война. В 1915 он предлагает "Бирж. вед." свои репортажи из Германии, Швейцарии, Франции (письмо M. M. Гаккебушу -- там же, No 307).
   В 1920-х гг. К. эмигрировал вместе с женой в США (сотрудничал в ж. "Жизнь", Н.-Й.; ред. С. И. Гусев-Оренбургский); в кон. 1932 они переселились в Турин.
   Лит.: Данилов С. С., Рус. театр в худож. лит-ре, Л.--М., 1939, с. 208--11; Революция 1905 г. и рус. лит-ра, М.-- Л., 1956, с. 294--97. + РВед. Сб.; НЭС; Гранат; ИРДТ; Масанов.
   Архивы: ЦГИА, ф. 776, оп. 17, д. 440, 1911 г. ЦГАЛИ, ф. 1647, оп. 1, No 335 (письма В. И. Стратееву); Архив Горького в ИМЛИ, КГ--П 36--2--1... 36--2--5 (письма Горькому); П-ка "Зн.", 20--68--1... 20--68--4, 20--67--1... 20-- 67--7 (письма сотрудникам изд-ва "Знание").

А.Г. Пирогова.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 2. М., "Большая Российская энциклопедия", 1992

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru