Крючков Димитрий Александрович
Крючков Д. А.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   КРЮЧКОВ Димитрий Александрович [псевд. Келейник; 14(26).4.1887, Петербург -- 18.1.1938, Ярославль], поэт, критик. Из мещан. Отец, Ал-др Дм., побывавший в разные годы актером, купцом, сел. учителем, одно время сильно тяготел к религии, что, по словам К., "послужило началом" его собств. "глубоких и горячих увлечений в церковно-религ. области". Учась в Петерб. уч-ще св. Анны (1895--1905), К. был мальчиком в церкви, мечтал о монашестве, много общался с духовенством, к-рое "навсегда полюбил... как наиб, яркое, цельное и крепкое рус. сословие" [автобиогр. 1913 (ИРЛИ, ф. 377), где, в частности, упомянуто и об "очень кратком и временном" увлечении "обществ, движением" 1905]. В 1905--06 был вольнослушателем юридич. ф-та Петерб. ун-та; тогда же проучился один семестр в Петерб. консерватории по классу пения. Поступив на частную службу, одновременно выступал (до 1911) на сцене и в концертах как певец. По сведениям, документированным только для 1916, служил также в Междунар. банке (ЦГИА, ф. 626, оп. 1, д. 1328 -- справка И. В. Полтавской).
   За исключением немногих дет. опытов, К. начал писать стихи в 1911; впервые опубл. стих. "Мои пути -- всегда победим" ("Нижегородец", 1912, 7 янв.) и "Гимн футуристам" ("Дачница", 1912, 22 июня). В янв. 1913 вошел в "Интуитивную ассоциацию эгофутуристов", в сент. разослал по редакциям газет стих. "Прелюдный хорал" ("Волгарь", 1913, 25 сент.; "Рыбинская газ.", 1913, 26 окт.) -- своего рода манифест о принадлежности к направлению, ориентированный на "Пролог эгофутуризма" И. Северянина ("разделяет только Игорь со мной горящий светотрон").
  
   Поэзия Северянина -- предмет пристального и пристрастного внимания К.; он высоко оценивал поэта в статье "Демимонденка и лесофея" ("Очарованный странник", No 1), но и говорил о его "безвкусии" (письмо А. И. Тинякову от 1 мая 1914, в к-ром, в частности, писал: "Наше поколение богато художеством
   -- лик его в Блоке, Сологубе, Ремизове и многих других, а не в случайном успехе улицы" -- ЛН, т. 92, кн. 3, с. 434); в стих. "Игорю Северянину" признавал его не только создателем "новых созвучий", но и "светочем новой неведомой веры" (мотив особенно важный для него, погруженного прежде всего в размышления о соотношении поэзии и религии).
  
   Внутр. драматургия двух сб. К. -- "Падун немолчный" (СПб., 1913) и следующего, "Цветы ледяные" (СПб., 1914), однородного по тематич. и образному составу,
   -- как раз и строилась на взыскании "новой веры", отчасти запретной в силу своей греховной двусмысленности (см. особенно стих. "Лестница" в сб. "Падун..."), отчасти недостижимой в силу тяготеющих над душой традиц. церковных представлений ("Был Лазарем четверодневным, / Востал. из гроба пелены / Влачу наследием я гневным / Теней покинутой страны"). Лирич. герой К. -- инок, келейник, странник ("Иноком ино иду я, немощен, набожен, наг"). Значит, пласт стихотворений связан с поездками К. в Лапландию -- на Мурманский берег и Соловецкие о-ва (впервые в 1913; см. его автобиогр. 1923 -- ИРЛИ, Р. 1, оп. 12, No 154). В этих пейзажно-медитативных стихах -- попытка найти душевное успокоение в духе просветленного христ. пантеизма и "древлего" благочестия (ср. эпиграф из протопопа Аввакума к сб. "Цветы...").
   Нек-рая неорганичность принадлежности К. к эгофутуризму (сам он пояснял: "Примкнул я к футуристам из-за того, что "школа" их дает широкий простор творческому почину, чуждается академической узости и сухости и борется за расширение словаря писателя и обогащение его как новыми словообразованиями, так и нар. речениями" -- ИРЛИ, ф. 377) сразу же была отмечена критикой: "Крючков не футуристичен. Наоборот, он каноничен. В его стихах чувствуется вышколенность по правилам символистской пиитики" (П. -- "Рижский вест.", 1913, 20 нояб.).
  
   "Пламенная мистика -- вот источник... вдохновения поэта, и поэтому так неудачны стихотворения его, в к-рых Крючков модничает и подражает" (О. Вороновская -- "Очарованный странник", No 3, с. 18--19; др. рец. на "Падун...", 1913: Н. Валентинов -- "Юж. край", 10 окт.; "Сев. слово", 12 окт.; "При-днепров. край", 22 окт.; Г. Иванов -- "День", прил.. 11 нояб.; В. Поликов? -- "Златоцвет", 1914, No 1; на "Цветы...": М. Чуносов <И. И. Ясинский>:-- БВед, 1914, 23 июля). Подчеркивалось тяготение К. к поэзии Ф. Сологуба (Игнатьев И., Эго-футуризм, СПб., 1913, с. 9), сильнейшее влияние А. Блока, "проявившееся в молитвенном обожании женственности" (Закржевский А., Рыцари безумия, К., 1914, с. 115), к-рое признавал сам К. (см. анкету 1914 -- ЦГАЛИ, ф. 1068, оп. 1, No 80). В неопубл. рец. Грааль-Арельского на "Падун немолчный" говорилось: "В нек-рых стихах чувствуется мечтательная скрытность А. Блока и манерность M. Кузмина, но автор не умеет ими пользоваться и всегда переходит за грань прозы" (сообщил Р. Д. Тименчик; ср. с признанием К. в автобиогр.: "Хочу писать прозой, но пока еще не чувствую в себе достаточно зрелой и успокоенной творч. силы для беллетристики" -- ИРЛИ, ф. 377). В письме к В. Э. Мейерхольду от 13 янв. 1915 Блок писал: "Дм. Крючков всегда мне казался человеком литературным, умным, очень чистым и очень мало даровитым в стихах" (НМ, 1979, No 4, с. 165; см. также: ЛН, т. 92, кн. 4, с. 691).
   В 1912--16 стихи и статьи К. печатались в альманахах футуристов, ж-лах "Огонек", "Вершины", "Любовь к трем апельсинам", "Лукоморье", "Отечество" и др.; он был чл. Религ.-филос. об-ва (см. его письма к Д. В. Философову -- ГПБ, ф. 814, No 64). Критич. статьи К., наиб, полно выражающие своеобразие его мировоззрения, написаны в манере утверждаемой им "интуитивной критики" (предтечей к-рой он считал И. Ф. Анненского; см. ст. "Критик-интуит" -- "Очарованный странник", No 3), рассчитанной на активное сотворчество читателя. В 1916 ездил на фронт. С 1919 работал в изд-ве "Всемирная лит-ра", переводил И. В. Гёте, Э. Т. А. Гофмана, О. Шпенглера, Г. Мейринка. Печатался в "Жизни иск-ва" (стихи -- 1923, No 13) и "Зап. Передвижного театра" (ст. "О правах на фантазию и фантазерство" -- 1923, No 63).
   В дек. 1923 был арестован петрогр. ГПУ (согласно обвинению, "являлся организатором и руководителем католич. общин Ленинграда"); приговор (10 лет заключения) отбывал в Сиблаге (Новосиб. обл.). Освободившись в янв. 1933, поселился в Ярославле. Снова арестован в авг. 1937; расстрелян.
   Др. произв. Статьи в альм. "Очарованный странник": ""Бесы" Ф. М. Достоевского и "бесы" М. Горького" (No 1, СПб., 1913), "Церковь в листве. (Франсис Жамм)" (No 2, СПб., 19i3), "Истина или словесность?" (No 3, СПб., 1914), "Лимонадная симфония" (No 4, СПб., 1914); "Революция и поэзия" ("Веч. слово", 1918, 17 июня).
  
   Лит.: Блок. Зап. кн., с. 222, 269; Чуковский К., Эго-футуристы и кубо-футуристы. -- "Шиповник", кн. 22, СПб., 1914; Карпов П., Поэзоконцерты. -- "Весна", 1914, No2; Кадмин Н. <Абрамович Н. Я.>, История рус. поэзии, т. 2, М., 1914, с. 317; Марков В., К истории рус. эго-футуризма. -- In.: Orbis Scriptus. [Festschrift fur D. Tschizewskij], Münch., 1966. Альм. и сб-ки (2); Масанов.
   Архивы: ЦГАЛИ, ф. 44, оп 2, No 42 (письма А. А. Блоку); ЦГИАЛ, ф. 361, оп. 1, д. 2131. оп. 5, д. 22 (биогр. сведения; справка М. М. Фокина).

Т. Л. Никольская.

Русские писатели. 1800--1917: Биограф. словарь. Т. 3: К -- М

М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.

  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru