Крюков Федор Дмитриевич
Воины-черноризцы

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

Воины-черноризцы.

   Собесѣдникъ мой сидѣлъ бокомъ на козлахъ. Умная, полуискалѣченная лошадка, ковыляя разбитыми ногами, чуть трюхала выработанной опытомъ экономной рысью, чтобы дать намъ возможность неспѣшно и обстоятельно обсудить волнующіе насъ соціальные и экономическіе вопросы -- о "землишкѣ", главнымъ образомъ. И въ глубокихъ ущельяхъ безмолвныхъ улицъ, среди заснувшихъ каменныхъ громадъ, въ невѣрномъ свѣтѣ подрагивающихъ лентъ горящаго газа, голоса наши свободно перекатывались и, непривычно звучные, стукались и отскакивали отъ стѣнъ.
   -- У насъ господъ нѣту,-- говорилъ мой возница, и въ тонѣ его слышалось сожалѣніе:-- кабы господа, все бы хоть кошкѣ на молоко зашибъ когда... А насъ монастырь окарачилъ. Куда ни ткнись,-- земля богословская...
   -- Это въ Калужской, говоришь?
   -- Да нѣ-ѣ... не въ Калуцкой!-- съ оттѣнкомъ нѣкоторой обиды отвѣчалъ мой собесѣдникъ,-- рази вы по разговоркѣ не слышите: я -- рязанскій! У калуцкихъ разговоръ съ нарывомъ, а паши рязанскіе твердо говорятъ. Калуцкій не скажетъ: Иванъ, а безпремѣнно: у-Иванъ... Haim рязанскій твердо говоритъ: Хведоръ!-- а калуцкій съ нарывомъ: у-Хведоръ...
   Эта лингвистическая экскурсія отклонила насъ отъ нашей темы,-- и я снова навелъ на нее моего рязанца:
   -- Такъ монастырь, говоришь?
   -- Со всѣхъ сторонъ окарачилъ! Плюнуть и то не иначе, какъ въ небо надо,-- а земли полтора лаптя, всего чистаго поля! А ты говоришь: отруба! Отруба всѣ за монахами... Сейчасъ, ежели по совѣсти говорить, только и жизь, что монахамъ. Ахъ, и пріятно живутъ, въ ротъ имъ оглоблю! Харчъ вольный, рыбы -- сколько хошь, мадамки -- любую выбирай! Пойдутъ этта на рѣчку купаться,-- вотъ и онѣ изъ лѣсу. Загогочутъ, братецъ мой, какъ меренья,-- сало то въ ихъ играетъ... у-ухъ!..
   И тутъ мой извозчикъ, слегка поперхнувшись на очень сложномъ выраженіи, подробно распространился на тему достаточно современную: о сексуальномъ вопросѣ... въ отшельнической средѣ. Было тутъ, можетъ быть, немножко и классовой непріязни,-- очень ужъ "окарачилъ" монастырь деревню моего возни цы,-- но картина благоденственнаго иноческаго житія и неразрыви.) съ ней связанная степень нужды "окараченной" деревни вырисовывалась въ очертаніяхъ почти фантастическихъ, такъ что становилась, до нѣкоторой степени, понятной тоска по господамъ, звучавшая въ голосѣ простодушнаго мужичка.
   Въ числѣ многоразличныхъ попытокъ "окарачить" русскую жизнь -- народную, главнымъ образомъ,-- не послѣднее мѣсто принадлежитъ и опытамъ съ опредѣленной политической миссіей монастырей и вообще людей церковнаго званія. Извѣстно, какую видную роль въ патріотическихъ союзахъ, въ пріобщеніи къ темнымъ деньгамъ играютъ и черноризцы, и митрофорные, и не митрофорные протоіереи. Да и свѣтскіе-то дѣятели -- виднѣйшіе, по крайней мѣрѣ,-- ну, хоть Пуришкевичъ, Образцовъ -- происхожденія тоже духовнаго и, надо полагать, на церковные огарки обучены были той самой элоквенціи, которою нынѣ изумляютъ міръ.
   "Надежнѣйшимъ" столпомъ православія и соприкасающихся съ нимъ основоначалъ русской государственности является нынѣ, безъ сомнѣнія, митрофорный протоіерей Восторговъ. Около него, въ качествѣ птенцовъ и соратниковъ, ютится компанія: архимандритъ Новоспасскаго монастыря Макарій (Гнѣвушевъ), іеромонахъ Иліодоръ, архимандритъ Ефремъ (начальникъ забайкальской духовной миссіи), два Серафима (епископы подольскій и кишиневскій), омскій протоіерей Голосовъ и др. Нѣкоторыя изъ этихъ лицъ имѣютъ достаточно твердо установленное уголовное прошлое и довольно мутное настоящее {О Восторговѣ, напр., см. "Рѣчь", отъ 27 авг. 1909 г.; о прот. Голосовѣ -- "Утро Россіи"-4 декабря 1910 г.; о еп. Серафимѣ "С.-Петербургскія Вѣд." 1910.}. Для обыкновенныхъ смертныхъ, живущихъ въ условіяхъ нормальной досягаемости, дѣянія, подобныя тѣмъ, каковыя числятся за какимъ-нибудь Мельхиседекомъ или Макаріемъ, давно были бы увѣнчаны, по крайней мѣрѣ, арестантскими ротами. Но, въ силу незримаго покровительства какихъ-то таинстневныхъ сферъ, отцы сіи пользуются благоденственнымъ и мирнымъ житіемъ,-- "сферы" не склонны всякое лыко ставить имъ въ строку, а такіе пустяки, какъ нѣкоторая "игра сала" или растрата,-- тѣмъ паче. И, кажется, единственной непріятной стороной безпечальнаго житія являются время отъ времени проникающія въ печать свѣдѣнія о свойствахъ духовнаго ревнительства упомянутыхъ святителей.
   Въ недавнее время по газетнымъ столбцамъ гуляло имя неистоваго инока Иліодора, а нынѣ вытѣснилъ его другой столпъ патріотизма -- архимандритъ Макарій Гнѣвушевъ. Оба -- земляки: "донскіе казаки по плоти и воины по духу". Какъ сыновья Бульбы, Остапъ и Андрей, оба -- "добрые казаки", но немножко не сходны по темпераментамъ, и если бы проснулся старый Бульба, то именно о. Макарію онъ долженъ былъ бы сказать то, что говорилъ когда-то вѣтренному Андрію:
   -- Съ тобою баба! Ей, отдеру тебя, вставши, на всѣ бока! Не доведутъ тебя бабы до добра!
   Боевая слава о. Макарія создана, впрочемъ, не тѣмъ, что въ міру онъ былъ постояннымъ посѣтителемъ загородныхъ кіевскихъ кабачковъ и злачныхъ мѣстъ, рясой же укрылся, избѣгая уголовнаго преслѣдованія,-- нѣтъ, извѣстность завоевана имъ наѣздническою ретивостью и неутомимостью на полѣ патріотической брани -- письменной и изустной -- съ крамопьянками, смутьянами и жидами. Въ свое время, побуждаемый единственно патріотическимъ чувствомъ, архимандритъ добился того, что ему былъ сданъ подрядъ на солдатскія рубахи и исподники. Но, какъ впослѣдствіи выяснилось, подрядъ этотъ былъ имъ переуступленъ опять же "жидамъ"!
   Литературная репутація арх. Макарія, въ смыслѣ пламенности патріотическихъ чувствъ, настолько твердо установилась въ высшихъ духовныхъ сферахъ, что Св. Синодъ именно его облекъ порученіемъ написать брошюру для народа и для церковныхъ школъ къ 50-лѣтнему юбилею крестьянскаго освобожденія, а митрополитъ Владиміръ назначилъ его для произнесенія въ юбилейный день слова въ Успенскомъ соборѣ.
   Въ своемъ словѣ о. архимандритъ, упомянувъ вскользь объ историческомъ событіи, главнымъ образомъ налегъ на современность и всыпалъ на орѣхи смутьянамъ и крамольникамъ за безнравственность и уклоненіе отъ Бога.
   Съ брошюрой же вышелъ небольшой казусъ. Привыкши къ концессіонному способу дѣйствій, архимандритъ Макарій полученный отъ Синода заказъ передалъ секретарю газеты "Русская Земля", Павлову. Павловъ юбилейную брошюру изготовилъ въ недѣлю и представилъ заказчику. О. Макарій поставилъ на сочиненіи Павлова свое имя, присвоивъ такимъ способомъ себѣ чужую славу, и вмѣсто обѣщанныхъ 500 руб. уплатилъ настоящему автору лишь одну сотню. Обиженный Павловъ обратился нынѣ за правдою въ судъ. Но найдетъ ли ее,-- сказать мудрено.
   Одновременно съ Павловымъ на о. архимандрита ополчились и жители таганской, рогожской и крутицкой окраины первопрестольной Москвы. Жалоба ихъ адресована уже не мировому судьѣ, а Св. Синоду. Въ ней они умоляютъ обратить вниманіе на ихъ "вопль" -- защитить ставропигіальный Новоспасскій монастырь "отъ позора, поруганія и разоренія",-- перемѣстить арх. Макарія. Въ жалобѣ обстоятельно разсказывается о рысакахъ, пріобрѣтенныхъ архимандритомъ за монастырскій счетъ, о "женскомъ полѣ", пріютившемся въ настоятельскихъ келіяхъ. Самыя келіи,-- указывается въ жалобѣ,-- передѣлываются и отдѣлываются съ особой роскошью, ставится мраморная ванна, пріобрѣтаются бархатные ковры, турецкіе диваны, роскошные столовые и чайные сервизы, хрустальная посуда, элегантные экипажи: коляска, карета, открытыя парныя. сани и пр. На этихъ открытыхъ саняхъ, запряженныхъ кровными рысаками, архимандритъ катается съ разными женщинами по городу, а за утренними службами никто изъ богомольцевъ его не видитъ. Помимо разныхъ иныхъ соблазнительныхъ новшествъ, арх. Макарій устроилъ въ обители женскій хоръ, и спѣвки монастырскихъ пѣвицъ происходятъ въ стѣнахъ монастыря далеко за полночь, чѣмъ не малый ущербъ наносится тишинѣ и благости святого мѣста. О. регентъ (іером. Аркадій) пересталъ даже ночевать въ монастырѣ и, къ соблазну богомольцевъ, сдѣлался однимъ изъ усерднѣйшихъ посѣтителей электрическаго театра "Вулканъ", гдѣ совсѣмъ не по монашески проводитъ время въ компаніи веселыхъ дѣвицъ. Барышни-пѣвчія ведутъ себя во время церковной службы очень легкомысленно, какъ это и свойственно юному возрасту: бросаютъ съ хоръ въ иноковъ жеваной бумагой, окурками, мелкими гвоздями,-- въ іеродіакона Іакова однажды угодилъ кто-то даже камешкомъ. На замѣчанія ворчливыхъ старцевъ отвѣтили разъ (30 января) даже химической обструкціей. Усыпали полъ храма какимъ-то "ядовитымъ порошкомъ" (возможно, что нюхательнымъ табакомъ), отъ котораго у молящихся поднялся кашель и чиханіе...
   Рядомъ съ этими развлеченіями и новшествами стали таять и доходы монастыря. Въ прежніе годы отъ 80.000 руб. ежегоднаго дохода отъ монастырскихъ угодій бывалъ остатокъ тысячъ въ 20 и болѣе. Нынѣ, въ управленіе арх. Макарія, расходуется не только годовое поступленіе, но и изъ сбереженій прежнихъ лѣтъ позаимствовано уже около 30 тысячъ, да имѣется долгъ болѣе 40 тыс. руб. Въ числѣ оправдательныхъ статей расхода о. архимандритъ, какъ на главную, указываетъ на учрежденный имъ пріютъ-ясли... Но "домовладѣльцы, крестьяне, мѣщане, купцы и дворяне", подписавшіе жалобу, просятъ безотлагательнаго разслѣдованія въ особенности этой стороны дѣятельности о. Макарія, причемъ присовокупляютъ ходатайство не поручать производства ревизіи митрофорному протоіерею Восторгову.
   Я увѣренъ, что "вопль" смиренныхъ богомольцевъ не смутитъ яснаго покоя души архимандрита Макарія. Вмѣстѣ съ Екклезіастомъ онъ скажетъ: "И похвалилъ я веселіе, потому что нѣтъ лучшаго подъ солнцемъ для человѣка, какъ ѣсть, пить и веселиться, -- это сопровождаетъ его въ трудахъ во дни жизни его, которые далъ ему Богъ подъ солнцемъ" (Еккл., VIII, 15). Правда, на это могъ бы отвѣтить какой ни будь строгій синодальный моралистъ, стихомъ 16, гл. 25, Притчей Соломоновыхъ: "Нашелъ ты медъ? ѣшь, сколько тебѣ потребно, чтобы не пресытиться имъ и не изблевать его"...
   Въ случаѣ же указанія на недостаточную чистоту личной жизни и веденія отчетности, арх. Макарію стоитъ лишь перстомъ пошевелить, и очамъ обличителя будутъ явлены въ изобиліи и непотребствующіе рясоносцы, и расхитители, и винопійцы. 0. Восторговъ? Вотъ его формуляръ, опубликованный въ No 20 "Голоса Русскаго", органа московскихъ союзниковъ:
   "Восторговъ -- тать. Получивъ порученіе обозрѣть монастыри и церкви Сванетіи, онъ забралъ изъ нихъ древніе манускрипты я евангелія и продалъ ихъ за большія деньги Британскому обществу. Послѣ редактированія его въ "Вѣстникѣ Грузинскаго Экзархата" обнаружена растрата въ 2.000 р. Восторговъ -- доносчикъ (тому слѣдуютъ указанія). Восторговъ -- подстрекатель (приводятся факты). Восторговъ -- развратитель (приключенія съ тифлисскими гимназистками, исповѣдь въ темной комнатѣ)" и т. д. и т. д.
   Предсѣдатель читинской палаты Михаила Архангела, архимандритъ Ефремъ?... Ночуетъ съ дѣвицами въ номерахъ гостинницы "Даурія".
   Архимандритъ Нафанаилъ (Сковородскаго монастыря)? За непотребное и зазорное поведеніе (въ меблированныхъ комнатахъ на Пушкинской) назначенъ подъ строгое послушаніе въ Нилосорскую пустынь.
   Архимандритъ Мельхиседекъ? Сотни тысячъ руб. ухлопалъ на "племянницъ". Игуменъ Перекомскаго монастыря Виссаріонъ? Пропилъ въ притонѣ свою иноческую одежду. Архимандритъ Балтскаго монастыря, гдѣ инокъ Иннокентій чудеса творитъ, визитируетъ къ нѣкоей "святой Евдохѣ". И даже начальникъ его, еи. Серафимъ, въ бытность свою архимандритомъ Саввино-Сторожевскаго монастыря, погрѣшилъ съ молоденькой надзирательницей пріюта, послѣ чего, впрочемъ, былъ назначенъ на епископскую каѳедру въ Подолію, куда и переѣхалъ "съ семействомъ"... Человѣкъ нетвердый въ вѣрѣ можетъ подумать, что самая позиція настоятеля монастырской обители, что самая неудержимая "игра сала" присвояется ей, какъ академическій значекъ трезвости полицейскому чину.
   Значитъ, съ этой стороны архимандриту Макарію отнюдь не будетъ затруднительно оправдаться. Что же касается ковровъ, сервизовъ, мраморныхъ ваннъ и прочей пріятной обстановки, то вѣдь эти тлѣнные предметы не могутъ служить препятствіемъ ни духовному просіянію. О. Іоаннъ Кронштадскій достаточно прославленнаго житія подвижникъ, а у него, по описи судебнаго пристава, помимо драгоцѣнныхъ камней и вещей (головная гребенка въ 450 руб.), оказалось 342 пары однихъ шелковыхъ рубашекъ и кальсонъ, да и вина разнаго -- 260 бутылокъ {"Русь" 8 февраля 1909 г.}. Но отъ этого слава его святительскаго образа ни мало не померкла. Почему же и архимандриту Макарію не обѣлить себя указаніемъ на это отъ "вопля" смиренныхъ богомольцевъ таганской и крутицкой окраины? Тѣмъ болѣе, что боевыя достоинства о. архимандрита, какъ патріотическаго ратоборца, никакого ущерба не понесли даже и въ этой нѣсколько легкомысленной обстановкѣ.
   Конечно, было бы все-таки предпочтительнѣе, если бы патріотическій пламень не сопровождался "игрой сала". Но тутъ можетъ возникнуть и иная опасность: боевое увлеченіе перейдетъ мѣру, какъ то случилось съ іеромонахомъ Иліодоромъ, и направится по руслу совсѣмъ не желательному съ точки зрѣнія государственнаго порядка и спокойствія. Іеромонахъ Иліодоръ -- воинъ безъ страха и -- со стороны седьмой заповѣди,-- вѣроятно, безъ упрека, но онъ слишкомъ погрузился въ "восхитительную музыку пуль и мечей" (конечно, духовныхъ) и потерялъ почтительность даже къ властямъ предержащимъ. Таковое же зрѣлище, разумѣется, болѣе соблазнительно, чѣмъ ночныя спѣвки архимандрита Макарія въ стѣнахъ монастыря. О. Иліодоръ, и смирившись уже, все-таки не могъ успокоить своего взволнованнаго сердца. Въ письмѣ, присланномъ имъ изъ мѣста новаго его служенія, Новосильскаго монастыря, царицынскимъ братіямъ и сестрамъ (и читанномъ въ церкви Царицынскаго монастыря въ теченіе цѣлыхъ четырехъ часовъ!), онъ все-таки не утерпѣлъ, чтобы не ругнуть кое-кого и изъ начальствующихъ лицъ: {"Царицынская Мысль", No 40.}
   "Благословляю перваго министра П. А. Столыпина и желаю ему заслужить титулъ графа. Если вы купили себѣ домъ у графа Сольскаго за 160 тыс. рублей, то не нужно гордиться этимъ, ибо я построилъ монастырь за 300 тыс. рублей...
   "Благословляю оберъ прокурора свят. Синода Лукьянова и отъ души "овѣтую ему поскорѣе вернуться къ своей спеціальности -- врача... Благословляю вице-директора департамента полиціи Харламова и желаю ему заслужить звѣзду и др. знаки отличія, жандармамъ медали, а сыщикамъ по 25 руб. на каждаго... Благословляй жандарскаго полковника Семегановскаго за его усердную службу при задержаніи меня. Благословляю харьковскаго полицеймейстера Бочарова и радуюсь его быстрому повышенію по службѣ, благодаря тому, что онъ такъ удачно усмирилъ народъ на площади около монастыря 10 августа 1908 года...
   "Благословляю Максимовыхъ, Филимоновыхъ, Зайцевыхъ, Мель пиковыхъ, Чернушкиныхъ... и прочихъ царицынскихъ богатѣевъ, пьяницъ, развратниковъ, клеветниковъ и богохульниковъ... Они обидятся на меня, когда до ихъ слуха дойдутъ эти мои слова. Но пусть они успокоятся: больше о нихъ я говорить не буду, говорю въ послѣдній разъ"...
   Оглашеніе такого посланія братіямъ и сестрамъ въ церкви, пожалуй, опаснѣе даже химической обструкціи, устроенной женскимъ хоромъ архимандрита Макарія. Правда, въ томъ же письмѣ есть и мѣста высокаго назиданія, -- о томъ, напримѣръ, какъ о. Иліодоръ мимоѣздомъ въ Тулѣ за всенощной и въ вагонахъ за бесѣдой съ мужичками испепелилъ память "великаго богохульника и развратителя русскаго народа" -- Льва Толстого. Повидимому, это не представило накакого особаго труда для наѣздника-черноризца, ибо и мужички, въ бесѣдѣ съ о. Иліодоромъ, отозвались о Толстомъ вполнѣ пренебрежительно.
   "Спрашиваю крестьянъ: -- Ну какъ, братцы, хорошему училъ Толстой?
   -- А ну его къ шуту! Такъ, дурака ломалъ, -- отвѣтили мнѣ.
   -- Правда-ли, что изъ Москвы пріѣзжало много народа на могилу Толстого, чтобы дать обѣщаніе не пить водку и не курить табакъ?
   -- Неправда. Былъ такой случай: пришелъ какой-то человѣкъ изъ Москвы. Вѣрно! Ну, поклялся не пить и не курить. Только пришелъ въ село и запьянствовалъ. Вотъ и все...
   Уходя изъ вагона, мужички сказали:-- Плетками бы всѣхъ, кто на могилу шляется, отхлестать,-- не стали бы ходить!..
   Эта бесѣда и для братій, и для сестеръ не лишена поучительности. Она, если и не "окарачитъ" простодушнаго богомольца, за то и не внушитъ ничего колеблющаго устои государственности. Намекъ же на усмиренія, графскіе титулы, дома въ 160 тысячъ и т. н. есть лишь суета и томленіе буйственнаго духа...

Ѳ. Крюковъ.

"Русское Богатство", No 3, 1911

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru