Кузьмина-Караваева Елизавета Юрьевна
Еще о положении церкви при Временном правительстве

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    (Доклад A.B. Карташева).


   Мать Мария (Скобцова; Кузьмина-Караваева, Е.Ю.)
   Россия и эмиграция: Жития святых; Религиозно-философские очерки; Ранняя публицистика; Письма и записные книжки
   Москва: Русский путь; Париж: YMCA-Press, 2019.
   

ЕЩЕ О ПОЛОЖЕНИИ ЦЕРКВИ ПРИ ВРЕМЕННОМ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

(Доклад A.B. Карташева)

   Когда я писала мою прошлую статью о Московском соборе 1917 года, я думала, что выводы, кажущиеся мне очевидными, могут вызвать довольно резкое возражение со стороны лиц, безоговорочно осуждающих Февральскую революцию. В самом деле, в таком важном вопросе, как восстановление патриаршества и соборного устройства церкви, Временное правительство не только оказалось на высоте, но было, по существу, единственной властью, при которой эта великая реформа могла произойти.
   С большой радостью встретила я подтверждение высказанной мною точке зрения в докладе A.B. Карташева о положении церкви в февральское время, читанном по личным воспоминаниям.
   A.B. Карташев, -- ближайший свидетель и деятель перехода церкви "от тысячелетнего положения к новому, вне опеки государственной власти". Вот как он описывает ход событий:
   -- Быстрый темп революции, нарастание крайних течений постепенно обессиливали все декларации Временного правительства.
   И только декларация Временного правительства -- заявление о свободе церкви от государственной опеки -- устояла, несмотря ни на что.
   Временное правительство, -- может быть, извне -- позволило церкви принять форму соборности -- патриаршую форму, каноническая непорочность которой является в данный момент основной твердыней в борьбе церкви с отрицающим ее государством. И в этом отношении мы обязаны Временному правительству "сравнительно доброй памятью". Поэтому доклад Карташева "некоторая апология Временного правительства и некоторая личная апология".
   Конечно, с другой стороны, надо признать, что в этот период церковь лишилась многих своих привилегий. Но нельзя забывать, что эти привилегии в свое время были куплены ценой утраты свободы и должны были отпасть в момент ее восстановления.
   Собственно, с 12 декабря 1903 года, с записки "о видоизменении и улучшении государственного строя", существовала программа в области церковных дел, проведенная потом Временным правительством. Она включала в себя требования свободы религиозной совести, свободы соборного самоуправления церкви и сокращения обер-прокурорской опеки.
   И "правительство не милостию Божией, а волею народа" оказалось той исторической властью, которая должна была провести грань в жизни церкви.
   Церковную политику Временного правительства можно было бы разделить на два периода: до июля, при обер-прокуроре В.Н. Львове, и с июля, при министре исповеданий A.B. Карташеве.
   Вначале, несмотря на гибель царского правительства, Синод и обер-прокурор продолжали существовать. Правда, обер-прокурор<ом> стал либеральный в вопросах церковных председатель церковной комиссии Государственной думы В.Н. Львов. Но, по существу, этого, конечно, было недостаточно.
   A.B. Карташев, став товарищем обер-прокурора, сразу же убедился в том, что Временному правительству надлежит отнестись несколько иначе к церковному вопросу.
   В самом деле, с момента отречения от престола Михаила Александровича основные законы перестали существовать. Вместе с ними пал духовный регламент Петра Великого. И Временное правительство должно было заявить, что "я" -- государство, -- "над тобой -- церковью -- власти не имею". Это надо было декларировать и покончить с обер-прокуратурой.
   На деле же механически продолжали существовать старые установления. Отношения В.Н. Львова с иерархами Синода приняли скоро такой характер, что ему пришлось распустить данный состав Синода и созвать новый.
   Председатель Временного правительства князь Г.Е. Львов также не был склонен заявлять об отмене регламента Петра Великого, боясь обидеть этим церковь.
   Таким неопределенным образом, без каких-либо особых новшеств, дело шло до июля, когда (после ухода кн. Львова) В.Н. Львов был устранен и должность обер-прокурора занял Карташев. За это время был осуществлен Московский церковный съезд, стало работать предсоборное совещание и совершенно ясно наметилась невозможность существовать в старых рамках регламента.
   25 июля Временное правительство отменило титул обер-прокурора и заменило обер-прокуратуру Министерством культов и исповеданий, во главе которого был поставлен Карташев. Временно, впредь до собора, министр сосредоточил в своих руках все права обер-прокурора, к нему перешел также департамент духовных дел Министерства внутренних дел. Само по себе это переименование имело огромное символическое значение. Оно означало новую эпоху -- эпоху последних предсоборных недель.
   И окончательная формулировка отношений власти к церкви была дана декларацией Временного правительства, прочитанной Карташевым на открытии собора. Декларация начиналась словами: "Временное правительство гордо сознанием существования собора под его сенью и защитой". Декларация рассматривала собор "не как обычный съезд частного сообщества, а как полномочный орган церковного законодательства", тем самым подтверждая свое нежелание чем бы то ни было стеснять церковную свободу и продолжать политику государственной опеки над церковью.
   Таковы основные этапы церковной деятельности Временного правительства. Я намеренно излагаю сухо и схематически доклад Карташева, переполненный интереснейшими личными воспоминаниями, -- только отдельные черточки, характеризующие основной тезис: за двести последних лет только месяцы Временного правительства -- месяцы зарождения народовластия -- были тем моментом, когда могло быть осуществлено соборное начало в церкви.
   A.B. Карташев идет еще дальше и считает этот момент переломным не только по отношению к двухсотлетнему Петровскому периоду, но и по отношению ко всему полуторатысячелетнему периоду пребывания церкви под пятой государственной власти.
   

ПРИМЕЧАНИЯ

   Впервые: Д. 1929. 9 июня. No 40. С. 9. Подпись: Е. Скобцова. Переизд.: Скобцова Е.Ю. (мать Мария). Еще о положении церкви при Временном правительстве (Доклад A.B. Карташева) // Вестник РХД. 2017. No 207. С. 62-64.
   28 мая 1929 г. в парижском Зале Американской церкви (Salle de l'Eglise Américaine) состоялась лекция A.B. Карташева "Положение церкви при Временном правительстве (по личным воспоминаниям)".
   См. статью A.B. Карташева "Временное правительство и Русская церковь" // СЗ. 1933. No 52. С. 369-388. Переизд.: Из истории христианской церкви на родине и за рубежом в XX ст.: Сб. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1995. С. 9-27. (Материалы по истории Церкви; кн. 5).
   Когда я писала мою прошлую статью о Московском соборе 1917 года... -- См. выше статью матери Марии "О церковном Соборе 1917 года".
   A.B. Карташев, -- ближайший свидетель и деятель перехода церкви "от тысячелетнего положения к новому, вне опеки государственной власти". -- Об A.B. Карташеве см. примеч. на с. 676. Карташев был последним обер-прокурором Синода. Когда должность обер-прокурора была упразднена Временным правительством, а вместо этого организовано Министерство вероисповеданий, министром исповеданий стал Карташев. Когда на второй день работы Поместного собора (16 августа) начались приветствия гостей, то первым произнес речь именно министр A.B. Карташев, бывший одним из организаторов, вдохновителей и активных участников собора.
   И только декларация Временного правительства -- заявление о свободе церкви от государственной опеки -- устояла, несмотря ни на что. -- 14 июля 1917 г. Временное правительство приняло постановление "О свободе совести" (Вестник Временного правительства. 1917. No 109). Постановление провозглашало свободу совести, определение принадлежности к вероисповеданию малолетних (до 9 лет) родителями или опекунами, свободу религиозного самоопределения для каждого гражданина, достигшего 14-летнего возраста, отмену правовых ограничений по конфессиональному признаку, свободу перехода из одной конфессии в другую (кроме "изуверных учений") и признания себя не принадлежащим ни к какой вере. В последнем случае акты гражданского состояния велись органами местного самоуправления.
   ...до июля, при обер-прокуроре В.Н. Львове... -- Львов Владимир Николаевич (1872-1930) -- политический деятель, член III и IV Государственной думы, председатель думской комиссии по церковным вопросам, принадлежал к партии октябристов. После Февральской революции занимал пост обер-прокурора Святейшего синода в первом и втором (первом коалиционном) составах Временного правительства. Уволил из Синода его прежних членов. Был сторонником церковных реформ, но придерживался авторитарного стиля управления. В июле 1917 г. подал в отставку, поддержав создание нового правительства во главе с А.Ф. Керенским, который, однако, не включил его в состав своего кабинета министров, предпочтя назначить обер-прокурором A.B. Карташева. В конце 1919 г. эмигрировал сначала в Японию, затем во Францию. В 1921 г. примкнул к "сменовеховцам" и в 1922-м вернулся в СССР, где присоединился к обновленцам. В 1930 г. был арестован и сослан в Томск. Умер в томской тюремной больнице при повторном аресте.
   В самом деле, с момента отречения от престола Михаила Александровича основные законы перестали существовать. -- Михаил Александрович, вел. кн. (1878-1918) -- младший брат Николая II, подписавший вслед за ним отречение от престола (см. примеч. на с. 634). В 1918 г. был арестован и убит в Перми.
   Отношения В.Н. Львова с иерархами Синода приняли скоро такой характер, что ему пришлось распустить данный состав Синода и созвать новый. -- 14 апреля 1917 г. В.Н. Львов инициировал издание указа Временного правительства об освобождении всех членов Святейшего синода (за исключением одного архиепископа Финляндского Сергия [Страгородского]) и о вызове новых членов. Формирование нового состава Синода обер-прокурор Львов оставил своей прерогативой.
   Председатель Временного правительства князь Л.Г Львов... -- Львов Георгий Евгеньевич, кн. (1861-1925) -- общественный и политический деятель, после Февральской революции, в марте-июле 1917 г. -- министр-председатель и министр внутренних дел первого Временного правительства, возглавлял также первое коалиционное правительство. С 1918 г. жил в эмиграции, сначала в Америке, затем во Франции.
   За это время был осуществлен Московский церковный съезд, стало работать предсоборное совещание... -- 1-12 июня 1917 г. в Москве прошел Всероссийский съезд духовенства и мирян, на котором рассматривались проблемы преобразований в Русской православной церкви, вопросы об отношении церкви к революции и проблемы взаимоотношения государства и церкви. На съезде было до 1200 делегатов.
   Еще в 1912 г. для подготовки собора Святейшим синодом было учреждено предсоборное совещание, председателем которого был назначен архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский): в задачу совещания входила доработка предсоборных вопросов, начатых еще в 1906 г. Предсоборным присутствием. Совещание с перерывами работало до 1917 г. 12 июня 1917 г. начал работу Предсоборный совет в зале заседаний Синода под председательством архиеп. Сергия (Страгородского). Совет должен был определить порядок выборов членов собора и программу его деятельности. Решением Предсоборного совета открытие Поместного собора было назначено на 15 августа в Москве. Было также разработано "Положение о созыве Поместного собора Православной Всероссийской Церкви", утвержденное Синодом 5 июля.
   25 июля Временное правительство отменило титул обер-прокурора и заменило обер-прокуратуру Министерством культов и исповеданий, во главе которого был поставлен Карташев. Временно, впредь до собора, министр сосредоточил в своих руках все права обер-прокурора, к нему перешел также департамент духовных дел Министерства внутренних дел. -- Заняв должность обер-прокурора, A.B. Карташев сразу занялся вопросом учреждения поста министра исповеданий. К разработке законопроекта были привлечены члены Синода С.Г. Рункевич, П.В. Гурьев и юристы В.Д. Набоков и барон Б.Э. Нольде. После обсуждения текста законопроекта в Юридическом совещании правительство 5 августа 1917 г. утвердило его (Вестник Временного правительства. 1917. No 127). Был отменен пост обер-прокурора и учреждено Министерство исповеданий в составе Временного правительства. Во главе министерства был поставлен тот же Карташев, при нем назначались два товарища. В Министерство исповеданий передавались дела ведомства обер-прокурора Синода и департамента духовных дел иностранных исповеданий МВД. Это положение было объявлено временным вплоть до выработки Поместным собором новых основ церковного управления.
   И окончательная формулировка отношений власти к церкви была дана декларацией Временного правительства, прочитанной Карташевым на открытии собора. Декларация начиналась словами: "Временное правительство гордо сознанием существования собора под его сенью и защитой". Декларация рассматривала собор "не как обычный съезд частного сообщества, а как полномочный орган церковного законодательства"... -- В своей статье "Временное правительство и Русская церковь" A.B. Карташев цитирует эту декларацию: "Временное правительство поручило мне заявить освященному Собору, что оно гордо сознанием -- видеть открытие сего церковного торжества под его сенью и защитой. То, чего не могла дать русской национальной церкви власть старого порядка, с легкостью и радостью предоставляет новое правительство, обязанное насадить и укрепить в России истинную свободу. Временное правительство видит в настоящем Соборе не обычный съезд частного сообщества, каких теперь несчетное число; оно видит в Соборе Русской Православной Церкви полномочный орган церковного законодательства, имеющий право авторитетного представления на уважение Временного правительства законопроектов о новом образе церковно-правительственных учреждений и о видоизменении отношений церкви к государству".
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru