Лапшин Иван Иванович
Схематизм
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Лапшин Иван Иванович
(
yes@lib.ru
)
Год: 1901
Обновлено: 24/05/2021. 8k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
,
Философия
,
Справочная
Словарные статьи
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Схематизм
-- философский термин, введенный впервые Кантом в его "Критике чистого разума", в отделе "
О схематизме чистых понятий рассудка
". Этот отдел теории познания Канта вызывал у разных мыслителей самые противоположные мнения. В то время как Гегель в "Истории философии" (т. III) называет учение о схематизме "одною из самых привлекательных сторон Кантовой философии", Шопенгауэр в своей "Критике Кантовой философии" говорит об этом учении, что оно своею искусственностью производит на него
комическое
впечатление. По словам Канта, "мысли без содержания -- пусты, созерцания без понятий -- слепы". Для пояснения этой мысли о неотделимости интуиции и понятий и создано учение о С. Доказав, что пространство и время -- формы созерцания, неотделимые от чувственных данных -- ощущений, Кант устанавливает в нашем рассудке наличность некоторых равно основных первичных понятий, без которых невозможен никакой акт мысли, -- категорий. Таким образом, у него получается наличность
двух
элементов в познании: 1) чувственных созерцаний, облеченных в пространственно-временную оболочку, и 2) чистого рассудка с его аппаратом коренных понятий -- категорий качества, количества, причинности, субстанциальности и т. д. Эти два элемента --
чувственность
и
рассудок
-- гетерогенны (разнородны). Спрашивается, как объединить их? Как воочию показать, что "мысли без содержания -- пусты, созерцания без понятий -- слепы"? Для этого надо подыскать в чувственных данных такой элемент, который имел бы нечто общее с категориями как понятиями рассудка. Таким элементом является
время
, равно неотделимое и от ощущений, и от категорий, ибо
процессы
рассудочного мышления по категориям качества, количества etc. неотделимы от временных определений: счет, качественное различение, подмечание причинной связи и сосуществования -- все это совершается во времени. "Чтобы иллюстрировать образно какое-нибудь наивысшее понятие рассудка, мы пользуемся чувственным примером в виде воспроизведения какого-нибудь представления во времени", которое и экземплифицирует для нас в виде
схемы
или
монограммы воображения
ту или другую категорию. Я не могу
представить
себе
понятия
чистого количества -- числа вообще: перед моим воображением быстро мелькает лишь некоторая неопределенная множественность, которая и является
схемою
для данного понятия. Для каждого
наивысшего
понятия имеется соответствующая схема: для категории количества последовательный счет во времени дает схему числа; схемою чистого качества является сознавание заполненности данного времени определенным чувственным содержанием (ощущениями); схемою субстанции является сознавание устойчивых комплексов ощущений во времени; схемою причинности -- закономерная последовательность разнообразного и т. д. Учение о С. чрезвычайно важно и с формально-логической, и с психологической, и с гносеологической точек зрения. I) С логической точки зрения оно блестяще разрешает ту проблему об общих представлениях (general ideas), которая запутывала в безвыходные затруднения Локка и Беркли, ибо они смешивали
понятие
рассудка с его
схемою
-- чувственною иллюстрацией. II) Учение о С. является в психологическом отношении ценным потому, что оно показывает нам
соотносительность
элементов представления и мысли, конкретного и абстрактного. Обособляя
идеально
чувственность с формами созерцания от рассудка и категорий и затем снова их объединяя, Кант только
диалектически расчленяет
то, что
психологически неотделимо
, и делает это
именно с целью отчетливо показать такую неотделимость.
Ощущения, облеченные в формы пространства и времени, представимы для нас лишь при участии категорий качества и количества; ибо что такое пространство и время без заполняющего их
чувственного
содержания и без количественного и качественного различения? Пустые звуки. Равным образом, что такое чистая мысль без интуиции, как не набор слов? Но Кант идеально расчленяет то и другое, что возможно, так как подведение известного представления
под
известную категорию, которая в нем
уже имеется
, заключается в
подчеркивании вниманием
ее наличности, которая раньше не бросалась в глаза с такою яркостью. III) Гносеологическое значение С. заключается в том, что весь мир, как это явствует из трансцендентальной эстетики, есть
для нас
наше представление -- чувственные данные, облеченные в формы созерцания: пространство и время. Доказав при помощи С., что пространственно-временные интуиции
невозможны без категорий
, как условий их бытия, мы получаем весьма важный вывод, что и мир возможен лишь как бытие, подчиненное категориям мысли. Категории становятся реальными условиями мира явлений. Самый опыт обусловлен категориями; следовательно, "наш рассудок сам же и предписывает природе ее законы". В этом и заключается та "Коперниковская" точка зрения на мир, которая установлена Кантом и которую он назвал критическим идеализмом. Из сказанного становится понятным, почему "схематизм чистых понятий рассудка" кажется многим столь трудным для понимания: это центральный пункт в теории познания Канта, который может быть отчетливо усвоен только тем, кто уловил общий дух системы. Эти трудности усугубляются еще двумя обстоятельствами: 1) гениальное разграничение
образа
и
понятия
,
схемы
и
категории
никогда не будет усвоено тем, кто
смешивает
понятия, как продукт абстракции, с представлениями, иллюстрирующими понятия; это мы видим, например, у Гексли, который отождествлял так называемые
родовые образы с
понятиями. 2) Все учение о С.
превратится в бессмыслицу
для того, кто вообразит, что Кант допускал
реальное обособление
чувственности от рассудка и, создав искусственно такое обособление, старался
заполнить
пропасть между двумя гетерогенными по природе психическими явлениями и ради этого состряпал такое сумеречное понятие, как понятие
схемы
, которое, не будучи ни продуктом только чувственности, ни продуктом только рассудка, могло играть между обеими способностями роль посредника. Именно такое истолкование С. дает Шопенгауэр: он делает Канту упрек, подобный тому, который Аристотель делал Платону, указывая на то, что для заполнения пропасти между умопостигаемой
идеей человека
и единично данным
реальным человеком
необходимо установить посредствующее звено -- ввести понятие
третьего человека
(τρίτος ανθρωπος). Насколько справедлива критика Аристотеля, направленная против дуализма чувственного и сверхчувственного у Платона, настолько неудачна критика Шопенгауэра, бьющая мимо цели. Своим учением о С. Кант привел в тесное
соприкосновение
логику, психологию и теорию познания в вопросе об образовании и значении общих понятий. Он указал на удивительную сложность и тонкость живого процесса формирования качественных понятий: он раскрыл перед нами в С. "искусство, скрытое в глубине человеческой души", которое несомненно натолкнуло Гегеля на разработку диалектического метода; недаром Гегель так сочувственно отзывается об этом отделе "Критики чистого разума". См. Кант, "Критика чистого разума" (пер. Соколова, т. I, стр. 136; "Kr. d. r. V.", издание Adickes'a, стр. 171--73, примеч. издателя). Кроме "Крит. чист. разума", можно найти ясное изложение С. в письме Канта к Tieftrunk'y ("Werke" XI, 1, 184--7). См. Виндельбанд, "Философия Канта" (стр. 87); Ибервег, "Историч. нов. философии" (пер. Колубовского, стр. 234); Паульсен, "Им. Кант" (стр. 169); Cohen, "Kant's Theorie der Erfahrung" (стр. 368). В последнем сочинении учение о С. особенно обстоятельно разобрано.
И. Лапшин
.
Источник текста:
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, том XXXII (1901): Судох
одные сборы -- Таицы, с. 173--174
.
Оставить комментарий
Лапшин Иван Иванович
(
yes@lib.ru
)
Год: 1901
Обновлено: 24/05/2021. 8k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
,
Философия
,
Справочная
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.