Лапшин Иван Иванович
Софизм
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Лапшин Иван Иванович
(
yes@lib.ru
)
Год: 1901
Обновлено: 24/05/2021. 8k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
,
Философия
,
Справочная
Словарные статьи
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Софизм
(σοφισμα, от σοφιξομαι хитро придумываю) -- преднамеренно ложный вывод в противоположность
паралогизму
(см.), непреднамеренно ложному выводу (см. Ошибки). Систематический анализ С. (σιλλογισμοι επιςτικοι) был дан впервые Аристотелем в его заключительной части 'Органона' περί των σοφιστικων έλέγχων. С. есть ложный вывод, неправильность которого бывает обусловлена троякого рода причинами: I)
логическими
, II)
грамматическими
и III)
психологическими.
I) Так как всякий вывод может быть выражен в силлогистической форме, то и всякий С. может быть сведен к нарушению правил силлогизма. Наиболее типичными источниками логическими С. являются следующие нарушения правил силлогизма: 1) вывод с отрицательной меньшей посылкой в
первой
фигуре: "Все люди суть разумные существа, жители планет не суть люди, следовательно, они не суть разумные существа"; 2) вывод с утвердительными посылками во
второй
фигуре: "Все, находящие эту женщину невинной, должны быть против наказания ее; вы -- против наказания ее, значит, вы находите ее невинной"; 3) вывод с общим заключением в
третьей
фигуре: "Закон Моисеев запрещал воровство, закон Моисеев потерял свою силу, следовательно, воровство не запрещено"; 4) Особенно распространенная ошибка quaternio terminorum, т. е. употребление среднего термина в большой и в меньшей посылке не в одинаковом значении: Все
металлы
-- простые тела, бронза --
металл
: бронза -- простое тело" (здесь в меньшей посылке слово "металл" употреблено не в точном химическом значении слова, обозначая
сплав
металлов): отсюда в силлогизме получаются
четыре
термина.
II) Грамматические, терминологические и риторические источники С. выражаются А) в
неточном или неправильном словоупотреблении
и построении фразы (всякое quaternio terminorum предполагает такое словоупотребление); наиболее характерные: 1) ошибка
гомонимия
(aequivocatio), напр.
реакция
, в смысле химическом, биологическом и историческом,
доктор
(врач и ученая степень). 2)
Ошибка сложения
-- когда разделительному термину придается значение собирательного.
Все
углы Δ-ка >2
d
в том. смысле, что сумма < 2
d
. 3)
Ошибка разделения
, обратная, когда собирательному термину дается значение разделительного: "все углы "-ка = 2
d
в смысле каждый угол = сумме 2 прямых углов. 4) Ошибка
ударения
, когда подчеркивание
повышением голоса
в речи и
курсивом
в письме определенного слова или нескольких слов во фразе искажает ее первоначальный смысл. 5)
Ошибка выражения
, заключающаяся в неправильном или неясном для уразумения смысла построении фразы, напр.: сколько будет: дважды два и пять? Здесь трудно решить имеется ли в виду 9 или 14. В) Более сложные С. проистекают из неправильного
построения целого сложного хода доказательств
, где логические ошибки являются замаскированными неточностями внешнего выражения. Сюда относятся: 1) petitio principii: введение заключения, которое требуется доказать, в скрытом виде в доказательство в качестве одной из посылок. Если мы, например, желая доказать безнравственность материализма, будем красноречиво настаивать на его деморализующем влиянии, не заботясь дать отчет, почему именно он -- безнравственная теория, то наши рассуждения будут заключать в себе petitio principii. 2) Ignoratio elenchi заключается в том, что мы, возражая на чье-нибудь мнение, направляем нашу критику не на те аргументы, которые ей подлежат, а на мнения, которые мы ошибочно приписываем нашим противникам. 3) A dicto secundum ad dictum simpliciter представляет заключение от сказанного с оговоркой к утверждению, не сопровождаемому этой оговоркой. 4) Non sequitur представляет отсутствие внутренней логической
связи
в ходе рассуждения: всякое беспорядочное следование мыслей представляет частный случай этой ошибки.
III)
Психологические
причины С. бывают троякого рода:
интеллектуальные
,
аффективные
и
волевые.
Во всяком обмене мыслей предполагается взаимодействие между 2 лицами, читателем и автором или лектором и слушателем, или двумя спорящими. Убедительность С. поэтому предполагает два фактора: α - психические свойства одной и β -- другой из обменивающихся мыслями сторон.
Правдоподобность
С. зависит от
ловкости
того, кто защищает его, и
уступчивости
оппонента, а эти свойства зависят от различных особенностей обеих индивидуальностей. А)
Интеллектуальные
причины С. заключаются в преобладании в уме лица, поддающегося С., ассоциаций по смежности над ассоциациями по сходству, в отсутствии развития способности управлять вниманием, активно мыслить, в слабой памяти, непривычке к точному словоупотреблению, бедности фактических знаний поданному предмету, лености в мышлении (ignava ratio) и т. п. Обратные качества, разумеется, являются наиболее выгодными для лица, защищающего С.: обозначим первые отрицательные качества через
b
, вторые соответствующие им положительные через
а.
В)
Аффективные причины.
Сюда относятся трусость в мышлении --
боязнь
опасных практических последствий, вытекающих от принятия известного положения;
надежда
найти факты, подтверждающие ценные для нас взгляды, побуждающая нас видеть эти факты там, где их нет, любовь и ненависть, прочно ассоциировавшиеся с известными представлениями, и т.. д. Желающий обольстить ум своего соперника софист должен быть не только искусным диалектиком, но и знатоком человеческого сердца, умеющим виртуозно распоряжаться чужими страстями для своих целей. Обозначим аффективный элемент в душе искусного диалектика, который распоряжается им как актер, чтобы тронуть противника, через
с
, а те страсти, которые пробуждаются в душе его жертвы и омрачают в ней ясность мышления через
d.
Argumentum ad homuiem, вводящий в спор личные счеты, и argumentum ad populum, влияющий на аффекты толпы, представляют типичные С. с преобладанием аффективного элемента. С)
Волевые причины.
При обмене мнений мы воздействуем не только на ум и чувства собеседника, но и на его волю. Во всякой аргументации (особенно устной) есть элемент волевой --
императивный
-- элемент
внушения.
Категоричность тона, не допускающего возражения, определенная мимика и т. п. (
е
) действуют неотразимым образом на лиц, легко поддающихся внушению, особенно на массы. С другой стороны, пассивность (
f
) слушателя особенно благоприятствует успешности аргументации противника. Таким образом, всякий С. предполагает взаимоотношение между шестью психическими факторами:
a + b + c + d + e + f.
Успешность С. определяется величиной этой суммы, в которой (
a + с + е
) составляет показатель силы диалектика, (
b + d + f
) есть показатель слабости его жертвы. Прекрасный психологический анализ софистики дает Шопенгауэр в своей "Эристике" (перев. кн. Д. Н. Цертелева). Само собой разумеется, что
логические
,
грамматические
и
психологические
факторы теснейшим образом связаны между собой; поэтому С., представляющий, например, с логической точки зрения quaternio terminorum, с грамматической может представлять ignoratio elenchi, a с психологической -- argumentum ad hominem.
Перечисление знаменитых С. древности читатель найдет в "System der Logik" Fries'a, § 109. Хороший анализ логических ошибок с логической и психологической точки зрения имеется у Милля, "System of Logic" (т. V, On fallacies). Чисто логический анализ ошибок см. Ueberweg, "System der Logik", § 126.
И. Лапшин
.
Источник текста:
Энциклопедический
словарь Брокгауза и Ефрона, том
XXXa (1900): Слюз -- София Палеолог, с. 950--951
.
Оставить комментарий
Лапшин Иван Иванович
(
yes@lib.ru
)
Год: 1901
Обновлено: 24/05/2021. 8k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
,
Философия
,
Справочная
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.