Лапшин Иван Иванович
Эмпириокритицизм

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Эмпириокритицизм -- философское направление, которому положил начало Рихард Авенариус (1843--1896). Оно представляет попытку дать общую теорию опыта без каких-либо гносеологических предпосылок. Э. не принимает за отправной пункт ни мышление или субъект, ни материю или объект, но опыт в том виде, в каком он непосредственно познается людьми; от этой данной отправляются мыслители всех возможных направлений; к каким бы отрицательным выводам ни приходил в конце исследования идеалист или скептик по вопросу, например, о реальности внешнего мира, он во всяком случае исходит в своих размышлениях от тех же непосредственных данных опыта, как и материалист и даже не-философ --например, простолюдин. Эти непосредственные данные Э. принимает как то, что признается неоспоримым всем человечеством, составляет "естественное" понятие о мире и выражается в следующем постулате: "Всякий человеческий индивидуум первоначально преднаходит в отношении к себе окружающее с многоразличными составными частями, другие человеческие индивидуумы с разнообразными высказываниями и высказываемое в какой-либо зависимости от окружающего". Исходя лишь из этого постулата, Э. исследует методически отношение между данным индивидуумом, средой и другими индивидуумами и их "высказываниями". См. Р. Авенариус, "Философия, как мышление о мире, согласно принципу наименьшей меры сил" (1898, перев. под ред. М. М. Филиппова); "Человеческое понятие о мире" (перев. под ред. М. М. Филиппова, 1901); Карстаньен, "Введение в критику чистого опыта" (перев. Лесевича, 1898); Карстаньен, "Рихард Авенариус и его общая теория познания Э." (перев. Шиманского, 1902); статью проф. Г. П. Челпанова ("Киевские Университ. Известия", 1898, No 10, октябрь); Лесевич, "Философское наследие XIX в." ("Русское Богатство", 1896, No 12); Эрнст Мах, "Популярно-научные очерки" (1901); его же, "Анализ ощущений" (1904, печатается); Авенариус, "Критика чистого опыта" (готовится к печати); М. М. Филиппов, "О философии чистого опыта" ("Научное Обозрение", 1900, No 8); его же, "Психология Авенариуса по неизданным материалам" ("Научн. Обозр.", 1899, No 2 и 3); Вундт, "Ueber naiven und kritischen Realismus" ("Phil. Studien", тт. XII и ХIII, 1896--97); Willy, "Der Empiriokritizismus als einzig wissenschaftlicher Standpunct" ("Viertellahrsschrift für Phi losophie", т. XVIII, 1894); Petzold, "Einführung in d. Philos, d. rein. Erfahrung" ((1903); Hauptmann, "Die Metaphysik in der modernnen Physiologie" (1894); M. Klein, "Die Philosophie der reinen Erfahrung" ("Naturwissenschaftliche Wochenschrift", т. IX, 1894, т. X, 1895, т. XI, 1896); W. Jerusalem, "Die Urtheilsfunction" (1895); Kodis, "Zur Analyse der Apperceptionsbegriffes" (1893); Willy, "Das erkenntuisstheoretische Ich und der natürliche Weltbegriff" ("Viertel jahrsschr. für W. Philos.", т. XVIII, 1894); статья Делакруа об Авенариусе (в "Revue de Métaphysique et de Morale", 1898).

И. Лапшин.

   Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, том XLa (1904): Электровозбудительная сила -- Эрготин, с. 780--781.
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru