ЛЕЙКИН, Николай Александрович [7(19).XII.1841, Петербург -- 6(19).I.1906, там же] -- прозаик, издатель. Родился в старинной, но обедневшей купеческой семье. Образование получил в Петербургском немецком реформаторском училище, где приобрел хорошее знание иностранных языков. По окончании училища служил приказчиком в кладовой купца-гостинодворца, позднее -- в конторе страхового общества. Литературным дебютом Л. стало стихотворение "Кольцо", опубликованное в журнале "Русский мир" в 1860 г. В 1861 г. в журнале "Петербургский вестник" Л. печатает свое первое прозаическое произведение -- рассказ "Гробовщик". Позднее сотрудничал как фельетонист и беллетрист в журналах "Искра", "Библиотека для чтения", "Современник", "Отечественные записки", "Стрекоза" и др. С начала 70 гг. Л.-- постоянный сотрудник "Петербургской газеты". С 1882 по 1905 г.-- редактор и издатель "Осколков", самого популярного юмористического журнала 80 гг. Л.-- автор 36 романов и повестей, 11 пьес и нескольких тысяч очерков, рассказов, сценок и фельетонов. Блистательное знание купеческого быта определило тематику подавляющего большинства произведений писателя; а с самого начала проявившееся стремление к "невыдуманному", фактографически точному изображению действительности, идущее от традиций "натуральной школы", стало наиболее существенной чертой поэтики Л., отличающей все жанры его творчества. Уже первые опубликованные в толстых журналах произведения Л.: "Апраксинцы" (Библиотека для чтения.-- 1863.-- No 10, 11) и "Биржевые артельщики" (Современник.-- 1864.-- No 7, 10) -- рисуют широкую картину жизни петербургской купеческой среды и напоминают "физиологические" очерки. Несмотря на дружеские отношения с Г. И. Успенским, Н. Г. Помяловским, Ф. М. Решетниковым, А. И. Левитовым и достаточно сильное влияние, оказанное на него критически мыслящими сотрудниками "Искры", главным образом братьями В. С. и Н. С. Курочкиными, Л. вполне заслужил упрек Н. А. Некрасова, отметившего в его очерках несвоевременный недостаток "злобы" (Н. А. Лейкин в его воспоминаниях и переписке.-- С. 186). Бытописательству Л., как правило, чужда характерная для шестидесятников установка на бичевание социальных язв и на возбуждение активного читательского сочувствия к судьбам "униженных и оскорбленных". Если социально острые темы и находят свое отражение в ряде произведений Л., напр. изображение в повестях 70 гг. бесправного положения женщины: бывшей крестьянки ("Кусок хлеба", 1871; "Две неволи", 1879) или дочери купца-самодура ("Христова невеста", 1872), то эта острота почти всегда оказывается смягченной: Л. или опаздывает, по замечанию Н. К. Михайловского, в выборе актуальных тем на двадцать лет (Михайловский Н. К. Новые книги...-- С. 194), или настойчиво стремится сгладить, казалось бы, неразрешимый конфликт относительно благополучной концовкой.
Изображая по преимуществу жизнь купцов и находящихся у них на службе приказчиков, артельщиков, Л. смотрит на нее как бы "изнутри", глазами своих героев. Поэтому все чуждое их мироощущению, далекое от сферы их непосредственных (служебных и житейских) интересов: идейные споры поколений, внимание к исторически значительным событиям эпохи или к психологическим глубинам человеческих характеров -- почти полностью отсутствует и в произведениях Л. Его герои проникнуты верой в незыблемость раз и навсегда усвоенных ими норм поведения, обычаев и привычек. Главное событие в этом устойчивом мире -- превращение бывшего крестьянина в артельщика, лавочного мальчика -- в приказчика, приказчика -- в состоятельного купца, а главное потрясение -- женитьба с сопровождающими ее хлопотами: поисками выгодного жениха, уговорами "подходящей" невесты, заботой о приданом и т. п. Подробно разработанный матримониальный сюжет -- основной в большинстве романов и повестей Л. из купеческого быта: "В ожидании наследства", 1889; "Актёры-любители", 1891; "Сватовство профессора", 1892; "Сусальные звезды", 1898; "Счастливец", 1901, и др. Кроме того, Л. писал романы из жизни банковских служащих ("Стукин и Хрустальников", 1886), среднего духовенства ("Среди причта", 1897), провинциальных и столичных актеров ("Странствующая труппа", 1894; "Меж трех огней", 1902), заводских рабочих ("В царстве глины и огня", 1890), крестьянских женщин, пришедших на заработки в город ("На заработках", 1891; "Первые шаги", 1901). Однако особую славу Л. принесли его многочисленные рассказы-сценки, с начала 70 гг. ежедневно публиковавшиеся в "Петербургской газете", а позже также в "Стрекозе" и "Осколках". Герои сценок -- купцы и члены их семей и разнообразные представители мещанской, торгово-ремесленной среды и городских низов. Установка на изображение главным образом комических сторон быта петербургских жителей определила и характер названия большинства сборников, в которые Л. объединялись отдельные сценки: "Наши забавники", 1879; "Шуты гороховые", 1879; "Саврасы без узды", 1880; "Гуси лапчатые", 1881; "Голубчики", 1889. Рассказы-сценки объединялись в сборники и по тематическому признаку. "Мученики охоты", 1880; "Ребятишки", 1892; "В деревне и в городе", 1899. Под пером Л. сценка приобрела устойчивые композиционные черты: точное обозначение времени (как правило, по церковному календарю) и места действия, предельная краткость в описании внешности персонажей, живой комический диалог, не имеющий смыслового завершения, а произвольно обрываемый в финале. Участники диалога обычно обсуждают общеинтересную тему (перепись населения и ее последствия, слухи об эпидемии) или уличное событие-зрелище (ледоход на Неве, пожар, полет воздушного шара). При этом речь персонажей часто строится как нелепая и неуклюжая имитация "ученой речи" образованных слоев общества ("все твои разговорные междометия", "фонтал ассенизации брызжет" -- "Наши забавники", 1879.-- С. 245, 258).
Сценка -- основной жанр в творчестве Л. Уже в шуточных пьесах и коротких комедиях из купеческого быта, написанных им для театра в конце 60 гг. ("Рукобитие", "Ряженые", "Привыкать надо!!!", "Медаль" и др.), легко различимы черты, усвоенные впоследствии жанром комической сценки и закрепленные в нем. По законам сценки построены также практически все главны повестей и романов Л., единство которых держится только общностью героев и сюжетной ситуации. Наиболее отчетливо эта особенность проявилась в романе "Стукин и Хрустальников" и в одном из самых популярных произведений Л.-- длинном юмористическом сериале, описывающем заграничные путешествия купеческой супружеской пары: "Наши за границей", 1890; "Где апельсины зреют", 1892; "В гостях у турок", 1897; "Под южными небесами", 1898.
Юмор Л. чужд социальной направленности и философской глубины, что, однако, не делает Л.-юмориста писателем без определенной позиции. Такая позиция у Л., несомненно, есть. В "разношерстной толпе" персонажей, в их странных и чудных словечках и в неумении договориться друг с другом Л. видит не дисгармонию, а условие существования внутренне сбалансированного самодостаточного мира, в котором, кроме забавных неурядиц и смешных происшествий, нет никаких других потрясений и драм.
Такое понимание задач юмористического творчества определило и лицо издаваемого Л. журнала "Осколки". Задуманный как журнал, перенимающий эстафету у "Искры" (некоторые сотрудники которой -- В. В. Билибин, Л. И. Пальмин, Л. Н. Трефолев -- сразу же были привлечены Л. к своему изданию), "Осколки" тем не менее были далеки от резкой сатирической направленности журнала-предшественника. Хотя долгое время "Осколки" заслуженно сохраняли репутацию наиболее либерального из юмористических журналов 80 гг. и не избежали даже некоторого давления со стороны цензуры, обличительство журнала в подавляющем большинстве публикаций имело характер безобидной критики: чаще всего предметом осмеяния оказывались внешние стороны купеческого образа жизни или досадные нелепости "дачного прозябания".
Л. привлек к участию в "Осколках" молодого А. П. Чехова, активно сотрудничавшего в журнале с 1882 по 1887 г. Чеховские произведения этих лет изобилуют как сюжетно-тематическими, так и словесными реминисценциями из Л. К Л. восходят сюжеты "Свадьбы с генералом" и "Ваньки" Чехова. Выработанный Л. тип названия сценки через указание на место или время изображаемых событий (напр.,) "В банях", "В вагоне и на империале", "На перевозе", "На святках") был усвоен Чеховым и использовался им особенно широко в ранний ("В бане", "В вагоне", "В ландо"), но также и в поздний период творчества ("На подводе", "На святках"). По словам Чехова, "Осколки" были его литературной "купелью", а Л.-- "крестным батькой" (Письмо Чехова к Л. от 27 декабря 1887 г. // Чехов А. П. Полн. собр. соч.: В 30 т. Письма.-- Т. 2.-- С. 164). Сохранилась переписка Л. и Чехова. Обильная в 80 гг., со временем она заметно скудела, что объясняется постепенным отходом Чехова в область серьезной литературы и отчасти все растущим у него разочарованием в Л.-- в те годы оборотистом и удачливом издателе, богаче, владельце огромного графского поместья: Л., по определению Чехова, это "добродушный и безвредный человек, но буржуа до мозга костей" (Письмо Чехова к А. С. Суворину от 3 ноября 1888 г. // Чехов А. П. Поли. собр. соч.: В 30 т. Письма.-- Т. 3.-- С. 55). Уже некоторые "осколочные" вещи Чехова знаменуют собой отказ от "картины мира", утверждаемой всем юмористическим творчеством Л. и его журналом; усматривая "непонятное" и недолжное в понятном и привычном, Чехов взрывает благополучное спокойствие бесхитростной лейкинской сценки.
Соч.: Повести, рассказы и драматические сочинения. В 2 т.-- Спб., 1871; Неунывающие россияне.-- Спб., 1879; Наши забавники.-- Спб., 1879; Медные лбы.-- Спб., 1880; Цветы лазоревые.-- Спб., 1885; Наши за границей.-- Спб., 1890; Голь перекатная.-- Спб., 1903; В люди вышел.-- Спб,, 1905; Писатели чеховской поры.-- М., 1982.-- Т. 1.-- С. 28--58; Спутники Чехова / Сост., вступ. ст. и коммент. В. Б. Катаева.-- М., 1982.--С. 48--96; Переписка А. П. Чехова.-- М., 1984.-- Т. 1.-- С. 126--167.
Лит.: Салтыков-Щедрин М. Е. Повести, рассказы и драматические сочинения Н. А. Лейкина // Собр. соч.: В 20 т.-- М., 1970.-- Т. 9; Михайловский Н. К. Новые книги.-- Н. А. Лейкин. "Шуты гороховые" и др. // Отечественные записки.-- 1879.-- No 6.-- С. 192--195; Николай Александрович Лейкин в его воспоминаниях и переписке.-- Спб., 1907; Амфитеатров А. В. Курганы.-- 2-е изд.-- Пг., 1909.-- С. 284--288; Чудаков А. П. Мир Чехова: возникновение и утверждение.-- М., 1986.-- С. 101 --119.