Чичагов Леонид Михайлович
Слово пред панихидою по И. С. Тургеневу

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   
   И. С. Тургенев. Новые исследования и материалы. Вып. 2.
   М.; СПб.: Альянс-Архео, 2011.
   

ПРЕОСВЯЩЕННЫЙ СЕРАФИМ (Л. М. Чичагов)

СЛОВО ПРЕД ПАНИХИДОЮ ПО И. С. ТУРГЕНЕВУ

Публикация Г. Н. Павловой

0x01 graphic

   До настоящего времени остается малоизвестным "Слово пред панихидою по И. С. Тургеневу", произнесенное 3 сентября 1908 года на родине писателя в Орле преосвященным Серафимом, епископом Орловским и Севским, перед прихожанами центрального городского собора.
   Между тем это "Слово", на наш взгляд, представляет несомненный интерес и для современных исследователей жизни и творчества Тургенева, и для читателей, поскольку позволяет взглянуть на судьбу и произведения великого писателя глазами истинно верующего человека и задуматься о тайне духовной жизни художника.
   На протяжении долгих десятилетий минувшего века в нашей стране, имеющей глубокие религиозные корни, которые питали все виды искусства, история русской литературы изучалась вне православия. Начиная с 1990-х годов ситуация изменилась, появился целый ряд литературоведческих работ, стремящихся восполнить этот пробел. В частности, исследуется не только общая направленность тургеневских произведений, но и то как писатель лично для себя решал вопрос веры в Бога. При рассмотрении столь деликатной темы немаловажным представляется мнение по данной проблеме одного из крупнейших церковных иерархов, каковым является автор вышеупомянутого "Слова", говоривший о Тургеневе, что "его вера видна в каждом произведении". Преосвященный Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов; 1856-1937) родился в Санкт-Петербурге в дворянской семье, давшей России многих видных военачальников, и по традиции должен был стать военным.
   Но в 1891 году гвардейский полковник Чичагов, оставив блестяще складывавшуюся карьеру, переехал в Москву, поселился с женой и четырьмя дочерьми в бывшем тургеневском доме на Остоженке и начал готовиться к принятию священного сана.
   За сорок лет священнослужения он, не имея специального духовного образования, прошел путь от приходского священника до митрополита. Трудился во многих местах России: в Москве, Сухуми, Орле (1906-1908), Кишиневе, Твери. С 1928 по 1933 годы митрополит Серафим возглавлял Ленинградскую епархию -- это было последнее место его служения, после чего он ушел на покой.
   Митрополит Серафим был всесторонне одаренной личностью: военный историк, духовный писатель, музыкант и иконописец, врач, создавший собственную медицинскую систему. После Октябрьской революции его деятельность находилась под пристальным вниманием новой власти. На 82-м году жизни тяжелобольного, почти не выходившего из дома владыку арестовали и по обвинению в причастности к "контрреволюционной монархической организации" приговорили к расстрелу.
   11 декабря 1937 года митрополит Серафим был расстрелян и захоронен на полигоне НКВД в подмосковном поселке Бутово. Ныне Бутовский полигон известен как место массовых расстрелов и захоронений 1930-х -- 1950-х годов. Жертвами полигона, по далеко не полным данным, только за 14 месяцев -- с 8 августа 1937 по 19 октября 1938 года -- стали 20 765 человек. Около тысячи их них были расстреляны только за то, что были верующими. К марту 2005 года 294 бутовских мученика уже прославлены Русской православной церковью в лике святых. Первым из них 23 февраля 1997 года был канонизирован митрополит Серафим -- самый старший по сану архипастырь из всех иерархов, захороненных в Бутове.
   "Слово пред панихидою по И. С. Тургеневу" было опубликовано в книге "Орловская епархия в 1906-1908 гг. при преосвященном епископе Серафиме (Чичагове). С приложением его речей и докладов", изданной в Кишиневе в 1914 году и с тех пор никогда не переиздававшейся.
   
   Сегодня исполнилось двадцать пять лет со дня кончины великого писателя земли русской, незабвенного Ивана Сергеевича Тургенева, родившегося в нашем городе Орле и обессмертившего себя описанием "Дворянского гнезда", к которому он сам принадлежал.
   В творениях своих он для отечества бессмертен и, поминая его сегодня в молитвах как дорогого и высокоодаренного человека и писателя, -- невольно останавливаешься своею мыслию на этом наименовании его "бессмертным" и на вопросе о бессмертии души человеческой вообще. Разве это признание наше И. С. Тургенева бессмертным писателем не есть уже доказательство, что душа переживает тело и что люди при земной жизни своей еще стремятся к бессмертию, к сохранению своего имени в памяти потомства, к влиянию на людей даже после смерти и к общению с ними. Исключительные люди, щедро наделенные дарованиями, возвышенные или высокопоставленные Провидением, обыкновенно стараются своими выдающимися трудами и произведениями, подвигами или громкими делами составить себе славное и громкое имя, дабы и будущие потомства в отечестве, а если возможно, то и во всем образованном мире, наделяли их славою и благословениями за благотворное влияние на них, как обладателей и проводников правды Божией, высоких идеалов и христианской нравственности.
   Иное бессмертие выпадает на долю писателей, деятелей и тружеников бессердечных, корыстных, вредных, влияющих безнравственно на потомство. Их память омрачается упреками, негодованием и поношениями.
   Да, велик для нас и дорог наш соотечественник и друг юношества в особенности -- И. С. Тургенев. Несомненно, среди собравшихся здесь для молитвы о великом писателе многие помнят его и видели И. С. Тургенева, но и все остальные знают его не только по портрету, приложенному к его сочинениям, но еще потому, что, читая его произведения, они изучили любящее, чуткое и поэтическое сердце И. С. Тургенева, его тонкий и проницательный ум, его возвышенный и созерцательный дух, которым он восторженно любил богоносный русский народ. Решительно все знакомы с его умным, типично русским лицом, с его статной фигурой и могучей седой головою. Можно ли было, читая дивные художественные произведения Ивана Сергеевича, не видеть его?
   Любил И. С. Тургенев свою родину. Он всегда смотрел на простой и родной свой народ с таким же восторженным чувством и радостным трепетом, как на просыпающуюся весеннюю природу при блеске утренних лучей, скрывающую в себе могучую силу и пышный расцвет. Природу он боготворил.
   Вот он на заброшенном своем хуторе Алексеевке, бродит по некогда фруктовому, а теперь одичалому саду, со всех сторон обступившему флигелек своей пахучей, сочной глушью. Солнце только что встало, на небе ни одного облачка, все кругом блестит сильным, двойным блеском утренних лучей и вчерашнего ливня. "Ах, как хорошо на вольном воздухе, под ясным небом, -- говорит он, -- трепещут жаворонки, сыпется серебристый бисер их звонких голосов! На крыльях своих они наверно унесли капли росы". И сняв шапку с головы, он стоит, дышит радостно, всею грудью...
   Так наслаждаться красотою и величием природы и так славословить Бога поэтическим описанием Его творений, как Иван Сергеевич, мог только верующий христианин. И действительно, его вера видна в каждом произведении. Так, устами Лизы в "Дворянском гнезде" он говорит: "Нужно быть христианином для того, что каждый человек должен умереть". Не сказал он, что нужно быть христианином потому, что неизбежен переход в загробную жизнь и только истинным христианам обещано блаженство в Царствии Божием; это походило бы на расчет, на заботу о выгоде. Нет, он прямо излагает, что ввиду смерти нужно быть христианином для того, чтобы не нарушать свой нравственный союз с Богом. Этот нравственный союз требует, чтобы целию своей земной жизни люди сделали правду Божию и стали достоянием Божиим, а для этого надо обособляться от зла и злых людей во имя любви, милосердия и братства, несмотря на обратную проповедь многих. Современное христианство более мирское, чем духовное, и большинство людей и шага ни делает к осуществлению правды Божией в жизни.
   Удивлялся И. С. Тургенев, как умирает русский мужик. "Он умирает, -- пишет Иван Сергеевич, -- словно обряд совершает, холодно и просто". Недостает только слов: "как истинный христианин", но они подразумеваются и чувствуются.
   За 25 лет со дня кончины Тургенева сколько же поколений уже воспитывались на возвышенных, гуманных и поэтических литературных произведениях Ивана Сергеевича. Миллионы людей услаждались чтением и изучением трудов его. Но, кажется, никогда эти произведения не были так необходимы молодому поколению, как в переживаемое нами время.
   Мне думается, что благодарная Россия должна была бы не только в известные, так сказать, юбилейные и значительные дни поминать имена великих русских писателей, которые, как И. С. Тургенев, действительно и после их кончины воспитывали и ум, и душу юношества и упорядочивали жизнь людскую, но вечно молиться за них и именно при богослужениях в гимназических, университетских и академических церквах. Молитва наша -- это единственное добро, единственное выражение нашей благодарности и признательности, которые мы можем сделать и проявить к умершим, и в молитве нашей, не надо забывать, единственная потребность "бессмертных" в загробной жизни. Поэтому будем чаще молиться за наших незабвенных соотечественников. Пусть молится в особенности молодежь, не потому, что это доказывает их благодарность к великим писателям, содействующим их образованию и воспитанию, но для того чтобы в юношестве действовал дух, их возрождающий к лучшей жизни, к прославлению Бога и к пониманию христианских идеалов. Аминь.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru