Леонтьев Константин Николаевич
Последний луч
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Леонтьев Константин Николаевич
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1891
Обновлено: 02/04/2025. 12k.
Статистика.
Рассказ
:
Проза
Художественные произведения
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Аннотация:
(Рассказ монаха).
К.Н. Леонтьев. Полное собрание сочинений и писем в двенадцати томах
С.-Пб, "ВЛАДИМИР ДАЛЬ", 2003
Том пятый. Произведения конца 1860-х--1891 годов
ПОСЛЕДНИЙ ЛУЧ
(РАССКАЗ МОНАХА)
Старец намерен скоро постричь меня в мантию. -- В рясофоре я уже давно.
Я сказал ему недавно, что воспоминания о последней моей платонической любви сильнее тяготят меня, чем все другие, гораздо более грешные. -- Они еще слишком дороги мне, слишком близки сердцу, и я бы желал кому-то и для чего-то рассказать об этом прощальном свете моей угасающей земной жизни.
Обо всей моей прежней жизни я помню только памятью и могу судить ее почти одним рассудком. -- Я знаю, конечно, что герой этих давних романов -- я сам; -- но я уже давно равнодушен к этому герою; иногда он мне нравится как чужой, иногда он тоже как чужой в чем-нибудь ненавистен мне. -- Но и то и другое --
по идее,
а не по пристрастному чувству... К этой последней старческой песне умолкающего сердца я не могу еще быть равнодушен: -- я еще чувствую, что это
я; -- я
чувствую, что эта песнь моя песнь; -- эта боль моя боль; -- эти радости -- мои радости; эта поэзия -- моя поэзия...
Однажды мне в большом городе случилось жить над квартирой одной прекрасной музыкантши, которая играла по вечерам, а иногда и за полночь на рояли.
Сначала, ложась спать, я слушал ее с удовольствием. -- Потом меня стало это тяготить; -- я просил ее прекращать игру после одиннадцати часов вечера; потому что я болен. -- Эта добрая женщина согласилась и прекращала игру иногда еще и много раньше. -- Были и такие вечера, в которые она и не подходила к роялю. -- Но впечатление еще было так сильно, что я долго не мог преклонить голову мою на ту самую подушку, лежа на которой я прежде слушал музыку, -- чтобы не услыхать тотчас же звуков, которых не было. -- Не раз я привставал и прислушивался, не раз я думал, что добрая музыкантша изменила своему слову и села играть в первом часу ночи. -- Нет, -- она слову была верна: она не играла; -- стоило мне только приподняться, чтобы понять, что все тихо и безмолвно... Но едва только я снова припадал к подушке -- как звуки раздавались снова и я не мог спать...
Вот так и с этим чувством...
Солнце село; но свет его еще светит; -- цветы вынесли, но тонкий запах их еще слышен в комнате...
Я не люблю теперь ни одной из моих давних любовных историй; -- иные из этих давних увлечений я бы теперь ненавидел, если бы я не чувствовал себя уже до непостижимости далеким от них. -- Но эту последнюю любовь мою я люблю; -- я не стыжусь ее даже и тем стыдом, который можно назвать стыдом Христианским... Христианин богобоязненный стыдится всего того, что ему могут поставить в укор, как дело не Христианское...
Конечно, что может быть без Бога! Его и соизволение на благое; Его и попущение на грех;.. или для испытания нашего в борьбе, или для уничижения нашего в падении... Мне весело вспомнить и то, что Господь поддержал меня в этом деле; -- и стыдиться мне нечего за себя, потому что я знаю, как я постоянно думал о Боге и как я пламенно молился, чтобы все хорошо окончилось.
И все окончилось хорошо и по-Христиански...
Правда --
она
умерла потом; -- умерла всего двадцати двух лет... Но -- это воля Господня; скончалась она как младенец. -- И как ни скучна, как ни убийственноуныла была моя жизнь с тех пор, -- но я не знаю, могу ли я жаловаться на то, что она умерла именно тогда, когда мы с ней были впервые во всем так согласны и так довольны друг другом.
Она была молода, и у нее грехов было мало; -- Господь взял ее. -- Я стар, и грехов у меня, не мелких каких-нибудь, а очень важных -- было в долгую жизнь мою "паче песка морскаго"... И я жив. -- Она была готова. -- А я, окаянный, до сих пор еще не готов, и Господь ждет и долготерпит. -- И после смерти ее мне уже ни о чем земном нет ни нужды, ни расположения особой какой-нибудь личной молитвой молиться; -- а стало довольно с меня двух общих всей Церкви молитв.
"Прочее время жизни моей скончать в мире и покаянии"... "Смерть пошли, Господи, Христианскую, для утомленного тела безболезненную; -- перед людьми непостыдную; -- в совести мирную и подай мне добрый ответ на страшном Суде твоем"...
ВАРИАНТЫ
И РАЗНОЧТЕНИЯ
Автограф: РГАЛИ. Ф. 290. Оп. 1 Ед. хр. 23.
С. 661
3
после
Старец
зачеркнуто:
хочет
3
в мантию
вставка
5
после
воспоминания
зачеркнуто:
мои
6
сильнее
вписано над зачеркнутым
больше
8
сердцу
написано после того же зачеркнутого после
сердцу,
зачеркнуто:
Все Не Я
11
в начале строки было начато:
Мн<е>
12
почти
вставка
13
после
знаю,
зачеркнуто:
что
14
уже давно
вписано над строкой
17
старческой
вставка
19
еще
вставка
20
перед
песнь
исправлено, было:
это,
далее зачеркнуто:
мо<я>
24
а иногда и за полночь
вписано над строкой
24
после
рояли. --
зачеркнуто:
Каждый вечер сначала {
вставка
} я слушал ее каждый вечер {
вставка
} с удовольствием -- по<том>
25
после
Сначала
зачеркнуто:
я слуш<ал>
26
после
тяготить; --
зачеркнуто:
я не мог за<снуть>
С. 662
2
и такие
вписано над строкой
5
перед
ту
зачеркнуто:
эт<у>
5
после
подушку
зачеркнуто:
лежа;
над строкой вписано:
лежа на которой я прежде слушал музыку -- ,
7
после
не было. --
зачеркнуто:
Иногда я
8
раз
написано после того же зачеркнутого
11
после
все
начато и зачеркнуто:
б
16
цветы
написано после зачеркнутого начала того же слова после
вынесли,
начато и зачеркнуто:
то<нкий>
17
далее в новой строке зачеркнуто:
Прошлые мои увлечения я не люблю
18
теперь
вставка
19
этих
вписано над зачеркнутым:
моих
19
после
я
зачеркнуто:
ненавижу;
19
теперь
вставка
20
уже до непостижимости
написано после зачеркнутого начала того же словосочетания
22
после
даже
начато и зачеркнуто:
Хр<истианским>;
далее зачеркнуто:
и стыдом Христианским. --
24
после
богобоязненный
начато и зачеркнуто:
нер
27
или
вставка
29
и то
вписано над строкой
32
после
хорошо
зачеркнуто:
с %
35
перед
скончалась
зачеркнуто:
и
36
после
как
зачеркнуто:
ангел... И с<тарец>
36
после
младенец
была точка с запятой; далее карандашом зачеркнуты следующая строка и относящаяся к ней вставка на полях:
И старец -- говорит, что Господь показал этим
87
особое к ней благоволение; -- что она, конечно, теперь в селении праведных, где нет ни печали, ни воздыханий, но жизнь бесконечная...<
На полях, от слов: конечно, теперь>
36
после
убийственно
зачеркнуто:
было мне долго после;
под строкой вписано:
уныла ~ с тех
С. 663
2
после
были
зачеркнуто:
в
2
так
вставка
4
она
исправлено на
Она,
перед зачеркнуто:
У
6
после
было
начато и зачеркнуто:
п<аче>
8
А
исправлено из
Я
8
еще
вставка
8
после
и
зачеркнуто:
должен видно, еще д<олго>
9
и долготерпит
написано карандашом над зачеркнутым:
и терпит мои немощи...
87
вставка
10
особой
вставка; в строке далее зачеркнуто:
молиться
11
личной
вставка карандашом
12
после
двух
карандашом зачеркнуто:
трех
13
моей
вписано карандашом над зачеркнутым:
нашей
14
после
Господи
карандашом зачеркнута вставка:
мне
14
после для
карандашом зачеркнуто:
несчастного ис<с>традавшегося
15
после
тела
карандашом зачеркнуто:
моего
16
перед
совести
карандашом зачеркнуто:
своей
17
далее в новой строке зачеркнуто:
Слезы текут у меня когда я обо всем вспомин<аю> и писать нет сил
Обо всем я говорил нашему доброму старцу и он такой
КОММЕНТАРИИ
Автограф: РГАЛИ. Ф. 290. Оп. 1. Ед. хр. 23.
Датировка неизвестна (вторая половина 1880-х -- 1891 г.).
Впервые опубликовано Ю. П. Иваском с большими неточностями: The Religious World of Russian culture. 1975. Vol. II. P. 242-- 243. Фототипическое воспроизведение автографа: Там же. С. 244-- 248.
Печатается по автографу.
По первоначальному описанию архива Леонтьева носит номер 37 (т. е. сразу после "Подруг"). Отрывок связан с замыслом романов "Святогорские отшельники" и "Подруги" ("Последний луч" было одним из вариантов названия этого произведения).
М. В. Леонтьева также не считала этот текст законченным произведением. 6 января 1912 г. она так охарактеризовала его в письме к о. И. Фуделю:
"Последний Луч --
только набросок, и того менее" (РГАЛИ. Ф. 290. Оп. 1. Ед. хр. 102. Л. 21).
С. 661.
...постричь меня в мантию. -- В рясофоре я уже давно. --
Пострижение "в рясофор" -- это первая степень монашества, хотя здесь еще не даются монашеские обеты; посвящаемый инок получает право носить рясу (отсюда название) и камилавку. Постриг "в мантию" -- собственно принятие монашества, также называется постригом в малую схиму.
С. 663.
...грехов у меня ~ "паче песка морскаго"... --
Цитата из "Молитвы Манассии, царя иудейского", завершающей II книгу Паралипоменон ("зане согреших паче числа песка морскаго"). Молитва входит в последование Великого Повечерия.
С. 663.
"Прочее время жизни ~ на страшном Суде твоем"...
-- Молитвы на основе двух прошений просительной ектений: "Прочее время живота нашего в мире и покаянии у Господа просим" и "Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове просим". См. также прим. на с. 870.
ВАРИАНТЫ И РАЗНОЧТЕНИЯ
С. 767. ...в
селении праведных, где нет ни печали, ни воздыханий, но жизнь бесконечная... --
цитаты из отпуста заупокойных богослужений ("Воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш <...> душу от нас преставльшегося раба своего в селениях праведных учинит...") и кондака "Со святыми упокой...".
Оставить комментарий
Леонтьев Константин Николаевич
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1891
Обновлено: 02/04/2025. 12k.
Статистика.
Рассказ
:
Проза
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.
у нас
Самая свежая информация
дизайн